Кудашова Ю.В. Социология управления - файл n1.doc

Кудашова Ю.В. Социология управления
Скачать все файлы (81 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc81kb.14.01.2014 07:32скачать

n1.doc

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального

образования «Оренбургский государственный университет»

Кафедра государственного и муниципального управления

Ю.В. КУДАШОВА

СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ

Методические указания к курсу

Рекомендовано к изданию Редакционно-издательским советом

государственного образовательного учреждения высшего

профессионального образования «Оренбургский государственный

университет»

Оренбург 2003


ББК 65.290-2+60.56я73

К-88

УДК 65:316,344,2](075.8)

Рецензент

кандидат экономических наук, доцент Ф.З. Аралбаева

К Ю.В. Кудашова

Социология управления: Методические указания к курсу –

Оренбург: ГОУ ВПО ОГУ, 2003. – 12 с.

Методические указания составлены в соответствии с

требованиями государственного образовательного стандарта об

образовательном минимуме содержания образовательной программы

по дисциплине «Социология управления».

Методические указания содержат рекомендации по изучению

курса «Социология управления». В процессе изучения дисциплины

студенты должны приобрести необходимые теоретические знания по

изучаемому курсу и практические навыки проведения

социологических исследований систем управления.

Методические указания могут использоваться студентами

других специальностей по изучению дисциплины «Социология

управления».

ББК 65.290-2+60.56я73

Кудашова Ю.В., 2003

ГОУ ВПО ОГУ, 2003

2


Введение

Социология управления - отрасль социологического знания, из-

учающая систему и процессы управления в условиях складывающихся в

обществе социальных отношений. Она изучает органы управления - госу-

дарственные, общественные, прежде всего как социальные системы, весь

комплекс подбора, расстановки, воспитания, переподготовки управленче-

ских кадров, отношения, складывающиеся между работниками аппарата

управления при выполнении ими управленческих функций, специфику

формирующихся у них интересов. В изучении этих проблем социология

управления близка к социологии организации. Социология управления

охватывает все сферы жизни и деятельности человека, в том числе

экономику, политическую и духовную сферы, включает в себя

государственное и муниципальное управление.

Другая группа проблем социологии управления – это социальные

цели управления, с точки зрения социальных критериев, их соответствие

интересам и желаниям управляемых, анализ социальных последствий,

принимаемых управленческих решений, отношение к ним исполнителей,

система учета интересов, мнений, предложений работников. Важное место в

ней занимает изучение проблем дисциплины, ответственности,

исполнительности, поскольку соответствующие явления рассматриваются

не просто как социальные качества личности, а как выражение

определенных социальных отношений, которые возникают в процессе

управления.

Предметом социологии управления как науки являются:

- закономерности (тенденции) и детерминации социального

воздействия и взаимодействия, факторы, определяющие развитие

социальных систем;

- случайности (отклонения, дополнения);

- проблемы социального воздействия и развития (циклы, социальные

алгоритмы, социальная организация, самоорганизация и дезорганизация,

социальные конфликты, кризисы);

- субъектно-объектные и межсубъектные отношения и взаимосвязи,

организационно-управленческая среда;

- способы управленческого воздействия.

Среди важнейших проблем формирования социальной политики

особое место занимает исследование общественного мнения, выражающего

определенные политические установки и ориентации индивидов, групп;

исследование процессов бюрократизации в системе управления; анализ

поведения избирателей, в зависимости от рода занятий, дохода, классовой

принадлежности и др.

Заметное место в социологии управления занимают проблемы мани-

пулирования общественным сознанием и поведением в интересах партий

3


или отдельных личностей; стабильности политической системы, структуры

политической власти.

1. Цель и задачи изучения дисциплины

Цель дисциплины – раскрыть социологические проблемы

управления, социологические теории и концепции управления, познакомить

студентов с социологическими методами анализа системы управления,

показать специфику социальных отношений в процессе управления,

научить прогнозировать социально-экономические и политические

процессы в управлении и принимать эффективные, социально -

ориентированные управленческие решения.

Задачи дисциплины:

- ознакомить студентов с основными теориями и концепциями

социологии управления;

- освоить основные категории, понятия и термины социологии

управления;

- ознакомить студентов с основными методами социологического

анализа;

- показать студентам взаимосвязь управления с различными

социальными подсистемами общества;

- развить умения студентов научно анализировать социально-

значимые проблемы и управленческие процессы, развить способности

поиска нестандартных управленческих решений;

- развить умения снимать противоречия между управляющими и

управляемыми в условиях агрессивной среды управления.

2 Требования к уровню освоения дисциплины

Курс социологии управления является одной из специальных учебных

дисциплин подготовки менеджеров по специальности «Государственное и

муниципальное управления» федерального компонента государственного

образовательного стандарта высшего образования. Курс взаимосвязан с

общими гуманитарными и социально-экономическими дисциплинами:

«Философия», «Социология»; общепрофессиональными дисциплинами:

«Исследование социально-экономических и политических процессов»,

«Теория управления» и специальными дисциплинами: «Управление

персоналом», «Разработка управленческого решения».

Социальная деятельность является функциональной основой

социологии управления, следовательно, методологической основой теории

социального управления выступают философская теория деятельности,

теория организации и самоорганизации, общая теория управления.

4


Знание социологии управления является методологической основой

для изучения частных теорий: теории государственной службы,

теоретических положений государственной кадровой политики, теории

управления персоналом и др.

В результате изучения дисциплины специалист должен

знать:

- основные понятия социологии управления;

- содержание теорий и концепций, относящихся к социологии

управления;

- специфику изучения организационной структуры управления,

внешней среды, мотивации, культуры и инноваций в социологии

управления;

- роль социологии управления в оптимизации государственного и

муниципального управления.

уметь:

- применять методы социологии управления для анализа

управленческих ситуаций;

- осознанно использовать ту или иную модель при принятии

решений;

- анализировать мотивацию работников исходя из известных теорий

мотивации;

- определять направления повышения эффективности управления

на основе анализа влияния социально-экономических факторов.

владеть:

- приемами сбора, обработки и анализа первичной социологической

информации.

3. Тематический план изучения дисциплины

Тема 1 Социальное управление как разрешение противоречия между

управляющей и управляемой системами

Социология и управление. Специфика социологического знания.

Объект и предмет управления. Социология управления как прикладная

наука и управленческая дисциплина. Особенности социологического

подхода к управлению. Объект, предмет, структура и функции социологии

управления.

Закономерности социологии управления. Понятийный аппарат данной

науки. Социальные группы: понятие, виды, классификация. Социальные

группы как объекты и субъекты управления. Управление и его место в

обществе. Социальная природа и сущность управления и менеджмента.

5


Управление как социальные отношения. Психологические, управленческие,

культурные, экономические и социальные отношения в управлении.

Взаимосвязь социологии управления с другими науками, изучающими

процессы управления. Возрастание значения социологии управления в

современных условиях. Необходимость изучения данной дисциплины в

рамках специальности «Государственное и муниципальное управление».

Тема 2 Возникновение и основные этапы развития социального

управления

Основные парадигмы и теоретические подходы в социологии

управления. Донаучный этап развития социологии (III тыс. до н.э.-XVIII

в.н.э.): Древний Восток (Египет, Вавилон); Античная Греция (Сократ,

Платон, Ксенофонт, Аристотель); Средневековые учения (М.Лютер,

Ж.Кельвин); Английская школа социологии (У. Петти, А.Смитт),

Французская социологическая школа (О.Конт, Э.Дюркгейм).

Классический этап развития социологии и менеджмента (19 век):

Марксистская школа (Маркс, Энгельс); Немецкая историческая школа

(В.Зомбарт); Немецкая социология труда (Г.Зиммель, М.Вебер);

Американский институционализм (Т.Веблен, Дж.Коммонс); Эмпирическая

и прикладная социология (А. Кетле); Научный менеджмент (1885-1920)

(Тейлор, Оуэн, Эмерсон, Гилбрет, Гантт); Административная школа

управления (1920-1950) (Файоль, Урвик).

Управленческие теории 20 века. Современный этап развития

социального управления: школа человеческих отношений (1930-1950)

(Мэйо); Теория трудовой мотивации (Маслоу, Герцберг); концепция

постиндустриального общества (Д.Беллом); Теория революции менеджеров

(П. Друкер); Программа гуманизации труда (Р. Кан), Социологическая

инженерия (Лазарсфельд). Ситуационный, системный и процессный

подходы к управлению.

Тема 3 Социологические исследования систем управления

Методологические основы проведения социологических

исследований систем управления. Цели, задачи и принципы

социологических исследований систем управления. Понятие и виды

социологических исследований процессов управления.

Классификация методов социологии управления. Формализованные и

неформализованнные методы социологии управления. Наблюдение как

метод социологического исследования. Опрос в социологическом

исследовании. Анализ документов и эксперимент в социологическом

исследовании.

6


Программа социологического исследования. Основные этапы

социологического исследования. Ошибки и трудности при разработке

программы социологического исследования.

Тема 4 Три модели социального управления: координация,

субординация, реординация

Проблема типологизации и видообразования управления в обществе.

Управление и социальная система общества.

Организационные отношения в системе социального управления

(координация, субординация, реординация). Социальный род и социальный

индивид, социальный субъект и социальный объект как социальные

феномены управления. Иерархическая форма социального управления.

Управление в сфере социальной защиты, образования, культуры и

искусства, здравоохранения, физкультуры и спорта. Социология управления

и проблемы труда, занятости и миграции населения. Управление социально-

демографическими процессами в обществе. Управление и молодежь.

Управление в сфере досуга. Управление и СМИ. Общественное мнение и

управление.

Тема 5 Управление и манипулирование

Управление, мотивация, манипулирование. Понятие мотивации как

функции управления. Содержательные и процессуальные теории

мотивации. Теории потребностей. Теории ожиданий, справедливости,

модель Портера-Лоулера. Мотивы и стимулы. Цели, ценности, социальные

нормы, социальные институты и культура как регуляторы

жизнедеятельности людей в обществе.

Цели, потребности и интересы в управлении. Цели общественные,

корпоративные и личные, общие и частные, идейные и корыстные,

национальные и групповые, второстепенные и жизненные. Потребности и

интересы населения, и их учет в государственном и муниципальном

управлении.

Сущность манипулирования. Манипулирование как реализация

корыстных интересов.

Ценностная ориентация управленческой деятельности. Социальные

нормы: нормы морали, нормы права, нормы социальных организаций.

Формирование социальных институтов в обществе. Социальные институты

власти, собственности, образования, семьи и т.д. Социальная роль местного

самоуправления.

Трудовая активность и производительность труда. Вознаграждение

персонала. Виды манипулирования: экономическое, политическое,

бюрократическое, идеологическое, психологическое.

7


Тема 6 Социологические исследования власти и влияния в системе

социального управления

Руководство и лидерство. Сущность и типология социального

лидерства. Два подхода к изучению лидерства: изучение лидерских качеств

и изучения ситуации, в которой действует лидер. Характеристика лидерских

качеств. Обзор теорий лидерства Федлера, Митчела и Хаоса «Путь-цель»,

Бланшера, Врума, Журавлева.

Понятие стиля руководства. Общий и специфический стили

управления. Факторы, формирующие стиль руководства. Характеристика

стилей руководства: автократический, демократический, либеральный

стили. Выбор рационального стиля работы менеджера. “Решетка

менеджмента” – рабочий инструмент руководителя. Ситуационные подходы

к эффективному лидерству. Виды манипулирования: экономическое,

политическое, бюрократическое, идеологическое, психологическое.

Понятие власти, могущества, влияния. Типы власти, формы. Источники

власти. Отношения власти. Искусство применения власти.

Тема 7 Объективный характер государственного интереса

Сущность социально - технологического подхода к управлению.

Естественный и искусственный государственный интерес. Принципы и

классификация социальных технологий. Механизм разработки

государственного интереса.

Социальное прогнозирование и управление. Объект управления и

методы социального прогнозирования. Проблемы эффективности

социальных прогнозов. Алгоритм управленческого прогнозирования.

Социальное проектирование: сущность и виды социального

проектирования. Методология, методы и этапы социального

проектирования. Алгоритм социального проектирования.

Социальное программирование: основные принципы и специфика

применения в различных социальных институтах. Алгоритм социального

программирования.

Понятие и сущность социального планирования. Роль

социологических исследований в социальном планировании.

Тема 8 Столкновение интересов внутри государства

Социологические исследования конфликтности в системе

социального управления. Конфликт как социальное явление. Участники и

субъекты социального конфликта. Классификация видов конфликтов.

8


Причины возникновения и последствия конфликтов. Функциональные и

дисфункциональные конфликты. Конфликт и сотрудничество.

Государственный интерес во времени и в пространстве, вектор

времени и пространства для государственного интереса. Динамика

социальных конфликтов. Основные стадии развития конфликта и

отношения в трудовом коллективе.

Конфликтологическая стратегия как универсальное средство

разрешения конфликтов. Управление социальным конфликтом.

Взаимосвязь государственного интереса с типом государства.

Государство в системе социального партнерства. Социальное партнерство:

субъект и объект, предмет, принципы. Система и механизм социального

партнерства.

Тема 9 Управление в условиях агрессивной среды

Среда управления. Управленческий менталитет, взаимосвязь

состояния среды управления с целью управленческого действия.

Понятие внешней социальной среды управления. Общие черты

внешней среды управления. Неопределённость внешней среды. Инертная,

оптимальная и агрессивная среда управления.

Социофакторы и способы управления в агрессивной социальной

среде. Социально-экономические факторы, влияющие на мотивацию труда:

объективные (общие и специфические) и субъективные. Роль и значение

фактора социальной ответственности субъекта и объекта управления.

Адаптация к внешней среде. Определение резерва повышения

эффективности управления на основе мотивации труда. Способы

управления в агрессивной социальной среде.

9


4 Литература, рекомендуемая изучению к курса

«Социология управления»

- основная литература

1 Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка:

Учеб. пособие. - М.: ИНФРА - М, 1999. - 260 с.

2 Большой экономический словарь/Под ред. А.Н. Азрилияня. - 4-е изд.

Доп. и перераб. - М.: институт новой экономики, 1999. - 1248 с.

3 Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник для вузов. - М.:

Высш. школа, 1994. - 224с.

4 Герчикова И. Менеджмент. М.: Банки и биржи, 1994. – 246 с.

5 Глущенко В.В., Глущенко И.И. Исследование систем управления:

социологические, экономические, прогнозные, плановые,

экспериментальные исследования. - г.Железнодорожный, Моск. обл.:

ООО НПЦ "Крылья", 2000. - 416 с.

6 Макаренко М.В., Махалина О.М. Производственный менеджмент: Учеб.

пособие для вузов. - М.: "Издательство ПРИОР", 1998. - 384 с.

7 Менеджмент и самоменеджмент в системе рыночных отношений:

Учебное пособие / Ф.М. Русинов, Л.Ф. Никулин, Л.Ф. Фаткин.; Под ред.

Ф.М. Русинова. - М.: Инфра-М, 1996.-351с.

8 Менеджмент организации: Уч. пособие / под ред. З.П. Румянцевой, Н.А.

Саломатина. - М.: Инфра, 1997. - 432 с.

9 Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с

англ. - М.: "Дело", 1993, - 703 с.

10 Общий менеджмент: Учебное пособие / под ред. А.К.Казанцева. – М.:

ИНФРА-М, 1999.-252 с.

11 Кравченко А.И. Социология. Екатеринбург: Деловая книга, М.: изд.

"Логос", 1999, - 384 с.

12 Социальный менеджмент: Учебник / под ред. Д.В. Валового. - М.: ЗАО

"Бизнес школа "Интел - синтез", Академия труда и социальных

отношений, 1999, - 384с.

13 Социальный менеджмент: Учебник для вузов/ С.Д. Ильенкова, В.Н.

Журавлева, Л.Л. Козлова и др. Под. Ред. Ильенковой С.Д. – М..: Банки и

биржи, ЮНИТИ, 1998.

14 Удальцова М.В. Социология управления: Учебное пособие. - М.: ИНФРА

- М, Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. - 144 с.

15 Энциклопедический социологический словарь/ Под ред. акад. Осипова

Г.В. – М.., 1995.

- дополнительная литература

16 Бовыкин В.И. Новый менеджмент: Управление предприятием на уровне

высших стандартов. Теория и практика эффективного управления. - М.:

Экономика, 1997.-368с.

10


17 Бондаренко В.А., Аралбаева Ф.З., Кудашова Ю.В. Проблемы повышения

эффективности управления организацией: Монография. – Оренбург,

2001. – 152 с.

18 Журавлев Г.Т. Прикладная социология. – М..: МЭСИ, 2000.

19 Заславская Т.И. Социология экономической жизни. - М., 1991. - 144 с.

20 Зинченко Г.П. Социология государственной и муниципальной службы:

программа-концепция//Социс. 1996. №6.

21 Лященко А.И. Организация и управление социальной работой в России:

Учебное пособие. М., 1995.

22 Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных

проектов: (Вторая редакция)/ М-во экон. РФ, М-во фин. РФ, ГК по стр-

ву, архит. и жил. политике; рук. Авт. Кол. : Коссов В.В., Лившиц В.Н.,

Шахназаров А.Г. - М.: ОАО "НПО " Изд. "Экономика", 2000. - 421 с.

23 Михеев В.А., Пономарев Б.Т. Государственная служба: регулирование

конфликтов и социальное партнерство. М., 1996.

24 Уткин Э.А. Мотивационный менеджмент. - М.: Ассоциация авторов и

издателей "ТАНДЕМ". Изд. ЭКМОС, 1999. - 256 с.

- периодическая

26 Общество и экономика – М.: ПИК ВИНИТИ, 2000, 2001, 2002

27 Теория и практика управления – М.: ПИК ВИНИТИ,2000, 2001, 2002

- методическая литература по видам занятий

28 Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая (с

алфавитно-предметным указателем). -М.: Издательская группа ИНФРА-М -

НОРМА, 1997. -560с.

29 О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов):

Указ Президента России// Российская газета. 1995. 5 сент.

11
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации