Организация работы учителя-логопеда ДОУ - файл n1.doc

Организация работы учителя-логопеда ДОУ
Скачать все файлы (222 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc222kb.17.02.2014 22:00скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5
Организация работы учителя-логопеда ДОУ ( методические рекомендации по ведению документации и планированию логопедической работы)

Авторы - составители:


Рецензенты:


Данное пособие — сборник методических материалов по планированию логопедической работы и рекомендаций по ведению документации учителя-логопеда ДОУ — результат работы творческой группы учителей-логопедов, имеющих большой опыт практической работы. Данное пособие может быть рекомендовано учителям-логопедам ДОУ, администрации ДОУ, курирующей работу учителей-логопедов, студентам КГУ кафедры коррекционной педагогики.

Введение
Результативность логопедической работы по преодолению нарушений речи у детей дошкольного возраста напрямую зависит от уровня организации коррекционно-педагогического процесса. Владение современными диагностическими, профилактическими, коррекционными методиками и технологиями, умение целенаправленно планировать коррекционно-логопедическую работу, грамотно вести документацию – непреложное условие профессиональной компетентности учителя-логопеда .

В современной системе дошкольного образования существуют различные научно-методические подходы к разработке задач и содержания логопедической помощи детям дошкольного возраста. Однако вопрос о формах учета деятельности учителя-логопеда, планировании коррекционно-логопедической работы остается открытым как для опытных, так и для начинающих специалистов. В имеющихся методических пособиях – рекомендациях по организации логопедической работы предлагаются отдельные формы ведения документации, образцы планирования, не всегда соответствующие современным требованиям, целесообразности оформления тех или иных документов. Отсутствие единого сборника примерных форм, образцов обязательной и рекомендованной к ведению документации затрудняет не только практическую деятельность учителей-логопедов, но и контролирующие мероприятия.

Настоящее пособие является попыткой обобщить специальные практические материалы, примерные формы документов и методические рекомендации, предложенные в специальных изданиях, а также результаты многолетнего практического опыта работы учителей-логопедов – членов авторской группы, разработавшей данное пособие. Задача пособия – помочь начинающим и квалифицированным специалистам разобраться в текущей и отчетной документации, на основе предложенных образцов и материалов для планирования организовать коррекционно-логопедическую работу в соответствии с современными требованиями, повысив тем самым результативность логопедического воздействия.

Документация учителя-логопеда ДОУ
Коррекционно-педагогическая деятельность учителя-логопеда ДОУ регламентируется нормативно-правовыми актами и документами различного уровня: федерального, регионального, локального. Учитывая современные требования к организации коррекционно-логопедической работы с дошкольниками, имеющими речевые нарушения, учителю-логопеду рекомендуется оформление следующих документов:

логопеда*

диагнозам)

занятий


Значком «*» отмечены документы, утверждаемые заведующим ДОУ
Наличие основных видов документов, грамотное ведение документации – обязательное условие работы логопеда. Правильное оформление и ведение документации контролируется заведующей ДОУ, курирующей работу учителя-логопеда; оценивается в ходе проверки специалистами отдела образования и учитывается в ходе аттестации педагога.

Организация деятельности учителя-логопеда
Эффективность коррекционно-логопедической работы зависит от четкой организации коррекционно-педагогического процесса, правильного распределения учебной нагрузки в течение дня и преемственностью в работе логопеда, воспитателя и специалистов ДОУ. Зачисленные в специальную группу дети находятся в детском саду с сентября по июнь. Данные о детях, зачисленных в специальную (коррекционную) группу V вида заносятся в журнал регистрации детей с дефектами речи (табл. 1). Отдельно составляется список детей, посещающих логопедические занятия.

Таблица № 1

Журнал регистрации детей с дефектами речи


Дата форми-

рования

группы

Фамилия,

имя

Логопедическое заключение

Рекомендовано направить

Примечания (выбыл, переведен в теч года и др.)

начало года

конец года

повтор-

ный курс

массовая группа д\с

массовая школа

спец. класс






























В начале учебного года (с 01. 09 по 15. 09) проводится стартовое логопедическое обследование детей, поступивших в специальную коррекционную группу V вида или продолжающих обучение воспитанников. По результатам обследования логопед заполняет индивидуальные речевые карты. В этот же период проводятся обобщение и анализ результатов обследования каждого из детей группы специалистами ДОУ, что делает возможным разработку программы коррекционно-педагогической работы с детьми на учебный год.

Современные дошкольные программы воспитания и обучения детей с нарушениями речи ориентированы на активное использование в коррекционно-логопедическом процессе групповых, подгрупповых (3-5 человек) и индивидуальных занятий. Рабочее время учителя-логопеда определяется исходя из его учебной нагрузки, согласовывается с администрацией детского сада. В соответствии с этими данными оформляется график работы учителя логопеда (табл. 2). Расписание еженедельных занятий оформляется в виде циклограммы (табл.3). График работы, циклограмму рабочей недели утверждает заведующий ДОУ. Для более точного распределения времени индивидуальных занятий с учетом программных рекомендаций составляется график индивидуальных занятий с детьми (табл. 4) Данные о проведенных занятиях фиксируются в журналах учета групповых (подгрупповых) и индивидуальных занятий (табл. 5 - 6 ).

Таблица № 2

График работы учителя-логопеда (Ф.И.О.) на __________ учебный год


День недели

Продолжительность рабочего времени

Понедельник

Вторник

и т. д.

с_____ до _____

с _____ до _____



Таблица № 3

Циклограмма рабочей недели учителя-логопеда (Ф.И.О.) на _________ учебный год


День недели

Распределение рабочего времени

(примерное)

понедельник

frame1

вторник и т.д.






Таблица № 4

График индивидуальных занятий




Фамилия, имя ребенка

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

1

Иванов Саша

+




+




+

2

Петрова Маша




+




+

+



Таблица № 5

Журнал учета посещаемости детьми логопедических занятий.


Список детей группы

Месяц, число














































Отсутствующие дети обозначаются «н».
Таблица № 6

Журнал учета проведения индивидуальных занятий с детьми.


Дата

ФИ ребенка

Содержание работы

20.09

Иванов Саша

Постановка звука [с]

20.09

Петров Коля

Автоматизация звука [с]


При современном подходе к организации коррекционно-логопедической работы обязательным условием является наличие годового плана организационно-методической работы учителя-логопеда, поскольку годовой план учреждения составляется на основании годовых планов педагогов ДОУ. В разных источниках предлагаются различные варианты составления годового плана. В структуре годового плана, в содержании планируемой работы по основным разделам должны освещаться основные задачи и направления организационно-методической и коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда (табл. 7).
Таблица № 7
Годовой план организации коррекционно-педагогической работы на ___________ учебный год

учителя-логопеда (ФИО)


Основные направления

Содержание работы

(примерное содержание работы по разделам)

Сроки проведения

Диагностическая работа.

Психолого-педагогическое и логопедическое обследование детей группы с целью уточнения причин, структуры и степени выраженности речевого дефекта; сбор медицинских и педагогических сведений о развитии детей; комплектование подгрупп; обследование детей массовых групп с целью выявления речевой патологии; текущая диагностика детей с целью выявления динамики в коррекционном процессе; индивидуальное обследование и консультирование.




Организационная работа

Оформление и ведение документации; организация коррекционно-логопедической работы: комплектование групп/ подгрупп по проявлению нарушений, планирование индивидуальной работы с детьми; составление перспективных, календарных, индивидуальных планов логопедической работ; анализ практической деятельности.




Работа с педагогами

Консультативно-методическая работа с воспитателями логопедических групп, со специалистами ДОУ; координирование работы педагогов ДОУ для проведения коррекционно-педагогической работы; планирование совместных методических мероприятий.





Работа с родителями

Анкетирование родителей, пропаганда логопедических знаний среди родителей с целью активизации взаимодействия в процессе коррекционной работы, проведение тематических родительских собраний; индивидуальное консультирование (анализ диагностических данных, результативности работы).





Работа по повышению квалификации

Самообразовательная деятельность: изучение методической литературы, работа по теме самообразования; посещение, участие в проведении методических мероприятий ДОУ, города; прохождение курсов повышения квалификации, аттестационные мероприятия.




Оснащение логопедического кабинета

Создание предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете/ группе; пополнение оборудования кабинета по зонам; оформление, разработка, изготовление наглядных пособий, дидактических игр; разработка новых методических материалов, пособий.





Планирование логопедической работы
Планирование работы в логопедических группах различного профиля осуществляется на основе коррекционных программ, рекомендованных Министерством просвещения СССР, Министерством образования РФ, на основе комплексных программ, реализуемых в ДОУ, с учетом профиля логопедической группы, возраста детей, а также с учетом современных подходов к планированию коррекционно-логопедического процесса.

Планирование коррекционно-логопедической работы осуществляется в трех формах: перспективное, календарное и индивидуальное планирование.

Предложенная структура перспективного плана (табл. 8) для фронтально-подгрупповой работы может быть единой для детей с разными речевыми диагнозами, главное отличие – содержание планируемой работы в соответствии с основными коррекционными задачами, возрастом воспитанников, требованиями программ, методическими рекомендациями по преодолению ОНР, ФФН, дефектов произношения. Перспективный план работы составляется на учебный год, с учетом основных периодов обучения.

Содержание логопедической работы по развитию всех сторон речи планируется с учетом формирования данных сторон речи в онтогенезе, обязательным условием является соблюдение определенной последовательности усложнения речевого материала и содержания учебных заданий, опираясь на принципы «от простого к сложному» и принцип поэтапного формирования умственных действий (Гальперин, Леонтьев). Для составления перспективного плана логопедической работы можно использовать материалы, предлагаемые в этом пособии: последовательность формирования и развития фонематических процессов, лексико-грамматических категорий, связной речи.

Таблица № 8

Перспективный план фронтальных (подгрупповых) занятий с детьми, имеющими ОНР, ФФН (средняя, старшая, подготовительная группы)


Период обучения, месяц

Звук, буква

Фонематические процессы

Лексическая тема

Грамматика

Связная речь
  1   2   3   4   5
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации