Участие учащихся в научно-исследовательской деятельности - файл n1.doc

Участие учащихся в научно-исследовательской деятельности
Скачать все файлы (230 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc230kb.17.02.2014 21:57скачать

n1.doc

Лекция 4

Тема: «Участие учащихся в научно-исследовательской деятельности».
План.

  1. Сущность и структура научно-исследовательской деятельности.

  2. Научно-исследовательские умения учащихся.

  3. Проектирование исследовательской деятельности учащихся.

  4. Общие требования к организации исследовательской деятельности.

  5. Важнейшие качества исследователя.




  1. Сущность и структура научно-исследовательской деятельности.


Деятельность - специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование.

Научное исследование - это систематическое и целенаправленное изучение объектов, в котором используются средства и методы науки и которое завершается формулированием новых знаний об изучаемых объектах.

Научно-исследовательская деятельность – творческий процесс, в ходе которого получается ценное научное знание или возникает новое качество уже известного знания, предполагающий наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, результатом которого является формирование мировоззрения.

Научно-исследовательский проект – комплекс инновационных идей, реализуемых в научно-исследовательской деятельности.
Категория деятельности является ключевой в понимании человека, его сущности, его социальных характеристик. Она одна из кардинальных проблем, непосредственно сопряжённых с личностью человека, представляющая собой форму взаимоотношения с объективным миром – природой, социальной средой, вне которых немыслима сама жизнь человека, поскольку, что такое жизнь, если она не есть деятельность.

Касаясь этимологического анализа слова «исследование», заметим, что под этим типом деятельности подразумевается извлечь нечто «из следа», т. е. восстановить порядок вещёй по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных, случайных предметах. Именно поэтому исследование в свое время было взято наукой как главное средство своего развития, поскольку наука стремится к построению предельно объективной картины мира.

Исследование требует как постоянной мыследеятельности, так и практической деятельности, которая служит критерием проверки выдвигаемых гипотез на предмет их истинности. Такая деятельность является предметной основой для построения организованного процесса обучения.

Важнейшее свойство научного исследования – его деятельностный контекст. Понятие научного исследования, являясь деятельностным явлением, «вписывает» себя тем самым в «контекст культурно-исторического бытия» и составляет основу творческого развития личности (А.В. Леонтович).

Источник исследования как вида деятельности – в свойственном человеческой природе стремлении к познанию.

Анализ литературы позволил определить, что понятие «научно-исследовательская деятельность», его специфика, виды и особенности рассматриваются в работах различных исследователей.

Таблица 1

Определение понятия «научно-исследовательская деятельность» в исследованиях учёных.


Содержание понятия

Автор

Научно-исследовательская деятельность – деятельность, направленная на получение и применение новых знаний.


Федеральный закон от 23.08.1996. 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике.

Если педагог в своей образовательной программе, по которой он работает, ставит цель – обучить учащегося методам, принципам, формам и способам научного исследования, основам профессионального знания и научного познания, дать возможность самореализоваться учащемуся через решение задач научного характера в его научной теме – то такая деятельность учащегося будет научно-исследовательской.


Е.И. Анисимова


Главной, определяющей научно-исследовательскую деятельность целью является получение знаний о реальности. Знания приобретаются человеком во всех формах его человеческой деятельности – и в обыденной жизни, и в политике, и в экономике и т. д., в том числе и в воспитании детей. Но здесь получение знания не является главной целью. Целью и продуктом научно-исследовательской деятельности является, прежде всего, получение объективного системного знания о мире, человеке и его деятельности.

Т.Е. Климова

Исследовательская деятельность – процесс совместной творческой деятельности двух субъектов по поиску решения неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция культурных ценностей, результатом которой является формирование мировоззрения. В исследовании происходит не пассивное восприятие сведений, а активное взаимодействие благодаря выполнению конкретно-функциональных обязанностей каждой из участвующих сторон. Именно педагогом задаются формы и условия исследовательской деятельности, благодаря которым у ученика формируется внутренняя мотивация подходить к любой возникающей перед ним проблеме (как научного, так и житейского плана) с исследовательской позиции.


С.Н. Чернышева

Это творческий процесс совместной деятельности двух (нескольких) субъектов по поиску решения неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция между ними культурных ценностей, результатом которой является формирование мировоззрения.

А.С. Обухов

Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру.

А.В. Леонтович


Структура научно-исследовательской деятельности включает: цель, мотив, содержание, научно-исследовательские предметные действия, способы, исследовательские умения, результат (схема 1). Специфика структуры научно-исследовательской деятельности выражена научно-исследовательскими предметными действиями, которые являются сочетанием общих (используются в разных областях знания) и специфических (отражают особенности научно-исследовательской теории) действий, а также исследовательскими умениями.
Схема 1 - Структура научно-исследовательской деятельности1




В прямоугольниках обозначены те компоненты, которые задаются преподавателем, а в овалах, зависящие от студентов


Error: Reference source not found

2. Исследовательские умения учащихся.

Существуют различные толкования термина «исследовательские умения»:

Каждое исследовательское умение – сложное интегративное образование, где в обязательном порядке присутствует интеллектуальная деятельность – знания. Уровень сформированности исследовательских умений в значительной степени зависит от количества и качества знаний, лежащих в основе исследовательской деятельности.

По мнению В.Н. Литовченко в структуру исследовательских умений входят также знания, необходимые для ориентации в определённых исследовательских заданиях – ориентировочные знания: о научном стиле мышления и труда; о сущности умственных, умственно-практических действий и их последовательности; об эвристических правилах и логических приёмах; об общей гигиене умственного труда.

Л.М. Федоряк приводит следующие исследовательские умения:


  1. умение улавливать сложные идеи;

  2. анализ ситуаций;

  3. сравнение ранее изученных фактов;

  4. умение предвидеть последствия;

  5. использование альтернативных путей поиска информации;

  6. установление причинно-следственных связей;

  7. умение интегрировать и синтезировать информацию;

  8. способность к преобразованиям;

  9. поиск нескольких вариантов решения, выбора и обоснования наиболее рационального;

  10. построение гипотез;

  11. анализ и обобщение изучаемых фактов;

  12. умение рассуждать;

  13. умение делать выводы;

  14. умение оценивать как сам процесс, так и результат.

Т.Е. Климова считает, что к исследовательским умениям относятся:


  1. умение увидеть проблему;

  2. умение осуществить поиск идеи решения исследуемой проблемы;

  3. умение реализовать разработанную стратегию решения проблемы;

  4. умение научно оформить результаты творческих достижений;

  5. умение входить в рефлексивную позицию на всех этапах научно-исследовательской деятельности;

  6. умение использовать общенаучные и частнонаучные методы.


А.В. Леонтович разводит понятия «учебное исследование» и «научное исследование». Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности учащегося, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке.
3. Проектирование исследовательской деятельности учащихся.
Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности – в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).

Поэтому при организации образовательного процесса на основе исследовательской деятельности на первое место встает задача проектирования исследования. При проектировании исследовательской деятельности учащихся в качестве основы берется модель и методология исследования, разработанная и принятая в сфере науки за последние несколько столетий. Эта модель характеризуется наличием нескольких стандартных этапов, присутствующих в любом научном исследовании независимо от той предметной области, в которой оно развивается. При этом развитие исследовательской деятельности учащихся нормируется выработанными научным сообществом традициями с учетом специфики учебного исследования – опыт, накопленный в научном сообществе, используется через задание системы норм деятельности.

При развитии исследовательской деятельности происходит развитие субъект-субъектных отношений. В типичной образовательной ситуации, которая, как правило, определяет характер учебного процесса, реализуется стандартная позиционная схема «учитель» — «ученик». Первый транслирует знания, второй их усваивает; все это происходит в рамках отработанной классно-урочной схемы. При развитии исследовательской деятельности эти позиции сталкиваются с реалиями: нет готовых эталонов знания, которые столь привычны для классной доски: явления, увиденные в живой природе чисто механически не вписываются в готовые схемы, а требуют самостоятельного анализа в каждой конкретной ситуации. Это инициирует начало эволюции от объект-субъектной парадигмы образовательной деятельности к ситуации совместного постижения окружающей действительности, выражением которой является позиционная пара «коллега-коллега». Вторая важнейшая позиционная пара — «наставник-младший товарищ» предполагает ситуацию конструктивного сотрудничества учителя и ученика.

Исследование, в отличие от проектирования, конструирования и организации, есть самый «деликатный» по отношению к объекту вид деятельности, его главная цель – установление истины, «того, что есть», «наблюдение» за объектом, по возможности без вмешательства в его внутреннюю жизнь.

Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный, творческий продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде. Необходимо подчеркнуть самоценность достижения истины в исследовании как его главного продукта.

Представление исследования, имеет решающее значение во всей работе. Наличие стандартов представления является характерным атрибутом исследовательской деятельности и выражено достаточно жестко в отличие, например, от деятельности в сфере искусства. Таких стандартов в науке несколько: тезисы, научная статья, устный доклад, диссертация, монография, популярная статья. В каждом из стандартов определены характер языка, объем, структура.

С точки зрения развития технического прогресса в обществе, как известно, давно поставлена проблема развития в образовании новых подходов, которые могли бы дать возможность осваивать не суммы готовых знаний, а методы освоения новых знаний в условиях стремительного увеличения совокупных знаний человечества, инструменты деятельности и т. д. Это позволяет говорить о том, что исследование как инструмент освоения действительности в ближайшее время способно занять в образовании центральную роль, став главным предметом обучения.

Все это заставляет сосредоточить усилия на проектировании способов вхождения исследования как типа деятельности в сферу образования с целью конструирования и организации этого процесса путем разработки исследовательских образовательных технологий и развития инновационных сетей по их распространению в образовательных учреждениях.
4. Общие требования к организации исследовательской деятельности.
К организации исследовательской деятельности в школе предъявляется ряд требований.

  1. Необходимо, чтобы у учащегося возникло чувство неудовлетворённости имеющимися представлениями. Он должен прийти к ощущению их ограниченности.

  2. Новые представления (понятия) должны быть такими, чтобы учащиеся ясно представляли их содержание и допускали сосуществование с имеющимися представлениями о мире.

  3. Новые идеи должны быть явно полезнее старых. Новые представления будут восприняты как более плодотворные, если оно помогают решить нерешённую проблему, ведут к новым идеям, обладают более широкими возможностями для объяснения или предсказания


Требования к процессу исследования.

  1. Побуждать учащихся формулировать имеющиеся у них идеи и представления, высказывать их в явном виде.

  2. Сталкивать учащихся с явлениями, которые входят в противоречие с существующими представлениями.

  3. Побуждать к выдвижению предположений, догадок, альтернативных объяснений.

  4. Давать учащимся возможность исследовать свои предположения в свободной и ненапряжённой обстановке, особенно путём обсуждений в малых группах.

  5. Предоставлять ученикам возможность применять новые представления к широкому кругу явлений, ситуаций так, чтобы они могли оценить их прикладное значение.


Требования к педагогу, руководящему исследовательской деятельностью учащихся.

  1. Тонко чувствовать проблемность ситуаций, с которыми сталкиваются учащиеся, и уметь ставить перед учеником (группой учащихся) реальные задачи в понятной для учеников форме.

  2. Выполнять функцию координатора исследовательской деятельности и партнёра учеников, избегать директивных приёмов.

  3. Стараться увлечь учащихся проблемой и процессом её глубокого исследования, стимулировать творческое мышление при помощи поставленных вопросов.

  4. Проявлять терпимость к ошибкам учеников, предлагать свою помощь или адресовать к нужным источникам информации.

  5. Организовывать мероприятия, способствующие сбору учениками данных, консультации их со специалистами по исследуемой проблеме.

  6. Предоставлять возможность для регулярных отчётов учащихся, рабочих групп; обмена мнениями в ходе обсуждений. Поощрять критическое мышление учащихся.

  7. Заканчивать процесс исследовательской деятельности до появления признаков потери интереса учащихся к проблеме.

  8. Способствовать продолжению учащимися научно-исследовательской деятельности.

При построении образовательного процесса важно:

С помощью исследовательской работы преподаватели стремятся сформировать у учащихся установку на самостоятельное мышление, терпеливое отношение к черновой работе, необходимой для получения конкретного результата.

Но прежде педагог должен определить – есть ли у него способные учащиеся, возможен ли для него подобный род деятельности, есть ли у него необходимый научный и педагогический потенциал, владеет ли он сам методикой и методами научного исследования, сможет ли он научить им своего ученика, и есть ли у педагога и учащегося общая точка соприкосновения в какой либо области, интересная для исследования. Только после такого самоопределения педагога – научного руководителя можно преступать к реализации совместных задач.

5. Важнейшие качества исследователя.

В истории педагогической науки было немало попыток перечислить наиболее важные качества учёного-иследователя. Так, К.Э. Циолковский считал, что основными чертами личности учёного-исследователя должны быть: хорошая память, умение сосредоточиться, уйти в себя, научная фантазия, интеллектуальная независимость, то есть самостоятельность мышления, увлечённость, страстность, одержимость в науке, настойчивость.

В.А. Обручев выделяет три основных принципа плодотворной научной деятельности: планомерность, аккуратность и любовь к творчеству.

И.И. Павлов к ведущим качествам личности учёного-исследователя относил: научную последовательность, прочность познания азов науки и стремление идти к вершинам человеческих знаний, сдержанность, последовательность, терпение, готовность и умение делать черновую работу, терпеливо накапливать факты, научную скромность, готовность отдавать наук свою жизнь.

Таким образом, научно-исследовательская деятельность относится к числу самых престижных, социально-значимых, экономически целесообразных сторон деятельности человека. Научно-исследовательская деятельность способствует формированию у учащихся внутренней мотивации подходить к любой возникающей перед ними научной или жизненной проблеме с исследовательской, творческой позиции.

Научно-исследовательская деятельность – мощное средство, позволяющее увлечь новое поколение по самому продуктивному пути развития и совершенствования.



1




Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации