Теоретические основы товароведения - файл n1.doc

Теоретические основы товароведения
Скачать все файлы (58.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc59kb.17.02.2014 19:52скачать

n1.doc



ГОУ СПО «Хабаровский торгово-экономический техникум»


Контрольная работа
Фамилия Кафанов

Имя Денис

Отчество Владимирович
Дисциплина ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТОВАРОВЕДЕНИЯ
Группа 306-НС

Шифр КНС-03

Вариант 22

Оценка:

Дата проверки:

Подпись преподавателя:

1. Методы товароведения: понятие, классификация. Аналитические методы научного познания, их разновидности и краткая характеристика. Преимущества и недостатки. Укажите, с какими методами научного познания Вы встречались при работе в торговой организации? Приведите конкретные примеры из Вашей профессиональной деятельности.
Метод- способ познания, исследования явлений природы или общественной жизни, а также способ или приём действия, обеспечивающий достижение поставленной цели.

В товароведении наряду с собственными методами применяются и заимствованные из других наук – физики, химии, математики.

Методы товароведения делятся на три группы: теоретические, эмпирические, практические. В свою очередь каждая группа методов делится на виды. В зависимости от характера деятельности методы делятся на методы-действия и методы-операции.

Методы-действия – совокупность приёмов или операций практического или теоретического познания действительности либо достижения конкретного результата.

Методы-операции - конкретные приёмы деятельности. Например, маркирование как метод-действие включает следующие методы-операции: разработка текста маркировки, нанесение текста на товар и т. д.

Теоретические методы основаны на мыслительных действиях и операциях в целях познания и исследования действительности. К ним относятся: анализ, сравнение, диагностика, синтез, прогнозирование, программирование, планирование, обобщение, абстрагирование, конкретизация, идеализация, моделирование, систематизация.

Эмпирические методы основаны на познавательных действиях и операциях с использованием средств измерения для определения действительных значений характеристик исследуемых объектов. К ним относятся: измерительные, регистрационные, социологические, органолептические и экспертные методы.

Практические методы основаны на технологических действиях и операциях, предназначенных для определения характеристик товара и обеспечения их сохранения при товародвижении. К ним относятся: практические, технологические методы, упаковывание, транспортирование, маркирование, товарная обработка и хранение.
Аналитические методы.

Анализ - разделение исследуемого объекта на составные элементы, выделение отдельных его признаков, свойств и операций. Используется для определения свойств, состава, структуры, строения товара, операций и приёмов различных процессов.

Сравнение - метод-операция, основанный на сопоставлении объектов для выявления общности и различия между ними. Используется при оценке качества товара.

Синтез – объединение составных элементов объекта в единое целое. Является предшествующим методом-операцией для диагностики.

Диагностика – метод-операция, базирующийся на описании основных признаков, показателей исследуемых объектов и выявлении определённых соответствий или несоответствий и причин их возникновения. Метод положен в основу таких видов товароведения, как установления градаций качества, дефектов, а также идентификации.

Прогнозирование – метод, основанный на исследовании перспектив изменения определённых процессов. С помощью этого метода в товароведении осуществляется прогнозирование качества и изменений его при хранении в зависимости от определённых условий и сроков, а также рационального ассортимента.

Программирование - метод, основанный на определении последовательности действий по обеспечению надлежащих товароведных характеристик или рационального товароведения. Применяется при разработке программ качества товаров и программ производственного контроля, а также определении ассортиментной политики и политики в области качества.

Планирование - метод, основанный на разработке долгосрочных краткосрочных планов или проектов. Используется при управлении ассортиментом и качеством товаров, их закупках и размещении на хранение.

Абстрагирование - метод, основанный на мыслительном выделении и превращении в самостоятельный объект рассмотрения отдельных характеристик товаров или факторов, влияющих на них. На этом методе основано определение понятий и условных обозначений. Условные обозначения применяются при кодировании товаров, маркировании и выполняют идентифицирующую функцию.

Конкретизация - метод, основанный на представлении объекта в конкретной, наглядной форме.

Обобщение - метод, основанный на выделении и фиксации относительно устойчивых, инвариантных свойств объектов и их отношений. Обобщение позволяет в более краткой форме усвоить знания о многообразных объектах и их свойствах, сформировать обобщённые умения и навыки.

Идеализация - метод, основанный на мысленном конструировании понятий об объектах, не существующих или недостижимых в действительности, но к которым необходимо стремиться их прообразам в реальном мире. Применяется как один из приёмов оценки качества, когда в стандартах устанавливаются требования, которым должен отвечать конкретный товар по всем показателям.

Моделирование - метод, основанный на построении моделей и переносе информации по аналогии от модели к прототипу. Аналогия – метод-операция переноса знаний от модели на её прототип или оригинал – менее изученный или менее доступный объект.

Систематизация – построение единой системы характеристик объектов и связанных с ними процессов. С помощью этого метода обеспечивается упорядочение и формирование рационального торгового ассортимента, а также выбор показателей при оценке качества и условий хранения для минимизации потерь.
В организации, где я работаю, используются следующие методы товароведения: метод маркирования, метод хранения, метод транспортирования.

Например: перед выкладкой товара для продажи производится его маркирование – приклеивается специальная этикетка со штрих-кодом для идентификации и доведения товарной информации до покупателя.

2. Специфические физические свойства товарных партий и структурно-механические свойства единичных экземпляров товаров: понятие, виды, краткая характеристика.


К специфическим физическим свойствам товарных партий относятся объёмная (насыпная) масса и скважистость.

Объёмная (насыпная) масса – масса единицы объёма товаров, выражается чаще всего в кг на 1 м куб.

Показатель объёмной (насыпной) массы применяют при определении потребности в таре, складских площадях и транспортных средствах для обеспечения товародвижения. Чем больше объёмная масса товара, тем меньше затраты на тару, транспортирование и хранение.

Зависит объёмная масса от плотности единичных экземпляров, а также от наличия аэропространств (пустот) в товарной массе. Эти пустоты обеспечивают естественный и активный воздухо-и теплообмен. Если аэропространства в товарной массе недостаточно, это может привести к негативным последствиям: самосогреванию, отпотеванию.

Аэропространство товарной массы характеризуется специфическим показателем – скважистостью (Ск), который рассчитывается как отношение объёма аэропространства к объёмной товарной массе (Vтм):

Vтм - Vт

Ск = Vтм * 100 ,
Где Vт – объём товара без аэропространства (кг/м куб).


Структурно-механические свойства единичных экземпляров товаров - особенности товаров, проявляющиеся при различных воздействиях. Эти свойства характеризуют способность товаров сопротивляться приложенным внешним силам или изменяться под их воздействием. К ним относятся прочность, твёрдость, упругость, эластичность, пластичность, вязкость.

Прочность - способность твёрдого тела сопротивляться разрушению при приложении к нему внешней силы при растяжении и сжатии. Это одно из важнейших структурно-механических свойств. Прочность материала зависит от его структуры и пористости. Материалы, имеющие линейное расположение частиц и меньшую пористость, более прочные. Чем прочнее изделие, тем меньше оно разрушается или деформируется. Прочность имеет значение для количественной характеристики некоторых непродовольственных товаров – боя, разрывов, деформации.

Твёрдость - местная краевая прочность тела, которая характеризуется сопротивлением проникновению в него другого тела. Твёрдость определяют с помощью прибора пенетрометра. Твёрдость товаров зависит от их природы, формы, структуры, размеров и расположения атомов, а также сил межмолекулярного сцепления. Показатели твёрдости применяют при оценке качества металлических, фарфоровых, фаянсовых, каменных и деревянных изделий, определяя их функциональные свойства.

Упругость – способность объекта к мгновенно обратимым деформациям. Этим свойством характеризуются, например, резиновые надувные изделия.

Показателями упругости являются:

- модуль упругости характеризует жёсткость материала. С увеличением жёсткости уменьшается деформация тела по одной и той же длине;

- коэффициент растяжения (сжатия).

Эластичность – способность объекта к обратимым деформациям в течение определённого времени. Чем выше эластичность, тем меньше деформация.

Пластичность - способность объекта к необратимым деформациям, вследствие чего изменяется первоначальная форма, а после прекращения внешнего воздействия сохраняется новая форма. Типичным примером пластичных материалов служат воск и глина.

Вязкость – свойство, обусловливающее сопротивление слоёв относительно перемещению под действием внешних сил. Вязкость жидких товаров определяется с помощью прибора вискозиметра и измеряется в пуазах. Вязкость косвенно свидетельствует о качестве жидких и вязких товаров, влияет на потери при их перемещении из одного вида тары в другой. Чем выше вязкость, тем больше частиц продукта остаётся на стенках тары и оборудования, а, следовательно, выше потери.


3. Задача.

Определите размер выборки, приёмочное и браковочное число для товарной партии фарфоровых чашек (ёмкостью 250 куб см) с блюдцами. Объём партии 25 штук. При осмотре выборки было обнаружено 4 нестандартных (бракованных) изделия.

Можно ли реализовать данную партию? Ваши действия как товароведа.


Согласно ГОСТ 28391-89 «Изделия фарфоровые. Технические условия» приёмочный уровень дефектности - 2,5%.

Для данной задачи при объёме партии 25 штук объём выборки будет равен 5.

Приёмочное число – 0.

Браковочное число – 1.

Партию продукции следует считать соответствующей требованию стандарта, если число дефектных единиц в выборке меньше или равно приемочному числу, и несоответствующей, если число дефектных единиц равно или больше браковочного числа.

Такую партию фарфоровых чашек реализовать нельзя, так как при осмотре выборки было обнаружено 4 нестандартных (бракованных) изделия, что больше браковочного числа.

Действия товароведа: вернуть товарную партию поставщику либо потребовать замены бракованных изделий.
Используемая литература

1. Николаева М.А. «Теоретические основы товароведения». М.: НОРМА, 2007

2. ГОСТ 28391-89 «Изделия фарфоровые. Технические условия»

3. Сероштан М.В., Михеева Е.Н. «Качество непродовольственных товаров». М.: Дашков и К, 2000


Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации