Вабищевич С.С. Предпринимательское (хозяйственное право) РБ - файл n1.doc

Вабищевич С.С. Предпринимательское (хозяйственное право) РБ
Скачать все файлы (3676.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc3677kb.17.02.2014 19:23скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30
иг

С. С. ВАБИЩЕВИЧ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ

(ХОЗЯЙСТВЕННОЕ)

ПРАВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Второе издание измененное и дополненное

Ка._ь„

Г>" V?

Минск

ПТЧУП «Молодежное»

2003

УДК 347 72(476) ББК 67.404(4Бен) В 12

Рецензенты:

И. А. Маньковский, кандидат юридических наук

Д. А. Колбасин, кандидат юридических наук, доцент

Вабищевич С. С.

В 12 Предпринимательское (хозяйственное) право Республики Беларусь / С. С. Вабищевич. - Мн.. Молодежное, 2003. - 436 с.

15ВМ 985-6731-08-9

В издании на основе существующих теоретических подходов и действующего законодательства Республики Беларусь проведен анализ и изложены специфика предмета и метода правового регулирования предпринимательской деятельности, дается правовая характеристика основных институтов отрасли хозяйственного законодательства: разгосударствление и приватизация: экономическая несостоятельность (банкротство); конкуренция; и др. Подробно рассматривается правовой статус субъектов хозяйственных правоотношений с учетом особенностей сферы их деятельности: банков, бирж, финансово-промышленных групп.

Подготовлено в соответствии с Типовой программой по хозяйственному праву, утвержденной Учебно-методическим объединением вузов Республики Беларусь по гуманитарному образованию (протокол № 2 от 30 июня 1999 г.). Для практических работников, студентов и преподавателей юридических факультетов вузов, аспирантов, научных работников.

В соответствие с законодательством Республики Беларусь по состоянию на 1 сентября 2003 года.

УДК 347.72(476) ББК67.404(4Бен)

15ВМ 985-6731-08-9 © Вабищевич С. С, 2003

© Оформление. УП «Молодежное», 2003

ПРЕДИСЛОВИЕ

Хозяйственное право -

отрасль права или законодательства ?

Стремительные перемены в политическом развитии Республики Беларусь, легально начавшиеся с принятием 27 июня 1990 г. Верховным Советом Белорусской Советской Социалистической Республики Декларации «О государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики», Закона Белорусской Советской Социалистической Республики «О названии Белорусской Советской Социалистической Республики и внесении изменений в декларацию Верховного Совета Белорусской Советской Социалистической Республики и Конституцию (Основной закон) Белорусской ССР» 19 сентября 1991 г., в соответствии с которым Белорусская Советская Социалистическая Республика впредь стала именоваться Республика Беларусь, послужили политической основой изменения направления экономического развития государства и действующего законодательства, призванного обеспечить правовую основу политических и экономических преобразований, т е. легитимировать их.

Следует отметить, что первые попытки некоторых экономических преобразований были предприняты еще в СССР посредством принятия ряда законов, направленных на преобразование отношений собственности. К указанным законам относятся: Закон СССР от 19 ноября 1986 г. «Об индивидуальной трудовой деятельности»; Закон СССР от 26 мая 1988 г. «О кооперации в СССР»; Закон СССР от 23 ноября 1989 г. «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде», Закон СССР от 6 марта 1990 г. «О собственности в СССР»; Закон СССР от 6 июня 1990 г. «О предприятиях в СССР», которое в некотором роде послужили предпосылкой развития в будущем на территории Республики Беларусь и других государств бывшего СССР частной собственности на средства производства и образования частных коммерческих юридических лиц.

В процессе изменения экономического уклада общества и системы законодательства как регулятора экономических преобразований менялись и представления о соответствующих отраслях научного познания, которые получили очередной толчок в своем развитии. В свете происходящих в экономике перемен возникла

3

необходимость в изменении подхода к подготовке специалистов-правоведов, в перераспределении по значимости объема изучаемых ими дисциплин. По причине развития многоукладной экономики, экономики, в которой законодательством в качестве равного государственному было закреплено и право частной собственности, экономики, в которой частная и государственная собственность имеют равную правовую защиту и равные условия для своего развития, изменились и требования к юридическим знаниям, упор при получении которых стал делаться на знания в области осуществления хозяйственной или как ее разновидности предпринимательской деятельности

Если в начале 90-х годов комплекс необходимых юридических знаний в области производства и (или) реализации продукции, работ, услуг был логически оформлен в рамках курса «Хозяйственное право», то в настоящее время указанный курс именуется «Предпринимательское право», что не повлияло на его содержание и значение для подготовки юриста-практика В этой связи следует отметить, что курс «Хозяйственное право» и курс «Предпринимательское право» представляют собой не что иное, как один и тот же комплекс знаний, имеющий несколько различные наименования, что также обусловлено новыми тенденциями в развитии экономики на территории республик бывшего СССР

Вместе с разработкой курса дальнейшее развитие получила наука хозяйственного (предпринимательского) права, что вызвало новый виток споров относительно отраслевой самостоятельности совокупности правовых норм, составляющих хозяйственное (предпринимательское) право.

В научных юридических кругах дискуссия о необходимости выделения из гражданского права хозяйственного права и о придании хозяйственному праву статуса самостоятельной отрасли права началась в конце двадцатых - начале тридцатых годов прошлого столетия и продолжается по сей день Поводом для начала указанной дискуссии послужило то основание, что в СССР собственность на средства производства была государственной. Указанное обстоятельство позволило ученым утверждать, что нормы гражданского права направлены на урегулирование имущественных отношений между гражданами (отношений по распоряжению их личным имуществом) а для регулирования отношений между социалистическими хозяйственными организациями, а также между организациями и плановыми хозяйственными органами необхо-

4

димо хозяйственное право, которое имеет свой, отличный от гражданского права, предмет - организацию управления социалистическим хозяйством и имущественные отношения переходного от капитализма к коммунизму периода1

Таким образом, в период существования СССР основанием для возникновения и развития указанной дискуссии служило законодательное разделение государственной собственности (наличие социалистического хозяйства) и личной собственности граждан, что было отражено в Конституции: «Основу экономической системы Белорусской ССР составляет социалистическая собственность на средства производства в форме государственной <... > собственности2 и ярко выражено в уголовном законодательстве В частности, в Уголовном кодексе СССР и как его правопреемнике в Уголовном кодексе Российской Федерации уголовно-правовая защита государственной собственности осуществлялась в соответствии с нормами главы 2 «Преступления против социалистической собственности», а защита собственности физических лиц - в соответствии с нормами главы 5 «Преступления против личной собственности граждан»3, что подчеркивало безусловный приоритет обеспечения охраны имущественных интересов государства перед охраной имущественных интересов граждан

С началом экономических преобразований на территории бывшего СССР принятием новых конституций в бывших советских республиках, в частности применительно к Беларуси, Конституции Республики Беларусь 1994 г., в ст. 13 которой записано, что собственность может быть государственной и частной, а также то, что государство гарантирует всем равные возможности свободного использования <. .> имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности4, т. е. законодательным закреплением возможности наличия средств производства в собственности физических лиц, предложенный

'БратлсьС II. Предмет и система советского |раж'(апского права. М. Госюршдат. 1963- С. 146

2 Конституция (Основной икон) Белор\сской Советском Сониалнсшческой Республики.-Мп.: Беларусь. 19К9.-Ст. 10.

*У|оловпый кодекс Российской Федерации. Пауч -практ комментарий / Под ред Л. Л. Крутикова н Э. С". Гснчова. - Ярославль Впа I. 1994. - 672 с.

1 Конституция Рсснугникн Ьелар\сь 1994 гола, (с щмененняуш п дополнениями): Основной Закон Республики Беларусь ог 15 марта 1994 г № 2875-ХН // Звяыа. - 1996. -27 ноября.

5

советскими учеными предмет хозяйственного права как отрасли права (а именно: организация управления социалистическим хозяйством и имущественные отношения переходного от капитализма к коммунизму периода) стал неприемлем. Это обстоятельство (отсутствие отстаиваемого в советский период предмета правового регулирования) прямо указывает на то, что общественные отношения, возникающие в процессе осуществления хозяйственной (предпринимательской) деятельности, являются в настоящее время в первую очередь предметом гражданско-правового регулирования, что находит подтверждение в трудах современных ученых-цивилистов1

Анализ норм гражданского законодательства и законодательства, регулирующего порядок осуществления на территории Республики Беларусь хозяйственной (предпринимательской) деятельности, а также субъектного состава и объектов хозяйственных правоотношений дает полное основание утверждать, что хозяйственное (предпринимательское) право как отрасль права не состоялось.

Данный вывод вытекает из следующего:

1. Как известно любое правоотношение, в том числе и хозяйственное, состоит из трех стандартных элементов: субъектов, объекта и содержания, т.е. прав и обязанностей сторон правоотношения.

Таким образом, для возникновения хозяйственного правоотношения в первую очередь необходимы его участники (при условии, что нормы права, на основе которых возникает анализируемое правоотношение, вступили в силу и действуют на соответствующей территории), т.е. заинтересованные в его возникновении лица. Общеизвестно, что участниками хозяйственных правоотношений могут быть как физические, так и юридические лица, правовое положение которых, а именно: правоспособность и дееспособность физических и юридических лиц; право на занятие предпринимательской деятельностью гражданина; понятие юридического лица; общие положения о юридических лицах; виды допущенных к участию в хозяйственной (предпринимательской) деятельности организационно-правовых форм коммерческих юридических лиц и основные организационно-правовые формы некоммерческих юри-

'ВтушкоВ.А КурсгражланскигоправаСХ;шаячас1ъ.:В2т-Мн.:БПУ2001.-Т. 1.-С.212. 6

дических лиц; общие правила реорганизации и ликвидации юридических лиц - определено Гражданским кодексом, а не хозяйственным законодательством.

2. Вторым необходимым элементом хозяйственного правоот
ношения, как уже отмечалось, является объект, т.е. различные ма
териальные и нематериальные блага, по поводу которых совер
шаются действия субъектов правоотношения В соответствии со
ст. 128 Гражданского кодекса к объектам гражданских прав отно
сятся:

В процессе исследования законодательства, регулирующего хозяйственную (предпринимательскую) деятельность, непременно будет сделан вывод о том, что хозяйственные правоотношения возникают, изменяются и прекращаются по поводу именно тех объектов, которые закреплены в Гражданском кодексе.

3. Общеизвестным является тот факт, что основным способом
осуществления хозяйственной (предпринимательской) деятельно
сти является заключение и исполнение хозяйственных договоров.
Очевидным является и то, что правовое регулирование заключе
ния и исполнения основных видов договоров, используемых в хо
зяйственной (предпринимательской) деятельности, осуществляет
ся в соответствии с Особенной частью Гражданского кодекса. К ука
занным договорам, например, относятся: все виды договоров куп
ли-продажи (гл. 30 ГК); все виды договоров аренды (гл. 34 ГК); до
говоры подряда (гл. 37 ГК); договор перевозки (гл. 40 ГК); договоры
займа и кредита (гл. 42) и многие другие договоры, порядок заклю
чения и исполнения которых предусмотрен Гражданским кодексом.

Общее понятие договора и условия, согласование которых между сторонами является необходимым и достаточным для заключения любого договора в хозяйственной деятельности, а также

1 Коммешарий к Гражданскому кодексу Республики Беларусь. В 2 кн. /Отв. ред. В. Ф. Чигир. - 2-е ичд. - Мн.: Лма1фея. 2000. - Кн. I - 544 с.

7

общие требования к порядку заключения, изменения и расторжения практически всех договоров также регулируется Гражданским кодексом

4. Неоспоримым следует признать то обстоятельство, что для создания условий надлежащего исполнения договоров субъектами хозяйственной (предпринимательской) деятельности необходим механизм обеспечения исполнения обязательств, что также предусмотрено в Гражданском кодексе. Всем участникам хозяйственной (предпринимательской) деятельности хорошо знакомы такие понятия, как. неустойка, залог, удержание, поручительство, гарантия, задаток, широко используемые в хозяйственной деятельности для обеспечения надлежащего исполнения обязательств контрагентами

На основании проведенного анализа следует, на наш взгляд, безусловный вывод о том, что правовой основой, юридическим фундаментом для осуществления хозяйственной (предпринимательской) деятельности является гражданское законодательство. Учитывая, однако, тот факт, что хозяйственные правоотношения являются весьма разносторонними, требующими детальной правовой регламентации в части правового регулирования, например, ценообразования, противодействия монополистической деятельности, стандартизации, сертификации и метрологии, деятельности по разгосударствлению и приватизации государственной собственности, инвестиционной деятельности и в части осуществления многих других видов хозяйственной (предпринимательской) деятельности, а также то, что Гражданский кодекс не в состоянии (да в функции данного нормативного правового акта это не входит) детально урегулировать все указанные и многие другие общественные отношения, законодатель пошел по пути создания специального массива законодательных актов и иных актов законодательства, осуществляющих регулирование основанной на нормах гражданского законодательства хозяйственной (предпринимательской) деятельности

Следует отметить, что в процессе осуществления хозяйственной (предпринимательской) деятельности возникают два вида правоотношений: горизонтальные и вертикальные.

Горизонтальные хозяйственные правоотношения возникают между субъектами хозяйственной (предпринимательской) деятельности в процессе ее осуществления. Правовой основой регулирования указанных общественных отношений являются нормы граж-

8

данского (частного) права. Горизонтальные хозяйственные правоотношения основаны на принципах свободы договора, равенства сторон, добросовестности и разумности участников хозяйственных правоотношений и иных гражданско-правовых принципах.

Вертикальные хозяйственные правоотношения возникают между субъектами хозяйствования и уполномоченными государственными органами по поводу государственного регулирования имеющих наиболее важное значение для государства аспектов хозяйственной деятельности путем издания нормативных правовых актов различной юридической силы, лицензирования и квотирования отдельных видов хозяйственной (предпринимательской) деятельности. Вертикальные хозяйственные правоотношения носят ярко выраженный административно-правовой характер, регулируются на основе власти и подчинения имлеративным методом правового регулирования, в отличие от горизонтальных хозяйственных правоотношений, регулируемых диспозитивным методом правового регулирования.

Наличие двух видов правоотношений, возникающих в процессе осуществления хозяйственной (предпринимательской) деятельности, и ее регулирование на основе двух абсолютно противоположенных методов правового регулирования обусловлено многообразием видов осуществляемой производственной деятельности, способной оказать негативное воздействие на жизнь и здоровье человека, окружающую среду, экономическую безопасность государства и т.п. В связи с этим хозяйственная деятельность, осуществляемая юридическими и физическими лицами на основе диспозитивного правового регулирования, подлежит, в определенной части, детальной правовой регламентации нормами, носящими административно-правовой, императивный характер.

Исходя из изложенного, в настоящее время можно с полной уверенностью утверждать, что совокупность нормативных правовых актов, регулирующих порядок осуществления хозяйственной (предпринимательской) деятельности, представляет собой не что иное, как отрасль хозяйственного законодательства, на что прямо указывает факт отсутствия своего, обособленного предмета правового регулирования, а также ярко выраженное присутствие в правовом регулировании хозяйственных правоотношений двух методов - императивного и диспозитивного, что не свойственно отрасли права как элементу системы права

Таким образом, автор предлагаемого вниманию читателя из-

9

дания при его подготовке изначально стоит на теоретически верной, с точки зрения современного развития права и экономики, позиции относительно отраслевой принадлежности хозяйственного (предпринимательского) права, рассматривая данную совокупность нормативных правовых актов как комплексную отрасль законодательства. Это позволило автору логически верно подобрать и расположить необходимый материал, достаточно полно отражающий различные аспекты правового регулирования осуществляемой на территории Республики Беларусь хозяйственной (предпринимательской) деятельности с учетом общих начал и смысла гражданского права как науки, ее основных теоретических положений, норм Гражданского кодекса и нормативных правовых актов, составляющих отрасль хозяйственного законодательства.

В названии как самого издания, так глав и параграфов доминирующим является термин «предпринимательское право», что связано со сложившейся в юридической науке в последние годы тенденцией, в соответствии с которой хозяйственное право стали именовать предпринимательским. Вместе с тем в настоящее время создаваемые в данной области юридического знания научные и учебные работы в равной степени называются как хозяйственное, так и предпринимательское право, имея при этом абсолютно одинаковую направленность. Таким образом, учитывая сложившеюся двойственную ситуацию относительно названия предлагаемого читателю курса, автор совместил два названия, отдав предпочтение более современному, что позволит в некоторой степени избежать дискуссии по поводу содержания издания и его названия.

В предлагаемом читателю курсе большое внимание уделено рассмотрению таких понятий, как предпринимательское право, его предмет, метод и принципы правового регулирования; наука предпринимательского права; рассмотрено понятие предпринимательской деятельности, а также формы ее осуществления и государственного правового регулирования; особое внимание уделено субъектному составу участников предпринимательской деятельности и правовому режиму их имущества.

Первоочередное изучение предложенных в издании общеправовых вопросов будет способствовать наиболее полному и всестороннему усвоению материала, изложенного в специальных темах, посвященных отдельным аспектам правового регулирования и осуществления предпринимательской деятельности

К несомненным достоинствам данной работы следует отнести

10

всесторонность и полноту изложения материала, использование автором всей совокупности действующих нормативных правовых актов, регулирующих тот или иной аспект предпринимательской деятельности. Исследуя различные сферы предпринимательской деятельности на основе нормативного и теоретического материала с учетом имеющихся в юридической науке мнений других ученых, высказанных по конкретному вопросу, автор, грамотно оперируя теоретическими знаниями, точно выявляет различные спорные и противоречивые моменты нормативных правовых актов, ситуации, не получившие правовой оценки. При этом в издании не только изложены различные научные мнения и проведен анализ нормативного материала, но и предлагается авторский подход к решению имеющихся теоретических проблем и коллизий нормативных правовых актов. Этот факт заслуживает особого внимания, так как подход, использованный при изложении материала, способствует развитию логического мышления и научного анализа у будущих специалистов.

Относительно новыми и редко встречающимися в изданиях подобного типа темами являются такие, как: «Правовое регулирование экономической несостоятельности (банкротства)»; «Правовое регулирование бухгалтерского учета, отчетности и анализа в предпринимательской деятельности»; «Санкции в хозяйственных отношениях» и некоторые другие, что выделяет данную книгу из ряда других, посвященных исследуемой тематике.

После выхода в свет первого издания прошло не многим более полугода, а хозяйственное законодательство Республики Беларусь претерпело значительные изменения, что связано с постоянным поиском новых, наиболее эффективных и приемлемых для Беларуси путей правового регулирования предпринимательской деятельности. В сложившейся сложной для творчества ситуации следует отдать должное автору настоящего издания, который чутко отреагировал на все изменения действующего законодательства и в короткие сроки привел текст книги в соответствие с последним. Кроме того, во втором издании автор продолжил начатые им ранее теоретические исследования тех вопросов предпринимательского права, которые имеют большое значение для правильного уяснения всего материала, но не нашли достаточного освещения в юридической литературе. К указанным вопросам, в частности, относится исследование такого признака предпринимательской

деятельности, как систематическое получение прибыли, который



11

полностью раскрыт С. С Вабищевич путем теоретического анализа имеющихся по этому вопросу публикаций, а также нормативных правовых актов различной отраслевой принадлежности.

В целом изложенный в работе материал представляет собой единый монолит взаимосвязанных теоретических юридических знаний и нормативного материала, усвоение которого будет способствовать подготовке высококвалифицированного специалиста, способного быстро и грамотно принимать адекватные складывающейся ситуации решения, не только применять, но и анализировать нормативные правовые акты с точки зрения теории и практики их применения, предлагать свои решения возникающих в исследуемой сфере проблемных вопросов.

Приятного и полезного Вам прочтения.

И. А. Маньковский, к.ю.н.

12

ОТ АВТОРА

Предлагаемая книга посвящена правовому регулированию предпринимательской деятельности, однако, она не преследует цели в полной или равной мере охватить все вопросы, возникающие в ходе этого регулирования. Ее предназначение - познакомить читателя в первую очередь с наиболее важными, принципиальными аспектами предпринимательского (хозяйственного) права как отрасли законодательства, науки, учебной дисциплины. Это своего рода введение в сферу правового обеспечения предпринимательства в Республике Беларусь, которое, как и подобает любому «введению», носит ограниченный характер.

Предпринимательская деятельность в ее сущностном проявлении - деятельность, направленная на систематическое получение прибыли - имеет многогранные прямые и обратные связи с экономикой. Исходя из этого ориентира в книге прослеживается взаимодействие экономики и права, предложение о необходимости правового оформления экономических отношений

Особенность правовой информации заключается в том, что она не приемлет неясности, неоднозначности, в связи с чем в настоящем издании постоянно обращается внимание на используемые в законодательстве и юридической литературе понятия, их уточнение, приспособление к механизму правового регулирования предпринимательской деятельности. С этим связаны попытки обращения в ряде случаев к проблемам общей теории права, гражданского и административного права.

Представленный в данной работе материал опирается на все доступные автору и позволяющие отстаивать его позиции правовые суждения и не является окончательно сформировавшимся, отработанным во всех вариантах. Последнее обстоятельство было бы достаточным основанием для того, чтобы не спешить с опубликованием этого материала, если бы не отсутствие уверенности автора в объективной возможности «окончательного» варианта. Если благодаря настоящему изданию у читателя появится хотя бы интерес к проблемам предпринимательского (хозяйственного) права, автор будет считать свою задачу на данном этапе выполненной.

13

ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

1. Нормативные правовые акты

БК - Банковский кодекс Республики Беларусь, 25 октября 2000 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. -2000. - № 106.

ГК - Гражданский кодекс Республики Беларусь, 7 декабря 1998 г. // Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. -1999. - № 7-9. - Ст. 101, с послед, изм. и доп.

ГПК - Гражданский процессуальный "одекс Республики Беларусь, 5 марта 1999 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 1999. - № 18-19, с послед, изм. и доп.

Закон о несостоятельности - Закон Республики Беларусь, 18 июля

2000 г. «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» // На
циональный реестр правовых актов Республики Беларусь - 1999. -
№73.

Закон о предпринимательстве - Закон Республики Беларусь, 28 мая 1991 г. «О предпринимательстве в Республике Беларусь» // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. - 1991 -№19.-Ст. 269.

Закон о противодействии монополистической деятельности -Закон Республики Беларусь, 12 декабря 1992 г. «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» в редакции Закона Республики Беларусь, 10 января 2000 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь - 2000. - № 8, с послед, изм. и доп.

ИК - Инвестиционный кодекс Республики Беларусь, 22 июня

2001 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Бела
русь. - 2001.-№ 62.

КоАП - Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, 6 декабря 1984 г // Собрание законов БССР -1984. - № 85. - Ст. 505, с послед, изм. и доп

КоАП 2003 г. - Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, 21 апреля 2003 г // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2003. - № 63 - будет введен в действие с даты, определенной специальным Законом.

Конституция Республики Беларусь - Конституция Республики

14

Беларусь 1994 года, (с изм. и доп.), принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г. - Мн.: Беларусь, 1997.

Положение о регистрации - Положение о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утверждено Декретом Президента Республики Беларусь, 17 декабря 2002 г. № 29 «О внесении изменений и дополнений в Декреты Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999 г. № 11 и от 16 ноября 2000 г. № 22» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2002. - № 142.

УК- Уголовный кодекс Республики Беларусь, 9 июля 1999 г. // Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. -1999. -№ 24. - Ст. 420.

ХПК - Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь, 15 декабря 1998 г. // Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. - 1999. - № 13-14. - Ст. 195.

2. Прочие сокращения

ЕГР - Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержден Постановлением Совета Министров Республики Беларусь, 17 марта 2003 г. № 359 «О некоторых вопросах ведения Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. -2003. - № 38.

Комитет по ценным бумагам - Комитет по ценным бумагам при Совете Министров Республики Беларусь.

Мингосимущество - Министерство по управлению государственным имуществом и приватизации.

Минфин - Министерство финансов Республики Беларусь.

Минэкономики - Министерство экономики Республики Беларусь.

МНС - Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь.

Национальный банк - Национальный банк Республики Беларусь.

15

ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО (ХОЗЯЙСТВЕННОГО)ПРАВА

§ 1. Понятие предпринимательского (хозяйственного) права

В основе системы права лежит разделение регулируемых им общественных отношений на различные виды. Каждый определенный вид таких отношений регулируется соответствующей ему отраслью права. Общественные отношения, возникающие в процессе производства, распределения, обмена, потребления материальных и нематериальных (духовных) благ, необходимых для удовлетворения разнообразных потребностей человека, характеризуются качественной спецификой и именуются хозяйственными (экономическими) отношениями.

За последнее десятилетие произошли изменения в организации экономики Введение частной формы собственности, легализация предпринимательства и т. д. повлекли соответствующие изменения в правовом регулировании хозяйственных (экономических) отношений. Последние составили предмет регулирования хозяйственного права. Соответственно возникает вопрос о сущности данной категории, которая традиционно рассматривается в четырех аспектах1.

Хозяйственное право как отрасль законодательства представляет собой совокупность нормативных правовых актов, регулиру-

1 Г'ршова И.И 11рс>|||рн1111Ч!ЛС'1ЬСК11С нрппо: Учсо. - М.: Юрпспрч кпкня.2002 - С.4 16

ющих порядок осуществления хозяйственной деятельности, имеющих различную юридическую силу и относящихся к различным отраслям функционирующей системы законодательства.

Наука хозяйственного права представляет собой деятельность по выработке теоретических знаний о закономерностях правового регулирования хозяйственных отношений, в результате чего формируется учение о хозяйственном праве, представляющее систему взаимосвязанных и взаимосогласованных понятий, взглядов, идей, концепций и теорий.

Хозяйственное право как учебная дисциплина - это совокупность обобщенных знаний о хозяйственном праве как науке, отрасли законодательства и практике применения последнего.

Если по поводу трех указанных аспектов хозяйственного права в юридической науке существует определенное единство мнений, то вопрос о хозяйственном праве как самостоятельной отрасли права остается дискуссионным. Сторонники самостоятельной отрасли хозяйственного права, занимая монистическую позицию, в структуру его предмета включают кроме предпринимательских отношений также некоммерческие отношения и отношения по государственному регулированию экономики1. Автор указывает на «определенное единство» этих отношений. Однако это не означает единства предмета правового регулирования, необходимого для выделения самостоятельной отрасли права. Эти отношения (имущественные, основанные на равенстве сторон, и властно-распорядительные, основанные на подчинении) составляют предметы разных (частноправовых и публично-правовых) отраслей права. Взаимосвязь этих отношений ведет к взаимодействию норм частного и публичного права в процессе их регулирования, что не отменяет несовпадения характера и содержания этих отношений и различную природу норм, их регулирующих. Сторонники хозяйственного права как самостоятельной отрасли права не могут обосновать однородность хозяйственных отношений, являющихся, по их мнению, предметом отдельной отрасли права и законодательства Но обосновать это и невозможно. Хозяйство представляет собой сложную категорию, а хозяйственные отношения разнообразны, поэтому их отдельные виды входят в предметы различных отраслей права. Соответственно речь может идти лишь о хозяй-

1 Мари'мьннон В С". \о 1ЯГ1С1 псиное прнпо К\рс лекций' В 2 г М.' Б1 К 1904 Г. I -
С. I

17

Б1БЛ1ЯТЭКА ШП

нггпны ^Д Со

ственном законодательстве, которое имеет комплексный характер и включает в себя нормы частного и публичного права, регулирующие связанные, но разные по своей природе отношения: предпринимательские, т. е. частные, и управленческие - публичные. В комплексной отрасли законодательства «нет ничего, что не могло бы быть поглощено отраслями законодательства, выделенными по отрасли права»1.

В соответствии с дуалистической концепцией, выраженной в работах Н. И. Клейн, Е. А Суханова и ряда других авторов2 часть этих отношений (горизонтальные) должна регулироваться нормами гражданского права, а другая часть (вертикальные) - нормами административного права При этом сторонники данной концепции сами указывают на смешанный характер отдельных норм, регулирующих предпринимательскую деятельность. Как отмечает Е. А. Суханов, «в сфере частного права законодатель нередко вынужден использовать общеобязательные, императивные правила, в том числе запреты, ограничивая самостоятельность и инициативу участников регулируемых отношений. Например, в гражданском законодательстве устанавливается обязанность государственной регистрации всех юридических лиц. , отсутствие которой влечет и отсутствие соответствующего юридического результата»3. Во-первых, отсутствие государственной регистрации влечет отрицательный, но все же, юридический результат (применение мер юридической ответственности), а во-вторых, Е. А. Суханов так и не дает ответа на вопрос о том, к какой именно отрасли права принадлежит норма о государственной регистрации.

В юридической науке получило распространение мнение о том, что хозяйственное право - это комплексная отрасль, т. к. ее предмет составляют разнородные отношения. Следует отметить, что вопрос о существовании комплексных отраслей права также является дискуссионным По мнению В. Н. Протасова, «они являются полноценными правовыми отраслями, причем их наличие в

1 Система российского законодателе та /11ол рст. И. С. Сачошсико - М.: К )рн 1. ли г.. 1980. -С 17.

: См.. например: Предпринимательское право. Курс лекций /11од. рел И. И Клейн. - М: Юрист. 1993; Гражданское право: Учеб.: В2т -2-силд. / Под ред. Г. А. Суханова. -М. Ы-'К. 1998. Т I.: Байтнп М. И.. Негров Д. Ь. Система нрава: к продолжению 'шскуссин // Государство и право. - 2003. - № I. - С 25 - 34.

'Гражданскоеправо: Учеб.: И2т.-2-сщл./Подреч. Г. А.С\\анова.-М: Б1 К. 1998. Г. 1.-С 18.

18

системе права свидетельствует об ее переходе на качественно новый, более высокий уровень развития»1. Однако нельзя согласиться с тем, что «если формирование основной отрасли идет от юридического начала - метода, то комплексной - от социального начала, т. е. предмета»2. Главным признаком самостоятельности отрасли права является предмет, что касается метода правового регулирования, то он может быть одинаковым для нескольких отраслей права. Например, административно-правовой метод присущ как административному, так и с некоторыми особенностями уголовному, финансовому праву. Метод правового регулирования является производным от предмета регулирования. Как справедливо отмечает С. Н. Братусь, «методы (способы) регулирования сами по себе взятые абстрактно, независимо от объекта, с которым связана их направленность, не могут служить основанием для разделения права на отрасли»3

Безусловно, система права образуется и изменяется в соответствии с объективно существующими общественными отношениями, частноправовое регулирование которых на каждом конкретном историческом этапе дополняется публично-правовыми элементами, и наоборот. В частности, вторжение публично-правовых начал в сферу хозяйственных отношений преследует цель защиты интересов всего общества. Общепризнанным является тот факт, что в современных условиях наиболее предпочтительной является социально ориентированная, регулируемая рыночная экономика, построение которой невозможно без государственного воздействия. Необходимость сочетания частноправовых и публично-правовых элементов регулирования хозяйственных отношений не означает, однако, необходимости искусственного создания отрасли права. Вопрос состоит в том, чтобы найти оптимальные границы соотношения частноправовых и публично-правовых начал для избежания как излишнего администрирования хозяйственных отношений, так и потери управляемости, разрушения вертикальных и горизонтальных хозяйственных связей и других негативных последствий отказа от государственного регулирования экономи-

1 Протасов В II Теория права и государства Проблемы теории нрава и государства -2-е шл.. персрао. идол.-М.: Юрайт-М.2001. -С. 149.

:11ротасов В. И. Ука). соч. -С" 149.

1 ЬрагусьС. 11. С>1 расль советскси о права: понято, предмет, метод//Советское государево и право. - 1979 - № 11. С. 26.

19

ческих процессов «Возьмем любую страну и побеседуем с юристом, занимающимся вопросами правового регулирования экономических отношений, и он скажет, что главная проблема - это проблема соотношения частного и публичного в сфере экономики»1. Решение данной проблемы авторы учебника по предпринимательскому (хозяйственному) праву под редакцией О. М. Олейник представляют следующим образом:

«а) публично-правовые нормы формируются либо как императивные, либо с учетом соразмерного и взвешенного ограничения начала диспозитивности, установленной частным правом, оберегая (правда не всегда) свободу договора;

б) частно-правовые нормы формулируются как учитывающие ограничения, налагаемые публично-правовыми нормами»7

Таким образом, о хозяйственном праве можно говорить как о науке, учебной дисциплине, отрасли законодательства, имеющей комплексный характер. Поскольку нормы этой отрасли законодательства сохраняют свою разноотраслевую принадлежность, вызывает сомнение попытка их объединения в рамках одной отрасли права Дело в том, что каждая отрасль права представлена соответствующей отраслью законодательства, но та или иная отрасль законодательства не обязательно является формой отрасли права3.

Кратко остановимся на терминологии. В юридической литературе, наряду с категорией «хозяйственное право», используются-термины: «торговое право», «коммерческое право», «предпринимательское право». Возникает вопрос об их соотношении

Частное торговое право развивалось еще в дореволюционной России и определялось как «совокупность частного права, общего и специального, имеющую применение к той области народнохозяйственной жизни, которую закон признает торговлей»4. При этом оно было не самостоятельной отраслью, а специальной частью гражданского права. По мнению Г. Ф. Шершеневича, основным субъектом торговли является торговец-посредник или посредничес-

1 Яковлев В. Ф. О некоторых вопросах применении част первом I раж.шнекот ко ккса арбитражными судами//Вест. Высшего ЛрбнгражнотСЧ м. 1995.-№ 5.-С. 93

; Предпринимательское (хочяйственнос)право: Учеб.: И2 г./По фсл. О. М. Пленник. М: Юрист. 1999.-Т. 1.-С.30.

' Мицкевич Л. В. Соотношение смоеиы сове I скот права с сносмой сове К'кого шконо-датсльства//Учен. гаи. НИИИСЗ.-М.: Юрил. лиг. 1967-Вып. II С '5

"■ Шсршсневнч Г. В. Курс торговош права. - М.: С парк. 1994. - С _ IX.

20

кая торговая фирма. Однако в современных условиях товары продают и покупают не только посреднические фирмы. Продавать товар собственного производства может любое лицо, осуществляющее хозяйственную деятельность, т. е торговый оборот начинается не с момента покупки посредником партии товара для последующей реализации, а с продажи изготовителем произведенной продукции Кроме того, товар может быть реализован без участия посредника, и такая операция также входит в товарное обращение. Изучение товарного оборота должно начинаться с действий производителя, реализующего свой товар, а не с действий торговых посредников. Не следует забывать также об операциях по приобретению товара. Таким образом, учитывая границы осуществления торговой деятельности, а также субъектный состав этой деятельности, наиболее приемлемым является термин «коммерческое право». Однако нельзя не учитывать тот факт, что отечественная юридическая литература и законодательство крайне редко оперируют терминами «коммерсант», «коммерция», «коммерческий» в отличие от терминов «предприниматель», «предпринимательство (предпринимательская деятельность)», «предпринимательский». К тому же перечисленные термины («коммерсант», «коммерция», «коммерческий») традиционно наполняются отрицательным содержанием - даже современные толковые словари русского языка понимают под словом коммерциализация «превращение чего-либо в источник дохода, в предмет наживы (выделено мною - С. В.)»1.

Термин «хозяйственное право» появился после 1917 г. О различных научных концепциях хозяйственного права в различные периоды речь пойдет в следующем параграфе. Пока лишь отметим, что, по мнению В. В. Лаптева, «сложившаяся за последние десятилетия концепция хозяйственного права не" соответствует современным условиям и должна быть пересмотрена»2 В частности, А. Г. Быков в качестве «законного» наследника хозяйственного права рассматривает предпринимательское право3

На наш взгляд, термины «предпринимательская деятельность» и

1 (мимиой толковым словарь русского я 1Ь1ка/СоеI. "'■"■ рсхС Л. Кмменов -СПб.. Но-рнт. 1998.-С. 445.

- ЛшмсвВ I). Хоммсгвсииос право правопрс шршшчакмьскои юитс 1Ы№сш//1ос\-ирсшо и право. -1943 №1 С 36

"' 1>мков Л. I 11рслир|111ич;пс 1Ьскос право: ироо наш формирования и ра<вития // Нес г Миск.мыа Сер. II Право. 1493. №6. С. 9.

21

«хозяйственная деятельность», «предпринимательское право» и «хозяйственное право» соотносятся как особенное и общее. Хозяйственная деятельность - это деятельность по изготовлению продукции, выполнению работ, оказанию услуг. Она может осуществляться как с целью получения прибыли, так и без (например, деятельность социально-культурных, религиозных, общественных организаций). Предпринимательская деятельность в соответствии с ее легальным определением (ч. 2 п. 1 ст. 1 ГК) всегда направлена на систематическое получение прибыли, чего нельзя сказать о хозяйственной деятельности, целью которой иногда может выступать достижение социального или иного эффекта. Соответственно хозяйственная деятельность - понятие более широкое, чем предпринимательская деятельность. Таким образом, термин «хозяйственное право» наиболее полно охватывает содержание отношений, возникающих в процессе осуществления экономической деятельности Учитывая, что в рамках данного курса основное внимание уделяется субъектам хозяйствования, целью деятельности которых является получение прибыли, именовать его следовало бы «предпринимательское право», однако для упрощения изложения материала в настоящей работе термины «предпринимательская деятельность» и «хозяйственная деятельность», «предпринимательское право» и «хозяйственное право» будут рассматриваться как тождественные. В рамках данной работы термин «предприниматель» употребляется как собирательный по отношению ктерминам «индивидуальный предприниматель», «коммерческая организация» и как тождественный терминам «субъект хозяйствования», «субъект хозяйственной деятельности»

§ 2. Наука предпринимательского (хо)яйственного) права. Основные этапы становления

Как отмечалось выше, в науке советского гражданского права уже в двадцатых годах появился термин «хозяйственное право», которым в тот период именовали совокупность правовых норм, по своей сущности ничем не отличающуюся от гражданского права1

В 1929 - 1930 гг. П И Стучка сформулировал идею так называемого двухсекторного права. Он считал, что советское граж-

1 ЛскиашйС И. Очерки\с>1ямс|11С1111ои>ирлвавССС'Р.-Л.. 1926

данское право, существование которого связано с наличием частного сектора в экономике, сокращается, уступает место хозяйственному праву - праву социалистического сектора1

В 1931 - 1936 гг. появляется теория единого хозяйственного права, которая имеет своим предметом все имущественные отношения независимо от состава их участников, а также отношения по управлению народным хозяйством2 В 1936 - 1938 гг. теория единого хозяйственного права была объявлена вредительской, а ее авторы - репрессированы.

В 1956 -1958 гг. разворачивается дискуссия о системе советского права, в связи с чем некоторые правоведы пытаются обосновать существование, наряду с гражданским правом, такой самостоятельной отрасли, как хозяйственное право. Предложения сторонников данной теории сводились к следующему: имущественные отношения с участием граждан необходимо регулировать гражданским правом, а отношения между социалистическими организациями в процессе организации и осуществления ими хозяйственной деятельности - хозяйственным правом. В соответствии с этим предлагалось принять Основы хозяйственного законодательства, или Хозяйственный кодекс3. Однако в ходе проведения в 1961 - 1965 гг. кодификации гражданского законодательства идея хозяйственного права не была поддержана. Основы гражданского законодательства 1961 г. и ГК 1964 г. исходили из принципа единства правового регулирования всех имущественных отношений независимо от состава участников и сферы возникновения. Отношения по государственному регулированию хозяйственной деятельности были отнесены к отрасли административного права. Таким образом, зародился дуалистический подход к регулированию хозяйственного оборота.

Однако на этом дискуссия между сторонниками теории хозяйственного права и представителями цивилистической науки не закончилась. Третья школа хозяйственного права получает развитие в работах В. В. Лаптева и В. К. Мамутова В соответствии с их концепцией имущественные отношения с участием граждан должны регулироваться гражданским законодательством, а хозяйственные

'СтучкаП И Курс советскою гражданскот права: В 2 т.-Т 1.-М-Л., 1931

1 Курс советскою чочяйствемного нрава/Под ред. 1-. В. Пашуканисаи Л. Я. Гин (бурга. -

Г 1 - М. 1935.

1 Лаптев И В К вопросу о хозяйственном ирлве// Вопросы жоиомики. - 1959. -№ 12. -

С. 75 - 82.

23

отношения (горизонтальные и вертикальные) должны регулироваться нормами частного и публичного права. В основу Хозяйственного кодекса также должен быть положен принцип синтеза частноправового и публично-правового начал. Начавшиеся в 90-е годы экономические изменения оказали влияние на дальнейшее развитие данной концепции. Тем не менее В. В. Лаптев указывает на необходимость принятия Хозяйственного (предпринимательского) кодекса, который он считает «реализацией хозяйственно-правовой идеи р необходимости специального регулирования хозяйственных отношений», которые «детально исследованы и вполне «предметно» определены в литературе по хозяйственному праву»1. Современная школа хозяйственного (предпринимательского) права представлена также в работах В. С. Мартемьянова2.

Традиционное развитие экономики Республики Беларусь в рамках единого экономического пространства Советского Союза и происходящие в связи с существованием СНГ и Союза России и Беларуси интеграционные процессы позволяют применять современные исследования российских ученых к процессам, происходящим в Республике Беларусь, но с учетом специфики ее экономического развития.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации