Особенности восприятия в дошкольном возрасте - файл n1.doc

Особенности восприятия в дошкольном возрасте
Скачать все файлы (762 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc762kb.17.02.2014 17:38скачать

n1.doc




КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: «Особенности восприятия в дошкольном возрасте»


СОДЕРЖАНИЕ


Введение. Актуальность темы………………………………………..

3

Глава 1

Общее представление о восприятии…………………….

7

1.1

Восприятие, его виды и свойства…………………………

7

1.2

Сложные формы восприятия………………………………

11

1.3

Развитие восприятия в дошкольном возрасте ………….

14

1.4

Наблюдения и условия эффективности восприятия……..

15

Выводы по 1 главе……………………………………………………..

18

Глава 2

Изучение восприятия и его особенности в дошкольном возрасте…………………………………………………......


19

2.1

Описание методики, используемой в работе……………..

19

2.2

Характеристика выборки…………………………………..

23

2.3

Ход исследования…………………………………………..

23

2.4

Анализ полученных результатов………………………….

23

Выводы по 2 главе……………………………………………………..

25

Рекомендации………………………………………………………….

26

Список литературы ……………………………………………………

27

Приложение



ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Реальные процессы отражения внешнего ми­ра выходят далеко за пределы наиболее элементарных форм. Человек живет не в мире изолированных световых или цве­товых пятен, звуков или прикосновений, он живет в мире вещей, предметов и форм, в мире сложных ситуаций, т.е. что бы человек ни воспринимал, он неизменно имеет дело не с отдельными ощущениями, а с целыми образами. Отра­жение этих образов выходит за пределы изолированных ощу­щений, опираясь на совместную работу органов чувств, син­тез отдельных ощущений в сложные комплексные системы. Этот синтез может протекать как в пределах одной модаль­ности (рассматривая картину, мы объединяем отдельные зри­тельные впечатления в целый образ), так и в пределах нескольких модальностей (воспринимая апельсин, мы фактически объединяем зрительные, осязательные, вкусовые впе­чатления, присоединяем к ним и наши знания о нем). Лишь в результате такого объединения изолированные ощущения превращаются в целостное восприятие, переходят от отражения отдельных признаков к отражению целых предметов или ситуаций.

При восприятии знакомых предметов (стакан, стол) узна­вание их происходит очень быстро - человеку достаточно объединить два-три воспринимаемых признака, чтобы прий­ти к нужному решению. При восприятии новых или незна­комых предметов узнавание их гораздо сложнее и протекает в гораздо более развернутых формах. Полное восприятие та­ких предметов возникает как результат сложной аналитико-синтетической работы, выделяющей одни существенные при­знаки, тормозящей другие, несущественные и комбинирую­щей воспринимаемые детали в одно осмысленное целое.

Восприятие является очень сложным и активным процес­сом, требующим значительной аналитико-синтетической ра­боты. Этот сложный, активный характер восприятия прояв­ляется в целом ряде признаков, требующих специального рас­смотрения. Прежде всего, процесс информации ни в коей мере не является результатом простого раздражения органов чувств и доведения до коры мозга возбуждений от перифе­рически воспринимающих органов. В процесс восприятия всегда включены двигательные компоненты (ощупывание предметов и движение глаз, выделяющие наиболее информативные точки; пропевание или проговаривание соответст­вующих звуков, играющих существенную роль в определе­нии наиболее существенных особенностей звукового пото­ка). Поэтому восприятие правильнее всего обозначать как воспринимающую (перцептивную) деятельность субъекта.

Далее, восприятие тесно связано с оживлением следов про­шлого опыта: сличением доходящей до субъекта информа­ции с ранее сложившимися представлениями; сравниванием с ними актуальных воздействий; выделением существенных признаков; созданием гипотез о предполагаемом значении доходящей до него информации; синтезом воспринимаемых признаков в целые комплексы «принятием решения» о том, к какой категории относится воспринимаемый предмет. Иначе говоря, воспринимаемая (перцептивная) деятельность субъ­екта близка к процессам наглядного мышления, причем эта близость тем нагляднее, чем новее и сложнее воспринимае­мый объект.

Естественно поэтому, что воспринимающая деятельность почти никогда не ограничивается пределами одной модаль­ности, но складывается в совместной работе нескольких ор­ганов чувств (анализаторов), результатом которой являются представления, сформировавшиеся у субъекта. Наконец, важ­но и то обстоятельство, что восприятие предмета никогда не осуществляется на элементарном уровне: оно захватывает вы­сшие уровни психической деятельности, в частности речь. Человек не просто смотрит на предметы и пассивно реаги­рует на их признаки. Выделяя и объединяя наиболее сущест­венные из них, он всегда обозначает воспринимаемые предметы словом, тем самым глубже познавая их свойства, и от­носит их к определенным категориям. Воспринимая часы, и мысленно называя их этим именем, он отвлекается от таких несущественных признаков, как их цвет, размеры, форма, и выделяет основной признак - функцию указания времени. Одновременно он относит воспринимаемый предмет к опре­деленной категорий, отделяет от других, близких по внешнему виду предметов, но относящихся к другим категориям (например, барометр). Все это еще раз подтверждает, что вос­принимающая деятельность субъекта по своему психологи­ческому строению может приближаться к наглядному мыш­лению. Сложный и активный характер воспринимающей де­ятельности человека определяет ряд особенностей его, в оди­наковой степени относящихся ко всем его формам.

Итак, восприятие - это наглядно-образное отражение дей­ствующих в данный момент на органы чувств предметов и яв­лений действительности в совокупности их различных свойств и частей.

Цель работы: изучение такого познавательного процесса, как восприятие и его особенности в дошкольном возрасте.

Предмет изучения: изучение восприятия у дошкольников.

Объект изучения: дети в возрасте 5-6 лет.

Гипотеза: Дети старшего дошкольного возраста выполняют задания по восстановлению целостности геометрических фигур, хотя иногда допускают небольшую асимметрию.

Задачи:

1. Проведение теоретического анализа восприятия в психологии.

2. Выявление способностей ребенка к целостному восприятию формы предметов, состояния его графических навыков, способности осуществлять асимметричные изображения.

3. Проверка поставленной гипотезы на выбранных испытуемых.

4. Качественный и количественный анализ полученных данных.

Методика исследования: Исследование способности к целостному восприятию формы предметов и соотнесению частей геометрических фигур и предметных изображений (Методика Т.Н. Головиной).
ГЛАВА 1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ВОСПРИЯТИИ
Восприятие - целостное отражение предметов и явле­ний объективного мира при их непосредственном воздей­ствии в данный момент на органы чувств. Восприятие - результат деятельности системы анализаторов. Восприятие предполагает выделение из комплекса воздействующих признаков основных и наиболее существенных, с одновре­менным отвлечением от несущественных. Оно требует объединения основных существенных признаков и сопос­тавления воспринятого с прошлым опытом. Всякое вос­приятие включает активный двигательный компонент (ощу­пывание предметов рукой, движения глаз при рассматривании и т. п.) и сложную аналитико-синтетическую деятельность мозга по синтезу целостного образа.

Закономерность субъективности восприятия - одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному, субъ­ективно, в зависимости от своих интересов, потребностей, способностей и т. п. Зависимость восприятия от содержа­ния психической жизни человека, от особенностей его личности носит название апперцепции. Влияние прошло­го опыта личности на процесс восприятия проявляется в опытах с искажающими очками: в первые дни опыта, когда испытуемые видели все окружающие предметы пе­ревернутыми, исключение составляли те предметы, пере­вернутое изображение которых, как знали люди, физичес­ки невозможно1.
1.1. Восприятие, его виды и свойства
Внешние явления, воздействуя на наши органы чувств, вы­зывают субъективный эффект в виде ощущений без какой бы то ни было встречной активности субъекта по отношению к воспринимаемому воздействию. Способность ощущать дана нам и всем живым существам, обладающим нервной системой, с рождения. Способностью же воспринимать мир в виде образов наделены только человек и высшие животные, она у них складывается и совершенствуется в жизненном опыте.

В отличие от ощущений, которые не воспринимаются как свой­ства предметов, конкретных явлений или процессов, происходя­щих вне и независимо от нас, восприятие всегда выступает как субъективно соотносимое с оформленной в виде предметов, вне нас существующей действительностью, причем даже в том слу­чае, когда мы имеем дело с иллюзиями или когда воспринимае­мое свойство сравнительно элементарно, вызывает простое ощу­щение (в данном случае это ощущение обязательно относится к какому-либо явлению или объекту, ассоциируется с ним).

Ощущения находятся в нас самих, воспринимаемые же свой­ства предметов, их образы локализованы в пространстве. Этот процесс, характерный для восприятия в его отличии от ощуще­ний, называется объективацией.

Еще одно отличие восприятия в его развитых формах от ощу­щений состоит в том, что итогом возникновения ощущения явля­ется некоторое чувство (например, ощущения яркости, громко­сти, соленого, высоты звука, равновесия и т.п.), в то время как в результате восприятия складывается образ, включающий ком­плекс различных взаимосвязанных ощущений, приписываемых человеческим сознанием предмету, явлению, процессу. Для того чтобы некоторый предмет был воспринят, необходимо совершить в отношении его какую-либо встречную активность, направ­ленную на его исследование, построение и уточнение образа. Для появления ощущения этого, как правило, не требуется.

Отдельные ощущения как бы «привязаны» к специфическим анализаторам, и достаточно бывает воздействия стимула на их периферические органы - рецепторы, чтобы ощущение воз­никло. Образ, складывающийся в результате процесса восприя­тия, предполагает взаимодействие, скоординированную работу сразу нескольких анализаторов. В зависимости от того, какой из них работает активнее, перерабатывает больше информации, получает наиболее значимые признаки, свидетельствующие о свойствах воспринимаемого объекта, различают и виды восп­риятия. Соответственно выделяют зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Четыре анализатора - зрительный, слухо­вой, кожный и мышечный - чаще всего выступают как веду­щие в процессе восприятия.

Восприятие, таким образом, выступает как осмысленный (включающий принятие решения) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостных пред­метов или сложных, воспринимаемых как целое явлений. Этот синтез выступает в виде образа данного предмета или явления, который складывается в ходе активного их отражения.

Предметность, целостность, константность и категориальность (осмысленность и означенность) - это основные свойства обра­за, складывающиеся в процессе и результате восприятия. Пред­метность - это способность человека воспринимать мир не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отделенных друг от друга предметов, обладающих свойствами, вызывающими данные ощущения. Целостность восприятия вы­ражается в том, что образ воспринимаемых предметов не дан в полностью готовом виде со всеми необходимыми элементами, а как бы мысленно достраивается до некоторой целостной формы на основе небольшого набора элементов. Это происходит и в том случае, если некоторые детали предмета человеком непосредст­венно в данный момент времени не воспринимаются. Констант­ность определяется, как способность воспринимать предметы от­носительно постоянными по форме, цвету и величине, ряду дру­гих параметров независимо от меняющихся физических условий восприятия. Категориальность человеческого восприятия проявляется в том, что оно носит обобщенный характер, и каждый воспринимаемый предмет мы обозначаем словом-понятием, от­носим к определенному классу. В соответствии с этим классом нами в воспринимаемом предмете ищутся и видятся признаки, свойственные всем предметам данного класса и выраженные в объеме и содержании этого понятия.

Описанные свойства предметности, целостности, констант­ности и категориальности восприятия с рождения человеку не присущи; они постепенно складываются в жизненном опыте, частично являясь естественным следствием работы анализато­ров, синтетической деятельности мозга2.

Осмысленность восприятия. Хотя восприятие возникает при непосредственном действии раздражителя на органы чувств, перцептивные образы всегда имеют определенное смысло­вое значение. Восприятие у человека теснейшим образом свя­зано с мышлением. Сознательно воспринимать предмет — значит мысленно назвать его, т.е. отнести к определенной группе, классу, обобщить его в слово. Даже при виде незна­комого предмета мы пытаемся установить в нем сходство со знакомыми.

Восприятие не определяется просто набором раздражите­лей, воздействующих на органы чувств, но представляет со­бой постоянный поиск наилучшего толкования, имеющихся данных.

Апперцепция. Восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого субъекта. Воспринимают не глаз и ухо, а конк­ретный живой человек, и поэтому в восприятии всегда сказы­ваются особенности личности человека. Зависимость восприя­тия от содержания психической жизни человека, от особенно­стей его личности, называется апперцепцией.

Содержание восприятия определяется и поставленной перед человеком задачей, и мотивами его деятельности; в его процес­се участвуют установки, эмоции, которые могут изменять со­держание восприятия. Это необходимое условие ориентировки человека в окружающей среде3.
1.2. Сложные формы восприятия
Восприятие пространства. Восприятие пространства во мно­гом отличается от восприятия формы предмета. Его отличие заключается в том, что оно опирается на другие системы совме­стно работающих анализаторов и может протекать на разных уровнях. В течение длительного времени в философии обсуж­дался вопрос о том, является ли восприятие врожденным (как это считали представители направления, известного под названием нативизма) или результатом обучения (так считали пред­ставители другого направления - эмпиризма). Сейчас стало со­вершенно ясно, что хотя восприятие пространства и имеет в своей основе ряд специальных аппаратов, его строение очень сложно и развитые формы восприятия пространства могут про­текать на различных уровнях.

В основе восприятия трехмерного пространства лежит фун­кция специального вестибулярного аппарата, расположенного во внутреннем ухе. Этот аппарат имеет характер З изогнутых полукружных трубок, расположенных в вертикальной, гори­зонтальной и сагиттальной плоскостях, заполненных жидко­стью. Когда человек меняет положение головы, жидкость, заполняющая каналы, меняет свое положение, раздражая волосковые клетки, и их возбуждение вызывает изменения в ощущении устойчивости тела (статические ощущения). Этот аппарат, тонко реагирующий на отражение 3 основных пло­скостей пространства, является его специфическим рецеп­тором.

Вторым существенным аппаратом, обеспечивающим вос­приятие пространства и, прежде всего, глубины, является ап­парат бинокулярного зрительного восприятия и ощущения мышечных усилий от конвергенции глаз.

Третьим важным компонентом восприятия пространства являются законы структурного восприятия, описанные гештальтпсихологами. К ним присоединяется и последнее усло­вие - влияние хорошо закрепленного прежнего опыта, ко­торое может существенно воздействовать на восприятие глу­бины, а в некоторых случаях - приводить к возникновению иллюзий.

Восприятие времени. Несмотря на важное значение этого раз­дела психологии, он разработан гораздо меньше, чем вопрос о восприятии пространства. Можно указать, что восприятие вре­мени имеет различные аспекты и осуществляется на разных уров­нях. Наиболее элементарными формами являются процессы вос­приятия длительности последовательности, в основе которых лежат элементарные ритмические явления, известные под на­званием «биологических часов». К ним относятся ритмические процессы, протекающие в нейронах коры и подкорковых обра­зований. Смена процессов возбуждения и торможения при дли­тельной нервной деятельности, воспринимается как волнооб­разно чередующиеся усиления и ослабления звука при длитель­ном вслушивании. К ним относятся такие циклические явле­ния, как биение сердца, ритм дыхания, а для более длительных интервалов - ритмика смены сна и бодрствования, появление голода и т.п.

Все перечисленные условия лежат в основе наиболее про­стых непосредственных оценок времени. Они могут проявлять­ся у животных в выработке рефлексов «на время» и их можно изменять путем фармакологических воздействий, влияющих на вегетативную нервную систему. Последние воздействия могут быть проверены и на человеке. Так было показано, что под действием одних препаратов небольшие отрезки времени суще­ственно «укорачиваются», в то время как воздействие других способствует «удлинению» этих временных интервалов при оцен­ке их испытуемыми.

В собственно восприятии времени мы различаем: а) воспри­ятие временной длительности; б) восприятие временной после­довательности.

Характерной особенностью времени является его необра­тимость. Мы можем вернуться к тому месту пространства, откуда мы ушли, но мы не можем вернуть то время, которое прошло. Установление объективного порядка или однознач­ной необратимой последовательности событий во времени предполагает раскрытие причинной зависимости между ни­ми. Именно на основе причинных зависимостей мы обычно опосредованно решаем вопрос об объективной последова­тельности события.

Восприятие движения. Восприятие движения - очень слож­ный вопрос, природа которого еще не вполне выяснена. Ес­ли предмет объективно движется в пространстве, то мы вос­принимаем его движение вследствие того, что он выходит из области наилучшего видения и этим заставляет нас передви­гать глаза или голову, чтобы вновь фиксировать на нем взгляд. Смещение же точки по отношению к положению нашего те­ла указывает нам на ее передвижение в объективном про­странстве. Восприятие движения в глубину пространства, ко­торое экспериментально еще почти не исследовалось, воз­никает вследствие смещения соответствующих точек на сетчатке глаза влево и вправо. Таким образом, некоторую роль в восприятии движения играет движение глаз, следя­щих за движущимся предметом.

В восприятии движения значительную роль, несомненно, играют косвенные признаки, создающие опосредованное впе­чатление движения. Впечатление движения может вы­звать необычайное для покоящегося тела положение частей фигуры. Впечатление движения может возникнуть и тогда, ког­да мы знаем, что движения на самом деле нет. Мы, таким образом, можем не только делать умозаключения о движе­нии, но и воспринимать его4.

1.3. Развитие восприятия в дошкольном возрасте
Процесс развития детского восприятия в дошкольном возрасте был детально исследован Л. А. Венгером5 и описан следующим обра­зом. Во время перехода от раннего к дошкольному возрасту, т. е. в период времени от 3 до 7 лет, под влиянием продуктивной, кон­структорской и художественной деятельности у ребенка склады­ваются сложные виды перцептивной аналитико-синтетической дея­тельности, в частности способность мысленно расчленять видимый предмет на части и затем объединять их в единое целое, прежде чем подобного рода операции будут выполнены в практическом плане. Новое содержание приобретают и перцептивные образы, относящиеся к форме предметов. Помимо контура выделяется и структура предметов, пространственные особенности и соотношения его частей.

Перцептивные действия формируются в обучении, и их разви­тие проходит ряд этапов. На первом этапе процесс их формирования начинается с практических, материальных действий, выполняемых с незнакомыми предметами. На этом этапе, который ставит перед ребенком новые перцептивные задачи, непосредственно в материаль­ные действия вносятся необходимые исправления, которые должны быть сделаны для формирования адекватного образа. Лучшие ре­зультаты восприятия получаются тогда, когда ребенку для сравне­ния предлагаются так называемые сенсорные эталоны, которые также выступают во внешней, материальной форме. С ними ребе­нок имеет возможность сравнивать воспринимаемый объект в про­цессе работы с ним.

На втором этапе перцептивными действиями становятся сами сенсорные процессы, перестроившиеся под влиянием практической деятельности. Эти действия осуществляются теперь при помощи соответствующих движений рецепторных аппаратов и предвосхи­щают выполнение практических действий с воспринимаемыми пред­метами. На данном этапе, пишет Л. А. Венгер, дети знакомятся с пространственными свойствами предметов с помощью развер­нутых ориентировочно-исследовательских движений руки и глаза.

На третьем этапе перцептивные действия становятся еще более скрытыми, свернутыми, сокращенными, их внешние, эффекторные звенья исчезают, а восприятие извне начинает казаться пассив­ным процессом. На самом деле этот процесс по-прежнему активен, но протекает внутренне, в основном только в сознании и на под­сознательном уровне у ребенка. Дети получают возможность доволь­но быстро узнавать интересующие их свойства объектов, отличать одни предметы от других, выяснять существующие между ними связи и отношения. В результате всего этого внешнее перцептивное действие превращается в умственное.6
1.4. Наблюдения и условия эффективности восприятия
Различают восприятие непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (произвольное). При непреднамерен­ном восприятии мы не руководствуемся заранее поставленной целью или задачей - воспринять данный предмет. Восприятие направляется внешними обстоятельствами. Преднамеренное вос­приятие, напротив, с самого начала регулируется задачей - вос­принять тот или иной предмет или явление, ознакомиться с ним. Преднамеренное восприятие может быть включено в ка­кую-либо деятельность, и осуществляться по ходу ее выполне­ния. Но иногда восприятие может выступать и как относитель­но самостоятельная деятельность.

Восприятие как самостоятельная деятельность особенно яс­но выступает в наблюдении, которое представляет собой пред­намеренное, планомерное и более или менее длительное (хотя бы и с промежутками во времени) восприятие с целью просле­дить течение какого-либо явления или те изменения, которые происходят в объекте восприятия.

Наблюдение - это активная форма чувственного познания человеком действительности.

При наблюдении как самостоя­тельной целенаправленной действительности уже с самого на­чала предполагается словесная формулировка целей и задач, на­правляющих наблюдение на определенные объекты. Успех на­блюдения зависит, прежде всего, от того, насколько ясна задача, которая стоит перед ними. Являясь преднамеренным плано­мерным относительно длительным восприятием, и осуществ­ляясь с той или иной познавательной целью, наблюдение тре­бует специальной подготовки (предварительное ознакомление с материалами, относящимися к объектам будущего наблюде­ния, с рисунками, словесным описанием предметов и т.п.). Важ­нейшее место в подготовке наблюдений должно занимать уяс­нение задач наблюдения, требований, которым оно должно удов­летворять, предварительная разработка плана и способов на­блюдения.

Исключительно большую роль играет отношение человека к наблюдению. Длительные упражнения в наблюдении приводят к развитию наблюдательности, т.е. умения подмечать характер­ные, но малозаметные, на первый взгляд, кажущиеся малосу­щественными особенности предметов. Итак, чтобы быть на­блюдательным, надо упражняться в наблюдении: сравнивать и сопоставлять различные предметы, их различные стороны, замечать их связь и взаимодействие друг с другом; ставить перед собой задачу - быстро замечать, возможно, больше особенно­стей предмета или явления; подмечать самые ничтожные изме­нения в них, учиться выделять наиболее существенное в том, что воспринимается.

Чтобы развить наблюдательность, нужна такая организация восприятия, которая соответствовала бы всем необходимым ус­ловиям его успешности: ясность задачи, предварительная под­готовка, активность наблюдения, его систематичность, плано­мерность и т.д. Наблюдательность необходима во всех областях жизни и деятельности человека. Развитию наблюдательности, точности и многогранности восприятия необходимо уделять серьезное внимание уже в детском возрасте, особенно в про­цессе игры и обучения7.


ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
Изучив теоретический материал по заданной теме, можно сделать следующие выводы:

1. Восприятие - целостное отражение предметов и явле­ний объективного мира при их непосредственном воздей­ствии в данный момент на органы чувств. Восприятие - результат деятельности системы анализаторов. Восприятие предполагает выделение из комплекса воздействующих признаков основных и наиболее существенных, с одновре­менным отвлечением от несущественных. Оно требует объединения основных существенных признаков и сопос­тавления воспринятого с прошлым опытом.

2. Предметность, целостность, константность и категориальность (осмысленность и означенность) - это основные свойства обра­за, складывающиеся в процессе и результате восприятия.

3. Сложными видами восприятия являются: восприятие пространства, времени, движения.

4. Процесс развития детского восприятия в дошкольном возрасте можно представить следующим обра­зом. Во время перехода от раннего к дошкольному возрасту, т. е. в период времени от 3 до 7 лет, под влиянием продуктивной, кон­структорской и художественной деятельности у ребенка склады­ваются сложные виды перцептивной аналитико-синтетической дея­тельности, в частности способность мысленно расчленять видимый предмет на части и затем объединять их в единое целое, прежде чем подобного рода операции будут выполнены в практическом плане. Новое содержание приобретают и перцептивные образы, относящиеся к форме предметов. Помимо контура выделяется и структура предметов, пространственные особенности и соотношения его частей.

ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ВОСПРИЯТИЯ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
2.1. Описание методики, используемой в работе
Методика: Т.Н. Головиной. Исследование способности к целостному восприятию формы предметов и соотнесению частей геометрических фигур и предметных изображений.

Цель: Исследование способности к целостному восприятию формы предметов.

Описание:

Для исследования восприятия необходимы таблицы, на которых изображены геометрические фигуры (треугольники, круги, рис. 1 а. 1 б) с неполными контурами и незаконченные контуры двух предметных изображений (бабочки и жука, рис. 1 в). Экспериментатор дает детям задание дорисовать эти предметы («Дорисуй треугольники» и т. п.). Подчеркивается, что все шесть треугольников одинаковой величины. Ребенку дают для работы копия таблиц, предварительно выполненные на листах бумаги размером 21 ∙ 30 см.

Обработка результатов:

Наблюдение за действиями ребенка во время его работы с таблицами этою типа дает возможность составить представление о способности ребенка к целостному восприятию формы предметов, о состоянии его графических навыков, способности осуществлять симметричное изображение. Эти данные важны при определении готовности ребенка к школьному обучению. Дети старшего дошкольного возраста с нормальным интеллектом хорошо выполняют задания по восстановлению целостности геометрических фигур; при дорисовывании предметов они понимают принцип работы, хотя иногда допускают небольшую асимметрию.

Умственно отсталые дети справляются с этими заданиями в значительно более позднем возрасте. Наибольшие трудности возникают у них при необходимости дорисовать круг. Они замыкают его контур, не производя при этом необходимых кругообразных движений, поэтому площадь «дорисованной» фигуры оказывается, как правило, уменьшенной. При дорисовывании треугольников умственно отсталые дети изменяют их площадь и форму, причем имеют место случаи распространения принципа дополнения трех верхних треугольников на нижний ряд подобных фигур; дети забывают, что все треугольники одного размера или «не узнают» равенства. При дорисовывании предметных изображений (бабочки, жука) эти дети испытывают трудности в понимании принципов работы, допускают выраженную асимметрию и несо­ответствие заданному изображению, резкое увеличение или уменьшение дополняемой части, искажение формы

Рис.1.а

Рис.1.б


Рис.1.в
2.2. Характеристика выборки
Количество: 15 человек. Дети старшей группы.

Возраст: 5-6 лет.
2.3. Ход исследования


  1. Анализ научной и психологической литературы по данной теме.

  2. Выбор методики.

  3. Опрос испытуемых:

    • Нахождение детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет);

    • Выяснение есть ли желание работать над методикой.


2.4. Получение результатов и их анализ
По данной методике было опрошено 15 человек, из них 7 девочек и 8 мальчиков.

Детей опрашивали по одному в спокойной, дружеской обстановке.

Каждому ребенку выдавались таблицы, на которых изображены геометрические фигуры (треугольники, круги – рис. 1.а, 1.б) с неполными контурами, и незаконченные контуры двух предметных изображений (бабочки и жука – рис. 1.в) и было дано задание дорисовать эти предметы.

За всеми действиями детей во время их работы с таблицами велось наблюдение.

В основном затруднение у детей вызвала таблица, где нужно было дорисовывать бабочку и жука. Дети понимали принцип работы, но допускали асимметрию при дорисовывании предметов.

У троих детей (Костя, Никита, Егор) вызвала затруднение таблица с изображением треугольников. Они в начале работы забыли, что треугольники должны быть одинаковой величины, но затем исправились и выполнили правильно.

Две девочки Саша и Алина выполняли работу самостоятельно, т.е. они не смотрели в копию таблицы, где это задание уже выполнено. Остальные дети пользовались примером.

Семь человек из 15 детей выполнили работу быстрее по времени, чем остальные дети. Другим детям потребовалось больше времени на работу.


ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
Таким образом, было опрошено 15 детей. Дети старшего дошкольного возраста с нормальным интеллектом, выполняли задания по восстановлению целостности геометрических и предметных фигур. При дорисовывании предметов они понимают принцип работы, но допускают небольшую асимметрию.

При выполнении задания некоторым детям потребовалось больше времени, чем другим. Кому-то задание показалось легким и интересным, а у других вызвало затруднение в выполнении этих заданий.

В работе была поставлена гипотеза, которая звучит так: дети старшего дошкольного возраста выполняют задания по восстановлению целостности геометрических фигур; при дорисовывании допускают небольшую асимметрию. Отсюда следует, что наша гипотеза подтвердилась, благодаря исследованию с помощью методики.


РЕКОМЕНДАЦИИ
С детьми Настей, Никитой, Егором, у которых вызвало затруднение таблицы с треугольниками, следует позаниматься индивидуально. Давать такие упражнения, где развивается целостное восприятие формы предметов, задание дорисовывать какой-нибудь предмет.

С другими детьми, у которых вызвала затруднение таблица, где нужно дорисовывать бабочку и жука, давать упражнения, в которых нужно что-нибудь дорисовывать.

Через некоторое время следует еще раз проверить детей по этой методике.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Венгер Л. А. О формировании познавательных способностей в процессе обуче­ния дошкольников//Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии.- Ч. II.- М., 1981.

  2. Немов Р.С. Учеб. для студентов высших. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования.-2-е изд.-М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.- 496с

  3. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн.- 4-е изд.-М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000.- Кн.1:Общие основы психологии.- 688с.

  4. Общая психология: Курс лекций для первой ступени пед.образования / Сост. Е.И. Рогов.- М.: ВЛАДОС, 1995.- 448с.

  5. Л.Д.Столяренко. Основы психологии.-Ростов н/Д.: Издательство «Феникс», 1997г.- 736с.



1 Л.Д.Столяренко. Основы психологии.-Ростов н/Д.: Издательство «Феникс», 1997г.- 736с.

2 Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн.- 4-е изд.-М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000.- Кн.1:Общие основы психологии.- 688с.

3 Общая психология: Курс лекций для первой ступени пед.образования / Сост. Е.И. Рогов.- М.: ВЛАДОС, 1995.- 448с.

4 Общая психология: Курс лекций для первой ступени пед.образования / Сост. Е.И. Рогов.- М.: ВЛАДОС, 1995.- 448с.


5 Венгер Л. А. О формировании познавательных способностей в процессе обуче­ния дошкольников//Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии.— Ч. II.-М., 1981.


6 Немов Р.С. Учеб. для студентов высших. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования.-2-е изд.-М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.- 496с

7 Общая психология: Курс лекций для первой ступени пед.образования / Сост. Е.И. Рогов.- М.: ВЛАДОС, 1995.- 448с.


Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации