Шпоры по русской литературе конца 19 в. (Достоевский) - файл n1.doc

Шпоры по русской литературе конца 19 в. (Достоевский)
Скачать все файлы (49 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc49kb.17.02.2014 17:13скачать

n1.doc

Роман Достоевского «Униженные и оскорбленные»

Это первое большое произведение, написанное писателем после возвращения из ссылки. Роман написан от лица молодого писателя Вани, многие подробности жизни которого автобиографичны. Время действия романа несколько размыто. Сам исторический фон событий романа зачастую условен.

Ваня воспитывался в семье бедного помещика Ихменёва, вместе с его дочерью Наташей. Более состоятельный сосед Ихменёва по усадьбе, князь Валковский, оценив хозяйственность Ихменёва, назначает его своим управляющим, а позднее и просит его некоторое время руководить воспитанием своего сына Алёши. Однако, вскоре после приезда Алёши в дом Ихменёва возникают слухи о том, что Ихменёв хочет женить Алёшу на своей дочери, всячески поощряя их отношения, а также не вполне честно управляет имением князя, присваивая себе некоторые суммы. Князь начинает процесс против Ихменёва. Дело осложняется тем, что Алёша и Наташа Ихменёва надумали заключить союз вопреки воле своих родителей. Ваня любит Наташу, и берётся во всём содействовать ей. Другая ветвь романа связана с 13-летней девочкой подростком Нелли, которую Ваня спасает из рук жестоких родителей. Он приютил её у себя. История её матери связана в некоторых местах с Наташей.

Как это стало впоследствии характерно для Достоевского, действие романа происходит в Санкт-Петербурге, причём при описании многих мест действия и перемещения героев по городу писатель стремится к детальной точности.

В романе уже заметен обострённый психологизм в описании персонажей. Характеры персонажей, часто не получающие никакой мотивировки, являются не просто социальными типами, но изображениями носителей того или иного рода «идей» или «главных мыслей».

Преступление и наказание Родиона Раскольникова

Действие романа происходит тогда, когда волна шестидесятых годов обессилела. Произошло поражение шестидесятых годов, что означало крушение идеалов, во имя которых начался протест. Разрыв между «образованными» классами и народом не был ликвидирован. Народ был социально раздавлен и нищ. Нищ был и Раскольников. Он голодал, ему нечем было зарабатывать на жизнь. Вокруг были такие же нищие люди, как и он. Убийством он хочет доказать себе «что он тварь дрожащая, а право имеющая».

Идейно-философские. Кирпотин В. Я. утверждает, что позиция Раскольникова – это бунт против вселенского зла в защиту обездоленных и духовно раздавленных людей. Что идея Раскольникова – это идея всеобщей справедливости волею одной исключительной личности, желание властвовать над людьми. Г. К. Щенников утверждает, что Раскольникова следует отнести к «необыкновенным людям», великим людям, которые являются исполнителем воли Божией. Идея Раскольникова отличается поистине космическим размахом. Раскольников бунтует не только против социальной действительности, но и против мира в целом, против Бога и религиозных основ мироздания. Раскольников бредит наполеоновскими идеями.

Соня Мармеладова в идейно-художественной концепции романа Достоевского «Преступление и наказание»

Соня сопоставлена с Раскольниковым как яркая личность, обладающая, как и он, незаурядной внутренней силой, способностью поставить себя вне среды, пренебречь ее моралью. Убеждения Сони и Раскольникова представлены как две необходимые ступени к подлинной человеческой нравственности. Соня – это прошлое, и во многом будущее. Раскольников же настоящее и характерное для автора будущее. В своей нелегкой жизни Соня надеется на Бога, на чудо. Раскольников – нет, он понял сострадание Сони и сам пережил его.

Образ Сони – дидактический, на этом сходятся большинство исследователей Достоевского. Впервые у Достоевского появляется персонаж, главная функция которого – служить воплощением «православного воззрения». Соня – это носительница христианской идеологии. Однако образ Сони также имеет большое реалистическое значение. Она жертва мерзостей собственнического строя. Профессия Сони – это результат условий, в которых она живет.

Лужин и Свидригайлов как двойники Раскольникова

Раскольников и Лужин Достоевский сделал Лужина столь похожим на Раскольникова (и не только его, но и нескольких других персонажей) для того, чтобы показать разносторонность личности Раскольникова на примере выделения различных черт у разных людей его положительных и отрицательных сторон характера. Нечто свое угадывает Раскольников в Лужине, который в столичный город, кроме дел своих, тоже за «новеньким приехал». Раскольников – абсолютно бескорыстен в смысле погони за комфортом. Раскольников – безгранично корыстен в своем стремлении попасть в «высший разряд». Лужин оказывается не врагом Раскольникову, а его соратником и соперником.

И Лужин и Раскольников считают, что вправе распоряжаться судьбами других людей.

Раскольников и Свидригайлов Между Раскольниковым и Свидригайловым существует сила притяжения. Свидригайлов во многом похож на главного героя. Еще при первом знакомстве Свидригайлов утверждает, что они «одного поля ягоды». Раскольников тоже узнает в нем что-то свое.

Между Раскольниковым, Лужиным и Свидригайловым, ненавидящими, боящимися и презирающими друг друга, - есть общие точки. Это – «возлюби самого себя», «все позволено», «кровь по совести», «приглашение к убийству».

Свидригайлов уничтожил в себе человека и гражданина. Отсюда у него цинизм, с которым он формулирует суть раскольниковской идеи, освободив себя от смятения Родиона, оставшись пребывать в безграничном сладострастии. Но наткнувшись на препятствие, кончает жизнь самоубийством. Смерть для него - освобождение от всех преград, от "вопросов человека и гражданина". Это и есть результат идеи, в котором хотел убедиться Раскольников.

Жизнь сталкивает Раскольникова с ненавистными ему людьми — Лужиным и Свидригайловым. А по лужинской теории “людей можно резать”, но и по теории Раскольникова тоже. Теория Лужина освобождает человека от ложной идеи любви к другим людям, от сознания долга личности перед обществом. Отбросив всякую мораль, она провозглашает, что единственная обязанность человека — это забота о “личном интересе”.

Образ князя Мышкина в романе «Идиот»

Этот роман – новый этап в развитии мировоззрения Достоевского. Все действующие лица романа потеряли веру. Они противопоставлены князю Мышкину. Идея романа – пагубность страстей, двойственность страстей (страсть – это чувство, замешанное с грехом).В центре романа – процесс нравственного разрушения, нравственная антитеза. Здесь противопоставление идеального князя Мышкина всем остальным. Достоевский показывает два ума: главный и неглавный. Князь Мышкин живет главным умом – сердцем.

Достоевский показывает религиозный характер антитезы – кризис безверия. В атеизме суть падения нравов.Композиционный стержень – князь Мышкин. Все сюжетные линии сходятся к нему. В романе все померкло из-за силы власти и денег. Обогащение – главная цель всех героев романа.Мотив корыстолюбия раскрывается в образе Рогожина.

Вся жизнь Рогожина посвящена страсти, любви к Настасье Филипповне. Любовь Рогожина оборачивается стремлением к властвованию. Ипполит Терентьев близок к образу героя-парадоксалиста. Он – носитель вселенского бунта. Бунтует он даже против самих законов природы.Тема апокалепсиса – гибели мира, зараженного безверия и бесовщиной.Образ Мышкина - тип мечтателя, человека, оторванного от жизни. Он чувствует себя беспомощным, ненужным. Тема отчужденности и социальной утопичности подчеркивается Достоевским. Мышкин жаждет исцеления, возвращается в Россию с великой миссией: узнать свою родину, понять народ русский и русскую веру. За 6 месяцев Мышкин меняется, он понимает душу русского народа. Мышкин хочет стать проповедником христианской веры. Тревога за русское дворянство звучит в речи Мышкина, образ которого – художественный автопортрет самого Достоевского. Духовный облик Мышкина: в «темный мир» приходит человек не от мира сего. Его любят и ненавидят одновременно. Он хочет отдать свою душу за ближнего. Мышкин считает себя ниже других, поэтому постоянно самоумаляется. Его миссия – сорвать с каждого человека его грубую маску и увидеть в нем образ божий; разбудить его лучшие качества, увидеть в нем человека, внутреннюю сущность. В каждом человеке Мышкин пытается спасти живую душу, открыть милосердие и доброту, которые есть в глубине души у каждого человека. Образ князя Мышкина был задуман как воплощение личности Христа. Но Христос - богочеловек, а Мышкин не удержался на этой высоте. Мышкин выдумал свою любовь к Настасье Филипповне. Он не любил всех, как Христос.

Невозможно черты богочеловека привнести в образ обычного человека, греховного. Достоевский писал роман о человеке идеальном, но не о богочеловеке.

Путь духовного возрождения Дмитрия Карамазова

Дмитрий желал смерти отца. Он унаследовал сладострастие, жестокость. Душа его раздвоена: он стремится и к Богу, и к черту. Его бунт близок бунту Ивана, но он ближе всех к Алеше. В нем сильна жажда обновления. Его сердце, его совесть спасли от убийства. Он сознательно идет на каторгу, чтобы пострадать и страданием очиститься. Это образ кающегося грешника. Дмитрий говорит, что в нашей душе всегда Бог с Дьяволом борется, а поле битвы – сердца людей.

«Ранний человеколюбец» Алеша Карамазов, его функции в романе.

В "Братьях Карамазовых" стержневой связью всей идейно-эстетической конструкции романа становится противостояние Ивана и Алёши, все остальные коллизии и сюжетные ходы тем или иным образом соотносятся с их духовным противоборством, хотя внешне все события вихрятся вокруг убийства Фёдора Павловича Карамазова, отца "случайного семейства", — к убийству же невольно направляется и внимание читателя. Сложное сопряжение внешнего развития действия и скрытых внутренних борений в самой глубине событийной стихии — высочайшее художественное достижение Достоевского-романиста. Тут ему, пожалуй, нет равных среди русских писателей, за исключением разве что Чехова.

В центре борьбы между сакральным и профанным началами, между ясной стройностью веры и стихией безверия — фигура Алёши Карамазова. От того выбора, который ему предстоит совершить, зависят (символически) в конечном итоге судьбы мира. Ибо он символизирует собою ищущее человечество. Поэтому именно против него направлены все бесовские удары. Он выносит на себе основную тяготу противостояния им.

Достоевского обозначает положительное начало в бытии мира. Таким началом единственно может стать положительно прекрасный человек. И этот человек — Алёша.
Что такое полифонический тип мышления и полифонический роман Достоевского?

Достоевский – творец полифонического романа.

Множественность самостоятельных и неслиянных голосов и сознаний, подлинная полифония полноценных голосов действительно является основною особенностью романов Достоевского. Не множество характеров и судеб в едином объективном мире в свете единого авторского сознания развертывается в его произведениях, но именно множественность равноправных сознаний с их мирами сочетается здесь, сохраняя свою неслиянность, в единство некоторого события. Главные герои Достоевского действительно в самом творческом замысле художника не только объекты авторского слова, но и субъекты собственного, непосредственно значащего слова.

Особенность построения полифонического романа.

В произведениях Достоевского появляется герой, голос которого построен так, как строится голос самого автора в романе обычного типа. Слово героя о себе самом и о мире так же полновесно, как обычное авторское слово; оно не подчинено объектному образу героя как одна из его характеристик, но и не служит рупором авторского голоса. Ему принадлежит исключительная самостоятельность в структуре произведения, оно звучит как бы рядом с авторским словом и особым образом сочетается с ним и с полноценными же голосами других героев.

Отсюда следует, что обычные сюжетно-прагматические связи предметного или психологического порядка в мире Достоевского недостаточны: ведь эти связи предполагают объектность, опредмеченность героев в авторском замысле, они связывают и сочетают завершенные образы людей в единстве монологически воспринятого и понятого мира, а не множественность равноправных сознаний с их мирами. Обычная сюжетная прагматика в романах Достоевского играет второстепенную роль и несет особые функции. Последние же скрепы, созидающие единство его романного мира, иного рода, основное событие, раскрываемое его романом, не поддается обычному сюжетно-прагматическому истолкованию.

Далее, и самая установка рассказа – все равно, дается ли он от автора или ведется рассказчиком или одним из героев – должна быть совершенно иной, чем в романах монологического типа. Та позиция, с которой ведется рассказ, строится изображение или дается осведомление, должна быть по-новому ориентирована по отношению к этому новому миру – миру полноправных субъектов, а не объектов. Сказовое, изобразительное и осведомительное слово должны выработать какое-то новое отношение к своему предмету.

Таким образом, все элементы романной структуры у Достоевского глубоко своеобразны; все они определяются тем новым художественным заданием, которое только он сумел поставить и разрешить во всей его широте и глубине: заданием построить полифонический мир и разрушить сложившиеся формы европейского, в основном монологического (гомофонического) романа

Герой интересует Достоевского как особая точка зрения на мир и на себя самого. Автор оставляет за своим героем последнее слово и во чтобы то ни стало пытается сохранить за собой это последнее слово о себе, слово своего самопознания,чтобы в нем стать не тем,чем он есть.

У Достоевского слово автора противостоит полноценному и беспримесно чистому слову героя.
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации