Ответы на экзаменационные вопросы - файл n1.doc

Ответы на экзаменационные вопросы
Скачать все файлы (435.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc436kb.17.02.2014 15:49скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6
1. Предмет ИОГП: задачи, проблемы.

ИОГП – это комплексная дисциплина, которая включает в себя элементы отечественной истории и права. Она изучает этапы и периоды становления и развития Российского государства и права.

Данная дисциплина развивается в контексте цивилизационного подхода с 1991 года.

Этапы развития отечественного государства и права:

  1. Выделение восточного славянства

  2. Возникновение государства восточных словян

  3. Киевская Русь

  4. Развитие Руси в годы ига. Феодальная раздробленность на Руси.

  5. Возвышение Москвы и создание Московского царства.

  6. Смута Российского государства 1611г.

  7. Правление первых Романовых до 2 марта 1917г.

  8. Императорская Россия Петр I до 1917г.

  9. Становление республики России.

  10. Развитие советского государства и права.

  11. Современная Россия.


В отличие от отраслевых юридических наук история государства и права России изучает развитие государственно-правовых явлений в их целостности, единстве, взаимосвязи и взаимозависимости.
Перед данной наукой стоит задача - разоблачение фальсификаторов истории государства и права нашей страны.
Одной из основных задач науки истории государства и права России является критика реакционной, антинаучной историографии, начиная с разоблачения норманской лжетеории происхождения древнерусского государства и кончая показом несостоятельности "концепции" ряда советологов, часто клевещущих на наше современное государство и право. Так, на Западе имеет хождение концепция восточного деспотизма, который якобы присущ русскому народу в отличие от народов Западной Европы. На этой основе строятся антинаучные теории "русской исключительности", "преемственности", "тоталитаризма", утверждается, что для русской монархии характерен восточный деспотизм.
В трудах наших ученых доказано, что в России никогда не было восточной деспотии, а феодальная монархия в России в своём развитии прошла те же этапы, что и феодальные монархии в странах Западной Европы, российское государство развивалось в общем русле мировой цивилизации.
Истории государства и права России принадлежит одно из ведущих мест в системе юридического образования. Глубоко понять сущность происходящих в настоящее время государственно-правовых явлений возможно лишь на базе освоения истории развития государства и права. Изучение истории государства и права России дает возможность всесторонне оценить современное наше государство и право, прогнозировать их развитие.

3. Восточные славяне: их происхождение, общественно-политический строй.
Восточное славянство – выделилось в результате определенного времени и ряда причин из индоевропейцев.

Индоевропейцы венды анты праславяне славяне:

Западные славяне (Поляне, Чехи, Славяне)

Южные славяне (Болгары, Сербы, хорваты)

Восточные славяне (Русские, Белорусы, Украинцы).

В Х-XIII вв на землях восточных славян возникают крупные племенные союзы (Поляне –ц., В. Украина)

- Новгородские славяне – торговое племя, грамотное племя.

- Вятичи – завоеватели

- Дулебы – покорное, плодовитое, 200 лет находились в подчинении у Аваров, Обры.

- Дреговичи (предки современных Белорусов, жители болот)

- Тиверцы.

- Кривичи.

Соседи славян: тюркские племена (хазары, половцы, печенеги), фино-угроры (Мордва, черемисы, чудь, корелы).

Занятие славян:

- Земледелие (гл. занятие)

- рыболовство

- охота

- бортничество (добыча дикого меда)

- торговля.

Общественный строй

Вождь волхвы воевода (Добрыня) Дружина Свободные люди Зависимое население (в деревнях) Рабы? Изгои (люди в не системы).

Религия восточных славян

Язычники – многобожники.

Славянское язычество прошло 4 этапа своего развития.

  1. культ упырей (зло) и берегинь (добро)

  2. культ рода и рожениц

  3. куль Велеса

  4. складывание религиозной картины мира.

  5. Право у восточных славян


- отраслевого деления в праве не было

- право носило характер обычае и табу

- правовые вопросы касались семейных отношений

3 способа приобретения жен:

- умыкание жен (из соседних деревень)

- по договору (между родителей)

- завоевание.

У некоторых славян их племен был обычаи выдавать малолетнего мальчика (10 лет) за взрослую дочь.

Древнее славяне знали кровную месть.

7. Образование восточнославянского государства

Государство Киевская Русь появилась в IX в 882 г. И было связанно с варягами.

Рюрик (сокол) Олег Игорь (полюдье) Ольга (уроки и погосты, христианка.) Святослав (воин, погиб в бою, язычн) Владимир (принял христ, был мусульманам, язычн, 11 сыновей) Ярослав мудрый.

Первые русские князья способствовали становлению др. Русского государства, при них произошло изменение социально сферы, вводится система налогообложения, осуществляется борьба с кочевниками и расширение территории. Изменяется религия.

Устанавливается свод законов Русская правда. В течение столетий, в отечественной исторической науке поднимался вопрос, о том кто же было создателем Киевской Руси.

В 18 вв. в России возникла норманнская теория.

9.Норманская теория. 

В 18 веке в России возникла норманнская теория.

Суть: государство в России создали варяги норманны, т.к. славяне были слишком отсталые. Авторы: Баер, Миллер.

Она была опровергнута Ломоосовым.

Современная отечественная и западная историческая наука, также опровергают норманнскую теорию.

Русский летописец начала ХП в., пытаясь объяснить происхождение Древнерусского государства, в соответствии со средневековой традицией включил в летопись легенду о при­звании в качестве князей трех варягов — братьев Рюрика, Синеуса и Трувора. Многие историки считают, что варягами были норманнские (скандинавские) воины, нанятые на службу и давшие клятву верно­сти правителю. Ряд историков, наоборот, считает варягов русским племенем, жившим на южном берегу Балтийского моря и на острове Рюген.

По этой легенде накануне образования Киевской Руси северные племена славян и их соседи (ильменские словене, чудь, весь) платили дань варягам, а южные племена (поляне и их соседи) находились в за­висимости от хазар. В 859 г. новгородцы «изгнавши варягов за море», что привело к междоусобице. В этих условиях собравшиеся на совет новгородцы послали за варяжскими князьями: «Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка.— Авт.) в ней нет. Да пойдите княжить и володеть нами». Власть над Новгородом и окрестными славянскими землями перешла в руки варяжских князей, старший из которых Рюрик положил, как считал летописец, начало княжеской династии. После смерти Рюрика другой варяжский князь, Олег (есть сведения, что он был родственником Рюрика), правивший в Новгороде, объединил Нов­город и Киев в 882 г. Так сложилось, по мысли летописца, государство Русь (называемое историками также Киевская Русь).

Легендарный летописный рассказ о призвании варягов послужил основанием для появления так называемой норманской теории воз­никновения Древнерусского государства. Впервые она была сформу­лирована немецкими учеными Г.-Ф. Миллером и Г.-З. Байером, при­глашенными для работы в Россию в XVIII в. Горячим противником этой теории выступал М. В, Ломоносов.

Сам факт пребывания варяжских дружин, под которыми, как пра­вило, понимают скандинавов, на службе у славянских князей, их участия в жизни Руси не вызывает сомнения, как и постоянные вза­имные связи между скандинавами и Русью. Однако нет следов сколько-нибудь заметного влияния варягов на экономические и соци­ально-политические институты славян, а также на их язык и культу­ру. В скандинавских сагах Русь — страна несметных богатств, а служба русским князьям — верный путь приобрести славу и могуще­ство. Археологи отмечают, что количество варягов на Руси было не-иелнко. Не обнаружено и каких-либо данных о колонизации Руси ва­рягами. Версия об иноземном происхождении той или иной дина' сгии типична для древности и средневековья. Достаточно вспомнить рассказы о призвании бриттами англосаксов и создании Английского | осударства, об основании Рима братьями Ромулом и Ремом и т. п.

В современную эпоху вполне доказана научная несостоятельность норманской теории, объясняющей возникновение Древнерусского го­сударства как результат иноземной инициативы. Однако ее политиче­ский смысл представляет опасность и в наши дни. «Норманисты» исходят из положения о якобы исконной отсталости русского наро- да, который, по их мнению, не способен к самостоятельному истори­ческому творчеству. Оно возможно, как они полагают, только под иноземным руководством и по иноземным образцам.

Историки обладают убедительными доказательствами, что есть все основания утверждать: у восточных славян устойчивые традиции государственности сложились задолго до призвания варягов. Госу­дарственные институты возникают в результате развития общества. Действия отдельных крупных личностей, завоевания или другие внешние обстоятельства определяют конкретные проявления этого процесса. Следовательно, факт призвания варягов, если он действи­тельно имел место, говорит не столько о возникновении русской го­сударственности, сколько о происхождении княжеской династии. Если Рюрик и был реальной исторической личностью, то его призва­ние на Русь следует рассматривать как ответ на реальную потреб­ность в княжеской власти русского общества того времени. В исто­рической литературе вопрос о месте Рюрика в нашей истории оста­ется спорным. Одни историки разделяют мнение, что русская династия скандинавского происхождения, как и само название «Русь» («русскими» финны называли жителей Северной Швеции). Их оппоненты придерживаются мнения, что легенда о призвании ва­рягов является плодом тенденциозного сочинительства, позднейшей вставкой, вызванной политическими причинами. Существует также точка зрения, что варяги-русь н Рюрик были славянами, происходив­шими либо с южного побережья Балтики (остров Рюген), либо из района реки Неман. Следует отметить, что термин «Русь» неодно­кратно встречается применительно к различным объединениям как на севере, так и на юге восточно-славянского мира.

Образование государства Русь (Древнерусского государства или, как его называют по столице, Киевской Руси) — закономерное завер­шение длительного процесса разложения первобытно-общинного строя у полутора десятков славянских племенных союзов, живших на пути «из варяг в греки». Сложившееся государство находилось в самом начале своего пути: первобытно-общинные традиции еще дол­го сохраняли место во всех сферах жизни восточно-славянского об­щества.

Эта теория была опровергнута Ломоносовым. Современная отечественная и западная историческая наука, также опровергают норманнскую теорию

  1. «Русская правда» - правовой документ Киевской Руси

Первый правовой документ на Руси появился при Ярославе мудром в конце Х в. Он отражал нормы гражданского, уголовного и семейного права.

Основным видом наказания по РП была – вира (штраф). Кровная месть и смертная казнь отменялись.

Самое серьезное преступление – разбой

Запрещается многоженство, вводится парный брак, через венчание.

Бастарды (незаконно-рожденные) не обладают никакими правами

Выделяются 2 условия развода:

  1. Безвестно пропавший супру;г

  2. Уход одного из супругов в монастырь.


Наследование имущества было по закону и по завещанию.

Была четко разработана система штрафов (отражало социальное неравенство)

Известны 2 редакции РП:

- Правда Ярослава.

- Правда Ярославичей (наблюдаются операции с землей, вотчины и поместьями).

13. Причины феодальной раздробленности на Руси.

Крупнейшие политические центры на Руси

С конца XI в на Руси начинается период феодальной раздробленности. Единство Руси удалось сохранить Владимиру Мономаху. Но после его смерти Русь распадается на княжества.

Причины феодальной раздробленности

  1. Политический эгоизм русских князей

  2. Господство натурального хозяйства

  3. Ослабление власти Киева

  4. Рост и укрепление городов.


Причины, вызвавшие распад Киевской Руси, разнообразны. Среди экономических главной можно назвать сложившуюся к этому времени систему натурального хозяйства. При данной системе отдельные хозяйственные единицы, такие как семья, община, княжество и др., изолировались друг от друга. Каждая из них была самообеспечивающейся, потреблявшей весь произведенный продукт. Вследствие этого товарный обмен не получил широкого распространения.

Наряду с экономическими причинами можно выделить и социально-политические. Представители феодальной верхушки, превратившись из военной элиты в землевладельцев, добивались политической независимости. Начался процесс оседания дружины на землю.

В этот период происходят изменения в системе государственного управления — на смену десятичной системе приходит дворцово-вотчинная. Формируются два центра управления — дворец и вотчина.

В процессе распада Киевского государства существенную роль играли и внешнеполитические причины. Главными из них были: вторжение монголо-татар и исчезновение торгового пути «из варяг в греки» (из Скандинавии в Византию), объединявшего вокруг себя славянские племена.

В XIII в. Киевское княжество окончательно утратило свое значение славянского государственного центра. Сформировался конгломерат феодальных государств: Ростово-Суздальское, Смоленское, Рязанское, Муромское, Галицко-Волынское, Переяславское, Черниговское, Полоцко-Минское, Турово-Пинское, Тмутараканское, Киевское, Новгородская земля. Внутри этих княжеств происходил процесс дробления на еще более мелкие феодальные образования.
15. Крупнейшие политические центры на Руси периода феодальной раздробленности

На Руси образовался ряд княжеств, самыми крупными из которых были:

- Киевское: ослабело, переместились торговые пути, набеги кочевников, отток населения, нападения других князей

- Новгородское княжество (Наиболее развитое, вело активную торговлю с западом, представляло собой феодально-аристократическую республику (ВЕЧИ) - народное собрание. Отмечалось высоким уровнем культуры. Высокий уровень грамотности. Новгородцы приглашали князя со стороны).

- Северо-восточная Русь *Владимиро-Суздаьское княжество_ - выгодное расположение, приток населения, сильная власть князей – Юрий Долгорукий (жестокий, коварный), Андрей Боголюбский, Всеволод большое гнездо.

- Галицко-волынское – была сильная власть бояр, постоянно подвергалось набегам кочевников – это княжество не сохранилось в составе будущего Московского царства. Галич отошел Литве, а Волынь – Польше.

17. Своеобразие исторического, политического и нравственного развития кочевых народов Центральной Азии

В XII в. На Русь доходят слухи о появлении в центрально-азиатской степи мощного племени –монголов (монголы, мерниты, белые татары).

В монгольских племенах начинается социальное разложение (ханы-вожди, нойоны –старейшины, кукеры – дружинники, араты – бедные скотоводы. Одному из монгольских ханов Тэмучину удалось объединить монгольские племени и создать государство Золотую Орду.

В 1204 г. На съезде ханов курултае Тэмучен был провозглашен великим ханом – Чингисханом. Он провел военную реформу: делит своих воинов на 10… 100… 1000… и тьмы. Вводит жесточайшую дисциплину.

Установил свод законов «Яса»

Достоверных данных о содержании ясы нет, есть лишь предполагаемые её составные части, полученные из разных источников. Нижеприведённый список не является ни исчерпывающим, ни однозначно достоверным 1927 год:

  1. Приказано верить, что есть только один бог на земле, создатель неба и земли, что творит жизнь и смерть, богатство и бедность, как угодно ему и обладающий высшей властью.

  2. Служители культа, врачи и омыватели тел освобождаются от всяких податей.

  3. Подданным империи запрещено брать монголов себе в качестве рабов или прислуги.

  4. Под страхом смертной казни, запрещено самовольно провозглашать себя императором, если на то нет решения курултая.

  5. Запрещено вождям народов и кланов, подчинённых монголам, носить почётные титулы.

О войне:

  1. Запрещено творить мир с всяким вождем, князем или народом, что не подчинился.

  2. Все мужчины должны служить в войске, за редким исключением.

  3. Все мужчины, не участвующие в войне, должны бесплатно работать на империю определённое время.

  4. Организовывать войско следует из отрядов по 10, 100, 1000 и 10000 человек, чтобы можно было быстро собрать войско.

  5. Каждый воин получает своё оружие из рук непосредственного командира перед началом похода. Каждый воин обязан следить за состоянием своего оружия, а командир проверять его перед началом битвы.

  6. Под страхом смертной казни запрещено воинам грабить врага и мародерствовать, докуда командующий не дал разрешения, а после такого разрешения солдаты, наравне с офицерами, имеют право на добытое, если они уплатили соответствующую часть императору.

  7. Военная добыча должна делиться следующим образом:

    • і/5 доставалось войску

    • 1/5 доставалась джихангиру (руководителю похода)

    • 1/5 доставалась императору

  8. Для тренировки войска надлежит организовывать большую охоту каждую зиму, для чего запрещено с марта по октябрь убийство оленей, косуль и других самцов парнокопытных, а также зайцев, диких ослов и птиц.

  9. Офицеры и вожди, не выполнившие задание или не явившиеся по зову хана, приговариваются к смерти. Если их проступок менее серьёзен, им надлежит лично явиться к хану.

О браке:

  1. Закон о браке требует, чтобы каждый мужчина выкупал свою жену, а родственные браки запрещены. Человек может жениться на двух сестрах, равно как и иметь несколько конкубинаток.

  2. Всякий замеченный в адюльтере наказывается смертью и виновные в нём могут быть убиты на месте.

  3. Если две семьи желают объединиться посредством брака, но имеют лишь малолетних детей, то брак такой разрешить при условии, если один из детей мальчик, а другой девочка. В случае смерти детей брачный договор сохраняет свою силу.

О быте:

  1. Женщины должны заниматься собственностью и хозяйством. Мужчины должны заниматься только охотой и войной.

  2. Запрещено резать горло животным, добытым для еды. Животное надлежит связать, вскрыть ему грудь и охотник рукой должен вырвать ему сердце.

  3. Разрешено употреблять в пищу кровь и внутренности животных, хотя ранее это было запрещено.

  4. Запрещено, под страхом смертной казни, стирать бельё или купаться в проточной воде во время грозы.

О преступлениях:

  1. Укравшего коня или вола или иную равноценную вещь, казнить, а тело расчленить надвое. За меньшее воровство наказать, сообразно ценности украденного, количеством ударов палки: 7, 17, 27 и до 700. Телесного наказания можно избежать, уплатив девятикратную стоимость украденной вещи.

  2. Под страхом смертной казни, запрещено давать кров, еду и одежду беглым рабам. Тоже касается всякого, кто, встретив беглого раба, не привел его к хозяину.

  3. Шпионов, лжесвидетельствующих и колдунов приговаривать к смерти.

и др.
Приближал и выделял людей исходя из их личных качеств. Использовал тактические приемы.

Чингисхан провозгласил поход на завоевание мира. 1211г.

Были покараны и захвачены:

- Китай, Северная Корея, Средняя Азия, Северный Кавказ, Половецкие степи.

1223г. Произошло 1-е столкновение монголов и русских у реки Калка. Проявился политический эгоизм русских князей. Исход битвы был ужасен: домой вернулся 1 из 10

Э погибли все русские князья. После битвы Чингисхан вернулся в степь и разделил завоеванные земли на улусы (части).

19. Общественный и политический строй Руси эпохи господства Золотой Орды

Иго изменило общественный строй Руси. Хозяином Руси стал хан. Любые операции с землей запрещались.

Разделяй и властвуй – ярлык князьям, то одному то другому.

Появились черты характера у Русских – зависть, трусость и т.п.

Монголы собирали с населения дань (серебро)

Общинники платили подати и отбывали повинности.

Монголы соблюдали веротерпимость (не против христианства) – русская церковь освобождалась от податей. Ханы некоторые дружили с церковью.

Монголы не изменили внутреннего устройства Руси.

Русские князья использовали монголов в борьбе друг с другом.
Монгольское завоевание радикально изменило общественное устройство Древней Руси. Князья обращены в подданных - наместников великого хана Золотой Орды. По монгольскому государственному праву вся завоеванная земля признавалась собственностью хана, а князья - наместники хана были только владельцами земли и податных людей в пределах воли хана. Так смотрели монголы и на русские земли, подлежащие свободному распоряжению завоевателя.

Монголы собирали дань с населения, живущего на завоеванных землях, а для этого татарские численники - писцы переписали в 1259 г. население земель Киевской, Суздальской, Рязанской, Муромской, Новгородской. С этого времени древние акты именуют таких людей “численными”, т.е. переписанными. Все крестьяне, занесенные в число и опись, должны были платить дань завоевателю под контролем великого русского князя и всех других русских князей как наместников хана.

Все люди, платившие дань (черные люди, численные люди, городские люди, гости, суконники), и земли этих людей как собственность завоевателя были изъяты из гражданского оборота, т.е. не подлежали купле-продаже, залогу, дарению и завещанию.

Во времена Золотой Орды сельская община сохранялась. Она состояла из людей центрального поселения и людей, “тянувших к нему данью, управлением и судом селений, деревень и дворов”. Каждая община знала свои границы и в ней существовала круговая порука по уплате податей и отбыванию повинностей, лежащих на общине. Общину могло составлять одно многочисленное селение, но обыкновенно ее составляли от четырех до десяти селений, между которыми одно из них служило центром.

Размер земельного участка каждого общинника (“выть” или “жеребий”) зависел от его состояния. В связи с этим черные крестьяне делились на лучших, средних и молодших. Владелец земельного участка мог передать его по наследству, отдать в наем и даже продать другому лицу, но не иначе, как с согласия всей общины и с условием, что “наемщик, наследник и покупщик” принимает на себя тягло, лежавшее на приобретаемом участке черной земли.

Община имела право принимать на свободные участки тяглой земли новых поселенцев из вольных людей - “не тяглых и не письменных”. Новый поселенец освобождался на время от всех податей и повинностей, лежащих на общине, с тем чтобы новый член общины “мог встать на ноги”. Новые поселенцы по истечении льготного срока делались полноправными их членами и теряли право самовольного выхода из ее среды.

Безвытные” люди черных общин, т.е. не владевшие наследственными земельными наделами, назывались подсуседями, захребетниками, батраками, казаками, молодшими людьми. Они жили во дворах вытных людей, помогали обрабатывать им свои “жеребья” (наделы) как вольнонаемные работники и домашние слуги.

Черные люди обязаны были содержать княжеских чиновников, приезжавших по служебным обязанностям, давать им корм и подводы (“ям”). Сверх дани, корма и яма черные люди должны были платить разного рода пошлины на содержание в исправности городов-крепостей, за совершение юридических сделок.

Самовольный выход из черной общины запрещался. Междукняжеские договоры дают право перехода только вольным людям, по формуле: “боярам, детям боярским, слугам и христианам меж нас вольным воля”.

С XVI в. после разгрома татарских царств на Волге и перехода к Московскому великому князю верховной власти хана над Русью происходила передача черных земель и крестьян служилым людям в поместья по царским указам. Черные люди и земли признаются собственностью Московского великого князя.

В эпоху монгольского владычества увеличилось количество вольных людей, т.е. людей, лишенных средств к существованию. Отпуская на свободу своих дворовых без земли, князья и бояре расширяли класс безземельных вольных людей, из которых счастлив был тот, кто просил и получал холопство или выпрашивал где-нибудь себе “подмогу”, обзаводился хозяйством на чужой земле, становясь закупом, исполовником своего господина-кредитора.

Правовое положение горожан, признавших над собою власть завоевателя, определялось их обязанностями по отношению к последнему, по которым они должны: 1) платить дань; 2) строить и поддерживать городские укрепления; 3) содержать княжескую дружину; 4) содержать служилых людей князя, назначаемых последним в подвластные города для администрации и суда; 5) платить в казну князя пошлины за совершение юридических сделок и актов.

По закону Чингисхана его потомки обязаны были соблюдать полную веротерпимость в подвластных им владениях и оказывать уважение и покровительство всем религиям и духовным лицам, состоящим под властью хана. Русская православная церковь получила ханский ярлык, предоставивший следующие права: непрекословность веры, богослужения, законов Русской церкви, неподсудность лиц духовного звания суду светскому, за исключением разбоя и убийства; освобождение от податей, повинностей и пошлины в пользу ханов всего русского духовенства, ближайших родственников духовных лиц, всех церковных людей и всех церковных имуществ. За нарушение ярлыков татарским князьям, вельможам, баскакам, послам, всем людям татарского царства ханы угрожали “гневом божьим на небе и казнью на земле”.

Духовенство на Руси сохранило свою организацию. Во главе Русской церкви стоял митрополит, подвластный константинопольскому патриарху. В духовном состоянии различались высшее духовенство и низшее, белое и черное. К высшему принадлежали иерархи, стоявшие во главе церкви, начальники церковных округов (епархий) и монастырей.

К низшему духовенству принадлежали священно- и церковнослужители приходов и низшее черное духовенство, состоявшее из монахов и монахинь. Русская митрополия делилась на епархии, управление которыми находилось в руках епископов или архиепископов. Во времена татар было 12 епархий. Низшую единицу церковного деления составлял приход со священником, дьяконом, дьячком и пономарем и т.д., составлявшими церковный причт .

Митрополиту, как и всем епархиям, принадлежала десятина - десятая часть от всех княжеских даней и пошлин, доходы с приходских церквей, доходы с церковного суда. Приходское духовенство “кормилось” добровольными приношениями прихожан за исполнение церковных треб.

21 Куликовская битва

В 14 века на политическую арену выдвигаются Московские князья.

08.09.1380г. – Куликовская битва. Д. Донской перестали платить дань.

Мамай правитель золотой орды готовит грандиозный поход на Русь. Готовится и Русская земля. Сбор ополченцев, приезд Дмитрия к С. Радонежскому смотр войска на девичьем поле в Коломне. Битва началась 8.09.1380г.

Монголы уничтожили передовой полк русских, смели большой, сильно потрепали полки левой и правой руки.

Исход битвы в пользу русских решил засадный полк Дмитрия Боброка. Монголы побежали.

Значение битвы: повысился авторитет Московских князей. Москва стала центром возрождения Руси, вселила уверенность в русских людей. (Иго продолжалось).
Середина XIV века. Золотая Орда оказалась в состоянии длительного кризиса. Он начался убийством хана Джанибека. За двадцать лет на престоле сменилось более двадцати ханов, пока к власти не пришел Тохтамыш. Важной персоной в Золотой Орде становится талантливый военачальник и политик Мамай. Он был крымским темником, т.е. командовал золотоордынским войском, расположенным в Крыму и прилегающей к нему степной полосе.

Предприимчивый Мамай неоднократно пытался захватить власть в Золотой Орде. Бесплодные попытки завладеть троном заставили Мамая свой взор обратить на Москву. По собственной инициативе он посылает Дмитрию Ивановичу “ярлык на великое княжение”, что нарушило традицию (полагалось, чтобы русские князья сами испрашивали у хана этот ярлык). Но с 1374 г. “теплые” отношения между Москвой и Мамаем сменяются открытой враждебностью. Следует заметить, что Мамай не был ханом Золотой Орды и его власть распространялась на указанную выше территорию.

Юный, смелый и талантливый в военном деле московский князь Дмитрий проявил неповиновение ордынцам. Послы Мамая просили дань, как при хане Узбеке. Дмитрий ответил им отказом. Послы, “глаголяху гордо”, угрожали войной, сообщив, что “Мамай уже стоит за Доном со многою силою”. Летом 1380 г. 100-тысячной армии Мамая были противопоставлены объединенные силы русского народа. На священную войну поднялся весь народ, но в поход взяли далеко не всех, отбирая лишь наиболее подготовленных и обученных военному делу, поскольку делали ставку не на число, а на умение.

Получив благословение от игумена Троицкого монастыря Сергия Радонежского и игнорируя “советы” верхушки духовенства “не рисковать и смириться перед ханом”, князь Дмитрий с общерусским войском, собранным почти со всей Северо-Восточной Руси, выступил из Москвы навстречу Мамаю. По дороге к Дону к войску присоединились отряды и других русских земель. Всего под знамена Дмитрия Ивановича встало 60 тысяч воинов.

Победа на Куликовом поле далась нелегко: погибло 8 тысяч русских воинов, а вместе с ранеными потери русских достигли 25 тысяч, т.е. почти половина армии. Татары оставили на поле брани более 60 тысяч. За столь сокрушительный разгром врага благодарный народ тут же окрестил Дмитрия “Донским”.

Эта великая победа положила начало освобождению Руси от вассальной зависимости. Куликовская битва являет собой национально-историческое, судьбоносное событие, имевшее всемирное значение. Мамай, в отличие от создателя Золотой Орды Батыя и его преемников, выражал намерение не только подчинить себе Русь, а поселиться в ее благоустроенных городах и обратить в рабство русский и другие народы. И дело не столько в дани, которую Москва отказалась платить, а в стремлении ордынцев полностью оккупировать Русь, используя ее потенциал для дальнейших агрессий. Последние исследования дают неоспоримые исторические факты, свидетельствующие о значительной роли римского престола в походе Мамая на Москву. Влияние католиков на окружение Мамая было огромным. Наряду с ведущей их ролью посвоему неменее существенен союз Мамая с великим князем литовским Ягайло. Как известно, Ягайло не успел привести свои войска на Куликово поле, но он шел туда, воодушевленный римским папою Урбаном VI. Подстрекаемый папой римским, Мамай шел на наше Отечество еще с одной целью – сокрушить Православие. Вот почему Русь почти полтора столетия не выступала единым фронтом в противоборстве с Золотой Ордой, а против Мамая пошла решительно. Мамай, наблюдая с высокого кургана ход битвы и увидя общее бегство своих полчищ, побежал сам и воскликнул в гневе: “велик Бог христианский”. Русские гнали татар до реки Мечи. Мамай бежал в Крым и там был умерщвлен генуэзцами.

Кажется странным, а для многих и нелепым свершившееся в те далекие годы объединение Запада с азиатской Мамаевой Ордой в походе на Русь. Странного здесь мало, ибо история дает нам не один пример такого объединения (Запад и Турция в Крымской войне против России в 1853-1856 гг.; ось Берлин-Рим-Токио против СССР в 1937 г.).

Куликовская битва позволила выйти Московской Руси на мировую арену.

После кровавой Куликовской битвы в 1380 г. и бескровного отвержения Иваном III зависимости Руси от хана Ахмата в 1480 г., говоря словами Карла Маркса, “изумленная Европа… была ошеломлена внезапным появлением на ее восточных границах огромной империи…”.

23. Особенности и этапы образования единого Российского государства
В начале 14 века на Руси начинается процесс создания единого государства.

Особенности процесса:

  1. Иго не остановило консолидацию русских земель

  2. Предпосылки создания России имели политический характер.

  3. Единое государево на Руси складывалось на основе многих народностей.

Объединительный процесс был обусловлен необходимостью защиты от внешних врагов.

Этапы образования:

  1. К 13 в. нач. 14 века – хозяйственный подъем в русских землях и возвышение Москвы.

  2. Конец 14в. и 15 век Московское княжество крепнет. Борьба Московских князей с удельными князьями.

  3. Первая половина 15 века нач. 16 века – объединение русских земель в единое государево.

В конце XIII — начале XIV в. на Руси начинается процесс преодоления феодальной раздробленности, возникают предпосылки для образования централизованного государства. В отличие от Западной Европы, на Руси этот процесс имел ряд особенностей:
> во-первых, монголо-татарское нашествие прервало наметившиеся в XIII в. объединительные процессы. Борьба за свержение монгольского ига определяла само существование Руси как самостоятельного государства. Политические задачи объединения отдельных княжеств в единое государство стали определяющими;
> во-вторых, развитие городов и внутренней торговли не достигло такого уровня, как на Западе, еще не возникли буржуазные отношения, а именно этот фактор стал главной социально-экономической предпосылкой создания единых государств в Западной Европе;
> в-третьих, единое государство на Руси складывалось на основе многих народностей, и к началу XIV в. Российское государство носило многонациональный характер;
> в-четвертых, процесс объединения русских земель в единое государство был обусловлен необходимостью защиты от внешних врагов — татар, турок, поляков, нем-цев и т. д.
Можно выделить следующие этапы образования единого Российского государст-ва:
> первый этап — конец XIII — 80-е гг. XIV в. — хозяйственный подъем в русских землях, возвышение Московского княжества и начало объединения русских земель вокруг Москвы;
> второй этап — 80-е гг. XIV — вторая четверть XV в. — дальнейшее объедине-ние земель вокруг Москвы, борьба великого московского князя с московскими удель-ными князьями;
> третий этап — вторая половина XV — начало XVI в. — образование единого государства

Своеобычность гос-ти определялось:

1. Протяженностью и распахнутостью легко доступных границ.

2. Конфессиональной обособленностью русского православия.

3. Русское гос-во могло стать централизованным только сбросив экономическую и политическую зависимость Орды

Причины образования централизованного гос-ва не только необходимость обретения независимости страны, но и:

1. Заинтересованность феодалов в централизованном аппарате для закрепощения.

2. Развитие городов диктовало заинтересованность в ликвидации феодальной раздробленности

3. Заинтересованность крестьянства в стабилизации власти.

Централизованным можно считать такое гос-во, в котором существуют законы, признаваемые во всех его частях, аппарат управления, обеспечивающий выполнение законов. Обоснованием централизации становится идея национальной общности.


  1. Предпосылки объединения русских земель в единое государство


1. Монголо-татарское иго сдерживало развитие Руси, но не могло его остановить. Центром возрождения и объединения стала Северо-Восточная Русь. Леса и реки, окружавшие ее земли, затрудняли набеги татар, туда усилился приток населения.
2. Быстрее всего домонгольский уровень был достигнут в земледелии. Крестьяне восстанавливали свои хозяйства, приток населения требовал новых земель под пашню, появляются «чисти», «сечи» — участки, освобожденные от леса. Вырастают починки — новые поселения в 2—4 двора. Для обработки земли применяются сохи с двумя железными сошниками, скот используется как тягловая сила, все большее развитие получают двуполье и трехполье, что обеспечивает более высокие и устойчивые урожаи. Развиваются скотоводство и огородничество, охота, бортничество, рыболовство, домашнее ремесло.
3. Восстанавливались города, наиболее крупные из них — Москва, Нижний Новгород, Тверь, Псков, Ростов, Ярославль, Суздаль — становятся ремесленными и торговыми центрами. Возрождаются городские ремесла: оружейное, кузнечное, кожевенное, гончарное, сапожное. Появляются и новые ремесла — литье пушек, чеканка серебряной монеты, изготовление бумаги.
Основная масса ремесленников работала на заказ, занятие ремеслом совмещала с земледелием. Появляются ремесленники, работающие на рынок, но их было мало. Ремесленники и купцы жили на посаде за стенами Кремля, их называли посадскими людьми. В условиях господства натурального хозяйства город оставался центром земледельческой округи. Рыночные связи городов с другими областями были еще очень слабыми. К XIV в. большинство городов являлись центрами не только ремесла и торговли, но и феодальной власти и культуры. В них проживала феодальная знать со своей челядью. Городское население было заинтересовано в прекращении междоусобных войн, в создании нормальных условий для занятий ремеслом и торговлей. Поэтому большинство из городов поддерживали политику объединения русских земель. Хотя некоторые города стремились сохранить свою независимость как политических центров прилегающих к ним земель и какое-то время сопротивлялись объединительной политике.
4. Росло феодальное землевладение князей, бояр, церквей, монастырей. Общинные земли переходили к ним путем захватов, дарений, купли-продажи. Так, великий князь Иван Калита имел 50 сел, а его правнук Василий Темный — 125 сел. Основная форма феодального землевладения — вотчина (идущая от отца), передаваемая по наследству. Появляется условное землевладение — поместье, т. е. земля, которая дается на время в качестве платы за службу. Военные и административные слуги князя, составлявшие его двор, стали называться дворянами.
5. В XIV в. людей, занимавшихся земледелием, еще называли «люди», «смерды». В XV в. они стали называться «крестьяне» (от «христиане»). Крестьянство делилось на две категории: черные — крестьяне, которые жили общинами в селах, не принадлежавших отдельным феодалам, и крестьяне владельческие, жившие на надельных землях в феодальной вотчине. Положение черных крестьян было значительно легче, чем владельческих, которые были лично зависимы от феодала. Владельческие крестьяне платили феодалу натуральный оброк или отрабатывали на его полях барщину. Но число владельческих крестьян в этот период по сравнению с черными крестьянами было незначительным. Однако развитие вотчинного и поместного землевладения вело к увеличению числа зависимых крестьян и усилению их эксплуатации. Особенно усердствовали в этом дворяне, которые стремились получить как можно большую массу прибавочного продукта, чтобы обеспечить несение военной службы и сохранить поместье. В ответ на усиление эксплуатации возрастало сопротивление крестьян. Формы его были различными: поджоги, грабежи, убийства представителей администрации вотчины. Но самой распространенной был переход от одного феодала к другому. Крестьяне, жившие в общинах, вообще не воспринимали феодала как собственника земли. Поэтому для феодалов было чрезвычайно важно закрепить свою собственность на землю. Это можно было сделать лишь путем закрепощения крестьян. А для этого нужна была единая, сильная власть и мощный государственный аппарат. Поэтому феодалы всех уровней были заинтересованы в создании единого, централизованного государства.
6. Таким образом, Российское единое государство создавалось как государство феодальное на основе укрепления собственности феодала на землю и закрепощения крестьянства. Это был по сути своей процесс политического объединения, не подкрепленный экономической централизацией. Носителем его была великокняжеская власть. Необходимость свержения монголо-татарского ига и защиты от нападений Великого княжества Литовского и Ливонского ордена лишь ускорила этот процесс. На Руси, в отличие от стран Западной Европы, сложился иной тип государства — самодержавно-крепостническое государство.

27. Возвышение Московского княжества

Русское централизованное государство сложилось вокруг Москвы, которая со временем стала его столицей. Центром объединения она стала потому, что в силу своего географического положения была лучше прикрыта от внешних врагов, находилась на перекрестке речных и сухопутных торговых путей.

Основанная в XII в., Москва поначалу была небольшим городом, который ростово-суздальские князья давали в удел своим младшим сыновьям. Только с конца XIII в. она стала стольным градом самостоятельного княжества с постоянным князем. Первым московским князем был сын Александра Невского - Даниил, при котором на рубеже XIII и XIV вв. начался процесс общерусской государственной консолидации. Его преемники, продолжая политику объединения русских земель, скупали или захватывали силой земли соседних княжеств, заключали договоры с ослабевшими удельными князьями, делая их своими вассалами. Территория Московского княжества расширялась также за счет заселения Верхнего Заволжья.

Основа могущества Москвы была заложена при втором сыне Даниила -Иване Калите (1325-1340 гг.), который сумел получить у татар ярлык на великое княжение и таким образом приобрел право собирать дань в их пользу со всех русских земель. Это право в дальнейшем было использовано московскими князьями в целях объединения этих земель под своей властью. Когда в 1326 г. в Москву из Владимира была перенесена митрополичья кафедра, она стала центром и православной церкви.

Идея о всемирной роли “Москвы - третьего Рима” овладела русским народом, а московский великий князь стал рассматриваться “царем всего православия”, а русская церковь - достойной преемницей греческой церкви. Передавали предание, будто сам апостол Андрей Первозванный был на Руси и благословил горы Киевские и предсказал, что на Руси будет цвести истинная вера.

Расширяя территорию Московского государства, великие князья московские превращали уделы в простые вотчины. Удельные князья, подпадая под их власть, становились боярами - подданными великого московского князя.

К концу XIV в. Московское княжество настолько усилилось, что смогло возглавить борьбу Руси за свержение татаро-монгольского гнета. Орде были нанесены первые чувствительные удары - самый значительный на Куликовом поле. При Иване III объединение русских земель вступило в завершающую стадию. К Москве были присоединены Новгород Великий, Тверь, часть Рязанского княжества, русские земли на Десне. В 1480 г. после известного «стояния на Угре» Русь окончательно освободилась от татарского ига. Процесс объединения был завершен в начале XVI в. Князь Василий III присоединил к Москве вторую половину Рязанского княжества, Псков, от литовского господства освободил Смоленск. Вместе с Новгородской, Нижегородской, Пермской и другими землями в состав Московского государства вошли и нерусские народы: мещера, карелы, саами, ненцы, удмурты и др. Русское государство подобно Киевскому становилось многонациональным.

Вместе с объединением русских земель, присоединением других территорий росла и власть великих московских князей. Московское княжество постепенно превращалось в могучее государственное образование, в котором прежнее деление на уделы было заменено делением на административно-территориальные единицы, возглавляемые присылаемыми из Москвы наместниками и волостелями.

29. Общественный и государственный строй Московского княжества

В централизованном Русском государстве происходи­ли существенные изменения в формах феодальной собственности на землю и в статусе основных групп господствующего класса феодалов. Россия в XV—XVI вв. была феодальным государством. Общество делилось на клас­сы. Класс феодалов возглавлял великий князь. Далее шли служилые люди по отечеству:

Образовалось система местничества, при которой представители знатных фамилий занимали по родови­тости определенное место при дворе князя и на госу­дарственной службе. По своему положению бояре являлись вторыми лицами в государстве. Бояре входили в состав фе­дерального совета при князе (боярская дума), занимали важ­нейшие посты в системе управления государством и воору­женными силами, имели привилегии в суде.

Высшие боярские должности: конюший (в случае смер­ти царя мог возглавить государство); дворецкий (главный уп­равитель дворцового имущества); оружейничий (заведовал военным хозяйством).

Служба дворян и детей бояр проходила пропорциональ­но верстанию (предоставлению поместного и денежного ок­лада на срок государственной службы).

Тяглое население — это все юридически свободное на­селение Московского царства, которое делилось на город­ское (посадское, посаженное) и сельское.

Классы тягловой службы: высшие — военная и админи­стративная; низшие — финансовая, крепостная.

Отношения крестьян с государством регулировались поряд­ной записью, по которой крестьянин становился вытным и пла­тил оброк своей общине. Вытные — это свободные крестьяне, которые могли взять в батраки других безземельных крестьян. Они в последующем из-за неуплаты долга хозяину постепенно превращались в крепостных, юридически зависимых людей.

Полувытчики (бобыли или казаки) несли 1/2 тягла.

Переход их из одной общины в другую осуществлялся в следующем порядке:

Правовое положение черно-тяглового населения было сходным со служилым (они могли покупать землю в поместья и вотчины)

Зависимость и закрепощение крестьян начало скла­дываться в основном из института холопства. Выде­лялось кабальное холопство — люди, заключившие до­говор о продаже себя в холопы на неопределенный срок. Продажа за долги могла касаться либо лично должника, либо членов его семьи. Холопы полностью зависели от господ.
  1   2   3   4   5   6
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации