Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования - файл n1.docx

Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования
Скачать все файлы (91.4 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.docx92kb.17.02.2014 15:31скачать

n1.docx

  1   2


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Кафедра экономической теории

КУРСОВАЯ РАБОТА

по экономической теории на тему:
Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования
Преподаватель
Работа выполнена

факультет

группа

Москва – 2010

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1.Государственный бюджет, его структура и основные макроэкономические функции…………………………………………………………………………..4
2.Профицит и дефицит бюджета. Мультипликатор сбалансированного бюджета……………………………………………………………………………...10
3.Балансирование госбюджета и его особенности в России………………...18
Практикум………………………………………………………………………22
Заключение……………………………………………………………………...23
Литература…………………………………………………………………….25


Введение
Финансы — неотъемлемый элемент рыночной экономики. Финансовая политика охватывает комплекс инструментов, позволяющий осуществлять эффективное государственное регулирование экономики. Ядром финансовой системы выступает государственный бюджет – основной финансовый план образования и использования фонда денежных доходов и расходов государства. Он – управляющая и управляемая система в масштабах всего общества.

Актуальность изучения теории и опыта использования государственного бюджета как инструмента государственного регулирования обусловлена задачей обеспечения стабилизации развивающегося рынка в России, в том числе в развитых странах.

Бюджет — это зеркало государства, барометр его экономического и социального состояния и политического положения. И как бы ни доказывали сторонники первенства духовности и нравственности общества над экономикой в целом и финансами в частности, многотысячелетняя история государств на нашей планете свидетельствует об обратном. С разрушением экономики, крахом финансов, отсутствием средств в бюджетной системе падают духовность, нравственность и культура в обществе.

В рыночной экономике, в условиях сузившихся возможностей государства оказывать влияние на экономические процессы в стране, значительно возрастает роль бюджетной системы как одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики.

Цель работы  осветить основные стороны бюджета как государственного института.  Для этого необходимо решить следующие задачи: теоретически рассмотреть структуру, функции бюджета, структуру доходов и расходов бюджета, проблему бюджетного дефицита и концепции сбалансированности бюджета, затем рассмотреть балансирование госбюджета на примере Российской федерации.

Государственный бюджет, его структура и основные макроэкономические функции

Государственный бюджет - крупнейший централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства, который образует ядро финансовой системы. Он представляет собой годовой план государственных доходов и расходов. Определение бюджета закреплено в Бюджетном кодексе РФ и понимается как “форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления” (статья 6).

Бюджет является одновременно и правовой, и экономической категорией. Как экономическая категория, государственный бюджет представляет собой систему экономических отношений по поводу формирования и использования бюджетного фонда. В современных условиях он является основным инструментом государственного регулирования экономики, играет активную роль в обеспечении ее стабильности и развития. Реализация любого направления политики государства в экономической или социальной сфере требует соответствующего ресурсного обеспечения. Именно поэтому бюджет объективно необходим каждому государству для выполнения возложенных на него функций. Отдельные его элементы, такие как прямые и косвенные налоги, займы, расходы на государственное управление, оборону и др., существовали на протяжении истории человечества при различном общественном строе и сохраняются в наши дни.

С помощью бюджета государство осуществляет перераспределение валового внутреннего продукта между отраслями, регионами страны, а также между отдельными субъектами экономики. Цели такого перераспределения различны. К ним может относиться содействие развитию приоритетных отраслей экономики; поддержка тех ее секторов, которые являются убыточными или низкорентабельными, но имеют высокую социальную значимость (например, сельское хозяйство), а также необходимы для обеспечения национальной безопасности; выравнивание социально-экономического развития отдельных регионов страны; преодоление чрезмерной дифференциации доходов граждан и др.

Влияние бюджетного регулирования на экономическое развитие страны является сложным и неоднозначным. Например, изъятие в бюджет части доходов граждан и организаций с помощью системы налогообложения сдерживает уровень экономической активности в стране. Однако, при этом расширяются возможности проведения государственных программ развития, финансируемых за счет бюджетных средств. Активное выравнивание доходов региональных бюджетов за счет финансовой поддержки центра, которое способствует улучшению положения более бедных территорий, может оцениваться как несправедливое с позиции богатых регионов, являющихся донорами таких программ. Таким образом, при формировании государственного бюджета необходима выработка таких подходов, которые учитывали бы баланс различных общественных интересов.

Бюджет как система экономических отношений имеет две взаимосвязанные составляющие: отношения по поводу образования бюджетного фонда за счет различных видов доходов; и по поводу его использования в форме бюджетных расходов. Структура доходов и расходов бюджета на очередной год является основным содержанием бюджетного плана, она определяет перспективные направления социально-экономической политики государства и ресурсы для их осуществления.

Доходы бюджета формируются за счет налогов, а также некоторых других видов поступлений, именуемых неналоговыми доходами (доходы от продажи и использования государственной собственности, от внешнеэкономической деятельности и др.). Структура доходной части бюджета не постоянна, она подвержена изменениям в зависимости от условий развития страны, конкретной социально-экономической ситуации и направлений государственной политики. Например, налоговые доходы увеличиваются при росте экономической активности в стране, доходы от продажи государственной собственности - при проведении приватизации.

Доля основных статей в структуре расходов и доходов в государственном бюджете стран с развитой рыночной экономикой приблизительно следующая, %1;2:


Другие доходы – 1.



взносы в государственные фонды социального страхования, пенсионный и др. — 10—12.


неналоговые поступления (доходы от государственной собственности, государственной торговли) — 5—8;










налоги (в том числе акцизные сборы и таможенные пошлины) —75-85;


Доходы

Расходы

ДОХОДЫ




+

+





Дефицит

Государственный бюджет

jjjjjjkklkjl





Госбюджет




на социальные услуги (здравоохранение, образование,социальные пособия) — 40—50;


-







РАСХОДЫ




на хозяйственные нужды (инвестиции в инфраструктуру, дотации госпредприятиям, субсидии сельскому хозяйству, расходы на осуществление госпрограмм) — 10—20;





jjjjjjkklkjl





на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, включая содержание дипломатических служб и займы иностранным государствам — 10—20;








Административно-управленче-ские расходы (содержание пра-вительственных органов, полиции, юстиции и пр.) — 5—10;




платежи по государственному долгу — до 7—8.









Прочие расходы— до 2.



Целью бюджетных расходов является финансовое обеспечение деятельности государства по исполнению его экономических функций - распределения ресурсов, перераспределения и стабилизации. Расходы бюджета направляются, в первую очередь, в общественный сектор экономики для финансирования деятельности органов государственного управления по производству общественных благ (оборона, охрана правопорядка, культура и искусство, здравоохранение, образование, наука и т.п.), а также поддержки предприятий, находящихся в государственной собственности. Часть расходов осуществляется и за пределы общественного сектора: за счет государственных средств предоставляются пособия малоимущим гражданам, выплачиваются пенсии и стипендии, оплачиваются государственные заказы, к исполнению которых были привлечены частные фирмы. Расходы бюджета, их объем и структура подвержены более частым изменениям, чем его доходы.

Путем изменения уровня расходов и налогообложения правительства могут регулировать объем совокупного спроса (величину потребительских и инвестиционных расходов). В связи с этим различают экспансивную (расширительную) и рестриктивную (ограничительную) бюджетную политику. Первая из них выражается в увеличении расходов и снижении уровня налогообложения, что позволяет легче преодолевать экономические кризисы и ускорять экономический рост. Вторая означает уменьшение расходов и повышение налогов, что помогает ослабить инфляцию и нормализовать хозяйственную конъюнктуру.

Эти два вида государственных мер не могут дать надлежащего эффекта, если не увязываются с соответствующими переменами в кредитно-денежной сфере. Когда экспансивная политика не сопровождается уменьшением объема денежной эмиссии и кредита, то это усиливает инфляцию. В свою очередь если рестриктивная политика сочетается с жесткими ограничениями объема денежных средств, то это может вызвать экономический кризис.

Экономическая сущность государственного бюджета выражается, таким образом, через его основные функции.

  1. Перераспределение национального ВВП. Государственное регулирование экономики.

  2. Стимулирование НТП.

  3. Финансовое обеспечение социальной политики.

Бюджет оказывает не только прямое, но и косвенное влияние на социально-экономическое развитие страны. Прямое влияние – это изменение распределения ресурсов в экономике, которое являются непосредственным результатом налогообложения или осуществления бюджетных расходов. Косвенное воздействие заключается в том, что закрепленные в бюджетных документах прогнозные значения основных показателей развития страны (ВВП, уровня инфляции, курса национальной валюты и др.), приоритеты государственной финансовой политики, конкретные направления формирования и расходования средств бюджета формируют в обществе определенные ожидания и учитываются другими субъектами рынка при планировании своей хозяйственной деятельности на перспективу.

Основное назначение бюджета заключается в том, что он позволяет аккумулировать финансовые средства в руках государства и использовать их для финансирования различных программ.

Воздействие бюджетной политики на экономику страны в целом и ее отдельные ее сегменты очень велико, оно затрагивает интересы самых разных категорий населения, хозяйствующих субъектов, государственных органов. Поэтому планирование и утверждение бюджета является сферой конкуренции различных групп интересов. Обсуждение законов о бюджете вызывает широкий общественный резонанс и привлекает внимание не только специалистов, но и средств массовой информации, простых граждан. Помимо текущих приоритетов бюджетной политики, дискуссии разворачиваются вокруг фундаментального вопроса экономической теории и практики - о роли и масштабах государственного регулирования. Рост доли ВВП, перераспределяемой через бюджет, отражает усиление регулирующего воздействия на экономику. Наоборот, ее снижение является индикатором более либеральной экономической политики. Выбор между данными вариантами в долгосрочном плане зависит от общественных предпочтений, которые выявляются в процессе избирательной кампании, референдума и других форм волеизъявления граждан. Например, при росте имущественного расслоения населения или неравенства экономического потенциала регионов в обществе усиливается поддержка перераспределительных программ. Политические партии, выступающие за расширение таких программ, получают дополнительные голоса избирателей. Итогом избирательной кампании является рост численности их фракций в парламенте и, как следствие, - усиление влияния на процесс законотворчества. Программы перераспределения включаются в закон о бюджете, в результате чего роль бюджетного регулирования в экономике возрастает.
Профицит и дефицит бюджета. Мультипликатор сбалансированного бюджета

Государственный бюджет построен на соотношении доходов и расходов. Теоретически наиболее оптимальным будет такой бюджет, который предполагает равенство доходов и расходов. На практике добиться такого положения очень сложно.

В том случае, когда доходы больше расходов, превышение называется профицитом бюджета или положительным сальдо бюджета. Бюджетный дефицит (отрицательное сальдо) существует при превышении расходов над доходами.

Бездефицитность бюджета еще не означает «здоровья» экономики. Поскольку централизация финансовых ресурсов в руках органов власти всегда уменьшает финансовые возможности хозяйствующих субъектов, мешая им лучше оснастить производство, быстрее перейти на новые технологии и добиться тем самым более эффективных результатов хозяйствования, то в связи с этим излишняя мобилизация доходов в бюджет только вредит. Именно из-за этого негативного влияния профицита бюджета на экономику в законодательстве многих стран присутствует правовая норма, запрещающая формировать и принимать бюджет с превышением доходов над расходами.

Если профицит бюджета обнаружится в процессе исполнения бюджета, то и здесь его наличие не может быть оценено однозначно положительно. Профицит бюджета, возникающий в результате более экономного и эффективного использования бюджетных средств при 100%-ном финансировании предусмотренных по бюджету расходов, — явление положительное. Однако, если более высокие доходы бюджета были получены лишь в результате выгодно сложившейся экономической конъюнктуры, явились следствием экономии, бума или недофинансирования расходов и тому подобное, то положительно оценивать профицит бюджета нет оснований. Но какой бы ни была причина образования профицита бюджета, необходимо принять меры к сохранению бюджетных средств, не предназначенных для расходования в рамках утвержденного бюджета. Как правило, средства, полученные при профиците бюджета, направляются на пополнение резервов, на дополнительное погашение долговых обязательств, на покрытие расходов, предусматриваемых в бюджете на очередной финансовый год.

Из зарубежной практики показателен профицит бюджета в Румынии времен Чаушеску. Этот коммунистический лидер очень боялся как бюджетного дефицита, так и закабаления страны посредством роста внешнего долга. Такая политика оказала угнетающее действие на экономику страны, сдерживала рост инвестиций, что стало одной из причин падения режима Чаушеску. Вообще, создание профицита консолидированного бюджета государства сродни хранению денег в чулке – средства просто обесценятся.

Но заметим, что в основном такое неравновесие складывается во многих странах в пользу превышения расходов над доходами. Рост бюджетных дефицитов явление распространённое и даже закономерное. В связи с этим сосредоточим внимание на проблемах, связанных с бюджетным дефицитом.

Небольшой бюджетный дефицит для экономики многие экономисты считают лекарством, стимулирующим хозяйственное развитие. Его роль сродни роли потребительского кредита: получаешь блага сейчас, но приходится много работать, чтобы отработать его, вместо того, чтобы получить эти блага в будущем за меньшие деньги. Кроме того, государство, в отличие от домохозяйств, может постоянно тратить больше, чем зарабатывать.

Однако передозировка любого лекарства может быть опасной. Рост бюджетного дефицита порождает инфляцию, экономическую нестабильность, рост внешних и внутренних заимствований, которые в свою очередь приводят к дефолту.

Существует несколько видов дефицита бюджета1:




Бюджетный дефицит (D)







Сумма превышения расходов государства над его доходами в пределах финансового года

D = G-T = G-Tyy,

где D— бюджетный дефицит, G — государственные расходы, T— налоги, Ту — ставка подоходного налога

Бюджетный дефицит есть отрицательная величина, бюджетный избыток — положительная












































Структурный дефицит







Циклический дефицит

Разность между текущими государственными расходами и доходами, которые могли бы поступить в бюджет в условиях полной занятости при существующей системе налогообложения Dcmp = G-TyyF





Представляет собой разность между фактическим и структурным дефицитом

Dцикп = ТуF-у),

где у F — национальный доход при полной занятости












































Общий дефицит (Реальный)




Первичный дефицит

Фактический дефицит госбюджета



Фактический дефицит за минусом выплат по государственному долгу


При бюджетном дефиците государству не хватает средств для нормального выполнения своих функций и приходится прибегать к различным займам, прежде всего у кредитной системы, что отрицательно сказывается на устойчивости всего денежного обращения и является основной причиной инфляции. Бюджетный дефицит не обязательно свидетельствует о каком-то чрезвычайном положении в экономике страны. Он может быть вызван, например, необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, что отражает скорее рост валового национального продукта, нежели кризисное состояние государственного регулирования. Возможны чрезвычайные обстоятельства, связанные с войнами, стихийными бедствиями, затраты на которые не могли быть заранее спланированы, но должны быть обязательно осуществлены независимо от наличия средств в резервном фонде бюджета.

Причины дефицита госбюджета:

1. Падение доходов в условиях кризисного состояния экономики и уменьшения прироста национального дохода.

2. Уменьшение акцизных налогов, поступающих в госбюджет.

3. Увеличение бюджетных расходов.

4. Непоследовательная финансово-экономическая политика.

Огромное воздействие на состояние бюджета оказывает темп роста инфляции. С одной стороны, за счет воздействия инфляционного фактора увеличиваются доходы бюджета, но, поскольку происходит падение темпов производства и наблюдается рост взаимной задолженности предприятий, в целом такое увеличение доходов не имеет стабильного характера. Расходные статьи бюджета полностью не индексируются, и это ухудшает положение предприятий и отраслей, которые зависят от бюджетного финансирования. В этих условиях, как правило, имеет место недофинансирование не только по сумме, но и по срокам. Увеличение временного расстояния между установленными и фактическими сроками выделения бюджетных ассигнований приводит к росту задолженности бюджета перед предприятиями и населением. Невыполнение государством собственных обязательств нарушает денежный оборот и финансовую стабильность.

Если возникает временный бюджетный дефицит, имеются перспективы его преодоления, и он не составляет большого удельного веса по отношению к стоимости валового внутреннего продукта, его не следует считать исключительным событием. Но в тех случаях, когда бюджетный дефицит глубок, возникает в результате чрезвычайных обстоятельств и отражает кризисные явления в экономике – ее развал, неэффективность финансовых связей, – тогда, разумеется, это явление наносит огромный ущерб всему обществу и необходимо принимать кардинальные меры для преодоления значительного разрыва между расходами и имеющимися доходами.

Бюджетный дефицит по установившимся народным стандартам не должен превышать 5% от ВВП. Есть четыре основных способа решения:

1. Сокращение расходов госбюджета. Этот путь не всегда выполним, так как уменьшение дотаций может усилить спад в экономике, а сокращение социальных программ провоцирует социальную напряженность и ведет к уменьшению совокупного спроса, что в свою очередь снижает стимулы производства.

2.Ужесточение налогового бремени. Этот путь приводит к уменьшению инвестиций и потребления, что снижает рост ВНП, т.к. сужает ёмкость рынка.

3.Превращение дефицита бюджета в государственный долг. Это происходит за счет:

-обращения государства за кредитом к национальным банкам;

-превращения кредита во внешний долг при получении его от иностранных государств;

-выпуска государственных ценных бумаг — облигаций, которые представляют обязательства государства выплатить сумму заимствований денег у населения с процентами.

Обращение к банковским структурам за кредитом ведет к увеличению спроса на деньги, следовательно – к росту процентных ставок, т.е. к удорожанию кредита. Предприниматели компенсируют это ростом отпускных цен. Для многих инвестиции становятся недоступными. В результате в долговременном периоде бюджетный дефицит ведет к инфляции и падению темпов роста ВНП.

При обращении к внешнему долгу по истечению срока кредита происходит утечка национального долга за границу, т.к. кредит надо возвращать и выплачивать по нему проценты.

Форма внутреннего долга – выпуск государственных ценных бумаг, займы денег у населения или обязательства перед отечественными банками. Происходит стимулирование частного инвестиционного спроса. Но такой долг изымает свободные денежные ресурсы и ведет к удорожанию кредита.

Государственный долг ведет к негативным социальным последствиям. Происходит усиление дифференциации населения, которая происходит вследствие выплаты долга за счет налогов. Доходы населения уменьшаются на величину выплаченных налогов. Эти средства попадают узкому кругу лиц, купивших ранее ценные бумаги. В результате разрыв между слоями населения в благосостоянии становится еще больше.

4.Выпуск дополнительной денежной массы – эмиссии. Самый опасный путь погашения бюджетного дефицита, ведет к лавинообразному течению инфляции. К такому способу государство прибегает в случае невозможности или неумения использовать иные источники. Выплата долга происходит обесцененными деньгами, по существу это отказ от части долга.

Сумма накопленных за несколько лет бюджетных дефицитов образует государственный долг.

Рассмотрим особый вариант фискальной политики, при котором происходит расширение сбалансированного бюджета при увеличении налогов и правительственных расходов на одинаковую величину. При этом мы получим эффект действия мультипликатора сбалансированного бюджета.

Бюджет называется сбалансированным, если государственные закупки и налоги увеличиваются на одну и ту же величину (G = Т).

Выведем мультипликатор сбалансированного бюджета алгебраически. Сравним мультипликативный эффект, который дает изменение автономных расходов государства и налогов. Изменение величины государственных закупок приводит к изменению дохода: 32_mul11, где MPC – предельная склонность к потреблению.

Совокупный мультипликативный эффект: увеличение дохода, вызванное ростом государственных расходов, равно сумме изменений потребления, вызванных увеличением дохода:

Y/G=1/(1-MPC).

Мультипликатор Y/G показывает, насколько возрастает равновесный уровень дохода в результате увеличения любых автономных расходов на единицу. Предельная склонность к потреблению является фактором, определяющим величину мультипликатора.

Изменение автономных налогов приводит к изменению дохода:

32_mul12.

При снижении налогов располагаемый доход растет, увеличиваются совокупные расходы. Адекватный рост совокупного дохода порождает увеличение потребления и т.д. Налоговый мультипликатор принимает вид:

Y/T = - MPC/(1-MPC).

Чем ниже ставка налогообложения, тем больше мультипликативный эффект. Мощность налогового мультипликатора ниже мощности мультипликатора государственных расходов, так как предельная склонность к потреблению, выражая долю потребления в приросте доходов, всегда меньше единицы. Учет мощностей мультипликаторов позволяет выбрать оптимальное соотношение динамики государственных расходов и налогов.

Общее изменение Y произойдет под суммарным воздействием этих двух эффектов, т.е. 32_mul13.

Следовательно 32_mul14.

А поскольку бюджет сбалансированный, т.е. 32_mul15, после замены получим:

32_mul16

т.е. мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1.

Его экономический смысл: прирост правительственных расходов, сопровождаемый равным по величине приростом налогов, ведет к увеличению равновесного объема производства.

При неизменном данном уровне инвестиций мультипликатор сбалансированного бюджета будет равен единице. Финансируемое за счет налогов увеличение государственных расходов имеет единичный мультипликативный эффект:

Y/G - Y/T = (1/1-MPC) – (MPC/1 – MPC) = 1.

Равновесный объем производства увеличится ровно на величину прироста государственных расходов.

Когда идет речь о мультипликаторе сбалансированного бюджета, не предполагается отсутствие бюджетного дефицита или профицита. Имеется в виду сбалансированное изменение в доходной и расходной частях бюджета. Должно сохраняться равенство T = G,

где T – все изменения доходов бюджета;

G – все изменения его расходов.

Таким образом, если государственные закупки и автономные налоги увеличиваются (сокращаются) на одну и ту же величину, то это ведет к росту (сокращению) совокупного дохода, причем ровно на величину роста (сокращения) государственных закупок и налогов.
  1   2
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации