Ценностные ориентации молодёжи их динамика и тенденции - файл n1.doc

Ценностные ориентации молодёжи их динамика и тенденции
Скачать все файлы (174.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc175kb.03.02.2014 23:14скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5


Содержание


Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты социализации молодежи 5

1.1. Роль и место социализации в процессе развития личности 5

1.2. Молодежь как субъект социальных отношений 7

1.3. Формирование системы ценностных ориентаций 9

Глава 2. Исследования ценностных ориентаций молодежи 15

2.1Ценностные ориентации современной молодежи и их особенности 15

2.2 Особенности динамики ценностных ориентаций современной молодежи в период реформ 19

Заключение 30

Список литературы 32


Введение


Одна из актуальных отраслей современной социологии – социология молодежи. Эта тема очень сложна и включает в себя целый ряд аспектов: это и возрастные психологические особенности, и социологические проблемы воспитания и образования, влияние семьи и коллектива. Особенно остро проблема молодежи и ее роли в общественной жизни стоит в постперестроечной России. Время глобальных реформ, захлестнувших Россию неожиданно и бесповоротно, «сломало» систему прежней «морали», существенно перевернув все нравственные ценности. Процесс социализации как передачи молодому поколению норм и традиций, выработанных предшествующими поколениями, нарушился, так как кардинально изменилась идеология, не оставляя иного выбора как самую что ни на есть настоящую борьбу за выживание.

Молодежь уже несет в себе результаты влияния различных факторов, в целом представляет собой сформированные личности, а с другой - ее ценности остаются достаточно гибкими, подверженными различным влияниям. Жизненный опыт этой группы небогат, представления о морально-этических ценностях часто окончательно не определены; проблемы, связанные с особенностями возраста, усугубляются психофизиологическим дисбалансом, наличием "взрослых" потребностей и желаний при отсутствии адекватных возможностей. Интерес к данной когорте определяется и тем, что сегодняшней молодежи особенно трудно - в сложных социально-экономических условиях нужно сориентироваться и выбрать профессию, определить идеалы, жизненные цели и путь. Поэтому исследование ценностных ориентаций и ценностей молодых людей имеет особое значение для понимания настоящего и будущего общества.

Проблема данного исследования – изменение ценностных ориентаций молодежи в современной России.

Цель исследования – определение ценностных ориентаций современной молодежи.

Объект исследования – ценностные ориентации современной молодежи.

Предмет исследования – особенности формирования ценностных ориентаций у современной молодежи.

Задачи исследования:

Методы исследования: анализ документов (письменных документов и статистических данных), сравнительный анализ документов, мысленный социологический эксперимент.

Курсовая работа написана при использовании литературы по социологии семьи, этносоциологии, материалов периодической печати.

Глава 1. Теоретические аспекты социализации молодежи

1.1. Роль и место социализации в процессе развития личности


Человек - субъект исторического процесса развития материальной и духовной культуры на земле, биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, обладающее членораздельной речью, мышлением, сознанием и самосознанием, нравственно-этическими качествами [6]. Кроме понятия «человек» в науках о человеке используется ряд близких по значению терминов: индивид, личность, индивидуальность. Эти понятия обозначают разные аспекты человека. Так, индивид – это обозначение человека как единичного природного существа, представителя вида Homo sapiens. Специфические особенности реальной жизни и деятельности конкретного человека в содержание этого понятия не входят. Личность, с одной стороны, обозначает конкретного индивида как субъекта жизнедеятельности, в единстве его индивидуальных свойств и социальных ролей. С другой стороны, личность понимается как социальное свойство индивида, как совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в процессе прямого и косвенного взаимодействия данного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, общения и познания.

Развитие человеческой личности, таким образом, возможно исключительно в социуме, при взаимодействии с другими субъектами. Развитие – процесс многоплановый. Это и развитие отдельных систем организма, и психических функций человека, и личностных характеристик.

У разных людей прогрессивное и регрессивное развитие систем организма, психических функций и характеристик личности происходит по-разному. У одного и того же человека они развиваются в различном темпе, и когда одни системы продолжают развиваться прогрессивно, развитие других может остановиться или даже пойти в регрессивном направлении.

Исследования отечественных ученых позволяют считать, что развитие человека детерминируется рядом источников и обстоятельств:

-природными задатками как условиями и предпосылками;

-сотрудничеством с другими людьми как ближайшим источником развития;

-социальной средой как потенциальным источником развития;

-противоречием между образом жизни и возможностями человека, а именно, между местом, занимаемым им в мире человеческих отношений и стремлением изменить это место как движущей силой;

-собственной деятельностью человека по овладению действительностью как движущей силой;

-собственной активностью человека по преодолению противоречий; при этом «спонтанность» развития обусловлена как ходом созревания, так и возрастающей внутренней активностью человека, выбором новых видов деятельности.

Таким образом, социализация играет огромную роль в процессе развития личности, определяя ее место в социальной структуре общества. Многие психологи и социологи исследовали процесс социализации личности, который к началу 70-х годов ХХ века превратился в одну из самых популярных проблем человекознания.
  1   2   3   4   5
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации