Дипломная работа - Система воспитательной работы в образовательном учреждении VIII вида - файл n1.doc

Дипломная работа - Система воспитательной работы в образовательном учреждении VIII вида
Скачать все файлы (355.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc356kb.17.02.2014 14:43скачать

n1.doc

  1   2   3   4


Содержание

Введение

Глава I. Теоретические предпосылки проектирования системы воспитательной работы в образовательном учреждении VIII вида.

1.1 Образовательное учреждение VIII вида как объект

управления 5

1.2 Общие основы управления воспитательной работой

в образовательных учреждениях 19

Выводы по первой главе 33

Глава II. Экспериментальное моделирование условий организации воспитательного процесса в школе - интернате VIII вида

2.1 Проблемы в организации воспитательного процесса

в учреждении VIII вида 35

2.2 Системный подход в организации воспитательной работы в

школе - интернат г. Славгорода 48

2.3 Эффективность реализации системного подхода в

воспитательном процессе 58

Выводы по второй главе 69

Заключение

Список литературы

Приложения


Введение

Актуальность. Специальное коррекционное образование в настоящее время нуждается в применении системного подхода к организации воспитательного процесса. Но, к сожалению, в воспитательной практике существуют недостатки в организации воспитательного процесса:

- недостаточно согласованы подходы в работе социального педагога и воспитателя;

- отсутствие единых целей и задач в воспитательном процессе;

Некоторые аспекты указанных противоречий рассмотрены в научной литературе:

- в работах В.А. Березина; И.А. Волжина; Ю.В. Науменко… освещаются сущность понятия воспитательного процесса;

Критерии оценки воспитательного коррекционного образования рассматриваются в работах Г. И. Худенко; Л.И. Аксеновой; Н.Н. Молофеева. Вместе с тем до настоящего времени недостаточно изучены и раскрыты в литературе вопросы, связанные с системным подходом в организации воспитательной работы в специальных коррекционных учреждениях.

Это и определило проблему и тему исследования «особенности организации воспитательного процесса в школе- интернате VIII вида»

Цель: теоретическое обоснование и экспериментальная разработка модели организации воспитательного процесса в учреждении VIII вида.

Объект: управление школой- интернатом VIII вида.

Предмет: особенности организации воспитательного процесса в школе- интернате VIII вида.

Гипотеза дипломной работы основана на предположении о том, что эффективность воспитательной работы в учреждении VIII вида может быть повышена путем внедрения системного подхода в её организацию, предусматривающего:

- согласование целей и задач воспитательной деятельности учителей, воспитателей и специалистов; через различные формы методической работы и самообразование;

- разработку интегративных критериев оценки эффективности воспитательной деятельности;

- распределение ответственности разных субъектов за результаты воспитательно работы (педагогов, специалистов, управляющего персонала);

Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:

- анализ литературы и уточнения понятия «организация воспитательного процесса» в учреждении VIII вида.

- теоретическое обоснование и экспериментальная разработка модели организации воспитательного процесса в учреждении VIII вида.

- изучение эффективности внедрения системного подхода в практику управления воспитательной работой.

- обобщение и описание результатов исследования.

Структура дипломной работы включает: введение, 2 главы, заключение, список литературы приложения


Глава I. Теоретические предпосылки проектирования системы воспитательной работы в образовательном учреждении VIII вида.

1.1. Образовательное учреждение VIII вида как объект управления.

За последние годы проблема изучения, воспитания и обучения умственно отсталых детей вызывает все больший интерес и приобретает все большее значение.

Актуальность проблемы олигофрении её большая социальная значимость объясняется и тем, что во всем мире увеличивается количество детей с этим видом дефекта.

Анализ материалов показывает, что в каждой стране вопросы обучения и воспитания умственно отсталых детей решаются по- разном, исходя из экономических условий, уровня культурного развития, исторических традиций, а главное, из того, как относится общество и государство к задачам практического осуществления равноправия всех детей, в том числе и аномальных, на получение образования. [1,78]

История воспитания и обучения умственно отсталых детей в России по существу начинается с конца XIX в. Существует ряд указаний, что в Киево - Печерской лавре уже в XI в. было убежище для слабоумных.

В Древней Руси слабоумные были окружены ореолом святости и таинственности. С 1682г. стали открываться первые учреждения общественного призрения- богадельни- с целью изоляции слабоумных от общества. С 1775г. создается несколько учреждений для призрения инвалидов, сирот, душевнобольных и других лиц, нуждавшихся в специальных условиях существования.[16,5]

Общественное движение за развитие помощи слабоумным активизировалось в последней четверти XIX в. Это было обусловлено успехами отечественной психиатрии, биологии и педагогики. Большую роль в пропаганде идей сближения педагогики с медициной, разработке основных принципов воспитания и обучения умственно отсталых детей и организационных форм помощи этим детям сыграла деятельность врачей Ивана Васильевича и Екатерины Хрисанфовны Маляревских.[23,25-30]

Заслуга в открытии первых в России учреждений для глубоко отсталых, первой школы для умственно отсталых детей, в создании первых руководств по работе с глубоко отсталыми детьми, не потерявших своей значимости и в наши дни, принадлежит Екатерине Константиновне Грачевой (1866- 1934), которая была организатором и руководителем первого в России Петербургского приюта для детей- идиотов и эпилептиков.

Большая часть специальных учреждений – это школы- интернаты, где дети находились на полном государственном обеспечении. На эти учреждения распространялись принципы организации учреждений общей системы образования в стране. Однако, осуществляя обучение и воспитание в специальных учреждениях в соответствии с принципами общей педагогики, дефектологии учитывали особенности аномальных детей и конкретизировали общие подходы к организации обучения и воспитания детей с различными отклонениями в психофизическом развитии.[8,10-11]

Важными принципами построения системы специальных учреждений являлись её государственный характер, единство, всеобщность, общедоступность и обязательность обучения. Это означало, что все специальные учебные заведения, входившие в общую государственную систему образования, создавались на единых началах, которые обеспечивали достижение общих целей подготовки аномальных детей к жизни в обществе.

После 1917г. в нашей стране заботу об умственно отсталых детях взяло на себя государство. Стали открываться специальные учреждения для данной категории детей. Одним из основоположников коррекционной педагогики является Л.С. Выготский. [34,90]

С началом демократизации общеобразовательной средней школы появляются негосударственные образовательные учреждения (дошкольные и школьные и т.п.). Значительно ослабевает централизация в управлении школой, она получает возможность работать по оригинальным авторским программам. Эти тенденции нашли свое отражение и в специальной школе для детей с нарушениями интеллекта. В первую очередь было изменено название школы. Теперь она называется «Специальная коррекционная школа VIII вида». [13,58]

В середине 20-х годов вспомогательным школам была представлена возможность в своей деятельности руководствоваться любым из трех вариантов программ: составленных московскими учителями в 1923г. и опубликованных в книге «Вспомогательные школы для отсталых детей» под редакцией В.И. Герье.

Сегодня можно говорить о том, что в образовательной микросистеме определены:

- адекватные условия воспитания и содержания детей – сирот;

- разнообразные по содержанию меры по социально- правовой защите и поддержке сирот;

- коррекционные методы и формы организации образования воспитанников разных категорий;

- основные направления и содержание профессионально- трудовой подготовки детей с умственной недостаточностью;

- пути развития научно- методической и исследовательской деятельности педагогического коллектива. [29,12-13]

Согласно научным исследованиям должна обеспечивать специальное образование для детей с интеллектуальным недоразвитием. Основное внимание в этой школе уделяется не уровню образования, а социальной адаптации и профессионально- трудовой подготовке. [42,10]

Адаптация социальная – активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе. В процессе становления личности адаптация социальная проходит главным образом под влиянием целенаправленных воспитательных воздействий, но может осуществляться и стихийно. Адаптация социальная аномальных детей существенно затруднена в силу ограничений, накладываемых дефектом. Этим определяется особая значимость и специфика коррекционно- воспитательной работы с аномальными детьми.

Профессионально трудовая подготовка- это формирование обще трудовых умений, они отрабатываются на материале конкретных профилей трудового обучения.[14,5]

Учащиеся осваивают доступные им знания по общеобразовательным предметам.

В основном контингент учащихся специальной школы восьмого типа составляют дети с клиническим диагнозом «олигофрения». В большой степени учащиеся данного типа школ – это дети с наиболее легкой степенью умственной отсталости (дебильности). В специальную (коррекционную) школу восьмого вида ребенка направляют органы управления образованием с согласия родителей и по рекомендации МППК. [52,118-123]

В целом коррекционная школа восьмого вида обеспечивает детям с ограниченными возможностями образование, медицинское и психологическое сопровождение. Для этих целей в штат специальной школы включаются соответствующие специалисты, которые тесно взаимодействуют с педагогами. В коррекционной школе осуществляются следующие направления помощи умственно отсталым детям:

- диагностическая деятельность – диагностика и прогнозы развития заболеваний;

- психокоррекционные и психотерапевтические мероприятия;

- профессиональное консультирование, в том числе разработка трудовых рекомендаций для лиц с умственной отсталостью;

- медикаментозное и физиотерапевтическое лечение; [30,65]

Сроки обучения в коррекционной школе – от восьми до десяти лет, в зависимости от наличия профессиональной подготовки учащихся. Сроки обучения увеличиваются на год за счет открытия подготовительного класса.

Учащиеся, окончившие класс с углубленной трудовой подготовкой и успешно сдавшие квалификационный экзамен, получают документ о присвоении квалификационного разряда.[15,68]

Воспитание детей и молодежи в современном российском обществе реализуется в условиях экономического и политического реформирования, в силу которого существенно изменились социо культурная жизнь подрастающего поколения, функционирование образовательных учреждений. [4,21]

В то же время реформирование вызвало социальное рас­слоение общества, снижение жизненного уров­ня большинства населения.

Эти изменения отрицательно сказались на российской семье. Отмечаются резкая диффе­ренциация доходов, массовое обнищание семей. Многие люди не сумели приспособиться к новым условиям, сформировать защитные меха­низмы. Происходит дальнейшая дезорганизация жизни семей, разрушаются сложившиеся нрав­ственно-этические нормы и традиции семейно­го уклада. Вследствие правовой, моральной, экономической незащищенности усилилась конфликтность отношений между супругами, родителями и детьми. Отмеченные негативные тенденции сопровождаются резким снижением воспитательного воздействия семьи, ее роли в социализации детей. Неблагополучие многих семей, высокий уровень безработицы, а с дру­гой стороны — чрезмерная занятость родителей во многих благополучных семьях, неблагопри­ятные семейные отношения обусловливают от­чужденность детей, проявления жестокости и насилия по отношению к ним, рост социально­го сиротства, влекут за собой резкие формы асо­циального поведения.[36,80-85]

Дети, растущие в неблагополучных, кон­фликтных семьях, характеризуются широким спектром психических аномалий и отклонений в поведении. Ухудшается состояние здоровья детей молодежи; получают распространение болезни, имеющие социальную обусловлен­ность (туберкулез, сифилис, ВИЧ - инфекиия); учащаются стрессы, неврозы, проявления агрес­сивности.

Угрожающие масштабы приобрела безнад­зорность, беспризорность детей. Быстро растет число не обучающихся и не работающих под­ростков. Увеличивается доля детей младшего возраста и девочек-подростков среди несовер­шеннолетних правонарушителей. Наблюдается тенденция роста детской преступности, укреп­ления ее связей с организованной преступнос­тью. Особую тревогу вызывает распространение наркомании среди учащейся молодежи. Высо­кий уровень социальной патологии в детской и молодежной среде является мощным дестаби­лизирующим фактором длительного действия, угрожает социальной безопасности.[19,36]

Современное развитие средств массовой ин­формации и коммуникаций, введение консти­туционного запрета на цензуру резко расшири­ли и преобразили информационное поле, в ко­тором происходит воспитательный прочесе. В условиях высокой доступности информации и материалов, распространяемых через прессу, телевидение, радио, Интернет и др., на детей. На молодежь обрушивается поток низкопробной продукции, пропагандирующей праздный образ жизни, насилие, преступность, проституцию, наркоманию, секс.(53,38)

В общественном развитии существенно воз­росла роль этнического фактора. С одной сто­роны, это выявляет социализирующий потен­циал этнической среды, но с другой — порож­дает усиление межнациональной напряженно­сти. В то же время эти тенденции недостаточ­но учитываются в психолого-педагогической практике. [45,11]

Как правило любое коррекционное учреждение является государственным образовательным учреждением, состоит на государственном бюджете, является юридическим лицом с соответствующими правами и обязанностями, имеет гербовую печать, угловой штамп, имеет самостоятельный баланс, расчетный и другие счета в банковских и иных кредитных организациях Р.Ф. Права юридического лица у Учреждения в части ведения уставной финансово- хозяйственной деятельности, направленной на подготовку образовательного процесса, возникают с момента его регистрации. Учреждение приобретает право на образовательную деятельность и льготы, установленные законодательством Р. Ф., с момента выдачи ему лицензии; права на выдачу выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования, на пользование печатью с изображением Государственного герба Р.Ф., а также право на включение в схему центрального государственного финансирования возникают у «Учреждения» с момента его государственной аккредитации, подтвержденной свидетельством о государственной аккредитации.[39,2-5]

Дети- сироты и дети, оставшиеся на полном государственном обеспечении, в соответствии с установленными нормативами обеспечиваются, питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Обучающиеся, проживающие в Учреждении обеспечиваются бесплатным четырех разовым питанием. Воспитанники, не проживающие в «Учреждении» обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.(51,9)

Нормативно- правовые документы определяющие деятельность коррекционной школы являются следующие нормативно- правовые документы:

- конвенция ООН о правах ребенка;

- закон РФ «об образовании»

- концепция модернизации российского образования на период до 2010 года;

- минимальный социальный стандарт РФ «минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования»

- государственная программа «патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005годы»

- основные направления и план действий по реализации программ развития воспитания в системе образования России на 2002-2004 годы

- межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей на 2002-2005 годы

- письмо Минобразования России «о повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном процессе»

- методические рекомендации по организации деятельности классного руководителя в образовательных учреждениях

- методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в образовательных учреждениях

- методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьей

- методические рекомендации по психолого- педагогическому сопровождению обучающихся в учебно- воспитательном процессе в условиях модернизации образования

- практические рекомендации по организации системной комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков в образовательной среде[2,7]

В своей деятельности Учреждение руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Р.Ф., постановлениями и распоряжениями Правительства Р.Ф., международными актами в области защиты прав ребенка, постановлениями, распоряжениями администрации, приказами учредителя, типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, типовым положением об образовательном учреждении для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, настоящим Уставом и учредительными документами, приложенными к Уставу «Учреждения», правилами внутреннего трудового распорядка.[27,66]

Учреждение владеет и пользуется обособленным имуществом, имеет имущественные права и несет соответствующие обязанности и может от своего имени заключать договоры, быть истцом и ответчиком в арбитражном суде и суде общей юрисдикции. [3,6]

Взаимоотношения между Учреждением, предприятиями, организациями регулируются договорами. В Учреждении не допускается принуждение воспитанников к вступлению в общественные, общественно- политические организации, движения и партии, а также принудительное привлечение их к деятельности этих организаций и участию в агитационных компаниях и политических акциях. [50,6]

Основными задачами «Учреждения» является создание условий:

- гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников;

- для всестороннего развития личности, в том числе путем удовлетворения потребностей обучающихся, воспитанников в самообразовании и получении дополнительного образования;

- для коррекции и компенсации отклонений в развитии обучающихся, воспитанников средствами образования и трудовой подготовки, а также социально- психологической реабилитации для их последующей интеграции в общество;

- для обеспечения социальной защиты, медико – психологической реабилитации и социальной адаптации воспитанников;

- способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности;

- для формирования общей культуры личности обучающихся, воспитанников на основе усвоения обязательного минимума содержания образовательных программ, их адаптации к жизни в обществе;

- для воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, к семье;

- для создания выбора профессии[24,5-8]

Для реализации основных задач учреждение имеет право:

- самостоятельно, с учетом специальных государственных образовательных стандартов осуществлять образовательный процесс, в соответствии с настоящим Уставом, лицензией и свидетельством о государственной аккредитации;

- самостоятельно разрабатывать, принимать и реализовывать образовательную программу с учетом требований государственных специальных образовательных стандартов;

- самостоятельно разрабатывать и утверждать годовой учебный план, годовой календарный учебный график и расписание занятий;

- выбирать формы, средства и методы обучения и воспитания, учебные пособия и учебники;

- апробировать инновационные образовательные технологии, научные и учебно- методические пособия.[24,11)]

Рассмотрим основные виды деятельности учреждения. Оно осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями учебных программ специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения VIII вида двух ступеней общего образования:

Первая ступень – начальное общее образование (нормативный срок освоения 4 года);

Вторая ступень – основное общее образование (нормативный срок освоения 5 лет)

На первой ступени начального общего образования (1-4классы) в данном учреждении осуществляется всестороннее психолого- медико- педагогическое изучение личности умственно отсталого воспитанника, выявления его возможностей и индивидуальных особенностей с целью выработки форм и методов организации образовательного процесса. Воспитанникам прививается интерес к получению знаний, формируются навыки учебной деятельности, самостоятельности. Проводится работа по общему и речевому развитию, коррекции нарушений моторики, отклонений в интеллектуальной и эмоционально- волевой сферах, поведении. На второй ступени общего образования (5-9 классы) воспитанники получают знания по общеобразовательным предметам, имеющие практическую направленность и соответствующие их психофизическим возможностям, навыки по различным профилям труда. Обучающимся, воспитанникам прививаются навыки самостоятельной работы, с этой целью они включаются в трудовую деятельность в учебных мастерских, подсобном хозяйстве и на пришкольном участке. [46,47]

В Российском законодательстве существуют специальные документы, определяющие государственную политику в сфере специального коррекционного образования.

Федеральный закон об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании) принят Государственной Думой 18 июля 1996 года. Настоящий Федеральный закон принимается в целях создания законодательной базы для удовлетворения потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья в получении образования, адаптации указанных лиц к обществу.[43,9]

В соответствии с принятым в 1995г. Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» одним из наиболее эффективных механизмов повышения социального статуса и защищенности инвалидов является получение ими полноценного профессионального образования.

Организация Объединенных Наций 20 декабря 1993г. приняла стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов в области образования. Затем 24 ноября 1995г. был принят Федеральный закон № 181- ФЗ «о социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закрепивший обеспечение государством права инвалидов на получение начального, среднего и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.[11,1-210-212]


1.2. Общие основы управления воспитательной работой в образовательных учреждениях.

Анализ нормативных документов, позволяет выделит следующие интегративное концептуальное положение, характеризующее систему воспитания школы.

Под воспитанием следует понимать целенаправленное педагогически организованное взаимодействие детей и взрослых, направленное на развитие личности ребенка, её духовно- нравственного становления, формирование у него готовности к самостоятельному позитивному жизнепроживанию в определенных социально- культурных условиях[5,6]

Направлениями содержания воспитания могут быть: социально- нравственное, обще интеллектуальное и общекультурное. Общеобразовательным учреждением предписывается использование воспитательного потенциала основных и дополнительных образовательных программ и включение обучающихся в разнообразную, соответствующую их возрастным и индивидуальным особенностям деятельность, направленную на формирование у детей:

- гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека;

представлений о нравственности и опыте взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми в данной социально-культурной среде нравственными и социальными нормами поведения, приобщение к системе культурных и духовных ценностей;

- трудолюбия, готовности к сознанному выбору будущей профессии, стремления к компетентности, профессионализму, конкурентноспособности;

- экологической культуры, предполагающей ценностное отношение к природе, людям, собственному здоровью;

- эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное, потребности и умения выражать себя в различных, доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;

- организаторской культуры, активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков, опыта руководства небольшой социальной группой и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, коммуникативных умений и навыков, навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности.[21,9-15]

Оценивание воспитательной деятельности должно сопровождаться анализом всей сложившейся системы воспитания:

- уровня развития детского коллектива;

- качества планирования разнообразной по форме и содержанию деятельности обучающихся;

- Характера распределения воспитательных функций работников образовательного учреждения;

-методического мастерства педагогов как воспитателей;

- наличия широких связей общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного образования и культуры;

-системы повышения педагогического мастерства, а также способов ведения документации, помогающей анализу и организации воспитательного процесса.[31,19]

Формальные критерии – это характеристики проектирования воспитательной среды образовательного учреждения и создания условий для самореализации личности обучающихся во внеурочное время. Формальные критерии помогают оценить степень целостности системы воспитания, соответствие её содержания существующим требованиям. Формальные критерии оценки воспитательной деятельности учреждения применяются при анализе соответствующей документации. Формальную оценку проектирования учреждением воспитательной среды и создания условий для самореализации личности обучающихся во внеурочное время необходимо проводить комплексно.[25,7]

Неформальные критерии- это характеристики качества и эффективности сложившейся системы воспитания в образовательном учреждении. К ним относятся:

- ориентация учащихся на конкретные нравственные и социальные нормы поведения, овладение навыками социально- нормативного поведения;

- оценка учащимися и родителями возможности ребенка реализовать свои способности в учреждении;

- уровень психологической защищенности учащихся и в целом нравственно- психологический климат учреждения;

- наличие стабильных, ровных, доброжелательных взаимоотношений между обучающимися и педагогами.[28,16]

Объективная оценка воспитательной работы по неформальным критериям возможна лишь при использовании методов социологических и психологических исследований.

Для повышения технологичности формальной оценки воспитательной системы предлагается использовать следующие уровни системы воспитательной работы.[6,6]

Низкий уровень воспитательной работы:

- слабая взаимосвязь и взаимообусловленность компонентов и структурных элементов системы воспитания, отсутствие четкой ответственности каждого из них

- цели и задачи воспитания не отражают реальные возможности учреждения, зачастую глобальны, недиагностичны;

- содержание воспитательной деятельности не отражает в полной мере всех направлений воспитания;

- актуальные состояния «воспитанности» большинства обучающихся не соответствуют целям воспитания;

- субъект - объектные отношения учителей с учащимися, построение отношений на авторитарности педагога;

- разрозненность действий педагогов при организации процесса воспитания;

- недооценка и не использование воспитательных возможностей семьи;

- слабый учет и отсутствие координации воспитательных воздействий социума на личность ученика.[9,10]

Нормативно достаточный уровень функционирования воспитательной работы:

- в учреждении существует совокупность компонентов и структурных элементов системы воспитания, между которыми в основном сложилось функциональное взаимодействие и ответственность;

- постановка общественно значимых, реалистичных целей воспитания;

- содержание воспитательной деятельности образовательного учреждения в основном отражает все направления воспитания;

- степень «воспитанности» большинства учащихся соответствует целям воспитания;

- присутствует опора на интересы, инициативу, самостоятельность учащихся, работа органов самоуправления;

- отмечается доверительные, дружеские отношения большинства педагогов и учащихся;

- существует на уровне учреждения координация воспитательных возможностей семьи и школы;

высокий уровень воспитательной работы:

- в учреждении существует четкая система воспитательной работы, основанная на единстве и взаимодействии её компонентов;

- в намеченных целях воспитания проектируется совокупность качеств личности, адекватных признакам целостной личности;

- на каждом этапе выделяется системообразующий процесс, где деятельность коллектива детей и взрослых в целом является ведущей.

- отмечается оптимальная организация управленческой деятельности в системе воспитания;

- наряду с органами самоуправления действуют детские объединения и организации с ярко выраженной социальной направленностью;

- в соответствии с целями воспитательный процесс предоставляет собой ряд последовательных этапов, каждый из которых предоставляет систему дел;

- существуют сформированные субъект - субъектные отношения учащихся и учителей, сотрудничество и диалог;

- на каждом этапе воспитательного процесса у большинства учащихся проявляются актуальные состояния формируемых качеств личности;

- в процессе воспитания можно выделить элементы новизны, поиск путей преобразования и совершенствования системы воспитания.[44,10-13]

Воспитание в школе- интернат реализуется через воспитательный процесс. Воспитательная работа- это целенаправленная деятельность по организации совместной жизнедеятельности взрослых и детей, осуществляемая педагогическим коллективом либо отдельным педагогом с целью наиболее полного их саморазвития и самореализации. Её содержание, методика и технологии определяются системой воспитательной работы того или иного учреждения. [49,12]

Наличие различных воспитательных систем, а также система воспитательной работы в школе требуют пересмотра и перераспределения воспитательных функций между различными социальными институтами, изменения целей и задач в деятельности педагогов.

Построение воспитательной системы образовательного учреждения требует от воспитателя создания воспитательной системы подразделений: класса, группы, объединения и др.[26,6]

Так, можно выделить основные направления воспитательной работы:

-организация разнообразной увлекательной социально значимой коллективной деятельности через соуправление и самоуправление;

-организация общения детей для создания благоприятного морально- психологического климата в коллективе.[7,38]

Целеполагающая деятельность- это определение близких и далеких целей воспитания, развития коллектива и личности. Развитие личности как ведущая цель воспитания предполагает органичное единство бытия, создания и самосознания человека. При постановке целей воспитательной работы с детским коллективом педагог прогнозирует изменения, которые должны произойти в отношениях между детьми, в ценностной ориентации коллектива и личности.

Прогностическая деятельность связана с прогнозированием целей, содержания, методов и результатов воспитательной работы.

Организаторская деятельность- это организация совместной деятельности педагога и учеников, направленная на реализацию воспитательных целей.

Коррекционная деятельность, как правило, связана с внесением корректив в воспитательную работу и закреплением ценностной ориентации, позитивных качеств личности и коллектива, преодолением негативных явлений.[10,53-55]

На сегодня наиболее оправданным является подход к организации воспитательной работы, при котором вся совокупность воспитательных средств направлена на выработку у каждого конкретного воспитанника школы- интерната своего собственного варианта жизни.

Принцип творческого начала в проведении и организации любого воспитательного мероприятия. Под этим понимается хорошо продуманная по содержанию, четко организованная по форме, но с элементами неожиданности творчества, проблемности, сюрприза.

Личностно- ориентированный подход к воспитательной работе, то есть формирование основ адекватного общения ребенка, воспитанника с разными социальными группами. [47,6]

Принцип коррекционно- развивающей направленности. Учитывая специфику контингента воспитанников любое воспитательское мероприятие, должно быть, нацелено на развитие и коррекцию высших психических функций каждого конкретного ребенка.

Принцип единства обучения и воспитания – при организации обучения и воспитания должны быть едины в своих подходах, ориентирах в деле воспитания личности.

Принцип социально- практической направленности предполагает организацию всей воспитательной работы с целью достижения адекватного включения воспитанников в социальную среду на основе овладения ими конкретными трудовыми навыками и умениями.[17,40]

Указанные принципы составляют методологическую основу организации воспитательной работы. Этот перечень можно продолжать, номы остановились, считая, что именно эти принципы, при правильном их толковании и разъяснении, занимают сегодня доминирующие позиции, которые помогут воспитателю сориентироваться во всем том многообразии форм, методов, программ воспитания, которые есть на сегодня.[31,41]

Исходя из Закона Российской Федерации «Об образовании» воспитание рассматривается как Целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно- ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении.[33,66]

Организационными принципами воспитания являются следующие:

- национальная стратегия и политика в области воспитания определяются законодательством, признают вариативность и разнообразие воспитательных организаций, систем, форм и методов;

- государство и его институты являются важнейшими субъектами воспитания детей и молодежи, осуществляют воспитательные функции во всех сферах их жизнедеятельности, создают условия для функционирования неправительственных воспитательных организаций. Дети и молодежь являются равноправными субъектами процесса воспитания, саморазвития, формирования собственной личности. Должна быть обеспечена целостность, последовательность и преемственность содержания и организационных форм воспитания на различных уровнях образования; развитие вариативных систем воспитания с учетом специфики образовательных учреждений, их традиций, кадрового потенциала;

- общее образование, освоение основ и ценностей культуры составляют фундаментную базу содержания воспитания. Стержнем воспитания является формирование нравственных качеств, профессиональных интересов, гражданской позиции обучающихся;

- содержание и организационные формы воспитания разрабатываются на основе принципов природосообразности, культуросообразности воспитания на развитии личности, с учетом изменяющихся потребностей и актуальных интересов общества;

- особое значение в современном обществе приобретают социально- психологическая и педагогическая помощь учащейся молодежи в процессе вхождения её в активную жизнь, адаптации к социуму, формирования социальной ответственности:

- инновационным ресурсом развития системы воспитания являются современное социальное значение.[32,7]

Образовательные учреждения являются центральным звеном всей системы образования, фундаментальной мировоззренческой базой воспитания и развития детей.

Обновление процесса воспитания в образовательном учреждении осуществляется на основе качественного нового представления о статусе воспитания как социального института; с учетом отечественных традиций и достижений современного опыта, формирования разнообразных воспитательных систем, стимулирования разнообразия воспитательных стратегий, методик, укрепления его школьных и внешкольных механизмов, достижения баланса семейного и общественного воспитания.[35,7]

В качестве направлений и условий воспитания детей в образовательных учреждениях выделяются:

- формирование воспитательной системы, включающей в себя целостный Учебно воспитательный процесс (обеспечение единства его важнейших составляющих – воспитания и обучения, повышение воспитательного потенциала обучения, эффективности воспитания);

- обеспечение вариативности воспитательных систем;

- определение содержания воспитания, его форм и методов на основе возрастных, индивидуально- психологических особенностей учащихся с учетом конкретных возможностей и специфики общеобразовательных учреждений разных видов;

- организация всестороннего изучения детей, их индивидуальных особенностей, интересов и склонностей, создание для этих целей необходимых портативных методик изучения учащихся, сохранения и анализа полученной социальной, психолого- педагогический, медицинской информации;

- повышение роли психолого- педагогической службы в формировании школьных и классных коллективов, индивидуальных занятий с учащимися, обеспечение профилактики школьной и социальной дезадаптации детей;

- усиление гуманитарной направленности учебных дисциплин, включение в их содержание обществоведческих материалов, помогающих учащимся понять себя, мотивы своего поведения, проектировать свою жизнь;

- достижение возможностей индивидуализации содержания, методов и форм образовательной деятельности, её открытости, разнообразия учебно- методических материалов, форм и приемов учебной и внешкольной работы, развивающей творческие интересы и способности; планомерное и сбалансированное включение в общее содержание образования регионального и этно- культурного компонентов;

- ориентация учащихся на общечеловеческие ценности (человек, семья, отечество, труд, знания, культура, мир, земля), охватывающие основные аспекты жизнедеятельности и развития личности и образующие основу воспитания;

- воспитание учащихся в духе демократии, свободы, личного достоинства; предоставление учащимся реальных возможностей участия в управлении образовательным учреждением, в деятельности различных творческих и общественных объединений;

- эстетизация образовательного учреждения, жизнедеятельности детей, создание условий для их самовыражения в художественной деятельности (театр, рисование, пение, танец), различной клубной и досуговой деятельности;

- создание в каждом регионе дифференцированной сети специальных учебно- воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением, особых образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психологической и медико-социальной помощи;

- включение в штатное расписание общеобразовательных учреждений должностей: педагогов- психологов, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, педагогов- организаторов, классных воспитателей, актуализация деятельности классных руководителей, старших вожатых и воспитателей;

- создание условий для участия семей в воспитательном процессе, развития родительских общественных объединений, привлечения родителей к участию в управлении общеобразовательным учреждением.[20,23-30]

Значительные возможности для современного решения задач воспитания предоставляет система дополнительного образования детей, ориентированная на свободный выбор и освоение обучающимися дополнительных образовательных программ.[18,12]

Стратегия интеграции основного общего и дополнительного образования- реальный путь утверждения вариативности в системе образования. Цель дополнительного образования – развитие мотивации детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации к жизни в обществе, приобщение к здоровому образу жизни.

Дальнейшее развитие воспитательных функций системы дополнительного образования детей определяется рядом условий. В их числе:

- сохранение и рост сети учреждений дополнительного образования, отвечающих интересам и потребностям детей, их родителей, социума;

- обоснованное принятие управленческих решений. Обеспечивающих сбалансированное и устойчивое развитие сферы дополнительного образования детей;

- упорядочение и укрепление программно- методической, кадровой, материально- технической базы дополнительного образования детей;

- научное обоснование выдвигаемых практикой показателей эффективности дополнительного образования и проверка их значимости для развития личности каждого ребенка;

- расширение числа субъектов дополнительного образования, персонификация их ответственности, определение полномочий, предоставление необходимых льгот.[37,10]

Руководствуясь Законом Российской Федерации «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на сознание условий для развития и духовно- целостной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении.[38,10]

Нужно обратить внимание на два очень важных момента в этом определении: «на создание условий для развития…», «…оказание им помощи в жизненном самоопределении». Эти два тезиса очень актуальны при рассмотрении вопроса об организации воспитательной работы в коррекционных учреждениях т.к. для эффективной их интеграции в практику необходимы специальные технологии, методики воспитательного воздействия на детей, имеющих ограниченные возможности здоровья.

Воспитание, как «творческий, целенаправленный процесс». Имеется в виду умение воспитателя формировать и ставить цели своей профессиональной деятельности, как перспективного порядка, так и каждого акта педагогического воздействия. Воспитатель обязан знать, для чего он играет с детьми. Почему он организует самоподготовку именно в таком режиме, а не ином.[41,6]

Воспитание – это «процесс», т.е. это постоянно меняющаяся динамически развивающаяся система взаимодействия воспитателя и ребенка. Изменчивость зависит и от личности педагога и от личности воспитанника. Необходимо всегда помнить, что по мере взросления, развития ребенка, коррекции его дефекта и развития механизмов компенсации его позиция, как объекта воздействия меняется. [40,9]

Выводы по первой главе

В первой главе раскрываются характеристика школы- интернат 8 вида. Специальная школа 8 вида обеспечивает специальное образование для детей с интеллектуальным недоразвитием. Основное внимание в этой школе уделяется не уровню образования, а социальной адаптации и профессионально трудовой подготовке. Учащиеся осваивают доступные им знания по общеобразовательным предметам. В основном контингент учащихся специальной школы восьмого типа составляют дети с клиническим диагнозом «олигофрения». В большей степени учащиеся данного типа школ- это дети с наиболее легкой степенью умственной отсталости (дебильности). В специальную (коррекционную) школу восьмого вида ребенка направляют органы управления образованием с согласия родителей и по рекомендации МППК.

Все специальные учреждения являются интернатными. Обычно родители берут детей домой только на выходные дни. Во многих случаях из-за отдаленности учреждения, из-за сложностей транспортного сообщения ребёнок приезжает домой только на время зимних и летних каникул. Дети находятся на полном государственном обеспечении. Коррекционная школа восьмого вида обеспечивает детям с ограниченными возможностями образования, медицинское и психологическое сопровождение. Для этих целей в штат специальной школы включаются соответствующие специалисты, которые тесно взаимодействуют с педагогами. В коррекционной школе осуществляются следующее направления помощи умственно отсталым детям:

- диагностическая деятельность- диагностика и прогнозы развития заболеваний;

- психокррекционные и психотерапевтические мероприятия;

- профессиональное консультирование, в том числе разработка трудовых рекомендаций для лиц с умственной отсталостью;

- медикаментозное и физиотерапевтическое лечение.

Особая консультативная помощь оказывается родителям по вопросам развития способностей детей в системе дополнительного образования. В учебно - воспитательную работу включается психолого- педагогическое изучение каждого ребенка, диагностика перспектив его развития. Результаты изучения фиксируются в картах развития личности, которые заводятся на каждого воспитанника с момента поступления и ведутся до его выпуска из школы.

Указанные виды помощи умственно отсталым детям могут успешно осуществляться в процессе воспитательной работы.

Воспитание в отличии от обучения предполагает целенаправленную деятельность, осуществляемую в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно- ценностных ориентаций обучающихся на основе общечеловеческих ценностей, оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении.

Управление воспитательной работой может происходить через планирование, разнообразие форм и приёмов внешкольной работы, развивающей творческие интересы и способности.

  1   2   3   4
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации