Стадникова Н.А. Искусство мыслить. Методическая разработка для учителей начальной школы - файл n1.doc

Стадникова Н.А. Искусство мыслить. Методическая разработка для учителей начальной школы
Скачать все файлы (56.1 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc279kb.10.12.1999 10:36скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5
Н. А. Стадникова

ИСКУССТВО МЫСЛИТЬ

(методическая разработка для учителей начальной школы)

Учебное пособие состоит из двух частей. Часть первая включает главные из основных понятий трех первых книг Живой Этики: "Зов", "Озарение", "Община", соединенных в одно целое сказочной формой изложения.

Вторая часть представляет малоизвестные оригинальные сказочные тексты для маленьких читателей.


1.Введение
Признание торжества мощи творящей мысли над грубо материальным, физическим и телесным незаметно начинает набирать силу даже в нашем российском образовании.

Так, например, замечено, что среди педагогов начальной школы самым большим спросом в настоящее время пользует­ся так называемая "развивающая" учебная литература или учебные пособия по развитию личности и мышления ребенка.

Посильный вклад в этот процесс вносят также новые учебники для средней школы, которые требуют от педагога замены привычного монолога учителя "творческим диалогом с учащимися".

"Дайте слово ребенку" — таков девиз и новой учебной литературы по детской и подростковой психологии.

Интересный педагогический опыт накоплен в некоторых Российских городах. Так, например, в школах №№ 2, 9, 39, 40, 70, 76, 106, 110, 121 г. Екатеринбурга проводится преподавание курса философии для начальных классов. Курс был разработан к. п. н. М. Н. Дудиной по программе "Философия для детей" М. Липмана и А. Газзард (Институт Философии для детей, Монтклер колледж, США). Заметим, между прочим, что программа М. Липмана и А. Газзард используется уже более четверти века в тридцати странах мира.

Таким образом, мы видим, что круг расширения сознания человека начинает захватывать в свою орбиту и сферу образования, и это не удивительно. Когда-то Великий Платон говорил, что мысли правят миром, это было в IV-V в. до н. э. С тех пор прошло более двадцати двух веков и мысль человеческая, напитанная идеологией быта, впитавшая в себя примат грубо материального над тонким и духовным, устремилась к разрушению. Сегодня учить мышлению без связи с сердцем недостаточно.

Живая Этика учит, что мысль творит только рычагом сердца, то есть любовью, и сердце есть обитель духовного и Прекрасного. "Глагол, не насыщенный сердцем, не создаст ничего. " (Б., ч. П. 736)

Обычно сердце ребенка просыпается в том возрасте, который в нашей детской литературе получил название "почемучки".

Многочисленные "почему" ребенка есть знак начала разворачивания его души изнутри (сердце) наружу (ум). На востоке этот период ЕСТЕСТВЕННОГО проявления души под действием психологического закона "изнутри наружу" поэтически сравнивается с распусканием цветка лотоса.

Душа ребенка, как цветок, начинает распускаться и приуготовляться к восприятию света знания о внешнем мире.

Каждый его вопрос "почему" есть открытая дверь в чудесную страну знания. И каждый готовый ответ есть захлопывание этой двери. Поэтому проявление даже самых слабых ростков самостоятельности мысли ребенка в этот период его жизни вселяет в него уверенность в собственных умственных действиях на всю последующую жизнь. Ведь никто же не учит детей математике на готовых решениях задач!

Но важнее всего сколько-нибудь самостоятельное карабка­нье "вверх" с преодолением нравственных препятствий на пути. Только так закрепляется неразрывная связь между сердцем и умом.

Наши школы начинают обучение детей с семи — шестилетнего возраста, когда период естественного проявле­ния души маленького человека уже упущен.

Курс "Искусство мыслить" восполняет этот пробел в жизни ребенка тем, что заменяет получение знаний о Живой Этике извне, от учителя, на внутреннее водительство непосредственно Живой Этики.

Читая Живую Этику и самостоятельно обсуждая прочи­танное, дети постепенно восстанавливают ведущее значение сердца в своей жизни. Так сердце и ум приходят в согласие. Курс "Искусство мыслить" дает методику обучения детей общению с внутренним водителем.

Общение с внутренним водителем основано на преемствен­ности культур, где уже действует сердце и дух, на напитывание развивающейся мысли ребенка нравственным и вечным,

на познании радости творчества мысли. Этот процесс происходит на внутреннем плане жизни и незаметен извне. Но медленно и постепенно он открывает сердце и ум ребенка для принятия внутреннего сознания Прекрасного.

Мы часто ограничиваем выражение Прекрасного, которое присутствует во всей жизни, его проявлением на полотне, в камне или танце, музыке или в каком-либо другом виде искусства.

"Не все обладают способностью внешнего выражения искусства, но каждый имеет в существе своем возможность осознания Прекрасного. Очень часто создание мысленное гораздо выше выраженных при посредстве внешних средств искусства. Не забудем эту простую истину, ибо она помо­жет нам понять те возможности, которые скрыты в существе нашем". (Н. Рерих. "О Вечном". М., 1991 г., стр. 107)

Вот почему мы говорим об искусстве мыслить. Что касается учителя, то курс "Искусство мыслить" обращен не к уму, а к сердцу учителя. Учитель должен твердо помнить, что каждый ребенок есть уникальная индивидуаль­ность, потому что единый психологический закон проявляет­ся в бесконечном разнообразии форм и выражений и в этом разнообразии вся его красота. Поэтому учитель должен

запастись бесконечным терпением и верой во внутренние возможности ученика, чтобы не столько учить, сколько со всем тщанием наблюдать за проявлением внутренних свойств, внутренних качеств и внутренних возможностей души "ребенка, чтобы лишь легкими касаниями к его сознанию помогать и поддерживать таинство выявления закона.

И поскольку Живая Этика — это не только нравственные нормы жизни, но синтез науки, философии и духовной культуры, то для начальной школы даются только главные из основных понятий первых ее трех книг: "Зов", "Озаре­ние", "Община", названных книжками.

Главные понятия соединяются в одно целое сказочной формой изложения. Сказка есть форма выражения народной мудрости у всех стран и народов. Или другими словами, это есть народная духовная культура, адаптирован­ная для детского сознания. Героем народных сказок неизмен­но остается человек, соединяющий в себе мир земной, мир обыденной жизни с миром иным со своим волшебством и удивительными существами, населяющими все четыре стихии: землю, воду, воздух и огонь.

Воспитательная ценность сказки, соединяющей в себе два мира — внешний и внутренний — недостаточно понята в нашем образовании. Таким образом, преемственность духовной культуры народов и преемственность ее сказочной формы помогает ребенку восстановить утерянные тонкие связи с богатством собственного внутреннего мира.

Дать главные из основных понятий для детского сознания оказалось возможным ещё и потому, что Живая Этика была принята сердцем. "Язык сердца прост", как утверждает Этика.

То же самое утверждает и народная пословица: "Устами младенца глаголет истина", потому что душа ребенка чиста от рождения. Его сердце еще не затемнено неправдой жизни. И поэтому услышанное в детстве ложится на сердце.

Оберечь детское сердце от безобразия жизни, значит, дать ребенку возможность напитать свое сердце нравственным и вечным, дать ему возможность собственными усилиями приобщиться к радости мысленного творчества и раскрыть свое сердце и ум для принятия внутреннего сознания прекрасного. А это и означает научить его ИСКУССТВУ мыслить.

"Ни один завоеватель не может изменить сущность масс, ни один государственный деятель не может поднять мировые дела выше идей и способностей того поколения взрослых, с которым он имеет дело. Но учитель — я употребляю это слово в самом широком смысле — может совершить больше, нежели завоеватели и государственные главы. Они, учителя, могут создать новое воображение и освободить скрытые силы человека. " (Герберт Уэльс)
2. Методика общения с внутренним водителем
Общение с внутренним водителем начинается с внутреннего настроя детей на радость, любовь ко всему миру, добро, красоту или какое-либо другое жизнеутверждающее созидательное психическое состояние, которое постепенно бы стало привычным для детей.

Так, если сердцу учителя близка радость, то ему не нужно объяснять, что БЕССОЗНАТЕЛЬНАЯ радость есть естественное состояние любого здорового ребенка. В то же самое время каждый человек знает, что из всех эмоциональных жизнеутверждающих состояний сознания труднее всего на земле сохранить именно радость. И это так, ибо все бессознательное, если оно не напитано сознанием сердца, то есть не проснулось для проявления, потеряно для внешней жизни.

Внутренний настрой детей на жизнеутверждающее, и созидательное психическое состояние означает начало медленного и постепенного переустройства жизнеутверждаю­щего бессознательного в жизнеутверждающее сознательное. (Здесь полезно вспомнить известную формулу Ф. Достоевско­го "Красота спасет мир" и ее уточнение Н. Рерихом : "СОЗНАНИЕ красоты спасет мир.")

Другими словами, внутренний настрой — это стук в дверь своего сердца. Живая Этика — ключ от этой двери.

Если урок Живой Этики стал любимым часом ребенка, то это означает, что его сердце пробудилось. Он услышал Зов (конечно, на своем детском уровне сознания), то есть его сознание готово к расширению или утончению (что означает то же самое).

И здесь снова важно вспомнить, что утончить сознание детей извне, т. е. монологом учителя, нельзя: это будет опять поколение согласившихся.

Каждый ребенок может расширить (утончить) свою развивающуюся мысль только собственными самостоятель­ными усилиями. В этом и состоит простой секрет внутрен­него водительства.

Если это простое положение понято учителем, то он постарается создать все условия для того, чтобы творящая мысль ребенка была бы свободна "как песнь птицы".

Многие учителя для этого продумывают такие подробно­сти, например, как бы получше усадить детей. Если это небольшая группа детей (частные школы), то их рассаживают глаза в глаза, как при обычной игре. Если большая, то разбивают на несколько групп поменьше, причем каждая группа локализуется вокруг своего лидера, которого дети находят сами. И вообще на уроках Живой Этики должно быть как можно больше детской самодеятельности и самосто­ятельности.

Обычно на уроке каждый ребенок самостоятельно читает предложенную учителем сказку, сопутствующую теме учебного пособия, либо текст темы. Затем идет свободное и непринужденное обсуждение прочитанного.

Учитель, ведущий урок, молча записывает высказывания отдельных учеников или лидеров (после обсуждения в группе) на доске. Тогда коллективное обсуждение протекает естественным образом.

Конечно, никакие комментарии со стороны учителя по поводу высказываний детей типа порицания или наоборот не допустимы. Учитель присутствует на уроке как бесстраст­ный свидетель происходящего. Если бесстрастия не хватает, то можно настраивать себя на торжественность, все время, памятуя: идет таинство тонкого процесса.
Книжка 1. ЗОВ.
Первая книжка "Зов" содержит 12 тем. Восприятие каждой темы методически разработано так, чтобы новые понятия Живой Этики, представляющие синтез науки, философии и духовной культуры, ложились на сердце ребенка как бы сами собой, естественным образом, вытекая из усвоенной в детстве народной сказки или какой-либо другой детской литературы.
Тема 1. Про Ивана дурачка и Ивана царевича.
Урок по этой теме начинается с чтения детьми извест­ной народной сказки про Ивана дурачка. Дети хорошо знают эту сказку, но понимают ее узко. Расширение (утончение) сознания идет через коллективное обсуждение вопросов:

1. Как вы думаете, дети, имя Иван относится только к отдельному человеку?

Чтобы помочь детям расширить понимание имени сказочного героя, педагог Мазурина Л.В. (г. Лобня) предло­жила детям принести на урок сказки других народов мира (немецкие — имя сказочного героя Ганс, французские — имя Пьер и т. д.).

Дети усвоили, что герои народных сказок называются тем именем, которое пользуется наибольшей популярностью среди своего народа. То есть, "Иван" олицетворяет русский народ, "Ганс"— немецкий и т.д.

2. Как вы думаете, какая черта характера помогла Ивану дурачку преодолеть все препятствия?

После коллективного обсуждения вопроса, учитель обращает внимание детей на то, что сказочный герой обоб­щает в себе также и особенности характера того или иного народа. Например, в русских сказках отмечается, что основная черта характера Ивана — доброта в отличие от его братьев, для которых главным стимулом в жизни было стяжание богатства.

Сказка утверждает, что не богатство, а доброта помогает Ивану дурачку преодолеть все препятствия. Попутно можно обсудить характерные черты других народов мира. Например, у немецкого народа это пунктуальность, точность, аккурат­ность и т. д.

3. Почему Ивана называли дурачком?

Как правило, этот вопрос в наше беспокойное время не вызывает затруднений у детей, когда деньги и внешнее богатство затмили главную черту народного характера — доброту.

После того как учитель убедился, что более широкое понимание основных понятий сказки легло на детское сердце и заменило узкие понятия старого сознания, класс переходит к чтению и осмыслению сказки про Ивана царевича.

4. Как вы думаете, от какого слова произошло слово "сказка"?

Ответ: сказывать, рассказывать, предсказывать и т. п.

Учитель может пояснить детям, что сказка про Ивана царевича — это сказка-предсказание об изменении каких-то внутренних качеств народа в будущем. Это эволюция сознания народа из состояния Ивана дурачка в новое состоя­ние сознания Ивана царевича упорно предсказывалась народной духовной культурой. По крайней мере, память русского народа постоянно сохраняла обе сказки: и про Ивана дурачка и про Ивана царевича.

В сказках, где всегда побеждает добро, отражается не наивность разума наших предков, а внутреннее знание народным сердцем космического закона равновесия Вселен­ной. "Конечно, так привыкли люди к своему изложению равновесия, что думают одинаково о распределении сил. Между тем, не подлежат такому распределению космические силы — было бы в явленном Космосе взаимоуничтожение. Так преобладание добра над злом живет в космосе". (Б. ч. 1, 306, 181)

Конечно, глубинный философский смысл сказки не для детей начальной школы. Но учитель может утончить понятие добра детям, пояснив, что преобладание добра над злом — это закон Космоса, поэтому Иван дурачок, для которого власть доброты была главной заботой в жизни, победил и пришел к власти в стране. Так он стал Иваном царевичем.

5. Изменилась ли основная черта характера Ивана дурач­ка, когда он стал Иваном царевичем?

Если ответ на вопрос вызовет затруднение у детей, то учитель может задать ряд наводящих вопросов, руководству­ясь пояснением, изложенным ниже.

Пояснение.

1. Поскольку народная сказка про Ивана царевича почти никак не описывает, как же правил царевич, то можно заключить, что власть земная его мало интересовала. Дей­ствительно и в земной жизни Иван (народ) к власти особо не рвался, голосовал формально, но всегда первым отзывал­ся на призыв о помощи других народов. И главное, работал над собой: учился грамоте, ходил в школу, читал книги, одним словом, тяга к знанию была большая. Таким образом, он копил в себе силы Знания, Света и Добра.

2. Утончение понятия добра.

Написать большими буквами на доске таблицу и нижесле­дующие три предложения:

УЧЕНЬЕ—ЗНАНИЕ—СВЕТ—ДОБРО

Не ученье — невежество — тьма — зло

ВСЕ, КТО УЧИТСЯ В ШКОЛЕ, УВЕЛИЧИВАЮТ СВОИ ЗНАНИЯ, А ЭТО ЗНАЧИТ, ЧТО ОНИ УВЕЛИЧИВАЮТ СИЛЫ СВЕТА И ДОБРА. ДЕТИ НЕ ПРОСТО ХОДЯТ В ШКОЛУ, ОНИ СВОИМИ ЧИСТЫМИ МЫСЛЯМИ РАБОТА­ЮТ НА ДОБРО.

6. Есть ли такие же сказки-предсказания у других народов мира? (про Ганса царевича, про Пьера царевича и т.д.)

После обсуждения предложенных вопросов можно сказать, что внутренний настрой детей на добро состоялся не только эмоционально, но и закрепился самостоятельной работой мысли. Поэтому дети смогут понять первую тему из книжки "Зов" при самостоятельной работе над ней.
Тема 2. Про космического Ивана стотысячного.
Мы видим, как преемственность культур естественным образом подводит мысль ребенка к третьей стадии эволюции сознания Ивана, к состоянию сознания космического Ивана стотысячного.

Живая Этика называет русский народ Иваном стотысяч­ным, и это название не случайно. Оно не возникло ниотку­да, а предопределялось всем ходом эволюции народного сознания, которое выбрало ведущим началом своей жизни не личное благо каждого, а Общее Благо планеты.

Культура сознания Ивана дурачка была довольно высока. Иван дурачок считал не накопленные земные богатства, а этажи-сферы, куда может запрыгнуть его Сивка-бурка (мысль), погоняемый всадником (духом).

Так преемственность духовной народной культуры помогает детям осознать, что в настоящее время они могут стать живыми участниками жизненной сказки, которая творится несмотря ни на что, сегодня и сейчас, сказки про космического Ивана стотысячного, и все, что было накоплено в сердце и характере Ивана дурачка и Ивана царевича, все накопления народа каждый ребенок, как частица своего народа, несет в себе.

Конечно, это осознание, может быть, придет не сразу, но возможность такая дается каждому ребенку, так как методика пособия построена на действии психологического закона проявления.

В действии этого закона может убедиться каждый на личном опыте. Так, когда мы просыпаемся, то наша мысль всегда обращается к внешним обстоятельствам жизни. Но, выйдя вовне, она на внешнем и зацикливается. Психологи­ческий же закон, как учит Живая Этика, действует согласно ритму: изнутри вовне и извне обратно вовнутрь (т. е. к сердцу и культуре). Так обращение к народной духовной культуре (народной сказке) помогает восстановить утрачен­ный ребенком ритм действия закона.

После объявления второй темы занятия мы обычно реко­мендуем учителю провести урок-беседу (или урок-чтение) о запуске в Космос первого искусственного спутника Земли.

1. Как вы думаете, почему Иван стотысячный называется КОСМИЧЕСКИМ Иваном стотысячным? Этот вопрос после беседы о спутнике не должен вызывать затруднений у детей.

2. Если у детей возникнет вопрос к слову "стотысячный", то учитель может прочесть отрывок из книги "Озарение", стр. 9: "Некогда считалось: сотня воинов уже сила. Потом тысяча уже была войско. Со временем СТО ТЫСЯЧ (выделено Н. С.) мир побеждали".

Можно также пояснить небольшими рассказами из истории России (А. О. Ишимова, "История России в расска­зах для детей", СПБ. 1992) о нападении неприятеля с иллюст­рациями известных художников: Н. К. Рерих "Битва при Керженце", В. И. Суриков "Поход Суворова через Альпы", П. А. Кривоногов "Взятие Берлина" и т.д. То есть нападения на Россию всегда заканчивались победой Ивана (народа), потому Живая Этика и назвала его Иваном стотысячным.

3. Как ты представляешь себе Мир Звездный? Конечно, тема о мирах не проста. Опытные психологи в таких случаях рекомендуют проводить свободный творчес­кий урок рисования, который помогает открыться внутренне­му интуитивному знанию ребенка.

4. Как ты представляешь себе Мир Огненный?

Можно обсудить с детьми разницу между звездой (в нашей солнечной системе есть одна звезда — Солнце) и планетами. Сравнить огонь костра, освещающий тьму леса ночью. И подвести детей к усвоению положения: раз есть свет, значит, есть и источник света — огонь. Огонь костра — материальный огонь, солнце (Звезда) — небесный огонь, источник живого света и тепла.

5. Как ты представляешь себе Мир Тонкий?

Мир тонкий — это мир мысли, мир более тонкой материи.

6. Провести урок самостоятельного чтения и обсуждения народной сказки про живую воду и мертвую воду.

Большинство детей знает эту сказку, но не понимает ее сердцем. Утончить понимание можно через более отчетливое обозначение граней между понятиями мертвой и живой воды. Так, мертвая вода соединяет разрубленные (в некото­рых сказках — разорванные) части только физического тела. Но в тело еще нужно вдохнуть жизнь. А это может сделать только живая вода.

Теперь, когда дети так много и хорошо потрудились умственно, им можно начать самостоятельное изучение объявленной темы №2 с последующим коллективным обсуждением и записью высказываний на доске.

  1   2   3   4   5
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации