Логопед 2008 №06. Танетова Е.В. Сказка в логопедической работе с детьми раннего возраста - файл n1.doc

Логопед 2008 №06. Танетова Е.В. Сказка в логопедической работе с детьми раннего возраста
Скачать все файлы (37 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc37kb.03.02.2014 22:48скачать

n1.doc


Сказка в логопедической работе с детьми раннего возраста

ТАНЕТОВАЕ.В.,

учитель-логопед ДОУ№ 2204, Москва

Сжазка! Как много хороших, добрых воспоминаний связано у каждого из нас с этим поня­тием. Формируется любовь к сказке в раннем детстве. Все мы знаем, с каким интересом ребенок рассматривает картин­ки в книге, слушает рассказ взрослого, пытается сочинять сам. Педагоги с удовольстви­ем используют сказку как одну из форм коррекционной работы с детьми, наиболее эф­фективной в раннем возрасте.

Одним из главных источ­ников познания действитель­ности (событий, существую­щих и действующих лиц, об­разца поведения, характера героев и т.д.) являются сказ­ки и их персонажи. Сказоч­ные образы полны эмоцио­нальной насыщенности, кра­сочны и необычны, и в то же время просты и доступны для детского понимания, правдо­подобны и реалистичны.

Первые, с кем в своей жиз­ни встречается ребенок, это его родные и близкие люди и достаточно стереотипный на­бор игрушек. Образы зайчи­ков и мишек прочно входят в жизнь малыша. Однако игры-действия с ними ограничены, требуют постоянной «подпит­ки» новыми знаниями и впе-

чатлениями. Недаром русские народные сказки часто глав­ными персонажами представ­ляют животных, которым при­писываются черты характера людей, а такой перенос обра­за, аллегория доступны и по­нятны детям любого возраста.

Взрослые охотно читают сказ­ки, дополняют их элементами собственного сочинения, форми­руя у детей элементы образ­ного мышления, расширяя представление об окружаю­щем. Постепенно ребенок сам включается в чтение сказок: вначале рассматривает картин­ки, затем пытается звукопод­ражаниями назвать героев и по­вторяющиеся в сказках при­сказки, договаривает конец знакомой фразы и, наконец, пе­ресказывает сказку. Позднее малыши способны сравнивать несколько сказок, давать харак­теристику героям, замечать из­менения в сюжетной линии. Именно эти этапы познания ребенком сказочного мира с опо­рой на его жизненный опыт используют в своей работе пе­дагоги и логопеды.

Развитие речи детей — одна из главных педагогичес­ких задач.

Учитывая ограниченные речевые возможности детей

раннего возраста, особенно при задержке их речевого раз­вития (при более сохранном понимании происходящего), логопед сначала сам рассказы­вает знакомые сказки, прося ребенка лишь звукоподража­ниями сопровождать свой рас­сказ. Для лучшего запомина­ния и произнесения слов ло­гопед использует различные приемы, помогающие негово­рящему ребенку больше дей­ствовать и меньше говорить: настольный театр, куклу би­бабо, различные настольно-печатные пособия. Логопед просит ребенка воссоздать зна­комую для него сюжетную линию сказки с помощью фи­гурок персонажей, поддержи­вая высокий положительный эмоциональный фон игры-сказки. Перевоплощаясь в сказочных героев, ребенок принимает на себя их роль. Постепенно задания и требо­вания к ребенку усложняют­ся: он начинает воспроизво­дить все доступные ему рече­вые единицы.

Использование сказочных сюжетов помогает развитию речевой активности детей (на­коплению словарного запаса, •развитию связной речи, авто­матизации звуков). Кроме того, в игры-сказки и сказки-инсценировки легко и орга-\ нично включаются задания на ^формирование психофизичес­кой сферы детей: психогимна-\стика (покажи, как зайка

испугался, как волк рассер­дился, как Машенька обрадо­валась и т.д.); релаксация (села птичка на веточку, расправи­ла крылышки, стала греться на солнышке); голосовые и дыхательные упражнения, игры и задания на внимание (что изменилось в знакомой сказке, чего не бывает, какие сказки перепутались) и т.д.

У детей, перевоплощаю­щихся в героев сказок, актив­нее развиваются воображение, творческая фантазия, форми­руется интонационная вырази­тельность речи. Занятия ори­ентированы на психологичес­кую защищенность ребенка, его потребность в эмоциональ­ном общении с логопедом. Это могут быть сказки-инсцениров­ки, дидактические сказки-игры, сказки-спектакли, где дети одновременно и участ­ники и зрители происходяще­го. При этом не обязательно использовать дословно общеиз­вестные сюжеты и темы. При совместном творчестве с ребен­ком логопед может частично или полностью изменять сю­жет, развивать и дополнять его по ходу занятия. При подго­товке к занятию он продумы­вает различные формы подачи материала: костюмы и шапоч­ки персонажей сказки, специ­ально изготовленные панно с сюжетом сказки, элементы сюжетно-дидактической игры, подбор сюжетных и пейзаж­ных картин и т.д.

РАННИЙ ВОЗРАСТ

6, 2008) I


Такое построение занятий позволяет добиться устойчиво­го внимания и поддержания интереса на протяжении все­го занятия. Это очень важно, если учесть, что дети с раз­личными видами задержки речевой деятельности часто обладают неустойчивой психи­кой, нестабильным психоэмо­циональным состоянием, по­ниженной работоспособностью и быстрой утомляемостью.

Использование сказок в коррекционной работе с деть-

ми раннего и младшего до­школьного возраста способ­ствует как целенаправленно­му, так и спонтанному разви­тию словаря и связной речи, развитию причинно-след­ственных отношений событий и отражению их в речи, вклю­чает в работу все анализатор­ные системы. Наступает пе­реход образов-представлений в образы-понятия, что важно для последующих этапов обу­чения.
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации