Ответы на вопросы к экзамену по дисциплине Экономика для студентов специальности МОС - файл n1.doc

Ответы на вопросы к экзамену по дисциплине Экономика для студентов специальности МОС
Скачать все файлы (1573 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc1573kb.03.02.2014 22:36скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
Вопросы к экзамену по дисциплине «Экономика»

для студентов специальности МОС

Составитель: Н.П. Балакова


  1. Основные этапы развития экономической теории. Главные направления современной экономической мысли: политическая экономия и экономикс.


Экономическая теория - древняя наука. Однако, как систематизированное учение, область знания, появилась не сразу. Первоначально экономическое знание не было обособлено от других форм сознания и видов (областей) знания. Оно переплетается с религиозными представлениями, с устным народным творчеством, с мифами, с зачатками точных наук и т.д.

В развитии предмета экономической теории можно выделить три этапа: экономия, политическая экономия, экономикс.

Экономическая теория первоначально возникла в античном обществе как экономия -наука о домоводстве, - домашнем хозяйстве. Ее целью воспитание достойных граждан. Термин "экономия" впервые предложен Ксенофонтом. Встречается он и у Аристотеля (384—322гг. до н. э.) В рамках учения о справедливости. Аристотель различал два вида хозяйственной деятельности: экономию - хозяйство ради самообеспечения и хрематистику - хозяйство с целью обогащения. Он считал справедливой экономию, основанную на натуральном хозяйстве, поскольку именно она составляла основу античного общества. К экономии Аристотель, правда, относил и розничную торговлю, поскольку в ней, по его мнению, решающую роль играло удовлетворение потребностей. Аристотель критически относился к хрематистике, считая что функционирование торгового и ростовщического капитала имеют источником богатства обращение, поэтому хрематистика, с точки зрения Аристотеля, противоестественна.

Важной проблемой, которую разрабатывала экономическая мысль античности, было рабство. В его трактовке античное общество прошло длинный путь от полного оправдания рабства как "удела варваров", когда раба считают "одушевленным орудием труда", "имуществом, приносящим доход" (в трудах Аристотеля), до признания принципиального равенства между всеми людьми (в произведениях раннего христианства). С идеей равенства тесно связано утверждение всеобщей обязанности труда: труд является основой жизни людей, поэтому и распределение должно осуществляться по труду.

В произведениях Средневековых ученых схоластов (преподавателей университета) экономические проблемы также рассматривались в рамках учения справедливости. Различие заключалось лишь в том, что экономические вопросы в эпоху феодализма трактовали с позиций Священного писания в рамках канонического права. Христианское вероучение стало важным средством для преодоления характерного для античности презрительного отношения к труду.

В средневековую эпоху, когда индивид поглощается корпорацией, а личность заслоняется обществом, школа приобретает огромное значение. Само слово "схоластика" обязано своим происхождением школе. Принадлежность к школе определяет темы исследований, их идейную направленность - и метод доказательства. Это касается и канонического права, с помощью которого пытались регулировать экономические процессы. Дело в том, что экономическая доктрина канонистов была скорее сводом правил поведения индивидов в соответствии с принципами всеобщей справедливости, чем обобщением реальных фактов экономической жизни. Экономические проблемы рассматривались с позиций морали, моральной справедливости, с позиций общего блага сак конечного критерия деятельности людей.

По мере возникновения централизованных государств появились попытки определить правила ведения не отдельного, а государственного хозяйства. Понятие «ойкономия» превращается в политическую экономию. Сам термин «политическая экономия» впервые применен в труде французского экономиста Антуана Монкретьена (1575 1622), который называется «Законы общественного хозяйства» («Трактат политической экономии»).

Необходимо отметить, что термин «политическая» происходит от греч. полис - город, государство, и означает «общественное устройство».

Условия возникновения экономики как науки:

- становление капитализма;

- зарождение мануфактуры;

- углубление общественного разделения труда;

- расширение внешних и внутренних рынков;

- интенсификация денежного обращения.

В центре внимания политэкономии первоначально находилась не сфера производства, а сфера обращения. Развитие мировой торговли способствовало повышению роли купечества. Выразителем его интерёсов стала первая школа, возникшая в политической экономии, - меркантилизм (16-18 вв.). В 1615 г. Антуан де Монкретьен публикует «Трактат политической экономии", давший название будущей науке.

Целью исследований меркантилистов (А. Серра, Т. Мен, С. Фортрей) были поиски источников буржуазного богатства, объектом наблюдений стала капиталистическая торговля, а предметом пристального внимания - движение денег и товаров между отдельными странами. Меркантилисты не были пассивными наблюдателями, они пытались активно воздействовать на экономическую жизнь с помощью абсолютистского государства. Торговая буржуазия стремилась выдать свою точку зрения за национальный общегосударственный интерес. Протекционистская политика стала выражением временного союза дворянства и торговой буржуазии.

Во Франции в 17 в. ведущей отраслью оставалось земледелие - физиократы (Ф. Кенэ, А.Тюрго и др.) источник прироста капитала искали в земледелии, а "чистый доход" рассматривали как дар природы. Вывод: промышленность - «бесплодная сфера», т.к. только перерабатывает продукт земледелия. Глава школы физиократов Франсуа Кенэ (1694-1774) заложил основы теории воспроизводства общественного капитала, создав первую макроэкономическую модель. Ее основу составляло движение совокупного общественного продукта мёжду тремя классами граждан нации: классом земельных собственников, производительным (к которому он относил земледельцев) и непроизводительным классом (к которому он относил всех лиц, не связанных с земледелием).

Английская классическая политэкономия, 17-18 вв. Источник богатства общества - труд в сфере материального производства, результаты которого и составляют богатство общества. Рынок и конкуренция без вмешательства государства создают наиболее благоприятные условия для развития производства. - «Невидимая рука»

Адам Смит (1723-1790) выяснил условия производства и накопления богатства. В основе его концепции лежит идея «неуравнительного равенства". Каждый человек уникален, он обладает данными от природы (или благоприобретенными) способностями. Эти различия индивидов становятся общественно значимыми благодаря обмену и торговой деятельности. Их односторонность и ограниченность превращаются в их достоинство, так как специализация повышает производительность труда. Обмен, минимизируя издержки, заставляет людей становиться "глубокими специалистами в узкой области". Индивиды становятся полноправными членами общества, необходимыми друг другу благодаря своей специализации. Обмен, в результате, играет двоякую роль: "подключает" отдельных людей к цивилизации и развивает их потребности, способствуя всестороннему развитию личности.

В своем главном экономическом сочинении "Исследование о природе и причинах богатства народов" (1776) А. Смит придавал решающее значение разделению труда как основному фактору повышения производительной силы. Мануфактурный труд, отмечал он, дробит единый процесс труда на мельчайшие операции, значительно упрощая их. В этом заключается общественный прогресс, соединяющий специфичное и всеобщее, труд отдельного работника и труд вообще. Именно труд вообще, существующий в рамках общественного разделения труда, А. Смит провозглашает источником материального богатства при капитализме. Стремясь не только проникнуть в сущность капиталистического производства, но и описать внешние формы его проявления, он дал четыре определения стоимости, что породило многочисленные противоречия, которые попытался преодолеть Давид Рикардо (1772-1823).

Экономические кризисы перепроизводства, обострение классовой борьбы между пролетариатом и буржуазией все настойчивее ставили вопрос о внутренних противоречиях капитализма. Феодальный, мелкобуржуазный,- "истинный", консервативный и критически-утопический варианты социализма предлагают свои рецепты решения конфликта между неудовлетворенной и ищущей личностью, отчужденной от общества, и буржуазной социальной средой. Не удивительно поэтому, что для большинства таких теорий характерны элементы романтизма и утопизма (С. де Сисмонди, п. ж. Прудон и др.).

Попытка рассмотреть капиталистическое богатство с позиции пролетариата была впервые предпринята социалистами-рикардистами (Годскин, у. Томпсон и др.) И более последовательно К. Марксом и Ф. Энгельсом. (Марксистская политическая экономия). Продукт создается только трудом наемного рабочего, а присваивается собственником капитала, что представляет собой эксплуатация и социальную несправедливость. Избавиться от эксплуатации рабочий класс может лишь в результате социалистической революции, ликвидации частной собственности и замены ее общественной. Рынок следует заменить планом. Всей экономической жизнью общества должно руководить государство.

Во второй половине 19 века экономическая наука раздваивается выделяются два основных ее направления: политическая экономия и экономикс.

Во второй половине 19 в. складываются предпосылки для смены общей парадигмы экономической науки. Капитализм прочно утверждается в развитых странах. Разработка общих принципов политической экономии заменяется исследованием различных проблем экономической практики, качественный анализ вытесняется количественным. Экономисты все чаще стремятся оптимизировать ограниченные ресурсы, широко применяя для этого теорию предельных величин, дифференциальное и интегральное исчисление. Математические формулы и графики, иллюстрирующие различные рыночные ситуации, становятся органичными элементами экономических сочинений. Новые веяния находят отражение и в изменении названия самой науки. Понятие "политическая экономия" вытесняется понятием "экономикс". Под экономикс понимается аналитическая наука об использовании людьми ограниченных ресурсов (таких, как земля, ТРУд, капитал, предпринимательские способности) для производства различных товаров и услуг, их распределения и обмена между членами общества в целях потребления.
Политическая экономия Экономикс

Предмет исследования


Общие экономические отношения между людьми по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ

Наиболее общие законы (универсальные) распределения и использования ограниченных

ресурсов, независимо от исторических этапов

развития человечества





Они не противоречат друг другу по сути, т.е. они исследуют экономику с разных сторон

Уровни хозяйственной деятельности




Макроэкономика

- изучает общественное производство в целом, субъекты взаимодействуют друг с другом, вступая в отношения конкуренции и сотрудничества

- законы макроэкономики определяют законы развития отдельного хозяйствующих звеньев




Микроэкономика

- изучает отдельные экономические единицы, входящие в общую эк. систему - потребители (домашние хозяйства), производители (фирмы), отрасли экономики, рынки отдельных товаров





Взаимодополняют

Взаимообуславливают

Взаимоисключают

друг друга




Рождение нового термина связано с именем одного из основоположников неоклассического направления - английского экономиста Альфреда Маршалла (1842-1924). В 1890 г. выходят его "Принципы экономики". В основу своей теории А. Маршалл положил маржинализм - учение о предельной полезности, разработанное в произведениях У Джевонса, К Менгера, Э Бем-Баверка, Ф Визера, Л Вальраса и др. Предмет изучения - поведение отдельных субъектов, вовлеченных в хозяйственные отношения. Последние руководствуются в своей деятельности прежде всего, собственными, субъективными оценками выгод и затрат, возникающих в процессе экономической деятельности. Маржиналисты ввели в практику экономического анализа концепцию предельных величин.

Неоклассическое направление, конец 19 в. Маршалл А. Разработал современную теорию рынка. Он проанализировал рыночный механизм рыночного ценообразования, взаимодействие спроса и предложения, влияние различных факторов на спрос и предложение, в частности влияние фактора времени на рыночное равновесие и т.д.

Теория Маршалла фактически абстрагировалась от деятельности монополий. После кризисов 20-- 30-х гг и особенно Великой депрессии 1929-1933 гг не замечать влияния монополий на ценообразование было уже нельзя. В 1933 г. выходят «Теория монополистической конкуренции" Э Чемберлина и "Экономика несовершенной конкуренции" Дж. Робинсон, в которых исследуется механизм монополистического ценообразования.

Однако подлинную революцию в экономической теории произвела опубликованная в 1936 г. "Общая теория занятости, процента и денег" Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946). С его именем связано рождение нового направления западной экономической мысли - кейнсианства, поставившего в центр внимания проблемы макроанализа. Такой подход не только способствовал более глубокому отражению объективной реальности в экономической теории, но и в значительной мере поставил нормативный аспект в зависимость от позитивного. Кейнс отказывается от некоторых основных постулатов неоклассического учения, в частности от рассмотрения. рынка как идеального саморегулирующегося механизма. Рынок, с точки зрения Кейнса, не может обеспечить "эффективный спрос", поэтому стимулировать его должно государство посредством кредитно-денежной и бюджетной политики. Эта политика должна поощрять частные инвестиции и рост потребительских расходов таким образом, чтобы способствовать наиболее быстрому росту национального дохода. Практическая направленность теории Кейнса обеспечила ей широкую популярность в послевоенные годы. Кейнсианские рецепты стали идеолог программой смешанной экономики и теории "государства всеобщего благоденствия".

С начала 50-х гг. неокейнсианцы (Р. Харрод, Е. Домар, Э. Хансен и др.) активно разрабатывают проблемы экономической динамики и прежде всего темпов и факторов роста,

стремятся найти оптимальное соотношение между занятостью и инфляцией. На это же направлена концепция "неоклассического синтеза" П. Э. Самуэльсона, пытавшегося органически соединить методы рыночного и государственного регулирования. Посткейнсианцы (Дж. Робинсон, П. Сраффа, Н. Калдор и др.) в 60-70-е гг. сделали попытку дополнить кейнсианство идеями Д. Рикардо. Неорикардианцы выступают за более уравнительное распределение доходов, ограничение рыночной конкуренции, проведение системы мер для эффективной борьбы с инфляцией.

Однако 70-е гг. стали периодом разочарования в кейнсианстве. Предлагаемые рецепты оказались недостаточно эффективными, чтобы остановить одновременное усиление инфляции, падение производства, и увеличение безработицы.

Кейнсианская парадигма не сумела полностью вытеснить неоклассическую. Попытка объединить обе парадигмы в форме неоклассического синтеза не увенчалась успехом, так как не отличалась цельностью; она отрицала. При анализе макроэкономических процессов то, из чего исходила в микроэкономике. Более того, в 70-80-е гг. новые направления неоклассики (монетаризм, новая классическая экономика, неоинституционализм) заметно теснят кейнсианство.

Первыми наступление начали монетаристы. Монетаризм, как и классический либерализм в целом, рассматривает рынок как саморегулирующуюся систему и выступает против чрезмерного вмешательства государства в экономику. Особенностью этого направления стало пристально е внимание к денежной массе, находящейся в обращении, которую они считают определяющим фактором развития экономики. Главным пунктом критики стали вопросы экономической политики (проблемы инфляции, политики занятости и т д.). Исходные предпосылки этой критики были сформулированы М Фридменом в его работах "Очерки позитивной экономики" (1953), "Капитализм и свобода" (1962) и позднее в написанной совместно с Роуз Фридмен книге "Свобода выбора" (1979).

Его методологией является неопозитивизм, пытающийся примирить рационализм и эмпиризм. В основе теории лежит, по его мнению, возникшая в результате соглашения исследователей абстрактная гипотеза, из которой выводятся эмпирически проверяемые следствия (предсказания) Если они подтверждаются практикой, то теория считается истинной, если нет, то она отвергается. Поскольку практические предложения кейнсианцев потерпели фиаско, то должна быть отвергнута и их теория. Однако подобная участь может постичь и монетаризм, так как и эта теория напрямую ставится в зависимость от бесконечного числа подтверждений и всегда можно найти противоречащие ей факты. Это тем более нетрудно сделать, так как многие предпосылки монетаристов носят явно нереалистический характер (совершенная конкуренция, гибкость цен, полнота экономической информации, зависимость роста национального дохода от темпов роста денежной массы и т.д.) Методологическая уязвимость теории монетаристов вызвала критику как кейнсианцев, так и более последовательных сторонников классического либерализма.

Если в центре внимания кейнсианцев находится эффективный спрос, то их критики акцентируют основное внимание на предложении товаров и услуг. В 70-е гг. сложилось даже особое направление - "экономика предложения" (А. Лаффер, Дж. Гилдер, М. Эван, М. Фелдстайн и др.). Для оздоровления экономики, как они считают, необходимо снижение налогов и предоставление льгот корпорациям. Сокращение дефицита государственного бюджета будет при этих условиях способствовать оздоровлению экономики.

Представители ведущего направления новой классической экономики (Дж. Мут, Р. Лукас, Т. Сарджент, Н. Уоллес, Р. Барро и др.) попытались построить более цельную теорию путем подведения единого микроэкономического основания под анализ макропроблем - Теория рациональных ожиданий. В центре их внимания оказались экономические агенты, способные быстро приспосабливаться к меняющейся хозяйственной конъюнктуре благодаря рациональному использованию получаемой информации (теория рациональных ожиданий). Поскольку каждый индивид способен правильно адаптироваться в меняющемся мире, отпадает необходимость вмешательства государства в экономику.

Последовательно отстаивая неоклассические постулаты, сторонники теории рациональных ожиданий возрождают идеальную рыночную модель. Возвращая нас в Х в., они абстрагируются от явлений, типичных для смешанной экономики второй половины ХХ в (несовершенной конкуренции и государственного сектора, безработицы и инфляции, кризисов и антикризисной политики и т. д.). К тому же новые классики недооценивают фактор времени, необходимый на сбор и обработку информации, а также различные возможности получения информации, которыми обладают субъекты. Получается, что домохозяйка более способна к преодолению фактора неопределенности и к обработке экономической информации, чем профессиональные экономисты и специализированные государственные учреждения.

Этот недостаток пытались преодолеть сторонника, сформировавшейся в 50-60-е гг. теории общественного выбора (Дж Бьюкенен, Г. Таллок, М. Олсон, Д. Мюллер, Р. Толлисон, У. Нисканен и др.). Критикуя кейнсианцев, представители этой теории поставили под сомнение эффективность государственного вмешательства в экономику. Последовательно используя принципы классического либерализма и методы маржинального анализа, они активно вторглись в область, традиционно считавшуюся сферой деятельности политологов, юристов и социологов. Это вторжение получило название "экономического империализма". Критикуя государственное регулирование, представители теории общественного выбора сделали объектом анализа не влияние кредитно-денежных и финансовых мер на экономику, а сам процесс принятия правительственных решений.

Основная их предпосылка состоит в том, что люди действуют в политической сфере, преследуя свои личные интересы, и что нет никакой непроходимой грани между бизнесом и политикой. Поэтому ученые этой школы последовательно разоблачают миф о государстве, у которого нет никаких иных целей, кроме заботы об общественных интересах. "Рациональные политики", по их мнению, поддерживают прежде всего те программы, которые способствуют росту их престижа и повышают шансы победы на очередных выборах. Таким образом, теория общественного выбора попыталась более последовательно провести принципы индивидуализма, распространив их не только на всю коммерческую деятельность, но и на государство.

Однако и теория общественного выбора не сумела преодолеть известную абстрактность и оторванность от жизни неоклассической парадигмы в целом, и прежде всего ее вне исторического характера, абсолютизации рыночной стадии развития мировой цивилизации.

Обострение внутренних противоречий рыночной экономики способствовало зарождению институционально-социологического направления. Его истоки восходят к идеям исторической школы в Германии (Ф. Лист, К. Книс, Б., В. Рошер, Г. Шмолер, В. Зомбарт, М. Вебер). Новая историческая школа критиковала экономистов (марксистов, маржиналистов и др.) за чрезмерное увлечение голыми абстракциями, пропагандируя необходимость эмпирических исследований, основанных на богатом историческом материале. Представители исторической школы определяли национальную (политическую) экономию как науку о повседневной деловой жизнедеятельности людей, извлечении ими средств существования и их использовании

Классический институционализм, возникший в Америке в конце XIX в., окончательно оформляется как самостоятельное течение в 20-30-е гг. Его основоположником считают Торстейна Веблена (1857- 1929). Представители этого течения (Дж. Р. Коммонс, У. К. Митчелл, Дж. Гэлбрейт, Г. Мюрдаль и др.) широко используют в своем анализе понятие "институты" (от лат. - установление, учреждение), под которыми понимают корпорации, профсоюзы, государство, а также психологические, этические, право вые, технические и другие социальные явления.

До развертывания НТР это течение не пользовалось на Западе заметным влиянием; взрыв его популярности в 70-80-е гг. был связан с концепциями "постиндустриального", "сервисного" общества, теориями конвергенции различных социально-экономических систем.

Институциональный анализ более объективно оценивает объективную реальность. Он исходит из того, что современное общество - отнюдь не венец совершенства: люди, как правило, нерациональны, а экономика далека от состояния равновесия. Неоклассическая концепция, с их точки зрения, явно идеализирует действительность, выполняя скорее

апологетическую, чем познавательную функцию. Реальная действительность гораздо сложнее и уже давно не укладывается в маржинальные предпосылки анализа. Объектом исследования должен быть не "экономический человек", а всесторонне развитая личность. Понять ее и правильно оценить тенденции развития общёства можно лишь на путях междисциплинарного анализа, который кроме экономики должен включать социальную психологию, социологию, право, политологию и другие гуманитарные науки.

На базе институционализма в конце 60-х гг. возникла "радикальная политэкономия", представители которой (Г. Шерман, Т. Вайскопф, Э. Хант и др.) в своей критике капитализма используют ряд теоретических положений К. Маркса.

На вызов традиционного институционализма представители неоклассического экономикса (основного течения современной экономической науки) ответили развитием неоинституциональных исследований. Неоинституционализм (Р. Коуз, А. Алчиян, О. Уильямсон, Х. Демсец, Д. Норт и др.) опирается на традиции австрийской школы применительно к анализу социальных институтов. При этом сами институты рассматриваются с позиции методологического индивидуализма. К этому направлению относятся теория прав собственности, теория общественного выбора и др.



  1. Методы экономической теории. Экономические категории и экономические законы.


Экономика, как и любая другая наука, обладает не только специфическим предметом, но и особым методом исследования.

Методы - инструменты, совокупность приемов исследования в науке и воспроизведение их в системе экономических категорий и законов.
Методы экономики



Общенаучные Общеэкономические Специфические



Формальной логики Диалектики



- понятие - метод противоречий - экономико- Метод

- суждение - метод восхождения математический микроэкономики -

- умозаключение от абстрактного к метод метод предельных

- анализ и синтез конкретному (метод - метод равновесного величин

- сравнение и при прочих равных анализа

аналогия условиях) - статистический Метод

- индукция и дедукция - единство метод макроэкономики -

- гипотеза логического и балансовый метод

-доказательство исторического

анализа

Общенаучные методы - используются всеми науками.

Формальная логика - изучение мысли со стороны ее структуры, формы.

Понятие - мысль о предмете.

Суждение - мысль, где утверждается или отрицается что-либо.

Умозаключение - прием мышления, посредством которого из некоторого исходного знания получается выводное знание.

Анализ - метод познания, состоящий в расчленении целого на составные части.

Синтез - метод, состоящий в соединении отдельных частей в единое целое.

Сравнение - метод, определяющий сходство или различие явлений или процессов.

Аналогия - метод познания, основанный на переносе одного или ряда свойств с известного явления на неизвестное.

Индукция - метод познания, основанный на умозаключениях от частного к общему.

Дедукция - метод, основанный на умозаключениях от общего к частному.

Гипотеза - метод познания, заключающийся в выдвижении научно-обоснованного предположения о возможных причинах или связях явлений или процессов.

Доказательство - обоснование истинности одной мысли с помощью другой.

Диалектика - наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления.

Метод противоречий - единство, взаимообусловленность и взаимоисключение двух сторон целого.

Восхождение от абстрактного к конкретному это процесс движения мысли от внешних свойств целого к внутренним свойствам, законам этого явления или воспроизведение мысленно понятия процесса зарождения, становления и смены какого-то явления.

Исторический анализ - процесс воссоздания логики развития экономического явления со всеми историческими подробностями.

Логический метод - процесс воссоздания логики «очищенный» от исторических событий, фактов и случайностей.

Общеэкономические методы - используют все экономические науки.

ЭММ. Экономический процесс имеющий качественный характер, Т.е. взаимодействие экономических параметров выражено в математических уравнениях, решение которых будет означать нахождение оптимальной формы решения экономических задач.

Метод равновесного анализа. Модели отражающие экономические процессы носят сбалансированный характер в той степени, в которой сами экономические процессы стремятся к устойчивости.

Статистический метод. Экономические процессы могут быть представлены в виде статистических рядов, показателей, динамических рядов.

Специфические методы - использует только экономическая теория.
Логические понятия, отражающие наиболее общие и существенные стороны экономической жизни общества, называются экономическими категориями.

Категориями являются, например, спрос, предложение, кредит, собственность, рынок, заработная плата, прибыль и многие другие.

В экономических исследованиях ученым приходится иметь дело не только с отдельными, изолированными фактами, но и с их большим массивом. Факты необходимо классифицировать и обобщать, что достигается методом индукции. Обобщения проверяются противоположным методом - дедукцией.

Многократно проверенные и подтвержденные обобщения экономических процессов принято называть законами. Они выражают необходимые устойчивые регулярные зависимости между свойствами экономических явлений и процессов и являются объективными.

За экономическими фактами, единичными и обобщенными, стоят экономическая деятельность людей и те отношения, в которые вступают люди в процессе этой деятельности.

Экономический закон - это существенные, повторяющиеся причинно - связи или отношения между отдельными сторонами экономических процессов и явлений.
Законы
Природы Развития общества

(естественные) (экономические)




действуют независимо от воли и сознания человека,

т.е. объективны
различия


действуют без участия людей


действуют только при участии людей, т.к. материей экономических законов является экономическая деятельность человека




Экономические законы относятся к социальным, общественным, и этим они отличаются от законов природы. Второе отличие в том, что естественные законы вечные, а экономические носят исторически ограниченный характер. Еще одно принципиальное отличие состоит в том, что открытие и применение естественных законов проходит более или менее гладко, а экономические законы встречают сильное противодействие со стороны отмирающих сил общества.

В зависимости от продолжительности действия экономические законы разделяются на специфические и общие.

Специфические экономические законы характерны для каждой отдельно взятой формации. Например, законы распределения материальных благ при рабстве или феодализме.

Общие экономические законы действуют во всех экономических формациях. Например, закон роста производительности труда, закон экономии времени и другие.

Можно выделить еще группу экономических законов, которые нельзя отнести ни к специфическим, ни к общим, Например, закон отдачи факторов производства неоклассики считают действующим в условиях ограниченности ресурсов, то есть всегда. Тогда как, с другой стороны, его действие возможно лишь только в рыночной экономике, где есть частная собственность и разделение труда.

Касаясь методологии и специфики экономической теории, необходимо отметить, что при анализе экономических проблем часто используют позитивный и нормативный анализы

Позитивный анализ дает возможность увидеть экономические явления и процессы такими, какие они есть на самом деле: что было или что может быть. Позитивные утверждения необязательно должны быть верными, но любой спор относительно позитивного утверждения можно решить проверкой фактов.

Нормативный анализ основан на исследовании того, что и как должно быть. Нормативное утверждение чаще всего выводится из позитивного, но объективные факты не могут доказать его истинность или ложность. При нормативном анализе выносятся оценки - справедливо или несправедливо, плохо или хорошо, допустимо или недопустимо.

Экономические теории формулируются в виде позитивных утверждений, большинство расхождений между экономистами возникает при рассмотрении вопросов нормативного анализа.


  1. Функции экономической теории. Взаимосвязь экономической теории с другими науками.


Экономическая теория как методологическая наука выполняет следующие взаимосвязанные функции: познавательную, практическую (прагматическую), фундаментальную (методологическую), мировоззренческую,

1) Познавательная: наука познает, открывает экономические категории, законы, создает системное, целостное знание.

2) Практическая: открывая законы, экономическая теория вырабатывает рекомендации для управления, организации, координации хозяйственной деятельности, «поставляя» материал для экономической политики.

3) Методологическая: наука разрабатывает принципы исследования, которые используются в других экономических науках. Ее законы служат основополагающими для других наук.

4) Мировоззренческая: экономическая теория формирует мировоззрение человека и философию экономической деятельности.

Еще представитель исторической школы Карл Менгер подчеркивал, что экономическое знание дает не одна экономическая теория, а целая сеть самостоятельных конкретных дисциплин с особыми задачами, предметами и логическими приемами. Экономическая теория является методологическим фундаментом целого комплекса наук отраслевых (экономика торгового дела, промышленности, транспорта, строительства и т.д.); функциональных (финансы, кредит, маркетинг, менеджмент, прогнозирование и др.); межотраслевых (экономическая география, демография, статистика и др.).

Экономическая теория - одна из общественных наук, наряду с историей, философией, правом и др. Она призвана раскрыть определенную часть социальных явлений жизнедеятельности человека.

Экономическая теория учитывает знания, достигнутые конкретными экономическими науками, а также социологией, психологией, историей, без учета, которых полученные экономической теорией выводы могут оказаться ошибочными.

Экономическая теория является элементом системы экономических наук (комплекс наук, изучающих эффективность и рациональность использования ресурсов).

Основные элементы системы экономических наук:

- общая теория - экономическая теория;

- историко-экономические науки - история экономических учений, история экономики, история финансовой системы, история денежно-кредитной системы и т.д.

- конкретно-экономические науки: экономика отраслей, экономика предприятий, экономика стран;

- экономические науки особых экономических форм организации: финансы, кредит, экономика природопользования;

- информационно-аналитические науки: экономико-математические методы, статистика, анализ хозяйственной деятельности.

Экономическая теория - это общественная наука, которая изучает законы рационального ведения хозяйства и поведения хозяйствующих субъектов в условиях ограниченности ресурсов на различных уровнях и в разные исторические эпохи.

Характерные черты экономической теории как науки:

- общественная наука, изучающая хозяйственную сторону жизни общества;

- тесно связана с другими науками: историей, социологией, политологией, психологией, юриспруденцией и т.д.

- историческая наука, так как развивается и изменяется по мере развития человеческого общества;

- наиболее точная из общественных наук, так как при изучении своего предмета широко пользуется количественными методами;

- состоит из двух крупных разделов: микроэкономики и макроэкономики.

Современное значение термина «экономика» неоднозначно:

- народное хозяйство данной страны (или его часть: хозяйство региона, страны, группы стран);

- исторически определенная совокупность экономических отношений между людьми, складывающихся в процессе хозяйственной деятельности, соответствующих данной ступени развития производительных сил и образующих определенную экономическую систему (например, рабовладельческую, капиталистическую)



  1. Экономические потребности. Закон возвышения потребностей.


Удовлетворение потребностей – это цель любой деятельности человека. Он работает, чтобы обеспечить себе питание, одежду, отдых, развлечения. И даже деяние, которое, казалось бы, не несет никакой пользы для человека, на самом деле имеет причину. Например, милостыня, для того, кто её дает, является удовлетворением его высших потребностей, связанных с его психикой.

Человек без потребностей – мертвый человек.

Миллионы лет эволюции можно свести к нескольким годам развития человека, и тем самым упростить понимание отличия высших и низших потребностей (вторичных и первичных). Но в чем же все-таки их отличие? Эти понятия отличает то, что отличает человека от животного, то есть разум. При рождении человек испытывает только первичные потребности. Проходят миллионы лет эволюции или считанные годы социализации человека и существо с низким уровнем развития превращается в высокоорганизованное. Одним из основных признаков этого превращения является появление на определенном этапе высших потребностей.

Потребности общества - это социологическая категория, в основе которой лежат коллективные привычки, то есть то, что пришло от наших предков, и укоренилось в обществе настолько сильно, что существует в подсознании. Этим и интересны потребности, зависящие от подсознания, не поддающиеся анализу, рассматривая конкретный индивид. Их необходимо рассматривать глобально, относительно общества.

Для удовлетворения потребностей необходимы блага. Соответственно экономические потребности это те, для удовлетворения которых необходимы экономические блага. Другими словами экономические потребности – та часть человеческой нужды, для удовлетворения которой необходимо производство, распределение, обмен и потребление благ. Отсюда можно сделать вывод, что любой человек нуждается в экономической сфере для удовлетворения хотя бы его первичных потребностей.
    1.   1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации