Белов А.К. Влияние образования в сфере физической культуры на формирование профессионально важных качеств курсантов военного вуза - файл n1.doc

Белов А.К. Влияние образования в сфере физической культуры на формирование профессионально важных качеств курсантов военного вуза
Скачать все файлы (867.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc868kb.17.02.2014 12:51скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


ФИЛИАЛ ВОЕННО - ВОЗДУШНОЙ ИНЖЕНЕРНОЙ АКАДЕМИИ
Белов Александр Константинович

ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА

Специальность 13.00.08 - теория и методика

профессионального образования

Диссертация

на соискание учёной степени кандидата педагогических наук
Научный руководитель- доктор педагогических наук, профессор СОЛОВЬЕВ Г.М.

СТАВРОПОЛЬ - 2004
Введение

Современный этап функционирования Вооруженных Сил РФ характе­ризуется полным отражением преобразований и изменений, происходящих в других институтах российского общества. В системе высшего образования осуществляется процесс его модернизации, заключающийся по мнению В.А.Шаповалова, прежде всего в пересмотре основ и принципов социально-гуманитарного образования [184]. Данные преобразования выражаются в создании нормативно-правовой базы и государственных стандартов, а также становлении процесса демократии в вузовском образовательном пространст­ве.

Сегодня считаются приоритетными такие направления технологий об­разования в высшей школе, которые имеют цель:

Возросший в последнее время интерес государственной образователь­ной политики к физической культуре является осознание значимости данного вида культуры в реализации потенциала личности и общества, что подтвер­ждается многочисленными исследованиями и документами [4,6,33,160].

Учеными зафиксированы две негативные тенденции: первая характери­зует недостаточное внимание общества и личности к физической культуре как ценности, вторая - в абсолютизации задач телесно-физической интерпре­тации данного вида культуры [161,168]. Их последствия выражаются соот­ветствующими явлениями для общества и личности: 1) значительно сокра­щается трудоспособное население; 2) снижается средняя продолжительность жизни; 3) снижается уровень здоровья; 4) увеличивается рост наркомании и алкоголизма, особенно среди молодежи; 5) снижается уровень физически развитых и физического состояния в целом молодежи.

Данное явление определяется и другими факторами: неблагоприятны­ми условиями внешней среды, экологической обстановкой, изменением со­циально-политического и экономического устройства общества и т. д.

Виленский М. Я., Бальсевич В.К., Лубышева Л.И., Столяров В.И., Ни­колаев Ю.М., Соловьев Г.М. отмечают низкий уровень физической культуры общества и личности. Подобная ситуация имеет свои объективные основа­ния, в виду того, что традиционная система физического воспитания склады­валась под влиянием практических потребностей общества, например в обра­зовательных системах физическая культура входила как средство формиро­вания двигательных умений и навыков. При этом ее роль в информативном интеллектуальном, нравственном и эстетическом воспитании только декла­рировалась [33,34,45,91,106,126]. В результате произошло снижение потен­циала физической культуры как важнейшей составной сферы общей культу­ры человека и его самостоятельной деятельности в ней, обеспечивающей фи­зическое самосовершенствование [113].

В частности ситуация, сложившаяся в Вооруженных Силах РФ в отно­шении здоровья и физической подготовленности военнослужащих является отражением состояния общества. Если обратиться к показателям физической подготовленности военнослужащих, то можно вскрыть тенденцию к резкому снижению ее уровня, и в целом состояния их здоровья.

Анализ физической подготовленности выпускников военных вузов, по внутриведомственной проверке (2001-2004 г.г.), показывает: на оценку «от­лично» и «хорошо» нормативы сдают менее 10 %, около 30 % освобождены по состоянию здоровья от физической подготовки и занимаются в группе ЛФК. Опрос показывает, что регулярно (более трех раз в неделю) занимают­ся самостоятельно физической подготовкой всего лишь около 15 % молодых офицеров, ведут здоровый образ жизни (не употребляют алкоголь и не зани­маются табакокурением) менее 20 %.

Между тем профессионализм военнослужащего складывается из многих составляющих, и как отмечают Кочетов Г.М.(1975), Грузков В.Н.(1997), Кравцов Ф.Е.(2001) и другие, в основе личности лежит идея целостности, и нарушение одной из составляющих препятствует профессиональному росту и развитию личности. В полной степени это касается и физической культуры.

Профессионализм военнослужащего формируется в ходе всей созна­тельной профессиональной деятельности личности, однако основные качест­ва профессионализма «закладываются» в ходе профессионального образова­ния, в рамках которого осуществляется целенаправленное обучение и воспи­тание будущего специалиста.

Недостаточно высокое качество организации изучения дисциплины «Физическая культура», связанное с практическим отсутствием в учебном процессе целенаправленного, системного и постоянного формирования зна­ний и интеллектуальных способностей в сфере физической культуры, не по­зволяет по окончании вуза будущим офицерам на высоком научно-методическом уровне использовать в полном объеме ее ценности и средства в своей профессиональной деятельности и лично для себя.

О правомерности данной точки зрения, свидетельствуют работы А.Г. Асмолова, В.П. Беспалько, Е.В. Бондаревской, М.Я. Виленского, И.А. Ильина, И.Я. Лернера, Б.Ф. Ломова, Л.И. Лубышевой, В.А. Сластенина, Г.М. Соловьева и другие, а также личный опыт диссертанта.

Таким образом, в ходе исследования по теме диссертации были вскры­ты три ведущих противоречия между:

- потребностью общества в высококвалифицированных, гармонически развитых и образованных в сфере физической культуры военных кадров и существующей системой физического воспитания в вузах, недостаточно обеспечивающих эту потребность;

На основании выявленных противоречий была определена проблема исследования, содержание которой сформулировано следующим образом: при ка­ких педагогических условиях и образовательной модели учебной программы возможно обеспечить формирование физкультурной образованности курсанта военного вуза, как важной составляющей его профессионально важных качеств.

Целью исследования явилась разработка образовательной программы и соот­ветствующей педагогической технологии, обеспечивающих физкультурное образова­ние курсантов.

Объект исследования - система физического воспитания курсантов воен­ных вузов, предмет - физкультурное образование в структуре профессио­нально важных качеств курсанта военного вуза.

Гипотезу исследования составило положение о том, что эффективное формирование профессионально важных качеств личности курсанта может быть обеспечено лишь в совокупности решения физкультурно-образовательных задач его воспитания, реализация которых может быть обеспечена, если будет:

  1. разработана образовательная программа по дисциплине «Физическая культура» с применением соответствующей педагогической технологии, в которой в едином педагогическом процессе решены образовательно-интеллектуальные задачи и физического совершенствования;

  2. выявлена совокупность психолого-педагогических условий, обеспечи­вающих познавательную активность курсантов военного вуза к образованию в сфере физической культуры.

Задачи исследования. В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой были поставлены следующие задачи:

1) определить основные структурные, содержательные и критериальные характеристики профессионально важных качеств личности будущего офицера, обусловливающие разработку и внедрение педагогической технологии с ди­агностируемой и проверяемой целью;

  1. провести теоретико-методологический анализ исследований, касаю­щихся проблем физкультурного образования будущих офицеров и их готовности в этой сфере;

  2. определить содержание учебного материала и его оптимальное структу­рирование, объем необходимой учебной нагрузки как в целом, так и по тематиче­ским разделам, установить целесообразные затраты на ее освоение и на основе все­го создать учебную программу, обеспечивающую формирование специальных общетеоретических и организаторско-методических знаний, а также интеллекту­альных способностей в сфере физической культуры личности курсанта;

  3. адаптировать педагогическую технологию проблемного обучения к физкуль­турному образованию курсантов;

  1. выявить совокупность психолого-педагогических условий, обеспечи­вающих познавательную активность курсантов военного вуза к образованию в сфере физической культуры;

  2. провести экспериментальную проверку программы, внедрить в учебный процесс и разработать практические рекомендации по ее использованию.

Методологическую и теоретическую основу исследования составля­ют: базовые принципы системности, всесторонности, историзма, конкретности ис­следования, детерминизма, а также идеи о единстве теории и практики, сущности и явления, формы и содержания. Они дополняются психолого-педагогическими по­ложениями, определяющими механизм взаимодействия преподавателей и обучаемых как субъектов учебной деятельности; психолого-педагогическими физиологи­ческими закономерностями формирования знаний, умений и навыков.

Методологическими ориентирами исследования выступают системный, куль­турологический и личностно - деятельностный подходы. Теоретическим фундамен­том исследования являются: теории личности, деятельности и общения (С.Л. Ру­бинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Б.Г. Ананьев, В.Д. Шадриков, А.Б. Мудрик и другие); теории и технологии обучения (Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, Н.В. Кларин, В.В. Краевский, B.C. Леднев, Г.К. Селевко и другие), воинского профессионализма (В.Н. Грузков, Г.М. Кочетов, Ф.Е. Кравцов и дру­гие); теории физической культуры и физического воспитания (Н.И. Пономарев, А. Д. Новиков, Л.П. Матвеев, А.П. Матвеев, В.А. Ашмарин и другие), положения и теории о физической культуре личности (В.К. Бальсевич, М.Я. Виленский., Л.И. Лу-бышева, Г.М. Соловьев, и другие), технологии ее формирования (М.Я. Вилен­ский, Г.М. Соловьев, В. А Петьков); психология спорта (А.Ц.Пуни, Е.П. Ильин, Н. Б.Стамбулова, и другие), психология интеллекта и способностей (В.Н.Дружинин, Н.Ф. Талызина, В.Д. Шадриков, М.А. Холодная, и др.), социоло­гия образования и культуры (В.С. Барулин, А.С. Запесоцкий, Ж.Т. Тощенко, и другие), спортивная, общая и возрастная физиология и психофизиология (А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб, Е.П. Ильин, Л.И. Губарева и другие), а также ра­боты посвященные образованию в сфере физической культуры (Л .И. Лубышева, Г.М. Соловьев, В.Н.Курысь, В.А. Лукьяненко, Т.Е. Труфанова и другие).

Методы и база исследования. Для решения поставленных задач, про­верки исходных предположений использовался комплекс методов, взаимно проверяющих и дополняющих друг друга:

- методы регистрационных обследований (документальное фиксирова­ние, успеваемость, состояние динамики изменений составляющих профессио­нальных качеств личности обучающихся, проявление активности и др.);

- экспериментальные, организация и проведение эксперимента, педаго­гических контрольных испытаний, анализ и коррекция хода исследования;

Источниковой базой исследования является опыт профессиональной деятельности преподавателей гражданских и военных вузов России, города Ставрополя; личный педагогический опыт диссертанта в течение трех лет, а так­же прохождение военной службы в качестве военного авиационного инженера более пяти лет.

Работа выполнена на базе кафедры физической подготовки и спорта Став­ропольского филиала Военно-воздушной инженерной академии им. Н.Е. Жуков­ского и кафедры физической культуры Ставропольского государственного универси­тета.

Организация исследования. Исследование проводилось в несколько этапов. Первый этап - рекогносцировочный (1997 - 2001 гг.), характери­зуется следующими компонентами научной деятельности: изучением и ана­лизом реальной потребности в необходимости реформирования системы образования в области физической культуры в военном образовательном пространстве, изучением и анализом реальной обстановки создавшейся в Вооруженных Силах, в частности в авиационных полках и подразделениях обеспечения ВВС МО РФ в области сохранения профессионального здоровья и физической подготовленности.

Изучались нормативные документы, мотивационно-ценностное отно­шение офицеров к физической культуре, исследовался опыт профессиональ­ной подготовки офицеров в области самостоятельной организации индивиду­альных занятий различными формами физической культуры, а также фор­мирование их готовности к профессиональной деятельности. Производилась предварительная разработка основных концепций исследования, сценария и программы эксперимента на основе анализа философской, психолого-педагогической и социологической литературы.

Второй этап - экспериментальный (2001-2004 гг.), в котором проводи­лись констатирующий и формирующий эксперименты, в которых проверя­лась гипотеза исследования, анализировалась необходимость разработки и внедрения в образовательное пространство военного вуза разработанной программы по дисциплине «Физическая культура», а также осуществлялась проверка эффективности применения данной модели образовательной про­граммы, основная задача которой формирование интеллектуальной состав­ляющей физической культуры личности курсанта. Происходил процесс ап­робации различных вариантов распределения и определения временных кри­терий освоения учебного материала.

Третий этап - обобщающий (2002-2004 гг), проведена обработка ре­зультатов исследования, их анализ, обобщение, коррекция теоретических по­ложений и выводов, работа над оформлением диссертации и вне­дрение научно-теоретических результатов в опыт практических результатов работы вуза.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

- разработана образовательная программа, обеспечивающая реализацию со­временных требований к курсанту военного вуза в области физической культуры, и на ее основе экспериментально апробирована технология формирования знаний и интеллектуальных способностей;

- установлена совокупность дидактических конструкций, являющаяся ос­новой учебной программы по дисциплине «Физическая культура»;

- вскрыт механизм процесса формирования профессионально важных ка­честв личности офицера посредством физкультурного образования;

- выявлены психолого-педагогические условия и принципы, обеспечи­вающие познавательную активность курсантов военного вуза к образованию в сфере физической культуры.

Теоретическая значимость исследования определена тем, что:

Практическая значимость исследования состоит в том, что содержа­щиеся в нем теоретические положения и выводы создают реальные ориенти­ры и возможности для педагогического управления подготовкой офицеров по физической культуре. Применение образовательной программы и результатов исследования позволит значительно повысить уровень физкультурной образо­ванности будущих офицеров как профессионально важной составляющей их будущей деятельности, обеспечить формирование ценностного отношения к физической культуре за счет осознания глубинных процессов функционирова­ния данного вида культуры и создать необходимые условия для физического самосовершенствования. На основе всего физическая культура должна стать важной сферой образа жизни офицера, занять полноправное место в его про­фессиональной и личной жизни.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Разработанная и экспериментально апробированная образовательная модель учебной программы, а также система технологического обеспечения, и адаптированная к ним педагогическая технология проблемного обучения, обеспечивают качество учебного процесса в формировании знаний и интел­лектуальных способностей курсантов военного вуза в области физической культуры.

  2. Знания в области физической культуры существенно отражаются на мотивационно-ценностные ориентации и активность в физическом самосо­вершенствовании курсантов и в совокупности влияют на рост их физической подготовленности.

  3. Образование в сфере физической культуры курсантов в структуре фи­зической культуры личности и профессионально важных качеств создает ре­альную предпосылку успешности в деятельности будущих офицеров.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные поло­жения работы были апробированы и обсуждены в ходе учебно-воспитательного процесса в филиале Военно-воздушной инженерной акаде­мии, на заседаниях кафедры физической подготовки и спорта, на теоретиче­ских занятиях с курсантами, адъюнктами, офицерским составом. Результаты исследования докладывались на научно-практических конференциях филиа­ла Военно-воздушной инженерной академии (Ставрополь 2001-2004 гг.), на военных межвузовских научно-практических конференциях (Москва, 2002 г, 2004 г). Материалы диссертации используются в образовательном процессе Ростовского филиала института ракетных войск и в Ставропольском филиале

Военно-воздушной инженерной академии. По материалам диссертации опуб­ликовано пять работ.

Структура диссертации. Диссертация изложена на ста шестидесяти восьми страницах и состоит из введения, двух глав, заключения, выводов, практических рекомендаций и списка использованной литературы, работа содер­жит три схемы и девятнадцать таблиц.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации