Программа тренинга формирования адекватной самооценки подростков - файл n1.doc

Программа тренинга формирования адекватной самооценки подростков
Скачать все файлы (51.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc52kb.17.02.2014 12:42скачать

n1.doc

  1   2


Содержание коррекционной программы


1.Теоретическая часть
2. Определение цели, объекта, задач коррекционной программы
3. Методики, которые использовались для изучения самооценки
4. Программа занятий тренинга по формированию адекватной самооценки
Занятие 1. «Знакомство»

Занятие 2. «Игра «пустыня»

Занятие 3. «Самооценка»

Занятие 4. «Сказка»

Занятие 5. «Проблемная ситуация»

Занятие 6. «Это Я»

Занятие 7. «Полет белой птицы»

Занятие 8. «Я люблю»

Занятие 9. «Мое будущее»

Занятие 10. «Заключительное»
5. Список литературы
Самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности самооценка является важнейшим регулятором её поведения. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Самооценка связана с уровнем притязаний человека, т. е. степенью трудности достижения целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями человека и его реальными возможностями ведёт к неправильной самооценке, вследствие чего поведение личности становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и т.д.). Самооценка получает объективное выражение и в том, как человек оценивает возможности и результаты деятельности других людей. Самооценка — компонент самосознания, включающий наравне со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков. Для подростков характерно возникновение «оперативной самооценки», которая определяет отношение подростка к себе в настоящее время. Эта самооценка основывается на сопоставлении подростком своих личностных особенностей, форм поведения с определенными нормами, которые выступают для него как идеальные формы его личности. Подростка волнует то, что красиво и некрасиво во внешнем облике окружающих. В том, что касается его собственного тела, можно отметить, что степень удовлетворенности или неудовлетворенности собой у подростка во многом зависит того, как он выглядит, и в значительной мере влияет на его самооценку.

Структура самооценки представлена двумя компонентами — когнитивным и эмоциональным. Первый отражает знания человека о себе, второй — его отношение к себе. В процессе самооценивания эти компоненты функционируют в неразрывном единстве.

Исследователями были выделены три уровня сформированности когнитивного компонента самооценки:

1. Наиболее высокий уровень характеризуется реалистичной самооценкой: -преимущественной ориентацией подростков и обосновании самооценки на знание своих особенностей;

-наличием способности к обобщению ситуаций, в которых реализуются оцениваемые качества;

-каузальной атрибуцией за счет внутренних условий;

-глубоким и разносторонним содержанием самооценочных суждений;

-употреблением их преимущественно в проблематичных формах.

2.Среднему уровню свойственна непоследовательность проявления реалистичных самооценок:

-ориентация подростков при обосновании самооценок в основном на мнения окружающих, на анализ конкретных фактов и ситуаций самооценивания, каузальная атрибуция за счет внешних условий;

-наличие самооценочных суждений сравнительно узкого содержания;

-их реализация, как в проблематичных, так и в категоричных формах.

3.Низкий уровень отличается преимущественной неадекватностью самооценок:

-обоснованием самооценки эмоциональными предпочтениями, отсутствием подтверждения самооценки анализом реальных фактов, каузальной атрибуцией за счет субъективно неуправляемых условий, неглубоким содержанием самооценочных суждений и употреблением их преимущественно в категоричных формах.

Многие исследователи отмечают постепенное увеличение адекватности самооценки в подростковом возрасте. Р. Берне объясняет это тем, что подростки оценивают себя ниже по тем показателям, которые представляются им самим важными, и это снижение указывает на их больший реализм, в то время как детям свойственно завышать оценку собственных качеств (1986).

Цель: формирование адекватной самооценки подростков, имеющих низкий уровень ее развития.
Объект: самооценка подростка.
Задачи:

1. Получение навыка выражения себя с помощью творчества и игровых форм деятельности.

2. Приобретение навыка формирования активной жизненной позиции.

3. Возможность осознания ценности собственной личности.

4. Получение возможности усиления позитивного отношения к себе.
Методы, используемые в коррекционной работе

1. Сказкотерапия; прием - сочинение сказок, переписывание сказок.

2. Арттерапия; прием - свободное рисование, психодрама.

3. Игротерапия.
Коррекционная программа рассчитана на 10 занятий, каждое из которых длится 60 минут. Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Для изучения самооценки использовались следующие методики:

1.Опросник определения уровня самооценки с помощью процедуры ранжирования С.А. Будасси.

В основе исследования самооценки этой методики лежит способ ранжирования. Процедура исследования включает две серии. Материалом, с которым работают испытуемые, является напечатанный на специальном бланке список слов, характеризующих отдельные качества личности. Каждый испытуемый получает такой бланк в начале исследования.

Задача первой серии: выявить представление человека о качествах своего идеала, то есть "Я" идеальное. Для этого слова, напечатанные на бланке, испытуемый должен расположить в порядке предпочтения.

Задача второй серии: выявить представление человека о своих собственных качествах, то есть его "Я" реальное. Как и в первой серии испытуемого просят проранжировать напечатанные на бланке слова, но уже с точки зрения характерности или присущности обозначаемых ими качеств личности себе самому.

2. Диагностика самооценки психических состояний (по Г. Айзенку)

Материалом, с которым работают испытуемые, является напечатанный бланк, состоящий из 40 вопросов (описание различных психических состояний). При этом, каждый вопрос имеет три варианта ответа. Испытуемому предлагается выбрать тот, который наиболее ему подходит. Методика позволяет определить уровни тревожности, фрустрации, агрессивности и ригидности личности.

3. Исследование самооценки по методике Дембо - Рубинштейн.

Методика предложена С. Я. Рубинштейн (1970) для исследования самооценки. В ней использован прием Т. Dembo, с помощью которого обнаруживались представления, обследуемого о своем счастье. С. Я. Рубинштейн значительно изменила эту методику, расширила ее, ввела вместо 1 шкалы отсчета 4 (здоровье, умственное развитие, характер и счастье). Следует заметить, что использование шкалы отсчета для характеристики какого - либо личностного свойства значительно больше способствует выявлению позиции обследуемого, чем применение альтернативных методик типа профиля полярностей и листа прилагательных, когда испытуемому предлагают набор определений (уверенный - робкий, здоровый - больной) и просят обозначить свое состояние. В методике Дембо - Рубинштейн обследуемому представляется возможность определить свое состояние по избранным для самооценки шкалам с учетом ряда нюансов, отражающих степень выраженности того или иного личностного свойства.

Методика отличается крайней простотой. На листе бумаги проводится вертикальная черта, о которой обследуемому говорят, что она обозначает счастье, причем верхний полюс соответствует состоянию полного счастья, а нижний занимают самые несчастливые люди. Обследуемого просят обозначить на этой линии чертой или кружочком свое место. Такие же вертикальные линии проводятся и для выражения самооценки испытуемого по шкалам здоровья, умственного развития, характера.

Сопоставление данных о самооценке с объективными показателями по ряду экспериментально - психологических методик в известной мере позволяет судить о присущем испытуемому уровне притязаний, степени его адекватности.

Программа занятий тренинга по формированию адекватной самооценки.
Занятие 1. «Знакомство».

Цель: Установление контакта с участниками. Создание доверительной атмосферы, достижение взаимопонимания в целях работы программы.

Длительность

Этап.

Содержание.

Задача.

10

Начало работы.

Психолог или ведущий (в последующем это может быть подросток, который захочет поиграть) должен представиться, дать краткую информацию о себе, о проводимой программе, и своих целях.

Создать дружелюбный и безопасный настрой, продемонстрировать открытый стиль общения.


10

Разминка.

«Снежный ком». Играющие сидят в кругу. Первый называет свое имя, второй – имя первого и свое, третий – имена первого и второго, потом – свое и т.д., пока круг не замкнется. В итоге последний в круге говорит имена всех играющих, а затем и свое.

Знакомство и сплочение группы.

15

Работа по теме.

Выработка группой правил, которыми в последствие можно воспользоваться.

Демонстрация демократического и безопасного стиля общения


5

Разминка.

«Поиск общего». Группа делится на двойки, и два человека находят определенное количество общих признаков, затем двойки объединяются в четверки с той же целью и т.д. Ведущий по своему усмотрению может остановить процесс на четверках, восьмерках и т.д.

Знакомство и сплочение группы.

10

Работа по теме.

Общий рисунок. Поделить класс на группы по 5-6 человек, дать ватман, и дать задание, чтобы рисунок был целостным, но каждый рисовал за себя. При этом сказать, что общаться запрещено.

Общая деятельность. Выявление лидеров в группе

10

Завершение

Завершающий обмен впечатлениями от занятия

Демонстрация и овладение навыками открытого общения, навыки разговора о чувствах.

Общая продолжительность занятия «Знакомство»-60 минут.

Занятие 2. «Игра «пустыня».

Цель: Сплочение коллектива с помощью игры «Пустыня».


Длительность.

Этап.

Содержание.

Задача.

10

Начало работы.

Обмен чувствами.

Вхождение в атмосферу группы.

40

Работа по теме.

Игра «Пустыня». Ознакомление с инструкцией. Начало игры.

Отработать навыки поведения в дискуссии,умение вести диспут, изучить динамику группового спора.

10

Завершение.

Обмен полученными впечатлениями.

Осознавание своей значимости в группе и Осознавание влияния группы на принятие общего решения.


Ведущий группы проводит визуализацию, игры «Пустыня».

Представьте себе какую-нибудь пустыню, которую вы когда-нибудь видели или любую другую пустыню.

– Обратите внимание – какая она по величине? Какая она по цвету? Обратите внимание как она себя ведет?

– А теперь представьте себе какой-нибудь куб. И рассмотрите его поподробнее, где он расположен относительно пустыни? Какой он величины? Потрогайте его рукой – из чего он состоит? Ощутите его и запомните эти ощущения.

– А теперь представьте себе какую-нибудь лестницу? Как она расположена относительно куба, пустыни. Как она себя ведет?

– А теперь представьте себе растение? Какое это растение? Где оно расположено в вашей пустыни? Потрогайте его, какое оно? Запомните свои ощущения.

– А теперь представьте себе какой-нибудь источник. Покантактируйте с ним. Обратите внимание на его силу, наполненность и воду в нем.

– Сделайте в образе все, что вы хотите. Как только закончите желаемое действие, возвращайтесь сюда».

После того как дан мотив. Дается возможность прорисовать то, что увидели.

– Рисуя, обратите внимание на то, что рисуйте активно, что более пассивно? Какие эмоции возникают. В какую часть рисунка вы вкладываете больше эмоций.

После того как все нарисовали рисунок, все садятся в круг и ведущий проясняет все моменты касающиеся рисунка.

Все участники имеют возможность высказаться, после того как дана интерпретация.
Общая продолжительность занятия игра «Пустыня»-60 минут.

Занятие 3. «Самооценка».

Цель: Осознание возможности формирования адекватной самооценки.


Длительность.

Этап.

Содержание.

Задача.

10

Начало работы.

Обмен чувствами.«Имена-качества»:Участники игры по кругу произносят свои имена, добавляя к представлению качество, отражающее его личностные черты. Но это качество должно непременно начинаться с той же буквы, что и его имя. Например, Ирина - искренняя, Петр – пунктуальный.

Вхождение в атмосферу группы.

5

Разминка.

«Зоопарк»:Все садятся в круг так, чтобы один стул был свободным. В центре круга стоит водящий. Каждый участник, сидящий в кругу, называет себя каким-нибудь животным. Участник, сидящий слева от свободного стула, хлопает правой рукой по нему и называет какое-нибудь животное. Тот, кто услышал название животного, выбранного им, должен занять свободный стул. Участник, справа от которого освободился стул, должен хлопнуть по нему и назвать другое животное. Задача водящего – успеть занять стул до хлопка. Тот, кто не успел хлопнуть, становится водящим.

Расслабление, разрядка, позитивные эмоции.


15

Работа по теме.

Работа с листком «Мои особенности и преимущества», обсуждение в небольших группках. Обсуждение проблемы развития и роста

Формирование навыка позитивного отношения к себе и другому.

5

Разминка.

«Эхо»: Один человек говорит что-то всем остальным, которые стоят напротив и повторяют как эхо. При желании можно добавлять жесты.

«Зеркало»: Двое играющих встают друг против друга. Один ребенок зеркало. Он должен зеркально повторять движения другого. Дети должны быстро и правильно повторять зеркальные движения.


Формирование ощущения значимости собственных слов и жестов.

15

Работа по теме.

Рисунок «Карта моей души»: Рисунок на чистом листе либо на бланке с контурами территорий. По желанию можно показать рисунок группе и рассказать, что и где нарисовано. Если вам захочется делиться рисунками, процесс может затянуться и стать скучным для участников. Рисунки участникам хорошо взять себе и возвращаться к ним в дальнейшем (повесить над столом, например).

Знакомство с собой, формирование навыка глубокого и позитивного отношения к своей личности.

10

Завершение.

Упражнение «Я – это ты. Ты – это я»: Участники тренинга делятся на пары и рассказывают друг другу обо всем, что считают необходимым за определенный промежуток времени. Партнеры могут задавать друг другу любые вопросы. После общения в парах участники представляют друг друга, взаимно обмениваясь ролями. Обсуждение игры: 1.Что легче сделать: рассказать о себе или о других? 2.Как Вы себя чувствовали, когда Вы представляли партнера? 3.Как Вы себя чувствовали, когда Вас представлял партнер? 4.В каких случаях мы чувствуем стеснение, а в каких – уверенность?





Общая продолжительность занятия игра «Самооценка»-60 минут.


Занятие 4. «Сказка».

Цель: Возможность отреагирования значимых эмоций и выявление внутренних конфликтов и затруднений.

Длительность.

Этап.

Содержание.

Задача.

10

Начало работы.

Обмен чувствами.

Вхождение в атмосферу группы

10

Разминка.

«Побег из тюрьмы»:Встаньте в 2 шеренги лицом друг к другу: 1 будет играть преступников, 2 - их сообщников. Между вами звуконепроницаемая перегородка. С помощью мимики и жестов договоритесь о плане побега.

Отработка навыков эффективного общения.

30

Работа по теме.

Написание сказки, прочтение вслух.

Интеграция личности, развитие творческой способности, совершенствование взаимодействия с окружающим миром.

10

Завершение.

Обмен впечатлениями.

Навык возможности посмотреть на себя со стороны и формирование навыка глубокого и позитивного отношения к своей личности.



Общая продолжительность занятия игра «Сказка»-60 минут.

  1   2
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации