Возрастные кризисы детского и подросткового возраста - файл n1.docx

Возрастные кризисы детского и подросткового возраста
Скачать все файлы (55.3 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.docx56kb.03.02.2014 22:28скачать

n1.docx

  1   2
Санкт-Петербургский Государственный институт Психологии и Социальной работы.

Реферат по Психологии развития

На тему: «Возрастные кризисы детского и подросткового возраста».

Выполнила студентка второго курса

Заочного отделения Цыганова Евгения


Санкт-Петербург

2008
Оглавление

1.Вступление

2.Периодизации детского развития

3.Кризис новорожденного

4.младенчиство (первый год жизни)

5.Раннее детство (от 1 до 3-х лет)

6.Дошкольный возраст

7.Младший школьный возраст

8.Заключение

1.ВСТУПЛЕНИЕ

Возраст - это ключевое понятие для проектирования систем развивающего образования и соответственно - для периодизации нормативного развития человека в течение всей (индивидуальной) жизни. Основой понимания возраста может служить представление о соотношении генетически заданного, социально воспитанного и самостоятельно достигнутого (И.С. Кон), что неодинаково у разных индивидов, относимых к одной возрастной когорте. Возрастные категории имеют не одну, а три системы отсчета: 1)ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ (т.е. что может, и что не может делать ребенок в определенном возрасте - это соответствует представлению об уровне психобиологического созревания и соответствующих ему ограничениях);

2)ВОЗРАСТНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ ОБЩЕСТВА (что должно и что не должно делаться в рамках данного возраста - это соответствует возрастному делению поколений и соответствующим социокультурным нормативам);

3)ВОЗРАСТНАЯ СИМВОЛИКА КУЛЬТУРЫ (что соответствует, и что не соответствует данному возрасту - понимается как совокупность социальных ожиданий в сфере поведенческих актов, внешнего облика, форм отношений). В противовес традиционным представлениям возраст - не структура или результат, а ФОРМА РАЗВИТИЯ. Развитие оформляется и результируется в возрасте, именно поэтому возраст ОБРАЗУЕТСЯ как форма, которая в силу своей целостности и завершенности может только сменяться другой формой и замещаться ею. Соответственно, освоение возрастного пространства и переход от одного возрастного этапа к другому не осуществляются автоматически, "естественным" путем, а специально организуются в соответствии с решением совершенно определенных задач развития человеческой субъективности, задач, которые решают также вполне определенные исторические субъекты - участники этих событий. Именно в этом пункте представления о процессуальности развития должны быть дополнены и обогащены представлениями о ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАЗВИТИЯ всего универсума человеческих способностей. Сегодня уже очевидно, что культивирование в разных возрастных периодах специфических форм совместной образовательной деятельности в детско-взрослых общностях не определяется формальными социальными требованиями. Это деятельность - развивающая и образующая – должна специально проектироваться в качестве возрастно-нормативной в рамках определенных ценностных оснований и целевых ориентиров развития человеческой субъективности. В разработанной схеме периодизации развития и номенклатуры возрастов (В.И. Слободчиков, 1991) именно возраст является исходной ЕДИНИЦЕЙ ПРОЕКТИРОВАНИЯ развивающего образования, т.е. построения в соответствии с целями и задачами развития его нормативных моделей. Общие границы поколения не совпадают с границами какого-то возраста (возрастной когорты), более ранний возраст в определенный момент "догоняет" более поздний и входит в новое поколение. Само же поколение остается "в себе как есть" (безотносительно к составу конкретных возрастов) вплоть до ухода с исторической сцены.

2.Периодизации детского развития

Процесс развития ребёнка, прежде всего, нужно рассматривать как процесс стадиальный. Определённый возраст в жизни ребёнка или соответствующий период развития – это относительно замкнутый период.

Характеристика показателей периода:

Определенная социальная ситуация, в которую вступает ребенок со взрослыми в данный период.

Основной или ведущий тип деятельности.

  1. Основные психические новообразования

Классифицируются по двум типам:

Моносимптомотическое выделение периодов (по одному признаку). Блонский: «Энергетический баланс» (беззубое, молочнозубное и постоянно зубное детство).

Полисимптоматическая классификация: типична для описания этапа детской психологии.

Выделяют два типа развития ребёнка:

Стабильные периоды. Текут очень медленно с незаметными изменениями.

Критические периоды – стремительное изменение в психике ребёнка.

Признак критического периода – нарастание трудностей общения взрослого с ребёнком, которые являются симптомом того, что ребенок нуждается уже в новых отношениях с ним.

Периодизация детства:

- Кризис новорожденного

- Младенчество (1-й год жизни)

- Кризис первого года

- Кризис детства

- Кризис 3-х лет

- дошкольное детство

- Кризис 6-7-ми лет

- Младший школьный возраст

- Кризис 11-12 лет

- Подростковый кризис
3.Кризис новорожденного

Рождение – это кризис, т.к. родившийся ребёнок попадает в совершенно новые условия своего существования.

Человеческий ребенок наиболее беспомощен среди всех млекопитающих в момент своего рождения. В этот период вообще нельзя рассматривать ребёнка отдельно от взрослого, так как ребёнок ещё не обладает никакими способностями взаимодействия со взрослыми.

Существуют три точки зрения окончания периода новорожденности:

Рефлектосоматическая. С момента появления у ребенка условных рефлексов со всех основных анализаторов. (конец 1-ого, начало 2-ого месяца).

Физиологическая точка зрения. Базируется на предположении, что этот период заканчивается тогда, когда ребёнок восстанавливает свой первоначальный вес, т.е. с момента установления равновесия со средой.

Психологическая позиция. Связана с определенным концом этого периода через повышения у ребёнка хотя бы намёка на его взаимодействии со взрослым (1,6-2 месяца).

То, что в критический период вызывает появление соответствующего новообразования и представляет собой генеральную линию последующего развития в стабильном периоде.

Рождение связано с преодолением двух очень важных для последующего развития ребенка кризисов — кризиса сжатия клеток мозга и кризиса сжатия клеток легких. Прямохождение человека превратило его в самое неприспособленное для деторождения существо, отчасти обусловив самый продолжительный по сравнению с другими видами адаптационно-восстановительный период (так, если любое млекопитающее встает на ноги вскоре после рождения, то человеку требуется для этого почти год). Прохождение ребенка по узким родовым путям нередко вызывает в буквальном смысле сжатие клеток мозга, преодоление которого являет собой кризис рождения. Второй кризис связан с переходом от диафрагмального дыхания к легочному. Первый крик ребенка при появлении на свет вызывает вдох, «впускающий» воздух в легкие. Мера успешности преодоления кризиса рождения во многом определяет ход дальнейшего физического и психического развития ребенка.

На период новорожденности, длящийся полтора-два месяца, ложится очень большая адаптационная нагрузка. Жизнь ребенка на начальных стадиях обеспечивают врожденные механизмы: сразу после рождения включаются рефлексы, обеспечивающие работу основных систем организма (дыхания, кровообращения). Новорожденный имеет определенную готовность нервной системы адаптировать организм к внешним условиям: он наделен разнообразными способами реагирования и приспособления к окружающей среде, у него хорошо выражены защитные рефлексы. Так, раздражение кожи вызывает защитное отдергивание, мелькание какого-либо предмета перед лицом — зажмуривание, а резкое увеличение яркости света — сужение зрачка и так далее. Большинство врожденных реакций необходимы ребенку для жизни. Они помогают ему приспособиться к новым условиям существования. Важно отметить, что у ребенка, в отличие от детенышей животных, имеющиеся безусловные рефлексы не обеспечивают появления форм поведения взрослого человека, и не могут, следовательно, составить основу психического развития — они только обеспечивают его выживание.

4.Младенчество (Пренатальный период)

На первом году жизни ребенка, на фоне его хаотичной деятельности дыхательной активности появляются ощупывающие движения. В зрительной системе присутствует слежение, конвергенция, сосредоточение, реакция на новое. Сначала ребёнок сосредотачивается на предмете, потом поднимаются руки, он что-то ловит в воздухе и схватывает предмет. Основной тип деятельности ребенка на 1-ом году жизни – непосредственно-эмоциональное общение со взрослыми. Кризис 1-го: года ребенок начинает ходить, жесты становятся более понятны, затем появляются слова – следовательно ребёнок приближается ко взрослому.

Слова возникают у ребенка с эмоциональных ситуаций, которые воспринимаются им как нечто целое.

Затем, манипуляционная деятельность, связанная с усвоением общественно выработанных способов действий с предметами. Восприятие вплетено в предметную деятельность ребенок и выступает ориентирующим в ней образованием.

Очень важно эмоциональное развитие в этом возрасте. Плач и улыбка — два основных способа выражения ребенком его эмоционального состояния. У новорожденного еще нет специальных способов выражения каждого своего ощущения, чувства, состояния. По мере того как дети взрослеют, их эмоциональный мир усложняется, и проявления различных эмоций становятся определеннее. Уже в первые недели чуткие родители начинают дифференцировать эмоциональные оттенки реакций своего ребенка, в частности выражаемых плачем. Исследования обнаруживают, по крайней мере, четыре типа младенческого плача: от голода, со злости, «призывный», из-за неудовольствия. Причины плача с возрастом меняются. Совсем маленькие дети плачут из-за каких-то чисто физических причин, более старшие — из-за психологических, таких, например, как скука или желание, чтобы взрослые взяли их на руки.

5.Раннее детство (от 1 до 3-х лет)

Возможности деятельности ребёнка противоречат эмоциональному характеру его общения. Появляется общий объект деятельности ребёнка и взрослого. В этот период очень быстро развивается познавательная активность детей.

Раннее детство – плохо изученный период. Известны только описательные, причем, только отрицательные его характеристики. Ребёнок – раб зрительного восприятия (Штерн). Предметы притягиваю ребёнка (Левин).

Ребенок не может открывать общественно выработанных способов употребления вещей.

На вещи не «написано» для чего она служит.

Орудие вспомогательного средства отличается тем, что действие с ним должно быть подчинено логике этого орудия.

В орудие и способе его употребления в снятом виде заключается цель, которая может быть достигнуты этим предметом.

Ребенок прослеживает действия взрослого, появляются пробующие действия. У маленьких детей наблюдается пробы.

В этот период характерно решение интеллектуальных задач, развивается речь. Начинается общение со взрослыми.

Кризис 3-х лет:

Симптом негативизма. Отрицательная реакция ребенка на предложения взрослых.

Упрямство – реакция не на предложение, а на собственное решение.

Симптом обесценивается. Дети начинают любимых мам, бабушек, пап, называть ругательными словами.

6.Дошкольный возраст

Социальная ситуация совместной деятельности ребёнка со взрослым решается формой идеальной совместной жизни со взрослыми. Основной деятельностью является игра.

Единицы, компоненты игры:

Роль взрослого человека, которую ребёнок берет на себя.

Мнимая ситуация, создаваемая для воплощения ребёнком своей роли в жизни.

Игровые действия.

Игра имеет громадное значение для развития личности ребёнка.

Перенос знаний в игре – путь к символическому мышлению. Подчинение правилам в игре – школа произвольного поведения. В игре ребёнок «вращается», меняет свою позицию. Необходимо, чтобы ребёнок учился по программе, составленной взрослым. Мышление в этот период наглядно-образное.

Дошкольный возраст – время интенсивного развития у детей ориентировочной основы их действий.

В личностном плане дошкольник становится более самостоятельным и независимым. Наряду с деятельностью при непосредственном контроле и участии взрослого, ему становится доступной деятельность, выполняемая по собственной инициативе. Таким образом, продолжается автономизация от взрослого. Но при этом связи со взрослыми обогащаются, становятся более разнообразными. Это связано с увеличением числа социальных функций, которые становятся посильны дошкольнику. Дошкольный возраст является периодом овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми и через игровые отношения со сверстниками. Дошкольник, осваивая мир постоянных вещей, овладевая употреблением все большего числа предметов по их функциональному назначению и испытывая ценностное отношение к окружающему предметному миру, открывает для себя постоянство функционального назначения вещей и относительность этого постоянства.

Наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка — его взаимоотношения с другими людьми — взрослыми и детьми. Когда окружающие относятся к ребенку по-доброму, признают его права, проявляют к нему внимание, он испытывает эмоциональное благополучие, следствием чего становится устойчивое переживание уверенности и защищенности. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Ребенок чрезвычайно зависит от отношения, которое ему демонстрируют взрослые. Имея потребность в любви и одобрении, и осознавая ее, ребенок учится принятым позитивным формам общения, организации взаимоотношений с окружающими людьми. Дошкольное детство — ответственный период для усвоения грамматического строя речи и расширения лексики. Интенсивному речевому развитию способствуют фонематический слух, обеспечивающий способность к звукоразличению, и функционирование долговременной памяти, позволяющей накапливать усвоенный речевой материал. Наряду с развитием речи в этот период продолжает формироваться способность к замещению, к символическим действиям и использованию знаков, наглядно-действеное и наглядно-образное мышление и воображение. В дошкольном возрасте продолжается активное овладение собственным телом (координацией движений и действий, формированием образа тела и ценностного отношения к нему). В этот период ребенок начинает приобретать интерес к телесной конструкции человека, в том числе к половым различиям, что содействует развитию полоролевой идентификации.

Возрастающие в дошкольном детстве возможности владения своим телом, усложнения и расширения психических функций и социальных способов взаимодействия с другими людьми приносят ребенку чувство удовлетворенности и радости жизни. В это время ребенок испытывает острую потребность к усвоению новой информации и действий через их неустанное воспроизведение. Типичным для дошкольника является направленность на повторение: дети, к примеру, десятки раз готовы слушать старые сказки, отказываясь от чтения новых. В возрасте от трех до семи лет самосознание ребенка развивается настолько, что это дает основание говорить о детской личности. Стремясь к реализации своего «Я», ребенок-дошкольник в общении с другими людьми широко и естественно пользуется идентификацией и обособлением, постепенно обучается рефлексии. Наряду с идентификацией с людьми, у ребенка интенсивно развивается способность к идентификации со сказочными и воображаемыми персонажами, с природными объектами, игрушками, изображениями и т. п. Постепенно на протяжении детства идентификация и обособление могут стать для ребенка неосознаваемо используемой техникой общения. В этом возрасте наиболее типичной является идентификация в форме сочувствия: чувства, возникающие у ребенка по отношению к другим людям, переносятся им на персонажей художественных произведений — сказок, рассказов. Ребенок вживается в сказку, начинает воспринимать ее персонажей как знакомых и близких. Идентификация-сочувствие становится механизмом формирующейся эмпатии. Если ребенку недостает любви и заботы окружающих, он может переживать отчуждение в форме страха: теряет уверенность в себе, чувствует себя покинутым и одиноким. Связанный с чувством отчужденности страх провоцирует состояние сильной тревоги, беспокойства, душевного смятения. Частое переживание страха влияет на общее физическое и психическое самочувствие ребенка. От этих форм страха принципиально отличается страх за других, когда самому ребенку ничто не угрожает, но он переживает от страха за тех, кого любит. Такого рода страх есть особая форма сочувствия, и его появление у ребенка свидетельствует о развивающейся способности к сопереживанию.

Деятельность дошкольника «удлиняется» и усложняется, но главное ее отличие от предыдущего этапа — в появлении элементов творчества. Личностно-образующим фактором начинает выступать темперамент. Его особенности получают более сложное и разнообразное проявление: дети холерического склада могут вести себя по гиперактивному типу — проявлять задиристость и непоседливость; у детей сангвинического склада заметную выраженность приобретают доброжелательность и легкость установления контактов с окружающими; инертность флегматичных детей становится более очевидной — они все больше нуждаются в индивидуальном режиме деятельности; минор и эмоциональные «сбои» меланхоличных детей могут расцениваться взрослыми как недостаточная социальная адаптивность, и привлекать больше внимания и заботы окружающих.

Кризис 6-7-ми лет:

Потеря ребёнком непосредственности. Распад прежних и становление новых форм событийности. Кризис детства - вступление в ответственную социальную жизнь. Зарождение персональности, «Я» ребенка, тип его самостоятельности. Формы общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Формирование дружеских компаний. Осознание своей неумелости и детскости. Поиск общественно значимой и оцениваемой деятельности. Нормальное разрешение кризиса детства - готовность ребенка к школьному обучению.

Под нею понимается уровень психического развития ребенка, необходимый и достаточный для усвоения школьной программы в условиях массового обучения. Выделяются несколько аспектов психологической готовности: личностная (мотивационная), социальная, когнитивная. Все они важны для успешного начала школьного обучения и мягкого протекания адаптации к новой социальной ситуации развития. Основой «школьной зрелости» является базовая личностная сформированность ребенка. К концу дошкольного возраста ребенок представляет собой в известном смысле личность: он хорошо осознает свою полоролевую принадлежность, ориентируется в семейно-родственных отношениях, умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками, имеет основательные навыки самообслуживания, умеет подчинить свое поведение ситуации. Большинство детей этого возраста обладают рефлексией, которая выступает как важное психическое новообразование. На ее основе у многих детей сформировано другое важное новообразование возраста — соподчинение мотивов деятельности: мотив «должен» главенствует над мотивом «хочу». Появляется возможность подчинять свои желания требованиям окружающих с помощью волевого усилия, что свидетельствует о становлении произвольности поведения и действий. Более сложной и содержательной в связи с усложняющимся жизненным опытом становится структура сознания и самосознания. Все указанные изменения свидетельствуют о большей личностной зрелости ребенка, находящегося на «выходе» из дошкольного детства. Главным знаком личностной готовности может быть заявление ребенка «Хочу в школу!». Такая положительная направленность ребенка на школу — важнейшая предпосылка его благополучного вхождения в школьную жизнь: принятие им школьных требований и полноценного начала школьного обучения. Л.И. Божович видела в стремлении ребенка к новому социальному положению ученика формирование новой внутренней позиции как центрального личностного новообразования.
  1   2
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации