Курсовая работа - Социально-экономическая статистика транспортной сферы РФ - файл n1.doc

Курсовая работа - Социально-экономическая статистика транспортной сферы РФ
Скачать все файлы (250 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc250kb.03.02.2014 22:18скачать

n1.doc

  1   2
Введение.

Актуальность данной курсовой работы обусловлена тем, что в Российской Федерации, как и в других развитых странах, транспорт является одной из крупнейших базовых отраслей хозяйства, важнейшей составной частью производственной и социальной инфраструктуры.

Транспорт, наряду с другими инфраструктурными отраслями, обеспечивает базовые условия жизнедеятельности общества, являясь важным инструментом достижения социальных, экономических, внешнеполитических целей. Транспорт - не только отрасль, перемещающая грузы и людей, а, в первую очередь, межотраслевая система, преобразующая условия жизнедеятельности и хозяйствования.

Исторически развитие транспорта во многом предопределило экономическое и пространственное развитие России, способствовало укреплению ее целостности и международного влияния. Создание российского флота и морских портов, трассы Северного морского пути, строительство Транссибирской, Байкало-Амурской железнодорожных магистралей, системы водных путей европейской части России, создание развитой национальной сети воздушных сообщений были значимыми вехами не только для транспорта, но и для всей страны.

Устойчивое развитие транспорта является гарантией единства экономического пространства, свободного перемещения товаров и услуг, конкуренции и свободы экономической деятельности, обеспечения целостности России и ее национальной безопасности, улучшения условий и уровня жизни населения.

Особая значимость транспорта в системе военной безопасности России обусловлена ее уникальным геостратегическим положением и огромным пространственным размахом. Транспортная система Российской Федерации, включающая основные виды транспорта общего пользования – железнодорожный, автомобильный, воздушный, морской, внутренний водный и трубопроводный, представляет собой необходимый материальный фактор обеспечения военной безопасности государства.

Транспорт является одним из главных инструментов в решении крупнейших политических и экономических задач, в обеспечении обороноспособности страны.

Актуальность данного исследования определила цели и задачи работы.

Цель работы – рассмотреть систему транспортных услуг Российской Федерации и провести социально-экономический анализ на основе характеризующих ее показателей, основным из которых является грузооборот и пассажирооборот.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Исследовать общую характеристику транспортной системы России;

  2. На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания о транспортной системе РФ;

  3. Проанализировать динамику изменения основных показателей.

  4. Предложить собственное виденье на данную проблему и найти пути её разрешения.

Объектом исследования является Российская Федерация. Предметом – система транспортных услуг РФ.

1. Теоретические основы статистики транспортной сферы.

1.1 Основные положения транспортной статистики.

Отрасль «Транспорт» включает железнодорожный, автомобильный, городской электрический, трубопроводный, морской, внутренний водный, воздушный и прочий транспорт. Она охватывает как транспорт общего пользования, удовлетворяющий потребности всех отраслей экономики и населения в перевозках грузов и пассажиров, так и ведомственный транспорт, осуществляющий перевозки, как правило, для своего ведомства, предприятия и т.п.

Продукция отрасли охватывает все виды деятельности, связанные с перевозками грузов и пассажиров, выполняемые самостоятельными транспортными предприятиями, подсобными транспортными подразделениями предприятий, относящихся к другим отраслям, частными лицами, оказывающими платные услуги по перевозке грузов и пассажиров. Кроме того, в отрасль «Транспорт» включаются деятельность организаций дорожного хозяйства по текущему ремонту и содержанию автомобильных дорог (уборке, разметке, озеленению). Деятельность по строительству и капитальному ремонту дорог относится к отрасли «Строительство».

Статистика транспорта - отрасль статистики, которая изучает явления и процессы, происходящие на транспорте.

Основная форма наблюдения - сплошная текущая и годовая статистическая отчетность, в ряде случаев - переписи и специальные обследования как сплошные, так и выборочные. При изучении наиболее массового вида транспорта - автомобильного, а также других видов транспорта, где получает развитие малое предпринимательство, в целях снижения отчетной нагрузки на хозяйствующие субъекты, используется один из видов несплошного наблюдения - метод основного массива (цензовый).

Система показателей статистики транспорта с группировкой по экономическим, территориальным, техническим и технологическим признакам является основой изучения транспортной системы страны. По отраслевому признаку делится на статистику отдельных видов транспорта: железнодорожного, автомобильного, городского электрического, дорожного хозяйства, трубопроводного, морского, внутреннего водного, воздушного; по тематическому - на статистику перевозок грузов, пассажиров, статистику наличия транспортных средств и их использования, путей сообщения, статистику безопасности движения, статистику труда, статистику материальных ресурсов, статистику финансовых результатов, статистику инвестиций и инноваций.

1.2 Понятие и сущность транспорта, его виды и задачи статистического изучения.

Виды транспорта:

Железные дороги являются наиболее рентабельным видом транспорта для перевозок вагонных партий грузов навалом – каменного угля, руды, песка, сельскохозяйственной и лесной продукции - на дальние расстояния. Недавно железные дороги начали увеличивать число услуг с учетом спецификации клиентов. Было создано новое оборудование для более эффективной грузообработки отдельных категорий товаров, платформы для перевозки автомобильных прицепов (рейсовый контрейлер), стали предоставляться услуги в пути, такие как переадресование уже отгруженных товаров в другой пункт назначения прямо на маршруте и обработка товаров в ходе перевозки.

Водный транспорт

Стоимость перевозки водным транспортом громоздких не скоропортящихся товаров невысокой стоимости типа песка, каменного угля, зерна, нефти, металлических руд очень мала. С другой стороны, водный транспорт самый тихоходный и нередко подвержен влиянию погоды.

Грузовой автотранспорт постоянно увеличивает свою долю в перевозках. Этот вид перевозок чрезвычайно гибок в отношении маршрутов и графиков движения. Грузовики в состоянии перевозить товар "от двери до двери", избавляя отправителя от необходимости лишних перевозок. Грузовики -рентабельный вид транспорта для перевозки на небольшие расстояния дорогостоящих товаров. Во многих случаях автотранспортные тарифы конкурентно сопоставимы с тарифами железных дорог, но при этом грузовики обычно обеспечивают более высокую оперативность оказываемых услуг.

Трубопроводы - специфическое средство транспортировки нефти, каменного угля и химических продуктов от мест их происхождения к рынкам. Транспортировка нефтепродуктов по нефтепроводам обходится дешевле, чем по железной дороге, но несколько дороже, чем по воде. Большинство трубопроводов используются владельцами для транспортировки их собственных продуктов.

Этот вид транспорта приобретает все большую значимость. Хотя тарифы грузовых авиаперевозок гораздо выше железнодорожных или автомобильных тарифов, транспортировка по воздуху оказывается идеальной в тех случаях, когда основное значение имеет скорость или/и когда необходимо достичь отдаленных рынков. Среди наиболее часто доставляемых по воздуху грузов скоропортящиеся продукты (такие, как свежая рыба, живые цветы) и не громоздкие изделия высокой стоимости (такие, как приборы, ювелирные изделия). Фирмы убеждаются, что использование авиационного транспорта позволяет снизить требуемый уровень товарных запасов, уменьшить число

складов, сократить издержки на упаковку.
Таблица 1

Технико-экономические особенности различных видов транспорта и сферы их рационального использования


Вид транспорта

Особенности транспорта

Сфера применения

Достоинства

Недостатки

1. Железно­дорожный

Высокая провозная и пропускная способность; регулярность перевозок; невысокая себестоимость перевозок

Большие капиталовложения на сооружение пути; большие затраты металла

Практически не ограничена

2. Морской

Обеспечивает массовые межконти­нентальные перевозки грузов;

низкую себестоимость; практически неограниченную пропускную способность

Зависимость от естественно-географических и навигационных условий, создание портового хозяйства

Практически не ограничена

3. Речной

Высокая провоз­ная способность;

невысокая себестоимость перевозок;

небольшие капиталовложения на организацию судоходства

Неравномерность глубин, сезонность работы, небольшая скорость перевозки

Практически не ограничена

4. Автомобильный

Большая маневренность и подвижность;

высокая скорость доставки груза;

небольшие капиталовложения в освоение малого грузооборота на короткие расстояния

Низкая производительность труда;

низкий уровень эксплуатационных показателей;

плохое состояние дорожной сети

На короткие расстояния до 300 км

5. Воздушный

Высокая скорость доставки;

самый короткий путь следования

Высокая себестоимость перевозки

Практически не ограничена

Выбор вида транспорта

Выбирая средство доставки конкретного товара, отправители принимают в расчет до шести факторов.

Если отправителя интересует скорость, то основной выбор оказывается между воздушным и автомобильным транспортом. Если цель - минимальные издержки, делается выбор между водным и трубопроводным транспортом. Больше

всего выгод связано, с использованием автомобильного транспорта, чем и объясняется рост его доли в объеме перевозок.

1 - Скорость (время доставки от двери до двери)

2 - Частота отправок (по плану в сутки)

3 - Надежность (соблюдение графиков доставки)

4 - Перевозочная способность (способность перевозить разные грузы)

5 - Доступность (число обслуживаемых географических точек)

6 - Стоимость (за тонно-милю)

Благодаря контейнеризации отправители все чаще прибегают к одновременному двух или более видов транспорта. Контейнеризация - это загрузка товара в ящики или трейлеры, которые легко перевозить с одного вида транспорта на другой. Рельсовый контрейлер- это перевозка с использованием железнодорожного и автомобильного транспорта, судовой контрейлер-это перевозка с использованием водного и автомобильного транспорта, "рельсы-судно" - это перевозки с использованием водного и железнодорожного транспорта, "воздух -шоссе" - это перевозки с использованием воздушного и автомобильного транспорта. Любой смешанный вид транспортировки обеспечивает отправителю определенные выгоды. Например, рельсовый контрейлер обходится дешевле чисто автомобильных перевозок и в то же время обеспечивает гибкость и удобство.

Транспорт как вид хозяйственной деятельности подразделяется на транспорт общего и не общего пользования.

Транспорт общего пользования - транспорт, удовлетворяющий потребности организаций всех видов деятельности и населения в перевозках грузов и пассажиров, перемещающий различные виды продукции между производителями и потребителями, осуществляющий общедоступное транспортное обслуживание населения. К перевозкам транспортом общего пользования относятся перевозки на коммерческой основе (за плату) пассажиров или грузов.

Перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица.

Договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором.

Транспорт не общего пользования (ведомственный), как правило, перевозит грузы и пассажиров своей организации.

Регулярные перевозчики на воздушном транспорте - организации, осуществляющие коммерческие перевозки пассажиров, грузов и почты, а также авиационные работы для нужд организаций и населения как на регулярной, так и на нерегулярной основе. К регулярным перевозкам относятся полеты, запланированные и выполняемые в соответствии с опубликованным расписанием за плату, или достаточно частые полеты, которые поддаются определенной систематизации и доступны для общественного пользования, а также дополнительные полеты, вызванные перегрузкой регулярных рейсов.

По всем видам транспорта общего пользования, кроме автомобильного, объем перевезенных грузов показан по моменту отправления. На автомобильном транспорте учет перевезенных грузов осуществляется по моменту прибытия.

Грузооборот транспорта - объем работы транспорта по перевозкам грузов. Единицей измерения является тонно-километр. Исчисляется суммированием произведений массы перевезенных грузов в тоннах на расстояние перевозки в километрах (милях). Грузооборот транспорта группируется по видам транспорта, сообщения, ширине колеи, роду грузов и другим признакам.

Информация по перевозкам грузов и грузообороту автомобильного транспорта за 1992 г. приведена по организациям бывшего Минавтотранса России. Начиная с 1995 г. данные приводятся с учетом всех крупных, средних и малых организаций под отрасли "Автомобильный транспорт" и оценки объемов работы, выполненной предпринимателями (физическими лицами), занимающимися коммерческими автоперевозками.

Пассажирооборот транспорта - объем работы транспорта по перевозкам пассажиров. Единицей измерения является пассажира - километр. Определяется суммированием произведений числа пассажиров по каждой позиции перевозки на расстояние перевозки; исчисляется раздельно по видам транспорта, сообщения и другим признакам.

Автомобильные дороги, расположенные на территории Российской Федерации, классифицируются на автомобильные дороги общего пользования и не общего пользования.

К автомобильным дорогам общего пользования относятся: дороги федерального значения, относящиеся к собственности Российской Федерации; дороги регионального или межмуниципального значения, относящиеся к собственности субъектов Российской Федерации; дороги местного значения, относящиеся к собственности муниципальных образований, включая относящиеся к собственности поселений, муниципальных районов, городских округов.

Магистральные газопроводы - трубопроводы, предназначенные для передачи газа в больших объемах на дальние расстояния от места добычи или производства до газораспределительных станций. Протяженность газопроводов определяется как сумма линейных протяжений всех участков трубопроводов в однониточном исчислении от входного коллектора головной насосной станции до входного коллектора газораспределительной станции пункта назначения и линейных протяжений отводов от линейного крана до входного коллектора газораспределительной станции пункта потребления.

Магистральные нефтепроводы - трубопроводы, предназначенные для транспортировки нефти из районов ее добычи (от головных перекачивающих станций, расположенных на территории данного нефтяного промысла, месторождения) в организации по переработке нефти, нефтебазы, в железнодорожные, речные и морские пункты налива, а также ответвления (отводы) от нефтепроводов, предназначенные для подачи нефти в отдельные организации. Протяженность нефтепроводов определяется как сумма линейных протяжений всех участков трубопроводов в однониточном исчислении, включая отводы.

Внутренние водные судоходные пути - естественные или искусственно созданные федеральные пути сообщения, обозначенные навигационными знаками или иным способом и используемые в целях судоходства. Протяженность внутренних водных судоходных путей определяется как сумма длин рек, каналов, путей на озерах, водохранилищах, по которым осуществляется движение судов и буксировка плотов. До 2001 г. приводятся данные по внутренним водным судоходным путям, обслуживаемым службами пути внутреннего водного транспорта общего пользования.


2. Статистический анализ основных показателей сферы транспортных услуг.

2.1.Система показателей транспортной статистики.

Система показателей статистики транспорта с группировкой по экономическим, территориальным, техническим и технологическим признакам является основой изучения транспортной системы страны. По отраслевому признаку делится на статистику отдельных видов транспорта: железнодорожного, автомобильного, городского электрического, дорожного хозяйства, трубопроводного, морского, внутреннего водного, воздушного; по тематическому - на статистику перевозок грузов, пассажиров, статистику наличия транспортных средств и их использования, путей сообщения, статистику безопасности движения, статистику труда, статистику материальных ресурсов, статистику финансовых результатов, статистику инвестиций и инноваций.

ПЕРЕВЕЗЕНО ГРУЗОВ (объем перевозок грузов) - количество грузов в тоннах, перевезенных транспортом. Учитывается по видам транспорта, сообщений, роду грузов, направлениям перевозок. Начальный момент процесса перевозок грузов отражается показателем "отправлено (отправление) грузов", конечный момент - показателем "прибыло (прибытие) грузов". Для отдельных предприятий транспорта для характеристики всего объема работы применяется показатель "перевезено (перевозка) грузов", который определяется как сумма отправленных грузов и принятых грузов от других предприятий транспорта для перевозки. Единицей наблюдения в статистике перевозок грузов является отправка, т.е. партия груза, перевозка которой оформлена договором перевозки.

ПЕРЕВЕЗЕНО ПАССАЖИРОВ - число пассажиров, перевезенных за определенный период времени. Учитывается по видам транспорта, сообщений, направлениям перевозок. Единицей наблюдения в статистике перевозок пассажиров является пассажиро-поездка. Момент учета отправленных пассажиров определяется на отдельных видах транспорта неодинаково: или по моменту приобретения билета (на железнодорожном, автомобильном), или по моменту отправления транспортного средства (на водном и воздушном транспорте). Момент прибытия в статистике перевозок пассажиров на практике, за исключением воздушного транспорта, не используется.

ГРУЗООБОРОТ ТРАНСПОРТА - объем работы транспорта по перевозкам грузов, выражается в тонно-километрах. Исчисляется суммированием произведений массы перевезенных грузов в тоннах на расстояние перевозки в километрах (милях). Грузооборот транспорта группируется по видам транспорта, ширине колеи, роду движения, роду грузов и другим признакам.

ПАССАЖИРООБОРОТ ТРАНСПОРТА - объем работы транспорта по перевозкам пассажиров. Единицей измерения является пассажиро-километр, т.е. перемещение пассажира на расстояние в 1 км. Определяется суммированием произведений количества пассажиров по каждой позиции перевозки на расстояние перевозки; вычисляется раздельно по видам транспорта, сообщениям перевозок, другим признакам.

ПРОДУКЦИЯ ТРАНСПОРТА ПРИВЕДЕННАЯ - объем работы транспорта по перевозкам грузов и пассажиров в условно-натуральном выражении. Измеряется в приведенных тонно-километрах. Определяется как сумма величины грузооборота транспорта и величины пассажирооборота, выраженных в приведенных тонно-километрах. Необходимость исчисления показателя приведенной продукции транспорта обусловлена тем, что по одним и тем же путям сообщения и одними и теми же средствами одновременно осуществляются перевозки и грузов, и пассажиров. Используется для исчисления показателя производительности труда работников, занятых на перевозках, и себестоимости продукции.

ВИД СООБЩЕНИЯ - признак, представляющий характер участия подразделения транспортной сети в перевозках. Различают перевозки с участием одного подразделения - местное сообщение, двух и более подразделений одного вида транспорта - прямое сообщение, нескольких видов транспорта - прямое смешанное. Перевозки делятся на внутригородские, пригородные (местные), междугородные (дальние) и международные (заграничные), транзитные.

На морском транспорте используется признак - вид плавания.

Единицы измерения перевозок позволяют измерить массы перевозимых грузов и пассажиров и расстояния перевозок. Общую массу перевозимых грузов измеряют в тоннах, а для отдельных отправок грузов и в килограммах. Масса перекачиваемого по газопроводу газа измеряется в м3 с последующим пересчетом в тонны, исходя из физических параметров газа.

Общую массу перевозимых пассажиров измеряют числом перевезенных лиц (пассажиров), а на воздушном транспорте и в единицах веса, когда вес пассажира с багажом принимается равным 90 кг.

Расстояние перевозки отдельной партии груза или пассажира измеряется в километрах, а на морском транспорте в милях (1 миля = 1,852 км). Общий объем перемещения грузов измеряется в тонно-километрах, когда вес партии груза умножается на расстояние перевозки.

КЛАССИФИКАЦИЯ ГРУЗОВ - группировка перевозимой продукции по признакам, отражающим как особенности ее производства (происхождение, степень завершенности обработки, назначение), так и особенности перевозки (вид подвижного состава, объемность, громоздкость и т.п.). Служит целям изучения транспортно-экономических связей, установления тарифов и организации перевозок на отдельных видах транспорта. Оформляется в виде систематизированного перечня грузов, называемого номенклатурой. В Единой тарифно-статистической номенклатуре грузов железнодорожного и водного транспорта выделяются 11 разделов, 69 групп, 250 позиций, более 4000 наименований родов грузов. На других видах транспорта используются более сжатые номенклатуры, в которых число групп резко сокращено.

ДАЛЬНОСТЬ ПЕРЕВОЗКИ - расстояние перевозки (транспортировки) объекта в километрах (на морском транспорте в милях) от пункта отправления в пункт назначения по сети путей сообщения определенного вида транспорта.

Средняя дальность перевозки грузов - расстояние, на которое перевозится в среднем одна тонна грузов. Определяется как средняя из расстояний перевозки отправок грузов с учетом их веса делением грузооборота в тонно-километрах на объем перевозок в тоннах в целом по виду транспорта, отдельным родам грузов и видам сообщения .

Средняя дальность перевозки пассажиров - расстояние, на которое перевозится в среднем один пассажир. Определяется как средняя из расстояний отдельных пассажиропоездок делением пассажирооборота в пассажиро - километрах на количество перевезенных пассажиров в целом по виду транспорта и по видам сообщения .

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ДОСТАВКИ ГРУЗА - время в сутках доставки груза от пункта отправки в пункт назначения в адрес грузополучателя. Определяется для отправки и в среднем для совокупности отправок на 1 отправку делением времени доставки отправок в отправко-сутках на количество отправок и на 1 т массы отправок делением времени доставки отправок в т-сутках на вес отправок в тоннах.

КОЭФФИЦИЕНТ ПОДВИЖНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ - число поездок, приходящихся в среднем на душу населения, за определенный период времени (обычно за год). Определяется делением величины общего отправления пассажиров по населенному пункту (области, краю, республике, стране) на общую численность проживающего в нем населения с группировкой по видам транспорта и сообщениям.

ПРОТЯЖЕННОСТЬ СЕТИ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ - суммарная протяженность в километрах участков путей транспортного сообщения. Определяется на дату путем суммирования длин отдельных участков, образующих сеть.

ПЛОТНОСТЬ СЕТИ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ - протяженность путей сообщения в километрах, приходящаяся на единицу площади территории (обычно 1000 км2) страны или региона.

БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ - комплекс условий, затрагивающих деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и граждан, направленных на бесперебойное функционирование транспорта и недопущение возникновения аварийных ситуаций в перевозочном процессе, а также на снижение последствий возможных аварий.

Состояние безопасности движения характеризуется показателями количества транспортных происшествий, в них погибших и раненых человек, поврежденных транспортных средств.

СКОРОСТЬ ДВИЖЕНИЯ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА (СРЕДСТВА ТРАНСПОРТА) - среднее расстояние перемещения средства транспорта в единицу времени следования по участкам сети путей сообщения. Исчисляется с учетом и без учета грузоподъемности, пассажировместимости или мощности подвижного состава. Рассчитывается техническая скорость как отношение пробега транспортной единицы ко времени движения (хода) и участковая как отношение пробега транспортной единицы ко времени на участке (с учетом маневров, швартовок и т.п.).

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА - объем транспортной работы, приходящийся в среднем на единицу средств транспорта в единицу времени. Определяется путем деления показателей объема транспортной работы (полезного эффекта) на общее время нахождения транспортных средств в эксплуатации (рабочем парке) за период с учетом или без учета грузоподъемности, пассажировместимости или их мощности.

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА НА ТРАНСПОРТЕ - количество продукции транспорта (как правило, в условно-натуральном выражении), приходящееся в среднем на одного работника, занятого на перевозках за определенный период. Исчисляется как отношение величины приведенной продукции транспорта к величине средней списочной численности работников, занятых на перевозках. Различия в уровнях производительности труда на отдельных видах транспорта вызваны как различиями в технической вооруженности, характере перевозок, так и методикой определения показателей численности работников, занятых на перевозках. Уровень производительности труда может также измеряться величиной доходов от перевозочной деятельности, приходящихся в среднем на одного работника, занятого на перевозках.

ДОХОДЫ ОТ ПЕРЕВОЗОК - сумма средств, полученных транспортными предприятиями за перевозку грузов (включая почту), пассажиров (включая багаж), оказанные отправителям грузов и пассажиров дополнительные услуги по перевозкам и за пользование имуществом транспорта. Общие доходы транспортных предприятий включают также доходы от сдачи в аренду подвижного состава, погрузочно-разгрузочных и транспортно-экспедиционных работ, обслуживания подъездных путей, морского и внутреннего водного путевых хозяйств, применения авиации в отраслях экономики, подсобно-вспомогательной деятельности.

РАСХОДЫ (ЗАТРАТЫ) ПО ПЕРЕВОЗКАМ - сумма издержек транспортных предприятий, непосредственно связанных с выполнением перевозок.

Рентабельность перевозок - соотношение между величиной прибыли транспортных предприятий от перевозок и величиной расходов по перевозкам, выраженное в процентах.

СРЕДНЯЯ ДОХОДНАЯ СТАВКА ОТ ПЕРЕВОЗОК - средний размер дохода от перевозки пассажира или тонны груза на единицу продукции (работы) транспорта.

СРЕДНЯЯ СЕБЕСТОИМОСТЬ ПЕРЕВОЗОК - величина расходов по перевозкам, приходящаяся в среднем на единицу продукции (работы) транспорта.
2.2. Понятие о грузообороте транспорта

Основными показателями, характеризующими деятельность транспорта и разрабатываемыми статистикой транспорта, являются грузооборот, пассажирооборот и доходы от перевозок.

Грузооборот характеризует объем работы транспорта по перевозкам грузов. Он выражается в тонно-километрах и исчисляется как произведение массы перевезенных грузов в тоннах на расстояние перевозки в километрах. ГРУЗООБОРОТ ТРАНСПОРТА - объем работы транспорта по перевозкам грузов, выражается в тонно-километрах. Исчисляется суммированием произведений массы перевезенных грузов в тоннах на расстояние перевозки в километрах (милях). Грузооборот транспорта группируется по видам транспорта, ширине колеи, роду движения, роду грузов и другим признакам.

Грузооборот характеризует перевозку груза с учетом расстояния перевозки в километрах и определяется как сумма произведений веса груза по каждой ездке (заезду) на расстояние перевозки (пробег с грузом) по каждой ездке.

Общий грузооборот определяется как суммарный грузооборот по каждому грузоперевозящему автомобилю в зависимости от используемых показателей учета транспортной работы.

Если учет количества перевезенных грузов и пробега с грузом осуществлялся в натуральном выражении, то грузооборот определяется суммированием произведений фактически перевезенного за отдельные ездки (заезды) груза на расстояние перевозки (пробег с грузом) в километрах, указанных в транспортной документации (по каждой ездке).

Если для учета объемов перевозок грузов использовались другие показатели (км пробега, часы работы и т.п.), и учет фактического расстояния перевозки (пробега с грузом) невозможен, то грузооборот определяется расчетным путем в зависимости от вида сообщения: для городского и пригородного сообщений или для междугородного и международного сообщений.

Если расстояние перевозки груза (пробег с грузом) по отдельным ездкам, выполненным автомобилем, не отражалось в транспортной документации, то пробег с грузом определяется расчетным путем в зависимости от вида сообщения и вида перевозок грузов.

2.3. Расчет показателей динамики.

Задача статистики – изучение изменений анализируемых показателей во времени.

Динамика – изучение какого-либо явления с течением времени. Ряд динамики - ряд числовых значений, статистического показателя, расположенных в хронологической последовательности.

Статистические показатели, характеризующие изучаемый объект, называют уровнями ряда. Каждый из уровней относится к определенному моменту времени и интервалу времени. Уровни динамического ряда могут быть абсолютными или средними величинами.

При изучение динамических рядов мы получаем следующее:

а также средние:

Проанализируем по этим показателям грузооборот по транспорту в целом.

В таблице 1 представлена исходная информация для анализа уровня грузооборота за период 2000-2009 гг [www.gks.ru – государственный комитет по статистике РФ.]

Таблица 1. Грузооборот по видам транспорта

(млрд. тонно-километров)

 

2000

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Транспорт

всего

3638

4558

4676

4801

4915

4948

4445


Графическое представление общего уровня грузооборота показано на рисунке 1.

а) Абсолютный прирост базисный – каждый уровень ряда сравнивается с одним и тем же уровнем, принятым за базу сравнения. Показывает на сколько один уровень изменился над другим

Рассчитывается по формуле: ∆yi =yi-y0

 год

 yi

 ∆yi

2000

3638

 

2004

4558

920

2005

4676

1038

2006

4801

1163

2007

4915

1277

2008

4948

1310

2009

4445

807

Рассчитав показатель абсолютного прироста для нашего динамического ряда, видим, что начиная с 2000г. Грузооборот на транспорте стабильно возрастает, но в 2009г. Падает, что можно связать с экономическим кризисом и как следствие уменьшением грузоперевозок.
б) Абсолютный прирост цепной – последующий уровень ряда сравнивается с предыдущим.

Рассчитывается по формуле: ∆yi =yi-yi-1


год

  yi

∆yi

2000

3638

 

2004

4558

920

2005

4676

118

2006

4801

125

2007

4915

114

2008

4948

33

2009

4445

-503


Исходя из данных этой таблицы, мы можем сделать выводы о том, что хотя грузооборот и растет, но из года в год его прирост уменьшается.

Абсолютный прирост – именованная величина. Может быть положительной или отрицательной.

в) Темп роста базисный – каждый уровень ряда сравнивается с одним и тем же уровнем, принятым за базу сравнения.

Рассчитывается по формуле:

 год

 yi

 ∆yi

2000

3638

 

2004

4558

1,252886

2005

4676

1,285322

2006

4801

1,319681

2007

4915

1,351017

2008

4948

1,360088

2009

4445

1,221825


г) Темп роста цепной – каждый последующий уровень ряда сравнивается с предыдущим.

Рассчитывается по формуле:

 год

 yi

 ∆yi

2000

3638

 

2004

4558

1,252886

2005

4676

1,025889

2006

4801

1,026732

2007

4915

1,023745

2008

4948

1,006714

2009

4445

0,898343


Темп роста измеряется в процентах и коэффициентах.

д) Темп прироста базисный – на сколько изменился сравниваемый уровень с уровнем, принятым за базу сравнения.

Рассчитывается по формуле:

 год

 yi

 ∆yi

2000

3638

 

2004

4558

0,034439

2005

4676

0,03533

2006

4801

0,036275

2007

4915

0,037136

2008

4948

0,037386

2009

4445

0,033585


е) Темп прироста цепной – на сколько изменился последующий уровень от предыдущего.

Рассчитывается по формуле:


 год

 yi

 ∆yi

2000

3638

 

2004

4558

0,25

2005

4676

0,03

2006

4801

0,03

2007

4915

0,02

2008

4948

0,01

2009

4445

-0,10


Темп прироста характеризует абсолютный прирост в абсолютных величинах. Рассчитывается в процентах или коэффициентах.

ж) Темп наращивания ( только цепной) – измеряет наращивание экономического потенциала во времени.

Рассчитывается по формуле:

год

yi



2000

3638

 

2004

4558

0,252886

2005

4676

0,032435

2006

4801

0,03436

2007

4915

0,031336

2008

4948

0,009071

2009

4445

-0,13826


з) Средний уровень ряда в нашем случае - средний уровень интервального динамического ряда, т.к. уровни ряда выражают величину явления за определенный промежуток времени.

Рассчитывается по формуле:

=4568,714

и) Средний абсолютный прирост ( средняя скорость роста) – средняя арифметическая из абсолютных приростов за отдельные промежутки времени.

Рассчитывается по формуле:

=134,5

к) Средний темп роста

Рассчитывается по формуле:



= 1.0338

= 103,38

л) Средний темп прироста

Рассчитывается по формуле:

=3,38

Выводы:

Рассматривая базисный период, мы видим, что объем грузоперевозок постоянно увеличивается. Так в 2005 г. По сравнению с 2000 г. Это увеличение составило 1038 млрд. тонно-километров, а в 2009г. Всего 807 млрд. тонно-километров. Наибольший абсолютный прирост наблюдался в 2008г. И составил 1310 млрд. тонно-километров.

Рассчитав абсолютный прирост для цепного периода, видим, что объемы грузоперевозок в 2009г. Сократились на 503 млрд. тонно-километров, а в 2004г. Наблюдался самый высокий прирост равный 920 млрд. тонно-километров.

Коэффициент роста, а следовательно и темп роста с 2000 по 2008г. Превышает 100%, что указывает на постоянное увеличение грузооборота на транспорте в этот период. Так в 2000г. Темп роста равен 125%, а в 2008г. – 136%. Но в 2009г. Объем грузоперевозок падает, и темп роста уменьшается до 89%.

По итогам исследования среднегодовой темп роста за период 2000-2009г Составил 1,033, средний темп роста – 103,38 %, а среднегодовой темп прироста- 3,38%.
  1   2
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации