Ответы к экзамену по дисциплине Педагогическая психология - файл n1.doc

Ответы к экзамену по дисциплине Педагогическая психология
Скачать все файлы (146 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc146kb.17.02.2014 12:24скачать

n1.doc

  1   2   3
1. Предмет и задачи педагогической психологии.
Предмет – образовательный процесс в целом.

Изучает социально-психологические факторы, влияющие на успешность образовательного процесса; взаимодействие, педагогическое общение, стиль деятельности учителя, психологический климат, личностные особенности обучающихся и учителей.

Изучает психологические механизмы освоения социокультурного опыта (восприятие, самоконтроль, оценивание).

Изучает психологические механизмы управления обучения и образовательным процессом.

Предметом педагогической психологии являются факты, механизмы, закономерности освоения

человеком социокультурного опыта и вызываемые этим процессом изменения в уровне

интеллектуального и личностного развития человека как субъекта учебной деятельности,

организованной и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса.
2. Методы педагогической психологии.

- наблюдение

- самонаблюдение

- беседа

- анкетирование

- тестирование

- анализ продуктов деятельности (результаты выполнения испытуемым учебных (письмо, счет, чтение) и других действий, которыми он владеет в той или иной степени. В практике обследования детей школьного возраста, как правило, проводится анализ их письменных работ, классных и домашних заданий).

- эксперимент во всех доступных видах (лабораторный, естественный, формирующий)

Пример: Естеств. экспер. - школьникам дали текст, заставили его выучить, через неделю и через две спросили. Установка на длительную мотивацию.

Форм. экспер. - изменения человека определенным образом (тренинг).
3. Особенности когнитивно ориентированного стиля в обучении.
Цели, ценности:

- дать ребенку образование

- обеспечить его социализацию (адаптировать к требованиям общества)

- нормативность (соответствие стандарту)

- управляемость (послушность)

- однородность (одинаковость)

Дети выступают как сырье.
Личная значимость и осмысленность образования:

Образовательный процесс не имеет прямого отношения к ребенку, бессмысленный, не является его личным выбором.
Ведущая активность:

Ведущая сила – активность учителя.

Учитель ведет ученика за собой, ученику главное успеть (успеваемость).

Главное замотивировать учащегося, добиться от него внимания и усидчивости.
Модальность познания:

Усваивая знания ученик должен отвечать на заданные вопросы.

Формы предъявления – вербальная демонстрация.
Роли участников образовательного процесса:

Жесткая фиксация резко асимметричных функций учителя и ученика.

Качество работы учителя зависит от полноты выполнения каждой функции (руководство, контроль, судья, инструктор). Главное чтобы не мешала личность учителя.

Авторитет роли учителя. Учащиеся лишены полномочий.

Степень соответствия своей роли – степень готовности к школе.
Технологичность:

Альтернатива личной инициативе. Технология усредняет детей. Подбор подходящих учеников.

Деление на гуманитарные и технические классы. Дифференциация на уровни.
Вариативность:

Процесс обучения не предусматривает свободу выбора. Принуждение к стандартам.
Интегрированность и гармоничность:

Взаимодействие между предметами, курсами, формальные и не глубокие. Раздробленность

содержания.
Критерии и способы оценивания:

Ведущими критериями для учителя формальные, стандартные, преимущественно количественные.
Стиль общения и взаимодействия:

При традиционном подходе преобладает монологические стили общения с явным акцентом на

авторитарность и манипулирование.

Характерна как для учителей так и для учеников.

Школьная жизнь перенасыщена конфликтами.
4. Особенности личностно ориентированного стиля в обучении.
Цели, ценности:

Главная цель способствовать личностному росту. Иные цели признаются, но не в ущерб главной цели. Определенными ценностями становится личность, личное достоинство каждого, свободный выбор и ответственность за него, творчество, индивидуальность в познании, стратегия помощи, поддержки.
Личная значимость и осмысленность образования:

Содержание и процесс максимально осмыслен. Признание.

Право на участие конкретного направления образования в выборе его содержания. В выборе

конкретного пути ученики познают то, что для них значимо.
Ведущая активность:

Источник ресурсов – учение, активность учащихся.

Смысл активности учителя помочь работать, создать благоприятные условия для этого.

Учитывается желания, особенности ребенка. Педагогу важно активизировать каждого ученика.

Модальность познания:

Познание на собственном опыте. Знания появляются как ответы на собственные вопросы, поэтому это знание более глубокое, прочное для человека.

Роли участников образовательного процесса:

Учитель несет ответственность. Учитель ученик сотрудничают, совместно направленная активность на личную цель. Развиваются оба. Участвуют в учебном процессе в первую очередь как личность.

Личностные качества: конгруэнтность (равенство, согласованность), принятие ребенка, эмпатия.

Развитие личностной зрелости педагога.
Технологичность:

Либо отсутствуют, либо играют второстепенную роль. Активность учителя – творческий поиск в конкретной ситуации по отношению к определенному ученику.

Методика работы каждый раз рождается заново.
Вариативность:

Предполагается свободный выбор содержания средств обучения. Принцип многообразия на все

аспекты школьной жизни. Гибкость, динамичность, способность перестраиваться (не профильное).
Интегрированность и гармоничность:

Все обучение строится как взаимосвязанный, гармоничный процесс. Инициатива познающего. Аспект не на интеллект, а на личность.
Критерии и способы оценивания:

Показатели личностного роста ребенка. Использование внутренние псих. личн. критерии, показатели (индивидуальные).

Пример: диктант

Маше – 3 (2 ошибки)

Васе – 3 (10 ошибок)

Стиль общения и взаимодействия:

Взрослые стремятся строить отношения с детьми и с другими взрослыми уважительно. На уровне диалога.
5. Психологические требования к личности учителя (развитие основных педагогических искусств).
Профессиональный педагог большую часть времени занимается детьми.

Человек-человек.

Качества:

Устанавливать и поддерживать контакты.

- устойчивое, хорошее настроение в процессе работы с людьми (умение отключаться от своих

проблем)

- потребность в общении

- способность мысленно ставить себя на место другого человека, быстро понимать намерения, мысли, настроение людей

- умение разбираться в человеческих взаимоотношениях

- хорошая память позволяющая держать в уме знания о личных качествах большого числа людей

- умение находить общий язык с разными людьми

- терпение (толерантность)
6. Педагогические способности.
Устойчивые свойства личности учителя, отражающие структуру педагогической деятельности, которая является условием ее успешного выполнения.

Выделенные в группе: педагогический такт, наблюдательность, любовь к детям, потребность в

передаче знаний, стрессоустойчивость, конструктивность, коммуникативность.

Каптеров.

Личность учителя занимает первое место. Дело в человеческом факторе.

Специальные учительские свойства:

Научная подготовка (объективный):

- степень знания учителем своего предмета

- его подготовка в этой предметной области и смежных областях

- методология предмета (не только знает, но может рассказать)

- знание детской психологии

Личный учительский талант (субъективный (изнутри)):

- преподавательское искусство (не замечая времени)

- педагогический талант

- творчество (учитель сам всегда должен быть в поиске, должен учиться)

Личностные свойства:

Беспристрастность, внимательность, чуткость, добросовестность, стойкость, выдержка,

справедливость, любовь к детям.

Брадчик.

Помогать развитию ребенка – фасилитатор

Искусство:

1) Уважение (глубинные, ценностные установке человека) – в основе – определить его взгляды, что есть сущность человек, какова возможность развития, это предопределено его отношением к другим людям.

Человек

Неверие в человека:

- Психоанализ (человек слаб и беспомощен, взгляд на человека негативный)

- Бихевиоризм (человек изначально чистый лист, нейтральный, накладывается на человека)

Вера в человека:

- Гуманистическая (сущность человека добра и конструктивна, взгляд человека познавательный)

- Экзистенциальная психология (нейтральный)

Уважение – признание другого человека ценностью, принять его таким, каким он есть, а не таким,

каким я хочу его видеть; готовность признать человеческую свободу, равноценность и равноправие.

Януш Корчак впервые затронул равноправие ребенка.

2) Понимание – внутренне, эмоциональное состояние, для этого необходима эмпатия и интуиция.

Создать особые помогающие отношения, а не давать советы.
Атмосфера:

Признание безусловной ценности, отказ от использования внешнего оценивания, избегать

подчеркивания его промахов, позволяет ребенку самому решать проблемы, там, где это возможно.

3) Помощь и поддержка

4) Договор – в любом общение постоянно возникают проблемы. Уметь проблемы разрешать на

основе справедливого, открытого договора. Главное чтобы он/ты правильно понял человека.

5) Быть собой – одна из проблем образования – учитель имеет много шансов сгореть, потерять свою индивидуальность. Поглощенность ролью (эмоциональная сгораемость) – глубинные идентичности и самореализации.
1) Организаторские. Проявляются в умении учителя сплотить учащихся, занять их, разделить

обязанности, спланировать работу, подвести итоги сделанному.

2) Дидактические. Конкретные умения подобрать и подготовить учебный материал, наглядность,

оборудование, доступно, ясно, выразительно, убедительно и последовательно изложить учебный

материал, стимулировать развитие познавательных интересов и духовных потребностей и т. п.

3) Перцептивные, проявляющиеся в умении проникать в духовный мир воспитуемых, объективно

оценивать их эмоциональное состояние, выявлять особенности психики.

4) Коммуникативные способности проявляются в умении учителя устанавливать педагогически

целесообразные отношения с учащимися, их родителями, коллегами, руководителями учебного

заведения.

5) Суггестивные способности заключаются в эмоционально- волевом влиянии на обучаемых.

6) Исследовательские способности, проявляющиеся в умении познать и объективно оценить

педагогические ситуации и процессы.

7) Научно-познавательные, сводящиеся к способности усвоения научных знаний в избранной отрасли.

7. Мотивы педагогической деятельности.
Внешние:

- мотивы престижности работы в образовательных учреждениях

- своевременность адекватности оплаты труда

- доступность места работы

Внутренние:

- ориентация на педагогический процесс

- ориентация на результаты труда

- мотивы личностного и профессионального роста

- самоактуализация

- мотивы доминирования

- мотив власти (власть вознаграждения, власть наказания, нормативная власть (правила поведения), власть эталона (быть похожим на учителя), власть знатока (передача знаний).

В сочетании с личностными особенностями и педагогическими умениями, мотив проявляется в

выборе того или иного стиля педагогической деятельности.
8. Синдром эмоционального выгорания.
Эмоциональное выгорание – выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.

Приобретенный стереотип.

Является формой профессиональной деформации личности.

Факторы, способствующие эмоциональному выгоранию:

Внешние (условия деятельности):

- хроническая напряженная психо-эмоциональная деятельность (интенсивное общение)

- дестабилизирующая организованная деятельность (мало оборудования, наличие противоречий)

- повышенная ответственность за исполнительные функции (юридическая)

- неблагоприятная психологическая атмосфера профессиональной деятельности (определяется как вертикалью, так и горизонталью)

- психологически трудный контингент

Внутренние:

- склонность к эмоциональной ригидности (неспособность и неготовность индивида к перестройке запланированной схемы активности в обстоятельствах, когда ранее намеченная программа требует существенных изменений; склонность к длительному переживанию чувств)

- интенсивная интериоризация обстоятельств профессиональной деятельности (человек воспринимает все эмоции)

- слабая мотивация эмоциональной отдачи (альтруистическая эмоциональная отдача для многих

ничего не значит)

- нравственные дефекты и дезориентации личности (совесть, не умение отличать добро от зла)

При эмоциональном выгорании такие же фазы, как и у стресса:

1) Нервное напряжение

2) Резистенция (сопротивление)

3) Истощение

Симптомы:

1) -симптом переживания психотравмирующих обстоятельств

- симптом неудовлетворенности собой (эмоциональный перенос)

- симптом загнанности в клетку или тупика (нет сил с этим бороться)

- симптом тревоги и депрессии (точка перегиба)

2) -неадекватное избирательное эмоциональное реагирование (равнодушие)

- симптом эмоционально нравственной дезориентации (потребность в самооправдании)

- расширение сферы экономии эмоций (отравление людьми; “не трогайте меня”)

- редукция профессиональных обязанностей (упрощение, сократить обязанности)

3) -симптом эмоционального дефицита (не в состоянии сочувствовать и переживать, появляются принципиально новые ощущения)

- эмоциональная отстраненность (человек почти полностью убирает эмоции из сферы

профессиональной деятельности, реагирование без чувств)

- симптом личностной отстраненности или деперсонализации (утрата интересов, объект тяготит)

- симптом психосоматических или психо-вегетативных нарушений

Профилактика синдрома эмоционального выгорания:

Если у человека появляются признаки синдрома, необходимо обратить внимание на улучшение

условий труда, на характер взаимоотношений в коллективе, на личностные реакции и

заболеваемость.

Рекомендации:

1) Определение краткосрочных и долгосрочных целей.

2) Использование тайм-аутов, что необходимо для обеспечения физического и физиологического

благополучия.

3) Овладения умениями и навыками саморегуляции.

4) Профессиональное развитие и самосовершенствование, т.е. обмен информации с коллегами; не развивается чувство одиночества.

5) уход от ненужной конкуренции.

6) эмоциональное общение, т.е. анализ собственных чувств, способность поделиться ими с другими.

7) поддержание хорошей физической формы.
9. Функции учителя в педагогическом процессе.
Управление процессами обучения, воспитания, развития и формирование учащихся.

- Проективная (проектировочная);

- Организационная (организаторская) - вовлечение учащихся в намеченную работу, сотрудничество с ними;

- Информационная;

- Контрольная, оценочная и коррекционная;

- Общественные, гражданские, семейные.
10. Психологический анализ урока.
Выбор урока (обучающий и воспитательный). Ознакомится с целями и задачами урока, методикой

ведения. Вести подробный конспект. В ходе конспектирования обращать внимание на манеру

поведения и т.д.

1 блок – Анализ деятельности школьника.

1) Направленность познавательной деятельности (анализируется быстро ли внимание переключилось с одной задачи на другую).

2) Соотношение внутреннего и внешнего в деятельности учащегося.

3) Отношение самостоятельности и подражательности.

4) Соотношение конкретного и обобщенного в умственной деятельности (отличить факты

оперирования).

5) Использование учащимися приемов умственной деятельности (выявить умственные действия,

которые используются чаще/реже, каков уровень осознания).

6) Отношение учащихся к предмету занятий.

7) Действенность эмоций.

8) Устойчивость и динамичность отношений.

9) Соотношение интеллекта и эмоций в учебной деятельности.

2 блок – Анализ деятельности учителя.

Функции:

1) информационная (характеристика подачи информации)

2) перцептивная (умение воспринимать и понимать психологическое состояние учащихся)

3) коммуникативная (стиль общения, характеристика речи, умение устанавливать контакт с классом)

4) организаторская (организация учителем собственной деятельности, временная перспектива,

организация школьников, поддержание дисциплины)

5) развивающая

6) контроль (объективность/своевременность оценок)

3 блок – Обобщающий.

1) Оценка результатов усвоения знаний.

2) Результаты усвоения способов и приемов умственной деятельности.

3) Характеристика отношений учащихся к предмету.

4) Анализ отношений между учащимися, и между учащимися и учителем.

5) Общая оценка развивающего и воспринимающего эффекта урока.

4 блок – Рекомендации.

По улучшению формированию, совершенствованию.
11. Стиль педагогической деятельности.
Обусловленная типологическими особенностями, которая складывается у человека, устойчивая

система способов, стремящаяся к наилучшему осуществлению той или иной деятельности.

Это индивидуальная своеобразная система педагогических средств, к которым сознательно или

стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей индивидуальности с

внешними условиями деятельности.

Стили:

1) Авторитарный – ученик рассматривается как объект педагогического воздействия, а не как

равноправный. Учитель единолично принимает решения. Жесткий контроль, не обосновывает перед учащимися свои действия. Методы воздействия: приказ, научение.

2) Демократический – учитель учитывает их мнение. Ученик равноправный партнер в общение.

Поощряет. Методы воздействия: побуждение, совет, просьба.

3) Либеральный – учитель уходит от принятия решений, организация и контроль деятельности

учащихся осуществляется без системы, проявляет нерешительность.

4) Неустойчивый
  1   2   3
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации