Ответы к экзамену по дисциплине Педагогическая психология - файл n1.doc
Ответы к экзамену по дисциплине Педагогическая психологияДоступные файлы (1):
n1.doc
1. Предмет и задачи педагогической психологии. Предмет – образовательный процесс в целом.
Изучает социально-психологические факторы, влияющие на успешность образовательного процесса; взаимодействие, педагогическое общение, стиль деятельности учителя, психологический климат, личностные особенности обучающихся и учителей.
Изучает психологические механизмы освоения социокультурного опыта (восприятие, самоконтроль, оценивание).
Изучает психологические механизмы управления обучения и образовательным процессом.
Предметом педагогической психологии являются факты, механизмы, закономерности освоения
человеком социокультурного опыта и вызываемые этим процессом изменения в уровне
интеллектуального и личностного развития человека как субъекта учебной деятельности,
организованной и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса.
2. Методы педагогической психологии. - наблюдение
- самонаблюдение
- беседа
- анкетирование
- тестирование
- анализ продуктов деятельности (результаты выполнения испытуемым учебных (письмо, счет, чтение) и других действий, которыми он владеет в той или иной степени. В практике обследования детей школьного возраста, как правило, проводится анализ их письменных работ, классных и домашних заданий).
- эксперимент во всех доступных видах (лабораторный, естественный, формирующий)
Пример: Естеств. экспер. - школьникам дали текст, заставили его выучить, через неделю и через две спросили. Установка на длительную мотивацию.
Форм. экспер. - изменения человека определенным образом (тренинг).
3. Особенности когнитивно ориентированного стиля в обучении. Цели, ценности: - дать ребенку образование
- обеспечить его социализацию (адаптировать к требованиям общества)
- нормативность (соответствие стандарту)
- управляемость (послушность)
- однородность (одинаковость)
Дети выступают как сырье.
Личная значимость и осмысленность образования: Образовательный процесс не имеет прямого отношения к ребенку, бессмысленный, не является его личным выбором.
Ведущая активность: Ведущая сила – активность учителя.
Учитель ведет ученика за собой, ученику главное успеть (успеваемость).
Главное замотивировать учащегося, добиться от него внимания и усидчивости.
Модальность познания: Усваивая знания ученик должен отвечать на заданные вопросы.
Формы предъявления – вербальная демонстрация.
Роли участников образовательного процесса: Жесткая фиксация резко асимметричных функций учителя и ученика.
Качество работы учителя зависит от полноты выполнения каждой функции (руководство, контроль, судья, инструктор). Главное чтобы не мешала личность учителя.
Авторитет роли учителя. Учащиеся лишены полномочий.
Степень соответствия своей роли – степень готовности к школе.
Технологичность: Альтернатива личной инициативе. Технология усредняет детей. Подбор подходящих учеников.
Деление на гуманитарные и технические классы. Дифференциация на уровни.
Вариативность: Процесс обучения не предусматривает свободу выбора. Принуждение к стандартам.
Интегрированность и гармоничность: Взаимодействие между предметами, курсами, формальные и не глубокие. Раздробленность
содержания.
Критерии и способы оценивания: Ведущими критериями для учителя формальные, стандартные, преимущественно количественные.
Стиль общения и взаимодействия: При традиционном подходе преобладает монологические стили общения с явным акцентом на
авторитарность и манипулирование.
Характерна как для учителей так и для учеников.
Школьная жизнь перенасыщена конфликтами.
4. Особенности личностно ориентированного стиля в обучении. Цели, ценности: Главная цель способствовать личностному росту. Иные цели признаются, но не в ущерб главной цели. Определенными ценностями становится личность, личное достоинство каждого, свободный выбор и ответственность за него, творчество, индивидуальность в познании, стратегия помощи, поддержки.
Личная значимость и осмысленность образования: Содержание и процесс максимально осмыслен. Признание.
Право на участие конкретного направления образования в выборе его содержания. В выборе
конкретного пути ученики познают то, что для них значимо.
Ведущая активность: Источник ресурсов – учение, активность учащихся.
Смысл активности учителя помочь работать, создать благоприятные условия для этого.
Учитывается желания, особенности ребенка. Педагогу важно активизировать каждого ученика.
Модальность познания: Познание на собственном опыте. Знания появляются как ответы на собственные вопросы, поэтому это знание более глубокое, прочное для человека.
Роли участников образовательного процесса: Учитель несет ответственность. Учитель ученик сотрудничают, совместно направленная активность на личную цель. Развиваются оба. Участвуют в учебном процессе в первую очередь как личность.
Личностные качества: конгруэнтность (равенство, согласованность), принятие ребенка, эмпатия.
Развитие личностной зрелости педагога.
Технологичность: Либо отсутствуют, либо играют второстепенную роль. Активность учителя – творческий поиск в конкретной ситуации по отношению к определенному ученику.
Методика работы каждый раз рождается заново.
Вариативность: Предполагается свободный выбор содержания средств обучения. Принцип многообразия на все
аспекты школьной жизни. Гибкость, динамичность, способность перестраиваться (не профильное).
Интегрированность и гармоничность: Все обучение строится как взаимосвязанный, гармоничный процесс. Инициатива познающего. Аспект не на интеллект, а на личность.
Критерии и способы оценивания: Показатели личностного роста ребенка. Использование внутренние псих. личн. критерии, показатели (индивидуальные).
Пример: диктант
Маше – 3 (2 ошибки)
Васе – 3 (10 ошибок)
Стиль общения и взаимодействия: Взрослые стремятся строить отношения с детьми и с другими взрослыми уважительно. На уровне диалога.
5. Психологические требования к личности учителя (развитие основных педагогических искусств). Профессиональный педагог большую часть времени занимается детьми.
Человек-человек.
Качества: Устанавливать и поддерживать контакты.
- устойчивое, хорошее настроение в процессе работы с людьми (умение отключаться от своих
проблем)
- потребность в общении
- способность мысленно ставить себя на место другого человека, быстро понимать намерения, мысли, настроение людей
- умение разбираться в человеческих взаимоотношениях
- хорошая память позволяющая держать в уме знания о личных качествах большого числа людей
- умение находить общий язык с разными людьми
- терпение (толерантность)
6. Педагогические способности. Устойчивые свойства личности учителя, отражающие структуру педагогической деятельности, которая является условием ее успешного выполнения.
Выделенные в группе: педагогический такт, наблюдательность, любовь к детям, потребность в
передаче знаний, стрессоустойчивость, конструктивность, коммуникативность.
Каптеров. Личность учителя занимает первое место. Дело в человеческом факторе.
Специальные учительские свойства: Научная подготовка (объективный):
- степень знания учителем своего предмета
- его подготовка в этой предметной области и смежных областях
- методология предмета (не только знает, но может рассказать)
- знание детской психологии
Личный учительский талант (субъективный (изнутри)):
- преподавательское искусство (не замечая времени)
- педагогический талант
- творчество (учитель сам всегда должен быть в поиске, должен учиться)
Личностные свойства: Беспристрастность, внимательность, чуткость, добросовестность, стойкость, выдержка,
справедливость, любовь к детям.
Брадчик. Помогать развитию ребенка – фасилитатор
Искусство: 1) Уважение (глубинные, ценностные установке человека) – в основе – определить его взгляды, что есть сущность человек, какова возможность развития, это предопределено его отношением к другим людям.
Человек Неверие в человека:
- Психоанализ (человек слаб и беспомощен, взгляд на человека негативный)
- Бихевиоризм (человек изначально чистый лист, нейтральный, накладывается на человека)
Вера в человека:
- Гуманистическая (сущность человека добра и конструктивна, взгляд человека познавательный)
- Экзистенциальная психология (нейтральный)
Уважение – признание другого человека ценностью, принять его таким, каким он есть, а не таким,
каким я хочу его видеть; готовность признать человеческую свободу, равноценность и равноправие.
Януш Корчак впервые затронул равноправие ребенка.
2) Понимание – внутренне, эмоциональное состояние, для этого необходима эмпатия и интуиция.
Создать особые помогающие отношения, а не давать советы.
Атмосфера:
Признание безусловной ценности, отказ от использования внешнего оценивания, избегать
подчеркивания его промахов, позволяет ребенку самому решать проблемы, там, где это возможно.
3) Помощь и поддержка
4) Договор – в любом общение постоянно возникают проблемы. Уметь проблемы разрешать на
основе справедливого, открытого договора. Главное чтобы он/ты правильно понял человека.
5) Быть собой – одна из проблем образования – учитель имеет много шансов сгореть, потерять свою индивидуальность. Поглощенность ролью (эмоциональная сгораемость) – глубинные идентичности и самореализации.
1) Организаторские. Проявляются в умении учителя сплотить учащихся, занять их, разделить
обязанности, спланировать работу, подвести итоги сделанному.
2) Дидактические. Конкретные умения подобрать и подготовить учебный материал, наглядность,
оборудование, доступно, ясно, выразительно, убедительно и последовательно изложить учебный
материал, стимулировать развитие познавательных интересов и духовных потребностей и т. п.
3) Перцептивные, проявляющиеся в умении проникать в духовный мир воспитуемых, объективно
оценивать их эмоциональное состояние, выявлять особенности психики.
4) Коммуникативные способности проявляются в умении учителя устанавливать педагогически
целесообразные отношения с учащимися, их родителями, коллегами, руководителями учебного
заведения.
5) Суггестивные способности заключаются в эмоционально- волевом влиянии на обучаемых.
6
) Исследовательские способности, проявляющиеся в умении познать и объективно оценить
педагогические ситуации и процессы.
7) Научно-познавательные, сводящиеся к способности усвоения научных знаний в избранной отрасли.
7. Мотивы педагогической деятельности. Внешние: - мотивы престижности работы в образовательных учреждениях
- своевременность адекватности оплаты труда
- доступность места работы
Внутренние: - ориентация на педагогический процесс
- ориентация на результаты труда
- мотивы личностного и профессионального роста
- самоактуализация
- мотивы доминирования
- мотив власти (власть вознаграждения, власть наказания, нормативная власть (правила поведения), власть эталона (быть похожим на учителя), власть знатока (передача знаний).
В сочетании с личностными особенностями и педагогическими умениями, мотив проявляется в
выборе того или иного стиля педагогической деятельности.
8. Синдром эмоционального выгорания. Эмоциональное выгорание – выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.
Приобретенный стереотип.
Является формой профессиональной деформации личности.
Факторы, способствующие эмоциональному выгоранию: Внешние (условия деятельности): - хроническая напряженная психо-эмоциональная деятельность (интенсивное общение)
- дестабилизирующая организованная деятельность (мало оборудования, наличие противоречий)
- повышенная ответственность за исполнительные функции (юридическая)
- неблагоприятная психологическая атмосфера профессиональной деятельности (определяется как вертикалью, так и горизонталью)
- психологически трудный контингент
Внутренние: - склонность к эмоциональной ригидности (неспособность и неготовность индивида к перестройке запланированной схемы активности в обстоятельствах, когда ранее намеченная программа требует существенных изменений; склонность к длительному переживанию чувств)
- интенсивная интериоризация обстоятельств профессиональной деятельности (человек воспринимает все эмоции)
- слабая мотивация эмоциональной отдачи (альтруистическая эмоциональная отдача для многих
ничего не значит)
- нравственные дефекты и дезориентации личности (совесть, не умение отличать добро от зла)
При эмоциональном выгорании такие же фазы, как и у стресса:
1) Нервное напряжение
2) Резистенция (сопротивление)
3) Истощение
Симптомы:
1) -симптом переживания психотравмирующих обстоятельств
- симптом неудовлетворенности собой (эмоциональный перенос)
- симптом загнанности в клетку или тупика (нет сил с этим бороться)
- симптом тревоги и депрессии (точка перегиба)
2) -неадекватное избирательное эмоциональное реагирование (равнодушие)
- симптом эмоционально нравственной дезориентации (потребность в самооправдании)
- расширение сферы экономии эмоций (отравление людьми; “не трогайте меня”)
- редукция профессиональных обязанностей (упрощение, сократить обязанности)
3) -симптом эмоционального дефицита (не в состоянии сочувствовать и переживать, появляются принципиально новые ощущения)
- эмоциональная отстраненность (человек почти полностью убирает эмоции из сферы
профессиональной деятельности, реагирование без чувств)
- симптом личностной отстраненности или деперсонализации (утрата интересов, объект тяготит)
- симптом психосоматических или психо-вегетативных нарушений
Профилактика синдрома эмоционального выгорания: Если у человека появляются признаки синдрома, необходимо обратить внимание на улучшение
условий труда, на характер взаимоотношений в коллективе, на личностные реакции и
заболеваемость.
Рекомендации: 1) Определение краткосрочных и долгосрочных целей.
2) Использование тайм-аутов, что необходимо для обеспечения физического и физиологического
благополучия.
3) Овладения умениями и навыками саморегуляции.
4) Профессиональное развитие и самосовершенствование, т.е. обмен информации с коллегами; не развивается чувство одиночества.
5) уход от ненужной конкуренции.
6) эмоциональное общение, т.е. анализ собственных чувств, способность поделиться ими с другими.
7) поддержание хорошей физической формы.
9. Функции учителя в педагогическом процессе. Управление процессами обучения, воспитания, развития и формирование учащихся.
- Проективная (проектировочная);
- Организационная (организаторская) - вовлечение учащихся в намеченную работу, сотрудничество с ними;
- Информационная;
- Контрольная, оценочная и коррекционная;
- Общественные, гражданские, семейные.
10. Психологический анализ урока. Выбор урока (обучающий и воспитательный). Ознакомится с целями и задачами урока, методикой
ведения. Вести подробный конспект. В ходе конспектирования обращать внимание на манеру
поведения и т.д.
1 блок – Анализ деятельности школьника. 1) Направленность познавательной деятельности (анализируется быстро ли внимание переключилось с одной задачи на другую).
2) Соотношение внутреннего и внешнего в деятельности учащегося.
3) Отношение самостоятельности и подражательности.
4) Соотношение конкретного и обобщенного в умственной деятельности (отличить факты
оперирования).
5) Использование учащимися приемов умственной деятельности (выявить умственные действия,
которые используются чаще/реже, каков уровень осознания).
6) Отношение учащихся к предмету занятий.
7) Действенность эмоций.
8) Устойчивость и динамичность отношений.
9) Соотношение интеллекта и эмоций в учебной деятельности.
2 блок – Анализ деятельности учителя. Функции: 1) информационная (характеристика подачи информации)
2) перцептивная (умение воспринимать и понимать психологическое состояние учащихся)
3) коммуникативная (стиль общения, характеристика речи, умение устанавливать контакт с классом)
4) организаторская (организация учителем собственной деятельности, временная перспектива,
организация школьников, поддержание дисциплины)
5) развивающая
6) контроль (объективность/своевременность оценок)
3 блок – Обобщающий. 1) Оценка результатов усвоения знаний.
2) Результаты усвоения способов и приемов умственной деятельности.
3) Характеристика отношений учащихся к предмету.
4) Анализ отношений между учащимися, и между учащимися и учителем.
5) Общая оценка развивающего и воспринимающего эффекта урока.
4 блок – Рекомендации. По улучшению формированию, совершенствованию.
11. Стиль педагогической деятельности. Обусловленная типологическими особенностями, которая складывается у человека, устойчивая
система способов, стремящаяся к наилучшему осуществлению той или иной деятельности.
Это индивидуальная своеобразная система педагогических средств, к которым сознательно или
стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей индивидуальности с
внешними условиями деятельности.
Стили: 1) Авторитарный – ученик рассматривается как объект педагогического воздействия, а не как
равноправный. Учитель единолично принимает решения. Жесткий контроль, не обосновывает перед учащимися свои действия. Методы воздействия: приказ, научение.
2) Демократический – учитель учитывает их мнение. Ученик равноправный партнер в общение.
Поощряет. Методы воздействия: побуждение, совет, просьба.
3) Либеральный – учитель уходит от принятия решений, организация и контроль деятельности
учащихся осуществляется без системы, проявляет нерешительность.
4) Неустойчивый