Алексеева Е.Н. Тезисы доклада Развитие детей с тяжёлыми нарушениями интеллекта средствами дидактической игры - файл n1.doc

Алексеева Е.Н. Тезисы доклада Развитие детей с тяжёлыми нарушениями интеллекта средствами дидактической игры
Скачать все файлы (37 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc37kb.17.02.2014 12:16скачать

n1.doc

На современном этапе развития общества большое внимание уделяется вопросам гуманизации педагогического процесса и модернизации образования. Дети с различными отклонениями в развитии признаны как личность и имеют право на образование, т.е. на специальную педагогическую, психологическую помощь. Коррекционного вмешательства требуют все сферы личности таких учащихся. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья может достичь оптимального для него уровня развития только при условии раннего включения в процесс систематической коррекционно-воспитательной работы, охватывающей все направления его индивидуального развития. Основным условием и фактором развития детей является их собственная деятельность и сотрудничество со взрослым.

При этом особая роль принадлежит игровой деятельности. В ней содержатся все необходимые условия для развития личности и эмоциональной сферы учащихся. Все мероприятия коррекционно-развивающего процесса, включающего широкое применение дидактических игр, базируются на развитии личности ребенка в целом, а не на тренировке отдельных функций.

Дети обучаются в классе «Особый ребёнок» 3 года обучения. Состав разновозрастной – от 10 до 15 лет. По состоянию моторики, уровню знаний, умений, навыков учащиеся делятся на несколько подгрупп, на разных предметах группы меняются по составу.

Формирование и развитие основных навыков и умений ведется по следующим направлениям:

- моторика (развитие ощущений собственного тела и нормализация тактильной чувствительности лежат в основе моторных навыков и рассматриваются как условия развития познавательных и социальных задатков ребенка). Каждый день, каждый урок начинаю со стихотворной разминки общей и мелкой моторики. На уроках предметно- практической деятельности для развития мелкой моторики применяю игру «Шнуровка», так же шнуры использую для вышивания на планшете, плетения косичек, написания букв, цифр. На уроках ППД дети собирают пирамидки, матрёшек для совершенствования моторики, усвоения понятий больше - меньше, формирования понятий о количестве предметов, числе, цифре. Этим же целям подчинено использование игр с пробками, пуговицами, бусинами, счётными палочками и другими мелкими предметами. Учащиеся конструируют из них буквы, цифры, складывают фигуры по показу, образцу, словесной инструкции, по картинке, отгадки к загадкам.

- восприятие (развитие способности ученика воспринимать и интегрировать раздражители, обогащая собственные знания, опыт и обеспечивая тем самым свою защищенность). Игры направлены на усвоение и различение цветов, формы «Что бывает такого цвета (формы)?», «Найди предмет такого цвета (формы)», слуховые и зрительные диктанты по сказкам с выкладыванием цветных шаблонов, форм по сюжету. Конструированию из объёмных форм предшествует длительный подготовительный этап: знакомство с ними, их названиями, поиск предметов соответствующей формы, отбор по образцу, группировка, продолжение ряда и т.д. Игры «Волшебный мешочек», «Чего не стало?», «Что изменилось», «Найди лишнее», «Дай такой же», кодированные предметы помогают в интересной, соревновательной форме многократно повторять один и тот же материал.

При изучении тем на уроках развития речи «Деревья: дуб, тополь. Комнатные растения: бегония. Цветы: одуванчик, ромашка» закреплению изученного способствуют кодированные двигательные упражнения, игры на определение шаблонов листьев визуально и наощупь, без контроля зрения, собирание листьев в технике паззлы, показ частями тела соответствующих частей растения, отгадывание загадок, кроссвордов, рисование растений при помощи шаблонов, «собирание» растения по частям с проговариванием,

- самообслуживание (навыки самообслуживания имеют большое значение для развития самостоятельности и независимости ученика от ситуации). Ребята закрепляют названия частей тела, лица, пальцев в играх «Буги – буги», «Лавата», гигиенические навыки в играх «Как у тётушки Зевахи», «Что мы делали не скажем, а что делали покажем». Бытовые умения: мыть посуду, накрывать и убирать со стола в сюжетно-ролевых играх «К нам гости пришли», «День рождения у домовёнка Кузи», застилать и убирать постель в «Уложи малыша», «Один дома». Позволяет закрепить и осмыслить в опыте последовательность деятельности игра «Диафильм». Ребёнок вычленяет последовательность действий трудовой операции. Например: вытереть пыль с парт - налить воду в таз, взять тряпку, намочить, намылить мылом, выжать, сложить тряпку, помыть парту и т.д.

В игре «Подбор прилагательных» дети расширяют словарный запас, подбирают признаки соответствующие предложенному предмету (тарелка, стакан). «Кто что делает?» обогащает речь словами-действиями. Помогают ученикам предметные картинки, натуральные предметы: посуда, школьные, постельные принадлежности, одежда, оборудование швейной мастерской и т.д., которые использую для облегчения понимания лексического значения слов.

- ориентация ученика в окружающем мире (познакомить ребенка с окружающим миром в полном объеме и научить способности ориентироваться в нем, правильно воспринимать людей, уметь различать, узнавать ситуации и предметы). Пространственные, временные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Дети учатся ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию, определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому, к себе. («Найди место», «Определи место», «Выполни задание») Игры с появлением какого-либо сказочного героя. Например, игра “Найди игрушку”: Дети выполняют задание героя по инструкции, находят игрушку. Затем, задание усложняется –. в письме дается схема местонахождения игрушки. По схеме дети определяют, где находится спрятанный предмет. В дальнейшем ученики могут самостоятельно составлять маршрут для одноклассников. Игры, упражнения, способствующие развитию пространственного ориентирования у детей: “Найди похожую”, “Расскажи про свой узор”, “Мастерская ковров”, “Художник”, “Путешествие по комнате” и многие другие игры. Играя в рассмотренные игры, дети учатся употреблять слова для обозначения положения предметов.

- социальные отношения (помочь ученикам установить и поддержать контакты с окружающими людьми, находить общий язык с ними). Знакомлю с эмоциональными состояниями, их схематичными рисунками, дети учатся изображать их, подбирать к своему настроению, сюжетным картинкам, различным ситуациям. В игре «Угадай настроение» можно задействовать любые средства выразительности: мимика, жест, пантомимика. Например, предложить изобразить определённый жест: стой на месте, я боюсь, этого нельзя делать, идём со мной, здравствуй, кто это сделал? и т. д. Показать определённые состояния: я горжусь, я старый и больной человек, я самый сильный, нет, я очень люблю эти конфеты. Упражнение «Обратись к товарищу» отрабатывает умение доброжелательно, уважительно, вопросительно (в соответствии с заданием) обратиться к одноклассниками. В сюжетно-ролевых играх «Магазин», «Путешествие (на автобусе, поезде, катере и т.д.)» дети отрабатывают навык общения с представителями разных профессий, окружающими.

Правильно организованная игровая деятельность благотворно влияет на физическое развитие глубоко умственно отсталых детей, способствует активизации их интеллектуальной сферы, формирует произвольность психических процессов, т.е. способствует гармоничному развитию личности. Постепенно дети учатся адекватно действовать в предлагаемой ситуации. Функциональное развитие игровых действий создает зону ближайшего развития умственных действий. Кроме того, игра развивает и совершенствует коммуникативные умения, что существенно влияет на успешность социальной адаптации детей с интеллектуальной недостаточностью.
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации