Методика расчета предельно допустимых сбросов (ПДС) веществ в водные объекты со сточными водами, 1990 - файл n1.doc
Методика расчета предельно допустимых сбросов (ПДС) веществ в водные объекты со сточными водами, 1990Доступные файлы (1):
n1.doc
Методика расчета предельно допустимых сбросов веществ в водные объекты со сточными водами
МЕТОДИКА РАСЧЕТА ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫХ СБРОСОВ (ПДС) ВЕЩЕСТВ В ВОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ СО СТОЧНЫМИ ВОДАМИ Разработано
Всесоюзным научно-исследовательским
институтом по охране вод
бывшего Государственного комитета СССР по охране природы
Утверждено
бывшим Государственным комитетом
СССР по охране природы 31.10.1990 г.
ВВЕДЕНИЕ С введением в действие «Методики расчета предельно допустимых сбросов (ПДС) веществ в водные объекты со сточными водами» утрачивают силу «Методические рекомендации по установлению предельно допустимых сбросов (ПДС) веществ, поступающих: со сточными водами» (Минводхоз СССР. 1982).
Настоящая Методика предназначена для расчета предельно допустимых сбросов (ПДС) веществ, поступающих со сточными водами в водные объекты – водотоки, водохранилища, озера, прибрежные зоны морей. Методика предназначена для использования органами Госкомприроды СССР, предприятиями-водопользователями, а также организациями, выполняющими расчеты ПДС по заказам предприятий или органов системы Госкомприроды СССР.
Величины ПДС, ограничивающие выбросы (сбросы) вредных веществ в окружающую природную среду устанавливаются в соответствии с постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 1.12.78 г. № 984 «О дополнительных мерах по усилению охраны природы и улучшению использования природных ресурсов». Указанные величины являются основой разработки планов мероприятий для поэтапного достижения ПДС.
Большое количество различных подходов к расчету ПДС, используемых на практике, не позволяет гарантировать достижение норм качества воды даже для небольших участков водного объекта, поскольку расчеты ПДС для предприятий, сбрасывающих сточные воды в эти объекты, ведутся изолированно различными ведомствами. Поэтому актуальной является разработка универсальной методики расчета ПДС, гарантирующей достижение норм качества воды в водном объекте на основе взаимоувязанного развития водоохранного комплекса для предприятий различных ведомств при минимальных суммарных затратах.
Настоящая Методика разработана на базе опыта ВНИИВО по расчету ПДС для нескольких тысяч предприятий, сбрасывающих сточные воды в различные водные объекты страны. При подготовке Методики изучен также отечественный и зарубежный опыт использования инженерных методов расчета качества воды, а также опыт использования новых моделей формирования качества вода и оптимизации водоохранного комплекса, разработанных во ВНИИВО и других организациях.
Анализ имеющегося опыта по установлению и пересмотру ПДС показал необходимость существенного улучшения методической основы этой работы. Важным элементом здесь явилось создание детальной методики расчета ПДС для совокупности сбросов, объединенных единой гидрографической сетью бассейна реки, либо единым водохранилищем (озером), прибрежной зоной моря. Учитывая различные организационные ситуации, настоящая Методика предусматривает возможность расчета как для изолированных сбросов, где это возможно, так и для совокупности сбросов с учетом их взаимного влияния и оптимального распределения ассимилирующей способности водных объектов между водопользователями. При этом Методика может быть использована для трех основных типов водных объектов – водотоков (рек, каналов), водохранилищ и озер, прибрежных зон морей.
Опыт показал, что при расчете и установления ПДС, разработке планов по их достижению существенным является согласованность установленных ПДС с условиями сброса сточных вод на городские (централизованные) очистные сооружения. Учитывая это, в настоящую Методику введен соответствующий раздел.
Очевидно, что для рассчитанных значений ПДС необходимо определить совокупность мероприятий, обеспечивающих их достижение. Поэтому существенное внимание в Методике уделяется способам расчета и информационной базе по технико-экономическим характеристикам водоохранных мероприятий и использованию этой базы для расчета оптимальных значений ПДС, достижение которых требует минимума затрат.
Сложность рассматриваемой системы, представляющей собой совокупность предприятий и водоохранных комплексов, связанных единством водного объекта, сложность процессов формирования качества вод определяют и сложность расчетных схем и алгоритмов, требующих применения достаточно мощных ЭВМ. Вместе с тем, учитывая различные возможности исполнителей расчетов, настоящая Методика может быть использована как для исполнителей, оснащенных ЭКВМ, так и для исполнителей, имеющих доступ к персональным компьютерам и «большим» ЭВМ. В последнем случае исполнитель может применить специализированные пакеты прикладных программ ОКВОПЛАН, разработанные во ВНИИВО, либо должен самостоятельно создать соответствующие программные комплексы.
При расчете, установлении и утверждении значений ПДС используются разнообразные нормативные документы, образующие правовую основу ПДС. С целью достижения необходимого обоснования ПДС такая правовая основа сформулирована в разд.1 настоящей Методики. Естественно, ориентация на существующие нормативные акты и нормативы определила и общий принцип установления ПДС – величина ПДС должна гарантировать достижение установленных норм качества воды (санитарных и рыбохозяйственных) в водном объекте. В перспективе с введением экологических норм, изменится и нормативная основа, однако принцип установления останется прежний.
В связи со сложностью расчетов ПДС в приложениях 2 и 3 к Методике приведены примеры расчета, показывающие доступность предлагаемых методов в достаточно сложных случаях.
Замечания и предложения направлять по адресу: 310888, Харьков, ул. Бакулина, 6. ВНИИВО.
1. Правовая и организационная основа расчета, установления и пересмотра предельно допустимых сбросов (ПДС) веществ 1.1. Правовые основы установления, достижения и контроля величин предельно допустимых сбросов (ПДС) веществ, поступающих со сточными водами в водные объекты, регламентируются следующими документами:
Основами водного законодательства СССР и союзных республик;
Постановлением Совета Министров СССР от 1 декабря 1978 г. № 984 «О дополнительных мерах по усилению охраны природы и улучшению использования природных ресурсов»;
Постановлением Совета Министров СССР от 7 января 1968 г. № 32 «О коренной перестройке дела охраны природы в стране»;
ГОСТ 17.1.1,01-77. «Охрана природы. Гидросфера. Использование и охрана вод. Основные термины и определения»;
Правилами охраны поверхностных вод, Москва, 1990;
Правилами охраны от загрязнения прибрежных вод морей» Москва, 1984;
Дополнительными перечнями № 1-9 предельно допустимых концентраций веществ для воды рыбохозяйственных водных объектов, утвержденными Главрыбводом СССР, № 30-11-11, 1983 - 1989 гг.;
Санитарными правилами и нормами охраны поверхностных вод от загрязнения, утвержденными Минздравом СССР 4 июля 1988 г., № 4630-88 (приложение 2);
Типовым положением о бассейновой проектной организации Минводхоза СССР, утвержденным Минводхозом СССР 20 декабря 1986 г., № 462;
Инструкцией по нормированию выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в атмосферу и водные объекты, утвержденной Госкомприродой СССР 11 сентября 1989 г. № 09-2-8/1573.
По мере утверждения новых законодательных, инструктивных и методических документов, дополняющих или заменяющих вышеуказанное, необходимо руководствоваться новыми документами.
1.2. В соответствии с ГОСТ 17.1.1.01-77 под предельно допустимым сбросом (ПДС) вещества в водный объект понимается масса вещества в сточных водах, максимально допустимая к отведению с установленным режимом в данном пункте водного объекта в единицу времени с целью обеспечения норм качества воды в контрольном пункте.
Нормы качества воды в водных объектах достигаются путем реализации комплекса водоохранных мероприятий. Величины ПДС используются для контроля за соблюдением установленных режимов сброса сточных вод в водные объекты, а также служат основными целевыми показателями для разработки планов и программ развития водоохранных комплексов.
Если нормы качества воды в водных объектах не могут быть достигнуты из-за воздействия природных факторов, не поддающихся регулированию (поступление примесей из атмосферы, в результате склонового или тальвегового стока и подземного питания реки и т.п.), то величины ПДС должны устанавливаться исходя из условий соблюдения в контрольном пункте сформировавшегося природного фонового качества воды.
1.3. Нормирование качества воды состоит в установлении совокупности допустимых значений показателей состава и свойств воды водных объектов, в пределах которых надежно обеспечивается здоровье населения, благоприятные условия водопользования и экологическое благополучие водного объекта. Нормы качества поверхностных вод устанавливаются для условий хозяйственно-питьевого, коммунально-бытового и рыбохозяйственного водопользования.
К хозяйственно-питьевому водопользованию относится использование водных объектов или их участков в качестве источника хозяйственно-питьевого водоснабжения, а также для водоснабжения предприятий пищевой промышленности.
К коммунально-бытовому водопользованию относится использование водных объектов для купания, спорта и отдыха населения, а также иное использование водных объектов, находящихся в черте населенных пунктов.
Рыбохозяйственные водотоки, водоемы или их отдельные участки, используемые для воспроизводства, промысла и миграции рыб, беспозвоночных и водных млекопитающих, подразделяются на три категории.
К высшей категории относятся места расположения нерестилищ, массового нагула и зимовальных ям особо ценных видов рыб и других промысловых водных организмов, а также охранные зоны хозяйств любого типа для искусственного разведения и выращивания рыб, других водных животных и растений.
К первой категории относятся водные объекты, используемые для сохранения и воспроизводства ценных видов рыб, обладающих высокой чувствительностью к содержанию кислорода.
Ко второй категории относятся водные объекты, используемые для других рыбохозяйственных целей.
1.4. Виды использования водного объекта в пределах области (края), союзной и автономной республики определяются органами Госкомприроды совместно с органами Минздрава и утверждаются областными (краевыми) исполнительными .комитетами Советов народных депутатов или Советами министров союзных или автономных республик.
На пограничных водных объектах между территориально-административными единицами вид водопользования устанавливается совместным решением соответствующих органов.
1.5. Нормы качества поверхностных вод содержатся в [3] и включают:
общие требования к составу и свойствам поверхностных вод для различных видов водопользования;
перечень ПДК вредных веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и коммунально-бытового водопользования;
перечень ПДК вредных веществ для водных объектов, используемых в рыбохозяйственных целях.
1.6. При сбросе сточных вод или других видах хозяйственной деятельности, влияющих на состояние водных объектов, используемых для хозяйственно-питьевых и коммунально-бытовых целей, нормы качества поверхностных вод или их природный состав и свойства должны выдерживаться на водотоках, начиная со створа, расположенного на 1 км выше ближайшего по течению пункта водопользования (водозабор для хозяйственно-питьевого водоснабжения, места купания, организованного отдыха, территория населенного пункта и т.п. вплоть до самого места водопользования), а на водоемах – на акватории в радиусе 1 км от пункта водопользования.
В водохранилищах и в нижнем бьефе плотины гидроэлектростанции, работающей в резко переменном режиме, необходимо учитывать возможность воздействия на пункты водопользования обратного течения при резкой смене режима работы электростанции или прекращении ее работы.
1.7. При сбросе сточных вод или других видах хозяйственной деятельности, влияющих на состояние рыбохозяйственных водотоков и водоемов, нормы качества поверхностных вод или их природные состав и свойства (в случае природного превышения этих норм) должны соблюдаться на протяжении всего участка водопользования, начиная с контрольного створа, определяемого в каждом конкретном случае органами Госкомприроды, но не далее чем 500 м от места сброса сточных вод или расположения других источников загрязнения поверхностных вод (мест добычи полезных ископаемых, производства работ на водном объекте и т.п.).
1.8. Водный объект или его участок считается загрязненным, если в местах водопользования не соблюдаются нормы качества поверхностных вод. В случае одновременного использования водного объекта или его участка для различных нужд населения и народного хозяйства для состава и свойств поверхностных вод принимаются наиболее жесткие нормы из числа установленных.
1.9. Для всех нормированных веществ при рыбохозяйственном водопользовании и для веществ, относящихся к 1-му и 2-му классам опасности при хозяйственно-питьевом и коммунально-бытовом водопользовании, ПДС устанавливаются так, чтобы для веществ с одинаковым лимитирующим признаком вредности (ЛПВ), содержащихся в воде водного объекта, сумма отношений концентраций каждого вещества к соответствующим ПДК не превышала 1.
При отсутствии установленных ПДК по какому-либо веществу следует при установлении ПДС руководствоваться требованиями [3] (п.3.2).
1.10. Для сбросов сточных вод в черте населенного пункта в соответствии с [3] (п.3.12) ПДС устанавливаются, исходя из отнесения нормативных требований к составу и свойствам воды водных объектов к самим сточным водам
*. При этом следует руководствоваться тем, что использование водных объектов в черте населенных мест относится к категории коммунально-бытового водопользования.
1.11. Если фоновая загрязненность водного объекта по каким-либо показателям не позволяет обеспечить нормативное качество воды в контрольном пункте, то ПДС по этим показателям устанавливаются, исходя из отнесения нормативных требований к составу и свойствам воды водных объектов к самим сточным водам. Вместе с тем, если фоновая загрязненность водного объекта обусловлена естественными причинами, то по согласованию с местными органами Госкомприроды СССР ПДС может устанавливаться, исходя из условий соблюдения в контрольном пункте сформировавшегося естественного фонового качества воды. К естественным причинам, формирующим качество воды, относятся факторы, не входящие в хозяйственное звено круговорота воды, включающее возвратные воды всех видов (сточные, сбросные и дренажные). Для тех веществ, для которых нормируется приращение к природному естественному фону (алюминий, ионы меди, селена, теллура, фтора и др.), ПДС должен устанавливаться с учетом этих допустимых приращений к природному естественному фону.
Для предприятий, расположенных в районах с повышенной минерализацией природных вод (Молдавия, юг Украины, Калмыкия, Казахстан, Средняя Азия и др.), в соответствии с ГОСТ 2874-82 «Вода питьевая. Гигиенические требования и контроль за качеством» (п.1.5.2, примечание 1) при расчете ПДС допускается принимать величину 1500 г/м
3 в качестве предельного уровня минерализации поверхностных вод.
Данные по фоновому составу воды водных объектов запрашиваются водопользователями в местных органах Госкомгидромета СССР.
1.12. При сбросе теплообменных вод ТЭС, АЭС и других подобных объектов требования к составу сбрасываемых вод при назначении ПДС устанавливаются на уровне концентраций нормированных веществ в воде водного объекта в месте водозабора (при условии водопользования одним водным объектом) или соблюдения в сточных водах норм качества воды для вида водопользования, установленного на рассматриваемом участке водного объекта – приемника сточных вод.
1.13. Для производственных и хозяйственно-бытовых сточных водах, отводимых в городские канализационные сети, ПДС не устанавливаются. Технические условия на сброс этих сточных вод определяются производственным управлением канализационного хозяйства города в соответствии с требованиями СНиП 2.04.03-85.
Для плавсредств водного транспорта установление ПДС не предусмотрено. При установлении сбросов сточных вод водного транспорта следует руководствоваться «Санитарными правилами для судов внутреннего плавания СССР» (Минздрав СССР, 1977 г.) и «Правилами отведения с судов в водные объекты обработанных сточных и нефтесодержащих вод» (утверждены Минводхозом СССР 31.10.86).
1.14. Величины ПДС разрабатываются и утверждаются для действующих и проектируемых предприятий-водопользователей. При этом независимо от ассимилирующей способности водного объекта назначаемые ПДС должны удовлетворять уровню очистки, который может быть достигнут при применении типовой технологии водоохраны для рассматриваемой категории сточных вод.
Для действующих предприятий разработка величин ПДС может осуществляться как самим предприятием-водопользователем, так и по его просьбе проектной или научно-исследовательской организацией, временным творческим коллективом. Если фактический сброс действующего предприятия меньше расчетного ПДС, то в качестве ПДС принимается фактический сброс.
* Величины ПДС проектируемых и строящихся (реконструируемых) предприятий определяются в составе проектов строительства (реконструкции) этих предприятий и утверждаются на стадии согласования проектной документации органами по охране природы системы Госкомприроды СССР. Если при пересмотре или уточнении ранее установленного ПДС окажется, что проектное значение сброса строящегося (реконструируемого) предприятия меньше расчетного ПДС, то в качестве ПДС принимается проектное значение сброса.
1.15. Величины ПДС утверждаются одновременно с выдачей разрешения на специальное водопользование территориальными (республиканскими или областными) органами по охране природы системы Госкомприроды СССР.
Величины ПДС подлежат предварительному согласованию с местными органами государственного санитарного надзора Минздрава СССР в случаях, когда сброс сточных вод производится в водные объекты, являющиеся источниками хозяйственно-питьевого водоснабжения или используемые в рекреационных целях.
1.16. Для согласования и утверждения проектов ПДС предприятие-водопользователь (или по его поручению организация-разработчик ПДС) представляет следующие материалы:
пояснительную записку, содержащую гидрологическую и гидрохимическую характеристику водного объекта на участке существующего или проектируемого выпуска сточных вод, данные о качестве воды в контрольном створе водного объекта после сброса сточных вод, величинах фоновых концентраций, принятых для расчета ПДС, их обоснование, расчет ПДС; заполненные формы ПДС (приложение 1).
Действующие предприятия-водопользователи вместе с проектом величин ПДС представляют план мероприятий по их достижению, в котором должны быть отражены: расход сточных вод и фактическая концентрация загрязняющих веществ в сточных водах на момент разработки ПДС, наименование мероприятий, сроки их реализации, планируемые затраты и достигаемый водоохранный эффект (расход и концентрация нормированных веществ в сточных водах после реализации каждого этапа плана).
Представляемые на согласование материалы должны быть рассмотрены органами государственного санитарного надзора в двухнедельный срок. В случае отказа от рассмотрения или необоснованного отклонения представленных материалов органы по охране природы, руководствуясь водным законодательством, вправе принять по вопросу утверждения ПДС и плана мероприятий по их достижению самостоятельное решение.
1.17. Для вновь вводимых (реконструируемых) предприятий соблюдение нормативов ПДС должно быть обеспечено к моменту приемки этих объектов в эксплуатацию.
Действующие предприятия-водопользователи, сбрасывающие сточные воды с превышением установленных ПДС, обязаны в сроки, согласованные с органами системы Госкомприроды СССР, обеспечить разработку и реализацию планов мероприятий по достижению ПДС, которые являются неотъемлемой частью планов социально-экономического развития этих предприятий. Указанные планы в полном объеме должны быть обеспечены финансовыми, материально-техническими, трудовыми и другими ресурсами.
В период реализации указанных планов или их отдельных этапов, соответствующих нормативным срокам продолжительности строительства и ввода в эксплуатацию водоохранных сооружений, предприятия осуществляют сброс сточных вод на основании разрешений, выдаваемых им органами системы Госкомприроды СССР. Лимиты временно согласованного сброса (ВСС) веществ со сточными водами, указываемые в этих разрешениях, устанавливаются по наилучшим результатам, которые могут быть достигнуты на данном предприятии, исходя из наличия систем оборотного водоснабжения, очистных и других водоохранных сооружений.
По мере осуществления отдельных этапов плана водоохранных мероприятий по достижению ПДС лимиты временно согласованного сброса веществ со сточными водами должны быть пересмотрены и скорректированы в сторону уменьшения и назначены в соответствии с проектными результатами, которые должны быть достигнуты за счет ввода в эксплуатацию новых сооружений и устройств, предусмотренных очередным этапом плана. Таким образом, установленные ВСС являются не актом, допускающим сброс нормированных веществ свыше ПДС, а средством поэтапного достижения ПДС.
В период выполнения плана водоохранных мероприятий в нормативные сроки и в установленном объеме при условии соблюдения лимитов временно согласованного сброса сточных вод на предприятие не налагается каких-либо штрафных или иных санкций.
1.18. Установленные ПДС и соответствующие допустимые концентрации веществ в сточных водах, действующие на период, установленный органами по охране природы системы Госкомприроды СССР
*, являются основой для пятилетнего планирования водоохранных мероприятий. В связи с этим пересмотр и уточнение ПДС осуществляется не реже одного раза в 5 лет (за 2 года до конца текущей пятилетки) и является основой для разработки плана водоохранных мероприятий на предстоящую пятилетку.
Кроме того, необходимость пересмотра ранее установленных ПДС возникает по истечении срока их действия или при изменении водохозяйственной обстановки на водном объекте (появление новых и изменение параметров существующих сбросов сточных вод и водозаборов, изменение расчетных расходов водотока, фоновой концентрации и др.).
Во всех случаях пересмотра ранее установленных ПДС следует руководствоваться постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дополнительных мерах по усилению охраны природы и улучшению использования природных ресурсов» от 1 декабря 1978 г. № 984, которым предусматривается достижение и дальнейшее последовательное уменьшение ПДС вплоть до полного прекращения в перспективе сбросов загрязняющих веществ в водные объекты.
Пересмотр и уточнение ПДС выполняются по указанию органов, по охране природы системы Госкомприроды СССР предприятиями-водопользователями или по их поручению проектными или научно-исследовательскими организациями. Материалы по пересмотру установленных ПДС представляются в территориальные органы по охране природы системы Госкомприроды СССР предприятиями-водопользователями или по их поручению организациями-разработчиками.
По истечении срока действия установленных ПДС предприятия-водопользователи обращаются с ходатайством в местные органы системы Госкомприроды СССР о продлении срока действия ПДС.
Если по истечении срока действия ПДС предприятия-водопользователи не представляют ходатайства о его продлении, органы по охране природы системы Госкомприроды СССР должны направить им соответствующее предписание.
По получении материалов о продлении срока действия ПДС органы по охране природы системы Госкомприроды СССР в первую очередь проверяют выполнение плана водоохранных мероприятий по достижению установленных ПДС.
Затем в формах в соответствии с приложением 1 показатели граф «фактическая концентрация» и «фактический сброс» корректируются в сторону уменьшения в соответствии с результатами, достигаемыми за счет осуществления водоохранных мероприятий. Одновременно проверяются и при необходимости корректируются остальные сведения, включенные в форму по установлению ПДС.
Если водохозяйственная обстановка на водном объекте со времени установления ПДС не изменилась, действие утвержденных ПДС продлевается на предстоящий пятилетний период или до срока реализации очередного этапа водоохранных мероприятий по достижению ПДС.
Если показатели, определяющие водохозяйственную обстановку, изменились ориентировочно более чем на 20% (что соответствует точности определения исходных данных для расчета ОДС), то необходимо произвести пересчет установленных ПДС.
1.19. В случае невыполнения в установленный срок плана водоохранных мероприятий или отдельных его этапов, органы по охране природы системы Госкомприроды СССР вправе предъявить иск предприятию-водопользователю за загрязнение водных объектов в соответствии с «Инструкцией о порядке взыскания в доход государства средств в возмещение убытков, причиненных государству нарушением водного законодательства», утвержденной Минводхозом СССР 23.10.84 г., или применить другие санкции в соответствии с действующим законодательством.
1.20. Пересмотр и уточнение ранее установленных ПДС могут быть произведены как одновременно для совокупности предприятий, расположенных в бассейне реки в пределах водохозяйственного участка, в зоне деятельности местного комитета по охране природы, так и индивидуально, для каждого отдельного предприятия (отдельного выпуска).
1.21. Применительно к условиям сброса сточных вод в прибрежные воды морей ПДС устанавливается дифференцирование на каждом выпуске сточных вод:
а) для сбросов производственных и бытовых сточных вод в границах прибрежных районов водопользования, определенных пп. 3.9, 3.10, 4.7 Правил охраны поверхностных вод, в моря или прибрежные охраняемые районы, объявленные заповедными в установленном законодательством Союза ССР и союзных республик порядке, а также имеющие особое государственное значение, либо научную или культурную ценность, использование которых запрещено полностью или частично Советом Министров СССР или Советом Министров союзной республики, ПДС устанавливается в соответствии с требованиями п.5.5 Правил охраны поверхностных вод, согласно которым водопользователи обязаны ликвидировать такие выпуски или обеспечить отведение сточных вод за границы указанных районов;
б) для сбросов сточных вод в прибрежных районах морей со специфическими гидрологическими условиями и неудовлетворительными с гигиенической точки зрения санитарными, гидрофизическими и топографогидрологическими особенностями, обусловливавшими застойные явления или концентрацию загрязняющих веществ в прибрежных водах, ПДС определяется на основе отнесения требований и нормативов Правил охраны поверхностных вод для 1-го пояса зоны санитарной охраны к сточным водам без учета возможного смешения и разбавления их морской водой;
в) для сбросов сточных вод в прибрежные воды моря в границах 1-го пояса зоны санитарной охраны в случаях, которые определены п.5.9 Правил охраны поверхностных вод, расчеты ПДС для отдельных выпусков сточных вод водопользователей производятся с учетом степени смешения и разбавления биологически очищенных и обеззараженных сточных вод морской водой при условии соблюдения гидрохимических, санитарных и рыбохозяйственных требований и нормативов Правил охраны поверхностных вод;
г) для сбросов сточных вод за пределами 1-го пояса зоны санитарной охраны и прибрежных районов водопользования, оговоренных пп. 3.9, 3.10, 4.7 Правил охраны поверхностных вод, расчет ПДС для отдельных выпусков сточных вод водопользователей производится с учетом степени смешения и разбавления сточных вод морской водой при условии соблюдения рыбохозяйственных требований и нормативов в соответствии с п.4.6 Правил.