Новиковская О.А. Логопедическая грамматика для детей: Пособие для занятий с детьми 6-8 лет - файл n1.doc

Новиковская О.А. Логопедическая грамматика для детей: Пособие для занятий с детьми 6-8 лет
Скачать все файлы (3825.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc3826kb.17.02.2014 12:01скачать

n1.doc

  1   2   3






Художник О. Р. Гофман

Новиковская О. А.

Н 73 Логопедическая грамматика для детей: Пособие для занятий с детьми 6-8 лет. — СПб.: КОРО-

НА принт, 2005. - 64 с.

ISBN 5-7931-0326-0

В задачу логопеда входит формирование у детей не только правильного звукопроизно-шения, но и грамматически правильной речи, расширение словаря, развитие логики мыш­ления, расширение кругозора.

Книга известного логопеда О. А. Новиковской включает большое количество граммати­ческих игр для детей 6-8 лет.

Автор дает методические рекомендации и советы для воспитателей, врачей, родителей.

Ольга Андреевна Новиковская Логопедическая грамматика для детей

Пособие для занятий с детьми 6-8 лет

Редактор М. С. Зимина. Корректоры Ю. А. Селезнева, Ф. А. Шагиданова Художник О. Р. Гофман. Обложка Я. А. Борисова. Верстка М. Н. Мясникова

ООО «КОРОНА принт» ЛР № 065007 от 18 февраля 1997 г. 190005, Санкт-Петербург, Измайловский пр., д. 29, тел./факс (812) 251-33-94

Подписано в печать 11.04.2005. Формат 60x88/8. Бумага офсетная. Печать офсетная. Гарнитура «PeterburgC». Объем 4 печ. л. Тираж 5 000 экз. Заказ № 433.

Отпечатано с готовых диапозитивов

в типографии 000 "Северо-Западный печатный двор"

188300, г. Гатчина, ул. Железнодорожная, 45, л. Б.



Издательство

«КОРОНА принт»

Телефоны: (812) 251-33-94; (812)259-66-10 Оптовая торговля: (812) 259-68-17; (095) 148-35-12

E-mail: coronapr@online.ru

Книга-почтой: 190005, Санкт-Петербург,

Измайловский пр., 29. Для «КОРОНЫ принт»

© «КОРОНА принт», 2005
ISBN 5-7931-0326-0 © Новиковская О. А., 2005
Введение

Грамматика — это строй языка, иначе говоря, те закономерности, по которым в языке образуются и соединяются слова.

Грамматика подразделяется на морфологию и синтаксис. Морфология изучает грамматические свойства слова, его формы, а синтаксис — словосочетания и предложения.

Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский назвал грамматику «логикой языка». У ребенка, на практике осваивающего грамматические законы родного языка, совершенствуются не только речь, но и логическое мышление. Ведь, чтобы понимать речь, мало знать значения слов, из которых она состоит, надо еще понять отношения между этими словами, выраженные с помощью грамматических изменений самих слов.

Необходимо с раннего возраста обеспечить ребенку возможность полноценного речевого развития, которое невозможно без богатого речевого общения как со взрослыми, так и со сверстниками, знакомства с народным фольклором и художественной литературой.

Если эти условия созданы, малыш будет овладевать грамматическим строем родного языка самостоятельно в процессе общения, стараясь подражать речи взрослых.

В то же время для успешного овладения грамматикой зачастую недостаточно обеспечить ребенку богатое речевое общение и правильные образцы для подражания. Грамматическая система русского языка весьма сложна (недаром русский язык считается одним из наиболее трудных для изучения в качестве иностранного). В русском языке много исключений из общих правил, которые ребёнку необходимо не только запомнить, но и научиться самостоятельно употреблять в речи, ина­че неминуемо возникнут ошибки.

К шести-семи годам словарь ребенка достигает 3000-3500 слов. Малыш уже свободно владеет речью и в состоянии выражать словами свои мысли и чувства, высказывать отношение к увиденному. Маленький собеседник все активнее участвует в разговоре со взрослыми и со сверстниками: спорит, рассуждает, достаточно мотивированно отстаивает свое мнение, пытается убеждать.

Важным показателем уровня развития речи ребенка старшего дошкольного возраста является умение легко подбирать нужные слова, использовать устойчивые словосочетания («на скорую руку», «ни свет ни заря» и т. п.), умение употреблять образные слова и выражения.

Дошкольник к шести годам вполне усваивает основные закономерности изменения слов и соединения их в предложении, употребляет все части речи. Значительно уменьшается число непол­ных и простых предложений за счет распространенных, осложненных и сложных.

В то же время быстро растущий словарный запас может характеризоваться не всегда точным пониманием новых слов, а в связи с этим их неправильным употреблением. В речи ребенка иногда еще наблюдаются ненормативные варианты словоизменения (например, «ухи» вместо «уши», «пени» вместо «пни»), а также ошибки словообразования (например, «стреляльщик» вместо «стрелок», «драчуниха» вместо «драчунья»).

В момент обучения словоизменению взрослый должен давать ребенку сопоставление начальной и косвенной форм слова. Это делается интонационно: голосом подчеркивается разница в звучании окончаний слова, например, «карандаш — карандашОМ», «ложка — ложкОЙ», «туфли — много туфЕЛЬ», «носки — много носКОВ».

Сначала ребенку предлагается, глядя на картинку, закончить предложение или вставить в него пропущенное слово в нужной грамматической форме. Затем задание усложняется — юный ученик должен самостоятельно составлять аналогичные фразы, отвечая на вопрос взрослого или пользуясь опорными словами.

Взрослому необходимо исправлять ошибки ребенка. При этом внимание малыша должно быть сосредоточено на правильной грамматической форме. Взрослому не следует повторять допущенную ребенком ошибку — лучше несколько раз произнести правильную форму. Исправление ошибки будет более эффективным, если взрослый даст ребенку несколько аналогичных примеров.

А еще лучше, если малыш сам сможет попрактиковаться в правильном употреблении наиболее сложных вариантов изменения слов. Этой цели служат разнообразные грамматические игры.

Эта книга станет первым учебником ребёнка породному языку. Малыш под руководством взрослого сможет заниматься по ней, постепенно получая и тут же закрепляя на практике свои морфоло­гические и синтаксические навыки.

В игровой форме юный исследователь будет учиться проводить свои первые наблюдения за родным словом, у него разовьются чуткость и интерес к форме своей речи.

Достоинством данной книги является то, что для проведения с ребёнком описанных в ней грамматических игр не требуется никаких дополнительных материалов в виде игрушек или картинок. Все необходимые иллюстрации к играм приводятся в самой книге. Взрослому остается только открыть ее и начинать занятие с ребенком.

Рекомендации по проведению игр-занятий по грамматике

Заниматься грамматикой следует непродолжительное время, так как материал этот сложен. Все дети разные: один может долго и с удовольствием сидеть с книгой и рассматривать ее картинки, а другой малыш, наоборот, не может находиться в покое ни минуты. Ориентировочная продолжительность занятия:

для детей 6-7 лет— 15-30 минут,

для детей 7-8 лет — 30-45 минут.

Обстановка во время игры-занятия должна быть живой, непринужденной. Занимаясь с малышом, делайте перерывы, как только заметите, что он утомился. Помните, что занятия, пусть даже игровые, для ребёнка — нелегкий труд.

Если ваш юный ученик с легкостью выполняет предложенное ему задание, переходите к следующему. Если ребёнок по какой-либо причине не может выполнить простое задание, то переходить к более сложным не имеет смысла. В том случае, когда грамматическое упражнение не получается, отложите его на время и вернитесь к заданию в другой раз на «свежую голову». Если видите, что малыш устал и утратил интерес к игре, не пытайтесь сразу же добиться результата. Ребёнок дошкольного возраста запоминает лишь тогда, когда ему интересно. Ни в коем случае не подменяйте игры на простое заучивание с ребёнком грамматических форм слов — это не принесет нужного результата, а лишь отобьет желание ребёнка работать с книгой.

Если вдруг получится так, что какая-либо игра с малышом уже проводилась и он утратил к ней интерес, но при этом еще не полностью усвоил материал, то при повторном проведении игры предложите ребёнку не роль ученика, а роль учителя. Пусть он научит своего плюшевого мишку или любимую куклу правильно говорить. А вы, наблюдая за уроком, лишь иногда ненавязчиво подскажите нужное слово. И самое главное — как можно чаще хвалите малыша, даже за небольшие успехи.

Помните:

Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться.

Желаем успехов вам и вашему малышу. Пусть наша русская речь всегда будет правильной и красивой.
КТО И ЧТО

Цель: определение одушевлённых и неодушевлённых существительных.

Прочитай слова и подбери к ним подходящие картинки. Соедини линиями слова и картинки.

КТО ЧТО



ПРИДУМАЙ ИМЯ

ЦЕЛЬ: образование существительных от различных частей речи.
Методические указания. В этой игре в качестве примеров приведены существительные с суффиксами -ок-, -ун-, -ыш. Если ребёнок хоро­шо справляется с заданием, подскажите ему другие способы словооб­разования: красивый — красавец, трудится — трудяга, обманывает — обманщик, попрошайничает — попрошайка.

Родились у кошки котята, все такие красивые, смышлёные, игривые...

Мы решали, мы гадали,

Как же нам котят назвать?

Давай подумаем вместе.





А теперь постарайся сам придумать имена для котят. Дай имя котёнку, который много спит, который много ест, часто мяукает или царапается. Дай имена рыжему, пёстрому, тихому, хитрому, смелому котёнку.

Слова для справок: Соня, Обжорка, Тихоня, Царапун, Рыжик, Хитрец, Смельчак и т. д.

ПРИДУМАЙ НАЗВАНИЕ
ЦЕЛЬ: образование прилагательных от существительных.
В новом городе много улиц. Все они широкие, красивые, но ещё не имеют названий. Давай придумаем этим улицам такие названия, чтобы жители города их сразу же запомнили и никогда не путали.














На этой улице есть фонтан. Назовём её Фонтанная.

На этой улице стоит школа. Назовём её Школьная.



На этой улице много дубов. Назовём её ... {Дубовая).

На этой улице много берёз. Назовём её ... {Берёзовая).

На этой улице много садов. Назовём её ... {Садовая).

На этой улице находится аптека. Назовём её ... {Аптечная).

На этой улице находится библиотека. Назовём её ... {Библиотечная).

На этой улице находится больница. Назовём её ... {Больничная).

На этой улице находится театр. Назовём её ... {Театральная).

Придумай ещё несколько названий улиц сам.
Подсказка для взрослых: парк, липы, клёны, ели, музей, стройка, река, озеро и т. д.

ЧЕГО НЕ СТАЛО

Цель: трудные случаи употребления существительных в родительном падеже множественного числа.
Методические указания. Взрослый просит ребёнка показать и на­звать предметы на картинке, а затем закрыть их ладошкой и сказать, чего не стало. Если ребёнок неправильно склоняет существительные, поправьте его.













Это вишни. Нет вишен.

Это окна. Нет окон.











Это башни. Нет башен.

Это яблони. Нет яблонь.

Это пни. Нет пней.










Это сапоги. Нет сапог. Это туфли. Нет туфель.










Это апельсины. Нет апельсинов. Это яблоки. Нет яблок.










Это карандаши. Нет карандашей. Это носки. Нет носков.










Это ружья. Нет ружей. Это перья. Нет перьев.




Трудные случаи: нет ботинок, сапог (но! сапогов-скороходов),

чулок (но! носков), погон;

нет солдат, гусар, драгун (но! минёров, сапёров);

нет апельсинов, мандаринов, помидоров, томатов, баклажанов (и баклажан).



СЛОЖИМ СЛОВО ИЗ ЧАСТЕЙ
ИГРА №1
ЦЕЛЬ: употребление простых предлогов из и за и сложного предлога из-за.
Методические указания. Взрослый начинает фразу, а ребёнок её заканчивает.
Рассмотри схемы, сравни и запомни, в каких случаях употребляется предлог из, в каких за, а в каких из-за.








СЛОЖИМ СЛОВО ИЗ ЧАСТЕЙ
ИГРА №2
ЦЕЛЬ: употребление простых предлогов из и под и сложного предлога из-под.

Методические указания. Взрослый начинает фразу, а ребёнок её заканчивает.

Рассмотри схемы, сравни и запомни, в каких случаях употребляет­ся предлог из, в каких под, а в каких из-под.








ЧЕРЕЗ, СКВОЗЬ И МЕЖДУ
ЦЕЛЬ: правильное употребление предлогов через, сквозь и между.
Методические указания. Взрослый начинает фразу, а ребёнок её заканчивает.

Рассмотри схемы. Сравни и запомни, в каких случаях употребля­ется предлог через, в каких сквозь, а в каких между.








ВСТАВЬ СЛОВЕЧКО
ЦЕЛЬ: закрепление правильного употребления предлогов.
Слушай внимательно! Я сейчас буду читать предложения, в которых потерялись маленькие словечки. Подумай, какие это могут быть слова. Верни их на свои места, чтобы сразу всё стало понятно.
















Петух сидит ... жёрдочке.

Утята плавают ... воде.

Свинья спит ... скамейкой.

Собака лежит ... будке.

Лошадь стоит ... домом.

Девочка выглядывает ... окошка.

Корова пасется ... забором.

Гнездо свито ... дереве.

Птенцы сидят ... гнезде.

Курица бежит ... забора.

Кошка охотится ... крыше.

Птица летит ... домом.

ВМЕСТО ИМЕНИ
ЦЕЛЬ: употребление личных местоимений.
Послушай маленькие рассказики. Если заметишь ошибки, исправь их. Обрати внимание на коротенькие словечки, которые заменяют имена и названия предметов.




Кошка свернулась в клубок. Она хочет спать.

Слово кошка можно заменить на словечко она.










Дети ходили в библиотеку. Вите купили лыжи. Он ката-

Она взяли там книги. (-) ется на лыжах. (+)










Шофер взял из гаража запасное Маша ходила в кино. Он

колесо. В дороге оно может при- посмотрела интересный

годиться. (+) фильм. (-)










У меня есть брат. Его зовут У меня есть сестра. Его зовут
Сережа. Ему пять лет. (+) Маша. Ему десять лет. (-)










Витя болеет. У нее болит Мои друзья — Вера и Миша. Ты
горло. (-) знаешь их? Я тебя познакомлю с

ними. (+)

ДРУЖНАЯ КОМАНДА

ЦЕЛЬ: склонение личных местоимений.

Грамматическая справка. Личные местоимения склоняются, то есть

изменяются по падежам:


И. п. (кто?)

я

ты

он

она

мы

вы

они

Р. п. (кого?)

меня

тебя

его

её

нас

вас

их

Д. п. (кому?)

мне

тебе

ему

ей

нам

вам

им

В. п. (кого?)

меня

тебя

его

её

нас

вас

их

Т. п. (кем?)

мной

тобой

им

ею

нами

вами

ими

П. п. (о ком?)

обо мне

о тебе

о нём

о ней

о нас

о вас

о них

Помоги ребятам из волейбольной команды рассказать о своей любимой игре и о себе. Для этого ответь на вопросы.

  1   2   3
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации