Управление экономическим развитием региона - файл n1.doc

Управление экономическим развитием региона
Скачать все файлы (124 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc124kb.17.02.2014 10:36скачать

n1.doc

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….. 3

1. Основные положения стратегии экономического развития регионов …. 4

2. Инструменты управления экономическим развитием региона …………. 8

3. Резервы устойчивого развития экономики региона ……………………… 16

Заключение …………………………………………………………………….. 21

Литература …………………………………………………………………..…. 22
Введение.

Современный этап экономического развития страны характе­ризуется быстро растущим интересом к обширному комплексу региональных проблем. При этом в ка­честве критерия для отбора исследуемых явлений принимается их влияние на жизнь и деятельности человека.

Десятилетний период блужданий при формировании капитали­стического рынка в нашей стране показал, что рыночные преобра­зования без государственного вмешательства и поддержки регионов разных типов приводят к усилению дезинтеграционных тенденций, спаду отечественного производства, размыванию прав российских граждан, наносят ущерб национальной безопасности.

В настоящее время значение региональных вопросов резко возросло в связи с необходимостью усилить территориальный подход к регулированию развития народного хозяйства, управле­нию им в новых экономических условиях для обеспечения раци­ональных экономических связей между регионами, научно обо­снованной хозяйственной специализации и комплексности. И в данной связи особенно остро встает вопрос грамотного построения стратегии социально-экономического развития регионов. Именно об этом направлении региональной экономики и управления пойдет речь в данной работе.

1. Основные положения стратегии экономического развития регионов.

Стратегия экономического развития регионов рассматривается как система мероприятий, направленных на реализацию долгосрочных задач социально-экономического развития государства с учетом рационального вклада регионов в решение этих задач, определяемого реальными предпосылками и ограничениями их развития.

Стратегия экономического развития регионов зависит от социально-экономической и политической ориентации государства на данном этапе его развития, от сложившихся взаимоотношений между федеральным центром и субъектами Федерации, также от внешнеэкономической ситуации, т.е. от системы условий и факторов, влияющих на целевые установки развития общества в рамках единого государства.

Стратегия регионального развития регионов неоднородна по отношению к регионам, его формирующим. Это обусловлено существенными различиями регионов в области обеспеченности ресурсами, структуры хозяйства, достигнутого уровня развития различных сфер экономики, условий вхождения в рыночную экономику и т.д. Поэтому стратегия регионального развития государства, формируя и генерализируя, с одной стороны, основные цели и задачи своего развития на конкретный временной период, с другой стороны является основой для разработки в своем составе сбалансированных между собой стратегий экономического развития регионов.

Стратегия регионального развития регионов – это общее направление достижения целей; и даже при отсутствии конкретики все равно полезнее иметь пусть не вполне четкое направление развития, чем не иметь никакого.

В последние годы увеличивается самостоятельность регионов, которые несут все большую ответственность за результаты своего экономического развития. Социально-экономическое состояние региона определяется как объективными (макроэкономические условия, отраслевая структура, географическое положение, природные ресурсы), так и субъективными факторами, и в первую очередь - методами регионального управления. Последние годы экономических реформ показали, что регионы, которые применяли прогрессивные методы управления своим развитием, в меньшей степени подвержены кризисным тенденциям.

В отечественной экономике укрепляются те же тенденции современного экономического развития, которые набирают силу в странах Запада и Востока: глобализация, опережающее развитие в сфере услуг, формирование постиндустриального общества, увеличение интеллектуальной составляющей в результатах любого производства, тотальная информатизация современного общества, развитие сетевых форм организации. В этих условиях все более актуальным становится поиск новых путей и решающих факторов регионального саморазвития.

Саморазвитие регионов предусматривает партнерство населения, власти и капитала. Часто это партнерство предусматривает в первую очередь выполнение обычных функций регионального управления (функционирование учреждений образования, медицинского обслуживания, состояния дорог, жилого фонда и инженерной инфраструктуры по снабжению электроэнергией, водой и теплом), а вопросы стратегического характера, касающиеся развития города или региона в целом, отодвигаются на второй план. В этом случае требуется определенная политическая воля органов местной власти, что бы взять на себя выполнение функций по экономическому развитию региона.

Управление развитием региона может осуществляться с помощью широкого спектра конкретных действий, посредством которых местная администрация стимулирует развитие экономики региона, создает новые рабочие места, увеличивает налоговую базу, расширяет возможности для тех или иных видов экономической активности, в которых заинтересованно местное сообщество.

При анализе качества регионального развития полезно исполь­зовать концепцию теории стадий роста, согласно которой эконо­мическое развитие проходит три основные стадии: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. Доминирующими отраслями доиндустриачьного развития являются добывающие от­расли, сельское хозяйство, рыбная, лесная, горнодобывающая промышленность. В индустриальной стадии доминируют перера­батывающие отрасли: машиностроение, химическая, лесная и де­ревообрабатывающая, легкая, пищевая промышленность и пр. В постиндустриальной стадии основными отраслями, на которых базируется экономическое развитие, становятся отрасли немате­риального производства: наука, образование, торговля, финансы, страхование, здравоохранение и др. Характерными чертами пост­индустриального общества становятся относительное падение производства товаров и относительное увеличение производства услуг, рост наукоемкости производства, повышение уровня ква­лификации персонала.

В зависимости от доминирующей отраслевой принадлежнос­ти можно выделить города доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные, в которых происходят разные по своей сути процессы и к которым применимы разные рецепты управления процессом экономического развития.

Само по себе нематериальное производство не обладает свой­ством самодостаточности. Однако основная стоимость конечной продукции создается на нематериальной стадии производства. Современное производство — это прежде всего интеллектуальное (т.е. преимущественно нематериальное) воздействие, которое про­изводят инженеры, бухгалтеры, конструкторы, дизайнеры, специ­алисты по персоналу, по сбыту и маркетингу, эксперты по инфор­мационным сетям. Современное производство все в меньшей мере основывается на физической работе, т.е. на материально-веще­ственном воздействии. Данная закономерность особенно отчетли­во просматривается в наукоемких отраслях.

Иными словами, нематериальное производ­ство — это парадигма современного экономического развития.

Уровень производства в так называемых базовых отраслях уже перестал быть фактором развития стран и регионов. Основное богатство создается не в забое и не на металлургическом комби­нате, а преимущественно в сфере услуг. Главным фактором ста­новится не наличие ресурсов, а эффективность их использования.

Информационные технологии начинают играть ведущую роль. Эффективность общественного производства в значительной мере определяется степенью использования средств обработки инфор­мации (вычислительной техники, ксероксов, телефонов, про­граммного обеспечения), плотностью потока изобретений новых продуктов и новых технологий с помощью компьютерных про­грамм. Более того, весь современный бизнес представляет собой информационный процесс, создающий связи между организаци­ями и людьми, для того чтобы продукт оказался в нужной точке, в нужное время и нашел своего потребителя.

В экономике любой развитой страны или развитого региона манипулирование информацией становится базисом любого про­движения вперед. Информационная компонента начинает доми­нировать в любом производстве и в любом бизнесе. Развитость информационной компоненты становится одновременно факто­ром, индикатором и результатом развития страны или региона. Другими словами, развитость информационной инфраструктуры (которая одновременно является инфраструктурой бизнеса) ста­новится фактором притяжения и развития деловой активности. Компьютерные сети, вычислительная техника, компьютерный дизайн, средства связи сегодня становятся тем, чем были в конце XIX в. железные дороги, — катализатором и фактором социаль­но-экономического развития всего общества. Информация стано­вится сегодня ресурсом развития, а зрелость информационных технологий определяет темп этого развития.

Развитие любого региона России в значительной мере зависит от создания в данном регионе условий для привлечения иностран­ных экономических агентов (партнеров, инвесторов, покупателей продукции). Создание благоприятных условий для деятельности иностранных экономических партнеров в настоящее время — один из факторов развития региона в целом.

В целом региональная администрация в своей деятельности, направленной на социально-экономическое развитие региона, сегодня широко использует новые управленческие технологии:

Новые управленческие технологии развития регионов требу­ют постоянного обновления знаний и постоянной трансформации персонала администраций. Для реализации новых управленческих технологий необходимы постоянные вложения в человеческий капитал регионов и городов. Целесообразно при формировании и развитии дееспособной команды администрации непрерывно по­вышать ее квалификацию, используя инновационные семинары и стажировки. Повсеместно следует использовать приемы так назы­ваемого бенчмаркинга, т.е. целенаправленного применения пере­дового опыта других регионов и городов.

Таким образом:


2. Инструменты управления экономическим развитием региона.

Наиболее действенными инструментами управления экономическим развитием региона, на сегодняшний день, являются стратегическое планирование и региональный маркетинг.

Главный вопрос, на который отвечает стратегический план регионального развития сегодня – это как выйти из кризиса, повысить уровень благосостояния жителей и заложить прочные основы для его дальнейшего повышения. Приоритет отдается цели всех преобразований – создание условий, обеспечивающих достойный уровень и качество жизни человека. Исходным пунктом любого стратегического плана должна быть оценка реального положения человека во всех аспектах его деятельности, степень его соответствия современным тенденциям развития в мире и соотнесение с поставленными целями. Уровень социального развития региона в конечном счете определяется его экономическим развитием. Поэтому в первую очередь планируется именно экономическое развитие. Ключевыми вопросами экономического развития региона являются:

Наиболее характерные проблемы экономического развития российских регионов – это не только привлечение в регион экономических агентов, но развитие инженерной инфраструктуры, строительство и обновление жилья, упорядочение землепользования, поддержание занятости на высоком уровне, решение насущных экологических проблем.

По определению А.П. Гапоненко, цикл стратегического планирования экономического развития региона можно представить в следующем виде:

  1. Определение целей развития.

  2. Анализ внешней среды развития региона.

  3. Определение сильных и слабых сторон региона.

  4. Использование имеющихся и создание новых местных преимуществ.

  5. Разработка концепции развития.

  6. Разработка плана и конкретных действий и осуществление стратегии.

  7. Анализ эффективности и результативности, корректировка целей и методов их достижения.

Рассмотрим эти стадии подробнее.

Определение целей развития региона. Четко сформулированная система целей развития, которые удовлетворяют стандартным требованиям измеримости, достижимости, ориентированности во времени и непротиворечивости, может принести региону намного больше пользы, чем, скажем, финансовые средства, полученные от федерального центра, которые можно потратить на погашение той или иной задолженности.

Обычно различают общие и конкретные цели и задачи. Общие должны характеризовать необходимое состояние развития региона на определенные моменты времени, быть четкими и относительно краткими. Цели социально-экономического развития требуют обсуждения и проработки среди деловых кругов и в прессе. Для формулировки целей развития полезно привлекать экономических советников, работников местных высших учебных заведений, служащих местных банков и др.

Общие цели регионального развития, как правило, характеризуют желательный уровень качества среды проживания в данном регионе, а также формулируют количественные и качественные ориентиры экономического развития. Цели должны быть конкретными, достаточно гибкими и поддаваться трансформации в зависимости от меняющихся политических ориентиров и промежуточных результатов. В формулировании целей не желательно использование излишне общих терминов (улучшить климат для бизнеса, снизить безработицу, повысить экономическое благосостояние жителей).

Общие цели трансформируются в конкретные, которые дают подробные количественные ориентиры и соответствующие критерии, с помощью которых можно контролировать социально-экономическое развитие региона. Если общие цели нельзя трансформировать в измеримые и конкретные, то это означает, что невозможно определить системные меры по продвижению к этим целям, следовательно, такие цели, скорее всего являются не реальными и неосуществимыми. Конкретные цели должны отвечать на детальные вопросы: что должно произойти; с кем конкретно; где и когда; какие количественные результаты должны последовать.

Анализ внешней среды развития региона. На данной стадии анализируется внешняя обстановка, отмечаются благоприятные и неблагоприятные факторы развития региона (географические, экологические, демографические, ресурсные, исторические и пр.), проводится системный анализ внешних социально-экономических возможностей и угроз.

С помощью количественного и качественного анализа внешней среды, в которой действуют социально-экономические агенты, уточняются и оцениваются внешние ресурсы, которые можно привлечь для экономического развития региона (финансовые, человеческие, природные, индустриальные), проводится сравнительный анализ экономического развития аналогичных регионов, региональный бенч-маркетинг целенаправленный перенос передового опыта других регионов и городов) и таким образом выявляются внешние факторы регионального развития.

Определение сильных и слабых сторон региона. Оцениваются результаты осуществления предшествующих программ социально-экономического развития региона, выявляются причины успехов и провалов.

Проводится анализ внутренних преимуществ и слабых сторон региона. Для этого анализируются объективные данные о его ресурсах:

Уточняются внутренние факторы регионального развития, основные и дополнительные отрасли, определяется на какой стадии развития – индустриальной, постиндустриальной или доиндустриальной – находится регион. В зависимости от этого можно выделить приоритетные направления, определить в каких сферах и за счет каких факторов в основном создается добавленная стоимость, и на этой основе ещё раз уточнить цели экономического развития региона.

В современных условиях, когда в ряде регионов проявляются постиндустриальные тенденции социально-экономического развития, важно определить региональные преимущества не только в производстве материальной продукции, но и в сфере услуг. Регион должен научиться «экспортировать» услуги другим регионам. Финансовые, страховые, консультационные, аудиторские, услуги связи, информатики, образования, медицинские услуги – все эти виды экономической активности в современных условиях могут способствовать региональному развитию.

Использование имеющихся и создание новых местных преимуществ. В рамках стратегического планирования предусматривается использование имеющихся преимуществ региона (расположение, близость основных рынков, демографические особенности, развитость инфраструктуры). Выявляются факторы конкурентоспособности, отличающие данный регион от других, и не только имеющиеся в наличии на сегодняшний день, но возможные новые, поддающиеся формированию в процессе управления экономическим развитием. Таким образом формируются нереализованные региональные преимущества.

Усилия направленные на развитие региональной рыночной инфраструктуры, у современных российских условиях становятся одним из основных факторов развития регионов в целом: социально-экономическое развитие зависит от того, насколько широко представлены в регионе банковские, страховые, консультационные, инвестиционные и другие структуры.

Важнейший современный фактор развития региона – наличие качественной инфраструктуры связи – современных коммуникационных линий региональных компьютерных сетей, свободного доступа в Интернет.

Весьма существенным региональным преимуществом также становится степень безопасности (как личной, так и ведения бизнеса).

Создание и поддержание квалификации региональных кадров – также весьма существенный фактор регионального развития. Степень квалификации работающих в регионе людей в значительной мере определятся региональной политикой в сфере образования, а также качеством окружающей среды и жизни. Важно, чтобы новые рабочие места в городе были высокооплачиваемыми, требовали высокой квалификации и тем самым содействовали бы экономическому процветанию.

В рамках данной стадии стратегического планирования развития региона рассматриваются возможности максимально использовать сильные стороны региона, а слабые нейтрализовать или превратить в преимущества.

Разработка концепции развития. На данном этапе делаются окончательные вывод о целях социально-экономического развития региона, факторах и механизме этого развития, а также о методах управления эти развитием. Данные выводы делаются с учетом новых тенденций социально-экономического развития региона, местных особенностей и особенностей современного этапа развития российской экономики. Основу концепции составляют разработка альтернативных стратегий и их оценка, выявление приоритетных направлений развития региона, анализ ресурсов развития, выявление конкурентных преимуществ данного региона.

Разработка плана конкретных действий и осуществление стратегии. На основе концепции социально-экономического развития региона разрабатывается план конкретных действий, включающий в себя задачи и сроки их решения, ответственных лиц, ожидаемый результат, размер и источники финансирования, способы промежуточного контроля и обратной связи, предполагаемые результаты и возможные последствия реализации планов и программ. Относительно самостоятельными разделами стратегического плана развития региона могут стать следующие:

Анализ эффективности и результативности, корректировка це­лей и методов их достижения. Целевое стратегическое управление развитием региона предполагает наличие не только рабочей про­граммы действий, но и постоянный мониторинг социально-эко­номического состояния региона, сравнение данных мониторинга с целями и критериями регионального развития, оценку эффек­тивности и результативности предпринятых мер.

Определяется, совместима ли стратегия с ресурсами, сданны­ми об окружающей среде, помогает ли стратегия решить крити­ческие проблемы региона, получает ли стратегия поддержку жи­телей.

Планы стратегического развития региона служат основой для разработки программ социально-экономического развития. Программы обычно содержат целевые проекты и поэтапные планы их реализации.

При составлении программ развития регионов необходимо соблюдать следующие принципы:

• переориентация деятельности всех структур на развитие че­ловека и создание условий достойной жизни, повышения уровня и качества жизни, изменение ее к лучшему;

Для разработки и реализации программ привлекаются на до­говорных началах компетентные специалисты, руководители, инициативные творческие работники.

Механизмы проведения преобразований, которые включают способы мобилизации ресурсов, создание соответствующих струк­тур и проведение необходимых оргтехмероприятий, конкретизи­руются при разработке программ реализации социально-экономических проектов. Программы реализации проектов в совокупно­сти составляют сбалансированный комплекс. Без разработки та­кого комплекса практически невозможно успешное внедрение проектов, даже самых совершенных с точки зрения полноты и точности описания желаемых результатов социально-экономичес­ких преобразований. При отсутствии организационной подготовки неизбежно распыление и без того ограниченных ресурсов.

Новый подход к экономическому развитию реги­она состоит в том, что оно становится заботой не только специа­листов и экспертов, но и политиков, управленцев, бизнесменов, всего населения.

Планирование экономического развития региона — это непрерыв­ный процесс, задающий ориентиры для принятия любых, текущих решений. Наличие долгосрочного пла­на экономического развития позволяет осуществлять текущие ре­шения на обоснованной и проработанной базе.

Региональный маркетинг — одна из наиболее удачных концеп­ций современного менеджмента. Многие приемы маркетинга достаточно успешно развиваются и разрабатываются в рамках регионального маркетин­га, осуществляемого государственными органами регионального управления.

Региональный маркетинг — это система привлечения в реги­он новых экономических агентов, способствующих процветанию региона в целом. Региональный маркетинг может осуществлять­ся в виде маркетинга земли, жилья, зон хозяйственной застрой­ки, инвестиций, туристического маркетинга и пр. Конкретные меры регионального маркетинга включают в себя публикацию и распространение печатных материалов о регионе, целенаправлен­ные визиты региональных руководителей, встречи с руководите­лями организаций, готовых открыть в регионе новый вид бизне­са, кампании, проводимые совместно с торговой палатой, и пр. Региональный маркетинг представляет собой действенный инст­румент социально-экономического развития.

Одна из целей регионального маркетинга — донесши информа­цию о регионе как месте для бизнеса. Для этой цели используются реклама, распространение печатных материалов, деловые визиты и пр. В развитых странах публичные кампании проводятся, как правило, региональными торговыми палатами, местными бюро по туризму и другими частными организациями, городская админи­страция принимает активное участие в их деятельности.
3. Резервы устойчивого развития экономики региона

Время подтвердило актуальность проблем устойчивости раз­вития территориальных образований. Производственные предпри­ятия, экономические структуры, институты власти регионов, го­родов и районов постоянно испытывают воздействие многочис­ленных дестабилизирующих факторов.

Специальные исследования показывают, что различия соци­ально-экономического развития субъектов РФ не только чрезмер­ны, но и проявляют тенденцию к возрастанию.

Немало регионов, где подорваны основы воспроизводства. Остаются существенными различия институциональных преобра­зований, развития рыночной инфраструктуры, действенности методов управления, самоуправления и госрегулирования, взаи­модействия властей с новыми экономическими структурами и др.

Все это — критические факторы, представляющие угрозу эко­номической системе и государственности в целом.

Исследование путей формирования условий и механизмов ус­тойчивого развития экономики регионов России, функциональ­ного обоснования соответствующих рыночных и административ­ных методов еще не закончено в силу многих причин: утраты методологических ориентиров, неясности перспектив территори­альной социально-экономической организации России, отсут­ствия научной концепции перехода от преимущественно админи­стративных к рыночным отношениям и др.

Исследование проблем устойчивости и устойчивого развития остается ориентированным на изучение частных вопросов или вопросов в различных, иногда мало связанных друг с другом об­ластях теории и практики.

Всестороннее обоснование концепции устойчивости и устой­чивого развития экономики региона позволяет раскрыть содержа­ние этого качества (экономическое, социальное, институциональ­ное и др.), а также его потенциал, алгоритм наилучшего исполь­зования и т.п.

Потенциал устойчивости экономики региона. Категория «потен­циал» в современном менеджменте трактуется по-разному. Рас­пространенным является представление, что при этом речь идет о «совокупности чего-либо». Мы исходим из того, что ее содер­жанию больше соответствуют такие характеристики, как возможность, способность и т.п., так как они указывают на некие скры­тые резервы, которые при соответствующих условиях могут из возможных стать реальными.

Потенциал устойчивости и устойчивого развития есть резуль­тат противоречивого взаимодействия множества факторов и усло­вий, векторы которых во многих случаях разнонаправленны.

Особое значение имеет инерция векторов развития, заданная объективно сложившимся территориальным разделением труда и характерная, в частности, для российского Севера, Дальнего Во­стока, зоны Черноземья и др. В этом заключены не только пре­имущества (как и во всяком разделении и специализации обще­ственного труда), но и недостатки. Известно, в частности, что рыночные критерии эффективности делают весьма проблематич­ными цивилизованное хозяйственное освоение новых территорий страны, их ориентацию на комплексное социально-экономичес­кое развитие, трактуемое традиционно. Основная причина кроется в удорожаниях и неконкурентоспособности, возникающей вслед­ствие этого. Положительное же заключается в том, что можно использовать преимущества регионов — природно-ресурсные, эко­номические, инфраструктурные и т.п. Этим определяется потен­циал устойчивости и устойчивого развития, величина которого определяется параметрами этих преимуществ, прогнозными оцен­ками общественных потребностей, точкой на кривой жизненно­го цикла данных ресурсов и т.п.

Региональные «точки роста». Существенные подвижки в сфе­ре экономики (возрастные роли региональных аспектов в разви­тии территориальных хозяйственных образований, значительные изменения в функционировании производственных и непроизвод­ственных структур под воздействием научно-технических новаций и т.п.), усиливающиеся тенденции глобализации и интеграции в экономике, политике и других сферах побуждают к развитию и теоретической базы практической региональной политики.

Среди современных региональных теорий все более заметную роль играет концепция полюсов, или центров роста.

Согласно разработкам Ф. Перроу, экономическое пространство правомерно определять как силовое поле, напряженность кото­рого неравномерна. В направлении к полюсам действуют опреде­ленные центростремительные силы; существуют и силы центро­бежные. Эти полюсы как бы группируют нововведения, однако вокруг определенной лидирующей отрасли, и в результате обра­зуют территориальные концентрации. Последние характеризуют­ся, в частности, тем, что четко прослеживается связь между про­изводимым совокупным доходом и инвестициями, экономичес­ким и социальным уровнем развития и т.п.

Таким образом, региональный полюс роста представляет со­бой сочетание развивающихся и расширяющихся отраслей, спо­собных вызвать экономический рост в зоне своего влияния.

Исследователями также установлено, что возникновение тер­риториальных «точек роста» обусловлено:

Концепция «точек роста» применительно к территориальной организации РФ и ее регионов, а во многих случаях городов и районов может стать на практике весьма продуктивной. Это оп­ределяется тем, что цивилизация движется к постиндустриальной фазе и «локомотивами» и экономики, и социальной сферы, и общественно-политических механизмов все более становятся про­рывы в технике и технологии. Они, однако, во всех существующих отраслях произойти одновременно не могут.

Трудно надеяться на многочисленность и мощность зарубеж­ных инвесторов. Они, однако, могут рискнуть вложить средства в «территориальные точки роста», где имеются инновационно-технологические возможности.

Опыт реализации этих возможностей показывает, что в одних случаях осуществляется стратегия преследования, т.е. освоение конкурентоспособной продукции и укрепление своих позиций на соответствующих рынках за счет имеющихся ресурсов, в том числе инновационного и интеллектуального потенциала региона. Может быть осуществлена и стратегия передовых рубежей, когда ориен­тируется на использование достижений научно-технического про­гресса (НТП) для создания новых продуктов и технологий, фор­мирования спроса, новых рынков и т.п.

В тех случаях, когда есть в достатке природные ресурсы, можно осуществлять стратегию их освоения и экспорта, привлечения инвестиций, использования доходов для социальных нужд реги­она и развития производств, проектирования на локальный ры­нок.

Стратегия устойчивого развития городов и населенных пунктов.

Программа действий — это «Повестка дня на XXI век». Она была принята Международной конференцией ООН по окружающей среде и развитию производительных сил, стимулировала поиски применения этой глобальной задачи к различным сферам жизни и деятельности, в том числе по населенным пунктам, обустрой­ству территории и т.д.

В Градостроительной хартии СНГ сформулированы принци­пы устойчивого развития населенных пунктов:

Определены цели устойчивого развития населенных пунктов:


Заключение.

Подводя итог всего сказанного в данной работе можно отметить, что заимствованное из коммерческой сферы стратегическое планирование социально-экономического развития региона – это система мероприятий, которая на сегодняшний день является наиболее результативной долгосрочной программой для грамотного формирования целей развития регионов и соответственно их достижения.

Стратегическое планирование предусматривает подробный анализ сильных и слабых сторон регионов, что дает возможность при правильно выбранной стратегии развития повысить конкурентоспособность и определить (сформировать) резерв устойчивости социально-экономического развития регионов.

Осознание необходимости проведения подобной политики влечет спрос на профессионально подготовленные кадры, что порождает создание дополнительных образовательных центров, в том числе на государственной и муниципальной базе.

Литература.

  1. С.Н. Бабурин. Территория государства. Правовые и геополитические проблемы. – М.: Изд. МГУ, 1997.

  2. В.И. Видяпина, М.В. Степанова. Региональная экономика (общ. ред.) / уч. – М.: Инфра-М, 2006.

  3. А.Л. Гапоненко. Разработка стратегии территориального саморазвития / Регион: ресурсы местного развития – М.: Изд. БСГ, 1999.

  4. А.Г. Гранберг. Основы региональной экономики / уч. – М., 2000.

  5. В.В. Ивченко. Региональная экономика (ред.) / уч. – Калининград, 1998.

  6. Е.Е. Нефедова. Формирование конкурентоспособности региона в переходной экономике. / канд. дисс. – Саратов, 2001.

Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации