Социально-экономические расходы бюджета РФ - файл n1.doc

Социально-экономические расходы бюджета РФ
Скачать все файлы (348 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc348kb.17.02.2014 10:25скачать

n1.doc

  1   2   3



Содержание

Содержание……………………………………………………………..…………3

Ведение……....…………………………………………………………………….4

1 Социально-экономическое содержание бюджета 6


1.1Понятие бюджета и его функции 6

1.2Классифкация расходов федерального бюджета 10

2 Анализ расходов федерального бюджета за 2007-2009гг. 13

2.1.Динамика расходов бюджета социальной сферы 13

2.2Экономическая направленность расходов бюджета 19

3 Меры повышения эффективности расходов………………………………………………………………………......23

3.1.Бюджетный федерализм……………………………………………………………………….23

3.2.Долгосрочное планирование…………………………………………………………………….29

Заключение……………………………………………………………………….32

Список использованных источников…………………………………………...34

Приложение А…………………………………………………………………....36

Приложение Б…………………………………………………………………....37

Приложение В…………………………………………………………………....38

Приложение Г…………………………………………………………………....39

Приложение Д…………………………………………………………………....40

Приложение Е…………………………………………………………………....41

Введение

Бюджет – ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий. Именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредотачивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности.

Бюджетная политика государства может быть не только важнейшим фактором экономического роста, но и гарантом сохранения экономической и социальной стабильности в обществе. При этом одним из самых важных составляющих бюджетной политики является политика расходов.

Государственное регулирование в современных условиях превратилось в макроэкономический регулятор воспроизводственных процессов, направленный на реализацию стратегических приоритетов социально-экономического развития. В связи с этим особое значение приобретает проблема обеспечения соответствия структуры расходов бюджета расширенного правительства заявленным стратегическим приоритетам.

Средства федерального бюджета являются главным источником финансирования структурной перестройки экономики, развития перспективных направлений в промышленном производстве, освоения новых технологий. Федеральный бюджет играет определяющую роль в реализации социальной политики, проводимой в стране. Таким образом, актуальность выбранной для исследования темы заключается в первостепенной важности расходов бюджета для функционирования национальной экономики, а также укрепления социаль­ной стабильности в обществе. Эти проблемы весьма важны для всех стран мира.

Целью настоящей работы является анализ расходов федерального бюджета, как одного из инструментов воздействия государства на различные отрасли экономики и социальной сферы.

Задачами исследования выступают:

- рассмотрение теоретических аспектов формирования расходов бюджета, определение места расходов в государственном бюджете, а также рассмотрение классификации расходов бюджета;

- проведение анализа состава и динамики расходов федерального бюджета на поддержку отраслей национальной экономики и социальной сферы за 2007-2009 годы;

- разработка основных мероприятий по повышению эффективности и результативности бюджетных расходов.

Предметом исследования являются денежные отношения, возникающие между государством и другими участниками общественного производства по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства.

Объектом исследования выступают полученные расходы федерального бюджета на поддержку экономики и социальной сферы.

Для решения поставленных задач и целей, будут исрользованы следующи учебные пособия в области финансов таких авторов, как: Александрова, Дементьев, Ковалева, Нешитой, Поляков, Романовского М.В. , Година А.М,.; публикации в экономической периодической печати – статьи журналов «Финансы», «Бюджет», «Вопросы экономики», «Общество и экономика», «РЭЖ» и др., законодательные и нормативные акты РФ, а также сайты интернета: сайт бюджетной системы РФ, сайт Минфина РФ и другие источники.

Основными методами исследования, применяемыми в курсовой работе, являются анализ, синтез, сравнение, табличный метод.


  1. Социально-экономическое значение бюджета.



1.1 Понятие бюджета и его функции
В формировании и развитии экономической и социальной структу­ры общества большую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. Одним из механизмов, позволяющих государству прово­дить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав государственный бюджет. [1]

Поэтому, чтобы добиться успешного ре­шения социально-экономических задач в обществе, необходимо иметь четкое представление о самом понятии «бюджет», принципах постро­ения бюджетной системы страны, системе межбюджетных отношений, структуре доходов и расходов бюджетов разных уровней, методике их формирования и организации исполнения, приоритетных направле­ниях бюджетной политики государства.[2]

Именно через государственный бюджет производится направленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

С помощью государственного бюджета государственные власти получают финансовые ресурсы для содержания государственного аппарата, армии, осуществления социальных мероприятий, реали­зации экономических задач, т.е. для выполнения государством воз­ложенных на него функций.

Государственный бюджет как основной финансовый план госу­дарства дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране.[1]

Бюджет — категория экономическая. Бюджет по своей природе является экономическим базисом государства. Любые колебания или изменения этого базиса приводят к нарушению экономиче­ской, хозяйственной и социальной жизни общества.

По экономической сущности бюджет представляет собой денежные отношения, возникающие между государством и обще­ством по поводу перераспределения части национального дохода и национального богатства в связи с образованием и использова­нием денежных ресурсов, предназначенных для финансирования экономики, социальной сферы, нужд обороны и государственного управления.

Бюджет — категория не только экономиче­ская, но и политическая. Его возникновение и развитие связаны с зарождением, формированием и развитием политического строя государства. Бюджет — это и социальная категория, определяющая социальные отношения в обществе и государстве. Государство, используя бюджет в качестве одного из основных и действенных инструментов, непосредственно воздействует на социальную сферу и жизнь общества.

Проблема понимания природы бюджета обусловлена не только тем, что бюджет — понятие экономическое, историческое, социальное, политическое или правовое; главное, что бюджет есть понятие финансовой науки, жестко связанное с категорией «государство».

В современной литературе нет единого определения бюджета:

1.Бюджет - общее название термина, обозначающего расчет­ную и ограничительную смету доходов и расходов и их роспись за оп­ределенный период времени, утверждаемую соответствующим реше­нием и подлежащую исполнению индивидуальным или коллективным субъектом.[3]

2.Бюджет — это форма образования и расходования фонда де­нежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

3. Государственный бюджет - система определенных денежно-распределительных отношений, регламентируемых государственными органами власти, по поводу перераспределения части национального богатства для образования и расходования основного централизован­ного фонда денежных средств государства.[4]

В то же время бюджет правомерно рассматривать как экономи­ческую категорию, которая выражает определенные экономические отношения. Бюджет — категория, свойственная различным отно­шениям. Его возникновение и развитие связано с зарождением и формированием государства. Государство использует бюджет в ка­честве одного из основных инструментов обеспечения как непо­средственно своей деятельности, так и важнейшего элемента прове­дения экономической и социальной политики.[1]

Функции бюджетов заложены в их сущности и проявляются через их свойства:

Распределительная функция бюджета Она прояв­ляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и террито­риальной власти и управления. В развитых странах через бюджеты разных уровней перераспределяется до 50% ВВП. С помощью бюд­жета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, эконо­мические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей, регионов. Регулируя таким образом эконо­мические отношения, государство способно целенаправленно уси­ливать или сдерживать темпы производства, ускорять или ослаблять рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления

Функция перераспределения национального дохода и ВВП проявляется непосредственно на стадиях образования доходов бюджетов и распределения бюджетных ресурсов. В процессе формирования доходов бюджетов происходит принудительное изъятие в пользу государства части ВВП, созданного в процессе общественного воспроизводства. Через федеральный бюджет перераспределяется около 20% ВВП. Средства государственного бюджета в первую очередь направляются на финансирование структурной перестройки экономической сферы, комплексных целевых программ, наращивание научно-технического потенциала и мероприятий социальной защищенности наименее обеспеченных слоев населения.[5]

Доходы бюджетов всех уровней бюджетной системы суще­ственно различаются по плательщикам, объектам обложения, методам изъятия доходов и срокам уплаты. Вместе с тем они пре­следуют единую цель — формирование доходной части бюджетов различных уровней.

Доходы бюджетов могут носить налоговый и неналоговый характер.

Через бюджетные расходы финансируются бюджетополучате­ли — организации производственной и непроизводственной сфер. В бюджетах любого уровня бюджетной системы определены только размеры бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредствен­ными процессами расходования бюджетных ресурсов занимаются бюджетополучатели. За счет расходов бюджета происходит пере­распределение бюджетных ресурсов по уровням бюджетной сис­темы через систему дотаций, субсидий, субвенций и ссуд. Расходы бюджета в основном носят безвозвратный характер. Структура бюджетных расходов ежегодно устанавливается бюджетным планом (сметой) и зависит, как и бюджетные доходы, от экономической ситуации и приоритетов государства.

Регулирующая и стимулирующая функции бюджетов проявляют­ся непосредственно через налоговые доходы и расходы бюджетов. То есть налоговые доходы и бюджетные расходы выступают в ка­честве инструмента регулирования и стимулирования экономики и инвестиций, повышая эффективность производства, в первую очередь — наиболее важных отраслей экономики — атомной энергетики, машиностроения, агропромышленного комплекса, жилищного строительства.

Социальная функция бюджетов проявляется в непосредствен­ной поддержке членов общества, в первую очередь — наименее защищенных слоев населения, учреждений здравоохранения, об­разования, культуры, жилищно-коммунального хозяйства.

Функция планирования бюджетов предполагает:

-определение бюджетной политики, целей, задач и выбор путей их достижения;

-разграничение полномочий и предметов ведения между органами власти всех уровней в бюджетной сфере;

-определение потребности в денежных средствах в целях фи­нансового обеспечения функций, возложенных на органы власти, и решения задач, стоящих перед обществом и государством;

-разработку и обоснование оптимальных путей развития бюд­жетов с целью выработки предложений по укреплению бюджетов на основе прогнозных (расчетных) данных;

-разработку и обоснование проектов бюджетов, их доходной и расходной частей применительно к бюджетной политике, опре­деленной в послании Президента РФ Федеральному Собранию на очередной финансовый год;

-разработку конкретных мероприятий, обеспечивающих ис­полнение бюджета в интересах реализации бюджетной политики на очередной финансовый год.[1]

Функция организации бюджетов предполагает:

- определение бюджетного устройства и бюджетной класси­фикации;

- определение порядка составления, рассмотрения, утвержде­ния и исполнения бюджетов;

- выбор кредитных организаций, обеспечивающих бюджеты финансовыми средствами;

- определение органов, ответственных за разработку крите­риев и нормативов, определяющих структуру и объемы бюджетов и соответствующих задачам бюджетной политики;

- определение структуры контрольных органов, ответственных за формирование и исполнение бюджетов.

Контрольная функция бюджетов проявляется одновременно с распределительной и предполагает возможность и обязательность органов государственного и местного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств. Контрольная функция бюджета имеет конкретную форму проявления и реализуется по следующим направлениям:

- контроль за правильным и своевременным перечислением доходов в бюджеты и внебюджетные фонды;

- контроль за целевым, экономным и эффективным исполь­зованием бюджетных ресурсов и средств внебюджетных фондов.[6]

Форма государственного устройства страны, действующие основные законодательные акты, роль бюджета в общественном воспроизвод­стве и социальных процессах определяют основы бюджетного уст­ройства.

Бюджетное устройство в свою очередь определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаи­моотношения между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирова­ния и использования бюджетных средств и др.

Главное звено финансовой системы государства — бюджетная система. Бюджетная система — это совокупность бюджетов госу­дарства, административно-территориальных образований, самостоя­тельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государствен­ном устройстве и правовых нормах.

Построение бюджетной системы также зависит от формы госу­дарственного и административного устройства страны. По степени распределения власти между центром и административно-территориальными образованиями все государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.[1]
1.2 Классификация расходов бюджета


    Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во множестве видов расходов. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная – их величину. Структура бюджетных расходов ежегодно устанавливается непосредственно в бюджетном плане и зависит от экономической ситуации и общественных приоритетов. Многообразие конкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым рядом факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, административно-территориальным устройством государства, формами предоставления бюджетных средств и т.п.

Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития. Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам. В теории и практике финансов существуют несколько признаков классификации расходов бюджета.

В первую очередь расходы бюджета подразделяются по их влиянию на процесс расширенного воспроизводства, т.е. экономическая классификация. В этом случае выделяются текущие и капитальные бюджетные расходы.

Текущие расходы связаны с предоставлением бюджетных средств юридическим лицам на их содержание и покрытие текущих потребностей. Эти расходы включают затраты на государственное потребление (содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, закупки товаров и услуг гражданского и военного характера, текущие расходы государственных учреждений), текущие субсидии нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, транспортные платежи, выплату процентов по государственному долгу и другие расходы. Как правило, эти расходы в основном соответствуют затратам, отраженным в обычном бюджете или бюджете текущих расходов и доходов.

Капитальные расходы представляют собой денежные затраты, связанные с вложением в основной капитал и прирост запасов. Они включают в себя капиталовложения за счет бюджета в различные отрасли народного хозяйства, инвестиционные субсидии и долгосрочные бюджетные кредиты государственным и частным предприятиям местным органам власти. Данная группа расходов отражается в бюджете капитальных расходов и доходов государства.[7]

Важное значение имеет функциональная классификация расходов бюджета, отражающая сферы общественной деятельности, в которые направляются денежные средства. Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации разделами классификации расходов бюджетов являются:

1) общегосударственные вопросы

2) национальная оборона

3) национальная безопасность и правоохранительная деятельность

4) национальная экономика

5) жилищно-коммунальное хозяйство

6) охрана окружающей среды

7) образование

8) культура, кинематография, средства массовой информации

9) здравоохранение, физическая культура и спорт

10) социальная политика

11) межбюджетные трансферты[8]

Такая классификация наглядно отражает роль государства в различных областях общественной жизни.

Ведомственная классификация позволяет выделить соответствующее министерство, другое государственное учреждение или юридическое лицо, получающее бюджетные ассигнования. Такая классификация расходов бюджета показывает наиболее мобильные изменения в структуре расходов, связанные с изменением системы управления.

Существует важная классификация по предметной направленности, то есть укрупненная группировка расходов, в соответствии с которой выделяют расходы на финансирование отраслей народного хозяйства и расходы на финансирование социальной сферы.

Основой отраслевой группировки расходов федерального бюджета является общепринятое деление экономики на отрасли и виды деятельности:

В производственной сфере подразделяются по отраслям народного хозяйства: на развитие промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и др.;

В непроизводственной по отраслям и видам общественной деятельности: на образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение, государственное управление и т.п.

Такое деление государственных расходов (также как и по роли в воспроизводстве) помогает выявлять пропорции в распределении бюджетных средств, но уже по отраслям. Изменяя эти пропорции, государство может добиваться нужных сдвигов в отраслевой структуре общественного производства.

Классификация расходов по целевому назначению, т.е. по конкретным видам затрат, создает предпосылки для рационального использования бюджетных средств, является необходимой базой для осуществления эффективного и действенного контроля за использованием бюджетных ассигнований. В настоящее время в Российской Федерации применяется классификация расходов по 19 целевых направлениям:

1)заработная плата;

2)начисления на заработную плату;

3)канцелярские и хозяйственные расходы;

4)командировки и служебные разъезды;

5)стипендии;

6)расходы на питание;

7)приобретение медикаментов и перевязочных средств;

8)приобретение оборудования и инвентаря;

9)приобретение мягкого инвентаря и обмундирования;

10)государственные капитальные вложения;

11)капитальный ремонт;

12)содержание сооружений благоустройства;

13)геологоразведочные работы;

14)проектирование;

15)государственная дотация;

16)операционные расходы;

17)платежи по ссудам;

18)возмещение разницы в ценах;

19)прочие расходы.

Важной проблемой осуществления целевых бюджетных расходов является их защищенность от обесценения в условиях высоких темпов инфляции на современном этапе развития экономики нашей страны. Принцип защищенности предполагает финансирование ряда статей расходов бюджета в полном объеме с учетом их инфляционного увеличения.

Осуществление финансирования отдельных статей расходов бюджета в соответствии с их инфляционным увеличением, с одной стороны, обеспечивает защиту получателей бюджетных ассигнований в обеспечении намеченных ими мероприятий, а с другой стороны, является инфляционным фактором, увеличивающим совокупный спрос на продукцию и услуги и в дальнейшем провоцирующим развитие инфляции издержек производства.

Территориальная классификация расходов. В соответствии с уровнем государственного управления в РФ расходы бюджета подразделяются на расходы федерального бюджета, расходы бюджетов членов Федерации и расходы местных бюджетов.

Таким образом, расходы классифицируются в целях обеспечения планирования и учета расходов страны. Характер группировок и принципы их построения опреде­ляются социально-экономическим содержанием бюджетных расходов, структурой народного хозяйства и системой управления. Определение целей бюджетных затрат — обязательное условие функциониро­вания и эффективности всего бюджетного процесса.[9]

 



  1.   1   2   3
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации