Конкуренция и монополия: противоположность и единство. Типы рынков в условиях несовершенной конкуренции - файл n1.doc

Конкуренция и монополия: противоположность и единство. Типы рынков в условиях несовершенной конкуренции
Скачать все файлы (67.4 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc165kb.21.12.2009 20:56скачать

n1.doc

  1   2   3   4


Конкуренция и монополия: противоположность и единство. Типы рынков в условиях несовершенной конкуренции

Содержание




Введение…………………………………………………………………………. 3

1. Чистая (совершенная ) конкуренция………………………………………. 5

2. Монополия ………………………………………………………………….. 9

3. Типы рынков в условиях несовершенной конкуренции……………….. 12

3.1. Олигополия………………………………………………………...... 14

3.2. Монополистическая, или несовершенная конкуренция………….. 20

Заключение…………………………………………………………………….. 25

Список литературы……………………………………………………………. 27

Введение




Цель данной работы – изучить различные виды конкуренции и рассмотреть возможности поведения компании на рынке с той или иной конкуренцией.
Механизм конкуренции, его движущие силы являются объектом длительного изучения различными экономическими школами и учёными экономистами. На протяжении десятилетий содержание понятия «конкуренция» изменялось, соответственно менялась и роль, которая ей отводилась в системе рыночных отношений.
Как и всякое важное понятие, термин «конкуренция» имеет множество толкований.
Конкуренция - в повседневном понимании - соперничество экономических субъектов за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.
Конкуренция - в классической экономической теории - элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение.
Конкуренция - в теории строения рынка - критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка.

Интенсивность и конкретные формы конкурентной борьбы между прямыми соперниками на рынке товара варьируют в зависимости от характера конкурентной ситуации. Она описывает степень взаимозависимости конкурентов, возникающей в результате их действий. Проводя анализ ситуации на конкретном рынке, удобно опираться на различные конкурентные структуры, предложенные экономистами и описанные в многочисленных теоретических и экспериментальных исследованиях. Обычно различают четыре таких структуры: чистая (или совершенная) конкуренция, олигополия, монополистическая (или несовершенная) конкуренция и монополия. Мы последовательно рассмотрим эти типовые структуры, особо выделяя ожидаемое поведение конкурентов применительно к каждой из них.

Исходя из цели, можно поставить следующие задачи:

  1. рассмотреть чистую (совершенную) конкуренцию,

  2. рассмотреть монополию,

  3. проанализировать типы рынков в условиях несовершенной конкуренции.



1. Чистая (совершенная) конкуренция


Модель чистой конкуренции характеризуется присутствием на рынке большой группы продавцов, противостоящей большой группе покупателей, причем ни одна из этих групп не обладает достаточной силой, чтобы повлиять на цены. Товары имеют четко определенные характеристики, полностью взаимозаменяемы и продаются по ценам, которые определяются только соотношением между спросом и предложением. Продавцы на таком рынке не обладают никакой рыночной силой и их поведение не зависит от действий других продавцов. Итак, ключевые характеристики этого рынка таковы:

- большое число продавцов и покупателей;

- недифференцированные, полностью взаимозаменяемые товары;

- полное отсутствие рыночной силы.

Ситуация такого типа встречается на промышленных рынках унифицированных товаров и недифференцированных товаров типа сырьевых пищевых продуктов и минерального сырья, а также металлов. Рынки последнего типа обычно являются организованными, как например Лондонская биржа металлов или различные биржи сырьевых товаров.

При чистой конкуренции детерминантой является игра спроса и предложения. Для фирмы важными переменными являются цена и предлагаемое количество. В краткосрочной перспективе для фирмы важно отслеживать объемы производства у конкурентов и появление новых конкурентов, поскольку это позволяет предвидеть динамику цены.

В долгосрочной перспективе интерес фирмы, очевидно, в том, чтобы избавиться от анонимности чистой конкуренции, дифференцируя свои товары и тем самым уменьшая степень их заменяемости, или создавая издержки перехода для покупателей. Такого результата можно, например, добиться, осуществляя строгий контроль качества, сопровождаемый политикой укрепления имиджа марки.

Кривая спроса отдельной фирмы на таком рынке совершенно эластична и совпадает с кривой и предельного дохода (рис. 1.1)

.



Рис. 1.1. График предельного и совокупного дохода

Поведение фирмы на конкурентном рынке определяется общим правилом оптимизации производства, максимизирующем прибыль

.

Воспринимая цену на свой товар как заданную рынком, конкурентная фирма фактически выбирает объем производства из равенства

.

1. Если при оптимальном объеме производства Qmax, P=MC>AC, то фирма будет получать экономическую прибыль: (рис. 1.2).

2. При оптимальном производстве МС=Р=АС, фирма получит нулевую экономическую прибыль, т.е. работает в режиме самоокупаемости (рис. 1.3).

3. Если Р=МС<АС, фирма несет убытки, но будет продолжать функционировать в краткосрочном периоде (минимизация убытков) (рис. 1.4).

4. Если Р=МСmin, то фирма покинет данный конкурентный рынок в поисках более выгодной сферы деятельности (рис. 1.5).

5. В долгосрочном периоде максимум прибыли достигается фирмой при условии (рис. 1.3); фирма получает нормальную прибыль и нулевую экономическую, что связано со стабилизацией объема выпуска в отрасли.



Рис. 1.2. - Максимизация прибыли

Рис. 1.3. - Равновесие фирмы в длительном периоде



Рис. 1.4. - Минимизация издержек

Рис. 1.5. - Выход фирмы из отрасли в короткий период



Эффективность конкурентного рынка. Политика в области контроля над ценами может привести к полным убыткам в совокупных излишках производителя и потребителя.

На рис. 1.6 и 1.7 треугольники В и С отражают полные убытки, связанные с государственным вмешательством в рыночное ценообразование.



Рис. 1.6. - Убытки производителя и потребителя при ценах (Р1) ниже равновесного уровня

Рис. 1.7. - Убытки производителя и потребителя при ценах (Р2) выше равновесного уровня


Недостатки рынка совершенной конкуренции:



  1   2   3   4
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации