Разделение властей. Система права. Нормативно-правовой акт - файл n1.doc

Разделение властей. Система права. Нормативно-правовой акт
Скачать все файлы (285.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc286kb.17.02.2014 10:09скачать

n1.doc

  1   2   3   4
Кафедра теории государства и права
Контрольная работа по курсу теория государства и права

Вариант №2

2009 год.


Задание 1.

Дайте характеристику принципа разделения властей. Проанализируйте как этот принцип (ст.10 Конституции РФ) реализуется в механизме Российского государства.
Государственная власть по своей сути едина. Это значит, что в государстве не может быть двух и более государственных властей, неодинаковых по своей природе, принципиально отличных по задачам, целям и средствам государственного принуждения. Эти признаки относятся и к федеративным государствам: государственная власть субъекта федерации однотипна с федеральной и образует содержательное единство с ней. У государственной власти единый первоисточник- общность, класс, народ. Организуется и осуществляется власть по-разному. Исторически первая организация верховной власти была, когда вся власть сосредоточена в руках одного органа, обычно монарха. Такая государственная власть имела отчетливый характер персонализма и нередко обожествлялась. Сосредоточение всей власти в одном органе имело недостатки и пороки. Властные органы становились бесконтрольными. При такой организации высшей государственной власти открывается простор для возникновения и функционирования деспотических, тиранических и диктаторских политических режимов. Власть портит людей, бесконтрольная власть портит вдвойне. Поэтому встал вопрос, как обеспечить контроль за деятельностью высших органов государства, не ущемив их статуса и престижа. В противном случаи они автоматически утратят качество высших, превратятся в подконтрольные органы. Ответ на этот вопрос дал принцип разделения властей.1

Принцип был выработан мировой практикой развития демократических государств. Над разработкой принципа разделения властей трудились многие ученые, но особое место в разработке принципа принадлежит английскому философу-материалисту XVII в. Дж.Локку, и французскому просветителю, философу и правоведу XVIII в. Ш.Л.Монтескье. У Джона Локка идея господства права предстает в виде государства, в котором верховенствует закон, соответствующий естественному праву, признающий неотчуждаемые естественные права и свободы индивида, реализирующий разделение властей. Ш.Л. Монтескье рассматривал проблему политической свободы в ее отношениях, как к государственному строю, так и к отдельной личности, гражданину. Первый аспект этих отношений политической свободы, находящий свое выражение в правовом оформлении разделения трех властей (законодательной, исполнительной и судебной), выступает в качестве необходимой институционально-организованной формы обеспечения второго аспекта свободы гражданских прав, свобод и безопасности личности.2

Сущность принципа разделения властей заключается, в разделении власти на три ветви: законодательную (избранный народом парламент), исполнительную (глава государства и правительство) и судебную (независимые судьи), при этом между ветвями власти осуществляется постоянный гибкий взаимоконтроль, при котором функционирует система взаимных сдержек и противовесов, а так же важность уравновесить, сбалансировать их властных полномочиях. Особенно между законодательными и исполнительными органами, сделать судебную ветвь власти реально независимой. Так как высшие органы, действующие по принципу разделения властей, обладают самостоятельностью (не абсолютной, а относительной, так как власть – едина), но один из органов должен стать лидирующим, чтобы не было борьбы за лидерство, которая может привезти к ослаблению каждой из ветвей власти и государственную власть в целом.1

Таким образом, определение принципа разделения властей, можно считать следующим, принцип разделения властей - это рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляется гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как частей единой власти через систему сдержек и противовесов.

Данный принцип обладает огромным демократическим потенциалом, в чем и состоит главное его значение.

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (Статья 10).3

В данной статье закрепляется фундаментальный принцип организации власти в РФ – принцип разделения властей.

Каждый государственный орган, осуществляющий одну из трех функций государственной власти, взаимодействует с другими государственными органами. При этом они взаимодействуют и ограничивают друг друга (системой сдержек и противовесов). Согласно Конституции РФ, система сдержек и противовесов выглядит следующим образом:

Законодательная власть - постоянно действующий высший и единственный законодательный орган субъекта РФ.

Законодательная власть представлена - Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации (статья 94).3

Федеральное Собрание является представительным органом государственной власти РФ. Представительный характер выражается, прежде всего, в том, что он формируется (избирается) российским народом (избирателями). Члена российского парламента должны быть наиболее авторитетные, высокоэрудированные, компетентные представители самых различных социальных слоев российского общества, его политических спектров и воззрений.4

Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы (статья 95)3.

Полномочия законодательной власти РФ регулируются статьями 102, 103 Конституции Р.Ф.( Статья 102 – функции Совета Федерации, а статья 103 – функции Государственной Думы).3

Основными функциями законодательной власти являются принимать федеральные законы (Государственная Дума, никакие другие федеральные органы государственной власти не обладают такой функцией), определять нормативную базу деятельности всех органов государственной власти, влиять парламентскими способами на деятельность исполнительной власти (самый серьезный инструмент влияния – возможность постановки вопроса о недоверии Правительству Российской Федерации - статья 117, пункт 3, Конституция РФ), назначают выборы президента РФ, назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, назначает на должность и освобождает от должности Генерального прокурора РФ, назначает на должность и освобождает от должности заместителя Председателя счетной палаты РФ и половину состава ее аудиторов, утверждает изменение границ между субъектами РФ.

Общими положениями является возможность досрочного прекращения полномочий регионального законодательного органа, в том числе роспуск как мера ответственности за антиконституционные или незаконные акты, принятые законодательным органом. Порядок досрочного прекращения регулируется названным Федеральным законом. Факт нарушения Конституции РФ, федеральных и региональных законов должен установить соответствующий суд.

Закрепление системы сдержек и противовесов как совокупности правовых ограничений в отношении законодательной государственной власти: довольно жесткая юридическая процедура законодательного процесса, которая регламентирует основные его стадии, порядок законодательства. Законодатель в своих действиях ограничивается самими принципами права, конституцией, другими юридическими и демократическими нормами и институтами. В системе противовесов важную роль призван играть глава государства, имеющий право применить отлагательное вето, а при необходимости назначить досрочные выборы.

Исполнительная власть – глава государства и правительство, она должна быть подзаконной. Ее главные функции – организация исполнения законов, их реализация. В подчинении исполнительной власти находится большая сила – чиновничий аппарат, «силовые» министерства и ведомства. Все это составляет объективную основу для перехода лидирующей роли именно к органам исполнительной власти. Исполнительная власть обладает самой разветвленной сетью разнообразных государственных органов с многочисленным кадровым составом государственных служащих. Для единого функционирования, они связаны определенной субординацией, органы исполнительной власти скреплены более строгой иерархией, подчиненностью нижестоящих вышестоящим, а все – единому центру. Вышестоящие органы имеют право давать указания нижестоящим и проверять их исполнение.

В соответствии со статьей 11 Конституции РФ Правительство РФ, наряду с другими федеральными органами, осуществляет государственную власть в РФ – исполнительную власть и является высшим федеральным органом исполнительной власти.

Правительство – «совет» или «кабинет министров». Правительством традиционной считается создаваемый парламентом и президентом (чаще всего только парламентом или президентом) коллегиальный орган исполнительной власти. Правительство руководит работой всех федеральных органов исполнительной власти (федеральных министров, государственных комитетов и т.п.), в том числе и теми из них, которые непосредственно обеспечивают исполнение Президентом РФ его конституционных полномочий и ему подведомственны.

Конституционные полномочия и акты Правительства РФ:

  1. Правительство РФ разрабатывает федеральный бюджет и представляет его Государственной Думе на утверждение; обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета.

  2. Правительство РФ связано с обеспечением проведения в РФ единой финансовой, кредитной, денежной политики.

  3. Правительство РФ связано с проведением в РФ единой государственной политики в сфере культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии.

  4. Правительство РФ осуществляет управление федеральной собственностью.

  5. Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охраны собственности и общественного порядка, борьбы с преступностью, обороны страны, государственной безопасности, реализация внешней политики РФ.

Правительство РФ издает в рамках своей компетенции два вида актов – постановления и распоряжения – и обеспечение их исполнения. Постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ могут быть отменены Президентом.

Прекращение полномочий Правительства РФ. Конституция РФ устанавливает несколько оснований прекращения полномочий Правительства РФ.

  1. Правительство РФ слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ (Президент избирается на 4 года, следовательно, общий срок полномочий Правительства РФ составляет 4 года).

  2. Досрочное прекращение полномочий Правительства РФ. Правительство РФ может подать в отставку, которая принимается или откланяется Президентом РФ. Так же Президент может сам принять решение об отставке Правительства РФ. Правительство может уйти в отставку в результате выражения ему недоверия со стороны законодательной власти, в частности Государственной Думой, однако при согласии с этим решением Государственной Думы Президента РФ (если Президент не согласен с Государственной Думой, то Правительство РФ продолжает свою деятельность, но если в течение 3 месяца Государственная Дума повторно выразит недоверие к Правительству РФ, то Президент должен принять одно из двух решений: либо отправлять Правительство в отставку, либо распускать Государственную Думу).5

Правительство РФ в лице своего Председателя, по своей инициативе, может поставить перед Государственной Думой вопрос о недоверии Правительству РФ. Постановка данного вопроса может быть связана с требованиями Правительства РФ тк Государственной Думе решить тот или иной вопрос (например, утвердить представленный Правительством РФ проект федерального бюджета). И в данном случае решение, в конечном счете, остается за Президентом РФ. Если Государственная Дума в доверии Правительству отказывает, то Президент должен в течение 7 дней принять одно из двух решений: либо отправляет в отставку Правительство РФ, либо распускает Государственную Думу и назначает ее новые выборы.

Глава Государства - Президент РФ, не только возглавляет исполнительную власть Российской Федерации, но и обладает важными властными полномочиями (статья 110 пункт 1 Конституции РФ). Глава государства не стоит и не может стоять над органами различных ветвей власти, он обеспечивает необходимость координацию их деятельности, испытывая на себе контролирующее воздействие, прежде всего, законодательных судебных органов. Глава государства призван обеспечить согласованное функционирование органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

Конституционные функции Президента РФ – это основные, главные направления его деятельности, определяемые и закрепляемые конституционными нормами:

  1. Президент РФ – глава Российского государства, высшее должностное лицо страны, главное действующее лицо в государственной иерархии.

  2. Президент РФ – гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, государственного суверенитета РФ, ее независимости и госу3дарственной целостности.

  3. Президент РФ – арбитр, координатор согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти как федерального, так и субъективного уровня.

  4. Президент РФ выполняет стратегическую функцию, определяя основные направления внутренней и внешней политики РФ, облекая их в форму ежегодных посланий Федеральному Собранию РФ.

  5. Президент РФ – лидер страны, он представляет РФ как внутри страны, так и в международных отношениях.

Конституционные полномочия Президент РФ, закрепленные в Конституции РФ, носят достаточно обширный, многообразный и исчерпывающий характер, их можно сгруппировать по основным сферам его деятельности.

В сфере законодательной власти Президента РФ: обладает правом законодательной инициативы; назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом; распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренные Конституцией РФ (сбалансировано возможностью выражения недоверия Правительству); назначает референдум РФ в порядке, установленном федеральным конституционным законом; подписывает и обнародует федеральные конституционные законы; обладает правом отлагательного вето в отношении принятого палатами Федерального Собрания федерального закона; обращается к Федеральному Собранию с ежегодным посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики Российского государства.

В сфере исполнительной власти Президент РФ: назначает с согласия Государственной Думы председателя Правительства РФ; по предложению Председателя Правительства РФ утверждает систему и структуру федеральных органов исполнительной власти РФ; по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров; имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ; имеет право отменять постановления и распоряжения Правительства РФ в случаи их противоречия Конституции РФ, федеральным закононам и указам Президента РФ; принимает решение об отставке Правительства РФ; в праве приостановить действие всех актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом; представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ; ставит перед Государственной думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ (статьи 111-117 Конституция РФ).

В сфере судебной власти Президент РФ: представляет Совету Федерации кандидатуру для назначения на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда Рф, Высшего Арбитражного Суда РФ; назначает судей других федеральных судов; представляет Совету Федерации кандидатуру для назначения на должность Генерального прокурора РФ и вносит в Совет Федерации предположения об освобождения Генерального прокурора РФ от должности (статьи 125,128,129 п.2 Конституция РФ).

Конституция Российской Федерации предусматривает несколько оснований прекращения полномочий Президента РФ.

Первое: по истечении установленного срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентов РФ (Президент РФ вступает в должность на тридцатый день со дня официального объявления Центризбирком РФ результатов выборов. При вступлении в должность Президент РФ приносит присягу, а затем он приступает к исполнению своих конституционных полномочий).

Второе: досрочное прекращение полномочий Президента РФ, т.е. до истечения установленного Конституцией РФ срока: в случаи отставки Президента РФ; в случае стойкой неспособности Президента РФ по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия; в случае отрешения Президента РФ от должности.

Исполнительная власть, ее органы – мотор государства, его основная управляющая система. Минусы исполнительной власти состоят главным образом в том, что органы и должностные лица исполнительной власти тяготеют к обособленности, авторитаризму, стремятся освободиться от контроля органов других ветвей власти, отчуждению от простых людей, народа, к злоупотреблению своим положением, к подмене общегосударственных дел своими собственными делами и интересами.6

Закрепление системы сдержек и противовесов как совокупности правовых ограничений в отношении исполнительной государственной власти используются ограничения ведомственного нормотворчества и делегированного законодательства, то есть запреты на принятие ведомственных актов, затрагивающих такие отношения, которые должны быть урегулированы только законом. Например: вотум недоверия правительству, а в отношении президента – процедура импичмента.

Судебная власть – самостоятельный и независимый вид государственной власти, осуществляемый судами посредством установленного законом судопроизводства в интересах охраны членов общества от любого произвола (статья 120 Конституции РФ).

Судебная власть как вид власти обладает всеми ее признаками: решения, принятые судебными органами в рамках своей компетенции, обязательны для всех государственных органов, должностных лиц и граждан; судебные органы применяют разнообразные виды государственного принуждения и т.д.

Судебная власть обладает и рядом специфических признаков, отличающих ее от других ветвей власти: основная функция судебной власти – осуществление правосудия не может реализоваться каким-либо другим органом; подзаконность; независимость; судебная власть осуществляется в процессуальной форме; правоприменительный характер; лица, осуществляющие судебную власть (судьи), обладают особым статусом и режимом деятельности; контроль за осуществлением судебной власти может быть только правовым.

Функции судебной власти: осуществление правосудия; судебный контроль за законностью и обоснованностью мер процессуального принуждения; толкование правовых норм; официальное удостоверение фактов, имеющих юридическое значение; ограничение конституционной и иной отраслевой правосубъектности граждан; судебный надзор за решением судов; судебное управление; рассмотрение дисциплинарных проступков судей и др.

Судебная система РФ совокупность взаимосвязанных между собой судов российской федерации, учрежденных в соответствии с Конституцией РФ (статья 118) и федеральным конституционным законом, организованных и действующих на демократических принципах с учетом федеративного и административно-территориального устройства страны. В судебную систему входят федеральные судьи и суды субъектов РФ. К федеральным относятся: Конституционный Суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции (Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краев, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды), военные суды, федеральные арбитражные суды (Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, субъектов РФ). К судам субъектов РФ относятся конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи.7

Судебная власть и судебная система характеризуется признаками:

- исчерпывающий перечень судов установлен Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом о судебной системе. Изменение его возможно только на основе изменения этих актов. Субъекты РФ могут только создавать либо не создавать суды субъектов РФ, но в пределах установленного федеральным законодателем перечня;

- правила судопроизводства установлены федеральным законом и обязательны для всех судов. Равным образом обязательно для всех судов применение Конституции и законодательства РФ, общепринятых принципов и норм международного права и международных договоров РФ;

- акты судов, вступившие в законную силу, обязательны для исполнения на всей территории РФ;

- федеральное законодательство закрепляет единый статус для судей всех судов;

- суды финансируются из средств федерального бюджета. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи законодательно включены в единую судебную систему страны, но ряд приведенных выше положений на них не распространяется. Правила судопроизводства в конституционных судах устанавливает не федеральный законодатель, а сам субъект РФ. Финансирование осуществляется из федерального бюджета субъекта.8
  1   2   3   4
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации