Геворкян М.Л. Мигрантская педагогика как глобальная образовательная стратегия - файл n1.doc

Геворкян М.Л. Мигрантская педагогика как глобальная образовательная стратегия
Скачать все файлы (79.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc80kb.17.02.2014 09:49скачать

n1.doc

http://rspu.edu.ru/university/publish/pednauka/2002_1/08Gevorkian.htm

Электронные журналы  | Все выпуски | Выпуск 1 | Оглавление | 



"Педагогическая наука и образование в России и за рубежом: региональные, глобальные и информационные аспекты"

ВЫПУСК 1_2002

Раздел 8. 

Мигрантская педагогика в России и за рубежом

В разделе:

МИГРАНТСКАЯ ПЕДАГОГИКА КАК ГЛОБАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ

Геворкян Мальвина Леонидовна,
кандидат педагогических наук,
Ростовская государственная
экономическая академия - РГЭА (РИНХ)
г. Ростов-на-Дону

    Актуальность исследования проблем развития теории и практики мигрантской педагогики, педагогической поддержки детей-мигрантов и беженцев обусловлена процессами распада СССР, локальными конфликтами, что породило тенденцию национальной нетерпимости и разобщенности. Развитие процессов миграции, появление вынужденных переселенцев, детей-мигрантов, беженцев, обострили проблемы их адаптации в инокультурной среде. Актуальность исследования проблем мигрантской педагогики и педагогической поддержки и защиты детей-мигрантов подтверждается современными реалиями геополитической социально-педагогической ситуации, связанной с вынужденной миграцией. Так на юге России вынужденная миграция составила в период 1992-1999 годы около 40%. В соответствии с международными документами (Конвенция ООН 1951 , Конвенции по правам Детей (1989), Закон Российской Федерации «О беженцах») отмечается, что дети – беженцы наделены правами взрослых беженцев, теми же социальными, экономическими, культурными, политическими правами, что и дети, живущие в стране. Дети- беженцы, не сопровождающиеся родителями, получают опекуна. Если страна отказывает предоставить статус беженцам, дети не возвращаются в родную страну до тех пор пока не будут соблюдены условия и их интересы
    Современные ученые, осознающие важность и актуальность решения общетеоретических проблем межкультурного диалогического взаимодействия людей, создали философские теории: диалогизма (М. Бубер), коммуникации (К. Ясперс), неосократизма (Г. Марсель), диалогической герменевтики (Х. Г. Гадамер) и др. Социальный аспект поддержки и защиты личности исследован в работах И. С. Кона, А. В. Петровского, Е. М. Рыбинского, Л. И. Уманского, Е. Н. Сорочинской, Д. И. Фельдштейна и др.
    Для нашего исследования были интересны и полезны труды зарубежных психологов и педагогов: З. Фрейда, Э. Берна, Э. Эриксона Р. Бернса, К. Юнга, У. Глассера и др. В них рассматривается широкий круг вопросов, важных для научного обоснования теории и практики социально-педагогической поддержки и защиты мигрантов и беженцев в поликультурном образовательном пространстве ряда регионов мира. В той связи назрела необходимость в разработке теоретических основ мигрантской педагогики, отражающей развитие и образование учащихся-мигрантов как категории глобальной и региональной педагогической науки.
    Это актуализировало ряд новых педагогических проблем, направленных на решение задач педагогической поддержки и адаптации в конце 90-х годов в отечественной педагогике развитие новой интегративной области педагогической науки – мигрантской педагогики, впервые сфомулированная в отечественной научной школе Е.В.Бондаревской (И.В.Бабенко, О.В.Гукаленко, Л.М.Сухорукова и др.). В разработке этой интегративной области знания исследователи орпираются на труды отечественных педагогов А.В. Луначарского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко В.А. Сухомлинского и других, в которых обосновывается важность педагогической поддержки в развитии личности.
    Философско-методологический аспект поддержки и защиты человека раскрывается в трудах Н. А. Бердяева, Г. Ф. Гегеля, И. Канта, В. Лейбница, М. Монтеня, Ж. Ж. Руссо, Э. Фромма и др.
    Особый интерес  представляют разработки современных проблем миграции, отличающиеся многогранностью и широким спектром изучаемых объектов. Так, социально-психологический аспект положения русских в странах ближнего зарубежья исследуется Н.М. Лебедевой; влияние миграционных процессов на межнациональные отношения – Р.А. Костиным; вопросы социальной адаптации вынужденных мигрантов раскрывает В. С. Айрапетов. В целом внимание ученых сконцентрировано на исторических, демографических и структурных особенностях миграции, при этом совершенно отсутствуют работы, связанные с образовательной парадигмой миграции, с адаптацией, поддержкой и защитой детей-мигрантов. Поэтому актуальной проблемой является теория и практика педагогической поддержки детей-мигрантов и беженцев в современном глоболокальном образовательном пространстве.
    Для этого необходимо  систематизировать деятельность научных школ, центров России и США, Канады, Европейского союза  по разработке мигрантской педагогики как интегративной области научного знания. В связи с таким подходом теоретические и практические образовательные стратегии, модели и образовательные технологии  необходимо рассматривать в единстве с философскими и социокультурными проблемами развития образования детей-мигрантов в поликультурном образовательном пространстве, основанном на толерантности, ценностяях национальных культур.
    Актуальными задачами  исследования являются выявление сущности и основные направления развития мигрантской педагогики как феномена мировой педагогической науки;  определение основных факторов, условий и средств развития мигрантской педагогики на региональном уровне.
    Методологической основой исследования являются идеи социальной обусловленности развития человека как личности; учение о феноменологии; идеи этнологии; идеи своеобразии и самобытности культур, культурных традиций разных народов; вопросы приоритетности формирования общественного сознания на основе национальных и общечеловеческих ценностей, нравственной культуры межнациональных отношений в целях совершенствования всех сторон жизнедеятельности многонационального коллектива и общества. В процессе исследования были применены идеи кросскультурализма, философии гуманизма и педагогики личности как образовательной стратегии мирового сообщества.
    Теоретическим фундаментом  исследования стали достижения отечественной и американской педагогики и психологии, исследующие проблемы развития личности и педагогики диалога, педагогики свободы, личностно-ориентированного и поликультурного образования (М. М. Бахтин, В. С. Библер, Е. В. Бондаревская, Л. И. Божович, Т. Вейт, Дж. Гилбарт и др.).
    Понятие «мигрантская педагогика» в своем развитии в педагогической науке и практике России и США основывается на важнейших идеях гуманистической психологии, педагогики, процессах демократизации, толерантности, мультикультурализма. Выбор этих идей в качестве доминирующих и целесообразных для педагогической поддержки детей, перемещенных в инокультурную социально-педагогическую среду обусловлен тем, что эти теории создают условия для усвоения детьми-мигрантами и беженцами смыслов творческой жизнедеятельности, обретения ценности жизни и ее сохранения, потребность и умение жить в поликультурном пространстве в диалоге с различными национальными культурами (Л. С. Выгодский, В. С. Библер, Ш. А. Амонашвили, О. С. Газман, Н. Б. Крылова и др.).
    Педагогика диалога, по мнению исследователей, является наиболее важнейшей средой адаптации и педагогической поддержки детей-мигрантов в инокультурной социально-педагогической среде (Е. В. Бондаревская, О. В. Гукаленко, И. В. Бабенко, Л. М. Сухорукова).
    История развития педагогики диалога как традиции образования позволяет выделить основные направления развития мигрантской педагогики: включенность идей гуманизма, в воспитание в образование (философско-образовательное направление, реализующее идеи Н. А. Бердяева, И. А. Ильина, Н. О. Лосского, С. Л. Франка и др.); личностно-ориентированный подход к развитию, воспитанию и образованию детей-мигрантов (Е. В. Бондаревская); педагогики свободы как теоретико-методологическая основа развития детей-мигрантов в поликультурном пространстве (О. С. Газман, О. В. Гукаленко).
    Автором изучены, систематизированы теории развития поликультурного общества, поликультурного образования и воспитания как педагогической среды интеграции детей-мигрантов и беженцев в США, Канаде, Германии. Поликультурная образовательная среда реализует идеи американской педагогики мультикультурализма (К. Беннект, С. Ньето, Д. Толлник, В. Менган, Б. А. Джакоб, W. M. Krogman, W. Lippman и др.).
    Ценными для российской мигрантской педагогики являются ряд идей мультикультурализма России, Европейского союза, США, Канады:
- признание общечеловеческих ценностей;
- развитие национально-культурной идентичности;
- обеспечение в учебном процессе и в процессе социальной адаптации культурной и языковой подготовки в поликультурной социально-образовательной среде;
- поддержка индивидуальности детей-мигрантов в условиях ненасильственного, гуманистического развития.
    Новым направлением в развитии мигрантской педагогики 90-х – начала 21 века является личностно-ориентированный подход, разрабатываемый в российской и молдавской педагогической науке, объединенных научной школой Е. В. Бондаревской (Е. В. Бондаревская, О. В. Гукаленко, Л. М. Сухорукова И. В. Бабенко, О. В. Сиротинец, М. А. Болдырева, И. В. Колосова, И. Б. Левицкая, А. В. Мельничук, Л. Г. Ткач и др.). Так, Е. В. Бондаревская разрабатывает личностно-ориентированный подход к образованию и воспитанию детей-мигрантов и на этой концептуальной основе разрабатываются социально-образовательные технологии помощи и поддержки детей, имеющих проблемы в образовании и жизнедеятельности в связи с перемещением (миграцией, репатриацией и т. д.). Основными направлениями научных исследований в научной школе Е. В. Бондаревской являются: обоснование концепции мигрантской педагогики, основополагающей идеей которой являются процессы педагогической поддержки детей-мигрантов в различных социально-образовательных средах и ситуациях. Перспективными направлениями развития мигрантской педагогики в России в научной школе Е. В. Бондаревской являются: обоснование концепций регионального образовательного пространства Северного Кавказа как среды социально-педагогической защиты и реабилитации кризисного детства; выявление контингента детей-мигрантов и социально-педагогических проблем их адаптации на основе педагогического и этнологического мониторинга; определение методологических и культурологических оснований развития мигрантской педагогики; подготовка учителей образовательных учреждений и преподавателей вузов к работе с мигрантами и беженцами (Е. В. Бондаревская, О. В. Гукаленко, Л. М. Сухорукова И. В. Бабенко).
    Новым направлением в развитии теории мигрантской педагогики является компаративистские и историко-педагогические исследования (Л. М. Сухорукова, И. В. Бабенко, Я. Галоян, М. Л. Геворкян, О. Г. Попова и др.). Цель компаративистских исследований – выявление общих педагогических целей и инновационной практики педагогической работы с мигрантами и беженцами. В исследованиях И. В. Бабенко изучены возможности Германии, образовательной немецкоязычной среды для адаптации мигрантов и беженцев, их культурных и этнических особенностей к германскому обществу. С этой целью И. В. Бабенко разработала лингвострановедческие программы подготовки учителя немецкого языка для работы с этой категорией детей.
    Развитие науковедческого направления позволяет выделить научно-образовательные сообщества, школы, систематизировать концепции, идеи, гипотезы по развитию проблем мигрантской педагогики  как глоболокальной проблемы (Л. М. Сухорукова). В частности, разработанный научно-педагогический ресурс, включающий глобальные и региональные базы научных знаний позволяет изучать особенности развития мигрантской педагогики как глобальной научно-практической проблемы (деятельность ООН, Международный организации по миграции, ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО, проекции MOST и др.; деятельность региональных организаций и научных центров (European Council on Replyees and Exilesd – ECRE, Canadian Council for Refugees, USA Committee for Refugees, Immigration History Research Center of Minnesota (USA), the Center for Research on Immigration Policy RAND Corporation (USA), Spanish Refugee Council, Asian Research Center for Migration)).
    Нами проанализированы этнологические основы развития мигрантской педагогики, позволяющие в процессе работы с детьми-мигрантами разрабатывать содержание учебных курсов с учетом особенностей этнокультуры (традиции и обычаи народов России, США, Германии и др.). Для этих курсов характерна реализация базовых идей этнопедагогики во взаимосвязи с мультикультурализмом: признание этнических и культурных особенностей и ценностей ученика-мигранта и его семьи; идеи социальной направленности образования для всех членов общества; соотнесенность национальных образовательных и континентальных научно-образовательных систем с идеями толерантности, непрерывного образования, доступности образования и социально-педагогической помощи, поддержки мигрантам, беженцам.
    Общей идеей развития мигрантской педагогики России и США являются проблемы педагогической подготовки учителя: реализация федеральных и региональных учебных программ, технологии подготовки учителя к лингвострановедческому обеспечению учебного процесса. В процессе реализации федеральных программ «Дети-мигранты» (Россия) и «Америка – 2000» (США), анализа их разрабатываемости, автор выявил, что общими для этих государственных документов является: разработка и управление образовательными стратегиями работы с мигрантами и беженцами; разработки научных ориентиров (направлений) для подготовки интеграционных программ, включающие этническое и национальное содержание образования; выделение основных дисциплин («ядро») школьного образования; научно-практическая разработка идеи и понятий поликультурного (мультикультурного) подхода к образованию. В этой связи требует анализа в российской мигрантской педагогике возможности трансформационного подхода мигрантской педагогики США, способствующих переносу содержательной информации об этнических и культурных группах в учебные программы для мигрантов и билингвов, что способствует развитию общей идеи мигрантской педагогики - России и США – культурной идентичности детей-мигрантов и беженцев как права этой категории учащихся на свой стиль жизни, включающий набор культурных форм, смыслов жизнедеятельности.
    Общим понятием мигрантской педагогики России  зарубежных стран  являются  педагогические технологии работы учителей с детьми-мигрантами: выделение этой когорты учащихся; обращенность в работе с детьми-мигрантами к гуманистической педагогике; необходимость межкультурной адаптации и аккультурации; проявления кризиса социальной идентичности; развитие ролевых установок и поведенческих характеристик детей-мигрантов и беженцев. Педагогическая деятельность в отношении детей-мигрантов включает в себя: единство этнических и общечеловеческих ценностей; развитие планетарно-регионального мировоззрения на основе междисциплинарной интеграции; реализация принципов индивидуального и дифференцированного подходов; внедрение глобальной теории поликультурного образования и воспитания в региональные учебные программы, что предполагает углубленное изучение теории многовариативности образования; разработка общего тезауруса по проблеме миграции.
    В результате науковедческого анализа развития мигрантской педагогики 90-х годов было выявлено, что само понятия и категориальный аппарат мигрантской педагогики начинает разрабатываться с конца 90-х годов педагогической науки Юга России (Е. В. Бондаревская, О. В. Гукаленко, И. В. Бабенко, Л. М. Сухорукова). Актуальность исследований в мигрантской педагогики определяется особенностями социально-педагогической ситуации, сложившейся в настоящее время на Северном Кавказе и на Юге России в целом.
    Межнациональные конфликты, локальные войны, не прекращающиеся на протяжении последнего десятилетия в этом регионе, повлекли за собой разрушение традиционной инфраструктуры и экологии детства, вовлечение множества людей, в том числе и детей, в военные и межнациональные конфликты, отток населения с мест событий, появление большого количества беженцев, изменение контингента учащихся практически во всех школах региона, в направлении усиления его необходимости по национальному составу, культурной и религиозной принадлежности, уровню обученности и воспитанности.
    Учитывая это, при организации исследований в школе Е. В. Бондаревской используется мировой опыт, методы компаративистики, положения теории поликультурного образования и глобализма Так в исследовании И. В.Бабенко на высоком теоретическом уровне обоснована и реализована социально-образовательная технология помощи и поддержки детей, имеющих проблемы развития и адаптации детей в связи с вынужденной миграцией, на основе сравнительно-сопоставительного анализа особенностей становления мигрантской педагогики в России и других странах (США, Германия) и создания адаптивных личностно-ориентированных образовательных систем.
Научно-исследовательская работа по проблеме мигрантов в школе Е. В. Бондаревской (О.В. Гукаленко, М.А. Болдырева, Л.М. Сухорукова) проводится в содружестве с органами и учреждениями образования и имеет следующие аспекты:
    1. обоснование концепции единого образовательного пространства Северного Кавказа как среды социально-педагогической защиты и реабилитации трудного детства;
    2. выявление контингента детей-мигрантов и проблем, затрудняющих их адаптацию в культурно-образовательной среде вне ареала проживания этноса;
    3. исследование явления социального сиротства детей - мигрантов, беженцев, вынужденных переселенцев;
    4. разработка содержания и методики реализации принципа культуросообразности в личностно-ориентированных системах, имеющих неоднородный по национальному составу контингент учащихся, выявление требований к подготовке учителя для работы в таких системах;
    5. определение методологических и культурологических оснований развития русской школы в условиях этнической неоднородности социума Южного региона и др.
    В педагогической науке Юга России изучены педагогические механизмы укоренения детей-мигрантов в новую среду. Создание для мигранта культурного пространства, ориентирующего ребенка к идеалу человека, стремящегося к самореализации и обладающего чувством ответственности, умеющего критически мыслить и ценить духовные и материальные богатства, накопленные человечеством, уважать личность, чуткую к постоянно меняющемуся миру. Повышение культурного уровня личности, так как культура выступает в качестве универсального механизма формирование целостного человека. Большую роль в гармоничном развитии адаптационных отношений играет овладение национально-культурными ценностями нового места проживания, осознание гармоничности общечеловеческого, национального, интернационального, усвоения культурных достижений других народов (В. А. Соловьев, Н. А. Бердяев).
Сравнительно-сопоставительный анализ немецкой теории и практики мигрантской педагогики, выполненный в парадигме личностно-ориентированной педагогики Е. В. Бондаревской, поставил не только проблемы расширения межкультурных связей национальных образовательно-воспитательных систем, углубленного изучения возможных традиционных гуманитарных предметов в поликультурном образовании и воспитании учащихся; но и проанализированы проблематика мигрантской педагогики (интеркультурное обучение) в высокоразвитых странах, методики изучения мигрантами культуры и языков как средства интеркультурной коммуникации, критерии отбора культурологического знания; методики и технологии страноведческого и культуролоогического образования детей-мигрантов, дидактические требования к разработке адаптационных учебных курсов для учащихся - мигрантов, обеспечивающих интеркультурную компетенцию мигранта: парадигма дисциплины, категория информации, уровень абстракции (И.В. Бабенко).
    Сравнительно-сопоставительный анализ немецкой теории и практики мигрантской педагогики, выполненный в парадигме личностно-ориентированной педагогики Е.В. Бондаревской, поставил не только проблемы расширения межкультурных связей национальных образовательно-воспитательных систем, углубленного изучения возможных традиционных гуманитарных предметов в поликультурном образовании и воспитании учащихся; но и проанализированы проблематика мигрантской педагогики (интеркультурное обучение) в высокоразвитых странах, методики изучения мигрантами культуры и языков как средства интеркультурной коммуникации, критерии отбора культурологического знания; методики и технологии страноведческого и культуролоогического образования детей-мигрантов, дидактические требования к разработке адаптационных учебных курсов для учащихся - мигрантов, обеспечивающих интеркультурную компетенцию мигранта: парадигма дисциплины, категория информации, уровень абстракции.
    Разработанная Е. В. Бондаревской парадигма личностно-ориентированного образования гуманистического типа и анализ зарубежной (европейской) педагогической науки позволила И. В. Бабенко разработать направления совершенствования российской адаптационной мигрантской системы образования, в частности, разработать основные направления лингвострановедческой подготовки и воспитания учителей нового поколения (Е. В. Бондаревская, Е. Н. Орлов, Н. Г. Сикорская, В. А. Сластенин, Е. Н. Шиянов), способных работать в поликультурном образовательном пространстве (класс, школа, вуз, сфера социальной работы), что в свою очередь дополняет теорию педагогической культуры и профессионализма учителя Е.В.Бондаревской, В. А. Сластенина, И. Ф. Исаева и др.
    Впервые в региональной педагогической науке исследователи разрабатывают проблему лингвострановедческой подготовки будущего учителя как участника педагогического процесса с детьми и студентами мигрантами. Система профессиональной подготовки учителя для работы с детьми мигрантами включают следующие компоненты: овладение студентом профессиональной культурой; подготовка учителя-исследователя; формирование личности учителя; фундаментализация образования; обеспечение широкого общегуманитарного образования; технизация гуманитарного образования; обеспечение высокого уровня практического владения профессиональным мастерством; интеграция курсов педагогики, психологии и методики иностранного языка; возможность индивидуальной самореализации; дифференцированная оценка не знаний, а профессиональных умений, профессионального мастерства. Разработка содержания и методики реализации принципа культуросообразности в личностно-ориентированных системах, имеющих неоднородный по национальному составу контингент учащихся, выявление требований к подготовке учителя для работы в таких системах.
    Разработка мигрантской педагогики в южно-российском регионе выявило образовательные и научно-педагогические проблемы, решение которых будет способствовать более успешной адаптации детей-мигрантов в инокультурной среде:
- развитие средствами образования коммуникации как нового уровня культуры в многонациональном обществе;
- разработка адаптационно-образовательных программ; интеграция детей-мигрантов в общество посредством образования; обеспечение взаимосвязи социальной, культурной и языковой адаптации, необходимость обеспечения двуязычия и двукультурности в образовании детей-мигрантов;
- создание условий для сохранения ими собственного языка, интеллектуальных и эмоциональных контактов с родной культурой; учет "порога ментальности" при соприкосновении различных культур;
- подготовка учителей, ориентированных на работу с детьми-мигрантами, в аспекте овладения ими несколькими языками и культурами (воспитание личности на рубеже культур), способных к организации диалога культур.
    Всё большее значение в современном многокультурном образовательном пространстве приобретает обращение к лингвострановедческим проблемам изучения иностранного языка и культуры. В процессе обучения иностранному языку элементы страноведения сочетаются с языковыми явлениями, которые выступают не только как средство коммуникации, но и как способ ознакомления обучающихся с новой для них действительностью.
    Лингвострановедение – направление, с одной стороны, включающее в себя обучение языку, а с другой, дающее определённые сведения о стране изучаемого языка. Лингвострановедение можно назвать социолингвистикой, т.к. она связана с изучением развития страны изучаемого языка. Главная цель лингвострановедения – обеспечение коммуникативной компетенции в актах межкультурной коммуникации, прежде всего через адекватное восприятие речи собеседника и понимание оригинальных текстов.
    Лингвострановедение ставит своей задачей изучение языковых единиц, наиболее ярко отражающих национальные особенности культуры народа - носителя языка и среды его существования. Согласно лингвострановедческой теории слова (В. Г. Костомаров и др.), предметом лингвострановедения является отобранный языковой материал, отражающий культуру страны изучаемого языка.
    При включении национально-культурного компонента в содержание обучения иностранному языку нужны адекватные средства для его усвоения. Такими средствами могут быть прежде всего аутентичные материалы: литературные и музыкальные произведения, предметы реальной действительности и их иллюстративные изображения, которые больше всего могут приблизить учащегося к естественной культурологической среде. Сообщение знаний о культуре, истории, реалиях и традициях способствует воспитанию положительного отношения иностранному языку, культуре народа-носителя данного языка. Иноязычная культура как цель обучения имеет наряду с социальным, педагогическим и психологическим содержанием - лингвострановедческое.
    Для мигрантской педагогики большое значение имеют исследования в области коммуникативного поведения. Так нами принимается в качестве базового понятия идеи И. А. Стернина о коммуникативном поведении, его сущности, задачах. В исследовании национального коммуникативного поведения И. А. Стернин ставит следующие основные задачи, наиболее отвечающие цели мигрантской педагогики: сформировать научное представление о коммуникативном поведении как компоненте национального поведения лингвокультурной общности, разработать модель описания коммуникативного поведения лингвокультурной общности, показать применимость разработанной модели к описанию основных черт коммуникативного поведения определенной лингвокультурной общности.
     Результатами нашего исследования являются:
     1. Теоретико-методологическое обоснование мигрантской педагогики  как педагогической проблемы на глобальном уровне методологическим базисом которой выступают системный подход, философские идеи поликультурного общества, поликультурного образования, гуманизма
    2. Компаративистский анализ научных идей, концепций, гипотез, составляющих основу деятельности ведущих отечественных научно-педагогических школ в России и  за рубежом, развивающих идеи адаптации, поддержки и защиты личности учащегося-мигранта в инокультурной образовательной среде. Мигрантская педагогика рассматривается как интегративная область современной педагогики, изучающая процессы культурной идентификации детей-мигрантов, их образования на рубеже культур.
    3. Мигрантская педагогика развивается на основе интеграции и взаимосвязи общечеловеческих и национальных идей, способствующих педагогической поддержке и защите детей-мигрантов в условиях развивающихся процессов межкультурного взаимодействия и преодоления социокультурной отчужденности.
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации