Конспекты занятий по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР - файл n1.docx

Конспекты занятий по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР
Скачать все файлы (35.6 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.docx36kb.17.02.2014 09:05скачать

n1.docx

Тема занятия. Звук А (Игровой персонаж ДОКТОР АЙБОЛИТ)

ЦЕЛИ: познакомить детей с понятиями «слово», «звук».

Учить выделять (на слух и про-износительно) звук А в начале слов.

Продолжать совершенствовать фонематическое восприятие, внимание и память детей.

Ход занятия

1. Знакомство с понятиями «слово», «звук».

Педагог предлагает детям послушать сказку о докторе Айболите (во время его рассказа на доску выставляются соответствующие картинки):

«Однажды доктор Айболит и его собака Авва отправились в Африку. Там их ждали больные звери: антилопа Айна заболела ангиной, аистАлъман сломал крыло, акула Акка поранила хвост. Айболит взял с собой аптечку, все необходимые лекарства и вылечил зверей».

Педагог предлагает детям после прослушивания определить, были ли в сказке такие слова: Айболит, лекарства, Африка, бегемот, Карлсон, антилопа и пр. В разных вопросах и заданиях логопед несколько раз употребляет термин «слово»: повтори слово... скажи громко слово... ты слышал раньше слово...

Затем просит послушать, какие звуки издавали звери в Африке: ААА так Антилопа показывала горло, УУУ так трубил слон, когда вез доктора, ИИИИ так смеялись мартышки, когда поправились звери, и пр. Педагог произносит эти звуки сам и просит детей повторить их, несколько раз используя термин «звук».

2. Знакомство со звуком А.

Педагог называет слова из сказки, отчетливо выделяя звук А: Айболит, антилопа, аптечка, акула, аист и т.п. Выясняет, все ли дети слышат звук А в названных словах. Затем изолированный звук произносится несколькими детьми громко, тихо, высоким голосом, низким голосом.

Уточняется артикуляция звука (описание артикуляции каждого звука в игровой форме смотрите на с. 19-20), звуковые аналоги (так девочка плачет, так показывают горло врачу, так мама качает малыша и пр.). Дети проговаривают по одному и все вместе звук А с различной тембровой, силовой и эмоциональной окраской.

Педагог еще раз обращает внимание детей на артикуляцию звука А и показывает его зрительный символ.

3. Упражнения для совершенствования фонематического восприятия.

Педагог напоминает детям о животных из сказки и просит повторить их клички : Авва, Айна,Акка,Алъман. (Воспроизведение подобных малознакомых слов, доступных по звуковому составу любому ребенку, является хорошим упражнением для слуховой памяти, внимания и фонематического восприятия.)

Педагог проверяет, как дети запомнили клички животных. Спрашивает, как звали антилопу? Аиста? Акулу? Собаку?

Про кого из них можно сказать один? Про кого одна? (ОдинАльман, одна Авва и пр.)

Кто из детей может повторить 3-4 клички вместе (называются слова в различной последовательности).

4. Динамическая пауза.

Педагог включает негромкую ритмичную музыку и, показывая движения по своему усмотрению, произносит стихи:

Все мы видели не раз апельсин и ананас, Знаем мы с тобой на вкус абрикосы и арбуз, Нарасскажете едва какова на вкус айва, И я буду очень рада, коль найдете авокадо.

(Дети повторяют движения вслед за педагогом.)

5. Игра «Запомни как лежат плоды».

Педагог достает из корзинки названные в стихотворении плоды (натуральные или муляжи), дети произносят их названия, выделяя голосом первый звук.

Затем на стол выкладываются 4 плода, порядок расположения которых детям предлагается запомнить и назвать. После того как плоды накрываются салфеткой, педагог опрашивает нескольких детей.

6. Итог занятия.

Тема занятия. Звук М (Игровой персонаж МАТРЕШКА)

ЦЕЛИ: учить детей выделять (на слух и произносительно) звук М в начале слов.

Учить подбирать слова со звуком М с наглядной опорой и без таковой (по памяти и с учетом рифмы).

Формировать у детей навык синтеза двух звуков (гласного и согласного) в короткое слово. Продолжать совершенствовать фонематическое восприятие, внимание и память детей.

Ход занятия

1. Повторение пройденного материала (символы гласных звуков).

2. Знакомство детей с новым звуком М.

Уточнение артикуляции. Поиск звуковых аналогов, показ жестового и зрительного символов (КОРОВА МЫЧИТ). Повторное произнесение звука М, соотнесение его с символами.

3. Игра «Подарки для Матрешки».

Показ предметов, в названии которых первый звук М (магнит, молоток, маска, монета, марля, мыло и пр.). Проговаривание слов с утрированным произнесением первого звука и одновременным показом символов.

4. Игра «Мамина сумка».

Педагог предлагает рассмотреть и назвать продукты с первым звуком М в названии и без такового (маргарин, хлеб, масло, бублики, маслины, мука, печенье, молоко, макароны, майонез и пр.). Дети по желанию подходят к педагогу, называют выбранный продукт, определяют наличие в слове звука М и в таком случае опускают предмет в мамину сумку, к которой прикреплен символ соответствующего звука. На столе или подносе должны остаться только те продукты, в названии которых дети не услышали звука М.

5. Синтез слов, состоящих из двух звуков.

Педагог выставляет на доску символы звуков М, У, А. Комбинируя их по два, предлагает детям «прочитать» получившиеся короткие слова и догадаться, что они обозначают (МУ - коровка мычит, УМ то, что нам помогает учиться, АМ такие звуки издает Бармалей, когда пугает детей).

6. Динамическая пауза.

Муха целый день летает, всем она надоедает (махи руками).

Ночь в квартире настает, она летать перестает (присесть, руки вниз).

7. Матрешкина сказка.

Демонстрация сказки с использованием мелких игрушек.

Это было в игрушечном магазине. Как известно ночью все игрушки там оживают. Вот однажды ночью маленькая Матрешка сказала своим соседям: «Эй, Мартышка, просыпайся! Эй, Мышонок, хватит спать! Давайте кататься на машине!». «Давай, давай!» закричали Мышонок и Мартышка. Друзья залезли в маленькую машину и поехали по магазину. Выбор из сказки слов со звуком М.

8. Итог занятия.

Дополнительный материал

* Разные загадки кота Васятки *

(Загадывание загадок, в отгадках к которым содержится звук М.)

Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке, а всего одна игрушка. (Матрешка)

Возле елок из иголок летним днем построен дом, За травой не виден он, а жильцов в нем миллион, Там, где раньше рос репейник, появился... (муравейник).

Красный нос в землю врос, а зеленый хвост наружу,

Нам зеленый хвост не нужен, нужен только красный нос. (Морковь)

Белая водица всем детям пригодится,

Кашу нам сварить легко, если в доме... (молоко).

Ускользает, как живое, но не выпущу его я,

Белой пеной пенится, руки мыть не ленится. (Мыло)

4 Игра «Матрешка удивляется» *

Дети запоминают порядок расположения на столе 4-5 предметов, первый звук в названии которых М. Если ребенок ответил правильно, педагог заменяет изображение Матрешки на такое же, но с удивленно поднятыми бровями, и все дети аплодируют победителю.
* Игра «Поможем Матрешке» +

Педагог объясняет, что наша сегодняшняя гостья Матрешка (ее изображение или соответствующая игрушка выставляется перед детьми) не очень внимательна и будет рада, если дети поучат ее запоминать и называть спрятанный предмет. Педагог предлагает детям запомнить названия 4-5 выставленных игрушек, а затем, закрыв их ширмой, прячет одну. Если правильно назван спрятанный предмет, педагог благодарит ребенка за помощь Матрешке.

Тема занятия. Звук Б

(Игровой персонаж БУРАТИНО)

ЦЕЛИ: учить детей выделять (на слух и произносительно) звук Б в начале слов. Учить определять наличие (либо отсутствие) звука Б в словах, подбирать слова со звуком Б с наглядной опорой и без таковой (по памяти и с учетом рифмы). Продолжать совершенствовать фонематическое восприятие, внимание и память детей.

Ход занятия

1. Повторение пройденного материала (символы гласных звуков и звука М).

2. Знакомство детей с новым звуком Б.

Уточнение артикуляции. Поиск звуковых аналогов, показ жестового и зрительного символов (КОЛОКОЛ ЗВЕНИТ).

3. Игра «Угощаем Буратино».

Педагог показывает детям натуральные продукты или картинки, в названии которых первый звук Б (булка, баранка, баклажан, банан, блины, брусника, бутерброд, бульон, борщ и т.п.) либо таковой звук отсутствует (ананас, сосиски, котлеты, салат, помидоры, огурцы, груши, сливы и пр.), и предлагает угостить Буратино только теми кушаньями, в названии которых первый звук Б. После того, как дети правильно выбрали 5-6 названий, можно прочитать стихотворение, утрированно произнося звук Б:

Борщ, бульон, блины, бананы, бутерброд и баклажаны. Получает друг старинный Длинноносый Буратино.

В случаях затруднений используется проговаривание слов с выделением голосом первого звука (вслед за педагогом) несколькими детьми.

4. Выделение в слове гласных звуков с помощью символов.

Педагог предлагает детям внимательно послушать слово БУЛКА и найти в нем звуки, изображенные с помощью символов (на доске выставляются символы звуков У, А, О). Взрослый акцентированно, протяжно произносит гласные звуки в анализируемом слове и указывает на соответствующие символы, которые ставит рядом. Аналогично выделяются гласные звуки в слове БАТОН.

5. Игра «Разные загадки кота Васятки».

Подбор в стихотворение слов, начинающихся со звука Б.

Бурундук солил грибочки под березой в старой (бочке). Был у бабушки баран, бил он ловко в (барабан). Бегемоты, где живете? На горе или в (болоте)? Ты не бойся, это гусь, я сама его (боюсь). Встретил ежика бычок и лизнул его в (бочок). Бегал меж берез барашек, он будил в лесу (букашек). Боря бойко на балкон вынес булку и (батон).

6. Динамическая пауза.

Лесорубами мы стали, топоры все в руки взяли, И руками сделав взмах, по полену стукнем БАХ!

(Движения произвольные.)

7. Демонстрация сказки с использованием мелких игрушек и картинок.

Букашка собиралась к барсуку на бал. Она долго наряжалась: надела бальное платье с красивым бантиком, бусы, брошку, браслеты. Букашка видела, как танцевали барсуки, бобры, бурундуки. Она так хотела быть самой красивой на балу! Только маленькую букашку никто не заметил.

Выбор из сказки слов со звуком Б.

8. Итог занятия.

Тема занятия. Звук П (Игровой персонаж ПОЧТАЛЬОН ПЕЧКИН)

ЦЕЛИ: учить детей выделять (на слух и произносительно) звук П в начале слов.

Учить подбирать слова со звуком П с наглядной опорой и без таковой (по памяти и с учетом рифмы).

Продолжать совершенствовать фонематическое восприятие, внимание и память детей.

Ход занятия

1. Повторение пройденного материала (символы изученных согласных звуков).

2. Знакомство детей с новым звуком П.

Уточнение артикуляции. Поиск звуковых аналогов, показ жестового и зрительного символов (ПАРОВОЗИК ПЫХТИТ).

3. Игра «Почтальон Печкин собирает письма».

У детей по две картинки, в названии одной первый звук П, в названии второй звук П отсутствует. Например: павлин аист, попугай курица, пони ослик, подсолнух -ромашка, подушка одеяло, пальто куртка и пр. Почтальон Печкин (переодетый взрослый) с почтовой сумкой, к которой прикреплен символ звука П, собирает только те картинки-письма, в названии которых первый звук П. Почтальон проверяет, правильно ли дети «отправляют» письма, просит каждого ребенка произнести свое слово, выделив звук П, при необходимости исправляет ошибки.

Собрав все письма, почтальон поднимает руки вверх и произносит слово АП. На вопрос педагога Печкин объясняет его смысл.

Педагог предлагает «прочитать»слово на доске.

4. Анализ и синтез слова АП с помощью символов.

5. Подбор в стихотворение слов, в которых содержится звук П.

Стала жаба громко квакать, ква, ква, ква не надо (плакать). Мед медведь в лесу нашел, мало меду, много (пчел). Подготовлен самолет, он отправится в (полет). Вова взял у папы шляпу, чтоб похожим стать на (папу).

6. Динамическая пауза.

Поплясав без огорченья, дети съели все печенье, Пирогов поели и лежат в постели.

(Движения произвольные.)

7. Демонстрация сказки с использованием мелких игрушек.

Прилетел к поросенку попугай и говорит: «Мой приятель Паша передает тебе привет!» А поросенок в ответ: «Где привет, я его не вижу!» Полетел попугай к Паше за приветом. А правильно?

Выбор из сказки слов со звуком П.

8. Итог занятия.


Тема занятия. Звук Д (Игровой персонаж КУКЛА ДАША)

ЦЕЛИ: учить детей выделять (на слух и произносительно) звук Д в начале слов.

Учить подбирать слова, в которых по сравнению с рифмуемыми добавлен звук Д, сравнивать пары слов, подмечая их фонетическое сходство и лексическое различие. Продолжать совершенствовать фонематическое восприятие, внимание и память детей.

Ход занятия

1. Повторение пройденного материала (символы изученных согласных звуков).

2. Знакомство детей с новым звуком Д.

Уточнение артикуляции. Поиск звуковых аналогов, показ жестового и зрительного символов (СТУЧАТ БАРАБАННЫЕ ПАЛОЧКИ).

3. Игра «Поможем кукле Даше прочитать слова».

Педагог читает детям стихотворение:

Слова спокойно жили в книжке, Но книжку вдруг прогрызли мышки, И плачет Дашенька-малышка: «Мне непонятна стала книжка».

Педагог успокаивает Дашу и объясняет, что дети помогут ей восстановить слова. Читая текст (слова без первого звука Д), взрослый предлагает посмотреть на предметы и картинки, лежащие на столе, подумать есть ли среди них те, что понадобятся для игры. Примерный набор предметов: духи, доска, домик, домино, долька (чеснока, апельсина или т. п.), дубленка.

В случаях затруднений педагог использует зрительный и жестовый символы звука Д, на которые обращает внимание детей после чтения «усеченных» слов.

4. Подбор в стихотворение слов, в которых по сравнению с рифмуемым добавлен звук Д.

Сравнение похожих слов на слух (стихи И. Лопухиной), акцент (при помощи символа) на добавленный звук Д.

В этом доме, ты мне верь, заперта надежно (дверь). Если влезть захочет вор, он не попадет во (двор). Здесь живут малышка Аня и ее братишка (Даня). В руках у Ани удочка, а у Дани (дудочка).

5. Чтение стихов, выбор из них слов со звуком Д.

Дождик льет как из ведра, Значит в облаке дыра, Чем промокнуть под дождем, Дождь у дома переждем.

Долго-долго дождик длится, Дрозд в дупле сидит и злится, В домино весь день стучит, Из дупла лишь хвост торчит.

Для птицы дуб отличный дом, Особенно с большим дуплом. Да, если в дубе есть дупло, В нем тихо, сухо и тепло.

6. Динамическая пауза.

Искала белка дуб с дуплом.

Дупло у белок это дом. (Движения произвольные.)

7. Игра «Разные загадки кота Васятки» (первый звук в отгадках — Д).

Дождик теплый и густой, этот дождик не простой, Он без туч, без облаков целый день идти готов. (Душ)

Он пришел, наполнил кадки, поливал усердно грядки, Побродил по крыше вволю и ушел по лужам в поле. (Дождик)

В пузырьке стального цвета папа в Новый год принес Запах сада, запах лета, яблок, персиков и роз. (Духи)

Она бежит среди полей, Но можешь ты идти по ней. (Дорога)

Их бросить в печку нам не жалко,

Ведь в стужу сразу станет жарко. (Дрова)

8. Итог занятия.

Тема занятия. Звук К (Игровой персонаж КОЛОБОК)

ЦЕЛИ: учить детей выделять (на слух и произносительно) звук К в начале и конце слов. Учить подбирать слова со звуком К с наглядной опорой и без таковой (по памяти и с учетом рифмы).

Учить детей синтезировать односложные слова с помощью зрительных символов звуков, а также преобразовывать их путем изменения одного звука.

Продолжать совершенствовать фонематическое восприятие, внимание и память детей.

Ход занятия

1. Повторение пройденного материала (символы изученных согласных звуков).

2. Знакомство детей с новым звуком К.

Уточнение артикуляции. Поиск звуковых аналогов, показ жестового и зрительного символов (КАБЛУЧКИ СТУЧАТ).

3. Сказка «Новый Колобок». Игра «Ходит ежик вдоль дорожек».

Педагог объясняет детям, что сегодня они услышат и увидят новую сказку о старом знакомом — Колобке (накануне воспитатель группы уточняет знание детьми этой сказки) и начинает рассказывать, одновременно выставляя на фланелеграф соответствующие картинки.

Положила Бабка Колобка студиться на подоконник, а он покатился во двор. Первый, кто ему попался, был щенок. Хотел щенок ухватить Колобка, а тот горячий, не укусишь. Бежит навстречу Колобку курица. Хотела его клюнуть, да обожгла крылья. Увидел Колобок колокольчик, а на нем сидит жук. Подлетел жук к Колобку, помахал на него крылышками, Колобок и остыл. Катится Колобок по дорожке, а жук летит рядом охраняет друга.

После анализа содержания сказки дети с помощью педагога называют слова со звуком К из текста.

Проводится игра на определение позиции звука К в словах (см. описание игры).

4. Звуковой анализ* и синтез односложных слов с использованием зрительных символов,

преобразование слов (МАК, БАК, БЫК, БОК).

5. Игра «Найдем спрятанные слова».

Педагог показывает детям картинки с изображением сада и огорода. Рядом ставится символ звука К. Педагог произносит стихи:

Мы слова сейчас найдем В огороде под дождем. И в саду, где сплошь трава, Тоже мы найдем слова.

Детям предлагается вспомнить овощи, ягоды или фрукты, в названиях которых содержится звук К и произносительно выделить его в слове (капуста, лук, чеснок, картошка, кабачок, баклажан, свекла, клубника, крыжовник, красная смородина, персик и пр.)

В случаях затруднений педагог использует загадки, словесные описания (большая, зеленая, тяжелая, ее солят на зиму) или предметные картинки.

6. Динамическая пауза.

а) Тянули три внука ковер-самолет, и на пол свалился клубничный компот.

б) Бегал по двору щенок, видит пирога кусок, под крыльцо залез и съел,развалился, засопел. (Движения произвольные.)
* Анализ слов предлагается детям «сильной» подгруппы.
7. Игра «Разные загадки кота Васятки».

Подбор в стихотворение слов, содержащих звук К.

Спи, мышонок, до утра, дам тебе я (комара). Кто альбом раскрасит наш? Ну, конечно, (карандаш). Катя стала мяч искать и залезла под (кровать). Кто уселся у окошка, ну, конечно, наша (кошка). Я сегодня утром рано умывался из-под (крана).

8. Итог занятия.
Дополнительный материал

+ Игра «Мяч не трогать иль поймать — постарайтесь отгадать» *

Детям предлагается ловить мяч, только если они услышат в слове звук К (звук дается в разных позициях). Слова: капуста, веник, комната, кубик, капля, бык, каток, зонтикнпр.

+ Игра с Карлсоном *

Педагог показывает игрушку, изображающую Карлсона. Гость обращается к детям: «Над землею я летаю, получить от вас мечтаю, чтобы день был светлый, яркий, необычные подарки.»

На вопрос педагога: — Какие подарки он хочет получить? — Карлсон, отвечает: — Подарки, в названии которых первый звук К. — Почему? — Потому что я Красивый, Крепкий, Кудрявый Карлсон.

Логопед предлагает из лежащих на столе предметов выбрать только те, в названии которых дети услышат звук К. На столе разложены карандаш и фломастер, кубик и мяч, игрушечное кресло и стул, кроватка и диван и пр.


Тема занятия. Звуки А, О, У, И

ЦЕЛИ: дать детям определение гласных звуков, учить выделять, а также подбирать отсутствующий гласный звук в середине односложных слов.

Продолжать учить подбору слов на заданный гласный звук и синтезу односложных слов. Продолжать совершенствовать фонематическое восприятие, внимание и память детей.

Ход занятия

1. Повторение символов гласных звуков.

Уточнение общих признаков гласных звуков (можно петь, тянуть, легко говорить).

2. Игра «Разложи картинки к символам».

Картинки раздаются всем детям, символы выставляются на доске (см. описание игры нас. 28).

3. Игра с фишками «Кто больше подберет слов на заданный гласный звук».

Символы соответствующих гласных звуков (по очереди) выставляются на доску. В качестве демонстрационного материала для подбора слов можно использовать картинки из азбуки, где на одной странице изображено много предметов.

4. Игра «Какой звук пропущен?»

На доску выставляются по два символа согласных звуков, между ними оставлено место для символа гласного звука: Б[]К, ДОМ, СПК. Синтез и «чтение» восстановленных слов с вариантами (БАК, БЫК, БОК, ДОМ, ДАМ, ДЫМ, СОК, СУК).

5. Динамическая пауза.

Алый арбуз все ребята едят, Аист принес на амбар аистят.

Учит утка на пруду маленьких утят, Детки плавать на виду очень не хотят.

(Выделение гласных звуков в словах.)

6. Игра «Подбери картинку с таким же гласным звуком в слове» (усложненный вариант).

Детям раздаются по 2-3 картинки, в названии которых содержится один гласный звук (мох, бак, дуб, бык, лист и пр.). Одна картинка выставляется на доску, к которой подходят

дети, нашедшие в своих словах такой же гласный звук. В случае ошибок или сомнений используются зрительные символы.

7. Итог занятия.


Тема занятия. Звук X (Игровые персонажи ХОМЯК ХОМКА и ПЕТУХ)

ЦЕЛИ: учить детей выделять (на слух и произносительно) звук X в начале и конце слов. Продолжать учить синтезу прямого и обратного слога (типа ХА, АХ), а также синтезу односложных слов (МОХ, ПУХ) и двусложного слова (МУХА) с наглядной опорой в виде зрительных символов.

Учить подбирать слова со звуком X с наглядной опорой и без таковой (по памяти и с учетом рифмы).

Продолжать совершенствовать фонематическое восприятие, внимание и память детей.

Ход занятия

1. Повторение пройденного материала (символы изученных согласных звуков).

2. Знакомство детей с новым звуком X.

Уточнение артикуляции. Поиск звуковых аналогов, показ жестового и зрительного символов (ДУЕМ НА ЗАМЕРЗШИЕ РУКИ).

3. Игра «Указка — подсказка».

Педагог ставит на доску 6-8 картинок, в названиях которых содержится звук X. Затем, показывая не по порядку 3-4 картинки, просит детей назвать их в той же последовательности.

4. Звуковой анализ и синтез слов с использованием зрительных символов (АХ, УХ, ИХ,

МОХ, ПУХ, МУХА).

5. Демонстрация сказки с использованием мелких игрушек.

* Игра «Ходит ежик вдоль дорожек» *

Жил Петух, была у него хата. Пришла лиса и выгнала петуха из хаты. Взлетел петух на хату и кричит: «Идут охотники, хотят лису на тех извести». Струхнула лиса и убежала из хаты.

После рассказывания дети называют слова со звуком X и определяют позицию данного звука в процессе игры с ежиком (см. описание игры).

6. Динамическая пауза.

а) Шел по берегу петух, Поскользнулся, в речку бух! Будет знать петух, что впредь Надо под ноги смотреть...

б) Хомка, Хомка-хомячок, полосатенъкий бочок, Хомка раньше всех встает, шейку моет, щеки трет, Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку,

Раз, два, три, четыре, пять, Хомка хочет сильным стать!

(Движения произвольные.)

7. Игра с мячом «Помоги Хомке найти нужное слово».

Педагог ставит перед детьми символ звука X и предлагает выбрать для хомяка Хомки, а затем повторить только одно слово со звуком X из двух (ходим водим, вата хата, робот хобот, двое хвоя, хлеб Глеб, хвалить свалить, худеть гудеть и т.п). (Значение малознакомых слов уточняется.)

Дополнительный материал

+ Игра «Ходит ежик вдоль дорожек» *

Четко, выделяя звук X, произнести каждое слово и определить — где звук слышится: в начале слова или в конце?

(Показать соответствующее положение ежика на дорожке.)

Хомяк, художник, слух, смех, халат, хрусталь, хулиган, ходьба, орех, лопух, конюх, хлеб, ходики, хорек, хвоя, хоккей, пух, мех, хлопок, хоровод, холодильник, пастух, страх, хата, хобот, хвост, хворь, порох.

Уточнить значение выделенных слов.

* Игра «Поможем Хомке» *

Четко, внятно повторить для Хомки по четыре слова в том же порядке:

мех мох пух смех хоботхохот хомяк хлопок

хлеб хлев холод хобот ухо мухауха махать

яхта кухня тахта уха смех слух петух пастух

Тема занятия: Звук С (Игровой персонаж ДЕВОЧКА СВЕТА)

ЦЕЛИ: учить детей определять позицию звука С в словах, выделяя его (на слух и произ-носительно) в начале и конце слов.

Продолжать учить синтезу односложных слов СОК, СУП, СУК с наглядной опорой в виде зрительных символов гласных и согласных звуков.

Учить подбирать слова со звуком С (с наглядной опорой и без таковой).

Продолжать совершенствовать фонематическое восприятие, внимание и память детей.

Ход занятия

1. Повторение пройденного материала.

Педагог предлагает детям подумать и сказать — с какого звука начинается их имя ? (На доске выставлены символы изученных согласных звуков.)

Тот из детей, кто отыскал среди прочих свой символ, подходит, берет его с доски и акцен-тированно произносит первый звук в своем имени, доказывая тем самым их соответствие.

Затем педагог рассказывает, что есть такая девочка, у которой имя начинается на звук С, — Света. Дети вслед за взрослым повторяют звук С, его зрительный и жестовый символы, уточняют артикуляцию. Педагог сообщает, что у Светы есть свой огород.

2. Игра «Светин огород».

Педагог читает стихотворение, одновременно выставляя на доску картинку с изображением называемого овоща.

Есть у Светы огород, каждый год на нем растет, Поспевает точно в срок: свекла, лук, редис, горох, Помидоры и салат, урожаю каждый рад, • Отыщите вы для Светы лишь со звуком С предметы.

Дети выбирают картинки, в названии которых находится звук С.

3. Звуковой синтез односложных слов с использованием зрительных символов. Педагог

предлагает детям догадаться:

что Света сделала из своих овощей?

(На доску выставляются рядом по три символа звуков С, О, К, затем С, У, П. Дети «читают» слова);

что она сломала, когда собирала овощи? (Аналогично синтезируется слово СУК.)

4. Динамическая пауза.

а) Педагог напоминает детям, что Света живет в селе и предлагает представить, что дети попали туда вечером:

Солнце село за селом, (присесть)

Спят синицы, сойки спят, (ладони под одну, потом под другую щеку)

Спит в воде усатый сом, (наклон, руки вниз)

Спят и лес, и степь, и сад.

(Движения руками от груди влево, вперед, вправо.)

После двухкратного повторения текста, сопровождаемого движениями, дети называют слова со звуком С.

б) Игра с мячом:

Педагог сообщает, что любимый звук Светы — С, и предлагает порадовать ее, назвав разные слова с этим звуком. Ребенок ловит мяч, брошенный педагогом, и называет свое слово со звуком С, ориентируясь при этом на указанное обобщение: продукты (сметана, сало, сыр, салат, капуста, кекс), посуда (миска, стакан, соусник, салатница, салфетница), мебель(стул, стол, раскладушка, кресло, скамейка), животные (свинья, собака, барсук, соболь, крыса), птицы (сорока, соловей, сокол, ястреб).

5. Игра с Незнайкой.

Педагог выставляет на доску портрет Незнайки и читает стихотворение :

Слышал мальчик в синей шляпе с белой челкой на лице: Есть слова, где С в начале, есть слова, где С в конце. Но запутался и вот -Ничего не разберет.

Педагог предлагает помочь Незнайке и показывает предметы, принесенные из его комнаты: термос, статуэтку, спички, скрепки, стакан, поднос, компас, салфетку, кактус, солонку.

Дети определяют место звука С в названии каждого предмета и демонстрируют это с помощью помощника-ежика (см. описание игры «Ходит ежик вдоль дорожек»).

6. Итог занятия.
Тема занятия. Звуки П, Т, К, М

(Игровые персонажи КАРЛСОН, МАТРЕШКА МАША, ПОРОСЕНОК ПАФ)

ЦЕЛИ: учить детей выделять (на слух и произносительно) согласные звуки П, Т, К, М в начале слов и соотносить их с соответствующими зрительными символами,

учить подбирать слова с указанными звуками, используя рифму и символ.

Учить детей синтезировать односложные слова с помощью зрительных символов звуков, а также преобразовывать их, путем изменения одного звука.

Продолжать совершенствовать фонематическое восприятие, внимание и память детей.

Ход занятия

1. Повторение пройденного материала.

На доску выставляются символы звуков П, Т, К, М. Педагог предлагает детям, у которых на один из данных звуков начинается имя (Павлик, Таня, Катя, Маша и др.) выйти к доске.

2. Игра «Угощенье гостям».

Педагог представляет гостей — Карлсона, матрешку Машу, поросенка Пафа и предлагает раздать им угощенье, но так, чтобы первый звук в его названии совпадал с таковым в имени гостя. (Мороженое, пышки, конфеты, компот, мармелад, пастила и пр. изображены на карточках, которые лежат в корзинке). В случае ошибок или сомнений педагог предъявляет детям соответствующий символ.

В конце игры педагог показывает детям МАК (предмет или изображение) и предлагает подарить его матрешке Маше. Слово МАК выкладывается из символов и анализируется.

3. Синтез односложного слова (МАК) с помощью символов гласных и согласных звуков.

Преобразование слов: МАК -»-ТАК->ТУК -+ТОК, путем замены в схеме слов одного символа.

4. Игра «Разные загадки кота Васятки». Подбор в стихотворение слов с учетом рифмы и

первого звука в слове (зрительной опорой являются соответствующие символы).

П Ты пернатых не пугай! Пете крикнул (попугай).

М Снова в доме мир и лад, если съели (мармелад).

К Не хотел котенок мыться, убежал он от (корытца).

Т Чтобы не замерзли лапки, мы сошьем котенку (тапки).

5. Динамическая пауза.

Белый снег еще идет, дворник улицу метет, Покатались мы на лыжах, поиграли мы в снежки, Сколько раз съезжали с горки, не забыли про коньки, Но зима уходит, где-то будет спать и видеть лето.

(Движения произвольные.)

6. Игра «Цветик-семицветик» с символами звуков П, К, Т, М, Д, Б, Г. Во время игры на данном занятии особое внимание уделяется дифференцировке пар звонких — глухих согласных звуков.

7. Итог занятия.
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации