Планирование занятий по развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР - файл n1.docx

Планирование занятий по развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР
Скачать все файлы (134.2 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.docx135kb.17.02.2014 09:05скачать

n1.docx

  1   2   3   4   5
ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ

ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Сентябрь

  1. Составление предложений из четырех слов с одним определением.

  1. Составление описательного рассказа «Овощи» по плану.

Октябрь

  1. Составление предложений и объединение их в рассказ «Мамины помощники».

  2. Пересказ текста «Как мы ходили в лес за грибами» по серии картинок.

  1. Составление предложений по картинке и вопросу.

  2. Составление описательного рассказа «Дикие животные».

Ноябрь

  1. Составление рассказа «Осень».

  2. Составление предложений по опорным словам и вопросу.

  1. Составление предложений по картинкам и вопросам, объединение их в рассказ.

10. Составление описательного рассказа «Транспорт».

Декабрь

  1. Составление описательного рассказа «Зима» по плану.

  2. Составление описательного рассказа «Одежда».

  3. Составление рассказа по набору игрушек.

  4. Составление рассказа по опорным картинкам «Зимние забавы».

Январь

  1. Составление рассказа по личному опыту «Снежная горка».

  2. Составление рассказа по опорным картинкам «Мебель».

Февраль

  1. Составление рассказа по личному опыту «Зимний парк».

  2. Составление описательного рассказа «Наши помощники».

  3. Пересказ по серии картинок «Синичка».

  4. Составление описательного рассказа о животных по плану.

Март

  1. Составление рассказа «Моя мама».

  2. Составление рассказа по картинке «Семья дома».

  3. Составление описательного рассказа по плану «Профессии».

Апрель

  1. Составление рассказа по опорным картинкам «Весна наступила».

  2. Составление описательного рассказа по плану «Ласточка».

  3. Составление рассказа по заданному началу «Нерешенный спор».

  4. Составление рассказа по картинке «Весна».

Май

  1. Пересказ по опорным картинкам «Наш двор».

  2. Пересказ рассказа по опорным картинкам «Майский жук ».

  3. Составление описательных рассказов-загадок по плану.

ПРИМЕРНЫЙ ЛЕКСИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ РАБОТЫ НА

ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
Овощи: морковь, репа, помидор, огурец, лук, редис, свекла, капуста, картофель, перец, баклажаны, фасоль, горох.

Фрукты: яблоко, груша, вишня, слива, абрикос, персик, апельсин, лимон, банан.

Деревья: береза, ель, рябина, сосна, тополь, осина, дуб, акация, клен, яблоня, ясень, липа, груша, абрикос, вишня.

Кустарники: шиповник, сирень, малина, смородина, крыжовник, калина, ежевика.

Растения: лес — ландыш, колокольчик, фиалка; луг — клевер, лютик, василек, одуванчик, ромашка, мак; полевые — рожь, пшеница, подсолнух; клумба — тюльпан, нарцисс, астра, ромашка, колокольчик, роза; комнатные — гвоздика, ирис, фикус, бегония, герань, бальзамин, толстянка, китайская роза, калеус, плющ, комнатный виноград; водоем — камыш, ряска, кубышка, лилия.

Домашние животные: кошка, собака, корова, коза, свинья, лошадь, овца, баран, верблюд, осел.

Дикие животные: заяц, лиса, медведь, еж, белка, волк, лось, олень, тигр.

Домашние птицы: курица, петух, утка, гусь, индюк.

Дикие птицы: грач, ворона, воробей, скворец, ласточка, синица, соловей, дикая утка, снегирь, клест, удод.

Птицы уголка природы: щегол, попугай, канарейка.

Живой уголок: кролик, хомяк, морская свинка.

Насекомые: бабочка, муравей, божья коровка, жук, комар, стрекоза, кузнечик, пчела, оса, шмель.

Земноводные: лягушка, рак.

Рыбы: щука, карась, сом, окунь.

Рыбы аквариумные: телескоп, золотая рыбка, карась, меченосцы, гуппи.

Ягоды: малина, смородина, крыжовник, клубника, виноград.

Грибы: мухомор, опенок, лисички, белый гриб, груздь, сыроежка, бледная поганка, ложные опята.


Составление

предложений из четырех слов с одним определением

ЦЕЛИ

1. Составлять предложение и распространять его путем введения определения.

2. Подсчитывать количество слов в предложении.

3. Активизировать словарь по темам «Осень», «Овощи-фрукты ».

4. Развивать внимание, память.

5. Воспитывать самостоятельность детей на занятии.
ОБОРУДОВАНИЕ

Прямоугольники для составления схем предложения, сюжетные картинки для составления предложений («Мальчик покупает лимон», «Овощевод срезает капусту», «Дети покупают лимоны», «Мама режет помидоры», «Папа чистит картошку», «Малыши надели сапоги»), предметные, парные картинки, картинка о сборе урожая (по выбору), символы (прил. 8).

Логопед. Какое время года наступило? Какое время года было до осени? Какое время года наступит потом? Когда дети идут в школу? Когда собирают урожай плодов?

Выставляется картинка.

Посмотрите и скажите, что делает мальчик?

Дети. Мальчик покупает лимон.

Логопед. Что вы придумали? Сколько слов в предложении? Составьте схему этого предложения.

Дети отвечают на вопросы и составляют схему.

Какой лимон?

Дети. Кислый, ароматный, полезный, желтый.

Логопед. Если в предложение из трех слов добавить слово о том, какой предмет, какой лимон, предложение станет интереснее и длиннее: «Мальчик покупает желтый лимон». Сколько слов в предложении? Измените схему предложения. Назовите первое слово, второе, третье, последнее.

Аналогично ведется работа с другими однофигурными картинками.

Игра «Кто больше?»

Логопед. Посмотрите на картинки, придумайте предложения из трех слов.

Дети. Овощевод срезает капусту. Дети покупают лимоны. Кролик есть морковку. Мама режет помидоры. Папа чистит картошку. Дети собирают ягоды. Малыши надели сапоги.

Логопед. Добавьте в предложение слово о том, какой предмет и составьте предложение из четырех слов.

Игра «Собери урожай»

У детей — предметные картинки с изображением овощей и Фруктов.

Логопед. Осень — время сбора урожая. Придумайте предложения из трех слов о том, что вы собираете и как это делаете. «Я срываю вишню, я срезаю капусту, я срываю огурцы, я выкапываю картошку, я выдергиваю морковку, я срываю горох». Добавьте в предложение слово-признак. Какое предложение получилось?

Игра «Слушай и считай»

Логопед. Встаньте около стульчиков. Послушайте предложения и покажите столько пальцев, сколько слов услышите. «Наступила золотая осень. Часто идет мелкий дождь. Земля покрыта листьями. Трава пожелтела. Солнце светит редко Дни стали короче. Вдали видна стая перелетных птиц».
Динамическая пауза

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо. Дети покачиваются.

Ветерок все тише, тише.

Деревцо все выше, выше. Встают на носочки.
Игра «Исправь ошибки»

Логопед. Помогите Незнайке исправить ошибки. «Испекла яблочный бабушка пирог. Варенье вишневое варила мама. Папа яблоню спилил старую. Сок томатный люблю я, Собрали овощеводы богатый урожай. Я осень люблю золотую».

Игра «Измени предложение»

На наборном полотне картинка о сборе урожая.

Логопед. Посмотрите на картину и составьте предложения из трех слов.

Дети. Осенью поспел урожай.

Логопед. Сколько слов в предложении? Назовите первое, второе, третье слово.

Дети отвечают.

Добавьте слово-признак, измените предложение.

Дети. Осенью поспел богатый урожай.

Логопед. Мама срезает капусту.

Дети. Белокочанную.

Логопед. Папа копает картошку.

Дети. Молодую.

Логопед. Петя срывает помидоры.
Дети. Красные.

Логопед. Катя срывает огурцы. Дети. Крупные.

Заключение

Логопед подводит итог занятия и оценивает работу детей.

Далее аналогичное заключение не указывается. В ряде случаев в финал занятия вносятся изменения и заключение приводится.
Составление описательного рассказа «Овощи» по плану

ЦЕЛИ

1. Составлять описательный рассказ об овощах с использованием плана.

2. Связно, непрерывно, логично высказывать свою мысль.

3. Контролировать произношение в самостоятельной речи.

4. Подбирать слова-признаки к существительным.

5. Развивать внимание, память, мышление, моторику.

ОБОРУДОВАНИЕ

Корзина, картинный план, муляжи или натуральные овощи, карточки для штрихования, цветные карандаши, символы (см. прил. 8).

* * *

Логопед. Ребята, те из вас, кто назовет какой-нибудь овощ, садятся на свои места.
Игра «Угадай, что в корзине»

Логопед берет заранее приготовленную корзину, где лежат различные овощи и загадывает загадку.

Логопед

Круглая, а не месяц,

Желтая, а не масло,

С хвостом, а не мышь.
Дети. Репа.
Логопед. Правильно, как вы догадались?
Дети отвечают.

Летом — в огороде,

Свежие, зеленые,

А зимою — в бочке,

Крепкие, соленые. (Огурцы.)

Красный, красный толстячок

Солнцу выставил бочок.

Ты ищи его на грядке:

Он играть не любит в прятки. (Помидор.)
Подбор признаков к предмету

Дети подбирают прилагательные, характеризующие предмет: помидор — красный, круглый, мягкий, сочный; огурец — зеленый, длинный, твердый, душистый, соленый; репа — желтая, круглая, твердая, горькая.
Описание помидора с опорой на натуральный предмет

Логопед. Дети, сегодня вы научитесь составлять рассказ о помидоре. Но прежде нужно рассказать про него все по порядку. Какой он?

Дети. Помидор красный, помидор круглый, помидор мягкий.
Составление словосочетаний с однородными определениями

Логопед. Скажите сразу, какой помидор по цвету и форме? Какой помидор на ощупь и на вкус?
Употребление местоимения «он» вместо существительного

Логопед. В этом рассказе слово «помидор» можно заменить словом «он», тогда рассказ будет лучше: «Он мягкий и сочный».

Коллективное составление рассказа

Дети поочередно называют предложения про помидор, логопед следит за отработанной последовательностью описания и задает попутно вопросы.

Логопед. Что еще знаете про помидор? Дети. Помидор — овощ. Он растет на грядке.
Динамическая пауза

Раз, два, три, четыре — Дети шагают на месте.

Помидор дадим мы Ире, Ставят руки на пояс, наклоняются влево-вправо.

Пять, шесть, семь, восемь — Стоят.

Огурцы у Сени спросим, Поднимают руки.

Девять, десять — завернем Шагают на месте.

И Наташе отнесем. Наклоняются вперед, вытягивают руки вперед.
Развитие мелкой моторики

Дети заштриховывают контуры овощей.
Зрительная гимнастика

Дети совершают движения глазами в соответствии с текстом.

Ослик ходит выбирает,

Что сначала съесть не знает.

Наверху созрела слива,

А внизу растет крапива,

Слева — свекла, справа — брюква,

Слева — тыква, справа — клюква,

Снизу — свежая трава,

Сверху — сочная ботва.

Закружилась голова,

Кружится в глазах листва, Выполняют круговые движения

Выбрать ничего не смог глазами.

И без сил на землю слег. Закрывают глаза.
Составление рассказа-описания про репу и огурец по картинному плану

Желательно спросить двух-трех детей из сильной подгруппы. Дошкольники, имеющие менее сформированную связную речь, составляют описание на индивидуальных занятиях и занятиях с воспитателем.
Составление предложений и объединение их в рассказ

«Мамины помощники»

ЦЕЛИ

1. Составлять предложения по демонстрации действий.

2. Подбирать к объекту или предмету точное определение.

3. Подсчитывать количество слов в предложении.

4. Развивать внимание, память.

ОБОРУДОВАНИЕ

Прямоугольники для составления схем предложения, сигналы «П» (предложение), мяч,

* * *

Логопед. Девочки, вспомните названия фруктов, а мальчики — овощей.
Дети называют.
Что мы сейчас произносили?
Дети. Слова.
Игра «Будь внимательным!»

Логопед. Дети, внимательно прослушайте текст и поднимите карточку «П», если услышите предложение. Предложение — это маленькое сообщение о чем-либо. «Вишня растет в саду. Дерево. Повар. Повар кладет в борщ свеклу. Капуста. Салат. Из капусты можно приготовить салат. Груши. Магазин. Мы купили в магазине много груш. Кабачок созрел на грядке».

Составление предложений по демонстрации действий

Логопед (приглашает к себе ребенка и дает ему задание). Катя, качай куклу. (Остальным детям.) Ребята, составьте предложение о том, что делает Катя.

Дети. Катя качает куклу.

Логопед. Сколько слов в предложении? Давайте составим его схему, слова обозначим прямоугольниками. Назовите первое слово, второе, третье. Добавьте в предложение новое слово о том, какой предмет.

Дети. Катя качает новую, красивую, резиновую куклу.

Логопед. Сколько слов стало в предложении? Назовите первое слово, последнее, предпоследнее.

Дети выполняют задание.

Аналогично идет работа над следующими предложениями: «Игорь собирает игрушки. Таня рисует дом. Оля читает книгу. Вова катает машину».

Составление предложений и объединение их в рассказ

Заранее подготовленные дети разыгрывают «спектакль».

Вопрос. Что делает мама?

Ответ. Мама ушла на работу.

Вопрос. Что делает Вася?

Ответ. Вася подметает пол.

Вопрос. Что делает Зина?

Ответ. Зина поливает цветы.

Вопрос. Что делает Нина?

Ответ. Нина моет посуду.

Вопрос. Что сделала мама?

Ответ. Мама вернулась с работы.

Вопрос. Чему рада мама?

Ответ. Мама рада, что ее дети помогли ей.

Далее логопед задает вопросы, дети отвечают. Логопед. Мама, Зина, Вася, Нина — кто это, назовите одним общим словом. Кем являются для мамы Зина и Нина? Вася? Кем является Вася для Зины и Нины? Пофантазируйте, почему дети были дома? Что сказала мама, когда увидела порядок в доме?
Пересказ

Логопед читает рассказ, двое-трое детей его пересказывают. Логопед. Мама ушла на работу, а ее дети остались дома: были летние каникулы. Ребята решили помочь маме. Вася подметает пол. Зина поливает цветы. Нина моет посуду. Мама вернулась с работы. Она рада, что ее дети помогли ей. Мама сказала: «Молодцы, вы — мамины помощники!»
Игра «Что ты делал

Логопед (произносит предложение, используя глагол в настоящем времени). Что я делаю?

Дети (изменяют слово, употребляя глагол в прошедшем времени). Что я делал?

Логопед. Я читаю книгу. Дети. Я читал книгу. Логопед. Я подметаю пол. Дети. Я подметал пол.

Логопед. Я режу овощи.

Дети. Я резал овощи.

Логопед. Я поливаю цветы.

Дети. Я поливал цветы.

Логопед. Я мою посуду.

Дети. Я мыл посуду.

Логопед. Я стираю белье.

Дети. Я стирал белье.
Пересказ текста с изменением времени глагола

Логопед. Я начну предложение, а вы продолжите. Вчера мама ушла на работу, а дети остались дома ... Завтра мама уйдет на работу, а мы останемся дома ...

Пересказ текста «Как мы ходили в лес за грибами»

по серии картинок

ЦЕЛИ

1. Пересказывать прослушанный текст с использованием в качестве опоры серий сюжетных картинок.

2. Связно, непрерывно, логично высказывать свою мысль.

3. Активизировать словарь по темам «Грибы», «Деревья».

4. Уметь грамматически правильно строить предложения, отвечать на вопросы.

5. Сравнивать предметы.

6. Развивать мышление, слуховое внимание, память, общую моторику, темпоритмические и мелодико-интонационные характеристики речи.

ОБОРУДОВАНИЕ

Серия картинок к рассказу «Как мы ходили в лес за грибами», предметные картинки с изображением грибов и деревьев, мяч,
На наборном полотне план занятия.

Логопед. Ребята, посмотрите на карточки и догадайтесь, что мы сегодня будем делать на занятии? (Указывает на символы «Человек», «Карандаш».)

Дети. Отдыхать, работать.

Логопед. А еще мы будем отвечать на вопросы (указывает на символ «Знак вопроса» ), слушать рассказ и пересказывать его (указывает на символы «Ухо», «Прямоугольники, соединенные волнистой линией» ), сравнивать предметы (указывает на символ с изображением двух разных предметов).

Игра «Слушай и отвечай!»

Логопед. Какие деревья и кустарники ты знаешь? Какие деревья бывают зелеными круглый год? Что общего между сосной и елью? Чем отличаются эти деревья? На каких деревьях и кустарниках растут ягоды?

Дети отвечают.

Какие деревья весной плачут?

Дети. Береза.

Логопед. Под какими деревьями растут грибы?

Дети. Осина, береза, ель.

Логопед. Какой гриб растет на вырубках?

Дети. Опенок.

Логопед. Какие грибы растут в хвойном лесу?

Дети. Грузди, сыроежки.

Логопед. Какие грибы предпочитают лиственные леса?

Дети. Белые грибы.

Логопед. Какие несъедобные грибы знаете?

Дети. Мухоморы, бледные поганки, ложные опята.

Логопед. Какие грибы любят жить семейками?

Дети. Опята, лисички, грузди.

Логопед. Какие пословицы и поговорки о грибах вы знаете?

Дети. Собирай, не мешкай — это сыроежки. Если лужи среди дворов — много белых грибов. Груздь дождя не любит.

Логопед. Что мы делали?

Дети. Мы отвечали на вопросы о грибах и деревьях.

Логопед. А сейчас будем сравнивать грибы.

Игра «Найди отличия»

Логопед. Чем различаются белый гриб и опенок?

Дети. У белого гриба шляпка коричневая, а у опенка желтая.

У белого гриба ножка толстая, а у опенка тонкая. Белый гриб растет в лиственных лесах, а опята на вырубках. Белый гриб чаще растет поодиночке, а опята растут семьями.

Логопед. Чем похожи эти грибы?

Дети. Белый гриб и опенок — съедобные грибы. У белого гриба и опенка есть шляпка, ножка, грибница.

Логопед. Что мы делали?

Дети. Сравнивали белый гриб и опенок.
Чтение рассказа логопедом

Как мы ходили в лес за грибами

Однажды Света, Ваня и Коля ходили за грибами в лес. На полянке, где недавно вырубили старые деревья, дети увидели желто-золотистые шляпки опят. Целые семьи этих грибочков растут на каждом пеньке. Вдруг ребята увидели ежика. Он сидел за пеньком. К зверьку приблизился Ваня. Мальчик положил красивый грибок перед ежиком. Еж понюхал гриб и ушел в траву.
Работа над рассказом

Логопед. О ком говорится в этом рассказе?

Дети. О детях, о ежике.

Логопед. Расскажите, что мы узнали о детях. Куда ходили ребята? Что видели в лесу? Кого видели в лесу? Какую мысль хотел донести автор этим рассказом?

Дети отвечают.

Рассмотрите картинки к рассказу и расположите их в нужной последовательности.

Дети выполняют задание.

Назовите действующих лиц истории, изображенных на первой картинке.

Дети. Света, Ваня, Коля. Логопед. Что делали дети?

Дети. Света, Ваня и Коля ходили за грибами в лес. Логопед. Что увидели ребята?

Дети. На полянке, где недавно вырубили старые деревья, ребята увидели желто-золотистые шляпки опят. Логопед. Как растут опята?

Дети. Целые семьи этих грибочков растут на каждом пеньке.

Логопед. Назовите действующих лиц истории, изображенных на второй картинке.

Дети. Ежик.

Логопед. Придумайте предложение о ребятах.

Дети. Ребята увидели ежика.

Логопед. Скажи это предложение так. (Демонстрирует символ «Восклицательный знак».)

Дети произносят.

Составьте предложение о ежике.

Дети. Ежик сидел за пеньком.

Логопед. Скажите это предложение так. (Демонстрирует символ «Перечеркнутый восклицательный знак».)

Дети произносят.

Назовите действующих лиц истории, изображенных на третьей картинке.

Дети. Ваня, ежик.

Логопед. Что сделал Ваня?

Дети. Ваня подошел к ежику и положил перед ним гриб.

Логопед. Скажите это предложение так. (Демонстрирует символ «Стрелка, направленная вниз».)

Дети произносят.

Вспомните, что о ежике говорит автор рассказа.

Дети. Еж понюхал гриб и ушел в траву.

Логопед. Скажи это предложение так. (Демонстрирует символ «Пунктирная стрелка».)

Дети произносят.

Что мы делали?

Дети. Слушали рассказ, отвечали на вопросы, говорили по сигналам.


Зрительная гимнастика

Шляпки опят, как монетки горят. Дети смотрят вдаль.

Рябит от шляпок в глазах у ребят. Часто моргают глазками.
Игра с мячом «Что сначала, что потом?»

Логопед произносит предложение с перепутанным порядком действий, бросая мяч каждому ребенку, дети ловят мяч и восстанавливают события.

Логопед. Положили в корзинку и сорвали гриб.

Дети. Сорвали гриб и положили в корзинку.

Логопед. Нашли грибы и пришли в лес.

Дети. Пришли в лес и нашли грибы.

Логопед. Пошли домой и набрали грибов.

Дети. Набрали грибов и пошли домой.
Динамическая пауза

Мы шли-шли-шли и грибочек нашли. Дети маршируют.

Полезай в кузовок, белый гриб, мой дружок. Останавливаются.

Мы шли-шли-шли и еще грибок нашли. Нагибаются за «грибком».

Полезай в кузовок, сыроежка, мой дружок.
Пересказ

Логопед читает рассказ «Как мы ходили в лес за грибами» с установкой на пересказ. Пересказывают двое-трое детей.
Игра «Расскажи про себя»

Логопед. Расскажите историю так, если бы она произошла с вами. Начните ее так: «Однажды я с подругами ходила в лес ...»
Заключение

Логопед. Что мы делали на занятии?

Дети, пользуясь планом занятия, составляют отчет о проделанной работе.


Составление предложений по картинке и вопросу

ЦЕЛИ

1. Составлять предложения по картинке и вопросу.

2. Сравнивать предметы.

3. Подбирать слова-признаки к существительным.

4. Контролировать произношение в самостоятельной речи.

5. Активизировать словарь по теме «Домашние животные».

6. Развивать контрольно-оценочные умения дошкольников.

7. Развивать мелкую моторику, внимание, память, мышление, слуховое восприятие.

8. Формировать темпоритмические и динамические характеристики речи.

ОБОРУДОВАНИЕ

Картинки с изображением кобры, лисы, белки, собаки, медведя, кошки, енота, образцы штриховки, карандаши, мяч.
* * *

Логопед. Отгадайте загадки. Кто зимой холодной ходит злой, голодный?

Дети. Волк.

Логопед. Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец. Ходит гордо и легко, рога раскинув высоко.

Дети. Лось.

Логопед. Под соснами, под елками, лежит мешок с иголками.

Дети. Еж.

Логопед. Спереди пятачок, сзади крючок, розовая спинка, а на ней щетинка.

Дети. Свинья.

Логопед (выставляет на наборном полотне картинки с изображением животных). Кто это?

Дети. Животные.

Логопед. Скажите, какое животное лишнее и почему?

Дети отвечают.

Сегодня мы будем учиться составлять предложения о животных.
Игра «Кто где живет?»

Логопед (каждому ребенку дает картинку с изображением «дома» животного и задает вопрос). Где живет лось? Лиса? Белка? Собака?

Дети по очереди отвечает полным предложением. Корова живет в сарае. Лиса живет в норе. Белка живет в дупле. Собака живет в будке (дома).
Игра «Кто что кушает?»

Логопед. Что ест кошка? Что ест собака? Что ест корова? Что едят волки?

Дети находят соответствующие картинки и составляют предложения.
Игра «Какую пользу приносит животное?»

На фланелеграф выставляются картинки животных.

Дети (дают полный ответ). Корова дает молоко. Собака охраняет дом. Кошка ловит мышей.
Динамическая пауза

Импровизация движений «Волк»

Дети по лесу гуляли,

Но вот сучья затрещали.

Дети, дети, не зевайте,

Волк — за елкой, убегайте!
  1   2   3   4   5
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации