В помощь воспитателю детского сада. Детям об осени - файл n1.doc

В помощь воспитателю детского сада. Детям об осени
Скачать все файлы (511 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc511kb.17.02.2014 08:46скачать

n1.doc


Детский сад № 13. Методический кабинет. В помощь воспитателю при работе с детьми.

2007-2008 уч.год.




Осенью семь погод на дворе – сеет, веет, крутит, мутит, рвёт, сверху льёт,

снизу метёт.





Астрономическим началом осень считают дни осеннего равноденствия (21-22 сентября), когда день равен ночи. Концом осени считается 22 декабря – один из дней зимнего солнцестояния. Однако явления, которыми характеризуется этот сезон, наступают в природе и раньше и позже указанных сроков.

Фенологи началом осени считают началом осени первый заморозок на почве, а концом – замерзание прудов. Делят осень на раннюю – до конца листопада и позднюю – после него

Сентябрь- ревун, хмурень, вересень. Первоосенье.


Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный

И лучезарны вечера… (Ф.Тютчев)



В старину сентябрь именовался руен – за жёлтый цвет; ревуном был наречён – за непогоду; ославлен хмурнем – дни коротки, плотно тучи кроют небо; ещё одно древнерусское название сентября вересень – месяц первых инеев.

Познакомьте детей с особенностями первого осеннего месяца

и обсудите

приметы сентября:

Познакомьте детей с особенностями поведения животных в сентябре:

Обратите внимание детей и проврете средние числа наступления следующих явлений:


Обрати внимание.



Подумайте и объясните вместе с детьми значение пословиц:


Разучите с детьми и придумайте свои скороговорки:


«Педагогическая копилка.»
Осенние считалки:


***

Осень, осень, подожди

Из воды плести дожди!

Туча, солнце не бодай,

Голубое небо дай!
***

Шёл по берегу петух,

Поскользнулся,

В речку – бух!

Будет знать петух,

Что впредь

Надо под ноги смотреть!


***

Катилось яблоко

Мимо сада,

Мимо сада,

Мимо града.

Кто поднимет,

Тот и выйдет.
***

Червенчики, первенчики,

Летели голубенчики

По свежей росе,

По чужой полосе.

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок,

Выйди, (имя рек) – дружок!



Игры осенью.

«Заячий пирог».

Каждый берёт себе лист от какого-то дерева (берёзы, тополя, липы и др.) Один из играющих – зайка; у него листа нет.

Все говорят:

Зайка, зайка,

Испеки пирожок!

Заяц кладёт свою руку на колени, ладонью вверх – это «нижняя корка» пирога. Затем спрашивает по очереди всех: «С какой начинкой испечь?»

Каждый отвечает в зависимости от того, какой у него лист («с тополевой», «с липовой», «с березовой» и т.п.), и кладёт руку с листом ладонью ввепх на «нижнею корку» пирога.

Когда весь «пирожок начинён», заяц закрывает его «верхней коркой», т.е. другой своей ладонью вниз.

Все просят:

Зайка, зайка,

Угости пирожком!

- С какою начинкой? – спрашивает заяц кого-либо из играющих. Тот должен назвать свою «начинку» и достать свою руку с листом из «пирога». Если играющий назвал правильно, то заяц продолжает спрашивать дальше. Если играющий ошибся – все кричат: «Сгорел пирожок!». Тот кто ошибся, выходит из игры, а заяц продолжает спрашивать других.

«Детки на ветке»

вариант № 1.

Отгадать, «какие детки у этой ветки».

Дети вокруг воспитателя. Воспитатель кладёт перед ними несколько еловых, сосновых шишек, желудь, орехи, летучки клёна и др. берёт ветки этих плодов и, показывая детям по одной, говорит: «Где детки сосновой ветки?» Угадавший берёт сосновую шишку и подаёт ветку с этой шишкой; если не правильно – кладут обратно.
Вариант № 2.

Каждому из играющих детей дают шишку, или жёлудь, орех и т.п. Затем воспитатель показывает какую-либо ветку и говорит: «У кого детки с этой ветки?». Тот, у кого данный предмет, поднимает руку и показывает плод.
«Вершки и корешки»

Собрали ребята овощи с огорода, стали мыть, очищать, хотят всех угощать; заспорили, кому это делать. Спорили-спорили и порешили: кто верно угадает по ботве, какой корешок на этот вершок, тот и будет всех угощать.
вариант № 1.

Ведущий кладёт в ряд овощи с ботвой. Затем раздаёт детям ботву. Отдельно в мешочке лежат овощи без ботвы. Ведущий вынимает овощи по одному и говорит: «»Корешок, корешок, где твой вершок?» У кого есть такой вершок, должен ответить: «Вершок репки у меня». Если ребёнок называет неправильно, ведущий показывает репку с ботвой, говорит: «Вершок, вершок, я не твой корешок» Кто подберёт правильно, угощает всех.
Вариант № 2.

Срезанная ботва лежит в ряд на столе. Сбоку или повыше разложены в любом порядке корешки. Ведущий предлагает детям закрыть глаза; убирает один корешок, затем спрашивает: «У какого вершка не хватает корешка?»

Дети путём сравнивания подбирают нужный. Кто подряд три раза угадает, тот всех угощает.
Готовясь к летней прогулке, воспитателю стоит подумать:

  1. какие виды основных движений можно отрабатывать на прогулке в этот период?

  2. какие виды труда можно проводить на прогулке и какой инвентарь для этого нужен?

  3. С каким природным материалом можно работать с детьми на прогулке?

  4. Какие виды закаливания можно проводить на прогулке летом, и какова их эффективность?

  5. Какие требования должен выполнять воспитатель, планируя экскурсию в природу?

  6. какова роль наблюдений с детьми на прогулке для всестороннего развития детей?

  7. Какую профилактическую работу с детьми воспитатель проводит осенью?

  8. какие условия на участке должен создать воспитатель для изобразительной деятельности детей?

  9. какую задачу несут подвижные игры на прогулке?

  10. каково влияние игрушек - заместитетелей, используемых детьми во время сюжетно-ролевых игр на прогулке, на развитие мыслительных операций?

  11. каково место художественной литературы осенью на прогулке



Календарь наблюдения изменений, происходящих в природе осенью.

Объекты для наблюдения

Задания детям

НЕЖИВАЯ ПРИРОДА.

  1. похолодание

  2. частые дожди и ветры

  3. серо-тёмные тучи

  4. слабо греющее солнце

  5. ранние сумерки

  6. наступление заморозков

  7. выпадение первого снега

  8. и др.

  • ежедневное определение дежурными погоды

  • знакомство с градусником

  • отметить на своём участке, где всходит и заходит солнце, вспомнить, где оно было в эти часы летом.

  • Отметить, как изменились облака

  • Обратить внимание на замерзшие лужи и замёрзшую землю.

РАСТЕНИЯ

  1. расцветичивание листьев на деревьях (рябина, липа, клён, тополь, ясень, вяз и др.)

  2. листопад

  3. осенние работы на огороде, саду, ягоднике и цветнике

  • наблюдать расцвечивание листьев на деревьях: золотых листьев берёзы, розовых рябины, лимонного цвета – липы, коралловых – осины и др. Зарисовать ветки по выбору. Выяснить какие деревья начали первыми изменять окраску листьев, у каких деревьев листья расцвечиваются позже всех. Принести образцы листьев этих растений. Сравнить их по окраске, форме, величине. Сравнить хвойные и лиственные деревья (сосну, ель, берёзу, тополь и др.) по коре, веткам, плодам и семенам.

  • Наблюдать, какие овощи уже убраны, какие убирают и какие ещё не начали убирать.

  • Наблюдать, какие цветы уже отцвели и увяли, какие ещё продолжают цвести. Рассмотреть растения, повреждённые заморозками (побурели и почернели листья, стебли, цветы). Посадить в горшке луковицы тюльпанов, нарциссов, гиацинтов для зимнего и весеннего цветения.

  • Срезать засохшие листья и усы у земляники. Рассмотреть кустик садовой земляники. Посадить землянику усами с комочком земли.

  • Посеять в уголок леса семена деревьев и кустарников: дуба, берёзы, шиповника, калины, орешника.

ЖИВОТНЫЕ.

  1. исчезновение насекомых и земноводных

  2. сбор птиц, собирающихся для отлёта

  3. домашние и дикие животные, готовящиеся к зиме

  • рассмотреть паучка-путешественника и его паутинку-самолёт

  • оторвать кусок коры у пня – посмотреть, как устроились насекомые на зиму.

  • Пронаблюдать и рассказать, как подготовлены к зиме домашние животные, что сделали для них люди. По картинка и диафильмам посмотреть и уточнить, как готовятся к зиме дикие животные.

  • Ежедневно подкармливать зимующих птиц с целью привлечения их на участок детского сада.

  • Отобрать открытки с изображением птиц, которые на зиму улетают от нас, рассказать, почему они не остаются на зиму.

  • Отобрать открытки с изображением зимующих птиц. Рассказать, почему эти птицы не улетают.


Тематика наблюдений за природой осенью

занятия

экскурсии

Целевые прогулки

  1. рассматривание деревьев участка. Сравнение кустарника и дерева. Игра «С какого дерева лист?»

  2. беседа «Как мы дежурим». Рассматривание объектов уголка природы, закрепление правил ухода за ними.

  3. рисование на тему «Золотая осень»

  4. наблюдение изменений, происшедших в цветнике, ягоднике, огороде с наступлением осени. Вспомнить, какими они были летом.

  5. Рисование ветки рябины с плодами.

  6. беседа «Как готовятся к зиме дикие звери» (с просмотром диафильма)

  7. Сравнительное рассматривание зимующих птиц: голубя, воробья и вороны.

  8. беседа «Дети- друзья птиц» (с просмотром диафильма)

  9. художественное чтение рассказа Мамина-Сибиряка «Серая шейка».

  10. сравнительное наблюдение белки и кролика.

  11. загадывание загадок и чтение отрывков их художественных произведений о природе осенью. Узнать по описанию, о каком времени года идёт речь, объяснить, как узнал.

  12. итоговая беседа «осенние явления в жизни живой и неживой природы»

1. экскурсия на выставку цветов или цветник.

2. экскурсия в парк в период золотой осени.

3. экскурсия в фруктовый сад

4. экскурсия в продуктовый магазин.


  1. Наблюдение листопада. Сбор разноцветных листьев. Сбор плодов дуба, липы, листвиницы, клёна.

  2. сбор урожая на огороде. Д\и «Вершки и корешки»

  3. рассматривание семян плодов фруктовых деревьев. Посадить семена яблони, вишни, сливы.

  4. сбор цветочных культур, рассмотреть и сравнить их по внешнему виду.

  5. коллективная уборка клубней георгинов и луковиц гладиолусов. Рассаживание многолетних растений. Высадка тюльпанов.

  6. наблюдение серебряных нитей паутины паучков-путешественников. Наблюдение затаившихся на зиму насекомых.

  7. наблюдение улетающих птиц. Повесить кормушки для привлечения зимующих птиц: чижей, синиц, снегирей.

  8. перенос цветущих растений с участка в комнату для дальнейшего наблюдения за их развитием (астры, ноготки, тагетисы и др.)

  9. наблюдение осенних работ школьников на огороде и в саду.

  10. наблюдение за посадкой деревьев и кустарников.

  11. сбор природного материала для поделок: мха, лишайника, плодов рябины, дуба, коры, камешков. Сбор семян на корм птицам.

  12. коллективный труд – под зимний сев семян овощей: моркови, петрушки, укропа и др.


Программные задачи по разделу «Трудовое воспитание. Труд в природе»

(Программа воспитания и обучения в детском саду /Под ред. М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.)

Вторая младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная к школе группа


Воспитывать желание участвовать в уходе за растениями и животными в уголке природы и на участке.

Приучать с помощью взрослого кормить рыб, птиц; поливать комнатные растения, растения на грядках, сажать лук, собирать овощи, расчищать (вместе с воспитателем) дорожки от снега, счищать его со скамеек.


Поливать растения, кормить рыб, мыть поилки, наливать воду в поилки и класть корм в кормушки (при участии воспитателя).

Приобщать детей к работе по выращиванию зелени для корма птицам в зимнее время.

Привлекать детей к подкормке зимующих птиц.

Приучать к работе на огороде и в цветнике (посев семян, поливка, сбор урожая).

Помогать воспитателю приводить в порядок используемое в трудовой деятельности оборудование (очищать, просушивать, относить в отведённое место).


Учить выполнять различные поручения, связанные с уходом за животными и растениями уголка природы. Приучать выполнять обязанности дежурного в уголке природы: поливать комнатные растения, рыхлить почву и т.д.

Осенью привлекать детей к уборке овощей на огороде, сбору семян, пересаживанию цветущих растений из грунта в уголок природы


Воспитывать любовь к растениям и животным. Продолжать учить самостоятельно и ответственно выполнять обязанности дежурного в уголке природы: поливать комнатные растения, рыхлить почву, мыть кормушки, готовить корм (мыть, резать). Приучать самостоятельно заботиться о животных и растениях в уголке природы.

Осенью привлекать детей к уборке овощей с огорода, сбору семян, выкапыванию луковиц, клубней цветов, перекапыванию грядок на огороде, пересаживанию цветущих растений из грунта в уголок природы







Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации