Курсовая работа - Социальная политика бюджетных организаций - файл n1.doc

Курсовая работа - Социальная политика бюджетных организаций
Скачать все файлы (147.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc148kb.17.02.2014 08:44скачать

n1.doc

  1   2   3   4


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Самарский государственный университет»

Социологический факультет


Курсовая работа

Социальная политика бюджетных организаций
Содержание


Введение 3

1. Теоретико-методологические основы изучения социальной политики бюджетных организаций 8

1.1. Исторический аспект социальной политики государства и предприятий 8

1.2. Основные понятия социальной политики 13

2. Оптимальная социальная политика: ожидания россиян 16

Заключение 25

Список литературы 27

Приложение 29

Введение




Актуальность исследования. Дня современной социологии характерен интерес к различным теоре­тическим конструкциям и идеям, позволяющим определить или уточнить характер взаимодействия человека и общества в мире постмодерна. Ради­кальные экономические и социальные реформы последних лет породили в России глубокие социальные изменения. Российское общество более десяти лет находится в процессе преобразований и перехода к иному каче­ственному состоянию, что заставляет социологов и других ученых-обще­ствоведов снова обращаться к вопросу о его специфике, с одной стороны, и о типичных чертах переходного общества, с другой.

Вследствие ускорения процесса имущественной дифференциации, резко обозначилось социальное расслоение общества, поляризовались возмож­ности и интересы различных групп. Возникли и приобрели характерный облик не только «новые богатые», но и «новые бедные», среди которых, что наиболее драматично, трудоспособные и занятые (в основном, в финанси­руемых государством отраслях) граждане, т.е. работники бюджетных организаций. Так, в состоянии «потери своего места» в обществе, находятся медицинские работники, преподаватели, инженеры и рабочие предприятий многих отраслей и т.д. Социальное рас­слоение, наряду с профессиональным, имеет довольно четко выраженную половую и возрастную специфику. Большинство новых богатых - сравни­тельно молодые мужчины, большинство новых бедных - женщины средних лет, как правило, с детьми. Проблематично положение пенсионеров, имею­щих, как правило, низкие текущие доходы и отсутствие умения использо­вать накопленное имущество для улучшения текущего положения. Неожи­данно много оказалось безнадзорных и беспризорных детей, живущих и работающих на улице, которые, наверное, являются самым безусловным индикатором неблагополучия российского общества.

Нуждается в осмыслении система управления социальными процессами на разных уровнях, необходима новая концепция социальной политики, в которую была бы вписана как политика развития человека, так и полити­ка социальной защиты, отвечающие требованиям сегодняшнего дня. Высту­пая в роли механизма целеполагания и регулирования развития общества, социальная политика требует разработки нормативной базы и критериев эффективности, касающихся как изменений общества в целом, так и его подсистем. Приоритетным критерием эффективности социальной политики необходимо считать развитие человека как цели развития общества, осо­бенно учитывая кризис моделей роста благосостояния и непрямую зависи­мость между уровнем и качеством жизни в развитых странах мира.

Но становление новой концепции социальной политики на федераль­ном, региональном и муниципальном уровнях сталкивается с серьёзными трудностями и чрезвычайно высокими «человеческими издержками». Эти издержки реформирования вызывают постоянный рост потребности населе­ния в социальной защите на фоне спада производства или недобора налогов, влекущих сокращение доходной части бюджета и возможностей формирова­ния бюджета внебюджетных социальных фондов, то есть неустойчивости ресурсной базы системы социальной защиты. При этом многие предприятия, которые в условиях плановой экономики вносили существенный вклад в обеспечение социальной поддержки своих работников, в условиях кон­курентного производства отказываются от своей социальной инфраструк­туры и её финансирования.

Это, в свою очередь, особенно в условиях небольших городов, где одно-два предприятия определяют как условия занятости, так и степень защищённости основной части населения, ведет к снижению уровня жизни людей и возможностей их социальной адаптации, а также к усилению нагрузки на муниципальную, региональную и федераль­ную системы социальной защиты, которые с этой новой ролью не всегда справляются.

Следует отметить, что социальная политика с точки зрения управ­ления социальным развитием в предшествующий период времени разра­батывалась в русле нормативно-ценностного подхода, преобладания представлений о том, что общество управляемо, и все проблемы должны решаться средствами социальной политики. Исследования эффективности социального управления, определение того, что действительно решается или может решаться как на уровне общества, так и его институтов, почти не проводились. Неоправданное значение в прошедший период придавалось развитию социальной инфраструктуры, а не развитию человека, создавав­шего и использовавшего эту инфраструктуру для своего развития. Тради­ционно социальная политика рассматривалась, как область социально-фи­лософских рассуждений или сфера программных деклараций различных партий, изучаемых в политологии. Эти декларации, еще со времен разви­того социализма, сформировали высокие ожидания у населения, которое воспринимало их как «Декларации о социальной защите (заботе, помощи, поддержке) населения государством».

Таким образом, в социалистической социальной политике преобладала нормативность. Нормативно-ценност­ный аспект, как показал еще М. Вебер, неустраним из логики социологиче­ского исследования, но тем актуальнее задача проанализировать теорию и практику социальной политики, по возможности в ценностно-нейтраль­ном ключе, как социологическую область знания.

Социологический вопрос о функциях, целесообразности и формах отношений помощи в социальных системах, таких как российское государство, никогда тщательно не анализировался. В имеющихся исследованиях соци­альной политики делается акцент на обязанностях государства по отно­шению к ожиданиям граждан. Латентно предполагается, что нерастороп­ность или коррумпированность чиновников является основной причиной, не удовлетворяющей население социальной политики. Однако вопрос об экономической цене социальной политики, сведенной к политике социаль­ной защиты, обсуждается мало, а это фундаментальный вопрос, связанный с ее осуществимостью.

Следовательно, чрезвычайно важным является согласование интересов экономического развития и интересов населения, сконцентрированных в социальной политике, тем более что возникшая рыночная экономика куда более независима от государства, чем предшествующая социалистическая.

Ожидаемые типы взаимодействий государства и общества, связанные с социальной политикой, сужаются до «помощи обездоленным», но это поня­тие совсем не очевидное. «Бросающаяся в глаза случайность совместного существования разных форм помощи», как отметил Н. Луман [1, с. 34-149], весьма характерна для российской социальной политики. К тому же в ней решаются проблемы, имеющие значение не для всего обще­ства, а для отдельных подсистем или групп.

Как правило, анализ программных положений социальной политики сведен к минимуму, а реально разрабаты­ваются ее направления, которых становится все больше, как больше нуждающихся групп. Это и политика занятости, и миграционная политика, и защита пенсионеров и инвалидов, и защита семьи и т.д. Причем направле­ния дробятся на глазах, например, женщины и инвалиды нуждаются в особой поддержке занятости, детская политика выделяется из семейной и т.п.

Трудно спорить с необходимостью каждого из этих направлений, но задачей социальной политики остается формулирование принципов связывания и согласования разнонаправленных интересов всех групп и, особенно, групп, нуждающихся в помощи и экономически активных, самостоятельных, «сильных» групп населения, которые через нало­гообложение финансируют помощь «слабым».

Приоритетом же социальной политики, особенно в условиях глоба­лизации, становится развитие человека, в первую очередь, его здоровье и образование. Значимость этих задач особенно очевидна на фоне безу­словных границ (пределов) роста благосостояния, обнаруживающих себя на разных уровнях. Но эти задачи не могут быть решены средствами соци­альной политики, рассматривающей человека как свой объект, они требуют активного отношения людей к своему здоровью (здоровому образу жизни) и социально-профессиональному статусу. Люди и социальные группы должны быть включены в социальную политику в качестве равноправных акторов - партнеров государства.

Здесь также возникает новая задача - согласо­вание взаимодействий и интересов множества субъектов, складывающихся в формирующееся в России гражданское общество с его механизмами само­организации и самоуправления, и традиционных управленческих воздей­ствий государства и экономики. Задачи развития человека могут быть решены только через активное участие людей во взаимодействиях госу­дарства, экономики и гражданского общества и должны рассматриваться, как критерии эффективности социальной политики, реализующей нацио­нальные и общечеловеческие интересы, а не приоритеты социальных ведомств или отдельных групп.

Особенно это касается таких акторов как бюджетные организации, где уровень зарплаты значительно ниже, чем в коммерческих структурах.

Поэтому тема исследования «Социальная политика бюджетных организаций» актуальна.

Объект исследования: социальная политика бюджетных организаций

Предмет исследования: направления и формы социальной политики бюджетных организаций.

Цель исследования: - в ходе теоретико-методологического и эмпирического исследования (анкетирования) исследовать направления и формы социальной политики бюджетных организаций городского округа Самара.
  1   2   3   4
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации