Конспект занятия - Домашние животные для детей с моторной алалией - файл n1.doc

Конспект занятия - Домашние животные для детей с моторной алалией
Скачать все файлы (54 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc54kb.17.02.2014 08:25скачать

n1.doc

Конспект занятия

с детьми с моторной алалией(II уровень речевого развития)

Тема «Домашние животные»

Цель: научить детей различать и называть домашних животных и их детенышей, образовывать глаголы от звукоподра­жательных междометий. Составлять простые предложения . Познакомить с внешним видом животных, дать знания о том, что они едят, пьют, где живут, какую пользу получает от них человек.

Словарь по теме «Домашние животные»:

Предметный: кошка, со­бака, корова, лошадь, свинья, коза, козел, овца, баран, стадо, теленок, котенок, щенок, жеребенок, поросенок, козленок, ягненок, рога, копыта, хвост, грива;

Глагольный: ржет, мычит, мяукает, лает, хрюкает, жует, грызет, мурлыкает, лакает, пасет,;

Качественный: короткий, длин­ный, мягкий.

Оборудование: Картинки с изображением животных и их детенышей, игрушки - домашние животные

Ход занятия:

  1. Организационный момент.


1.1. Пальчиковая гимнастика

«Два котенка»

Повстречались два котенка:

«Мяу-мяу!»

Два щенка: «Ав-ав!»

Два жеребенка: «Иго-го!»

Два быка: «Му-у-у!»

Смотри, какие рога!

1.2. Формирование понятия «Домашние животные»

Рассмотреть картинки, показать и назвать домашних животных.

Рассмотреть картинки, изображающие кошку и собаку. Назвать характерные части тела кошки и собаки. Например, описать
внешний вид кошки (ушки, усы, лапы, хвост, шерстка); собаки
(ушки, усы, лапы, хвост, шерстка).

Логопед. У кошки ушки какие? (Короткие.) Усы какие? (Длинные.) Какой хвост? (Длинный, пушистый.) Шерстка какая? (Мягкая.)

После подробного разбора дети составляют рассказ о внешнем виде кошки по опорным предметным картинкам (уши, усы, хвост).

Образец рассказа: «У кошки мягкая шерстка. Усы длин­ные. Хвост длинный, пушистый».

Также рассматривается внешний вид собаки. Составляется не­большой рассказ. Затем дети рассматривают картинки, изображающие корову и лошадь. Называют их части тела. У лошади (голова, шея, ноги, хвост, грива.) У коровы (голова, рога, ноги, шея, хвост).
1.3. Дидактическая игра «Кто пришел?»

Детям предлагаются картинки, изображающие домашних животных. Они их внимательно рассматривают. Затем логопед предлагает де­тям закрыть глаза и подкладывает картинку, изображающую ко­рову. Просит детей открыть глаза и сказать, кто пришел. (Корова пришла.) Дети снова закрывают глаза, и логопед подкладывает картинку с изображением лошади. По команде логопеда дети от­крывают глаза и отвечают на вопрос: кто пришел? (Лошадь при­шла.)
II. Отгадывание загадок.

Логопед. Отгадайте загадку и найдите отгадку (картинку).

Муу-му-у! Молока кому? (Корова.) (Дети находят картинку и от­гадывают загадку.)

Мурр-муррр... пугаю кур. (Кошка, кот.)

Идет, идет, бородой трясет...

Травки просит: мее-мее. (Коза, козел.)
2.2. «Кто как голос подает?»

Воспроизведение звукоподражаний по картинкам, изобра­жающим животных.

Логопед. Я буду вам показывать картинки, а вы подавайте голос того животного, которое изображено на картинке.

Кошка. (Мяу-мяу.) Кошка что делает? (Кошка мяукает.)

Корова. (Му-у-муу.) Корова что делает? (Корова мычит.)

Свинья. (Хрю-хрю.) Свинья что делает? (Свинья хрюкает.)

И т. д.
2.3. «Кошка».

Игра проводится с бибабо.

Логопед. Кошка, как тебя зовут?

Дети. Мяу!

Логопед. Стережешь ты мышку тут?

Дети. Мяу!

Логопед. Мяу, хочешь молока?

Дети. Мяу!

Логопед. А товарища — щенка?

Дети. Фрр!
III. Задания на понимание речи

3.1. Составление предложений по вопросу и предметной картинке.
Логопед выставляет картинку, изображающую животного, дети составляют предложение, например: Собака лает. Корова мычит. И т. д.
3.2. Задание. Прослушать рассказ «У козы день рождения».

«У козы день рождения. В гости придут разные животные. И для каждого свое угощение. Для коровы — трава. Для лошади — трава и овес. Для кошки — молоко. Для собаки — кости. Для овцы — трава. Много хлопот у хозяйки-козы. А вот и гости... Сели гости за стол. Корова с удовольствием жует траву. Лошадь жует овес. Кошка лакает молоко. Собака грызет косточку. Овца жует траву. Гости довольны угощением».

Вопросы: что приготовила коза для коровы? для лошади? для собаки? для кошки? для свиньи? для овцы?

Образец ответа: Для кошки — молоко. Для собаки — ко­сти.

Ответить на вопросы с опорой на предметную картинку.

--Кто что ест?

Образец ответа: Корова ест траву. (Собака — кости.) И т. д.

--Кто как ест?

Корова жует. Лошадь жует. И т. д.
3.3. Задание. Прослушать рассказ «У свиньи день рождения».

«У свиньи день рождения. Свинья тоже решила пригласить в гости животных. И всем приготовила угощение. Корове — косточ­ку. Собаке — овес. Кошке — траву и листья. Лошади — молоко. Попробовали гости угощение, поморщились. Посидели, посидели и ушли. Недовольные ушли гости».

Вопросы: что не понравилось гостям? Что любит корова? собака? кошка? овца? свинья? лошадь?

Образец ответа: Корова любит траву.
3.4. Дидактическая игра «Помоги детенышам найти свою маму»

Логопед. На лужайке гуляли детеныши домашних животных и потерялись. Испугались малыши и стали звать своих мам.

«Му-у»,— замычали телята. «Муу-у»,— ответила им мама.

— Кто мама у телят? (Корова.)

«И-го-го», — заржали жеребята. «И-го-го», — ответила им ма­ма.

— Кто мама у жеребят? (Лошадь.)

«Хрю-хрю», — захрюкали поросята. — «Хрю-хрю», — ответила мама.

— Кто мама у поросят? (Свинья.) И т. д. (В дальнейшем можно поиграть в «животных» с детьми. Одна часть детей — детены­ши, другая — их мамы.)

3.5. Задание. Назвать домашних животных.

Вопросы: почему животных называют домашними? (Они по­могают человеку.) Как помогает корова? (Корова дает молоко.) Как помогает лошадь? (Лошадь возит вещи.) И т. д.

3.6. дидактическая игра «Кто это?»

Лает, грызет кости. (Собака.)

Как ты догадался? (Собака лает. Собака грызет кости.)

Мычит, жует траву. (Корова.) Как ты догадался? (Корова мы­чит. Корова жует траву.)

IV. Обобщение.

О каких животных были загадки? (О до­машних животных.) с какими животными мы сегодня познакомились?» (С домашними животными)
Задания для закрепления знаний о домашних животных

Цель. Закрепление словаря по теме «Домашние животные». Усвоение формы родительного падежа.

1.«Кто у кого?»

I вариант. На наборном полотне выставляются предметные
картинки, изображающие домашних животных и их детенышей.
Предлагается подобрать картинки парами, например: корова —
теленок. Ответить на вопрос: кто у кого?

Образец ответа: Теленок у коровы.

II вариант. То же без опорных картинок.
2.Загадки

Мордочка усатая,

Шубка полосатая,

Часто умывается,

А с водой не знается. (Кошка.)

Голодная мычит,

Сытая жует.

Всем детям молока дает. (Корова.)

Спереди пятачок,

Сзади крючок,

По горам, по долам

Ходит шуба да кафтан. (Баран)

Посредине спинка,

А на ней щетинка. (Свинья.)

На цепи сидит,

Дом сторожит. (Собака.)

Длинное ухо.

Комочек пуха.

Прыгает ловко.

Грызет морковку. (Кролик.)

С бородой, а не старик,

С рогами, а не бык,

Доят, а не корова. (Коза.)

Гладишь — ласкается.

Дразнишь — кусается.
3.Дидактическая игра «Отгадай, кто это»

Логопед дает детям загадки с перечислением частей тела како­го-нибудь животного. Дети отгадывают загадку по одной харак­терной части тела, например: «Есть голова, рога, ноги. Кто это? (Корова.)

4.Стихи для прослушивания и заучивания (выборочно)
Кошка

Серенькая кошечка

Села у окошечка,

Хвостиком виляла,

Деток поджидала.

Котик

Ходит котик по горенке,

Смотрит котик в окошечко.

Котик серенький,

Хвостик беленький.

Лапкн бархатные.

Теленочек

Я теленочка ласкала,

Был он маленький.

Свежей травкой угощала

У завалинки.

Я теленочка любила,

Был он нежненький,

Я водичкою поила

Самой свеженькой.

Коровушка

Рано-рано поутру

Пастушок: «Ту-ру-ру-ру».

Л коровушки ему: «Му-уу, му-у!»

Ты коровушка ступай

В чисто поле погуляй.

А вернешься вечерком,

Нас напоишь молочком.

Лошадка

Ну и лошадка,

Шерстка гладка,

Чисто умыта .

С головы до копыта.

Овса поела —

И снова за дело.

Козел

Идет козел мохнатый,

Идет козел бородатый.

Рогами помахивает.

Бородой потряхивает.

Копытами постукивает,

Идет блеет,

Коз и козлят зовет.

5.«Отгадай, кто к нам пришел»

Цель. Узнавание животного по звукоподражанию.

Логопед издаст звуки, характерные для какого-либо животно­го, дети находят картинку и называют это животное. Например: «Мяу-мяу. (Кошка пришла.) Гав-гав. (Собака пришла.) Му-у-мууу. (Корова пришла.)» И т. д.

6.«Стадо и пастушок»

Дети изображают животных, сидят на стульчиках. Пастушок играет на дудочке, животные поочередно подают голосок, пасту­шок по звукоподражанию узнает животное. Животные собирают­ся в стадо и идут на лужок.

7.«Отгадай, кто это»

У детей картинка с изображением одного из животных. Лого­пед загадывает загадки: «Есть ноги, есть хвост, есть рога. Кто это? У кого?» Тот, у кого на картинке нужное животное, показывает ее и говорит: «Это корова. Корова у меня».

Логопед. Есть голова, пятачок, хвост. Кто это? У кого? (Это свинья. Свинья у меня.) И т. д.

Игра продолжается до тех пор, пока дети не разгадают все за­гадки.
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации