Деловая игра для педагогов. Занятие математики в детском саду - файл n1.doc

Деловая игра для педагогов. Занятие математики в детском саду
Скачать все файлы (38 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc38kb.17.02.2014 08:06скачать

n1.doc

Деловая игра для педагогов: «Занятие математики в

детском саду»

Посещая учебные занятия в детском саду, замечаешь много ошибок со стороны педагогов, проводящих занятия. Ошибки различного характера – это и не учет возрастных, психических особенностей детей, и не интересная, не мотивированная с позиции ребенка форма подачи материала, не продуманность значения наглядного материала и многое другое. Проводя различные семинары, консультации, круглые столы не всегда можно добиться устранения ошибок: педагоги – люди с профессиональным образованием и с теорией хорошо знакомы, но на практике не всегда или не в полной мере используют свои теоретические знания. Либо используют только знания, но не учитывают чувства и ощущения ребенка, для которого и предназначены учебные занятия.

В целях развития у педагогов рефлексии, психологической и профессиональной компетентности мною была разработана и проведена деловая игра «Занятие математики в группе детского сада». По сути, это - утрированное антизанятие, где собрано множество ошибок, как с точки зрения педагогики, так и с точки зрения психологии. Педагоги играют, принимая на себя роль ребенка, включенного в учебный процесс. На собственном опыте «проживают» ту ситуацию, в которой, порой оказывается ребенок. «Проживают» его эмоциональное состояние, интеллектуальное напряжение, произвольную саморегуляцию, успехи, неудачи и прочее.

Деловая игра для педагогов

«Занятие математики в детском саду»
Проблема – педагоги в детском саду на практике не всегда используют имеющиеся психологические знания, на учебных занятиях не учитывают чувства и ощущения обучающегося.

Цель деловой игры: дать возможность «проживания» педагогом роли ребенка, обучающегося на занятии при изучении новой, сложной темы в ситуации авторитарной модели взаимодействия.

Задачи:

Игра проводится с воспитателями, педагогами детского сада.

Время проведения игры зависит от количества участников (1.30 – 2.30 час.) Время проведения «занятия» - 20 – 25 минут.

Оборудование: доска с прикрепленными к ней цифрами от 1 до 10. Рифленая бусинка на каждого участника. Важно, чтобы педагоги в момент проведения занятия не вели никакие записи («дети дошкольники конспектировать не умеют»)

Описание игры:

Педагогам предлагается «стать» детьми, пришедшими на занятие математике в детском саду. Занятие начинается с того, что детей просят крепко зажмурить глаза и протянуть ладошку, на которую кладется бусинка. Кулак сжимается.
«Воспитатель»: - На то, что у вас в руке смотреть пока не разрешается, о нем пока нужно забыть, просто держите, не отвлекайтесь и слушайте меня внимательно.

А сейчас мы с вами будем учиться считать в пределах десяти, для закрепления счета – решать примеры. Знание счета необходимо в вашем возрасте. Все готовы? Итак, мы учимся счету… только по-японски:

1–ити; 2–ни; 3–сан; 4–си; 5–го; 6–року; 7–сити; 8–хати; 9–ку; 10–дзю.

При этом педагог показывает цифры, прикрепленные к доске.
Повторяется еще. Затем начинаем поднимать «детей» повторить.

Делаем замечания и тому, кто не может повторить, и тому, кто пытается подсказать.
Далее «детям» предлагается считать в обратном направлении от дзю до ити.

Затем начинаем вычислять (про цифры на доске «забываем»): к сити прибавим ни…, от року отнимем сан…, а хати делим на си…
По времени – пора решать задачу: «Мама купила на базаре ку яблок и дала по ни яблок каждому из си детей; сколько яблок у нее осталось?»

Ответы «детей» принимаются полные, четкие и только на японском языке, переводить на русский - нельзя.

- «Все занятие окончено. Кто запомнил счет – может посмотреть, что у него в руке».

Рефлексия. Педагоги говорят о том, что видели, слышали на занятии и что чувствовали «проигрывая» роль детей.

Вопросы для обсуждения:

Бусинка, зажатая в кулак (на реальных занятиях это часто бывает раздаточный материал, который разложен перед детьми, но трогать его пока нельзя, до того как он нам понадобиться) – отвлекала ли она, переключала ли внимание. Кто из играющих выполнил инструкцию и забыл о бусинке?

Насколько важна мотивация (причем не всегда та, которую предлагаем мы, взрослые, а именно с позиции ребенка).

Помог ли «детям» наглядный материал, присутствующий на данном занятии?

Насколько важен учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка (скорость мышления, особенности внимания, объем памяти и скорость запоминания, утомляемость и др.)

Индивидуализация темпа работы.

Сложность восприятия вербального материала.

Как реагировали взрослые на замечания и свои неуспехи (возникает дискомфорт, желание превратить занятие в шутку, защититься юмором).
Критериями эффективности проведенной игры могут служить «Правила для воспитателя», которые каждый участник игры составляет на основе своих ощущений и полученного в игре опыта.

В нашем случае из правил каждого участника была составлена общая

«Памятка для воспитателя»:

Продумай организацию занятия!

Не завышай требования!

Старайся не создавать отвлекающих моментов для детей!

Заинтересуй детей!

Играй с детьми на занятии! /В игре материал запоминается лучше!/

Используй сюрпризные моменты!

Не подавляй любопытство, инициативу, самостоятельность ребенка!

Учитывай индивидуальные особенности детей!

Умей видеть и слышать каждого ребенка!

Не скупись на похвалу! /Хвали действия ребенка!/

Будь доброжелательна, выдержана!
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации