Методическое пособие для психолога, работающего в образовательном учреждении (или в школе VIII вида) - файл n1.doc

Методическое пособие для психолога, работающего в образовательном учреждении (или в школе VIII вида)
Скачать все файлы (1372.1 kb.)

Доступные файлы (3):
n1.doc1952kb.14.05.2008 14:46скачать
n2.doc21kb.14.05.2008 14:46скачать
n3.doc22kb.14.05.2008 14:46скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5




Введение
Дети с интеллектуальной недостаточностью предпочитают деструктивные способы решения проблемных ситуаций: сознательное провоцирование конфликтных отношений сопровождается физической и вербальной агрессией. Отклоняющееся поведение ребенка значительно затрудняет его социальную адаптацию в обществе.

Работа по снижению агрессивного поведения у младших школьников с нарушением интеллекта очень трудный и кропотливый процесс.

Для получения устойчивого результата психокоррекционной работы по снижению агрессии необходимо, чтобы коррекционная помощь была оказана своевременно и носила не эпизодический, а системный, комплексный характер на основе взаимодействия разных специалистов (психолога, классного руководителя, воспитателя группы продленного дня и школьного врача).

Данное методическое пособие содержит описание работы психолога по коррекции агрессивного поведения у младших школьников с нарушением интеллекта в условиях образовательного учреждения.

Перед началом психокоррекционной работы по снижению агрессии у младших школьников с нарушением интеллекта обязательно проводится диагностика, позволяющая выявить уровень агрессивности. В нашем методическом пособии мы предлагаем с этой целью использовать следующие методики: рисуночный тест С. Розенцвейга (Приложение 1) и проективная методика - тест «Рука» (Приложение 2).

Методическое пособие содержит тематическое планирование занятий психолога с учащимися, имеющих высокий уровень агрессивности. Планирование составлено на первое полугодие учебного года с учетом своеобразия психического развития умственно отсталого ребенка.

Количество занятий: 2 раза в неделю. Продолжительность занятий - 40 минут.

Отечественные психологи С.А. Завражин, Л.К. Фортова выделили характерологические особенности агрессивных детей, имеющих нарушение интеллекта:

- высокий уровень личностной тревожности, восприятие большого числа ситуаций как угрожающих;

- слабое осознание собственного эмоционального мира, низкий уровень эмпатии;

- неадекватная самооценка: заранее настроены на негативное восприятие себя со стороны окружающих;

- эмоциональное «застревание» на той ситуации, которая происходит сейчас; неумение предвидеть последствия своих действий;

-слабый контроль над своими эмоциями [2].

В соответствии с выделенными характерологическими особенностями целесообразно проводить психокоррекционную работу психолога в соответствии со следующими направлениями (таблица 1):

Основные направления работы психолога по коррекции агрессивного поведения

Таблица 1

Характерологические особенности ребенка

Направление коррекционной работы

1.Высокий уровень личностной тревожности.

Снижение уровня личностной тревожности.

1. Слабое осознание собственного эмоционального мира. Низкий уровень эмпатии.

Формирование осознания собственных эмоций, а также чувств других людей, развитие эмпатии.

2. Неадекватная (чаще низкая) самооценка. Заранее настроены на негативное восприятие себя со стороны окружающих.

Развитие позитивной самооценки.

3. Эмоциональное «застревание» на той ситуации, которая происходит сейчас. Неумение предвидеть последствия своих действий.

Коррекционная работа, направленная на обучение ребенка отреагированию своего гнева приемлемым способом, а также на отреагирование всей ситуации в целом.

4. Слабый контроль над своими эмоциями.

Коррекционная работа, направленная на обучение ребенка управлению своим гневом.

5. Ограниченный набор поведененческих реакций на проблемную ситуацию, демонстрация деструктивного поведения.

Поведенческая терапия, направленная на расширение спектра поведенческих реакций в проблемной ситуации и снятие деструктивных элементов в поведении.

При проведении занятий рекомендуем придерживаться следующих этапов:

1.Орг.момент

2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.

3.Работа с дневником настроений.

4. Релаксационный тренинг.

5. Сообщение цели занятия.

6.Игры и упражнения в соответствии с задачей занятия.

7. Итог занятия.

Тематическое планирование занятий психолога и описание упражнений могут быть использованы психологами, учителями - дефектологами начальных классов, испытывающих затруднение при взаимодействии с агрессивными учащимися младших классов, имеющих нарушение интеллекта.

1. Тематическое планирование работы психолога по коррекции агрессивного поведения у учащихся младших классов с нарушением интеллекта

Таблица 2

Основная тема, ее содержание

Задачи

Основное содержание занятия

Количество часов

Дата проведения

I

II

III

IV

V

I четверть

Проведение психодиагностических методик (рисуночный тест С.Розенцвейга, проективная методика «Рука»).

Определение уровня развития агрессии у младших школьников с нарушением интеллекта.

Проведение методик, обработка результатов.

2 ч.




Тема «Я и мои эмоции»

1. Распознавание эмоционального состояния людей на пиктограммах.


Учить распознавать эмоциональное состояние по мимике.

1.Орг. момент, положительный эмоциональный настрой

2.Сообщение цели занятия.

3.Знакомство с картами-пиктограммами.

4.Упражнение в распознавании эмоций.

5. Работа с дневником настроений.

6.Итог занятия.

1 ч.




2. Тренинг выразительной мимики.

Учить распознавать эмоциональное состояние по мимике.

1.Орг.момент

2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.

3.Работа с дневником настроений.

4.Релаксационный тренинг (упражнение «Апельсин»).

5. Сообщение цели занятия.

6.Упражнение на распознавание эмоций (Игра «Мимическая гимнастика»)

7.Итог занятия.

1 ч.




3. Упражнения на распознавание эмоционального состояния по мимике.

Учить осознавать свое эмоциональное состояние.

1.Орг.момент

2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.

3.Работа с дневником настроений.

4.Релаксационный тренинг (упражнение «Апельсин»).

5. Сообщение цели занятия.

6.Упражнение на распознавание эмоций (Игра «Угадай-ка!»)

7.Итог занятия.

1 ч.




Продолжение таблицы 2

I

II

III

IV

V

4. Упражнения на осознание своего эмоционального состояния.

Учить осознавать свое эмоциональное состояние и освобождаться от негативных эмоций.

1.Орг.момент

2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.

3.Работа с дневником настроений.

4.Релаксационный тренинг (упражнение «Апельсин»).

5. Сообщение цели занятия.

6.Упражнение на распознавание эмоций (Игра «Волшебный мешок»)

7.Итог занятия.

1 ч.




5. Рисуем эмоции пальцами.

Учить осознавать свое эмоциональное состояние и освобождаться от негативных эмоций.

1.Орг.момент

2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.

3.Работа с дневником настроений.

4.Релаксационный тренинг (упражнение «Сдвинь камень»).

5. Сообщение цели занятия.

6.Выполнение рисунка.

7.Итог занятия.

1 ч.




6. Музыка и эмоции.

Развивать понимание передачи эмоционального состояния с помощью музыки.

1.Орг.момент

2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.

3.Работа с дневником настроений.

4.Релаксационный тренинг (упражнение «Сдвинь камень»).

5. Сообщение цели занятия.

6. Прослушивание, описание настроения музыки.

7.Рисуем настроение музыки.

8.Итог занятия.

1 ч.




7.Способы повышения настроения.

Обсуждение с учащимися, как можно самому себе повысить настроение.

1.Орг.момент

2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.

3.Работа с дневником настроений.

4.Релаксационный тренинг (упражнение «Черепаха»).

5. Сообщение цели занятия.

6. Беседа «Способы повышения настроения»

7.Итог занятия.

1 ч.





Продолжение таблицы 2

I

II

III

IV

V

Тема «Какой я?»

1.Психологический автопортрет.

Учить ребенка обращать внимание на положительные и отрицательные черты своего характера, расширить представления о себе.

1.Орг.момент

2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.

3.Работа с дневником настроений.

4.Релаксационный тренинг (упражнение «Черепаха»).

5. Сообщение цели занятия.

6. Упражнение «Психологический автопортрет»

7.Итог занятия.

1 ч.




2.Кто я?

Учить ребенка обращать внимание на положительные и отрицательные черты своего характера, расширить представления о себе.

1.Орг.момент

2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.

3.Работа с дневником настроений.

4.Релаксационный тренинг (упражнение «Расслабление в позе «морской звезды»).

5. Сообщение цели занятия.

6. Упражнение «Кто я?»

7.Итог занятия.

1 ч.




3.Рисуем себя.

Учить ребенка обращать внимание на положительные и отрицательные черты своего характера, расширить представления о себе.

1.Орг.момент

2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.

3.Работа с дневником настроений.

4.Релаксационный тренинг (упражнение «Расслабление в позе «морской звезды»).

5. Сообщение цели занятия.

6. Выполнение рисунка.

7.Итог занятия.

1 ч.




Тема «Как справиться с гневом?»

1. В каких ситуациях мы испытываем гнев.

Обсудить с учащимися, в каких ситуациях они испытывали гнев.

1.Орг.момент

2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.

3.Работа с дневником настроений.

4.Релаксационный тренинг (упражнение «Олени»).

5. Сообщение цели занятия.

6.Беседа «В каких ситуациях мы испытываем гнев»

7.Итог занятия.


1 ч.




Продолжение таблицы 2

I

II

III

IV

V

2.Способы выражения гнева.

Познакомить с упражнениями, способствующими разрядке гнева безопасным способом.

1.Орг.момент

2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.

3.Работа с дневником настроений.

4.Релаксационный тренинг (упражнение «Олени»).

5. Сообщение цели занятия.

6.Упражнения на разрядку гнева безопасным способом.

7.Итог занятия.

1 ч.




3. Отреагирование гнева через движения.

Обучение ребенка отреагированию своего гнева приемлемым способом, а также на отреагирование всей ситуации в целом.

1.Орг.момент

2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.

3.Работа с дневником настроений.

4.Релаксационный тренинг (упражнение «Пружинки»).

5. Сообщение цели занятия.

6.Упражнения на отреагирование гнева через движения.

7.Итог занятия.

1 ч.




4.Рисование собственного гнева.

Обучение ребенка отреагированию своего гнева приемлемым способом, а также на отреагирование всей ситуации в целом.

1.Орг.момент

2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.

3.Работа с дневником настроений.

4.Релаксационный тренинг (упражнение «Пружинки»).

5. Сообщение цели занятия.

6.Выполнение рисунка.

7.Итог занятия.

1 ч.




5. Осознание гнева через сенсорные каналы.

Обучение ребенка отреагированию своего гнева приемлемым способом, а также на отреагирование всей ситуации в целом.

1.Орг.момент

2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.

3.Работа с дневником настроений.

4.Релаксационный тренинг (упражнение «Волшебный сон»).

5. Сообщение цели занятия.

6.Упражнения на осознание гнева через сенсорные каналы.

7.Итог занятия.

1 ч.





Продолжение таблицы 2

I

II

III

IV

V

6. Управление собственным гневом.

Обучение навыкам контроля и управления собственным гневом.

1.Орг.момент

2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.

3.Работа с дневником настроений.

4.Релаксационный тренинг (упражнение «Волшебный сон»).

5. Сообщение цели занятия.

6.Установление правил, помогающих справиться с гневом.

7.Итог занятия.

1 ч.




II четверть

Тема «Я и другие»

1.Биография по фото.

Развитие эмпатии.

1.Орг.момент

2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.

3.Работа с дневником настроений.

4.Релаксационный тренинг (упражнение «Волшебный сон»).

5. Сообщение цели занятия.

6.Упражнение «Биография по фото»

7.Итог занятия.

1 ч.




2.Беседа «Кого мы называем добрым?»

Развитие нравственных понятий.

1.Орг.момент

2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.

3.Работа с дневником настроений.

4.Релаксационный тренинг (упражнение «Кулачки»).

5. Сообщение цели занятия.

6.Беседа «Кого мы называем добрым?»

7.Итог занятия.

1 ч.




3. Беседа «Кого мы называем вежливым?»

Развитие нравственных понятий.

1.Орг.момент

2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.

3.Работа с дневником настроений.

4.Релаксационный тренинг (упражнение «Кулачки»).

5. Сообщение цели занятия.

6.Беседа «Кого мы называем вежливым?»

7.Итог занятия.

1 ч.




Продолжение таблицы 2

I

II

III

IV

V

4.Я и моя семья.

Воспитывать положительное отношение ко всем членам семьи.

1.Орг.момент

2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.

3.Работа с дневником настроений.

4.Релаксационный тренинг (упражнение «Апельсин»).

5. Сообщение цели занятия.

6.Беседа «Что значит любить родителей?»

7.Итог занятия.

1 ч.




5.Конфликтные ситуации в семье.

Расширение спектра поведенческих реакций в проблемной ситуации.

1.Орг.момент

2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.

3.Работа с дневником настроений.

4.Релаксационный тренинг (упражнение «Апельсин»).

5. Сообщение цели занятия.

6.Разыгрывание ситуаций «Как помирить поссорившихся членов семьи?», «Как поднять маме (папе) настроение?»

7.Итог занятия.

1 ч.




6. Я и мои одноклассники.

Расширение спектра поведенческих реакций в проблемной ситуации.

1.Орг.момент

2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.

3.Работа с дневником настроений.

4.Релаксационный тренинг (упражнение «Сдвинь камень»).

5. Сообщение цели занятия.

6.Разыгрывание ситуаций, в которых учащиеся проявляют агрессию.

7.Итог занятия.

1 ч.




7. Ролевая игра «Агрессор и жертва»

Расширение спектра поведенческих реакций в проблемной ситуации.

1.Орг.момент

2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.

3.Работа с дневником настроений.

4.Релаксационный тренинг (упражнение «Сдвинь камень»).

5. Сообщение цели занятия.

6.Ролевая игра «Агрессор и жертва»

7.Итог занятия.

1 ч.



  1   2   3   4   5
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации