Ответы на экзаменационные вопросы по ДКБ - файл 76-90.doc

Ответы на экзаменационные вопросы по ДКБ
Скачать все файлы (94.5 kb.)

Доступные файлы (4):
1-20.doc101kb.14.06.2010 20:18скачать
21-50.doc154kb.14.06.2010 16:42скачать
51-75.doc184kb.14.06.2010 16:42скачать
76-90.doc115kb.14.06.2010 16:42скачать

76-90.doc

76. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА США

Кредитная система США представляет собой совокупность государственных и частных кредитных институтов, ее основным государственно-монополистическим компонентом является Федеральная резервная система, выполняющая функции центрального банка США.

Федеральная резервная система (ФРС) была создана Законом о Федеральной резервной системе, принятым Конгрессом в 1913 г. для обеспечения более безопасной и более гибкой банковской и кредитно-денежной системы.

Основные функции ФРС:

Упорядочение деятельности банков и поддержание банковской системы в целом на уровне, достаточном для полноценного функционирования.

Вторая и наиболее важная функция ФРС контроль за предложением денег в экономике.

Другая важная составляющая часть американской банковской системы это двенадцать федеральных резервных банков, которые являются: центральными банками, квазиобщественными банками и банками банкиров.

Другие функции ФРС осуществляются через сеть двенадцати Федеральных резервных банков. В 25 городах были организованны филиалы резервных банков.

Функции Центральных банков:

эмиссия банкнот;

- хранение государственных золотовалютных резервов;

- хранение резервного фонда других кредитных учреждений;

- денежно-кредитное регулирование экономики;

- кредитование коммерческих банков и осуществление кассового обслуживания государственных учреждений;

- проведение расчетов и переводных операций;

-контроль за деятельностью кредитных учреждений.

Коммерческие банки (14000 шт) – главные центры кредитной системы. Современные коммерческие банки – это кредитно-финансовые учреждения универсального характера. Он не только принимает вклады населения, предприятий, выдает кредиты, но и выполняет финансовое обслуживание клиентов.

Примерно 2/3 из них являются банками штатов, то есть частными банками, действующими в соответствии с чартером штата. Остальная треть получает чартеры от федерального правительства, то есть является национальными банками.

77. ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС РФ: ПОНЯТИЕ, РОЛЬ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ

Платежный баланс – соотношение платежей произведенных страной за границей и поступлений полученных ею из-за границы за определенный период времени.

Составление занимается ЦБ, а именно Департамент ПБ.

В ПБ систематизированы записи всех экономических сделок, совершенных резидентами страны с ее нерезидентами. ПБ содержит информацию о состоянии нац. экономики и о ее взаимоотношениях с остальным миром.

Методика составления ПБ разработана МВФ и основана на принципе двойной бухгалтерской записи каждой сделки (трансакции). По кредиту счета отражаетс экспорт, полученный доход, увеличение пассивов и уменьшение активов. По дебиту счета отражается импорт, уплаченный доход, уменьшение пассивов, увеличение активов.

По экономическому содержанию ПБ делится на следующие виды:

1. На определенную дату (его состояние определяет спрос и предложение нац. и ин. валюты в данный момент и служит для формирования валютного курса)

2. ПБ за определенный период (он составляет на основе статистических показателей , совершенных за определенный период).
78. СТРУКТУРА ПЛАТЕЖНОГО БАЛАНСА РФ

ПБ сотоит из 2-х основных частей:

1. Баланс текущих операций

2. Баланс финансовых операций с капиталом (баланс движения капитала)

ПБ текущих операций – это балансовый счет показывающий положительное или отрицательное сальдо внешнеэкономических операций с реальными ресурсами (товарами, услугами и текущими трансфертами).

Его сальдо определяет потребность страны в финансировании:

• Положительное сальдо: свидетельствует, что страна является кредитором

• Отрицательное сальдо: страна является должником

Баланс текущих операций включает:

1. Торговый баланс (баланс экспорта и импорта товаров). Если экспорт превышает импорт то торговый баланс является активным т.к. обеспечивает приток ин. валюты и наоборот.

2. Баланс экспорта и импорта услуг включает платежи и поступления по транспортным перевозкам, страхованию, по всем видам связи, международному туризму, обмену научно-техническим и производственным опытом, экспертными услугами.

3. Баланс текущих операций международных трансфертов – он определяет разность между переводами частных и гос. денежных средств и подарков из данной страны в другие страны (без возмещения) и встречными потоками аналогичных денежных средств и подарков из-за рубежа

Сюда входят:

• Международная помощь

• Пенсии, стипендии гражданам

• Денежные переводы эмигрантов родным

4. Чистые факторные доходы из-за рубежа (избыток платежей, осуществляемых иностранцами по процентам, дивидендам, на вложенный за рубежом капитал над тем, что страна выплатила по процентам и дивидендам на ин. капитал инвестированный в страну)

Дефицит по текущим платежам покрывается за счет:

1. Продажи активов иностранцам

2. Ин. кредитов и займов

Баланс финансовых операций с капиталом – это балансовый счет отражающий движение капиталов т. е. займов, кредитов, ин. инвестиций за рубеж и из-за рубежа. Этот счет фиксирует потоки капитала, связанные с куплей или продажей материальных и финансовых активов, которые имели место в отчетном году.

Две части ПБ взаимосвязаны, это прослеживается следующим образом. Дефицит баланса текущих операций (когда экспорта товаров не достаточно для оплаты импорта товаров) финансируется притоком денежных выступлений за счет финансовых операций с капиталом (займы за рубежом или продажа финансовых активов иностранцам.) несбалансированность ПБ регулируется изменением официальных золотовалютных резервов. ЗВР включают в себя:

• Монетарное золото

• Кредитная дол страны в МВФ

• Специальные права заимствования

• Активы в ин. валюте и др. активы, имеющиеся у ЦБ

ПБ страны должен сводится без остатка это значит, что сумма сальдо текущих операций, сальдо финансовых операций и изменение ЗВР сумма должна равняться нулю.
79. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ЦБ РФ /БАНКЕ РОССИИ/»

Федеральный закон о центральном банке российской федерации (банке россии) принят государственной думой 27 июня 2002 года. Основные положения:

• Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации (Банка России) определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

• Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

• Банк России является юридическим лицом.

• Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью.

• Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства.

• Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов.

Так же федеральный закон определяет:

80. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О БАНКАХ И БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» ОТ 02.12.1990

Основные понятия настоящего Федерального закона

Кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Небанковская кредитная организация - кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Иностранный банк - банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован.

Так же федеральный закон определяет:

• Банковские операции и другие сделки кредитной организации

• Деятельность кредитной организации на рынке ценных бумаг

• Отношения между кредитной организацией и государством

• Учредительные документы кредитной организации

• Уставный капитал кредитной организации

• Органы управления кредитной организации

• Минимальный размер собственных средств (капитала) кредитной организации

• Порядок регистрации кредитных организаций и лицензирования банковских операций

• Обеспечение стабильности банковской системы, защита прав, интересов вкладчиков и кредиторов кредитных организаций

• Межбанковские отношения и обслуживание клиентов

• Страхование вкладов

• Основы Бухгалтерского учета в кредитных организациях

81. ЗОЛОТОВАЛЮТНЫЕ РЕЗЕРВЫ РФ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ОЦЕНКА МИНИМАЛЬНЫХ РАЗМЕРОВ, ВАЛЮТНАЯ СТРУКТУРА

ЗВР – высоколиквидные внешние активы страны которые находятся под контролем органов денежно-кредитного регулирования и в любой момент могут быть использованы для следующих целей:

1. Прямое финансирование дефицита платежного баланса

2. Для интервенций на валютных рынках, чтобы оказывать влияние на курс национальной валюты.

В состав ЗВР включаются:

1. Монетарное золото (золото высокой пробы 995 и выше, принадлежит ЦБ, операции с ним совершаются только органами денежно-кредитного регулирования и международными финансово-кредитными организациями, покупка товарного золота ЦБ и увеличение резервов национальной монетизации золота (деноминация – продажа части золота)).

2. Активы в международном валютном фонде:

• СДР

• Резервные позиции страны в МВФ (валютные накопления в фонде от покупки ин. валюты за национальную валюту в пределах резервной доли).

3. Наличная иностранная валюта

4. Остатки средств на корреспондентских и текущих счетах в первоклассных банках нерезидентах

5. Краткосрочные депозиты в первоклассных банках нерезидентах.

6. Ликвидные ц/б иностранных правительств

Под минимально необходимым уровнем ЗВР понимается такой объем, который позволяет обеспечить неуязвимость страны в случае внезапного кризиса ПБ.

Причинами таких признаков бывают:

1.шоковые скачки цен во внешней торговле

2. изменение направления движения трансграничных потоков капитала

Для применения минимальных объемов ЗВР применяются следующие критерии:

1. Традиционный – минимальное ЗВР это такая величина которой хватило бы для импорта трех среднемесячных объемов товаров и услуг.

2. Критерий Гринспена – определяет минимальный объем – ЗВР должны превосходить официальный краткосрочный внешний долг

3. Узкий критерий (критерий редди) – минимальный объем ЗВР определяется как сумма для покрытия импорта и платежей по гос. долгу.

4. Расширенный критерий по этому критерию минимальный ЗВР определяется: минимальные ЗВР должны обеспечить платежи основного долга и процент по всему внешнему долгу страны в течении 1 года без привлечения новых внешних займов.

5. Широкий- определяется: резервы должны быть достаточны для предупреждения резких девальваций и ревальваций национальной валюты т.е. должны превышать денежную базу

6. Максималистский критерий – ЗВР должны быть такими чтобы государство в случае кризиса потребности частного сектора могло уплатить его внешние долги.

Валютные резервы создаются для решения следующих задач:

1. В стратегическом плане для обеспечения экономической безопасности страны т.е. для смягчения различных катаклизмов которые ведут к снижению способностей внутренней экономики – для этой задачи в валютной структуре должна доминировать валюта страны главного внешнеторгового партнера.

2. В текущем плане для обеспечения стабильности во внешнем секторе экономики путем сглаживания краткосрочных колебаний валютного курса

Золото в составе ЗВР выполняет следующую роль:

1. Страхует политические риски

2. Защищает критический импорт

3. Придает весомость балансу ЦБ и оказывает инвестиционные предпочтения экономических агентов.

82. ПРАВОВОЙ СТАТУС ЗОЛОТОВАЛЮТНЫХ РЕЗЕРВОВ, НАПРАВЛЕНИЯ И СПОСОБЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ДИНАМИКА

Правовой статус ЗВР ЦБ определяется законом о ЦБ РФ.

Струкутра:

I.Монетарное золото т.е. золотые слитки и пластины стандартного образца, которые можно реализовать на международном рынке золота.

II. Валютные резервы РФ – они определяются как разность между суммой валютных активов и суммой валютных обязательств ЦБ.

К валютным резервам относятся:

1. Наличная иностранная валюта и платежные документы.

2. Остатки средств на корреспондентских счетах и депозиты до востребования в банках нерезидентов.

3. Депозиты банков нерезидентов со сроком погашения до 1 года.

4. Обратные РЕПО с нерезидентами, со сроком выпуска до 1 года

5. Ликвидные ц/б, выпущенные нерезидентами

6. Прочие требования к нерезидентам сроком погашения до 1 года

III. Правительственные валютные резервы РФ включают:

• Резервные позиции в МВФ

• СДР

• Официальные права заимствования

• Остатки средств СКВ на р/с и краткосрочные депозиты минфина и др. федеральных органов управления в ЦБ.

Валютные резервы создаются для решения следующих задач:

1. В стратегическом плане для обеспечения экономической безопасности страны т.е. для смягчения различных катаклизмов которые ведут к снижению способностей внутренней экономики – для этой задачи в валютной структуре должна доминировать валюта страны главного внешнеторгового партнера.

2. В текущем плане для обеспечения стабильности во внешнем секторе экономики путем сглаживания краткосрочных колебаний валютного курса

Золото в составе ЗВР выполняет следующую роль:

- Страхует политические риски

- Защищает критический импорт

- Придает весомость балансу ЦБ и оказывает инвестиционные предпочтения экономических агентов.

На начало 2009 года 426 млрд дол сша
83. ВАЛЮТНЫЕ ОПЕРАЦИИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ

1. Ведение валютных счетов клиентов

2. Установление корреспондентских отношений с рос уполномеченными и заруб банками.

3. Междунар расчеты по товарным сделкам

4. Покупка и продажа иностр валюты на внутр вал рынке

5. Привлечение и размещение средств на территории РФ.

6. Кред операции на междунар рынках

7. Депозитные и конверсионные опер на межд денежных рынках

При проведении экспортно-импортных операций банк открывает своим клиентам два параллельно функционар счета:

1) транзитный вал счет –зачисляются все поступления в иностр валюте

2) текущий счет – учит средства, кот остаются в распоряжении клиента после выполнения обязательных условий ЦБ (продажи вал прибыли).

КБ могут проводить след операции купли-продажи иностр валюты:

1. Наличные – кассовые сделки – их исполнение осущ не позднее второго рабочего дня после дня ее исполнения

- сделка ТОД – расч осущ в день ее заключения

- сделка ТОМ – на след день

- сделка СПОТ на второй рабочий день – большинство

Срок поставки валюты наз датой валютирования.

2. Срочные сделки – не связаны с внешней торговлей или производственной деятельностью. Осущ в след целях:

- конверсия валюты в коммерч целях

- страхование вал рисков

- страхование портфельных или прямых кап вложений

- получение спекулятивной прибыли

К срочным относ след сделки:

• Форфордные – только на внебиржевом рынке – продавец обязуется продать покупателю конкретное кол-во валюты в определенный срок в будущем по цене, зафиксированной при заключении сделки.

• Фьючерсные – заключаются толко на фондовой бирже

• Стандратная сделка по поставке валюты в указ срок по ценам на момент заключения контракта.

3. Валютные акционы – вид срочного контракта, кот предоставляет право купить валюту по заранее согласованной цене на конкретную дату.

- акцион коше – покупатель акциона имеет право купить валюту, а продавец обязан ее продать

- акцион пут – предост продавцу акциона право продать базисную валюту, а покупатель обязан ее купить.

- американский – может быть исполнен до окончания его действия

- европейский – исполнен в день срока действия

При совершении операций с иност валютой у банка формируются активы и пассивы в иностр валюте; требования и обязательства, а их соотношение наз валютной позицией. Они бывают:

• Закрытая – требования обязательств к валюте совпадают

• Открытая – требования обязательств не совпадают и рассчитываются как разница между активами и пассивами. Она бывает:

- длинная ОВП – требования банка превышаю обязательства

- короткая ОВП – пассивы в иностр валюте превышают активы.

ОВП регулируется с помощью двух методов: хеджировнание

84. ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА РФ

В соответствии с Федеральным законом «О ЦБ РФ» официальной денежной единицей (валютой) РФ является рубль -- законное платежное средство, обязательное к приему по нарицательной стоимости на всей территории РФ.

Расчеты между резидентами осуществляются в валюте РФ без ограничений.

Порядок приобретения и использования в Российской Федерации валюты РФ нерезидентами устанавливается Банком России в соответствии с законами РФ.

Важным элементом валютной системы выступает валютный курс -- цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах других стран или в международных валютных единицах.

Основным принципом политики валютного курса является рыночное курсообразование с использованием режима плавающего курса рубля к иностранным валютам. В условиях меняющейся ситуации на мировых финансовых и товарных рынках этот режим способствует снижению возможного дестабилизирующего влияния внешних факторов на российскую экономику.

При этом меры политики валютного курса направлены на достижение баланса интересов экспортеров и импортеров, накопление золотовалютных резервов, укрепление доверия к национальной валюте, повышение привлекательности вложений в российские финансовые активы.

Официальные курсы иностранных валют к российскому рублю устанавливает Банк России.

Валютными операциями считаются:

* операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;

* ввоз и пересылка в РФ, а также вывоз и пересылка из РФ валютных ценностей;

* осуществление международных денежных переводов;

* расчеты между резидентами и нерезидентами в валюте РФ

Основным органом валютного регулирования в Российской Федерации является Банк России. Центральный банк РФ как орган валютного регулирования:

* проводит все виды валютных операций;

* определяет сферу и порядок обращения в РФ иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте;

* устанавливает правила проведения операций с валютой и ценными бумагами, правила выдачи лицензий банкам и иным кредитным учреждениям на осуществление валютных операций;

* устанавливает порядок покупки и продажи иностранной валюты и др.

Банк России регулирует деятельность валютных бирж, в том числе устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами их деятельности, выдает лицензии валютным биржам.

Лидирующее место на валютном рынке занимает Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ). Основными задачами ММВБ являются:

* проведение операций на валютном рынке и установление текущего рыночного курса рубля к иностранным валютам;

* организация обмена денежных средств предприятий в различных неконвертируемых валютах между собой и на свободно конвертируемые валюты по курсам, складывающимся на основе спроса и предложения;

* организационное и информационное обеспечение операций на денежном рынке;

* осуществление операций с ценными бумагами;

* разработка типовых договоров и контрактов для оформления операций на валютном и денежном рынках, а также на рынке ценных бумаг;

* организация и осуществление расчетов в иностранной валюте и в рублях по заключенным на бирже сделкам через Расчетную палату биржи;

* оказание консультационных, информационных и других видов услуг, необходимых акционерам и членам биржи;

* разработка, внедрение и распространение программных средств и автоматизированных комплексов для осуществления операций и расчетов на валютном и денежном рынках, а также на рынке ценных бумаг.

Валютный контроль -- деятельность государства, направленная на обеспечение валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Валютный контроль в РФ осуществляют специальные органы, к которым относятся: Правительство РФ; органы валютного контроля (Центральный банк РФ, федеральные органы исполнительной власти); агенты валютного контроля (уполномоченные банки и организации, подотчетные федеральным органам исполнительной власти).

85. РЕГИОНАЛЬНАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА: ЭЛЕМЕНТЫ, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ

Региональная валютная система создается в рамках мировой валютной системы и является ее элементом.

Региональная валютная система, получившая название Европейская валютная система (ЕВС), была сформирована в 1979 г. в рамках Европейского экономического сообщества с целью содействия развитию интеграционных процессов стран Западной Европы. ЕВС - это организационно-экономическая форма отношений ряда стран Европейского союза (ЕС) в валютной сфере.

На сессии Европейского совета стран-участниц ЕЭС (с 1991 г. ЕС), проводившейся в декабре 1978 г. в Брюсселе, был одобрен проект образования Европейской валютной системы. Фактически она была введена в действие с 13 марта 1979 г. Ее цели: способствовать экономической интеграции, создание зоны европейской стабильности с собственной валютой в противовес Ямайской системе, основанной на долларовом стандарте, защита ЕЭС от экспансии доллара.

ЕВС базировалась на ЭКЮ (ECU) - европейской валютной единице, условная стоимость которой определялась по методу валютной корзины, включавшей валюты всех стран ЕЭС (12), а затем ЕС (15).

Еще в 1973 г. страны-члены ЕВС создали собственный орган межгосударственного валютного регулирования - Европейский фонд валютного сотрудничества (ЕФВС), который выполнял в рамках ЕВС функции кредитно-расчетного обслуживания стран, осуществлял эмиссию ЭКЮ и предоставлял кредиты на покрытие дефицита платежного баланса стран-членов ЕВС. Эмиссия ЭКЮ частично была обеспечена золотом, и с этой целью на базе ЕФВС был создан совместный золотой фонд стран ЕВС.

Важным этапом в развитии ЕВС явилось подписание в ноябре 1994 г. Маастрихского договора о формировании валютного союза На базе ЕФВС был создан Европейский валютный институт, задачи которого - руководство проектом создания единой валюты и наблюдение за экономическими процессами в странах-членах ЕС.

В 1998 г. Европейский валютный институт был преобразован в Европейский Центральный банк, который взял на себя руководство валютной политикой стран-участниц проекта.

С 1 января 1999 г. в оборот были введены евро (euro) - в качестве счетной единицы и валюты, используемой при электронных расчетах между банками. С этого момента все страны-участницы установили фиксированные курсы своих валют по отношению к ЕВРО. Это был подготовительный этап, т.к. с 1 января 2002 г. были введены в обращение стран ЭВС единые европейские банкноты и монеты.

86. МИРОВАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА: ЭЛЕМЕНТЫ, ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ

Мировая валютная система - валютная система, регулирующая применение валют при межгосударственных и межрегиональных расчетах. Становление мировой валютной системы было обусловлено развитием международных экономических отношений и в первую очередь торговли. При экспорте и импорте разнообразных товаров и услуг становилось необходимым определять валютный курс, то есть курс национальных денежных единиц друг к другу. Подобная необходимость запустила процесс формирования мировой валютной системы.

1. В основу Парижской валютной системы были положены следующие принципы:

Она основывалась на золотомонетном стандарте. Впервые была установлена в Великобритании в конце XVIII в., а затем в XIX в. утвердилась в мировом масштабе. Каждая из национальных валют имела золотое содержание. Любую валюту можно было свободно конвертировать в золото. Установился режим свободно плавающих валютных курсов с учетом рыночного спроса и предложени. Для нормального функционирования валютной системы, основанной на золотомонетном стандарте, было необходимо наличие золотых запасов у каждой из стран, входящих в систему, а также достаточное количество золотых денег в обращении.

2. В основу Генуэзской валютной системы легли следующие принципы:

Ее основой были золото и девизы - иностранные валюты. Национальные деньги стали использоваться в качестве международных платежно-резервных средств, что снимало ограничения, связанные с применением золотомонетного стандарта, но при этом ставило мировую валютную систему в зависимость от состояния ведущих национальных экономик. Конверсия валют в золото могла осуществляться или непосредственно (валюты США, Франции, Великобритании) или косвенно, через иностранные валюты. Был восстановлен режим свободно плавающих валютных курсов. Валютное регулирование стало новым элементом мировой финансовой системы и осуществлялось в форме активной валютной политики, международных конференций и совещаний.

3. Принятый на конференции устав МВФ определил следующие принципы Бреттон-Вудской валютной системы: Был введен золото-девизный стандарт, основанный на золоте и двух резервных валютах - долларе США и фунте стерлингов. Бреттон-Вудское соглашение предусматривало четыре формы использования золота: а) были сохранены золотые паритеты валют и введена их фиксация в МВФ; б) золото продолжало использоваться как международное платежное и резервное средство; в) США приравняли доллар к золоту, чтобы закрепить за ним статус главной резервной валюты; г) казначейство США продолжало разменивать доллар на золото иностранным центральным банкам по официальной цене, исходя из золотого содержания доллара. Были созданы международные валютно-кредитные организации - Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития.

4. Соглашение стран-членов МВФ в Кингстоуне (Ямайка) в январе 1976 г. и ратифицированное в апреле 1978 г. второе изменение Устава МВФ оформили следующие принципы четвертой мировой валютной системы: Введен стандарт СДР вместо золото-девизного стандарта. Была юридически завершена демонетизация золота: отменены его официальная цена, золотые паритеты, прекращен размен долларов на золото. Странам было предоставлено право выбора любого режима валютного курса. МВФ, сохранившемуся в прежнем виде, было вменено усилить межгосударственное валютное регулирование.

87. ВАЛЮТНЫЙ РЫНОК

Валютный рынок – совокупность экономических отношений, возникших при организации купли-продажи ин. валют на основе спроса и предложения. С технической точки зрения валютный рынок – совокупность телекоммуникационных систем соединяющих участников в процессе осуществления международных расчетов и другие валютные операции.

Предпосылки формирования валютного рынка:

1. Развитие международных экономических связей

2. Институциональное формирование мировой валютной системы

3. Расширение специализации в рамках международного разделения труда

4. Развитие средств связи

Участниками являются:

• ЦБ

• КБ

• Валютные биржи

• Экспортеры и импортеры продукции

• Валютные спекулянты

• Финансовые и инвестиционные компании

Функции:

• Эффективная организация и проведение международных расчетов

• Страхование валютных рисков всех участников

• Диверсификация валютных резервов, как на уровне ЦБ, так и др. участников

• Формирование валютного курса на основе спроса и предложения

• Регулирование денежных пропорций развития мировой экономики

• Получение спекулятивной прибыли в виде разницы курсов валют

Классификация валютного рынка

I. По степени охвата рыночного пространства

1. Национальный

2. Региональный

• Европейский ВР

• Американский ВР (формировался на основе НАФТА)

• Азиатский ВР (На основе АТЭС)

3. Мировой

II. По степени организованности:

1. Биржевой (валютная биржа – основная задача организация торгов. 10% сделок)

2. Внебиржевой (неорганизованная часть ВР, осуществляют сделки брокеры, дилеры, физ. лица, банки)

3. Межбанковский

III. По механизму организации

1. Свободные рынки

2. Административно-регулируемые

3. Нелегальные

IV. По режиму курсообразования

1. С плавающим курсом

2. С фиксированным

3. С двойным режимом курсообразования

Сделки совершенные на валютном рынке можно разделить на 2 большие группы:

1. Сделки с наличной валютой- основными участниками являются банки, страховые компании, инвестиционные, корпорации. Для этой части рынка характерны следующие моменты:

- высокая ликвидность (спрос и предложение валюты высоки)

- высокая (курсовое соотношение валют, находящихся в постоянном движении)

2. сделки с валютой в безналичной форме:

• Исполняемые немедленно

• Срочные
88. ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА: ЦЕЛИ, ИНСТРУМЕНТЫ, ФОРМЫ

Валютная политика - совокупность мероприятий, проводимых в рамках национальной экономики и вне ее и направленных на обеспечение экономического роста, поддержание равновесия платежного баланса, снижение безработицы и инфляции. Это достигается путем воздействия на национальную валюту, валютный курс и валютные операции.

ЦБ реализует валютную политику. Цели ВП:

1. УКРЕПЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ДЕНЕЖНОЙ ЕДИНИЦЫ И ДЕДОЛАРИЗАЦИИ экономики

2. Формирование и накопление валютных резервов

3. Обслуживание гос. обязательств по внешним долгам

4. Регулирование движения иностранного капитала

5. Регулирование движения отечественного капитала

В зависимости от целей ВП бывает:

1. Структурная – совокупность мероприятий, направленных на достижение долгосрочных целей и задач.

2. Текущая – проведение краткосрочных мероприятий, направленных на определенное регулирование валютного курса, валютных операций.

Для реализации целей ПВ ЦБ использует следующие инструменты:

1.валютные интервенции – массированное воздействие ЦБ на валютный рынок путем купли-продажи крупных партий иностранной валюты. Применяется для поддержания курсовой стабильности.

2. Валютная организация - постоянно действующие правила которые законодательно ограничивают следующие операции с иностранной валютой:

• Порядок ввоза и вывоза иностранной или нац. Валюты

• Суммы и сроки осуществления валютных переводов

• Купля-продажа иностранной валюты резидентами

3. Управление валютными резервами

Формы валютной политики:

1. Дисконтная политика – т. е. изменение ставки рефинансирования для регулирования спроса и предложения национальных денежных ресурсов. Если ставка рефинансирования увеличивается то сокращается денежная масса и следовательно снижается спрос на валютном рынке, это приводит к падению курса ин. Валюты по отношению к нац.

2. Девизионная политика – представляет из себя регулирование валютного курса путем купли-продажи ЦБ девизов (международных платежных средств), номинированных в резервной валюте в виде векселей, чеков, аккредитивов.

3.Девольвация – снижкурса нац вал по отношению к иностр.

4. Ревальвация – повышение курса нац. Валюты по отношению к иностр.
89. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, КЛАССИФИКАЦИЯ ВАЛЮТ

Валюта – денежная единица страны, участвующая в процессе проведения международных финансово-экономических или расчетных операций.

Валюту можно классифицировать по следующим видам:

I. По статусу эмитента

1. Национальная- денежные носители, выпускаемые в обращение определенным государством и имеющие законное хождение на его территории. В РФ в состав нац. Валюты включают: Банкноты ЦБ и монеты находящиеся в обращении, а также средства в рублях на счетах в банках как в РФ так и за ее пределами.

2. Иностранная – денежные носители ин. Государств, используемые в международных финансово-кредитных или расчетных операциях.

3. Международная – искусственно-созданные расчетные институты, которые предназначены для следующих целей:

• Формирование условного масштаба цен

• Сопоставление различных валют между собой

• Для проведения взаимных расчетов

II. По режиму использования:

1. Свободно конвертируемую

2. Частично конвертируемую

3. Неконвертируемую

Конвертируемость – возможность свободного обмена нац. Денежных знаков на ин. Валюту.

Она бывает:

• Внешняя – свободное использование нац. Валюты в международных финансово-расчетных операциях

• Внутренняя – свободная купля-продажа на внутреннем вал. рынке

Свободно конвертируемая валюта – это та которая имеет возможность неограниченно обмениваться на другие ин. валюты по широкому кругу финансово-кредитных и торговых операций.

К СКВ относят: доллар США, евро, фунт стерлинга, японская Йена.

В СКВ выделяют резервную валюту, которая используется как в международных расчетах так и для формирования финансового резерва центральными банками.

Страны чья валюта явл. резервной имеют преимущества:

1. Возможность покрывать дефицит платежного баланса за счет денежной эмиссии.

2. Протекционизм в отношении национальных товаропроизводителей на национальном товарном рынке.

ЧКВ – это валюта тех стран в которых существуют ограничения на проведение отдельных видов валютных операций.

НКВ – те денежные единицы которые обращаются только внутри одного государства, а обмен на ин. валюты не производится в следствии законодательного запрета.

III. По степени устойчивости валюты бывают:

1. Твердая – валюта с устойчивым курсом и высокой покупательской способностью на внутреннем и мировом рынках.

2. Мягкая – та которая не устойчива как к собственному номиналу так и и по его отношению к прочим валютам.

90. ВАЛЮТНЫЙ КУРС: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЕГО ФОРМИРОВАНИЕ.

Валютный курс – стоимостное соотношение 2-х валют при их обмене или цена денежной единицы, выраженная в денежной единице другой страны.

2 метода установления валютных курсов:

1. Плавающий – обменный курс который складывается под воздействием экономических факторов, влияющих на спрос и предложение валюты и может изменяться в любых пределах без законодательной регламентации.

2. Фиксированный – это такой курс когда соотношение национальной и иностранной валют остается неизменным не смотря на изменение общеэкономических факторов.

Способом валютного регулирования является установление валютного коридора. Он предполагает что ЦБ устанавливает пределы колебаний валютного курса.

На курс национальной валюты влияют следующие факторы:

I. Структурные факторы

1. изменение уровня процентных ставок

2. состояние платежного баланса страны. Активное сальдо платежного баланса увеличивает спрос на национальную валюту, следовательно ее курс растет.

3. Уровень инфляции

4. Объем и темпы роста ВВП

II. Конъюнктурные факторы:

1.уровень деловой активности в национальной экономике

2. Колебания на мировых товарных рынках и рынках ц/б

3. спекуляции на внутренних и международных валютных рынках.

III. Политические факторы

1. Доверие к национальному правительству

2. Наличие у правительства реальной программы развития страны

3. Степень вмешательства государства с сферу бизнеса

4. Наличие или ожидание военного конфликта и др.

IV. Психологические факторы

1. Ожидание инфляции

2. Ожидание денежных реформ

3. Доверие к национальной валюте.
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации