Политическая культура - файл n1.doc

Политическая культура
Скачать все файлы (30.8 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc127kb.31.03.2010 20:39скачать

n1.doc

  1   2


Министерство образования и науки Российской федерации Федеральное Агентство по образованию ГОУ ВПО
«ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ АРХИТЕКТУРЫ И СТРОИТЕЛЬСТВА»

Кафедра «Философии и социологии»

Контрольная работа
по ПОЛИТОЛОГИИ
«Тема № 4 Политическая культура»


Выполнил: Гулая Александра

Группа: МО-41з (староста)

Проверил: Вазерова А.Г.
ПЕНЗА 2010 г.

План

Введение

1. Понятие «политическая культура»

2. Назначение и функции политической культуры

3. Структура политической культуры

4. Типы политических культур

5. Понятие политическая субкультура

6. Национальные черты политической культуры

7. Политическая культура и политическая система

Заключение

Список литературы

Введение
Вопрос исследования политической культуры сегодня очень важен. Политическая культура оказала мощное влияние на политическую науку и практику. Являясь совокупностью характеристик общества, политическая культура помогает определить многое из того, что происходит в политике и в сферах, близких к ней.

В целом же политическая культура определяет наиболее типичные образцы и правила политического поведения, взаимодействия "власть - индивид - общество".

Понятие политической культуры основывается на главных, привитых воспитанием представлениях человека о политической власти. Именно исходя из этих представлений, член общества взаимодействует с государством, это стиль его поведения в области политики, самые устойчивые и неизменчивые черты его характера.
И все же человек зачастую решает "сердцем, а не головой", и не всегда его намерения совпадают с его действиями. Эти противоречия, которые вносятся в ход политической жизни общества, придают политической культуре внутреннюю противоречивость. Но такая противоречивость помогает одновременному поддержанию как активных, так и пассивных форм политического участия каждого члена общества.

Подходить к рассмотрению понятия «политическая культура» целесооб­разно на основе предварительного уяснения более общего понятия — культура. Этот термин имеет латинское про­исхождение, и изначальный его смысл — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. Авторы фи­лософского энциклопедического словаря культуру опреде­ляют как специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в про­дуктах материального и духовного труда, в системе соци­альных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. Культура есть совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их созидания, в которых закрепляются и передаются от поко­ления к поколению достигнутые результаты деятельности людей в различных областях общественной жизни.

Деятельность людей в политической сфере представлена системой политических идей, способов и норм поведения, а также специфическими учреждениями. Они есть результат исторического опыта, в них закрепляются память и навыки деятельности отдельных людей и социальных групп по ре­гулированию своих отношений в рамках политически ор­ганизованного сообщества. Совокупность стереотипов политического сознания и поведения, присущих социальным субъектам и обществу в целом, и составляют политическую культуру, т. е. политическая культура, есть исторически сложившиеся, относительно устойчивые политические пред­ставления, убеждения и ориентации, а также обусловленные ими модели и нормы политического поведения, проявляю­щиеся в действиях субъектов политических отношений.

1. Понятие «политическая культура»
Политика - это деятельность  органов власти,  объединений граждан и отдельных лиц в сфере отношений между государствами,  классами, нациями, большими  группами  людей, направленными на реализацию,  отстаивание своих интересов и связанная с устремлениями к завоеванию,  обладанию и использованию политической власти.
А политическая культура - это ценностно-нормативная система, которой придерживается общество, один из важных элементов политики. Политика как деятельность, тем более как профессия, предполагает опреде­ленную культуру, технологию осуще­ствления такого рода деятельности. Однако в современной политической науке наблюдается большой разброс мнений относительно того, что представ­ляет собой политическая культура. В частности, некоторые авторы насчитывают более 30 ее определений. Сам термин «политическая культура» впервые был введен в оборот не­мецким философом-просветителем И. Г. Гердером (1744 - 1803). Ценностно-нормативная система политической культуры - это распространенные и общепринятые большинством населения основные политические ценности и идеалы.

Зачастую именно в политике отдельные личности и целые социальные группы стремятся реализовать свои социально значимые интересы. Но это не непосредственный процесс, он выражается в отношении к власти, политическим институтам, элитам, лидерам и т.д., множеством значений и смыслов, которые вкладывают в эти понятия.
Как правило, эти смыслы и значения не являются чем-то экстраординарным или новаторским, а предписываются господствующей в обществе политической культурой, той системой ценностей и норм поведения, которой придерживается большинство населения.

Политическая культура представляет собой органичную часть политической жизни общества. Важность изучения этого феномена обусловлена значением самой политики, которая является необходимостью современного челове­ка, играет роль указателя и ограничителя его многооб­разных действий во всех сферах жизни. В современном мире политическая культура выражает степень политичес­кой цивилизованности общества.
Политическая культура — один из основных элемен­тов, составляющих духовный потенциал общества. Она выражает суть социально-политической системы, опреде­ляет «правила игры» в политике, базовые политические ценности и общественные цели. Без политической куль­туры говорить о человеке как о социально значимой личности невозможно. Она отражает многообразие поли­тической жизни и оказывает решающее влияние на ут­верждение социального статуса гражданина. Исследовать политическую культуру необходимо, так как это помогает выяснить социальные интересы и предпочтения граждан и социальных групп, степень осознания людьми их об­щественных задач и их практическую роль в политичес­кой жизни. Уровень политической культуры во многом оп­ределяет уровень общей культуры как отдельной лично­сти, так и общества в целом.

Определений политической культуры чрезвычайно мно­го — от самых узких (по содержанию) до предельно широких. Пример широкой трактовки дает американский политолог Л. Пай. Он включает в содержание категории «политическая культура» такие понятия, как «политичес­кая идеология», «национальный характер и дух», «наци­ональная политическая психология» и «фундаментальные ценности народа».
Существует взгляд на политическую культуру как на систему символов, включенную в более широкую систе­му политической коммуникации (Л. Дитмер).

Ряд политологов (например, Р. Путнэм) понимают политическую культуру лишь как комплекс ответов на вопросы, связанные с политической сферой: в чем со­стоит сущность человека? что такое общество и что лежит в его основе: гармония или конфликт? что такое политическая система и др.

Польский ученый Е. Вятр дает лаконичное и вполне отражающее смысл данной категории определение: «По­литическая культура есть совокупность установок, ценно­стей и поведенческих актов, касающихся взаимных отно­шений между властью и гражданами».

Каждое из приведенных определений отражает ту или иную сторону политической культуры. Попробуем их обоб­щить в следующем определении: политическая культу­ра - это комплекс тех элементов общественного созна­ния и общей культуры, которые оказывают значительное влияние на формирование и развитие политических ин­ститутов, придают значимость и направление политичес­кому процессу в целом и политическому поведению населения в частности.
2. Назначение и функции политической культуры

Политическая культура может проявляться в форме духовных побуждений человека, в определенных формах его деятельности, а также в институциализированном виде (т.е. будучи закрепленной в органах политического и государственного управления, их функциях). Поскольку не все ценности одновременно воплощаются практически (и уж, тем более, институционально), между вышеназванными формами проявления политической культуры всегда имеются определенные противоречия.
В целом политическая культура способна оказывать множественное влияние на политические процессы и институты. Причем такая возможность сохраняется даже в случае изменения внешних обстоятельств и характера правящего режима.

Так, например, в традиционных обществах политическая культура, даже реформируясь, как правило, противодействует демократизации политической системы. Поэтому большинство революций чаще всего заканчивается либо возвратом к прежним порядкам, либо террором (только он способен принудить людей к жизни по новым принципам политики).

Политическая культура принадлежит наряду с политической психологией и этикой к важнейшим сторонам гуманитарного измерения политики. Ее можно также определить и как внеинституциональную систему, которая охватывает политические традиции, политические ценности и установки практического политического поведения. Понятие политической культуры активно используется в тех случаях, когда нужно объяснить, почему одни и те же политические институты по-иному работают в разных странах, почему те или иные политические новации и заимствования в одном месте прививаются легче, в другом - труднее. Человек не является автоматически действующим механизмом, он всегда - активный интерпретатор осваиваемых или навязываемых ему ролей. Источником таких интерпретаций и является культура.

Политическая культура, как и культура в целом, выполняет следующие функции:

- когнитивная (англ. соgnitivе — познавательный),

- нормативно-оценочная,

- эмоционально-психологическая,

- установочно-поведенческая.

Когнитивный элемент политической культуры составляют доминирующие в обществе или наиболее харак­терные для той или иной социальной группы типичные, укоренившиеся представления о разных аспектах полити­ческой жизни общества: о политической системе и ее от­дельных институтах; о политическом режиме, механизме власти и управления; о принятии решений и их реализации; о носителях властных полномочий; о собственном месте в политической жизни, компетентности и эффективности участия в политической деятельности. Словом, в качестве ког­нитивного элемента политической культуры выступают ус­тойчивые стереотипы политического сознания во всех его формах и проявлениях.

Стереотипы политического сознания могут носить ха­рактер теоретических обобщений либо существовать в форме обыденных представлений. Во всех случаях источниками их формирования выступают как правдивая информация, так и непроверенные факты, слухи и дезинформация. Однако независимо от того, являются ли сложившиеся по­литические представления правдивыми или ложными, со­ответствующий носитель политической культуры руковод­ствуется ими в своей деятельности как истинными. Устойчивые политические представления весьма существен­ным образом влияют на развитие политического процесса, они являются необходимой предпосылкой его определенно­сти, последовательности и предсказуемости.

Нормативно-оценочный элемент политической культуры образуют характерные для данного общества, определенной социальной группы, отдельного ин­дивида политические ценности, нормы, цели, идеалы. Нор­мативно-оценочный компонент политической культуры является своеобразным эталоном, по которому данный со­циальный субъект дает оценку существующим политиче­ским отношениям, ходу политического процесса, выносит вердикт об их соответствии или несоответствии своим соци­ально-политическим нормам, целям и идеалам. Содержание и направленность устойчивых ценностных ориентации обус­ловливают место политических явлений в жизни личности, группы, общества.

Эмоционально-психологический компонент политической культуры составляют чувства и переживания, которые испытывают социальные субъекты в связи с их участием в политических процессах. К таким чувствам и переживаниям можно отнести, например, жаж­ду социальной справедливости, нетерпимость к социальному и национальному угнетению, любовь к родине, ненависть к врагам, эмоциональный подъем по поводу политических побед или, напротив, мучительные переживания в связи с постигшим поражением. Эмоциональные чувства и психологические переживания составляют неотъемлемую сторону политического сознания и поведения. Сопровождая прак­тически любые проявления социальной активности субъекта и направляя ее на достижение жизненно значимых целей, эмоции и чувства выступают одним из главных элементов механизма регулирования политических отношений. Раз­витая политическая культура предполагает формирование у ее носителей устойчивых стереотипов в области эмоций, чувств и переживаний.

Эмоционально-психологический компонент политиче­ской культуры включает в себя также и иррациональные факторы в сознании и поведении, которые представляют собой сложные и не поддающиеся простому причинно-следственному объяснению побудительные моти­вы в действиях людей. Такие факторы проявляются в форме политических мифов, которые есть не что иное, как вера людей в то или иное «светлое», «прекрасное» будущее. Как и предубеждения, политические мифы есть, главным обра­зом, продукт эмоциональной деятельности людей и опира­ются на общественные авторитеты. Но в отличие от предубеждений они характеризуются относительной долго­вечностью и продолжают существовать при определенных изменениях в политической обстановке.

Установочно-поведенческий компонент политической культуры составляют политиче­ские установки и соответствующие стереотипы поведения, которые способствуют переводу представлений и ценностей в плоскость практической реализации. Можно сказать: по­литическая установка — это отношение субъекта к по­литическим явлениям, политическое поведение — это тот или иной способ реагирования субъекта на происходящие события. Политическая установка и политическое поведение существуют в органическом единстве, их устойчивые сте­реотипы составляют непременный компонент политической культуры личности, социальной группы, нации или обще­ства в целом.

Все рассмотренные элементы политической культуры от­носительно самостоятельны и вместе с тем взаимосвязаны, тесно переплетаются, образуя специфическую целостность. Характер политических знаний и представлений, ценностей и убеждений, эмоциональных состояний и психологических чувств, позиций и установок, преобладающих образцов по­ведения определяют содержание политической культуры, присущей данному социальному объекту.

Есть и другое распределение функций политической культуры. Оно исходит из утверждения, что политическая культура способна порождать новые, нетрадиционные для общества формы социальной и политической жизни, и сочетать элементы старого и нового политического устройства. Отсюда вывод, что политической культуре свойственны следующие функции:
- ИДЕНТИФИКАЦИЯ
- человек стремится принадлежать к какой-либо социальной группе;
- АДАПТАЦИЯ - потребность в приспособлении к изменяющейся политической среде;

- СОЦИАЛИЗАЦИЯ - обретение определенных навыков и свойств в реализации своих гражданских прав, политических функций и интересов;

- ИНТЕГРАЦИЯ (дезинтеграция) - обеспечивает различным группам возможность сосуществования в рамках определенной политической системы, сохранения целостности государства.

В различных исторических условиях некоторые функции политической культуры могут затухать и даже исчезать, например, интеграция. В СССР могло существовать только одно политическое течение, вернее, два - беспартийные и члены партии. Остальные же проявления политической самостоятельности объявлялись вне закона.

Характер политической культуры влияет на протекание политического процесса в той или иной стране, повышая или, напротив, снижая вероятность согласования различных групповых интересов, политической предсказуемости, стабильности.

3. Структура политической культуры

Каждому конкретному обществу соответствует своеобразная базисная модель политичес­кой культуры, которая проявляется в специфических формах.
В структуре политической культуры можно выделить три группы элементов.

1. Познавательные элементы. Это — знания о поли­тике, которые составляют основу политической культуры. По мнению Г. Спенсера, политикам нужно прежде всего постоянное «изучение естественной причинно-следствен­ной связи в отношениях между людьми, соединенными в обществе». Здесь имеются в виду знания, отражаю­щие сущность политической действительности, тенденции ее изменения, основные черты. Показателем уровня по­литических знаний является политическая образованность, которая предполагает концептуальность, целостность, объективность знания, способность к политическому мышлению.

2. Эмоционально-оценочные элементы: чувства, испы­тываемые к политической системе, выраженные в форме взглядов, политических установок, оценок; суждения и мнения о политике, социальная позиция личности. Отно­шение к власти, государству, политическим институтам может быть как позитивным, так и негативным. Во всех цивилизованных странах это отношение и все его коле­бания постоянно изучаются при помощи социологических исследований, опросов общественного мнения и т. д. Примером устойчиво позитивного отношения к власти является население Великобритании, страны, имеющей достаточно стабильную политическую систему. Это отно­шение основано на всеобщей вере в добрую волю вла­стей и уверенности граждан в том, что правительство будет пользоваться властью в соответствии с установив­шимися традициями и законом. Обобщенным критерием эмоционально-оценочных элементов политической культу­ры является гражданственность. Г. Алмонд и С. Верба назвали политическую культуру США и стран Западной Европы культурой гражданственности, так как она обес­печивает наиболее органичное сочетание свободы граж­данина и стабильности политической системы.

3. Поведенческие элементы: различные формы учас­тия граждан в политической деятельности. Политическое поведение — это проявление широкой системы обще­ственных отношений, в которой взаимодействуют полити­ческая система, политические движения и партии, соци­альные и политические ценности, процессы политической социализации, социальная позиция личности и ее инди­видуальное поведение.

Политическая культура - явление со сложной структурой, многоуровневое, неоднозначное. Эта сложность строения и организации определяется многообразными связями политической культуры с различными социальными и политическими процессами. Разнообразные внутренние образования политической культуры отображают формирование поведения субъектов политики, этапы становления культурного целого (т.е. политической культуры отдельно взятой страны, региона), наличие разнообразных культурных образований и т.д.

Вот ещё одна система классификации политических культур. На каждом из приведенных ниже уровней ценностных представлений человека могут складываться довольно противоречивые представления.

- МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ, где представления о политике сочетаются с индивидуальной картиной мировосприятия;

- ГРАЖДАНСКИЙ, где человек вырабатывает качественно новый уровень понимания своего политического статуса;

- ПОЛИТИЧЕСКИЙ уровень ценностных представлений, где вырабатывается отношение к конкретным формам правления режима, своим союзникам и противникам.

4. Типы политических культур

Выделяют три идеальных типа политической культуры: патриархальную, подданническую и культуру участия.

-
  1   2
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации