Кутузов А.А. (ред.) Современные технологии повышения профессионального уровня педагога: проблемы и перспективы - файл n1.rtf

Кутузов А.А. (ред.) Современные технологии повышения профессионального уровня педагога: проблемы и перспективы
Скачать все файлы (935.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.rtf936kb.14.01.2014 06:09скачать

n1.rtf

  1   2   3   4   5   6   7



МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГОРОДСКОЙ НАУЧНО -МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР» КОМИТЕТА ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД ЧИТА»



VI СОКРАТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ ПЕДАГОГА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ


Сборник материалов педагогических чтений


Выпуск 2

Чита Издательство «Деловое»
2012




Рекомендовано к печати Редакционно-издательским советом МКУ «Городской научно-методический центр» комитета образования Администрации городского округа «Город Чита».
Редакционная коллегия:
Главный редактор: Панина Н.Г. - директор МКУ «Городской научно-методический центр» комитета образования Администрации городского округа «Город Чита» Ответственный редактор: Кутузов А.А. - руководитель отдела сертификации и мониторинга Художественный редактор: Штык Л.П. - методист отдела сертификации и мониторинга
Технический редактор: Пальваль П.В. - методист отдела сертификации и мониторинга


Современные технологии повышения профессионального уровня педагога:
проблемы и перспективы [Текст]: материалы VI сократовских педагогических чтений (13-17 февраля 2012 г.)/Сост. и отв. ред. Кутузов А.А. - Чита.: «Деловое», 2012.- 75 С.
В сборник включены материалы (статьи, тексты выступлений) VI сократовских педагогических чтений, проводимых МКУ «Городским научно-методическим центром» комитета образования администрации городского округа «Город Чита» (13-17 февраля
2012г.)
Доклады участников посвящены проблемам профессионального роста руководителя и его заместителей, роли методической службы в обеспечении профессионального роста педагогов, анализу форм предъявления результатов профессионального роста педагога, влиянию конкурсных мероприятий, педагогических и творческих сообществ на профессиональный уровень педагогов, вопросам самообразования педагога как необходимому условию профессионального роста. Интересны работы участников, которые идут по пути саморазвития, самовоспитания, самосовершенствования, который постепенно превращает педагога в творческую и самостоятельную личность.




ОГЛАВЛЕНИЕ

Раздел 1. Роль методической службы в обеспечении профессионального
роста педагогов 8
Нижегородцева Е.Б. Роль методической службы в повышении уровня
профессиональной компетенции педагога 8
Коровина Л.В. Организация методической работы в ОУ в современных

условиях 11
Трофимова Т.Ф. Проблемы методической работы ДОУ, обусловленные
особенностями образовательных результатов, и опыт их решения в

организации повышения квалификации на уровне ОУ 13
Власова Г.Я. Профессиональное мастерство как фактор корпоративной
культуры коллектива 17
Раздел 2. Формы предъявления результатов профессионального роста
педагога 20
Алѐкминская Л.О. Профессиональное самосознание как психологическая
составляющая профессионального становления 20
Кивлева А.Н. Формы предъявления результатов профессионального роста

педагога 22
Раздел 3. Влияние конкурсных мероприятий, педагогических и творческих
сообществ на профессиональный уровень педагогов 26
Трухина Е.В. Конкурсы профессионального мастерства как эффективное
средство самообразования педагога 26
Сенотрусова С.С. Участие в конкурсах как одно из условий повышения

профессионального уровня воспитателя 28
Данченко С.Н. КВН -это здорово! 30
Раздел 4. От компетентности педагога к компетентности ученика

(воспитанника) 31
Калугина Н.К. Компетентность учителя — залог здорового интереса по
предмету у учащихся 31
Берегова Д.С. Повышение уровня физической подготовленности девушек
16-17 лет средствами аэробики на уроках физической культуры в средней

общеобразовательной школе 33
Зинурова Р.В. Учебная мотивация как показатель качества обучения
младших школьников 37
Макушева О. А. Отрядное самоуправление 40
Наделяева Е.В. Диагностика развития памяти у детей с ЗПР 42
Войлошникова О.А. Роль экологической сказки в формировании

экологической культуры у детей дошкольного возраста 44
Наумова Т.В. Влияние опыта международного обмена на формирование
коммуникативных компетентностей педагога и школьника 49




Рыбакова О.А. Деятельность методического объединения в рамках

подготовки выпускников к итоговой аттестации в условиях открытой

(сменной) общеобразовательной школы 51
Харитонова И.И. Формирование ключевых образовательных компетенций на
уроках естественного цикла в условиях открытой школы 54
Раздел 5. Самообразование педагога как необходимое условие
профессионального роста 56
Каргина Т.Н. Способы повышения квалификации учителя физики

(из опыта работы) 56
Сверкунова Л.Н. Самообразование музыкального руководителя как
необходимое условие профессионального роста 58
Резникова И.А. Самообразование – как один из важнейших факторов
повышения профессионального уровня учителя – логопеда 59
Фендрикова Д.И. Саморазвитие и самообразование педагога в процессе

методической работы 62
Тучина М.А. Самообразование – необходимое условие профессионального

становления и совершенствования педагога 65
Спиридонова Л.М. Метод проектов как одна из форм самообразования
педагога 68
Сергеева И.Н. Самообразование учителя как необходимое условие
профессионального роста 71
Михалѐва Е.М. Использование информационных технологий как одна из

наиболее перспективных форм организации самообразования современного
педагога 75
Сведения об авторах 78

Предисловие
Как никто не может дать другому того, что не имеет сам, так не может развивать, образовывать и воспитывать других тот, кто не является сам развитым, воспитанным и образованным. Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим воспитанием А.Дистервег
Сегодня обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, готовые к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Очевидно, что система профессионального образования нуждается в модернизации, чтобы соответствовать реалиям жизни в глобальном и быстро меняющемся мире. В государственном смысле - это соответствие образования современным жизненным потребностям страны. В педагогическом плане - ориентация не столько на усвоение знаний, умений и навыков, сколько на развитие личности, познавательных и созидательных способностей.
Задачи повышения качества образования целенаправленно решают все взрослые участники образовательного процесса, но именно педагог как ключевая фигура образовательного процесса играет ведущую роль в реализации основных идей образования. Педагог является основным носителем, субъектом тактических изменений в образовательном пространстве. Ведь конкретного ученика (воспитанника) воспитывает конкретный педагог, а значит, качество знаний каждого ученика будет зависеть от качества профессиональной подготовленности и мастерства каждого педагога.
В государственных документах, определяющих приоритеты развития образовательной политики на федеральном и региональном уровне, четко обозначена потребность в новом педагоге:
-который не боится различных изменений в программах, учебных планах и т. д., так как владеет навыками профессиональной управленческой деятельности; -педагоге, который не только учит, но и, в первую очередь, создает условия для творческого самоопределения, саморазвития, самопознания своих учеников; -педагоге-управленце и педагоге-методологе.
Профессиональная деятельность педагога неполноценна, если она строится только как воспроизведение однажды усвоенных методов работы, если в ней не используются объективно существующие возможности для достижения более высоких результатов образования, если она не способствует развитию личности самого педагога. Без творчества нет педагога-мастера.


5




Профессиональная подготовка учителя не заканчивается в стенах педагогического учебного заведения, она продолжается на протяжении всего периода профессиональной деятельности. Непрерывность профессионального образования учителя является необходимой предпосылкой развития его творческих способностей, интегративным элементом его жизнедеятельности и условием постоянного развития индивидуального педагогического опыта. Рост профессионального мастерства и педагогической культуры учителя идет более интенсивно, если личность занимает позицию активного субъекта деятельности, если практический индивидуальный опыт осмысливается и соединяется с социальным и профессиональным опытом, если в педагогическом коллективе поддерживается и поощряется творческий профессиональный поиск. Какие бы формы методической работы ни избирал учитель, ее эффективность в конечном итоге определяется мерой самостоятельной работы учителя, его самообразованием. Идея непрерывности образования реализуется не только в процессе перехода от одной формы обучения к другой: вуз — ИУУ — семинары, курсы и т.п., но и в периоды напряженного интеллектуального труда в промежутках между ними. Самообразование взрослого человека сугубо индивидуально, тем не менее возможна и необходима корректировка самообразовательной деятельности учителя со стороны опытного коллеги, методиста, авторитетного руководителя школы.
Педагогическое самообразование учителя предполагает самостоятельное овладение совокупностью педагогических ценностей, технологий, творчества. Его содержание образуют психолого-педагогические и специальные знания, владение основами научной организации педагогического труда, общая культура.
Для того чтобы оказать реальную помощь учителю в организации самообразования, необходимо знать потребности, запросы, интересы личности в сфере профессиональной деятельности. Специально организованная методическая работа в школе должна быть построена с учетом индивидуальных потребностей учителей. В таком случае учитель, участвуя в коллективных формах повышения квалификации, своего профессионального уровня, будет находить ответы на интересующие его вопросы.


От редакции


6




Раздел 1. Роль методической службы в обеспечении профессионального роста педагогов
Нижегородцева Е.Б., МБДОУ №34
Роль методической службы в повышении уровня профессиональной компетенции педагога
На дошкольное образовательное учреждение в современных условиях развития нашего общества возлагаются очень ответственные социальные задачи - развивать, воспитывать, обучать и готовить к жизни то поколение, талант, творчество, труд и инициатива которых будут определять социально – экономический, научно – технический и нравственный прогресс общества.
В связи с этим требования к современному образованию и социальный заказ ставят дошкольные образовательные учреждения перед необходимостью работать в условиях развития, что подразумевает качественные позитивные изменения, возможные в том случае, когда работа педагогического коллектива характеризуется интенсивным использованием инновационных процессов с целью получения более высоких результатов образовательно-воспитательной работы. Традиционная методическая работа предполагает повышение профессионального уровня воспитателя посредством наращивания количества знаний о новых методиках, приемах, технологиях и умений за счет копирования их в своей деятельности.
Но, учитывая новые ценности образования и методической работы в целом, нужно определить новые задачи и разработать модель методической службы в


ДОУ.







Нами были определены такие задачи:







- совершенствование методической

службы, рациональное

использование

возможностей для повышения квалификации педагогических кадров в

условиях ДОУ;




  1. мотивирование успешности педагогов, что оказывает стратегическое влияние на результаты трудовой деятельности;




  1. решение вопросов материального стимулирования педагогов, повышающих свою квалификацию, добивающихся высокого качества знаний воспитанников;




  1. развитие инновационного поведения педагогов и их нового педагогического мышления;




  1. развитие и повышение уровня научно-исследовательской и методической культуры педагога;




  1. совершенствование системы контроля, создание гибких механизмов управления результатами деятельности педагогов;




  1. создание в учреждениях образования мониторинговых и диагностических программ, направленных на объективную оценку труда педагогических работников;




  1. повышение статуса педагога и престижа педагогической профессии.


Реализация инновационных процессов ведет к изменениям в организации методической службы. Эти изменения обуславливают включение научно– исследовательской деятельности. Исследовательский характер деятельности переводит методическую работу в ранг научно–методической. Необходимо выстроить модель методической службы, которая помогает развитию профессиональной компетентности педагогов ДОУ. Совершенствования научно-методической работы ДОУ объясняется тем, что воспитать человека с современным мышлением, способного успешно самореализоваться в жизни, могут только педагоги, обладающие высоким профессионализмом.
При этом в понятие ―профессионализм‖ включаются не только предметные, дидактические, методические, психолого-педагогические знания и умения, но и личностный потенциал педагога, в который входят система его профессиональных

7




ценностей, его убеждения, установки. В ходе этой деятельности педагог становится активным субъектом процесса совершенствования. Это требует комплексного подхода к многогранной научно-методической работе.
Повышение квалификации помогает воспитателю избавиться от устаревших взглядов, делает его более восприимчивым к внешним изменениям, что в конечном итоге повышает его конкурентоспособность. Научно-методическая работа стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации, решению профессиональных и личных проблем, позволяет получить большее удовлетворение от работы.
Качество педагогической деятельности в ДОУ имеет важнейшее значение для развития всей системы образования. Сегодня чрезвычайно востребован педагог, личностные и профессиональные качества которого оказались бы на уровне сложности стоящих перед обществом задач. Такие требования должны быть подкреплены соответствующими условиями, ибо без качественной подготовки педагога, без его социальной защиты, без обеспечения его необходимыми условиями труда, без мотивации его успешности высокого качества образования не достичь.
Деятельность методической службы должна выстраиваться с позиции трех управленческих уровней: стратегический (научно – методический совет), тактический (методические мероприятия, творческие мастерские, научно – исследовательские группы) и информационно - аналитический (экспертиза).
Такая структурно – функциональная модель методической службы может осуществлять свою деятельность в разных видах ДОУ.
Содержание функций методической службы определяется на основе анализа образовательной ситуации и с учетом особенностей их реализации в условиях ДОУ. От правильной и грамотно выстроенной работы методической службы зависит не только уровень мастерства каждого отдельного педагога, зависит уровень и качество всего воспитательного – образовательного процесса в целом. В работе методической службы должны быть задействованы заведующая ДОУ, заместитель заведующей, узкие специалисты, психолог и по возможности преподаватели высших учебных заведений.
На первом – стратегическом уровне методической службы необходимо определить основные направления деятельности научно-методического совета, всех структурных звеньев, разработать план конкретных действий для каждого по реализации поставленных целей, при взаимодействии друг с другом.
Актуальные направления в содержании деятельности методической службы таковы:





определение уровня профессиональной компетентности педагогов, их профессиональных потребностей, проблем и интересов;





совершенствование уровня психолого-педагогических и методических знаний, умений, профессионального опыта педагогов, их профессиональных ценностных ориентаций;





информирование педагогов о достижениях педагогической науки и практики;





создание условий для непрерывного развития и саморазвития профессиональной компетентности и успешности педагогов.
Особенность второго уровня организации методической службы – тактического – состоит в дифференцированном подходе к каждому педагогу на основе выявленной профессиональной компетентности. Результаты диагностирования педагогов дают возможность определить индивидуальные маршруты для каждого педагога, разработать алгоритм действий и дифференцированно спланировать работу со всем коллективом.
В связи с этим перед методической службой встала проблема организации более эффективной методической работы, направленной на формирование педагогической компетентности у специалистов и воспитателей нашего детского сада. Проблема повышения профессиональной компетентности через методическую работу

8




рассматривалась многими учеными. Изучив статьи К.Ю. Белой, Л. М. Денякиной о том, что нетрадиционные формы (активные формы и методы) работы с педагогическим коллективом, позволяющие формировать знания, умения и навыки путем вовлечения педагогов в активную познавательную деятельность, способствуют эффективному повышению профессиональной компетентности педагогов, выстроили систему методической работы. Исходя из направления методической работы, были определены формы организации (индивидуальная, групповая) методического мероприятия и интерактивные методы, направленные на развитие и повышение профессиональной компетентности педагогов. Радует, что в нашем детском саду ушли в прошлое сухие консультации, наполненные общими теоретическими фразами. Педагогами освоены педагогические диспуты, ярмарки педагогических идей, деловые игры, мастер-классы, тренинги и многое другое. На мой взгляд, самыми эффективными в плане профессиональной активизации воспитателей, создания у них мотивации, обмена положительным опытом и повышения компетенции педагогов являются интерактивные методики (тренинги личностного роста, совместный анализ проблемных педагогических ситуаций, создание пар взаимодействия и др.).
Каждое методическое мероприятие должно разрабатываться в соответствии со следующими требованиями определенными методической службой:





наличие самостоятельной подготовки педагогов к методическому мероприятию (изучение методической литературу, выполнение рекомендованных упражнений и заданий;





практический и учебный интерес темы мероприятия для педагога;





систематичность методической работы (предварительное планирование, использование необходимого количества упражнений, нарастания степени сложности);





использование методики интерактивного обучения ( обсуждение проблемных ситуаций, решение педагогических задач, выполнение упражнений и заданий и т.д.)





опрос участников мероприятия с целью самоопределения: «Какие умения позволила приобрести им данная форма методической работы».
Такой подход к организации методических мероприятий, позволил:

  1. создать условия для творческой деятельности каждого педагога;




  1. поставить каждого педагога перед необходимостью постоянного поиска решения проблем;




  1. научить их принимать нестандартные решения, формулировать свою мысль самостоятельно и экспромтом;




  1. развить «педагогическую рефлексии»;

5. сформировать готовность заниматься научно - исследовательской
деятельностью.
Если возникла ситуация неуспешности в достижении какого – либо результата, нужно продумать возможность возврата на начальную позицию и провести рефлексию (анализ причин неудачи), найти объективные и субъективные причины возникшей ситуации и разработать пути их устранения.
Повышение уровня профессиональной компетенции педагогов, успех в проведении научно – исследовательской деятельности и достижение положительного результата во многом зависит от правильного управления ходом этого процесса, от своевременной и профессиональной помощи методической службы. Изменения в организации методической работы должны затронуть и еѐ содержание, что позволит определить направления деятельности каждого члена методической службы, подобрать современные формы еѐ реализации и, в конечном итоге, повлиять на повышение уровня развития профессионального мастерства педагогов и качество всего воспитательно-образовательного процесса.


9

Литература:


  1. Атмахова, Л. Методическая служба как условие развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ [Текст] / Л.Атмахова // Дошкольное воспитание.


– 2008. - № 3 – 4 – С. 24 – 27.


  1. Белая, К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ [Текст]: Методическое пособие/К.Ю.Белая, - М..:ТЦ Сфера, 2004.




  1. Никифорова, О.В. Модель управления научно – методической деятельностью в ДОУ [Текст] / О.В.Никифорова // Управление ДОУ. – 2007. - № 6 – с. 8 – 13.




  1. Чечель, Т.Г., Новикова, Т.Г. Теория и практика организации экспериментальной работы в общеобразовательных учреждениях [Текст]: Методическое пособие/ Чечель, Т.Г., Новикова, Т.Г.- М.: АПКиПРО, 2004.



Коровина Л.В., МБОУ «СОШ №52»
Организация методической работы в ОУ в современных условиях
В настоящее время, в условиях постоянной модернизации системы образования, развития профилизации и вариативности возрастает роль методической деятельности, призванной обеспечить поддержку учителей в решении всех профессиональных вопросов. Роль методической работы значительно возрастает и в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые методики, приемы и формы обучения, постоянно накапливающийся опыт по решению образовательных и воспитательных проблем.
Практика показывает, что эффективность методической работы в школе зависит от наличия целостной системы методической работы в образовательном учреждении. Ее успех зависит от заинтересованности учителя в профессиональном развитии, личностном росте, от удовлетворенности педагогического коллектива организацией образовательного процесса в школе. Одной из основных задач руководителя методической службы школы является оказание своевременной помощи учителю с целью совершенствования его профессиональной подготовки. Чтобы содержание методической работы отвечало запросам педагогов и способствовало саморазвитию личности учителя, работа планируется с учетом профессиональных затруднений коллектива. Планированию методической работы предшествует глубокий анализ каждого из ее звеньев с точки зрения влияния их деятельности на рост педагогического и профессионального мастерства учителя.
Вопросы, касающиеся проблемы становления методической работы, находим в трудах П.Ф. Каптерева, Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского. Многие позднее освещены в работах А.Н. Волковского, Г.И. Зинченко, М.Н. Колмаковой, Ф.Г. Паначина, З.И. Равкина, В.Т. Рогожкина, П.В. Худоминского, С.Т. Шацкого и других. Тенденции в развитии и совершенствовании ее форм и содержания позволяют проследить работы Э.М. Никитина, вопросам непрерывного образования педагогических кадров посвящены работы Б.С. Гершунского, А.Н. Зевиной и других. Анализ историко-педагогической литературы позволяет сделать вывод, что система методической работы имеет глубокие корни. Она всегда ставила и решала вопросы, исходя из потребностей системы образования и, прежде всего, учителей. Современная практика показывает, что вопросы, решаемые в рамках методической работы, сегодня оказываются практически теми же самыми, только чуть иначе поставленными: проблема совершенствования профессионального уровня учителя была и остается важной социально-педагогической проблемой конца XX века - начала XXI века; основная цель работы методического кабинета - оказание практической помощи учителям в профессиональной деятельности; основной задачей методической работы и прошлых

10




лет, и сегодня остается проведение в жизнь новых программ, связанных с реформированием общего образования. На основании этого мы можем утверждать, что содержание методической работы и ее организационные формы не остаются стабильными, а постоянно видоизменяются от складывающейся ситуации в системе образования.
Современной общеобразовательной школе сегодня необходим учитель с новым педагогическим мышлением, высокой информационной культурой, способный к рефлексии, постоянному анализу результатов собственной деятельности, стремящийся к непрерывному развитию и саморазвитию. В связи с этим возникает необходимость внесения кардинальных изменений в организацию методической работы школы. И если методическую работу рассматривать как целостную, основанную на достижениях науки, педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса, систему взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя, то непременно, в образовательном учреждении возникает необходимость в модернизации подходов к ее организации, использования эффективных технологий в этом направлении деятельности школы.
Возникают вопросы, как организовать деятельность учителей-предметников? Как определить оптимальные формы взаимодействия? Широкие возможности для решения этой задачи предоставляют сетевые формы взаимодействия как один из вариантов вовлечения педагогов в совместную работу. Именно поэтому в условиях современного педагогического инновационного движения назрела необходимость в разработке инновационной сетевой модели методической службы, направленной на комплексное обеспечение процесса непрерывного педагогического образования.
Создание единой сетевой модели методической службы обеспечит непрерывность профессионального образования педагогов, а участие образовательных учреждений в сетевой организации переведѐт учреждение в режим развития, что является на сегодня одним из обязательных требований к работе инновационного образовательного учреждения в рамках КПМО.
При сетевой организации методическая работа осуществляется за счѐт целенаправленного и организованного привлечения образовательных, информационных, методических, инновационных, кадровых, консультационных и других ресурсов.
Сетевая организация методической работы создаѐтся с целью более полного обеспечения информационной поддержки образовательного процесса, научной, инновационной и методической работы во всех учреждениях сетевой организации; повышения эффективности использования методических и других ресурсов; обеспечения равных возможностей пользования этими ресурсами всех субъектов образовательного процесса, методической деятельности, осуществляемой в учреждениях сетевой организации; расширения возможностей для повышения квалификации педагогических кадров в соответствии с потребностями развивающейся системы образования; объединения усилий и возможностей для внедрения в свою деятельность современных технологий.
К методическим задачам сетевой организации относятся: создание благоприятных условий для развития кадров, повышения потенциала образовательных учреждений за счѐт разработки и реализации программ; обеспечение согласованности связей между всеми субъектами сетевого взаимодействия; реализация дифференцированного подхода к работе с учителями в соответствии с их информационными и профессиональными потребностями.
В структуре методической службы образовательных учреждений, работающих в сети,


можно выделить следующие звенья и их основные функции:




команды педагогов на базе школ (КП) занимаются решением

конкретных

задач, направленных на разработку и методическую поддержку

актуальных


11




проблем; координационный совет (КС) координирует деятельность команды педагогов





на базе ОУ, выносит решение о результатах экспериментальной деятельности и рекомендации о распространении полученного опыта.
На базе каждого ОУ складывается рабочая группа из учителей. Количество участников рабочей группы не ограничено. Участие в работе сетевой организации предусматривает разработку методической темы, тем самым создаются условия для повышения квалификации педагога, использование передового опыта.
Функционирование сетевых методических объединений, как коллегиальных органов, направлено на непрерывное повышение квалификации всех категорий педагогических работников, постоянный обмен опытом и информирование о нововведениях в той или иной предметной области, повышение профессиональной мотивации, методической культуры учителей, развитие их творческого потенциала.
Каждое МО работает по своему плану, утверждѐнному на заседании методического совета. В деятельности сетевых методических объединений используются современные методы обучения, включая тренинги, деловые игры, мастер - классы, защита творческих проектов, стендовых уроков и т.д.
Руководителями сетевых МО и учителями-стажистами осуществляется индивидуальная работа в виде консультирования учителей по их запросу. Временные творческие группы педагогов организуются по острой проблеме образования и представляют собой краткосрочное объединение педагогов разных предметов, решающих единую проблему.
В связи с необходимостью постоянного повышения педагогами своей квалификации, личностного роста, в том числе и через систему самообразования, необходимо создать оптимальные условия для учителя. Поэтому сегодня выходит на передний план одна из задач методической службы – помочь учителю сориентироваться в огромном объеме информации, выбрать наиболее эффективные направления работы по самообразованию, определить круг ближайших методических проблем при апробации новых педагогических технологий и УМК, внедрению компетентностного подхода в образование, освоение стандартов нового поколения.
Литература:


  1. Василевская Е.В. Психологическая и методическая службы в школе: проблемы взаимодействия, Школа-2000-№3, с. 23




  1. Рекомендации об организации деятельности муниципальной методической службы в условиях модернизации образования/ Вестник образования России-




2004-№9.




3. Журнал «Методист». 2007 - №7, 10;

2008-№2, 3, 4, 5




  1. Журнал «Управление школой». 2008-№17, 18, 19, 20, 21




  1. Журнал «Народное образование». 2008 - №5, 8




  1. Журнал «Завуч». 2004 - №6, 2006 - №4, 2007 - №1, 2009 - №6, 2010 - №3



Трофимова Т.Ф., МБДОУ № 74


Проблемы методической работы ДОУ, обусловленные особенностями образовательных результатов, и опыт их решения в организации повышения квалификации на уровне ОУ
На дошкольное образовательное учреждение в современных условиях развития нашего общества возлагаются очень ответственные социальные задачи – обучать, воспитывать и готовить к жизни то поколение людей, труд и талант, инициатива и творчество

12




которых будут определять социально – экономический, научно – технический и нравственный прогресс российского общества в новом стиле.
На данном этапе необходимо найти те рычаги, с помощью которых можно преодолеть такие негативные явления, как формализм, пассивность многих педагогов. Главными из этих рычагов являются активизация человеческого фактора в просвещении, развитие творческого потенциала педагогов и педагогических коллективов ДОУ. Современные реалии, объективные потребности совершенствования образования, воспитания и развития дошкольников обусловливают необходимость резкого повышения роли и значения методической работы в детском саду, делают научный анализ и практическое совершенствование этой работы актуальнейшей проблемой, что сказывается и на достижениях и результатах работы педагогов.
Сегодня реальный уровень методической работы в дошкольном учреждении становится одним из важнейших критериев оценки его деятельности.
Современному обществу характерна направленность на гуманистические ценности, в том числе и в системе образования. Вместе с тем возникают противоречия, трудности, связанные с реализацией Концепции развития дошкольного образования, с переходом работы на педагогические программы нового поколения, что особенно актуально в рамках национальной образовательной инициативы «Наша Новая Школа».


  1. связи с этим возрастает потребность в эрудированном, личностно – ориентированном, творческом, конкурентоспособном педагоге дошкольного учреждения, готовом не только к использованию уже приобретенных знаний и умений, но и к самостоятельному проектированию собственной образовательной деятельности в широком диапазоне.


Достижения профессионализма такого уровня предполагает как совершенствование системы подготовки специалистов дошкольного образования, так и активизацию их профессионального самосовершенствования. При этом все более приоритетными направлениями в повышении профессионального уровня педагогов признаются самообразование и самовоспитание.
Перестройка методической работы в дошкольном учреждении неизбежно ставит перед необходимостью дать правильные ответы на вопросы: чему учат педагогов, какой информацией, какими компетентностями и в каком объеме должен овладеть педагог – практик сегодня для повышения своего профессионального мастерства и квалификации. Таким образом, речь идет о важности выбора содержания методической работы в современном ДОУ. Актуальность такого выбора подтверждается и результатами практики методической работы в ДОУ.


  1. нашем детском саду реальные проблемы учебно – воспитательного процесса, проблемы конкретных педагогов и воспитанников и содержание методической работы сосуществует параллельно друг другу.


Содержание, оторванное от насущных проблем, стоящих перед педагогом, неизбежно будет восприниматься им как формальное, непонятно зачем навязанное извне.
Чтобы преодолеть указанные недостатки и поднять содержание методической работы на уровень современных требований, мне, как методисту необходимо было проявить усилия одновременно на двух уровнях.
Во–первых, обеспечить и обновить оптимальность выбора содержания методической работы для ДОУ с учетом наиболее важных проблем и тенденций в развитии профессионального мастерства педагогов и учебно – воспитательного процесса в ДОУ, выработать проект содержания методической работы для современного ДОУ.
Во–вторых, конкретизировать общие положения исходя из реальных, неповторимых условий каждого дошкольного учреждения.
Задачи на втором, дошкольном уровне отбора содержания методической работы нельзя успешно решать, не учитывая общенаучных основ. И в то же время без конкретизации общего содержания применительно к условиям каждого ДОУ, без
акцента на проблемах, актуальных для каждого конкретного педагогического

13




коллектива, даже самое богатое содержание методической работы не вдохновит педагогов на творчество, не будет способствовать совершенствованию учебно – воспитательной работы. Таким образом, содержание методической работы в современном ДОУ должно формироваться на основе различных источников, как общих для всех ДОУ, так и конкретных, индивидуально – неповторимых.
Главная функция (предназначение) методической работы состоит в том, чтобы обеспечить поступательный и постоянный профессионально – личностный рост педагога, чтобы он мог обеспечить каждому ребенку образование высокого качества.

Функции методической работы на уровне педколлектива.





Консолидация, сплочение коллектива. Хорошо организованная методическая работа отвлекает от распрей, переводит негативную энергию в созидательное русло, в творчество, что и обеспечивает сплочение педагогов.





Выработка единого кредо, общих ценностей, традиций и ритуалов. Все это создается в ходе методической работы и является важным фактором консолидации, сплочения педколлектива и фактором, влияющим на качество образовательного процесса в ДОУ.





Анализ, обобщение и распространение прогрессивного опыта, рожденного именно внутри коллектива.





Стимулирование группового педагогического творчества и инициативы педагогов.

Функции методической работы на уровне конкретного педагога.





Обогащение профессиональных знаний.





Развитие мировоззрения, ценностных ориентаций, взглядов и убеждений педагога XXI века как педагога эрудированного типа.





Развитие мотивов творчества в профессиональной деятельности. Развитие устойчивых нравственных качеств личности.
Развитие современного стиля педагогического мышления.(Нацеленность на конечные результаты, демократичность, системность, педагогическая направленность, социальная ориентированность, самостоятельность).





Развитие профессиональных навыков, педагогической техники, исполнительского мастерства.





Формирование умений самопроектирования повышения своей квалификации.
Формы организации методической работы с педагогами в нашем ДОУ: Работа педколлектива над единой методической темой Психолого – педагогические семинары Теоретические и научно – практические конференции Читательские и зрительские конференции Педагогические чтения Методические выставки, бюллетени Стажерство Индивидуальное наставничество




Школа профессионального мастерства Школа передового опыта Педагогические мастерские Школа исследователя Мастер – класс
Деловые игры: ролевого и неролевого характера, рефлексивно – ролевые игры Педагогические советы Творческие отчеты педагогов Методические посиделки Открытые занятия Получение второго образования

Рецензирование проектных и методических материалов. Создание сайта педагога

14





Творческие микрогруппы Временный творческий коллектив (ВТК) Проектные команды Консилиумы Педагогическая студия
Презентации и самопрезентации Методические объединения Самообразование
Формы поощрения потребности педагогов в своем профессиональном росте: денежная премия; публичная похвала в докладе или выступлении на собрании, представительном совещании, конференции; благодарность в приказе; ценный подарок; помещение фотографии на стенд; награждение почетной грамотой главы администрации, губернатора, органа образования; отгул; направления на различные представительные конференции; включение в состав жюри конкурсов, в экспертные советы; привлечение к рецензированию документов, разработок, программ и т.п.; организация персональной выставки творческих работ педагога; предоставление творческого отпуска в каникулярное время; доброжелательный предметный разговор с позитивной оценкой конкретной работы, выражение личной благодарности; похвала, высказанная после посещения занятия («Я вас поздравляю!», «Я вам аплодирую!», «Я за Вас очень рада!», «Я была в восторге!», «Я счастлива, что у меня такой педагог (воспитатель), как Вы», «Я горжусь Вами!».); повышение самостоятельности (расширение полномочий); перевод в режим самоконтроля; предоставление педагогу возможности рассказать о своем личном опыте работы, об организации своего профессионального роста перед коллегами своего ДОУ и других на конференции, в печати; издание брошюры с изложением этого прогрессивного опыта, одобренного каким – то органом (советом, экспертной группой и т.п.), представление к почетному знаку, к почетному званию «Заслуженный работник образования».


  1. каким же результатам мы подошли:




    1. Оформлен фото-стенд «Сердце отдаю детям» с фотографиями педагогов-передовиков, новаторов педагогического мастерства.




    1. Ведение педагогами воспитательно – образовательной работы с детьми в режиме самоконтроля – 10 педагогов (50%).




    1. Включение всех педагогов в ведение проектной деятельности с детьми и родителями.




    1. Повышение категории педагогических работников: имеют высшую категорию – 6 педагогов (30%); первую квалификационную – 9 педагогов (45%).




    1. Поступили в высшее учебное заведение и обучаются 3 педагога.

    2. Имеют правительственные награды и звания – 4 педагога.




    1. Награждены грамотами губернатора Забайкальского края и мэра города Читы – 6 педагогов.




    1. Готовятся на защиту высшей квалификационной категории - 2 педагога.




    1. Внедряют в работу с детьми инновационные методики и технологии все педагоги ДОУ (здоровьесберегающие технологии; природосообразные технологии, направленные на повышение функциональных возможностей центральных и перифирических отделов речевой системы: активизация речевой моторики с помощью аква – и криопроцедур; разные виды гимнастик (дыхательная, гимнастика мозга, гимнастика для глаз, психогимнастика, игротерапия, изотерапия, гидротерапия, песочная и линотерапия, звукотерапия,


стихотерапия, арттерапия и др); пластилинография; использование мнемотаблиц, алгоритмов, модулей, схем; ТРИЗ; тренинги, упражнения на релаксацию).
И как следствием повышения качества профессионального мастерства и компетентности педагогов стали и результаты работы с детьми:

15

Увеличился уровень развития познавательных способностей детей на 23%;

  1. Уровень развития художественно – эстетических качеств детей увеличился на

17%;

  1. Уровень развития физических качеств детей увеличился на 7%;




  1. Уровень развития одаренности детей увеличился на 14%.


Таким образом, можно сделать вывод, что методическая работа в ДОУ – неотъемлемая составляющая единой системы непрерывного образования педагогических кадров, системы повышения их профессиональной квалификации. Методическая работа в настоящее время приобретает все большее значение, так как ее «вклады» в личность и мастерство педагога обеспечивают завтрашний день ДОУ, его прогрессивное развитие. В условиях демократизации и гуманизации современного ДОУ добровольный характер методической работы делает ее одним из наиболее демократических видов деятельности. Нельзя не отметить, что именно педагог является сегодня ключевой фигурой обновления ДОУ, а потому следует думать, как повысить роль его личности.
Совершенствовать методическую работу, поднимать ее на более высокий уровень – только так можно изменить содержание в системе образования и воспитания.

Власова Г.Я., МБДОУ № 74


Профессиональное мастерство как фактор корпоративной культуры коллектива
Сегодня в лексику руководителей прочно входит понятие команда, организованная (корпоративная) культура.
«ҲҲІ век – век совместной профессиональной деятельности, время коллективов, формирующихся для достижения какой-либо цели, в целом, время команд». Так в чем же их привлекательность.
По определению Т.В.Кашаниной, корпорация – это ассоциация, союз лиц, т.е. «соответствующим образом организованный коллектив, воля которого определяется групповыми интересами входящих в его состав индивидов и который организованно и имущественно действует вовне как единое целое от своего собственного имени».
Корпоративная культура – это образ жизни, мышления, действия коллектива, представляющая собой как всепроникающее явление, непосредственно влияющее на жизнь в целом коллектива.
Если можно говорить о том, что организация имеет «душу», то этой «душой» и является корпоративная культура. Воплощающая общечеловеческие и профессиональные ценности, организуя их взаимосвязь и единство. Под человеческими ценностями подразумевается:





мастерство в форме профессионализма; образованность в виде знаний; культура эрудиции; уважение; статус в коллективе; престиж;


деловая и общечеловеческая репутация; справедливость, отзывчивость, доброта и другие нравственные качества.
Корпоративная культура оказывает существенное влияние на мотивацию персонала, текучесть кадров, эффективность деятельности работников. В этом и проявляется ее положительное влияние.
Детский сад – первая корпорация, с которой сталкиваются дети, и от того, какова она, зависит умение устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми, быть

16




толерантными по отношению к другим, а главное – умение работать в команде. То есть сотрудничать. Корпоративная культура индивидуальна для каждого учреждения, включает в себя систему норм, ценностей, правил, уровень нравственности в межперсональных отношениях, модели коммуникации и поведения вплоть до манеры одеваться и говорить. Правильно направленная деятельность детского сада является делом сложным, требующим педагогического мастерства и практического опыта. Для руководителя уже недостаточно простой исполнительности. Все большее значение имеют деловые качества, компетентность, новаторство, инициативность, смелость и готовность брать на себя ответственность, умение ставить задачи перед коллективом и совместно их решать. В работе следует обращать самое пристальное внимание на тот факт, насколько детский сад соответствует требованиям времени с позиции качества образования и образовательных услуг.
Мы должны сформировать корпоративную культуру, воспитать гордость за свой детский сад, научить дорожить рабочим местом, выработать стремление к профессиональному росту. Делать ставку на молодых специалистов. Ведь за ними будущее. Необходимо создать условия для развития творческого потенциала, чтобы чувствовали себя единой командой, работали на один результат, использовать то, что сегодня именуется корпоративной культурой, любовь к своей профессии, детям, творчество.
В управлении коллективом от руководителя требуется знание Закона РФ «Об образовании», Трудового кодекса РФ, Типового положения о ДОУ, Устава ДОУ и других нормативно – правовых документов.
Для выстраивания стратегии воспитательно – образовательного процесса и повышения уровня качества образования, в детском саду разработаны:





Модель управления качеством образования Программа качества образования Программа развития ДОУ Общеобразовательная программа
Программа мониторинга качества воспитательно – образовательного процесса в ДОУ.
Современные тенденции в развитии сада объединены одним важным и значимым критерием – его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов.
Определение функций помогло выбрать нам эффективные формы работы с коллективом и отдельными педагогами, позволяющие максимально активизировать использование имеющихся у педагогов знаний, создать благоприятный климат в коллективе, обеспечить оптимальные условия для обмена опытом. Такими эффективными формами стали:


    1. Педагогический совет по теме: «Профессиональная компетентность педагогов» (проведение в нетрадиционной форме)




    1. Посещение заседаний методических объединений «Педагогического поиска» по темам самообразования и направлениям деятельности педагога




    1. Проведение семинаров–практикумов с использованием интерактивных методов в форме проведения интеллектуально–творческих и интеллектуально – познавательных игр:




  1. «Об общей культуре педагога в шутку и всерьез»




  1. «О русских традициях и обычаях. Путешествие в прошлое России».




  1. Самообразование и самосовершенствование педагога в формах: - Презентация «Мои пути к вершине профессионализма» - Защита проектов «Мой путь в профессии».




  1. Обобщение и распространение передового педагогического опыта:


- Издание методического пособия с изложением прогрессивного опыта, одобренного экспертной и творческой группой педагогов по теме: «Организация проектной

17




деятельности с детьми в дошкольном учреждении» (в сборник вошли проекты сюжетно–ролевых игр, познавательно – исследовательские, разработанные педагогами детского сада).


  1. Проведение «Дня карьеры» по теме «Профессиональная компетентность педагога – залог качества дошкольного образования» (в ходе данного мероприятия были представлены инновационные методы и формы работы с детьми по воспитанию, обучению, дополнительному образованию, музейной педагогике).




  1. Проведение конкурсов: «Педагог года 2010», «Лучший педагог службы сопровождения ДОУ», «Лучший помощник воспитателя ДОУ».


В ходе конкурсов участники показали не только уровень своего профессионального мастерства, но и проявили творческие способности. Победитель конкурса приняла участие в городском, а затем и в краевом конкурсе «Педагог года»(2010 – 2011 г.г.).


  1. Проведение персональных выставок педагогов:




  1. заместитель заведующей по УВР Трофимова Т.Ф. – выставка игр и игрушек по теме «Волшебный крючок»




  1. воспитатель Войлошникова О.А. по теме «Лесовичок».

  2. руководитель изостудии Белимова О.Е. по теме «Пластилинография».




  1. Проведение мастер – классов по ведению инновационной работы с детьми, дополнительному образованию, музейной педагогики.




  1. Участие педагогов в работе творческой, инициативной, экспертной групп.




  1. Разработка методических рекомендаций по темам воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста.




  1. Посещение молодыми специалистами «Школы дошкольных наук».

  2. Создана вокальная группа из состава педагогов ДОУ.


Все мероприятия способствуют не только повышению уровня профессионального мастерства педагогов, но и самореализации, моральному росту, личностному удовлетворению.
Невозможно представить себе воспитательный процесс в отрыве от общения и союза с родителями. Кроме того необходимо учитывать разный социальный статус, этнокультурные особенности семей воспитанников. Статус детского сада во многом зависит от мнения родителей. Важно установить доверительные и доброжелательные отношения, заинтересовать их в необходимости тесного сотрудничества.
Совершенствованию воспитательного процесса, повышению качества образования, привлечению дополнительных ресурсов для обеспечения деятельности детского сада, улучшению условий содержания детей, содействию внедрения инновационных технологий, оказание помощи в проведении спортивных, культурных мероприятий, участию в проведении конкурсов педагогического мастерства оказывает помощь организованный в ДОУ Попечительский совет. Проведены мероприятия:
Защита проектов, разработанных воспитателями и родителями по озеленению и обустройству игровых площадок стационарным оборудованием.
Разбивка цветников, огорода, плодово – ягодного сада. Посадка лесной зоны - шефство управления железной дороги.
Приобретение и изготовление подарков и сувениров ветеранам для «Специализированного Дома ветеранов Войны и труда».
Проведение фестиваля семейного творчества.
Литература:


  1. Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы российского права: Учебник для вузов. 2-е изд., изм. и доп. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА– ИНФРА М.), 2000. – 800 с.

18




  1   2   3   4   5   6   7
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации