Лекции по дисциплине Информационное обеспечение систем управления - файл n1.doc

Лекции по дисциплине Информационное обеспечение систем управления
Скачать все файлы (4918 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc4918kb.03.02.2014 19:53скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21


Московский государственный горный университет

ПРОТАСОВ В.И.

КУРС ЛЕКЦИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ»


Учебное пособие

для студентов направления 220200 «Автоматизация и управление»
Москва

2010

Рецензент



Протасов В.И.

Курс лекций по информационному обеспечению систем управления

Москва, 2010, 172 с.

В учебном пособии даются основы современных информационных систем и технологий, тенденции их развития, рассматриваются процессы преобразования информации. Разъясняются задачи и требования, предъявляемые к базам данных, методы их организации и этапы проектирования, основные модели данных и принципы организации данных в памяти компьютера, языковые средства определения и манипулирования данными.
Для студентов, аспирантов и преподавателей технических вузов по направлению «Автоматизация и управление».
ISBN

ББК
© Протасов В.И., 2010

ПРЕДИСЛОВИЕ

Содержание учебного пособия соответствует Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по направлению подготовки инженеров специальности 651900 «Автоматизация и управление»; в частности, образовательной программе 210100 «Управление и информатика в технических системах» и учебной программе дисциплины «Информационное обеспечение систем управления». Материал учебного пособия соответствует учебным программам дисциплин «Организация баз данных», «Базы данных и банки данных», «Базы данных», «Системы управления базами данных. Базовыми дисциплинами для изучения этого курса являются «Электронно-вычислительные машины, микропроцессорные вычислительные средства, организация вычислительных систем», «Информационные технологии», «Операционные системы, системное программирование», «Алгоритмические языки и технологии программирования».

В результате изучения данного курса студенты получат необходимые сведения об информационных системах, информационном обеспечении, базах данных, системах управления базами данных, основных этапах проектирования информационных систем, жизненном цикле информационных систем, изучат ER- модель, сетевую реляционную, иерархическую модели данных. Изучат языки определения и манипулирования данными, будут имеет представление о физической организации данных, методах доступа к данным, о перспективах развития информационных систем, получат начальные знания об языке SQL.

Основная цель данного учебного пособия – введение в технологии и методы, применяемые в современных БД и СУБД, изучение проблем, возникающие при использовании иерархических, сетевых и реляционных моделей данных. В данном издании представлен проверенный временем учебный материал, отобранный из лучшей литературы. В пособии рассматривается устройство и функционирование информационных систем, построенных на современных БД и СУБД. Рассмотрены вопросы проектирования эффективных баз данных.Материал в учебном пособии разбит по лекциям, состоящим в свою очередь из небольших разделов. Изучение материала полезно проводить последовательно, поскольку материал лекций выстроен таким образом, что пропуск какой-либо части может привести к разрыву в понимании дальнейшего материала. Курс лекций состоит из вводной лекции, в которой рассматриваются информационные системы в историческом развитии и 16 лекций, охватывающих весь курс изучаемого предмета. В приложении тезаурус, взятый из [2]. Автор надеется, что после изучения данного курса читатель может с пониманием дела пользоваться существующими базами данных и при необходимости самому участвовать в проектировании современных баз данных и систем управления ими в различных областях техники.

ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ. Информационные системы.

Использование информационных систем становится повсеместным, и концепция баз данных является в настоящее время наиболее значимой в информационных технологиях. Вы можете быть пользователем (потенциальным пользователем) базы данных; человеком, который хочет (или должен) освоить принципы организации современных информационных систем в рамках учебной программы; или человеком, которому поручено спроектировать и реализовать проект базы данных в какой-либо предметной области. Без основательного изучения организации баз данных в наше время невозможно быть не только квалифицированным программистом, но даже грамотным пользователем информационных систем [2].

Повсеместное применение средств вычислительной техники связано и с информационным взрывом [1, 15, 20, 21], сущность которого состоит в лавинообразном росте количества информации, которое должно воспринимать и перерабатывать человечество (экспоненциальный закон роста количества информации). Это касается всех сфер человеческой деятельности. Информация, данные все чаще рассматриваются как стратегические национальные ресурсы, которые должны быть организованы так, чтобы ценность их была максимальной.

Революционный рост объемов перерабатываемой информации и накопленный опыт использования электронно-вычислительной техники в различных областях привели в 60-70-х годах XX века к необходимости пересмотреть такую традиционную область обработки информации, как управление данными. Новый подход к обработке информации нашел наиболее яркое отражение в концепции баз данных [24]. Автоматизированные информационные системы на основе баз данных позволили обеспечить устранение излишней избыточности хранимых данных, предоставили возможности многоаспектного поиска во взаимосвязанной совокупности именованных данных. Теперь круг решаемых в информационной системе задач не ограничивается кругом задач, сформулированных при разработке, если она основана на технологии баз данных.

С начала развития вычислительной техники образовались два основных направления ее использования [4, 8, 13]. Первое направление – применение вычислительной техники для выполнения численных расчетов, которые слишком долго или вообще невозможно производить вручную. Становление этого направления способствовало интенсификации методов численного решения сложных математических задач, развитию класса языков программирования, ориентированных на удобную запись численных алгоритмов, становлению обратной связи с разработчиками новых архитектур вычислительных машин.

Второе направление – это использование средств вычислительной техники в автоматических или автоматизированных информационных системах [24]. В самом широком смысле информационная система представляет собой программный комплекс, предназначенный для надежного хранения информации, выполнения специфических для данного приложения преобразований информации и вычислений, предоставлении пользователям удобного и легко осваиваемого (дружелюбного) интерфейса. Обычно объемы информации, с которыми приходится иметь дело таким системам, достаточно велики, а сама информация имеет достаточно сложную структуру. Классическими примерами информационных систем в гражданской сфере являются банковские системы, системы резервирования авиационных или железнодорожных билетов, мест в гостиницах и т.д.

Второе направление объективно возникло позже первого. Это связано с тем, что на заре вычислительной техники компьютеры обладали ограниченными возможностями в отношении объемов памяти. Очевидно, что указанное ограничение не очень существенно для численных расчетов. Даже если программа должна обработать большой объем информации, при программировании можно продумать расположение этой информации во внешней памяти, чтобы программа работала как можно быстрее, а алгоритм был выполнен [2].

Понятие и назначение информационной системы

Под системой понимают любой объект, который одновременно рассматривается и как единое целое, и как объединенная в интересах достижения поставленных целей совокуп­ность разнородных, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов. Системы значительно отличаются между собой как по соста­ву, так и по главным целям.

1. Элемент системы — часть системы, имеющая определенное функциональное назначение. Сложные элементы систем, в свою очередь состоящие из более простых взаимосвязанных элементов, часто называют подсистемами.

2. Организация системы — внутренняя упорядоченность, согласованность вза­имодействия элементов системы, проявляющаяся, в частности, в ограничении разнообразия состояний элементов в рамках системы.

3. Структура системы — состав, порядок и принципы взаимодействия элементов системы, определяющие основные свойства системы. Если отдельные элементы системы разнесены по разным уровням и внутренние связи между элементами организованы только от вышестоящих к нижестоящим уровням и наоборот, то говорят об иерархической структуре системы. Чисто иерархические структуры встречаются практически редко, поэтому, несколько рас­ ширяя это понятие, под иерархической структурой обычно понимают и такие структуры, где среди прочих связей иерархические связи имеют главенствующее значение.

4.  Архитектура системы — совокупность свойств системы, существенных для пользователя.

5.   Целостность системы — принципиальная несводимость свойств системы к сумме свойств отдельных ее элементов (эмерджентность свойств) и, в то же время, зависимость свойств каждого элемента от его места и функции внутри системы.

Информационная система(ИС) — организационно упорядочен­ная совокупность документов (массивов документов) и ин­формационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих ин­формационные процессы

ИС – взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения и, обработки и выдачи инф. в интересах достижения поставленной цели.

История развития информационных систем

Первые информационные системы появились в 50-х гг. В эти годы они были предназначены для обработки счетов и расчета зарплаты, а реализовывались на электромеханических бухгалтерских счетных машинах. Это приводило к некоторому сокращению затрат и времени на подготовку бумажных документов. Такие системы называются системами обработки транзакций. К транзакциям относят следующие операции: выписка счетов, накладных, составление платежных ведомостей и другие операции бухгалтерского учета.

В 60-е гг. средства вычислительной техники получили дальнейшее развитие: появляются операционные системы, дисковая технология, значительно улучшаются языки программирования. Появляются системы управленческих отчетов (СУО), ориентированные на менеджеров, принимающих решения.

В 70-е гг. информационные системы продолжают активно развиваться. В это время появляются первые микропроцессоры, интерактивные дисплейные устройства, технология баз данных и дружественное по отношению к пользователю программное обеспечение (средства, позволяющие работать с программой, не изучая ее описания). Эти достижения создали условия для появления систем поддержки принятия решений (СППР). В отличие от систем управленческих отчетов, которые предоставляют информацию по заранее установленным формам отчетности, СППР предоставляют ее по мере возникновения необходимости.

Существуют 3 стадии принятия решения: информационная, проектная и стадия выбора. На информационной стадии исследуется среда, определяются события и условия, требующие принятия решений. На проектной стадии разрабатываются и оцениваются возможные направления деятельности (альтернативы). На стадии выбора обосновывают и отбирают определенную альтернативу, организуя слежение за ее реализацией. Важнейшей целью СППР является обеспечение технологией формирования информации, а также технологическая поддержка принятия решения в целом.

В 70-80-х гг. в офисах начали применять разнообразные компьютерные и телекоммуникационные технологии, которые расширили область применения информационных систем. К таким технологиям относятся: текстовая обработка, настольное издательство, электронная почта и др. Интеграцию этих технологий в одном офисе называют офисной информационной системой. ИС начинают широко использоваться в качестве средства управленческого контроля, поддерживающего и ускоряющего процесс принятия решений.

1980-е гг. характеризуются еще и тем, что информационные технологии начали претендовать на новую роль в организации: компании открыли для себя, что информационные системы являются стратегическим оружием. Информационные системы этого периода, предоставляя вовремя нужную информацию, помогают организации достичь успеха в своей деятельности, создавать новые товары и услуги, находить новые рынки сбыта, обеспечивать себе достойных партнеров, организовывать выпуск продукции по низкой цене и многое другое.

Процессы в информационной системе

Процессы, обеспечивающие работу информационной системы любого назначения, условно можно представить в виде схемы (рис. 1), состоящей из блоков:

• ввод информации из внешних или внутренних источников;

• обработка входной информации и представление ее в удобном виде;

• вывод информации для представления потребителям или передачи в другую систему;

• обратная связь — это информация, переработанная людьми данной организации для коррекции входной информации.



Рис. 1. Процессы, циркулирующие в ИС.
Основные задачи, решаемые ИС. Примеры ИС


Основное отличие задач анализа от задач синтеза заключается в том, что если в задачах анализа множество решений может быть перечислено и включено в систему, то в задачах синтеза множество решений потенциально не ограничено и строится из решений компонент или подпроблем. Задачами анализа являются: интерпретация данных, диагностика, поддержка принятия решения; к задачам синтеза относятся проектирование, планирование, управление. Комбинированные задачи: обучение, мониторинг, прогнозирование.

Таблица 1

Примеры систем

Система

Элементы системы

Главная цель системы

Предприятия
Компьютер


Телекоммуникационная

система


Информацион­ная система

Люди, оборудование, материалы, здания и др.
Электронные и электромеханические

Элементы, линии связи и др.
Компьютеры, модемы, кабели, сетевое программное обеспечение и др.
Компьютеры, компьютерные сети, люди, информационное и программное обеспечение

Производство то­варов
Обработка данных


Передача инфор­мации

Производство

про­фессиональной информации

Таблица 2

Основные этапы развития ИС

Период времени

Концепция использования информации

Вид информационных систем

Цель использования

1950-1960

1960-1970


1970-1980


1980- 2010



Бумажный поток расчетных документов


Основная помощь в подго­товке отчетов


Управленческий контроль реализации (продаж)
Информация - стратегичес­кий ресурс, обеспечиваю­щий конкурентное преиму­щество

Информационные системы обработки расчетных доку­ментов на электромехани­ческих бухгалтерских маши­нах
Управленческие информа­ционные системы для про­изводственной информации
Системы поддержки приня­тия решений Системы для высшего звена управления
Стратегические информаци­онные системы Автоматизированные офисы



Повышение скорости обра­ботки документов Упрощение процедуры об­работки счетов и расчета зарплаты


Ускорение процесса подго­товки отчетности


Выработка наиболее рацио­нального решения


Выживание и процветание фирмы




1 этап. Первые информационные системы появились в 50-х гг. В эти годы они были предназначены для обработки счетов и расчета зарплаты, а реализовывались на электромеханических бухгалтерских счетных машинах. Это приводило к некоторому сокращению затрат и времени на подготовку бумажных документов.

2 этап. 60-е гг. знаменуются изменением отношения к информационным системам. Информация, полученная из них, стала применяться для периодической отчетности по многим параметрам. Для этого организациям требовалось компьютерное оборудование широкого назначения, способное обслуживать множество функций, а не только обрабатывать счета и считать зарплату, как было ранее.

3 этап. В 70-х - начале 80-х гг. информационные системы начинают широко использоваться в качестве средства управленческого контроля, поддерживающего и ускоряющего процесс принятия решений.

4 этап. К концу 80-х гг. концепция использования информационных систем вновь изменяется. Они становятся стратегическим источником информации и используются на всех уровнях организации любого профиля. Информационные системы этого периода, предоставляя вовремя нужную информацию, помогают организации достичь успеха в своей деятельности, создавать новые товары и услуги, находить новые рынки сбыта, обеспечивать себе достойных партнеров, организовывать выпуск продукции по низкой цене и многое другое.

Место информационных систем в профессиональной деятельности

Среди персонала, имеющего отношение к информационным системам, выделяют такие категории, как конечные пользователи, программисты, системные аналитики, администраторы баз данных и др.

Программистом традиционно называют человека, который составляет программы. Человека, использующего результат работы компьютерной программы, называют конечным пользователем. Системный аналитик - это человек, оценивающий потребности пользователей в применении компьютера, а также проектирующий информационные системы, которые соответствуют этим потребностям.

В сфере экономического менеджмента с информационными системами работают две категории специалистов: управляющие конечные пользователи и специалисты по обработке данных. Конечный пользователь - это тот, кто использует информационную систему или информацию, которую она выпускает. Специалисты по обработке данных профессионально анализируют, проектируют и разрабатывают систему.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации