Концепция бухгалтерской отчетности - файл n1.doc

Концепция бухгалтерской отчетности
Скачать все файлы (151 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc151kb.03.02.2014 19:04скачать

n1.doc

  1   2   3


Содержание


Введение 2

Основные положения «Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу» 10

Сопоставление принципов бухгалтерской отчетности в российских и международных стандартах 14

Заключение 23

Список использованной литературы 24



Введение


С начала 90-х годов ХХ века в России происходят значительные преобразования, направленные на построение в нашей стране рыночной экономики со всеми присущими ей элементами. Эти преобразования сопровождаются обязательной в таких случаях переменой трактовки бухгалтерского учета и отчетности.

Особенность изменений, происшедших в области бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации за последние годы, по моему мнению, связаны с реализацией Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО). Содержанием проводимых реформ является повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, и обеспечение гарантированного доступа к ней заинтересованных пользователей.

Основной задачей бухгалтерского учета и отчетности является обеспечение заинтересованных пользователей объективной информацией о финансовом положении и финансовых результатах деятельности организаций. В бухгалтерской отчетности должны раскрываться информация о лицах, событиях после отчетной даты, условных фактах хозяйственной деятельности, прекращаемой деятельности, обесценение финансовых и других активов, отчетность по сегментам и др.; используется способ оценки активов и обязательств, ориентированные на условия рыночной экономики. Изменения этой области позволили приблизить практику российского учета и отчетности к международным требованиям. Вместе с тем в этом направлении необходимо решить целый ряд важных задач, которые определены в «Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу», одобренной приказом Минфина России от 01.07.2004 № 180. (1)

Здесь определена цель развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу (2004-2010 гг.). Это создание приемлемых условий и предпосылок последовательного и успешного выполнения системой бухгалтерского учета и отчетности присущих ей функций в экономике Российской Федерации.

(1) Гетьман В.Г. Новое звено в системе международных стандартов финансовой отчетности/ В.Г. Гетьман. // Международный бухгалтерский учет. - 2004. - N9 – С. 6

Этапы реформирования бухгалтерского учета и отчетности в России

Составляющим элементом единого экономического информационного пространства являются данные, предоставляемые системой бухгалтерского учета и отчетности. Требованием для совершенствования учетной информации является расширение ее границ в экономическом и едином информационном пространстве. Подобное становится возможным благодаря созданию более совершенных средств информационного обеспечения, росту значения информации в любых сферах человеческой деятельности, в том числе хозяйственной, увеличению скорости распространения теоретических и практических знаний в области информационных технологий, увеличению инвестиций в развитие информационного обеспечения всех сфер деятельности, в том числе экономической.
Концепция особенности изменения информационного пространства, формируемого учетной системой в российской практике, состоит в повышении качества получаемой информации и обеспечении гарантированного доступа к ней всех заинтересованных пользователей. (2)

В первые годы реформирования бухгалтерского учета и отчетности была принята Государственная программа перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики от 14.01.1992, разработанная в соответствии с распоряжением Председателя Верховного Совета РФ. (3)

В программе предусматривались мероприятия по переходу на международную учетную практику в целях вхождения в рыночную экономику, приватизации государственной собственности, использования международного опыта в образовавшихся хозяйствующих субъектах различных организационно-правовых форм: государственных, муниципальных, индивидуальных (семейных) частных, полных товариществах, товариществах с ограниченной ответственностью (акционерных обществах закрытого типа), акционерных обществах открытого типа, арендных предприятиях, филиалах, представительствах и др.
(2) Зонова А.В. Принципиальный подход к реформе российской системы бухгалтерского учета/ А.В. Зонова. //Международный бухгалтерский учет. - 2004. - N9 – С 23-26

(3) Там же.– С 23-26
Все эти формы предприятий как самостоятельных хозяйствующих субъектов были определен Гражданским кодексом Российской Федерации Части 1 от 30.11.1994 N 51-ФЗ принят ГД ФС РФ 21.10.1994 действующая редакция,

.


Одним из основных направлений работы во исполнение Государственной программы стали создание и внедрение в практику нового плана счетов бухгалтерского учета, который позволяет:

* давать обобщающую характеристику наличия и движения основных и оборотных средств, материальных активов, долгосрочных вложений, фондов и резервов предприятия;
* собирать в обобщенном виде информацию о затратах, связанных с осуществлением уставной деятельности и социально-бытовым обслуживанием работников;
* отражать наличие и движение денежных средств в национальной и иностранной валютах, находящихся на расчетных, валютных и других счетах в банках на территории страны и за рубежом, ценных бумагах;
* обобщать информацию о формировании и использовании финансовых результатов предприятия и состоянии средств, полученных извне на финансирование хозяйственной деятельности: кредитов банков, иных средств финансирования целевых мероприятий и др.
План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина СССР от 01.11.1991 N 56 и введенные в действие с 01.01.1992 письмом Министерства экономики и финансов РСФСР от 19.12.1991 N 18-05, были разработаны при участии группы экспертов Министерства экономики и финансов СССР и Центра ООН по транснациональным компаниям. Практически одновременно с планом счетов приказом Минфина России от 20.03.1992 N 10 было утверждено Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации . Эти документы сыграли значительную роль на этапе постепенного перехода российского бухгалтерского учета и отчетности на принципы и методы, используемые в передовой мировой учетной практике.
С 2001 - действует новый План счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утверждённый Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 года №94н

В них регламентирован учет на предприятиях, обособленных в имущественном и организационном отношениях по отношению к собственникам. Таким образом, уже в начале 90-х гг. на раннем этапе перехода к рыночным отношениям были провозглашены принципы имущественной обособленности, непрерывности деятельности, непротиворечивости, которые применяются в передовой зарубежной учетной практике.
На первых этапах развития российской системы бухгалтерского учета в условиях рынка в качестве ориентира использовалась система US GAAP, которая применяется в США. Однако более глубокие исследования теоретических характеристик и практики применения американских учетных стандартов показали, что специфические условия системы US GAAP не вписываются в специфику российской учетной практики, основанную на жесткой регламентации учетных норм. Американская учетная система опирается на слабо систематизированную, постоянно изменяющуюся обстановку принципов и правил бухгалтерского учета и финансовой отчетности, относительно права, в большинстве своем отражающих специфику бизнеса США.
В работе по реформированию системы учета и отчетности был исследован опыт стран континентальной Европы, в особенности Франции и Германии. Поскольку они, как и Россия, опирались на правовую хозяйственную систему, был сделан выбор в отношении Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО).

С 1993 г. бухгалтерский баланс, а с 1996 г. все остальные формы бухгалтерской отчетности, как и в мировой учетной практике, стали составляться в товарной оценке. Важным шагом в области реформирования бухгалтерского учета и отчетности в России было принятие первого Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика предприятия" ПБУ 1/94, утвержденного приказом Минфина России от 28.07.1994 N 100. (4) Разработано в соответствии с Государственной программой перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики (1992 г.). В ПБУ 1/94 "Учетная политика предприятия" определена необходимость применения в российской учетной практике таких
(4) О учетной политике предприятия: Приказ Министерство финансов РФ от 28.07.1994 № 100.// Российские вести. 1994.-08.09.- №169

принципов бухгалтерского учета, характерных для развитых зарубежных стран, как последовательность применения учетной политики, полнота отражения в учете всех фактов хозяйственной деятельности, осмотрительность, приоритет содержания перед формой, непротиворечивость данных бухгалтерского учета, рациональность его ведения.
С принятием Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" общее методологическое руководство бухгалтерским учетом было возложено на Правительство РФ, а органы, которым предоставлено право регулирования бухгалтерским учетом, стали утверждать:
- планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению;
- положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и предоставления бухгалтерской отчетности;
- другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета.
Документом, имеющим существенное значение для реформирования учетной системы, явилась Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России, которая была одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров России 29.12.1997. (5) В ней указано, что новая экономическая среда, связанная с изменением общественных отношений, определяет необходимость трансформации принципов бухгалтерского учета и основы построения системы бухгалтерского учета, базируется на последних достижениях науки и практики, ориентируется на модель рыночной экономики, опыт стран с развитыми производственными отношениями, отвечает международно-признанным стандартам финансовой отчетности. Концепция выражает мнение специалистов в области учета и отчетности по вопросам:

- основной цели бухгалтерского учета - формировать информацию для внешних и внутренних пользователей; в отношении информации для внешних пользователей - формировать информацию, полезную широкому кругу заинтересованных пользователей при принятии решения (инвесторам,
(5)Патров В.В. Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу/ В.В. Патров. //Эпиграф 2005 - 20.08.- №32 С 19

работникам организаций, их представителям, заимодавцам, поставщикам и подрядчикам, органам власти, общественности);

- основ организации бухгалтерского учета, характеризующихся реализацией допущений имущественной обособленности организации, непрерывности ее деятельности, последовательности применения учетной политики, временной определенности фактов хозяйственной деятельности;

- содержания информации, формируемой в бухгалтерском учете, о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности, изменениях в финансовом положении и представляемой в виде бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств, соответствующих дополнительных данных;

- требований к информации в бухгалтерском учете: полезности, обеспечиваемой ее уместностью и надежностью;

- состава информации бухгалтерского учета для заинтересованных пользователей, определяемого элементами учетной информации: имущества, кредиторской задолженности, капитала, доходов и расходов в отчете о прибылях и убытках, а также определения этих понятий;

- критериев признания имущества, кредиторской задолженности, доходов и расходов;
- оценки имущества, кредиторской задолженности, доходов и расходов исходя из суммы, по которой признается объект учета в бухгалтерской отчетности, являющейся фактической (первоначальной) стоимостью (себестоимостью), текущей (восстановительной) стоимостью (себестоимостью), текущей рыночной стоимостью (стоимостью реализации), дисконтированной стоимостью - величиной будущих денежных поступлений или их эквивалентов, за которую предположительно должен быть приобретен объект в ходе обычной хозяйственной деятельности.

Таким образом, разработанная концепция фактически содержала теоретические основы учета, опирающиеся на передовой международный опыт, и явилась документом, определившим задачи по реорганизации российской системы бухгалтерского учета на длительный период.

Постановлением Правительства РФ от 06.03.1998 N 283 была утверждена


Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. (6)

Исходя из содержания программы в данный период необходима трансформация бухгалтерского учета в направлении соответствия современной системе общественных отношений и гражданско-правовой среды.

В процессе реформирования учета в соответствии с программой был создан новый аппарат, отражающий мировые тенденции и условия рыночной экономики, выделены новые объекты бухгалтерского учета и созданы методики формирования информации о них. В процессе реформирования была выявлена целесообразность составления бухгалтерской отчетности отдельных юридических лиц и консолидированной отчетности групп организаций согласно МСФО.
В соответствии с программой реформирования бухгалтерского учета был создан Институт профессиональных бухгалтеров России (ИПБ России), представляющий некоммерческое партнерство, учрежденное высшими учебными, научными и общественными организациями, который объединил аттестованных профессиональных бухгалтеров и аудиторов, представляющих руководителей и ведущих специалистов бухгалтерских служб организаций, аудиторских и консалтинговых организаций, профессорско-преподавательский состав в области бухгалтерского учета, экономического анализа, аудита высших учебных заведений, специалистов финансового менеджмента.

Институт профессиональных бухгалтеров России как общественная профессиональная организация в 2001 г. принят в Международную федерацию бухгалтеров, а в Наблюдательном комитете Комитета по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО) сформировано представительство России.
Во исполнение программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МСФО в области становления бухгалтерской профессии, адекватной требованиям рыночной экономики, роста степени участия профессиональных организаций в регулировании вопросов бухгалтерского учета в 2003 г. был создан Фонд "Национальная организация по стандартам финансового учета и отчетности" (НСФО), который представляет негосударственную
(6) О программе реформирования бухгалтерского учета: Постановление Правительство РФ от 06.03.1998 №283 .// Собрание законодательства РФ 1998.-16.03.- № 11, С 1290,
организацию, объединяющую представителей профессий, имеющих отношение к составлению, аудиту и использованию данных финансовой отчетности, а также представителей регулирующих органов.

Цель НСФО - содействие внедрению в практику экономической деятельности России признанных и широко применяемых в мире стандартов финансового учета и отчетности, в частности МСФО. Основными направлениями деятельности этого фонда являются: разработка предложений по изменению законодательства РФ для уменьшения непроизводительной нагрузки на организации и устранения препятствий внедрению МСФО; информационная поддержка применения международных стандартов российскими организациями; участие в разработке МСФО через взаимодействие с Комитетом по МСФО; содействие образованию аудиторов и бухгалтеров в области с МСФО.

В 2005г. Национальная организация по стандартам финансового учета и отчетности предложила к обсуждению проект федерального закона "О регулировании бухгалтерского учета и финансовой отчетности". (7)

В 2004 г. по решению Правительства РФ была разработана Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, одобренная приказом Минфина России от 01.07.2004. Она принята на период 2004-2010 гг., связана с наличием в настоящее время благоприятных условий для дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности, а также с тем, что в обществе созрело понимание необходимости повышения темпов перехода к использованию МСФО.

(7) Балашова М.Б.Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу./ М.Б. Балашова. //Международный бухгалтерский учет. - 2004. 12.09 - С 67-70

  1   2   3
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации