Шилова Е.А., Замотаева С.А. Как работать с заикающимися дошкольниками. Календарный план и конспекты занятий в логопедической группе детского сада - файл n1.doc

Шилова Е.А., Замотаева С.А. Как работать с заикающимися дошкольниками. Календарный план и конспекты занятий в логопедической группе детского сада
Скачать все файлы (648 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc648kb.17.02.2014 01:06скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8

ББК 74.3 Ш59

Шилова Е.А., Замотаева С.А.

Ш 5 9 Как работать с заикающимися дошкольниками. Календар-ный план и конспекты занятий в логопедической группе дет­ского сада. — М.: Изд-во «Гном и Д»,2004 — 128 с.

18ВМ 5-296-00414-0

В книге представлена система коррекционно-развива-ющей работы с заикающимися дошкольниками, позволя­ющая сформировать у детей навык плавной речи в течение первого года обучения. Предлагаемый методический мате­риал соответствует современным требованиям к организа­ции и содержанию процесса обучения и воспитания в лого­педических группах для детей с заиканием. Практический материал, представленный в пособии, отражает реализацию основных этапов методики С.А. Мироновой по преодолению заикания у дошкольников.

Структура данного пособия позволяет практическим ра­ботникам гибко использовать предлагаемые методические разработки как при решении задач конкретного занятия, так и при работе с заикающимися детьми разных возраст­ных групп.

Рецензенты: к.п.н., доцент каф. логопедии и медицинских основ дефектологии МГПИ им. М.Е. Евсевьева Федосеева Е.Г., логопед детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи Видякина Н.В.

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4

ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО НОРМАЛИЗАЦИИ

РЕЧИ ЗАИКАЮЩИХСЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 7

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

ДЛЯ ЗАИКАЮЩИХСЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 12

I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь) 12

II период (декабрь, январь, февраль) 42

  1. период (март, апрель) 74

  2. период (май, июнь) 99

Литература 125


18ВЫ 5-296-00414-0

© Е.А. Шилова, С.А. Замотаева 2004 © Оформление «Издательство «Гном иД», 2004

ВВЕДЕНИЕ

Наиболее социально значимая функция речи - коммуни­кативная. При заикании — одном из распространенных и вместе с тем сложных дефектов речи - эта функция нару­шается. Возникший дефект не только изменяет деятель­ность ребенка по отношению к окружающему миру, но и вы­зывает разрыв, смещение тех систем, которые определяют общественное поведение человека.

В общей проблеме заикания особое место занимает дош­кольный возраст (от 2 до 5 лет), на который приходится пре­обладающее число случаев возникновения дефекта. Причем в большей степени заикание проявляется в период овладе­ния фразовой обобщенной речью. В возрасте 2-5 лет ребе­нок переходит от ситуативной речи к контекстной и наряду с интенсивным усвоением средств языка ему приходится осу­ществлять выбор стратегии речи. Возрастные особенности нервных процессов ребенка усиливаются типологическими чертами, а иногда отклонениями от нормы, что является бла­гоприятной почвой для возникновения заикания.

Работа по устранению заикания у детей бывает наиболее эффективной, если начата сразу, как только возникает де­фект.

Помощь заикающимся детям оказывается в условиях ло­гопедического пункта при детских поликлиниках, в лого­педических группах для заикающихся детей при массовых детских садах, а также в специальных дошкольных учреж­дениях - детских садах для детей с нарушениями речи.

В специальных детских учреждениях заикающиеся дети обучаются в отдельных группах, при этом учитывается их возраст. Цель специального обучения в таких группах - ус­транение заикания и сопутствующих нарушений речи.

Организация процесса коррекционно-логопедической ра­боты с заикающимися детьми в дошкольных учреждениях обеспечивает их общественно-социальное воспитание, по­ложительно воздействует на становление личности ребен­ка, учитывая его возрастные и индивидуальные психофи­зиологические особенности.

Подходы к устранению заикания и существующие мето­ды логопедической работы с заикающимися детьми различ­ны. Достаточно распространенный метод преодоления заи­кания — упражнение детей в сопряженной, отраженной, воп­росно-ответной формах речи, пересказе, рассказе и спонтан­ной эмоциональной речи. Подобный метод работы всесто­ронне освещен в исследованиях Н.А.Власовой (1959), Г.А.­Волковой (1983, 1985), В.И.Селиверстова (1978, 1994) и ус­пешно используется в коррекционном процессе.

Наряду с этим подходом в логопедической работе с заи­кающимися дошкольниками активно применяется методи­ка, разработанная под руководством профессора Р.Е.Леви­ной. Исследования, проведенные Р.Е. Левиной и ее учени­ками, показали, что заикание у детей значительно ослабе­вает в условиях конкретной, наглядной ситуации. Это зна­чительно облегчает формулирование мысли, называние производимых действий, ребенок может наряду со словом воспользоваться местоимением ("эта", "этот", "такое" и др.) или жестом, указывающим на тот или другой предмет. Та­кую речь в психологии принято называть ситуационной или ситуативной. В отличие от этого обобщенная речь, связан­ная с событиями прошедшими, иногда очень давними, с предметами, которые ребенок не может наблюдать непос­редственно в момент речи, с будущими его действиями, с самостоятельными рассуждениями и выводами, более труд­на. Такую речь принято называть контекстной. Сложность этой речи заключается в том, что ребенку приходится стро­ить свое сообщение без конкретного показа, опираясь лишь на языковые средства. Основная линия развития речи ре­бенка заключается в постепенном переходе от ситуативной речи, носящей в большинстве случаев диалогический харак­тер, к развернутым, связным высказываниям, т.е. к речи контекстной.

Стратегия развития свободной от заикания речи с наибо­лее элементарной, доступной заикающимся формы (ситуа­тивной), с постепенным подведением детей к умению пользо­ваться контекстной формой речи лежит в основе логопеди­ческих методик Н.А.Чевелевой (1965, 2001) и С.А.Мироно-

вой (1975,1991). В методике, предлагаемой Н.А.Чевелевой, реализуется принцип последовательного усложнения рече­вых упражнений в процессе ручной деятельности ребенка.

С.А.Миронова разработала систему преодоления заика­ния у дошкольников в процессе прохождения в целом про­граммы средней, старшей и подготовительной групп детс­кого сада. Коррекционное воздействие на заикающихся де­тей, по мнению автора, должно осуществляться на заняти­ях по разделам (ознакомление с окружающей жизнью и при­родой, развитие речи, овладение элементарными матема­тическими представлениями, изобразительная деятель­ность и конструирование), составляющих основу обучения. На каждом занятии логопед и воспитатель должны решать две задачи: программную и коррекционную.

Программными (образовательными) задачами, как и в массовом детском саду, предусмотрено расширение и углуб­ление знаний детей об окружающей жизни и природе, раз­витие элементарных математических представлений, а так­же обучение навыкам изображения простых и более слож­ных предметов и передачи сюжетов на занятиях рисования, лепки, аппликации, конструирования. Коррекционными задачами предусмотрено формирование навыка общего и речевого поведения детей, умения пользоваться самостоя­тельной речью без заикания.

Методика работы С.А.Мироновой легла в основу про­граммы для специальных дошкольных учреждений "Обу­чение и воспитание заикающихся дошкольников", рекомен­дованной Управлением по дошкольному воспитанию Мини­стерства просвещения РФ и нашла широкое применение в специальных дошкольных учреждениях. Многие логопеды, строя свою работу с заикающимися дошкольниками разных возрастных групп, пользуются теоретическими положени­ями данной программы.

Методические рекомендации С.А. Мироновой были уч­тены и нами при подготовке данной книги.

ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПО НОРМАЛИЗАЦИИ РЕЧИ ЗАИКАЮЩИХСЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

В среднюю группу для заикающихся при общеобразова­тельных и специальных дошкольных учреждениях прини­маются дети в возрасте 4-4,5 лет.

В соответствии с программой "Обучение и воспитание заикающихся дошкольников" (С.А. Миронова, 1983) нор­мализация речи детей осуществляется в процессе четырех периодов работы.

В первый период дошкольников учат пользоваться про­стейшей самостоятельной ситуативной речью: внима­тельно слушать образцы речи логопеда и воспитателей и точно выполнять словесные задания; отвечать на конкрет­ные вопросы логопеда одним словом (словосочетанием — в конце периода обучения) при наличии наглядного материа­ла. На занятиях, связанных с разными видами продуктив­ной деятельности (рисование, лепка, аппликация, констру­ирование), дети, пользуясь накопленными речевыми моде­лями, отвечают на вопросы логопеда в момент объяснения задания, а также в процессе подготовки, раздачи материа­ла, подведения итога работы.

На протяжении всего этого периода придается большое значение ограничению речи детей. Для этого используются индивидуальные спокойные игры в первой и второй поло-пине дня. Ограничение речи («режим молчания») обязате­лен для всех детей. Далее ограничение речи применяется по отношению к отдельным детям (с тяжелой степенью заика­ния). С целью предупреждения рецидивов заикания в фев­рале-марте «режим молчания» вводится на две-три неде­ли. В этот период по мере необходимости невропатолог на­значает лечебные мероприятия.

Во второй период дошкольников упражняют в самосто­ятельной ситуативной речи. Заикающиеся внимательно слушают ответы товарищей и более сложные речевые моде­ли логопеда: развернутую фразу, варианты фраз, короткий

рассказ. Детей учат отвечать без заикания на вопросы лого­педа словосочетаниями, короткими фразами при наблюде­нии за живыми объектами, рассматривании предметных и сюжетных картинок, предметов и игрушек.

В третий период заикающиеся овладевают развернутой ситуативной речью. Они учатся отвечать на вопросы лого­педа распространенными предложениями; составлять рас­сказы по предметной и сюжетной картинке, о выполненной работе; пересказывать по вопросам логопеда содержание ко­роткого рассказа или знакомой сказки.

В четвертый период дошкольники упражняются в дос­тупной контекстной речи. Они отвечают на вопросы лого­педа распространенными предложениями, составляют рас­сказы по картинке, описывают предмет и пересказывают короткие рассказы по вопросам. Дошкольники составляют короткий рассказ о проделанной или предстоящей деятель­ности по вопросам, как с опорой, так и без опоры на нагляд­ность, по представлению. Дети учатся продолжать рассказ, начатый товарищем, задавать конкретные вопросы к име­ющемуся наглядному материалу.

В каждый последующий период заикающиеся дошколь­ники не только осваивают новый уровень самостоятельной речи, но и закрепляют речевые умения и навыки, предыду­щего периода обучения.

Выделенные коррекционные задачи каждого периода ре­шаются одновременно с общеобразовательными в процессе проведения системы занятий логопеда (фронтальных, под-групповых, индивидуальных), воспитателя, музыкального руководителя (табл. 1). Количество и продолжительность занятий должны соответствовать Закону Российской Феде­рации "Об образовании", где установлен "максимальный объем учебной нагрузки обучающихся" (ст. 7, п.1.). В сред­ней группе в первой половине дня максимально допустимое количество учебных занятий не должно превышать двух. Продолжительность занятий - не более 10-15 минут. В се­редине занятия необходимо проводить физкультминутку. Перерыв между занятиями не менее 10 минут. В середине учебного года (январь) организуются недельные каникулы.

8

Таблица 1

Перечень и количество недельных занятий в средней

группе

Занятия

Количество занятий

логопеда

воспи­тателя

муз. рукр-водителя

1 . Развитие речи и ознакомле­ние с окружающей жизнью и

2

-

.

природой 2. Развитие элементарных ма-

.

1

-

математических представле-










нии 3. Рисование 4. Лепка / конструирование 5. Аппликация 6. Музыкально-ритмические

1 1 1

1 1 1

2

занятия 7. Физкультурные занятия

-

2

-

Успешное преодоление заикания возможно при условии преемственности в работе всего педагогического коллекти­ва дошкольного учреждения и единства требований, предъявляемых к детям. Занятия воспитателя строятся с учетом очередной, намеченной к прохождению темы. Вос­питатель проводит свои занятия либо перед логопедически­ми (I, II период), либо после них (III, IV период).

На основании предварительной подготовки, проведенной воспитателем, логопед на своих занятиях формирует общее и речевое поведение детей, умение говорить без заикания, а также закрепляет знания, умения и навыки, полученные детьми на занятиях воспитателя; музыкально-ритмические занятия проводятся утром как перед логопедическими, так и после них (табл. 2).

9

Таблица 2 Примерная сетка недельных занятий в средней группе

День недели

Первая половина дня

Вторая половина дня

Педагог

ПН

1 . Развитие речи 2. Музыка

3. Лепка

логопед муз.руков. воспитатель

ВТ

1 . Лепка 2. Физкультурное занятие

3. Аппликация

логопед воспитатель

воспитатель

СР

1. Математика 2. Рисование

3. Аппликация

воспитатель воспитатель логопед

чт

1 . Рисование 2. Музыка




логопед муз.руков.

пт

1 . Развитие речи

2. Физкультур­ное занятие

логопед воспитатель

Реализация задач специального обучения заикающих­ся детей средней группы осуществляется с учетом их воз­растных особенностей. В связи с этим, в средней группе, большее значение приобретает прослушивание речевых моделей, которые доступны детям в данный момент или ближайшее время. Для этой цели следует использовать констатирующую речь: в момент выполнения какой-либо деятельности логопед комментирует действия детей, не пропуская ни одного ребенка. Упражнения детей в само­стоятельной речи происходят в начале и в конце занятия. В середине занятия, во время разных видов деятельности, они учатся вслушиваться в речь логопеда, понимать содер­жание высказывания, соотнося его с объектом речи, а так­же сравнивать свою работу с работой товарищей, ориен­тируясь на комментарий логопеда.

Заикающимся детям средней группы свойственно исполь­зовать краткие ответы, поэтому они достаточно длительное время должны отвечать однословно.

Заикающиеся дети средней группы не могут заниматься одновременно двумя видами деятельности: слушать речь взрослых и рисовать, лепить и т.д., что связанно с объемом, распределением и переключением их внимания. В связи с этим необходимо больше времени отводить организованно­му разговору в другие моменты занятия: при объяснении задания и после выполнения работы. Следует активно уп­ражнять детей в ответах на вопросы, когда деятельность за­кончена, используя в качестве наглядной опоры выполнен­ные работы.

У заикающихся детей средней группы отмечается возра­стная несформированность речи - нарушения в произноше­нии звуков. Многие испытывают трудности в овладении зву­ками, обусловленные возрастными психологическими осо­бенностями: дети еще не осознают необходимости устране­ния неправильного произношения, с трудом выполняют подготовительные упражнения. Поэтому работу по форми­рованию правильного звукопроизношения целесообразно II роводить не в начале учебного года, а несколько позже (при­мерно со II периода) и не со всеми детьми, а лишь с теми, кто способен осознано относиться к этому виду деятельности. Постепенно в течение года в работу включаются и осталь­ные дети.


10

11

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ДЛЯ ЗАИКАЮЩИХСЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)

В I период коррекционной работы, в процессе прохожде­ния программного материала по методике С.А. Мироновой, логопед и воспитатель формируют у дошкольников следую­щие умения:

На занятиях воспитателя по согласованию с логопедом некоторых детей ограничивают в самостоятельной речи.

Процесс обучения и воспитания в I период распределя­ется следующим образом:

Сентябрь:

׀-׀׀ недели - обследование детей; заполнение речевых карт.

׀׀׀-׀V недели - режим ограничения речи детей. Проведе­ние дидактических игр по обучению шепотной речи.

Октябрь:

׀-׀׀ недели - проведение логопедических занятий по теме "Овощи";

׀׀׀-׀У недели - проведение логопедических занятий по

12

теме "Фрукты". Ноябрь:

I неделя - проведение логопедических занятий по теме
"Осень";

II неделя — проведение логопедических занятий по теме
"Грибы";

  1. неделя - проведение логопедических занятий по теме
    "Деревья";

  2. неделя - проведение логопедических занятий по теме
    "Транспорт".

Всего I период включает 8 недель обучения, 5 занятий в неделю, т.е. 40 занятий.

На каждом занятии логопедом и воспитателем реали­зуются конкретные коррекционно-развивающие задачи (табл. 3).

Таблица 3

Примерные темы логопедических занятий и основные задачи коррекционно-развивающей работы в I период

Не-



Тема

Основные задачи коррекционно-

де-

заня-

занятия

развивающей речи

ля

тия







1

2

3

4

Сентябрь

I




Обследование речи детей. Заполнение речевых карт.

II




Режим ограничения речи детей. Проведение

III




дидактических игр по обучению шепотной речи.

ГУ







Октябрь

I

1

"Овощи"

1 . Расширить и уточнить знания детей об







(развитие

овощах, их признаках, вкусовых







речи)

качествах. Познакомить детей с










обобщающим понятием "овощи".










2. Формировать умение вслушиваться в










речь окружающих, внимательно слушать

13

"Овощи

на тарел

ке"

(лепка).

"Овощи

на боль­шом подносе" (аппли­кация)

"Репка"

(рисова­ние)

образцы речи логопеда, точно выполнять

словесные задачи типа: Положи.... Отнеси... и

т.д.

3. Учить отвечать без заикания одним словом

на конкретные вопросы логопеда,

относящиеся к названию предмета и к его

признакам.

  1. Учить детей лепить несложные предметы
    круглой и овальной формы: морковь, репу,
    свеклу.

  2. Учить соотносить форму овощей с
    геометрическими фигурами: кругом, овалом,
    треугольником.

  3. Закрепить в речи название овощей, их
    признаков, вкусовых качеств.

  4. Учить слушать логопеда в процессе лепки,
    выполнять словесные инструкции типа:
    Принеси..., Передай....

  5. Учить отвечать без заикания одним словом
    на конкретные вопросы логопеда при наличии
    наглядной опоры во время объяснения
    задания и по окончанию работы.




  1. Учить наклеивать изображения моркови,
    репы, свеклы на лист бумаги.

  2. Закрепить в речи названия овощей.

  3. Учить запоминать и точно выполнять
    задания по месторасположению предметов на
    бумаге.

  4. Учить слушать логопеда в процессе лепки.

  5. Отвечать на вопросы логопеда одним
    словом в момент подготовки и раздачи
    материала, объяснения задания, при
    подведении итога работы.




  1. Учить передавать в рисунке форму репки.

  2. Закреплять в речи названия овощей.

  3. Запоминать и точно выполнять задания по
    месту расположения предмета на листе
    бумаги.



1

2

3

4










4. Отвечать на вопросы логопеда одним словом в момент подготовки и раздачи материала, объяснения задания, подведения итога работы.

5

"Овощи"

(разви­тие речи)

1 . Закрепить названия уже известных овощей и познакомить с названиями новых: огурец, помидор. 2. Упражнять детей в простейшей самостоятельной ситуативной речи. 3. Учить отвечать на конкретные вопросы логопеда одним словом при наличии наглядного материала: Что это? Какой предмет по форме? Какой предмет по величине? Какой предмет по цвету?

II

6

"Овощи"

(развитие речи)

1 . Уточнить и расширить знания детей об овощах. 2. Учить вслушиваться в речь окружающих. 3. Учить отвечать на конкретные вопросы логопеда одним словом при наличии наглядного материала.

7

"Овощи"

(лепка).

1 . Учить передавать в лепке форму овощей: огурца, помидора. 2. Учить соотносить форму овощей с гео­метрическими фигурами: кругом, овалом. 3. Продолжать формировать у детей умение вслушиваться в речь окружающих. 4. Учить слушать логопеда в процессе лепки, выполнять словесные инструкции типа: Принеси .... Передай ... . 5 . Учить отвечать без заикания одним словом на конкретные вопросы логопеда при наличии наглядной опоры во время объяснения задания и по окончанию работы.

8

"Овощи"

(аппли­кация).

1. Учить составлять аппликацию из готовых форм: изображений огурца, помидора. 2. Продолжать закреплять названия овощей, их признаков, вкусовых качеств. 3. Учить вслушиваться в речь окружающих. 4. Запоминать и точно выполнять задания по


14

15



1

2

3

4










месторасположению предметов на бумаге. 5. Отвечать на вопросы логопеда одним словом в момент подготовки и раздачи материала, объяснения задания, при подведении итога работы.

9

"Овощи"

(рисова­ние)

1 . Учить рисовать овощи несложной формы: огурец, помидор. 2. Продолжать закреплять названия овощей, их признаков, вкусовых качеств. 3. Учить вслушиваться в речь окружающих. 4. Запоминать и точно выполнять задания по месторасположению предметов на бумаге . 5. Отвечать на вопросы логопеда одним сло­вом в момент подготовки и раздачи материа­ла, объяснения задания, подведении итога работы.

10

"Овощи"

(разви­тие речи)

1 . Закрепить обобщающее понятие "овощи". 2. Закрепить в речи названия овощей. 3. Упражнять детей в простейшей самостоятельности ситуативной речи. 4. Учить отвечать на конкретные вопросы логопеда одним словом при наличии наглядного материала: Что это? Какой предмет по форме? Какой предмет по цвету* Какой предмет по величине?

III

11

"Фрукты"

(разви­тие речи)

1 . Расширить и уточнить знания детей о фрук­тах, их признаках, вкусовых качествах. 2. Познакомить с названиями фруктов: яблоко, груша, слива. 3. Учить детей правильно употреблять в речи винительный падеж единственного числа существительных: грушу, сливу. 4. Продолжать учить вслушиваться в речь окружающих . 5 . Отвечать без заикания на вопросы логопеда одним словом при наличии наглядной опоры.

12

"Яблоки в корзине'

(лепка)

1 . Учить передавать в лепке форму яблока. 2. Закрепить в речи детей названия фруктов, их признаков, вкусовых качеств.




1

2

3

4




13 14




3. Продолжать формировать у детей умение вслушиваться в речь окружающих. 4. Учить слушать логопеда в процессе лепки, выполнять словесные инструкции типа: Принеси ..., Передай ... . 5. Учить отвечать без заикания одним словом на конкретные вопросы логопеда при наличии наглядной опоры во время объяснения задания и по окончании работы.

"Мои люби­мые фрукты"

(аппли­кация)

1 . Учить составлять аппликацию из готовых форм: изображений груши, яблока. 2. Учить соотносить геометрические формы с формой фруктов (овал, круг). 3. Учить ориентироваться на листе бумаги и отражать в речи пространственные характеристики . 4. Запоминать и точно выполнять задания по месторасположению предметов на листе бумаги. 5. Слушать логопеда в процессе лепки. 6. Отвечать на вопросы логопеда одним словом в момент подготовки и раздачи материала, объяснения задания, при подведении итога работы.

"Фрукты

(рисова­ние с натуры)

1. Учить рисовать с натуры фрукты несложной формы, например яблоко. 2. Учить соотносить геометрические формы с формой фруктов (овал, круг). 3. Учить ориентироваться на листе бумаги и отражать в речи пространственные характеристики . 4. Учить вслушиваться в речь окружающих. 5. Запоминать и точно выполнять задания по месторасположению изображения на листе бумаги. 6. Отвечать на вопросы логопеда одним словом в момент подготовки и раздачи материала, объяснения задания, при подведении итога работы.


16

17

(I!


  1. "Фрукто­вый сад"

    (разви­тие речи)


    15


    любимые фрукты"

    (рисова­ние)


    (развитие речи)


    20 | "Фрукты-овощи"

    (развитие речи)

    «Фрукты» (лепка)

    "Осень"

    (развитие речи)

    21


    "Осеннее дерево"

    (констру­ирова­ние)

    18 |"Яблоне-вый сад'

    (аппли­кация)
    Уточнить названия ранее изученных фрук­
    тов и познакомить с названиями новых фрук­
    тов, их признаками, вкусовыми качествами.

  2. Дифференцировать понятия "овощи-фрукты",

  3. Уточнить понимание словосочетаний:
    фруктовые деревья, овощная грядка.




  1. Уточнить понимание слов-действий
    предмета: кладет, прячет, убирает, моет,
    чистит,режет.

  2. Отвечать без заикания на вопросы логопеда
    одним словом при наличии наглядной опоры.

~|"1" ±

  1. Уточнить названия ранее изученных фрук­
    тов и познакомить с названиями новых фрук­
    тов, их признаками, вкусовыми качествами.

  2. Учить вслушиваться в речь окружающих,

3. Отвечать без заикания на вопросы
логопеда одним словом при наличии
наглядной опоры.

  1. Учить передавать в лепке форму фруктов
    (по выбору).

  2. Закрепить словарь глаголов и прилага­
    тельных, связанных с процессом лепки.

  3. Учить понимать словосочетания с
    прямым дополнением: Я разминаю что?
    Пластилин.




  1. Учить слушать логопеда в процессе лепки.

  2. Учить отвечать на вопросы логопеда одним
    словом в момент подготовки и раздачи
    материала, объяснения задания, при
    подведении итога работы.




  1. Учить составлять аппликацию из готовых
    форм (приклеивать изображения яблок к
    готовому изображению дерева).

  2. Учить ориентироваться на листе бумаги и
    отражать в речи пространственные
    характеристики.

3. Учить отвечать на вопросы логопеда
одним словом: Что висит на яблоне?
Яблоко; Яблоко, какое? Красное.

4. Учить отвечать на вопросы логопеда одним словом в момент объяснения задания, в процессе подготовки материала, при подведении итога работы.

1. Учить рисовать фрукты несложной формы:

слива, вишня.

2. Учить детей правильно употреблять в речи
родительный падеж единственного числа
существительных: Есть слива на подносе?

Нет сливы.

3. Учить отвечать на вопросы логопеда одним
словом в момент объяснения задания, в
процессе подготовки материала, при
подведении итога работы.

1. Закрепить словарь по темам "Фрукты"

"Овощи".

2. Учить отвечать без заикания на вопросы
логопеда одним словом при наличии
наглядной опоры.

Ноябрь

  1. Расширить и уточнить знания детей об
    осени. Познакомить с признаками осени.

  2. Ввести в словарь понятия: осень, дождь,
    пасмурно, сыро, холодно.

3. Учить отвечать на вопросы логопеда одним
словом, характеризуя признаки осени:
хмурое (небо); низкие (облака); идет
(дождь); идет (листопад); созрели (плоды);
собрали (урожай).

1. Учить детей конструировать из картона

дерево.

2. Учить слушать и выполнять более сложные
инструкции типа: Сначала возьми два листая- ка,
а потом еще один листочек и отнеси Сайге.

3. Учить правильно использовать в речи
падежные конструкции творительного
падежа единственного и множественного


1

2

3

4




1

2

3

4










числа: Чем режу бумагу? -Ножницами; Чем намазываю край листочка? - Клеем. 4. Учить отвечать на вопросы логопеда одним словом в момент объяснения задания, а также в процессе подготовки и раздачи материала, при подведении итога работы.













2. Познакомить детей с названиями грибов (подосиновик, подберезовик, лисичка, мухомор), их строением. 3. Дать понятие о съедобных и ядовитых грибах. 4. Учить вслушиваться в речь окружающих. 5. Учить отвечать одним словом на вопросы логопеда, при наличии наглядной опоры.

23

"Праздник осеннего урожая"

(аппли­кация)

1 . Учить выполнять аппликацию из готовых форм. 2. Запоминать и точно выполнять задания по месторасположению аппликации на листе бумаги. 3. Точно характеризовать форму, цвет, величину составляющих частей аппликации. 4. Отвечать на вопросы логопеда одним словом в момент объяснения задания, в процессе подготовки и раздачи материала, при подведении итога работы.

27

"Белый гриб"

(лепка)

1. Учить передавать в лепке изображение гриба. 2. Закрепить в словаре детей названия грибов, их частей и основных признаков. 3. Учить употреблять в речи слова-антонимы: высокая низкая, маленькая — большая, толстая — тонкая, твердая — мягкая и т. д. 4. Учить отвечать на вопросы логопеда словосочетанием и нераспространенной фразой на этапе объяснения материала, в процессе подготовки и раздачи материала, при подведении итога работы (Пластилин белый, раскатываю столбик, разминаю шарик. Гриб стоит. ).

24

"Осенний сад»

(рисова­ние)

1 . Учить детей передавать в рисунке изображение осенних деревьев. 2. Запоминать и точно выполнять задания по месторасположению рисунка на листе бумаги. 3. Отвечать на вопросы логопеда одним словом в момент объяснения практического задания, а также в процессе подготовки и раздачи материала, при подведении итога работы.

28

"Грибы"

(аппли­кация)

1 . Учить составлять коллективную аппли­кацию (приклеивать готовые изображения грибов на лист с изображением корзины). 2. Запоминать и точно выполнять задания по месторасположению предметов на листе бумаги. 3 . Отвечать на вопросы логопеда словосочета­ниями и нераспространенными фразами на этапе объяснения материала, в процессе подготовки и раздачи материала, при подведении итога работы (Гриб белый, намазываю клеем, прикладываю к листу.).

25

"Золотая осень"

(разви­тие речи)

1 . Закрепить словарь по теме "Осень". 2. Закрепить в речи падежные конструкции родительного падежа единственного и множественного числа. 3. Учить отвечать на вопросы логопеда одним словом, характеризуя признаки осени.

29

"Лукошко с гриба­ми" (ри­сование)

1. Учить детей передавать в рисунке предметы несложной формы: грибы, лукошко.

II

26

"Грибы"

(развитие речи)

1 . Расширить и уточнить знания детей о грибах.

20

21

1

2

3

4










2. Учить запоминать и точно выполнять задания по месторасположению изображения на листе бумаги. 3. Отвечать на вопросы логопеда словосочетаниями и нераспространенными фразами в процессе объяснения материала, подготовки и раздачи материала, при подведении итога работы (Что я сейчас делаю? - Рисуете гриб; Гриб, какой? - Гриб большой; гриб желтый и т.д.).

30

"Грибы"

(развитие речи)

1 . Закрепить словарь по теме "Грибы". 2 . Учить правильно употреблять в речи предлоги в, на, за. 3. Учить отвечать на вопросы логопеда словосочетаниями (съедобные грибы, вкусные грибы, жареные грибы), нераспространенными фразами (грибы собирают, грибы варят) при наличии наглядной опоры.

III

31

"Деревья"

(развитие речи)

1 . Расширить и уточнить знания детей о деревьях. 2. Познакомить детей с названиями деревьев, их признаками. 3. Закрепить свободное пользование ранее изученными формами речи (одним словом). 4. Учить отвечать на вопросы логопеда словосочетаниями (осеннее дерево) и нераспространенными фразами (дерево растет) при наличии наглядной опоры.

32

"Ель"

(конструи­рование)

1 . Учить конструировать из бумаги изображение ели. 2. Закрепить в речи названия частей дерева. 3. Учить использовать в речи слова-антонимы: длинный - короткий, высокий -низкий, большой - маленький. 4. Учить отвечать на вопросы логопеда словосочетаниями и нераспространенными фразами в момент объяснения практического

IV

33

34

35

36

"Осеннее дерево"

(аппли­кации)

"Ветка дерева"

(рисова­ние)

"Деревья1

(развитие речи)

"Транс­порт"

(развитие речи)

задания, в процессе подготовки и раздачи материала, при подведении итога работы.

  1. Учить составлять аппликацию из готовых
    форм.

  2. Закрепить в речи названия частей дерева.

  3. Закрепить умение использовать в речи
    слова-антонимы.

  4. Учить отвечать на вопросы логопеда
    словосочетаниями и нераспространенными
    фразами в момент объяснения
    практического задания, в процессе
    подготовки и раздачи материала, при
    подведении итога работы.




  1. Учить рисовать красками ветку дерева.

  2. Закрепить словарь по теме "Деревья".

  3. Учить отвечать на вопросы логопеда
    словосочетаниями (рябиновая ветка) и
    нераспространенными фразами (ветка
    стоит) в момент объяснения задания, в
    процессе подготовки и раздачи материала,
    при подведении итога работы.




  1. Закрепить словарь по теме "Деревья".

  2. Познакомить детей с названиями плодов
    деревьев: желуди, шишки.

  3. Учить отвечать на вопросы логопеда
    словосочетаниями (осеннее дерево) и
    нераспространенными фразами (дерево
    растет) при наличии наглядной опоры.




  1. Расширить и уточнить знания детей о
    транспорте.

  2. Дать представления о грузовом и
    пассажирском транспорте.

  3. Учить правильно употреблять в речи
    предлоги под, над.

  4. Учить отвечать на вопросы логопеда
    словосочетанием и нераспространенной
    фразой при наличии наглядной опоры.

  1   2   3   4   5   6   7   8
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации