Шилова Е.А., Замотаева С.А. Как работать с заикающимися дошкольниками. Календарный план и конспекты занятий в логопедической группе детского сада - файл n1.doc
Шилова Е.А., Замотаева С.А. Как работать с заикающимися дошкольниками. Календарный план и конспекты занятий в логопедической группе детского садаДоступные файлы (1):
n1.doc
ББК 74.3 Ш59
Шилова Е.А., Замотаева С.А.
Ш 5 9 Как работать с заикающимися дошкольниками. Календар-ный план и конспекты занятий в логопедической группе детского сада. — М.: Изд-во «Гном и Д»,2004 — 128 с.
18ВМ 5-296-00414-0
В книге представлена система коррекционно-развива-ющей работы с заикающимися дошкольниками, позволяющая сформировать у детей навык плавной речи в течение первого года обучения. Предлагаемый методический материал соответствует современным требованиям к организации и содержанию процесса обучения и воспитания в логопедических группах для детей с заиканием. Практический материал, представленный в пособии, отражает реализацию основных этапов методики С.А. Мироновой по преодолению заикания у дошкольников.
Структура данного пособия позволяет практическим работникам гибко использовать предлагаемые методические разработки как при решении задач конкретного занятия, так и при работе с заикающимися детьми разных возрастных групп.
Рецензенты: к.п.н., доцент каф. логопедии и медицинских основ дефектологии МГПИ им. М.Е. Евсевьева Федосеева Е.Г., логопед детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи Видякина Н.В.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО НОРМАЛИЗАЦИИ
РЕЧИ ЗАИКАЮЩИХСЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 7
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
ДЛЯ ЗАИКАЮЩИХСЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 12
I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь) 12
II период (декабрь, январь, февраль) 42
период (март, апрель) 74
период (май, июнь) 99
Литература 125
18ВЫ 5-296-00414-0
© Е.А. Шилова, С.А. Замотаева 2004 © Оформление «Издательство «Гном иД», 2004
ВВЕДЕНИЕ
Наиболее социально значимая функция речи - коммуникативная. При заикании — одном из распространенных и вместе с тем сложных дефектов речи - эта функция нарушается. Возникший дефект не только изменяет деятельность ребенка по отношению к окружающему миру, но и вызывает разрыв, смещение тех систем, которые определяют общественное поведение человека.
В общей проблеме заикания особое место занимает дошкольный возраст (от 2 до 5 лет), на который приходится преобладающее число случаев возникновения дефекта. Причем в большей степени заикание проявляется в период овладения фразовой обобщенной речью. В возрасте 2-5 лет ребенок переходит от ситуативной речи к контекстной и наряду с интенсивным усвоением средств языка ему приходится осуществлять выбор стратегии речи. Возрастные особенности нервных процессов ребенка усиливаются типологическими чертами, а иногда отклонениями от нормы, что является благоприятной почвой для возникновения заикания.
Работа по устранению заикания у детей бывает наиболее эффективной, если начата сразу, как только возникает дефект.
Помощь заикающимся детям оказывается в условиях логопедического пункта при детских поликлиниках, в логопедических группах для заикающихся детей при массовых детских садах, а также в специальных дошкольных учреждениях - детских садах для детей с нарушениями речи.
В специальных детских учреждениях заикающиеся дети обучаются в отдельных группах, при этом учитывается их возраст. Цель специального обучения в таких группах - устранение заикания и сопутствующих нарушений речи.
Организация процесса коррекционно-логопедической работы с заикающимися детьми в дошкольных учреждениях обеспечивает их общественно-социальное воспитание, положительно воздействует на становление личности ребенка, учитывая его возрастные и индивидуальные психофизиологические особенности.
Подходы к устранению заикания и существующие методы логопедической работы с заикающимися детьми различны. Достаточно распространенный метод преодоления заикания — упражнение детей в сопряженной, отраженной, вопросно-ответной формах речи, пересказе, рассказе и спонтанной эмоциональной речи. Подобный метод работы всесторонне освещен в исследованиях Н.А.Власовой (1959), Г.А.Волковой (1983, 1985), В.И.Селиверстова (1978, 1994) и успешно используется в коррекционном процессе.
Наряду с этим подходом в логопедической работе с заикающимися дошкольниками активно применяется методика, разработанная под руководством профессора Р.Е.Левиной. Исследования, проведенные Р.Е. Левиной и ее учениками, показали, что заикание у детей значительно ослабевает в условиях конкретной, наглядной ситуации. Это значительно облегчает формулирование мысли, называние производимых действий, ребенок может наряду со словом воспользоваться местоимением ("эта", "этот", "такое" и др.) или жестом, указывающим на тот или другой предмет. Такую речь в психологии принято называть ситуационной или ситуативной. В отличие от этого обобщенная речь, связанная с событиями прошедшими, иногда очень давними, с предметами, которые ребенок не может наблюдать непосредственно в момент речи, с будущими его действиями, с самостоятельными рассуждениями и выводами, более трудна. Такую речь принято называть контекстной. Сложность этой речи заключается в том, что ребенку приходится строить свое сообщение без конкретного показа, опираясь лишь на языковые средства. Основная линия развития речи ребенка заключается в постепенном переходе от ситуативной речи, носящей в большинстве случаев диалогический характер, к развернутым, связным высказываниям, т.е. к речи контекстной.
Стратегия развития свободной от заикания речи с наиболее элементарной, доступной заикающимся формы (ситуативной), с постепенным подведением детей к умению пользоваться контекстной формой речи лежит в основе логопедических методик Н.А.Чевелевой (1965, 2001) и С.А.Мироно-
вой (1975,1991). В методике, предлагаемой Н.А.Чевелевой, реализуется принцип последовательного усложнения речевых упражнений в процессе ручной деятельности ребенка.
С.А.Миронова разработала систему преодоления заикания у дошкольников в процессе прохождения в целом программы средней, старшей и подготовительной групп детского сада. Коррекционное воздействие на заикающихся детей, по мнению автора, должно осуществляться на занятиях по разделам (ознакомление с окружающей жизнью и природой, развитие речи, овладение элементарными математическими представлениями, изобразительная деятельность и конструирование), составляющих основу обучения. На каждом занятии логопед и воспитатель должны решать две задачи: программную и коррекционную.
Программными (образовательными) задачами, как и в массовом детском саду, предусмотрено расширение и углубление знаний детей об окружающей жизни и природе, развитие элементарных математических представлений, а также обучение навыкам изображения простых и более сложных предметов и передачи сюжетов на занятиях рисования, лепки, аппликации, конструирования. Коррекционными задачами предусмотрено формирование навыка общего и речевого поведения детей, умения пользоваться самостоятельной речью без заикания.
Методика работы С.А.Мироновой легла в основу программы для специальных дошкольных учреждений "Обучение и воспитание заикающихся дошкольников", рекомендованной Управлением по дошкольному воспитанию Министерства просвещения РФ и нашла широкое применение в специальных дошкольных учреждениях. Многие логопеды, строя свою работу с заикающимися дошкольниками разных возрастных групп, пользуются теоретическими положениями данной программы.
Методические рекомендации С.А. Мироновой были учтены и нами при подготовке данной книги.
ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО НОРМАЛИЗАЦИИ РЕЧИ ЗАИКАЮЩИХСЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В среднюю группу для заикающихся при общеобразовательных и специальных дошкольных учреждениях принимаются дети в возрасте 4-4,5 лет.
В соответствии с программой "Обучение и воспитание заикающихся дошкольников" (С.А. Миронова, 1983) нормализация речи детей осуществляется в процессе четырех периодов работы.
В первый период дошкольников учат пользоваться
простейшей самостоятельной ситуативной речью: внимательно слушать образцы речи логопеда и воспитателей и точно выполнять словесные задания; отвечать на конкретные вопросы логопеда одним словом (словосочетанием — в конце периода обучения) при наличии наглядного материала. На занятиях, связанных с разными видами продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование), дети, пользуясь накопленными речевыми моделями, отвечают на вопросы логопеда в момент объяснения задания, а также в процессе подготовки, раздачи материала, подведения итога работы.
На протяжении всего этого периода придается большое значение ограничению речи детей. Для этого используются индивидуальные спокойные игры в первой и второй поло-пине дня. Ограничение речи («режим молчания») обязателен для всех детей. Далее ограничение речи применяется по отношению к отдельным детям (с тяжелой степенью заикания). С целью предупреждения рецидивов заикания в феврале-марте «режим молчания» вводится на две-три недели. В этот период по мере необходимости невропатолог назначает лечебные мероприятия.
Во второй период дошкольников упражняют в
самостоятельной ситуативной речи. Заикающиеся внимательно слушают ответы товарищей и более сложные речевые модели логопеда: развернутую фразу, варианты фраз, короткий
рассказ. Детей учат отвечать без заикания на вопросы логопеда словосочетаниями, короткими фразами при наблюдении за живыми объектами, рассматривании предметных и сюжетных картинок, предметов и игрушек.
В третий период заикающиеся овладевают
развернутой ситуативной речью. Они учатся отвечать на вопросы логопеда распространенными предложениями; составлять рассказы по предметной и сюжетной картинке, о выполненной работе; пересказывать по вопросам логопеда содержание короткого рассказа или знакомой сказки.
В четвертый период дошкольники упражняются в
доступной контекстной речи. Они отвечают на вопросы логопеда распространенными предложениями, составляют рассказы по картинке, описывают предмет и пересказывают короткие рассказы по вопросам. Дошкольники составляют короткий рассказ о проделанной или предстоящей деятельности по вопросам, как с опорой, так и без опоры на наглядность, по представлению. Дети учатся продолжать рассказ, начатый товарищем, задавать конкретные вопросы к имеющемуся наглядному материалу.
В каждый последующий период заикающиеся дошкольники не только осваивают новый уровень самостоятельной речи, но и закрепляют речевые умения и навыки, предыдущего периода обучения.
Выделенные коррекционные задачи каждого периода решаются одновременно с общеобразовательными в процессе проведения системы занятий логопеда (фронтальных, под-групповых, индивидуальных), воспитателя, музыкального руководителя (табл. 1). Количество и продолжительность занятий должны соответствовать Закону Российской Федерации "Об образовании", где установлен "максимальный объем учебной нагрузки обучающихся" (ст. 7, п.1.). В средней группе в первой половине дня максимально допустимое количество учебных занятий не должно превышать двух. Продолжительность занятий - не более 10-15 минут. В середине занятия необходимо проводить физкультминутку. Перерыв между занятиями не менее 10 минут. В середине учебного года (январь) организуются недельные каникулы.
8
Таблица 1
Перечень и количество недельных занятий в средней
группе
Занятия | Количество занятий |
логопеда | воспитателя | муз. рукр-водителя |
1 . Развитие речи и ознакомление с окружающей жизнью и | 2 | - | . |
природой 2. Развитие элементарных ма- | . | 1 | - |
математических представле- |
|
|
|
нии 3. Рисование 4. Лепка / конструирование 5. Аппликация 6. Музыкально-ритмические | 1 1 1 | 1 1 1 | 2 |
занятия 7. Физкультурные занятия | - | 2 | - |
Успешное преодоление заикания возможно при условии преемственности в работе всего педагогического коллектива дошкольного учреждения и единства требований, предъявляемых к детям. Занятия воспитателя строятся с учетом очередной, намеченной к прохождению темы. Воспитатель проводит свои занятия либо перед логопедическими (I, II период), либо после них (III, IV период).
На основании предварительной подготовки, проведенной воспитателем, логопед на своих занятиях формирует общее и речевое поведение детей, умение говорить без заикания, а также закрепляет знания, умения и навыки, полученные детьми на занятиях воспитателя; музыкально-ритмические занятия проводятся утром как перед логопедическими, так и после них (табл. 2).
9
Таблица 2 Примерная сетка недельных занятий в средней группе
День недели | Первая половина дня | Вторая половина дня | Педагог |
ПН | 1 . Развитие речи 2. Музыка | 3. Лепка | логопед муз.руков. воспитатель |
ВТ | 1 . Лепка 2. Физкультурное занятие | 3. Аппликация | логопед воспитатель воспитатель |
СР | 1. Математика 2. Рисование | 3. Аппликация | воспитатель воспитатель логопед |
чт | 1 . Рисование 2. Музыка |
| логопед муз.руков. |
пт | 1 . Развитие речи | 2. Физкультурное занятие | логопед воспитатель |
Реализация задач специального обучения заикающихся детей средней группы осуществляется с учетом их возрастных особенностей. В связи с этим, в средней группе, большее значение приобретает прослушивание речевых моделей, которые доступны детям в данный момент или ближайшее время. Для этой цели следует использовать констатирующую речь: в момент выполнения какой-либо деятельности логопед комментирует действия детей, не пропуская ни одного ребенка. Упражнения детей в самостоятельной речи происходят в начале и в конце занятия. В середине занятия, во время разных видов деятельности, они учатся вслушиваться в речь логопеда, понимать содержание высказывания, соотнося его с объектом речи, а также сравнивать свою работу с работой товарищей, ориентируясь на комментарий логопеда.
Заикающимся детям средней группы свойственно использовать краткие ответы, поэтому они достаточно длительное время должны отвечать однословно.
Заикающиеся дети средней группы не могут заниматься одновременно двумя видами деятельности: слушать речь взрослых и рисовать, лепить и т.д., что связанно с объемом, распределением и переключением их внимания. В связи с этим необходимо больше времени отводить организованному разговору в другие моменты занятия: при объяснении задания и после выполнения работы. Следует активно упражнять детей в ответах на вопросы, когда деятельность закончена, используя в качестве наглядной опоры выполненные работы.
У заикающихся детей средней группы отмечается возрастная несформированность речи - нарушения в произношении звуков. Многие испытывают трудности в овладении звуками, обусловленные возрастными психологическими особенностями: дети еще не осознают необходимости устранения неправильного произношения, с трудом выполняют подготовительные упражнения. Поэтому работу по формированию правильного звукопроизношения целесообразно II роводить не в начале учебного года, а несколько позже (примерно со II периода) и не со всеми детьми, а лишь с теми, кто способен осознано относиться к этому виду деятельности. Постепенно в течение года в работу включаются и остальные дети.
10
11
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ДЛЯ ЗАИКАЮЩИХСЯ ДОШКОЛЬНИКОВ I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь) В I период коррекционной работы, в процессе прохождения программного материала по методике С.А. Мироновой, логопед и воспитатель формируют у дошкольников следующие умения:
вслушиваться в речь окружающих;
слушать речь логопеда в процессе лепки, рисования, на-
клеивания, конструирования и т.д.;
выполнять словесные инструкции типа: Дай ..., Положи
..., Отнеси... и т.д.;
запоминать и точно выполнять задания по месту распо
ложения предметов на бумаге, по использованию цвета, фор
мы, по чередованию предметов;
отвечать без заикания на вопросы одним словом при на
личии наглядной опоры;
отвечать на вопросы логопеда словосочетаниями типа:
карандаш красный, огурец зеленый и т.д., нераспространен
ными фразами: Машина едет, Корова мычит (в конце тре
тьего месяца обучения);
отвечать на вопросы логопеда одним словом, словосо
четанием в момент объяснения практического задания, а
также в процессе подготовки и раздачи материала, подведе
ния итога работы.
На занятиях воспитателя по согласованию с логопедом некоторых детей ограничивают в самостоятельной речи.
Процесс обучения и воспитания в I период распределяется следующим образом: Сентябрь: ׀-׀׀ недели - обследование детей; заполнение речевых карт.
׀׀׀-׀V недели - режим ограничения речи детей. Проведение дидактических игр по обучению шепотной речи.
Октябрь: ׀-׀׀ недели - проведение логопедических занятий по теме "Овощи";
׀׀׀-׀У недели - проведение логопедических занятий по
12
теме "Фрукты".
Ноябрь: I неделя - проведение логопедических занятий по теме
"Осень";
II неделя — проведение логопедических занятий по теме
"Грибы";
неделя - проведение логопедических занятий по теме
"Деревья";
неделя - проведение логопедических занятий по теме
"Транспорт".
Всего I период включает 8 недель обучения, 5 занятий в неделю, т.е. 40 занятий.
На каждом занятии логопедом и воспитателем реализуются конкретные коррекционно-развивающие задачи (табл. 3).
Таблица 3
Примерные темы логопедических занятий и основные задачи коррекционно-развивающей работы в I период Не- | № | Тема | Основные задачи коррекционно- |
де- | заня- | занятия | развивающей речи |
ля | тия |
|
|
1 | 2 | 3 | 4 |
Сентябрь |
I |
| Обследование речи детей. Заполнение речевых карт. |
II |
| Режим ограничения речи детей. Проведение |
III |
| дидактических игр по обучению шепотной речи. |
ГУ |
|
|
Октябрь |
I | 1 | "Овощи" | 1 . Расширить и уточнить знания детей об |
|
| (развитие | овощах, их признаках, вкусовых |
|
| речи) | качествах. Познакомить детей с |
|
|
| обобщающим понятием "овощи". |
|
|
| 2. Формировать умение вслушиваться в |
|
|
| речь окружающих, внимательно слушать |
13
"Овощи
на тарел
ке"
(лепка).
"Овощи
на большом подносе" (аппликация)
"Репка"
(рисование)
образцы речи логопеда, точно выполнять
словесные задачи типа: Положи.... Отнеси... и
т.д.
3. Учить отвечать без заикания одним словом
на конкретные вопросы логопеда,
относящиеся к названию предмета и к его
признакам.
Учить детей лепить несложные предметы
круглой и овальной формы: морковь, репу,
свеклу.
Учить соотносить форму овощей с
геометрическими фигурами: кругом, овалом,
треугольником.
Закрепить в речи название овощей, их
признаков, вкусовых качеств.
Учить слушать логопеда в процессе лепки,
выполнять словесные инструкции типа:
Принеси..., Передай....
Учить отвечать без заикания одним словом
на конкретные вопросы логопеда при наличии
наглядной опоры во время объяснения
задания и по окончанию работы.
Учить наклеивать изображения моркови,
репы, свеклы на лист бумаги.
Закрепить в речи названия овощей.
Учить запоминать и точно выполнять
задания по месторасположению предметов на
бумаге.
Учить слушать логопеда в процессе лепки.
Отвечать на вопросы логопеда одним
словом в момент подготовки и раздачи
материала, объяснения задания, при
подведении итога работы.
Учить передавать в рисунке форму репки.
Закреплять в речи названия овощей.
Запоминать и точно выполнять задания по
месту расположения предмета на листе
бумаги.
1 | 2 | 3 | 4 |
|
|
| 4. Отвечать на вопросы логопеда одним словом в момент подготовки и раздачи материала, объяснения задания, подведения итога работы. |
5 | "Овощи" (развитие речи) | 1 . Закрепить названия уже известных овощей и познакомить с названиями новых: огурец, помидор. 2. Упражнять детей в простейшей самостоятельной ситуативной речи. 3. Учить отвечать на конкретные вопросы логопеда одним словом при наличии наглядного материала: Что это? Какой предмет по форме? Какой предмет по величине? Какой предмет по цвету? |
II | 6 | "Овощи" (развитие речи) | 1 . Уточнить и расширить знания детей об овощах. 2. Учить вслушиваться в речь окружающих. 3. Учить отвечать на конкретные вопросы логопеда одним словом при наличии наглядного материала. |
7 | "Овощи" (лепка). | 1 . Учить передавать в лепке форму овощей: огурца, помидора. 2. Учить соотносить форму овощей с геометрическими фигурами: кругом, овалом. 3. Продолжать формировать у детей умение вслушиваться в речь окружающих. 4. Учить слушать логопеда в процессе лепки, выполнять словесные инструкции типа: Принеси .... Передай ... . 5 . Учить отвечать без заикания одним словом на конкретные вопросы логопеда при наличии наглядной опоры во время объяснения задания и по окончанию работы. |
8 | "Овощи" (аппликация). | 1. Учить составлять аппликацию из готовых форм: изображений огурца, помидора. 2. Продолжать закреплять названия овощей, их признаков, вкусовых качеств. 3. Учить вслушиваться в речь окружающих. 4. Запоминать и точно выполнять задания по |
14
15
1 | 2 | 3 | 4 |
|
|
| месторасположению предметов на бумаге. 5. Отвечать на вопросы логопеда одним словом в момент подготовки и раздачи материала, объяснения задания, при подведении итога работы. |
9 | "Овощи" (рисование) | 1 . Учить рисовать овощи несложной формы: огурец, помидор. 2. Продолжать закреплять названия овощей, их признаков, вкусовых качеств. 3. Учить вслушиваться в речь окружающих. 4. Запоминать и точно выполнять задания по месторасположению предметов на бумаге . 5. Отвечать на вопросы логопеда одним словом в момент подготовки и раздачи материала, объяснения задания, подведении итога работы. |
10 | "Овощи" (развитие речи) | 1 . Закрепить обобщающее понятие "овощи". 2. Закрепить в речи названия овощей. 3. Упражнять детей в простейшей самостоятельности ситуативной речи. 4. Учить отвечать на конкретные вопросы логопеда одним словом при наличии наглядного материала: Что это? Какой предмет по форме? Какой предмет по цвету* Какой предмет по величине? |
III | 11 | "Фрукты" (развитие речи) | 1 . Расширить и уточнить знания детей о фруктах, их признаках, вкусовых качествах. 2. Познакомить с названиями фруктов: яблоко, груша, слива. 3. Учить детей правильно употреблять в речи винительный падеж единственного числа существительных: грушу, сливу. 4. Продолжать учить вслушиваться в речь окружающих . 5 . Отвечать без заикания на вопросы логопеда одним словом при наличии наглядной опоры. |
12 | "Яблоки в корзине' (лепка) | 1 . Учить передавать в лепке форму яблока. 2. Закрепить в речи детей названия фруктов, их признаков, вкусовых качеств. |
1 | 2 | 3 | 4 |
| 13 14 |
| 3. Продолжать формировать у детей умение вслушиваться в речь окружающих. 4. Учить слушать логопеда в процессе лепки, выполнять словесные инструкции типа: Принеси ..., Передай ... . 5. Учить отвечать без заикания одним словом на конкретные вопросы логопеда при наличии наглядной опоры во время объяснения задания и по окончании работы. |
"Мои любимые фрукты" (аппликация) | 1 . Учить составлять аппликацию из готовых форм: изображений груши, яблока. 2. Учить соотносить геометрические формы с формой фруктов (овал, круг). 3. Учить ориентироваться на листе бумаги и отражать в речи пространственные характеристики . 4. Запоминать и точно выполнять задания по месторасположению предметов на листе бумаги. 5. Слушать логопеда в процессе лепки. 6. Отвечать на вопросы логопеда одним словом в момент подготовки и раздачи материала, объяснения задания, при подведении итога работы. |
"Фрукты (рисование с натуры) | 1. Учить рисовать с натуры фрукты несложной формы, например яблоко. 2. Учить соотносить геометрические формы с формой фруктов (овал, круг). 3. Учить ориентироваться на листе бумаги и отражать в речи пространственные характеристики . 4. Учить вслушиваться в речь окружающих. 5. Запоминать и точно выполнять задания по месторасположению изображения на листе бумаги. 6. Отвечать на вопросы логопеда одним словом в момент подготовки и раздачи материала, объяснения задания, при подведении итога работы. |
16
17
(I!
"Фруктовый сад"
(развитие речи)
15
любимые фрукты"
(рисование)
(развитие речи)
20 | "Фрукты-овощи"
(развитие речи)
«Фрукты» (лепка)
"Осень"
(развитие речи)
21
"Осеннее дерево"
(конструирование)
18 |"Яблоне-вый сад'
(аппликация)
Уточнить названия ранее изученных фрук
тов и познакомить с названиями новых фрук
тов, их признаками, вкусовыми качествами.
Дифференцировать понятия "овощи-фрукты",
Уточнить понимание словосочетаний:
фруктовые деревья, овощная грядка.
Уточнить понимание слов-действий
предмета: кладет, прячет, убирает, моет,
чистит,режет.
Отвечать без заикания на вопросы логопеда
одним словом при наличии наглядной опоры.
~|"1" ±
Уточнить названия ранее изученных фрук
тов и познакомить с названиями новых фрук
тов, их признаками, вкусовыми качествами.
Учить вслушиваться в речь окружающих,
3. Отвечать без заикания на вопросы
логопеда одним словом при наличии
наглядной опоры.
Учить передавать в лепке форму фруктов
(по выбору).
Закрепить словарь глаголов и прилага
тельных, связанных с процессом лепки.
Учить понимать словосочетания с
прямым дополнением: Я разминаю что?
Пластилин.
Учить слушать логопеда в процессе лепки.
Учить отвечать на вопросы логопеда одним
словом в момент подготовки и раздачи
материала, объяснения задания, при
подведении итога работы.
Учить составлять аппликацию из готовых
форм (приклеивать изображения яблок к
готовому изображению дерева).
Учить ориентироваться на листе бумаги и
отражать в речи пространственные
характеристики.
3. Учить отвечать на вопросы логопеда
одним словом: Что висит на яблоне? —
Яблоко; Яблоко, какое? — Красное.
4. Учить отвечать на вопросы логопеда одним словом в момент объяснения задания, в процессе подготовки материала, при подведении итога работы.
1. Учить рисовать фрукты несложной формы:
слива, вишня.
2. Учить детей правильно употреблять в речи
родительный падеж единственного числа
существительных: Есть слива на подносе?
Нет сливы.
3. Учить отвечать на вопросы логопеда одним
словом в момент объяснения задания, в
процессе подготовки материала, при
подведении итога работы.
1. Закрепить словарь по темам "Фрукты"
"Овощи".
2. Учить отвечать без заикания на вопросы
логопеда одним словом при наличии
наглядной опоры.
Ноябрь
Расширить и уточнить знания детей об
осени. Познакомить с признаками осени.
Ввести в словарь понятия: осень, дождь,
пасмурно, сыро, холодно.
3. Учить отвечать на вопросы логопеда одним
словом, характеризуя признаки осени:
хмурое (небо); низкие (облака); идет
(дождь); идет (листопад); созрели (плоды);
собрали (урожай).
1. Учить детей конструировать из картона
дерево.
2. Учить слушать и выполнять более сложные
инструкции типа: Сначала возьми два листая- ка,
а потом еще один листочек и отнеси Сайге.
3. Учить правильно использовать в речи
падежные конструкции творительного
падежа единственного и множественного
1 | 2 | 3 | 4 |
| 1 | 2 | 3 | 4 |
|
|
| числа: Чем режу бумагу? -Ножницами; Чем намазываю край листочка? - Клеем. 4. Учить отвечать на вопросы логопеда одним словом в момент объяснения задания, а также в процессе подготовки и раздачи материала, при подведении итога работы. |
|
|
|
| 2. Познакомить детей с названиями грибов (подосиновик, подберезовик, лисичка, мухомор), их строением. 3. Дать понятие о съедобных и ядовитых грибах. 4. Учить вслушиваться в речь окружающих. 5. Учить отвечать одним словом на вопросы логопеда, при наличии наглядной опоры. |
23 | "Праздник осеннего урожая" (аппликация) | 1 . Учить выполнять аппликацию из готовых форм. 2. Запоминать и точно выполнять задания по месторасположению аппликации на листе бумаги. 3. Точно характеризовать форму, цвет, величину составляющих частей аппликации. 4. Отвечать на вопросы логопеда одним словом в момент объяснения задания, в процессе подготовки и раздачи материала, при подведении итога работы. |
27 | "Белый гриб" (лепка) | 1. Учить передавать в лепке изображение гриба. 2. Закрепить в словаре детей названия грибов, их частей и основных признаков. 3. Учить употреблять в речи слова-антонимы: высокая — низкая, маленькая — большая, толстая — тонкая, твердая — мягкая и т. д. 4. Учить отвечать на вопросы логопеда словосочетанием и нераспространенной фразой на этапе объяснения материала, в процессе подготовки и раздачи материала, при подведении итога работы (Пластилин белый, раскатываю столбик, разминаю шарик. Гриб стоит. ). |
24 | "Осенний сад» (рисование) | 1 . Учить детей передавать в рисунке изображение осенних деревьев. 2. Запоминать и точно выполнять задания по месторасположению рисунка на листе бумаги. 3. Отвечать на вопросы логопеда одним словом в момент объяснения практического задания, а также в процессе подготовки и раздачи материала, при подведении итога работы. |
28 | "Грибы" (аппликация) | 1 . Учить составлять коллективную аппликацию (приклеивать готовые изображения грибов на лист с изображением корзины). 2. Запоминать и точно выполнять задания по месторасположению предметов на листе бумаги. 3 . Отвечать на вопросы логопеда словосочетаниями и нераспространенными фразами на этапе объяснения материала, в процессе подготовки и раздачи материала, при подведении итога работы (Гриб белый, намазываю клеем, прикладываю к листу.). |
25 | "Золотая осень" (развитие речи) | 1 . Закрепить словарь по теме "Осень". 2. Закрепить в речи падежные конструкции родительного падежа единственного и множественного числа. 3. Учить отвечать на вопросы логопеда одним словом, характеризуя признаки осени. |
29 | "Лукошко с грибами" (рисование) | 1. Учить детей передавать в рисунке предметы несложной формы: грибы, лукошко. |
II | 26 | "Грибы" (развитие речи) | 1 . Расширить и уточнить знания детей о грибах. |
20
21
1 | 2 | 3 | 4 |
|
|
| 2. Учить запоминать и точно выполнять задания по месторасположению изображения на листе бумаги. 3. Отвечать на вопросы логопеда словосочетаниями и нераспространенными фразами в процессе объяснения материала, подготовки и раздачи материала, при подведении итога работы (Что я сейчас делаю? - Рисуете гриб; Гриб, какой? - Гриб большой; гриб желтый и т.д.). |
30 | "Грибы" (развитие речи) | 1 . Закрепить словарь по теме "Грибы". 2 . Учить правильно употреблять в речи предлоги в, на, за. 3. Учить отвечать на вопросы логопеда словосочетаниями (съедобные грибы, вкусные грибы, жареные грибы), нераспространенными фразами (грибы собирают, грибы варят) при наличии наглядной опоры. |
III | 31 | "Деревья" (развитие речи) | 1 . Расширить и уточнить знания детей о деревьях. 2. Познакомить детей с названиями деревьев, их признаками. 3. Закрепить свободное пользование ранее изученными формами речи (одним словом). 4. Учить отвечать на вопросы логопеда словосочетаниями (осеннее дерево) и нераспространенными фразами (дерево растет) при наличии наглядной опоры. |
32 | "Ель" (конструирование) | 1 . Учить конструировать из бумаги изображение ели. 2. Закрепить в речи названия частей дерева. 3. Учить использовать в речи слова-антонимы: длинный - короткий, высокий -низкий, большой - маленький. 4. Учить отвечать на вопросы логопеда словосочетаниями и нераспространенными фразами в момент объяснения практического |
IV
33
34
35
36
"Осеннее дерево"
(аппликации)
"Ветка дерева"
(рисование)
"Деревья1
(развитие речи)
"Транспорт"
(развитие речи)
задания, в процессе подготовки и раздачи материала, при подведении итога работы.
Учить составлять аппликацию из готовых
форм.
Закрепить в речи названия частей дерева.
Закрепить умение использовать в речи
слова-антонимы.
Учить отвечать на вопросы логопеда
словосочетаниями и нераспространенными
фразами в момент объяснения
практического задания, в процессе
подготовки и раздачи материала, при
подведении итога работы.
Учить рисовать красками ветку дерева.
Закрепить словарь по теме "Деревья".
Учить отвечать на вопросы логопеда
словосочетаниями (рябиновая ветка) и
нераспространенными фразами (ветка
стоит) в момент объяснения задания, в
процессе подготовки и раздачи материала,
при подведении итога работы.
Закрепить словарь по теме "Деревья".
Познакомить детей с названиями плодов
деревьев: желуди, шишки.
Учить отвечать на вопросы логопеда
словосочетаниями (осеннее дерево) и
нераспространенными фразами (дерево
растет) при наличии наглядной опоры.
Расширить и уточнить знания детей о
транспорте.
Дать представления о грузовом и
пассажирском транспорте.
Учить правильно употреблять в речи
предлоги под, над.
Учить отвечать на вопросы логопеда
словосочетанием и нераспространенной
фразой при наличии наглядной опоры.