Социально-экономическое развитие Киевской Руси в X - первой половине XII столетия - файл n1.doc

Социально-экономическое развитие Киевской Руси в X - первой половине XII столетия
Скачать все файлы (91 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc91kb.17.02.2014 00:36скачать

n1.doc





Содержание:
Введение…………………………………………………………………………... 3

  1. Социально-экономическое развитие Киевской Руси в Х – первой половине ХII века………………………………………………………….. 4

    1. Первый период Киевской Руси. Времена первых киевских князей (IX-середина Х в.)……………………………………………………………. 4

    2. Второй период Киевской Руси: Расцвет Киевской Руси (вторая половина X - первая половина XI в.)………..…………………………. 5

    3. Третий период Киевской Руси: феодальная раздробленность (вторая половина ХI - начало ХII в.)……………………………………............. 8

    4. Значение Киевской Руси………………………………………………. 12

Заключение………………………………………………………………………. 15

Список литературы……………………………………………………………… 16

Введение
Киевская Русь – одно из самых больших государств средневековой Европы - сложилось в IX в. в результате длительного внутреннего развития восточнославянских племен. Ее историческим ядром было Среднее Поднепровье, где очень рано зародились новые социальные явления, характерные для классового общества.

Древнерусское государство или Киевскую Русь можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе государства стоял великий князь киевский. Его братья, сыновья и дружинники, которые входили в Совет (Дума), были «аппаратом управления». Они отвечали за сбор дани, пошлин, штрафов, а также ведали судебными делами. Рассматривая внутренюю и внешнюю политику киевских князей, надо учесть тот факт, что Киевская Русь была молодым государством, и как у любого неокрепшего государства, одна из главных проблем была защита границы от набегов кочевников-печенегов, хазаров, волжских болгар и от экспансии Византии.


  1. Социально-экономическое развитие Киевской Руси в Х – первой половине ХII века.


История Киевской Руси условно может быть разделена на три больших периода. Первый из них это IX - середина Х в., его можно назвать временем первых киевских князей. Второй – вторая половина Х – первая половина ХI в. (время Владимира I и Ярослава Мудрого), эпоха расцвета Киевской Руси; третий период – вторая половина ХI – начало ХII в., переход к феодальной раздробленности.
1.1. Первый период Киевской Руси.

Времена первых киевских князей (IX-середина Х в.)
Началом Киевской Руси считается 862 г., когда, согласно легенде «Повести Временных Лет», новгородские бояре пригласили править Рюрика – начальника отряда варягов. Один из братьев Рюрика, Синеус, обосновался на Белом озере (ныне Белозерск Вологодской области); другой, Трувор – в Изборске (неподалеку от Пскова). Через два года, когда братья умерли, Рюрик передал в управление эти города своим единомышленникам. Двое из них, Аскольд и Дир, стали править Киевом. В связи с малолетством сына Рюрика Игоря власть перешла к Олегу, который в 882 г. обманом захватил Киев и создал Киевскую Русь. Киев был объявлен «матерью городов русских», а Олег стал великим князем. В 907 и 911 гг. он совершил поход в Византию, подписал выгодный торговый договор, который обеспечивал возможность вывоза собираемой на Руси дани и продажи ее на рынках Византии. При Олеге в состав Киевской Руси были включены и стали платить дань Киеву древляне, северяне, радимичи.

После смерти Олега в Киеве стал княжить Игорь (912 – 945). При Игоре Русь расширилась, упрочились отношения с Византией, а также при Игоре произошло первое народное выступление – восстание древлян в 945 г. Древляне разгневались на князя Игоря, поскольку не хотели платить дань и они его убили.

После смерти Игоря стала править его жена Ольга (945 – 964). Она жестоко отомстила древлянам за убийство мужа. Ольга навела порядок в своих землях, ввела законы налогового права – «уроки и погосты», установив количество дани (урок) с определенной области (погоста), время и место ее сбора. Ольга пользовалась авторитетом как на Руси, так и в Константинополе, где первой из русских правителей приняла крещение. В княжение Игоря и Ольги к Киеву были присоединены земли тиверцев, уличей и окончательно - древлян.

Правление Святослава (964 – 972) историки воспринимают по-разному. Одни считают его талантливым полководцем и толковым лидером, другие утверждают, что это был князь – авантюрист, видевший единственную цель в войне. Свою задачу, которая состояла в том, чтобы защитить Русь от набегов кочевников (печенегов) и расчистить торговые пути в другие страны, Святослав выполнял успешно. Он во время своих многочисленных походов присоединил земли вятичей по Оке, разбил силы волжских болгар, уничтожил Хазарский каганат, успешно воевал на Северном Кавказе и Азовском побережье, овладел Тмутараканью на Таманском полуострове. Святослав также вел неудачную войну с Византией: он был окружен стотысячным греческим войском и с трудом ушел на Русь. По дороге в Киев Святослав в 972 г. попал в засаду к печенегам и был убит. Легенда гласит, что печенежский хан использовал череп Святослава как чашу и пил из нее , считая, что к нему перейдет слава убитого.
1.2. Второй период Киевской Руси: Расцвет Киевской Руси (вторая половина X-первая половина XI в.)
Конец Х – первая половина ХI в. относится ко второму периоду Киевской Руси - ее расцвету. Принятие христианства сыграло очень важную роль в расцвете Киевской державы потому, что благодаря религии Русь поднялась на ступень, на которой уже стояли европейские страны.

После смерти Святослава его сыновья стали править Киевской Русью. Сразу после кончины Святослава великим киевским князем стал его старший сын Ярополк (972 – 980). Его брат Олег получил Древлянскую землю. Третий сын Святослава Владимир, родившийся от его рабыни Малуши, ключницы княгини Ольги, получил Новгород. В начавшейся через пять лет между братьями войну за власть, Владимир занял великокняжеский престол.

При Владимире I все земли восточных славян объединились в составе Киевской Руси. Окончательно были присоединены вятичи, земли по обе стороны Карпат, червленские города. Происходило дальнейшее укрепление государственного аппарата. Княжеские сыновья и старшие дружинники получили в управление крупнейшие центры. Была решена одна из важнейших задач того времени: обеспечение защиты русских земель от набегов многочисленных печенегских племен. Для этого по рекам Десне, Осетру, Суле, Стугне был сооружен ряд крепостей. Видимо, здесь, на границе со степью, находились «заставы богатырские», защищавшие Русь от набегов, где стояли за родную землю легендарный Илья Муромец и другие былинные богатыри.

Развитие экономики, рост и укрепление государственности требовали изменений в идеологии, главной формой выражения которой в средние века была религия. Владимир решил реформировать языческие представления Древней Руси и с этой целью попытался создать единый пантеон богов. Однако, попытка объединить различные божества, которым поклонялись в разных частях страны, потерпела крах.

В 988 г. Владимир провел вторую окончательную религиозную реформу. В качестве новой религии было принято христианство. Христианство стало государственной идеологией, укрепило великокняжескую власть, частную собственность и права феодалов. Расширились связи с Византией, значительно развилась культура.

С принятием христианства на Руси церковь стала особой феодально-религиозной организацией. Во главе русской православной церкви был поставлен митрополит, назначаемый константинопольским патриархом; отдельные области Руси возглавляли епископы, которым подчинялись священники в городах и селах.

После смерти Владимира киевский престол перешел к старшему сыну, Святополку (1015 – 1019). По его воле безвинно были убиты братья – Борис Ростовский и Глеб Муромский. Святополк за свое преступление получил прозвище Окаянный. Против Святополка Окаянного выступил его брат Ярослав, при котором впоследствии Киевская Русь достигла наивысшего могущества. В 1030 г. Ярослав основал неподалеку от Чудского озера город Юрьев (ныне г.Тарту в Эстонии), утвердив русские позиции в Прибалтике. В 1036 г. Ярослав разбил возле Киева печенегов и построил на этом месте Софийский собор.

При Ярославе, который был назван Мудрым за свою деятельность, Киев превратился в один из крупнейших городов Европы. Помимо Софийского Собора Ярослав также соорудил в Киеве золотые ворота, которые стали парадным въездом в столицу Древней Руси. Ярослав открыл школы, создал библиотеку, пригласил из Европы деятелей культуры и мастеров. Ярослав начал составление свода законов – «Русскую Правду», которую продолжили его сыновья и внук Владимир Мономах. Были укреплены международные связи с такими странами, как Швеция, Франция, Норвегия, Польша и Византия.

Во время правления Ярослава Мудрого на Руси утвердились феодальные производственные отношения. Складывание феодальных отношений – процесс длительный и сложный. В результате него образовались два основных класса феодального общества – феодалы и феодально-зависимое крестьянство.

Главным богатством и основным средством дохода в те времена была земля, которая находилась в руках феодалов. Крестьяне не являлись собственниками земли, а были ее держателями, получая от феодала участок земли на тех или иных условиях вплоть до наследственного пользования. В отличие от рабов крестьяне имели собственные орудия труда, скот, дом. Поскольку феодал мог заставить работника трудиться на себя только с помощью внеэкономического принуждения, существовала личная зависимость крестьянина от феодала, степень которой была различной – от легкого оброчно-денежного обязательства до крепостной неволи. За землю, которую получал крестьянин, он был обязан работать на своего феодала часть своего рабочего времени и отдавать ему часть своего урожая. Это была земельная рента, которая могла быть отработочной (барщина), натуральной (продуктами) или денежной (оброк).

Умирая, Ярослав Мудрый разделил территорию Киевской Руси между пятью своими сыновьями и племянником. Наиболее популярным князем в то время был внук Ярослава Мудрого, Владимир Мономах. Он созвал Любечский съезд князей в 1097 г. На этом съезде был провозглашен принцип «Каждо да держит отчину свою», что означала разделение Руси. Несмотря на признаки раздробления Киевской Руси, Владимиру Мономаху удалось удержать под своей властью всю Русскую землю. При Мономахе укрепился международный авторитет Руси. Также при нем была составлена начальная русская летопись «Повесть временных лет». Мономах вошел в нашу историю как крупный политический деятель, полководец и писатель.

Сыну Владимира Мономаха – Мстиславу Великому (1125 – 1132) удавалось еще некоторое время удерживать единство русских земель. После смерти Мстислава Киевская Русь окончательно распалась на полтора десятка государств. Наступил период, получивший в истории название периода феодальной раздробленности.
1.3. Третий период Киевской Руси: феодальная раздробленность (вторая половина ХI- начало ХII в.)
Стоит отметить и такую особенность Киевской Руси, как ее сильное отставание от стран Европы. Причиной тому стал факт, что в Западной Европе феодализм начал развиваться еще в V-VI веках, а в Киевской Руси лишь в IХ-Х вв. Ее наивысший подъем пришелся на IХ - начало ХII в., для Европы он характерен в VIII-IХ вв.

Главной силой разъединительного процесса стали бояре, с помощью которых местные князья сумели установить свою власть в каждой земле. Однако впоследствии между усилившимся боярством и местными князьями возникли неизбежные противоречия, борьба за влияние и власть. Также сыграла немаловажную роль неустойчивость наследственных связей по родовому признаку (лестничный порядок занятия престолов в зависимости от старшинства в княжеском роду порождал обстановку нестабильности, неуверенности, что мешало развитию Русского государства.) Кроме того, рост городов и процесс дробления феодальных владений приводили к созданию новых, самостоятельных образований. Поэтому, установление экономической зависимости земледельческого населения от феодалов и феодального государства вызывало неизбежные социальные конфликты. Естественно, для их подавления была необходима сильная власть на местах, но местные бояре, раньше опиравшиеся на военную власть своего князя, теперь больше не зависели от помощи центральной власти из Киева из-за феодальной раздробленности. Все эти причины и последствия феодальной раздробленности привели не только к распаду Киевской Руси, но и к общему упадку могущества Русского государства. Феодальное общество сменило раннефеодальную монархию.

Укрепление отдельных территорий-княжеств за пределами Киевского княжества являлось стабильным процессом. Вскоре после Киева, другие образовавшиеся княжества догнали и даже опередили его в своем развитии. На месте Киевской Руси сложились 15 самостоятельных княжеств и земель. Теперь титулом великого князя величали не только киевских, но и князей других русских земель. Сам процесс дробления привел к тому, что новые княжества в свою очередь делились на более мелкие уделы.

В результате дробления образовались следующие княжества: Киевское, Переяславское, Черниговское, Муромское, Рязанское, Ростово–Суздальское, Смоленское, Галицкое, Владимиро–Волынское, Полоцкое, Турово–Пинское, Тьутаранское, Новгородское, поздне Псковская земля. В каждой из земель правила своя династия – одна из ветвей Рюриковичей. Наиболее крупными считались три следующие княжества Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское и Новгородская республика.

Северо-Восточная Русь - Владимиро-Суздальское или Ростово- Суздальское княжество (как оно называлось сначала) занимало территорию между Окой и Волгой. Этот район был богат плодородными почвами, благоприятен для земледелия. Сама территория была хорошо защищена от нападений благодаря лесам и рекам. Ее территорию называли Залесским краем. Экономическому подъему Залесского края способствовал постоянный приток населения. Люди перебирались сюда в поисках защиты от врагов и нормальных условий для ведения хозяйства. Стоит еще упомянуть о наличии выгодных торговых путей, проходивших по территории княжества. Важнейшим из них был Волжский торговый путь потому, что он связывал северо-восточную Русь со странами Востока.

Владимир II Мономах передал Ростово-Суздальское княжество сыну Юрию Долгорукому (1125-1157), который получил свое прозвище за то, что постоянно пытался расширить свою территорию и подчинить себе Киев. При Юрии Долгоруком в 1147 г., в летописи впервые упоминается о Москве, где он вел переговоры с черниговским князем Святославом.

В 1155 г. Юрий захватил Киев, а в 1156 г. Москву обнесли стеной по его приказу. Сын его, Андрей Боголюбский (1157-1174) укрепил Владимиро-Суздальское княжество. Андрей перенес столицу из Ростова во Владимир, создав Владимиро-Суздальское княжество. В городе были сооружены неприступные Золотые ворота, возведен Успенский собор. В шести километрах от столицы княжества на слиянии рек Нерли и Клязьмы Андрей основал свою загородную резиденцию – Боголюбово, за что и был прозван Боголюбским. Здесь, в 1174 г. Андрей Боголюбский был убит в результате заговора бояр.

Политику Андрея продолжил его сводный брат Всеволод Большое Гнездо (1176-1212). У него было много сыновей, отчего и получил свое прозвище. Сын византийской принцессы Всеволод жестоко расправился с боярами-заговорщиками, убившими его брата. Борьба между князем и боярством наконец закончилась в пользу князя. Власть в княжестве окончательно установилась в форме монархии. Всеволод окончательно подчинил Киев, Чернигов, Рязань. При нем княжество расширилось за счет того, что он отодвинул границу Волжской Болгарии за Волгу. Это время расцвета Владимирского княжества. Автор «Слова о полку Игореве» писал о могуществе Всеволода: «Волгу может веслами расплескать, а Дон шеломами вычерпать».

Юго-Западная Русь – Галицко-Волынское княжество занимало северо-восточные склоны Карпат и территорию между реками Днепр и Прут. Здесь были плодородные земли, обширные лесные массивы, благодатные для промысловой деятельности и большие залежи каменной соли, которую вывозили в соседние страны. Удобное географическое расположение (соседство с Венгрией, Польшей, Чехией) позволяло вести успешную внешнюю торговлю. Как и во Владимиро-Суздальской Руси, здесь наблюдался значительный экономический подъем.

В первые годы после отделения от Киева Галицкое и Волынское княжества существовали как самостоятельные. Подъем Галицкого княжества начался при Ярославе I Осмомысле (1153-1187). Он знал восемь языков, отчего и получил свое прозвище. Высоко оценивая могущество князя, автор «Слова о полку Игореве» писал, обращаясь к Ярославу: «Высоко ты сидишь на своем златокованном престоле, подпер горы венгерские своими полками железными...отворяешь Киеву ворота». И действительно, в 1159 г. галицкие и волыненские дружины на время овладели Киевом.

Объединение Галицкого и Волынского княжеств произошло при волынском князе Романе Мстиславиче (1170-1205). Роман Мстиславич захватил Киев в 1203 г. и образовалось одно из крупнейших государств Европы (даже римский папа предлагал Роману принять королевский титул). Роман Мстиславич вел упорную борьбу с местным боярством, завершившуюся его победой.

В 1205 г. Роман убит в борьбе с поляками. В это время его старшему сыну Даниилу было всего 4 года. Галицкие бояре изгнали Даниилу, и единое княжество распалось. Борьба продолжалась в течение 33 лет. Только в 1238 г. Даниилу Романовичу удалось утвердить свою власть и стать крупным полководцем. В 1240 г., заняв Киев, Даниил сумел объединить Юго-Западную Русь и Киевскую землю. К несчастью в том же году Галицко-Волынское княжество было захвачено монголо-татарами, а спустя 100 лет эти земли оказались в составе Литвы (Волынь) и Польши (Галич).

Одним из крупнейших политических центров периода феодальной раздробленности была Новгородская боярская республика. Новгородская земля (северо-западная Русь) занимала огромную территорию от Ледовитого океана до верховья Волги, от Прибалтики до Урала.

Новгород был богатым торгово-ремесленным центром, который одним из первых начал борьбу против власти Киева. Подъему Новгородской земли способствовало наличие громадного земельного фонда, попавшего в руки местного боярства. Хотя своего хлеба в Новгороде не хватало, но промысловые занятия – охота, рыболовство, солеварение, производство железа – получили большое развитие и давали Новгороду немалые доходы. Также у Новгорода было удачное географическое расположение: город находился на перекрестке торговых путей, связывавших Западную Европу с Русью, а через нее – с Востоком и Византией.

В 1136 г., бояре, обладавшие значительной экономической силой, воспользовались восстанием народных масс и победили князя Всеволода Мстиславича в борьбе за власть. Новгород стал боярской республикой – страной, где правят отобранные лица господствующего класса. Высшим органом республики было вече, на котором избиралось Новгородское управление, рассматривались важнейшие волросы внутренней и внешней политики. Наряду с вече, существовали «кончанские» (город делился на пять районов – концов, а вся Новгородская земля – на пять областей – пятин) и «уличанские» (объединявшие жителей улиц). Фактическими хозяевами республики были 300 «золотых поясов» - крупнейшие бояре Новгорода.

Вече выбирало главу новгородской церкви – епископа (впоследствии архиепископа). Он распоряжался казной, контролировал внешние отношения Великого Новгорода и т.д. Епископ даже имел свой полк. Главой города был посадник, который был главой правительства и распоряжался судом. Другим важным лицом был тысяцкий - воевода ведавший городским ополчением.

Иногда вече приглашало князя, который управлял армией во время военных походов; его дружина поддерживала порядок в городе. Он как бы символизировал единство Новгорода с остальной Русью.

Жителям Новгородской земли удалось отбить натиск немецко-шведской агрессии в 40-х годах ХIII в. Не смогли захватить город и монголо-татары, но тяжелая дань и зависимость от Золотой Орды сказались на дальнейшем развитии этого региона.

1.4. Значение Киевской Руси.
Итак, в начале 10 века отдельные славянские государства Новгородское, Киевское и другие - объединились под властью князя Олега. Обладание одновременно Новгородом и Киевом делало Олега полным хозяином реки Днепр. Более мелкие славянские князья должны были ему подчиняться, и таким образом произошло объединение славянских племен. Объединение это получило название Русь. Центром Руси стал город Киев, который в летописях называют "матерью городов русских".

При князе Владимире Киевская Русь приняла от греков православие. Так называется греческое христианство в отличие от христианства западноевропейского. Крещение Руси произошло в 988 году, и с этого времени начался расцвет Киевского государства. Память о князе Владимире, которого Церковь считает святым, сохранилась в русских народных песнях и былинах. В этих былинах, в сказочной форме, могучие богатыри из дружины князя Владимира храбро защищают русскую землю от врагов - жителей степей (картина В.М. Васнецова "Три богатыря").

Рост значения Киевской Руси отразился, прежде всего, в широких родственных связях киевских князей с государствами Польши, Германии, Франции, Чехии, Византии и скандинавских стран. Затем установились более тесные торговые и культурные связи с государствами Западной Европы и, в особенности с Византией, бывшей в то время наиболее культурным государством.

Хозяйство Киевской Руси было натуральное, то есть такое, в котором каждое отдельное хозяйство удовлетворяло в основном свои нужды. Однако в городах в 11 веке уже существовало производство на местный рынок. Некоторые предметы первой необходимости, как платье, обувь, приобретались на рынке. Предметы роскоши и ювелирные изделия привозились из Византии и с Востока. В то же время киевские ремесленники создали собственное высокое искусство, образцы которого сохранились до наших дней. Процветало кузнечное ремесло; оружейники выделывали прекрасные мечи и другое оружие. В городах образовалась особая группа населения - купцы, которые занимались скупкой местных товаров и перепродажей их в другие города и за границу, а взамен привозили на продажу иноземные товары. Киев стал застраиваться каменными храмами и зданиями, украшенными живописью и мозаикой; был построен Софийский собор. Иностранцы, приезжавшие в Киев, поражались его великолепию и называли его "соперником Константинополя".

Принятие христианства способствовало распространению просвещения. Письменность возникла у славян еще до принятия христианства. За сто лет до крещения Руси славянские миссионеры Кирилл и Мефодий составили славянскую азбуку, (эта азбука называется "кириллица") и перевели греческие церковные книги на славянский язык. Братьев Кирилла и Мефодия называют "апостолами славян". Обе церкви - римско-католическая и православная - считает их святыми. В Киевскую Русь проникло значительное количество книг из Болгарии. Кроме того, переводились на русский язык с греческого книги, как духовного, так и светского содержания. Возникли оригинальные русские произведения. К этому же времени относятся первые попытки составить историю Руси. Главными источниками просвещения на Руси описываемого периода были монастыри. Среди них Печерский монастырь в Киеве, как по величине, так и по значению, занимает первое место. В этом монастыре различные исторические записи были переработаны в обширное сочинение, где говорилось "откуда пошла русская земля". В монастырях развивалась живопись икон, ими украшались церкви и соборы. Лучшие образцы искусства Византии, Закавказья и других стран способствовали формированию древнерусской культуры, которая впоследствии и легла в основу национальных культур русского, украинского и белорусского народов.

При сыне Владимира Святого - Ярославе Мудром - был составлен первый свод законов "Русская Правда". При нем же Киевская Русь стала одним из ведущих европейских государств, а город Киев - одним из важнейших культурных центров тогдашней Европы. Многие европейские монархи старались породниться с могущественным киевским князем. Сам Ярослав был женат на дочери шведского короля. Три его сына имели женами дочерей европейских монархов, а три дочери Ярослава стали королевами Норвегии, Венгрии и Франции. Внук Ярослава Мудрого - Владимир Мономах - сделал много для укрепления киевских земель и расширения связей с Западом. Как истинный христианин, он был гуманным правителем, запретившим смертную казнь. Он успешно защищал русские земли от набегов воинственных кочевников.

Вскоре после смерти Владимира Мономаха началась борьба за власть между его сыновьями и внуками. Киевская Русь разделилась на отдельные мелкие княжества и стала приходить в упадок. Начиная с конца 11 века, в степях, лежавших вдоль берегов Черного моря, появился новый кочевой народ - половцы. Пользуясь раздорами между русскими князьями, половцы начали совершать опустошительные набеги на русские земли. Борьба с ними сделалась одной из главных забот русских князей. Замечательное произведение русской литературы того времени "Слово о полку Игореве" рассказывает о неудачном походе князя Игоря на половцев в 1185 году.

Под влиянием неблагоприятных условий, сложившихся в Киевской Руси, в 12 веке начинается движение населения на северо-восток, в лесные области средней части Европейской России. Там усиливается Владимиро-Суздальское княжество и туда же постепенно переносится центр тяжести русского государства.

Заключение

Итак, рассмотрен один из важнейших этапов развития истории – Киевская Русь. Безусловно, процесс формирования Киевской Руси этап сложный, и много разных факторов повлияли на него. Одно можно сказать точно, что феодальная раздробленность оказалась отрицательным фактором для развития Киевской Руси хотя бы потому, что стало концом для Киевской Руси. Сразу после своего распада, бывшая Киевская Русь начала терять свое могущество и авторитет в глазах ее соседей. Враги Древней Руси пытались использовать ее раскол в своих захватнических целях.

Киевская Русь сыграла выдающуюся роль в истории славянских народов. Становление феодальных отношений и завершение процессов формирования единого Древнерусского государства положительно сказались на этническом развитии восточнославянских племен, которые постепенно складывались в единую древнерусскую народность. В ее основе лежали общая территория, единый язык, общая культура, тесные экономические вязи. На протяжении всего периода существования Киевской Руси древнерусская народность, которая была общей этнической основой трех братских восточнославянских народов — русского, украинского и белорусского, развивалась путем дальнейшей консолидации.

Объединение всех восточнославянских племен в едином государстве способствовало их общественно-экономическому, политическому и культурному развитию, значительно укрепляло их в борьбе с общим врагом. Культурные ценности, созданные гением древнерусского народа, выдержали испытание временем. Они стали основой национальных культур русского, украинского и белорусского народов, а лучшие из них вошли в сокровищницу мировой культуры.

Действительно, создание и расцвет государства Киевская Русь показало на деле, какой огромный культурный, политический и духовный потенциал заложен во всех славянских народах. А развитие правовых основ государственности в Киевской Руси подчеркивает, что украинский народ мог и может опираться на исторически сложившуюся закономерность развития независимого правового государства на территории современной Украины.

Список литературы:


  1. Аркас М.М. Історія України-Русі. – К., 1990.

  2. Баран В.К., Грицак Я.Й., Ісаєвич Я.Д. та ін. Історія України. – Львів, 1996.

  3. Бойко О.Д. Історія України. – К., 2003.

  4. История Украины (в трёх томах, четырёх книгах; том первый), ), творческий коллектив под редакцией Ю.Ю.Кондуфора, Киев, “Наукова думка”, 1984 год.

  5. Історія України: Навч. посібник для студ. вищ. навч. закладів / М.Скрипник, Л.Домбровська, В.Красовський та ін.; За ред. М.Скрипника. – К., 2003.

  6. Коваль М.В., Кульчицький С.В., Курносов Ю.О. Історія України. – К., 1992.

  7. Лановик Б.Д., Матейко Р.М., Матисякевич З.М. Історія України. – К., 1999.
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации