Политическая культура - файл n1.doc

Политическая культура
Скачать все файлы (144 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc144kb.16.02.2014 21:29скачать

n1.doc




Тема: "Политическая культура"

План




Введение.

  1. Категория политической культуры: сущность, назначение, функции. Структура политической структуры.

  2. Уровни, типология и критерии политической культуры. Особенности западного и восточного типов.

  3. Политическая социализация как процесс вхождения человека в политическую культуру. Сущность политической социализации, ее этапы, основные типы.

Заключение.

Список использованной литературы

Приложение.
Введение

Политическая культура – составная часть человеческая культуры в целом и она играет важную, возможно, исключительную роль в жизни любого общества. В тоже время, несмотря не ее отведенную значимость для понимания политического мира, в обществоведческой литературе и советского и постсоветского времени, вопрос о политической культуре еще не получил должного освещения. В тоже время существует очень широкий спектр явлений и позиций, в том числе и в западной литературе, в трактовке понятия «политическая культура». Нередко она отождествляется с образовательным уровнем человека, его способностью соответствующим образом вести себя на публике, умением четко и ясно излагать свои политические позиции и т. д. иногда считают, что политическая культура может быть только у образованных людей, а у людей с низким образованием, неинтеллигентных ее нет. Политическую культуру нередко путают с политической системой и политическим поведением. В настоящее время различают несколько десятков определений «политической культуры». И это вполне объяснимо, если учесть многосложность и многовариантность этой проблемы, невозможность сведения ее к какому-либо четко очерченному, установившемуся феномену.

Что же такое политическая культура?

Многие политологи справедливо полагают, что эта категория обобщенно характеризует политику как особую, самостоятельную сферу общественной деятельности с ее качественной стороны. Политическая культура, считают они, синтезирует в себе политическое сознание, уровень, характер и содержание политических знаний, оценок, навыков и действий, деятельность и поведение людей в сфере важных отношений и управление общественными и государственными делами. Именно политическая культура, ее уровень выступают одним из главных критериев цивилизованности того или иного общества, конкретной страны. Она – показатель духовного уровня преимущественно доминирующих социальных групп. Многое из того, что сегодня относится к политической культуре, описываются еще мыслителями древности (Конфуция, Аристотель, Платон). Сам же термин политическая культура появился впервые значительно позднее – в XVIII в. в трудах выдающегося немецкого философа И. Гердера. И только в конце 50 – начале 60-х гг. XX в. западные политологи вводят в политическую науку концепцию политическая культура, политико-культурный подход. Большой вклад в ее разработку внесли американские ученые Г. Алмонд, С. Верба, Л. Пай, У. Розенбаум, англичане Р. Роуз и Д. Кованах, немецкий теоретик К. фон Бойме, французы М. Дюверже и Р.Ж. Шварценберг, голландец И. Ингехарт и др. С тех пор их труды получили широкое распространение в мировой политической науке.

Что же брать на вооружение, как определить, почему одинаковые по своей форме социально - политический институты действуют по-разному в разных сторонах или же потому те или иные институты оказываются дееспособными в одних странах и совершенно неприемлемыми в других? Эти вопросы полагает решить комплексный подход, базирующийся на органическом соединение эмпирического и теоретического, микро- и макроуровневого аспектов исследования, политико-культурных подходов, призванных соединить исследование формальных и неформальных компонентов политических систем с анализом национальной политической психологии, политической идеологии и т. д.

В своем реферате я предпринимаю скромную попытку показать сущность политической культуры, ее содержание, назначение, определенные функции, основные типы и их особенности, в том числе российской политической культуры. Я попытаюсь рассмотреть политическую символику, выступающую своеобразным связующим элементом политической культуры, а также политическую социализацию как процесс вхождения человека в политическую культуру. Отдельные параграфы посвящены религиозному аспекту политической культуры, а также вопросу взаимосвязи политической культуры и бюрократии, как специфической проблеме деятельности субъекта политического управления.


  1. Категория политической культуры: сущность, назначение, функции.

Структура политической культуры
Понятие «политическая культура» интерпретируется в научной литературе многозначно, как и понятие политики. Политологи насчитывают более сорока ее определений. Трудности в ее понимании обусловлены размытостью ее очертаний, «разлитостью во всем» политическом бытие, как и в целом культуры общества – во всем социальном (В. Давидович, Ю. Жданов).

Сущность политической культуры

В настоящее время в науке сложилось два основных концептуальных подхода к трактовке политической культуры. Однако, политологи отождествляя ее с субъективным содержанием политики, понимают под ней всю совокупность духовных явлений (Г. Алмонд, С. Верба, Д. Дивайн, Ю. Краснов и др.) и символов (Л. Диттермен), обобщенно характеризующих субъективный контекст властно-политических отношений. Другая группа ученых видит в политической культуре проявление нормативных требований (С. Вайт), совокупность типичных образцов поведения (Дж. Плейно), способов политической деятельности (У. Розенбаум), считают, что это особый, специфический субъективный ракурс политики.

Интерпретируя эти концептуальные подходы, многие политологи резонно считают, что политическая культура – это явление, базирующееся на ценностях, глубинных представлениях человека о политической власти, которые воплощаются в самых типичных для него способах взаимодействия с государством, формах практической деятельности. Она характеризует неразрывную связь практический действий человека с длительным, нередко мучительным, поиском им своих политических идеалов и отражает только самые устойчивые и отличительные черты его поведения, не подверженные каким- либо стремительным изменением под воздействием конъюнктуры или перепада настроений. В силу этого политическая культура выражает внутренний кодекс человеческого поведения, воплощенные на практике, и поэтому выступают как стиль деятельности индивида в сфере политической власти (И. Шапиров, П. Шаран).

Особой сложностью отличается стиль массового политического поведения людей, поддерживаемых строением институтов власти, т.е. политической культурой в целом.

В то же время политическая культура, развиваясь по собственным законам, не является универсальным политическим явлением, пронизывающим все фазы и этапы политического процесса.

Назначение и функции политической культуры

В целом политическая культура способна оказывать тройственное воздействие а политические процессы и институты. Во-первых, под ее воздействием могут воспроизводиться традиционные формы политической жизни, даже в случае изменения внешних обстоятельств и характера правящего режима, в том числе в период реформации. Такая ее способность объясняет то, что большинство революций (т.е. стремительные, обвальные изменения) чаще всего заканчиваются либо возвратом к прежним порядкам, что свидетельствует о невозможности значительной части населения адаптировать новые для себя цели и ценности (видим на примере России и других стран СНГ) во многих проявлениях политического процесса, либо террором, только и способным принудить людей к реализации новых для них принципов политического развития.

Во-вторых, политическая культура порождает новые, нетрадиционные для общества формы социальной и политической жизни.

И, в-третьих, политическая культура способна комбинировать и синтезировать элементы прежнего политического устройства. Что же касается функции политической культуры в политической жизни, то к важнейшим можно отнести следующие:

а) функция идентификации. Раскрывает постоянную потребность человека в понимании своей групповой принадлежности и определении приемлемых для себя способов участия в выражении и отстаивании интересов той или иной общности;

б) ориентации. Характеризует стремление человека к смысловому отражению политических явлений, пониманию собственных возможностей при реализации права и свобод в конкретной политической системе;

в) адаптации. Эта функция выражает потребность человека в приспособлении к изменяющейся политической среде, условиям осуществления своих прав и властных полномочий;

г) социализации. Характеризует обретение человеком определенных навыков и свойств, позволяющих ему реализовывать в той или иной системе свои гражданские права, политические функции и интересы;

д) интеграции (дезинтеграция). Обеспечивает различным группам возможность сосуществовать в рамках определенной политической системы, сохранения целостности государства и его взаимоотношений с обществом в целом;

е) коммуникации. Обеспечивает взаимодействие всех субъектов и институтов власти на базе использования общепринятых норм, терминов, символов, стереотипов и другие средства информации и языка общения.

В различных исторических условиях, особенно при нестабильных политических процессах, некоторые функции политической культуры могут затихать, затухать и даже прекращать свое действие. Так, может и значительно снижаться коммуникативная функция, результатом чего будет обострение политики между различными общественными группами и особенно придерживающихся противоположных позиций относительно правительственного курса. Также в переходных процессах нередко возрастает способность политической культуры к дезинтеграции систем правления, основанных на непривычных для людей и общественных групп целях и ценностях (Россия и страны СНГ в настоящее время).

Структуры политической культуры

Политическая культура – явление полиструктурное, многоуровневое. Ее многообразные связи с различными социальными и политическими процессами обуславливают ее сложное строение и организацию, а разнообразные внутренние структуры отображают технологию формирования политического поведения субъектов, этапы становления политической культуры в отдельно взятой стране, регионе, наличие разнообразных субкультурных образований и т.д. Так, например, одна из структур политической культуры раскрывает различные способы ценностной ориентации человека в зависимости от уровня его ценностных представлений:

Различия в выборе людьми тех или иных ценностей ориентиров и способов политического поведения в значительной степени зависят от их принадлежности к социальным, национальным, демографическим, территориальным ролевым и другим группам. Выработка людьми ценностных ориентаций и соответствующих форм поведения на основе групповых целей и идеалов превращает политическую культуру в совокупность субкультурных образований, характеризующих наличие у их носителей существенных и несущественных различий в отношении к власти и государству, правящим партиям, в способах политического участия и т.д.

В конкретных странах наибольшим политическим влиянием могут обладать самые разнообразные субкультуры (религиозные в Северной Ирландии, Ливане и Индии, этнические в Азербайджане). В целом же наибольшее значение для жизни и политического развития общества имеет субкультура лидеров и элит, определяющая характер использования ее носителем специализированных функций по управлению политической системой. При этом наиболее важным элементом являются способности лидеров и представителей элиты выражать интересы рядовых граждан, не превращать свое общественное положение в способ достижения индивидуальных целей, «в персональную кормушку», не злоупотреблять служебным положением, а также их профессиональные управленческие качества, особенно те черты и свойства, которые позволяют лидерам и поддержать авторитет, убедить общественность во мнение, что занимаемое ими высокое место во власти принадлежит им по праву.
2. Уровни, типологии и критерии политической культуры.

Особенности западного и восточного типов.
Политическая культура – многосложный и неоднородный комплекс. В нем представлены различные уровни и типы: личностный, групповой, классовый, региональный, национальный, общественной системы. В отличие от политической культуры общества в целом выделяются и политической субкультуры, присущие отдельным группам населения или же целым системам. Так, в российском, казахстанском и других обществах СНГ достаточно отчетливо различимы субкультуры молодежи и ветеранов войны, номенклатуры и интеллектуальной элиты, партии, национальных групп, формирующегося слоя бизнесменов и предпринимателей.

Политическая культура обуславливается социальной системой, что находит свое выражение в наличии ее разных типов. На протяжении развития разнообразных государств и народов их выработано множество. Все они отражают преобладание в стиле политического поведения граждан определенных ценностей и стандартов, форм взаимоотношений с властями, а также иных элементов, сложившихся под доминирующим воздействием географических, духовных, экономических и других факторов. В основании типологии политических культур могут лежать различные факторы, отражающие, например, специфику разнообразных политических систем (Х.Экстайн), стран и регионов (Г.Алмонд, С.Верба), типов ориентаций граждан в политической игре (в частности, моралистических, индивидуальных или традиционных - Д.Элазор), открытость (дискурсивность) или закрытость (бездискурсивность) политических ценностей к инокультурным контактам (Р.Шварценберг), внутреннюю целостность культурных компонентов (Д.Канавах), идеологические различия (Е. Вятр и др.)

Особую известность в науке получила классификация политических культур, предложенная Г.Алмондом и С.Вербой в классическом труде «Гражданская культура» (Нью-Йорк, 1963 г.). Анализируя и сопоставляя компоненты и формы функционирования политических систем Англии, Италии, ФРГ, США и Мексики, они выделили три «чистых» типа политических культур:

  1. патриархальный, для которого характерно отсутствие интереса граждан к политической жизни. Он исключает наличие конкретных политических ролей, не конкретизирует политические ориентации.

  2. педданический, где сильна ориентация на политические институты и не высок уровень индивидуальной активности граждан. Позиция индивида – это позиция повиновения, зависимости, подчиненности.

  3. активистский или культура участия. Этот тип свидетельствует о заинтересованности граждан в политическом участии и о проявлении ими активности в этом. Здесь субъект – гражданин, перманентно участвующий в политике занимающий активную, заинтересованную позицию в политическом процессе.

Авторы подчеркивали, что в реальной жизни эти типы политической культуры взаимодействуют между собой, образуют смешанные формы с преобладанием тех или иных компонентов. Самой массовой и одновременно оптимальной, сточки зрения обеспечения стабильности политического режима, является синтетическая культура «гражданственной», где преобладают подданические установки и соответствующие формы участи людей в политике.

Фундаментом практически всех существующих в мире политических культур являются ценности и традиции Востока и Запада со своей спецификой цивилизационного устройства.

Идеалы политической культуры западного типа восходят к полисной (городской) организации власти в Древней Греции, предполагавшей обязательность участия граждан в решении общих вопросов, а также к римскому праву, утвердившему гражданский суверенитет личности. Определенное влияние на их содержание оказали и религиозные ценности христианства.

Специфика же восточного типа политической культуры основана на особенности жизнедеятельности общинных структур аграрного азиатского общества, формирующегося под воздействием ценностей арабо-мусульманской, конфуционской и индо-буддийской культур.

Наиболее существенные различия этих ценностных ориентаций граждан в политической жизни общества проявляются в следующем:


ЗАПАД



ВОСТОК

- уверенность в божественном происхождении власти, не связанном ни с какими человеческими достоинствами;

- отношение к политике как к подвижнической, недоступной всем деятельности, подчиненной кодексу поведения героев и принципам божественного правления; отрицание случайности политических событий и понимании политики как средства утверждения консенсуса, гармонии и мира;

- отрицание самодостаточности личности для осуществления властных полномочий, потребность в посреднике в отношении между индивидом и властью; приоритет идеалов справедливости, политическая индифферентность личности;

- признание главенствующей роли в политике элит и государства, предпочтение патроната государства над личностью, признание приоритета над личностью руководителей общин, сообществ,

предпринимательской деятельности индивида и группы;

- предпочтению личностью множественности форм политической жизни, состязательного типа во власти, плюрализма и демократий, предпочтение усложненной организации власти (наличия партии, разнообразных групп, давление и т.д.);

- соблюдение общественных законов и установлений (кодифицированного права) над частными нормами и правилами поведения, понимание различий в моральной и правовой мотивации политических действий граждан;


групп; доминирование ценностей корпоративизма;

- предпочтение личностью исполнительских функций в политической жизни и коллективных форм политического участия, лишенных индивидуальной ответственности; тяготение к авторитарному типу правления, упрощенным формам организации власти, поиску хоразматического лидера;

- обожествление (сакрализация) правителей и их деятельности по управлению обществом, отсутствие убежденности в необходимости их контроля;



В классическом виде названные ценности и традиции взаимодействия человека и власти формируют органические противоположные политические культуры (например, в США и Иране, во Франции и Кампучии). И даже перестройка политических институтов по образцам одного типа культуры не может зачастую поколебать устойчивость отдельных ценностей прежней культуры (Индия, например, после колониального владычества Англии, многие страны Африки, освободившиеся от колониальной зависимости, где главную роль и сегодня продолжают играть деревенские старосты, руководители религиозных общин и т.д.).


В то же время и в ряде западноевропейских стран повышенный интерес к религии и образу жизни на Востоке также никак не сказывается на изменении параметров их политических культур.

Однако, в некоторых государствах все-таки сформулировался некий синтез ценностей западного и восточного типов (Япония, Республика Корея, Сингапур), определенный симбиоз ценностных ориентаций и способов политического поведения граждан, формируется в настоящее время и в политической жизни стран СНГ (Россия, Казахстан и др.) в результате взаимодействия Запада и Востока.

О.Шпенглер в начале 20 века предсказал закат Европы. Спустя несколько десятилетий Ф.Фукуяма сделал противоположный вывод – европейская цивилизация, западный стиль жизни и образ мысли победили окончательно и бесповоротно. И в самом деле, как мы видели, расширение Европы на Восток, проведение рыночных реформ в России, Прибалтики и большинстве стран СНГ, устойчивый экономический рост Восточной Европы меняют картину мира. А чем все закончилось на сегодня? Бомбардировками Югославии и заявлениями Примакова о «мобилизации внутренних ресурсов», столкновением цивилизаций, предсказанным модным на Западе мыслителем С.Хантингтоном.

И действительно, качественные особенности вышеназванных мировых цивилизаций, как правило, обуславливают взаимно не преобразуемые основы политических культур. Но все-таки сближение их происходит и в перспективе может быть значительным вопреки Р.Киплингу, сказавшему: «Запад есть Запад, Восток есть Восток, не встретиться им никогда. Лишь у подножья Престола Божьего, в день страшного суда». Современный Восток, на мой взгляд, будет продолжать европеизироваться, перенимать как достоинства, так и пороки Западной (европейской) цивилизации.

Хотелось бы отметить, что на базе идей Г.Алмонда и С.Вербы разработаны новые типологии культур. Так, польский социолог Е.Вятр предложил следующую модель:

1. Традиционная политическая культура, присущая докапиталистическим обществам. Характер власти здесь признается священным, т.е. действуют традиционные нормы («Так всегда было, так всегда будет»), регулирующие права подданного и права власти, а политическая система и ее основные нормы признаются неизменными.

2. Политическая культура сословной демократии, которая сформировалась также в докапиталистическую эпоху. Для нее характерно то, что большинство народа полностью отстранено от участия в политической системе, а существующие институты и нормы гарантируют право политической деятельности лишь привилегированному большинству.

3. Демократическая и автократическая политическая культура. В ее двух разновидностях – авторитарной и тоталитарной, характерные для эпохи капитализма.

  1. Политическая культура социалистической демократии, утверждающаяся в условиях перехода к социализму. Другой польский ученый А.Боднер сводит все разновидности культур с точки зрения отношения к прогрессу, к двум типам: замкнутый – нацелен на восстановление по традиционному образу и открытый – ориентированный на изменения, легко усваивающие новые ценности.

Названные выше и другие авторы признают также реальность смешанных политических культур, что, естественно, в наибольшей мере отражает противоречивую, сложную картину общественного и политического бытия, особенно в современную эпоху – перехода от капитализма к посткапитализму.

Охарактеризованные выше типы политических культур носят наиболее общий характер, они в основном производны от типов и политических систем. На базе политического бытия конкретных социальных групп и обслуживающих их интересы институтов могут складываться в рамках общего типа специфические модели политических культур. Таковы, например, партийно-политическая, государственно-бюрократическая, националистическая, консервативная, радикалистская, религиозная модели.

В последнее время широко обсуждается вопрос о гражданской культуре, которая по Г.Алмонду и С.Вербе есть смешанная политическая культура. Она не сводится к какому-то одному типу политической культуры, а включает в себя совокупность противоречивых позиций и ориентаций, свойственным разработанным Г.Алмандом и С.Вербе трем основным типами, рассмотренных выше. Эта проблема особенно актуализировалась в условиях становления гражданского общества в постсоветских государствах. Именно с гражданским обществом увязывает гражданскую культуру Н.М. Кейзеров, считая, что стержнем этого вида культуры являются права человека, свобода человеческой личности, как таковой, признанные международным сообществом составляющие основную ценность гражданского общества. Поэтому не случайно в настоящее время политика все чаще обращаются к гражданским механизмам, общественным интересам, общественному согласию, национальной консолидации для разрешения самых острых политических противоречий, реализации основных ценностей гражданской жизни, составляющих фундамент политической и социальной демократии.

Политическая культура отдельной страны, как правило, формируется в процессе переплетения различных ценностных ориентаций и способов политического участия граждан, национальных традиций, обычаев способов общественного признания человека, доминирующих форм общения элиты и электората, а также других обстоятельств, которые выражают устойчивые черты цивилизованного развития общества и государства.

Так, американскую и английскую политическую культуру отличает всеобщность базовых политических ценностей, высокий уровень легитимности властей и ответственности элит за свои действия, особая почтительность граждан к символам государственности, склонность к минимизации конфликтов и поиску согласия между политическими партиями, гражданами, всеми политическими силами. Политическая культура Германии отличается повышенной законопослушностью населения, чуткостью к правовым регуляторам политического поведения и соблюдению процедур, ответственностью правящих элит за исполнение своих обязанностей и т.д.
3. Политическая социализация как процесс вхождения человека

в политическую культуру.

Сущность политической социализации, ее этапы и основные типы
Под политической социализацией понимается совокупность тех форм деятельности, в результате которых индивид или группа усваивает политическую культуру, обретая тем самым свойства политической субъективности. Таким образом, социализация это процесс вхождения человека в политическую жизнь общества, предполагающий овладение определенными политическими ценностями, образцами поведения и способами политической деятельности и поведения, а также творчески активное отношение к ним.

В каких бы типах не существовала политическая культура, образцы ее переходят от эпохи к эпохе, передаются от одного поколения к другому в процессе политической социализации. Понятие последней производно от общего социологического понятия – «социализация», обозначающего процесс формирования человеческой субъективности, т.е. личностных качеств. Осваивать политическую культуру – это означает учиться политике, становиться активным участником политической жизни, формировать в себе политическое сознание и самосознание, овладевать политическим мышлением и соответствующими навыками политической деятельности и поведения, вырабатываемыми цивилизацией. В современном обществе процесс политической социализации – это, прежде всего, овладение демократическими ценностями, нормами и культурными образцами. Они должны стать элементами внутреннего мира человека, превратиться в убеждение, в жизненные ориентиры и позиции, преобразовываться в способ деятельности в ходе политического воспитания и политической практике. Процесс этот многопланов и осуществляется посредством совокупности деятельности, форм и способов активности.

Политическая социализация включает познавательную, воспитательную и практическую политическую деятельность в их единстве, с использованием многообразных средств, арсенал которых простирается от школьного обучения до непосредственного участия людей в управлении государством.

Институтами политической социализации являются все политические и общественные организации, составляющие политическую систему, все органы и механизмы власти и сама политическая социализация как важный механизм в функционировании власти.

Воздействие на процесс политической социализации системы двояко: во-первых, своей политической политикой во внутренней и международной жизни, созданием условий для формирования у масс заинтересованного участия в общественных делах, и, во-вторых, информационной и идеологической деятельности, обеспечивающей население информацией о политической жизни и пропаганду ценностей, норм и культурных образцов, одобряемых политической системой. В науке отмечается широкий диапазон типологии политических индивидуальностей, формирующихся в современных обществах в зависимости от интересов господствующих в обществе политических сил и характера политического режима:

1. автомат-человек: не приемлет свободы, воспринимает целиком и полностью общепринятые формы индивидуальности, реагирует на политические стимулы без каких-либо индивидуальных корректив;

  1. псевдоконсервативный тип: воспринимает консервативную идеологию и руководствуется ею, хотя о себе думает, как о радикале;

  2. политический агитатор: это – лидер, умеющий возбуждать у других эмоции, служить образцом поведения;

  3. политический администратор: это лицо, умеющее управлять делами и ситуациями;

  4. политический теоретик: это лицо, умеющее манипулировать идеями;

  5. бюрократическая личность: это лицо, оторванное от народа, чуждое ему и стоящее над ним в иерархически организованной системе власти, главным правилом, которой является собственное сохранение и воспроизводство;

  6. индифферентная личность: не имеет никакого отношения к политике;

  7. моралист: это лицо, негодующее или восторженное, реагирует на события с большой эмоциональностью, но с малым знанием.

Встречаются и другие типологии, как социократ, конформист, догматик, социальный робот, как винтик в государственной системе, ее рабочая функция. Политологи считают, что данная типология политических личностей носит дискуссионный характер. Тем не менее она позволяет понять реальное многообразие и неоднозначность конкретных результатов политической социализации и их зависимость от характера политической среды. Этот вывод подтверждается также возможностью появления типа – носителя контркультуры как выражение кризиса политической социализации, особенно в контексте критики процесса социализации молодежи, отрицающей «культуру отцов» («хиппи», «битники» и т.п.). В то же время понятие контркультуры нельзя рассматривать однозначно, т.к. оно в определенной мере совпадает с понятием «молодежной субкультуры протеста», выражает особый тип сознания и поведения мироощущения и образа жизни. Пользуясь методом аналогии, можно сказать о формировании в обществе феномена политической контркультуры, сходного с соответствующим социальным явлением.

Политическая социализация, ориентированная на формирование в сознании граждан коммунистической идеологии с ее догмами и отжившими политическими стереотипами, порождает противоположные результаты, что наблюдалось в советский период истории и в настоящее время в мировоззрении значительной части населения в постсоветских республиках. Сформировались образцы политических личностей типа «автомат», «конформист», «моралист», «индифферентный человек» и т.п., а в политической палитре, можно сказать, ведущее место занял неизвестный истории до сих пор тип бюрократа – так называемая партийно-государственная номенклатура.

Политологи считают, что в перестроечные годы выявился и субъект-носитель политической контркультуры – условно по Д.П. Зеркину гипертоталиторист. Это, как правило, интеллигент-интеллектуал, не добившейся в своих притязаниях значительного социального или политического положения (роли) в обществе. Таких интеллигентов-демократов немецкий ученый-политик П.Линке охарактеризовал толпой «интеллектуалов-максималистов, доведших себя взаимной завистью до самопаралича».

Таким образом, процесс политической социализации как освоение людьми политической культуры реально осуществим только при условии заинтересованности в нем политического режима, ведущих политических сил и при подлинно демократическом характере и климате в обществе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что политическая культура представляет собой очень сложный, многослойный и многофакторный феномен. Она характеризуется разнообразием составных элементов. В то же время в рамках одной и той же политической культуры могут быть существенные различия в установках, ориентациях, политических симпатий и антипатий граждан одного и того же государства. Этим во многом объясняется существование множества конфликтных друг с другом идеологических и идейно-политических течений.

Политическая культура формируется на основе конкретной политической системы и реализуется в деятельности институтов власти, общественно-политических объединений и отдельных граждан как определенная родовая сущность цивилизованного способа и управления обществом.

Знания, ценности, ориентации, нормы, образцы поведения, символы, т.е. все эти элементы, комплексы, составляющие содержание политической культуры, представляют выработанный обществом образ политического мышления, деятельности и отношения, соответствующий глубинным интересам больших социальных групп, потребностям согласования интересов, необходимостью управления конфликтами и обеспечения гуманистических начал в осуществлении общественной власти. Американский ученный О.Гоффлер подчеркивает: «Каждое индустриальное общество, независимо от того, является ли оно капиталистическим или социалистическим, восточным или западным, руководствуется определенными принципами. Стандартизация, централизация, максимализация, гигантомания, дезинформация, специализация, синхронизация – пришельцы с Марса обнаружили бы повсюду одно и то же».
Список использованной литературы


  1. Житенев В.А. Политическая культура: опыт формирования и проблемы. – М., 1990 г.

  2. Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996 г.

  3. Кейзеров Н.М. Политическая и правовая культура. – М., 1983 г.

  4. Политология. Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. 2-е изд., перераб. и доп. – М., 1997 г.

  5. Пугачев В.Л., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебник для студентов высших учебных заведений. 3-е изд., перераб и доп. –М.: Аспект Пресс, 1998 г.


Приложение




Таблица № 1


Обеспечивает


Таблица № 2

Политическое сознание как элемент

политической культуры

Сущность политической культуры



Компоненты политической культуры


Таблица № 5
Типология политических культур



Таблица № 6
Функции политической культуры




В различных исторических условиях - чаще всего при нестабильных политических процессах – некоторые функции политической культуры могут затухать и даже прекращать свое действие.


Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации