Пенсионная реформа - файл n1.doc

Пенсионная реформа
Скачать все файлы (61 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc61kb.16.02.2014 20:58скачать

n1.doc

Пенсионная реформа.

Введение.

Низкий уровень пенсионного обеспечения и негативные демографические изменения, происходящие в нашей стране, настойчиво требовали проведения в России пенсионной реформы. Соотношение количества пенсионеров к количеству работающих с каждым годом увеличивается - число пенсионеров растёт, а количество трудоспособного населения неуклонно снижается: в настоящее время демографической ситуации одного пенсионера должны обеспечивать 3 работающих (тот же размер пенсии в 3000 рублей формируют отчислениями по 1000 рублей), а по прогнозам уже в 2015 году соотношение упадёт до 2 к 1, а к 2030 году — 1 к 1. В результате этой тенденции пенсия должна уменьшаться вместе с уменьшением соотношения работающих к количеству пенсионеров. Пенсионная реформа направлена на изменение существующей распределительной системы начисления пенсий, дополняя ее накопительной частью и персонифицированным учетом страховых обязательств государства перед каждым гражданином, в качестве образца которой была взята пенсионная система Швеции. Основной задачей реформы является достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника для дополнительных доходов в социальную систему. Суть реформы заключается в коренном изменении взаимоотношений между работником и работодателем: в повышении ответственности работников за обеспечение своей старости, а также в повышении ответственности работодателя за уплату страховых взносов за каждого работника.

Новая пенсионная модель.

Существовавшая ранее система назначения пенсий не давала работнику возможности заработать нормальную пенсию, она лишь перераспределяла средства между группами с различным уровнем доходов и из одних регионов в другие. Тогда как новая пенсионная модель в значительно большей мере является страховой и учитывает пенсионные права граждан в зависимости от размеров их зарплат и уплачиваемых пенсионных взносов. Для работающих пенсионеров предусмотрено улучшение их благосостояния, т.е. с 1 января 2002 г. они получают пенсию в полном объеме. Для людей предпенсионного возраста реформа эквивалентно учитывает пенсионные права, которые граждане приобрели в старой и новой пенсионной системах. Потому для этой категории населения будет произведен специальный перерасчет их условных накоплений с использованием сведений о совокупном трудовом стаже. Ряд категорий пенсионеров этой группы также получит надбавки к пенсии за выслугу лет. Это относится к работникам сферы образования, здравоохранения и культуры.

Таким образом, размер пенсии в новой пенсионной модели определяется прежде всего не стажем работника, как в старой, а его реальным заработком и размером отчислений в Пенсионный фонд, производимых работодателем. Это должно стимулировать работников, а следом за ними и работодателей к отказу от разного рода "серых" зарплатных схем и вывести скрытые части зарплат из тени, тем самым увеличив поступления средств для выплаты пенсий сегодняшним пенсионерам. Одним из факторов, говорящих в пользу выбора данной системы, является необходимость преодоления возможных негативных демографических аспектов для пенсионных систем, когда перераспределение средств от двух-трех работающих к одному пенсионеру становится невозможным - пенсионной системе приходится выполнять обязательства перед каждым пенсионером индивидуально.

Пенсионная реформа положительно скажется и на состоянии экономики в целом и позволит привлечь значительные капиталы на финансовые рынки страны. Как сказано в законе "Об обязательном пенсионном страховании", страхователем может выступать не только государственный Пенсионный фонд, но и частные финансовые институты. Начиная с 2004 г. в пенсионной реформе принимают участие негосударственные пенсионные фонды - туда можно переводить накопления из ПФР. Одна из основных задач, которую должна решить реформа, - обеспечить прозрачность пенсионной системы. Каждый работник ежегодно должен получать отчет о состоянии заработанных им пенсионных прав: общий объем перечисленных работодателем взносов, общий объем пенсионного капитала. Уже начиная с 1 января 2002 г. реально запущен механизм персонифицированного учета уплаченных взносов, и каждый россиянин, застрахованный в системе обязательного страхования, будет получать официальные уведомления о состоянии собственного пенсионного счета. Первые его результаты россияне смогли оценить уже в 2003 г. Год от года застрахованные смогут отслеживать и результаты накопительного финансирования пенсий - точнее, объемы дополнительных доходов пенсионной системы. Размер базовой и страховой части пенсии предполагается индексировать ежегодно с учетом темпов инфляции.

Структура пенсионной системы Российской Федерации.

Для обеспечения финансовой устойчивости системы обязательного пенсионного страхования предусматривается создание Пенсионным фондом России резерва, который должен обеспечить безусловное выполнение обязательств по выплате пенсий перед нынешними пенсионерами. По закону "Об обязательном пенсионном страховании" государство несет полную ответственность за выплату пенсий гражданам, в том числе субсидиарную ответственность за деятельность Пенсионного фонда России и отвечает по его обязательствам перед застрахованными лицами. В апреле 2001 г. Национальным Советом и Правительством Российской Федерации была одобрена Программа пенсионной реформы, которая определила новые принципы и направления развития пенсионной системы страны. В данной Программе было определено, что пенсионная система должна состоять из государственного пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного страхования и дополнительного пенсионного страхования и обеспечения:

1.Государственное пенсионное обеспечение, основанное на финансировании пенсий за счет федерального бюджета. Это социальные пенсии для отдельных категорий граждан.

2. Обязательное пенсионное страхование, включающее в себя трудовую пенсию по старости или инвалидности (в составе базовой, страховой и накопительной частей) и трудовую пенсию по случаю потери кормильца (в составе базовой и страховой частей) и финансируемое за счет страховых взносов работодателя;

3. Дополнительное пенсионное страхование и обеспечение, включающее в себя пенсии, выплачиваемые за счет взносов работодателей и самостоятельных пенсионных накоплений граждан.

Обязательное пенсионное страхование.

Каждый работодатель ежемесячно обязан платить в пользу своих работников Единый социальный налог (ЕСН). Часть ЕСН направляется на цели пенсионного обеспечения (20%) и идет на финансирование трудовой пенсии. Индивидуальный предприниматель платит фиксированную ставку ежемесячно. Организации, пользующиеся упрощенной системой налогообложения, не платят ЕСН, а платят только 10% как страховой взнос и 4%-накопительный.

Трудовая пенсия состоит из базовой, страховой и накопительной частей.

Базовая часть (6%)-гарантируется государством, выплачивается с трудовым стажем не менее 5 лет, не зависит от уровня заработной платы и ее размер устанавливается законодательно в виде фиксированной суммы (на 01.03.09 г. 1950 руб.). Она является государственной гарантией минимального пенсионного обеспечения всем гражданам, имеющим право на трудовую пенсию, независимо от продолжительности страхового стажа. Финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется из федерального бюджета за счет поступающих в него сумм единого социального налога. Фактически данная часть трудовой пенсии существует вне рамок обязательного пенсионного страхования и относится к государственному пенсионному обеспечению. Путем установления базовой части трудовой пенсии в новой пенсионной системе происходит защита малоимущих граждан, не имевших на протяжения трудовой деятельности высоких заработков. В некоторых случаях может устанавливаться повышенная базовая часть трудовой пенсии (например, при наличии иждивенца).

Страховая часть (8%)- зависит от уровня официальной заработной платы и трудового стажа Размер страховой части трудовой пенсии устанавливается исходя из суммы страховых взносов, поступивших на финансирование данной части пенсии за застрахованное лицо в течение всей его трудовой деятельности (расчетного пенсионного капитала). Данная часть трудовой пенсии носит условно-накопительный характер. Суммы страховых взносов, уплачиваемые за застрахованное лицо на финансирование страховой части трудовой пенсии, учитываются на его индивидуальном лицевом счете в виде обязательств пенсионной системы. По достижении лицом пенсионного возраста он получит сумму пенсии в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенных на его счете. Формируется и выплачивается ПФР.

Накопительная часть трудовой пенсии образуется только у граждан 1967 года рождения и моложе. С 2008 года размер отчислений на накопительную часть составляет 6%(2005-2007 годах-4%). Размер накопительной пенсии зависит: от реального размера заработной платы, периода накопления, от инвестиционного дохода. При оформлении пенсии накопительная часть будет делиться на 19 лет или 228 месяцев (средняя продолжительность жизни пенсионера исходя из средних статистических данных) и ежемесячно выплачиваться в дополнение к базовой и страховой частям пенсии. При случае смерти застрахованного гражданина до назначении пенсии, средства (учтенные на его накопительном счете) выплачиваются правопреемникам.

Дополнительное пенсионное обеспечение.

Добровольное пенсионное обеспечение подразумевает формирование пенсионных сбережений в Негосударственных пенсионных фондах исключительно за счет дополнительных добровольных взносов работодателей или самих граждан. Оно осуществляется в самых разнообразных формах, как в виде пенсионных систем отдельных предприятий и организаций, так и в виде пенсионного обеспечения отдельных граждан, перечисляющих взносы в свою пользу или в пользу своих близких.

В отличие от обязательного государственного пенсионного обеспечения, условия которого установлены законом, условия добровольного пенсионного обеспечения устанавливаются договором между вкладчиком и фондом.

Схема взаимодействия вкладчика и фонда проста: в соответствии с условиями пенсионного договора, определенными с потребностями и возможностями вкладчика, последний перечисляет в фонд пенсионные взносы. Фонд обеспечивает сохранность и прирост этих средств с помощью разнообразных инвестиционных инструментов, а при наступлении пенсионного возраста производит участнику пенсионные выплаты.

Накопительная часть трудовой пенсии.

Накопительная часть предназначена для увеличения будущей пенсии за счет ее многолетнего инвестирования с целью получения дохода. Она также зависит от уровня заработной платы и трудового стажа. Может формироваться и выплачиваться в ПФР (Пенсионный фонд России), НПФ (Негосударственный пенсионный фонд), ЧУК (частная управляющая компания). НПФ и ЧУК имеют больше возможностей в управлении пенсионными накоплениями, чем ПФР (т.к. пенсионными накоплениями распоряжается Государственная управляющая компания (ВЭБ), она может вкладывать деньги только в государственные ценные бумаги, доход которых не всегда покрывает уровень инфляции). А жесткая система контроля НПФ, законодательно утвержденная государством, фактически исключает возможность банкротства. Более того, в соответствии с ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», на средства пенсионных накоплений не может быть обращено взыскание по долгам фонда (за исключением долгов фонда перед застрахованными лицами), вкладчиков, страхователя, управляющих компаний, специализированного депозитария и иных лиц, включая застрахованных лиц и участников, к ним также не могут применяться меры по обеспечению заявленных требований, в том числе арест имущества. По отношению к другим финансовым институтам подобная норма отсутствует, из чего следует о надежности НПФ и гарантии о выплате государственных накоплений. При добровольной ликвидации Фонда, все пенсионные накопления вместе с инвестиционным доходом и информацией о застрахованных лицах передаются в ПФР, который уже в свою очередь осуществляет выплаты.

Доверив свои деньги одной из организаций, остается лишь следить за тем, как прирастают накопления. О результатах инвестирования и состояния пенсионного счета можно узнать из ежегодного письма ПФР или НПФ. Один раз в год можно менять своего управляющего накопительной частью: перевести их в ПФР или в другой ЧУК, НПФ.

Софинансирование.

С 1 октября 2008 года можно значительно увеличить пенсионные накопления за счет поддержки государства. В силу вступила государственная программа софинансирования дополнительных взносов на накопительную часть трудовой пенсии (Федеральный закон №56-ФЗ от 30.04.2008 «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»). С этого момента появляется возможность пополнять накопительную часть за счет личных средств. А государство, в свою очередь, на каждый рубль, отложенный вами на будущее, внесет еще один рубль, но не более 12000руб. в год (т.е. если откладывать по 1000 в месяц, за год получится 12000руб+ 12000руб (от государства)=24000руб. в год и за 10 лет получится 240000руб.+проценты). Работать система софинансирования будет 10 лет с момента участия. Таким образом, вступив в систему, будете на протяжении 10 лет получать от государства добавку к накопительной части пенсии. Чтобы получить государственную поддержку, нужно: 1) Стать участником программы софинансирования (для этого достаточно подать заявление о добровольной уплате дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии (принимается до 1 октября 2013 года)); 2) Начать пополнять накопительную часть дополнительными взносами не менее 2000 рублей в год. Заявление можно подать: через своего работодателя, в ПФР, НПФ или ЧУК.

Вносить деньги можно двумя способами: 1) Через работодателя - в этом случае нужно подать соответствующее заявление в бухгалтерию предприятия с указанием суммы взносов; 2) Самостоятельно через банк.

Дополнительные взносы автоматически включаются в состав пенсионных накоплений. Их инвестированием занимается та компания, в которой находится ваша накопительная часть.

Заключение.

Существовавшая пенсионная система, в основе которой лежали принципы распределения и солидарности поколений, даже модернизированная, не могла в изменившихся условиях обеспечивать достойный уровень жизни нынешним и тем более будущим пенсионерам. Все это обусловило перевод пенсионной системы на страховую основу зарубежного и отечественного опыта регулирования пенсионной системы. Таким образом, размер трудовой пенсии поставлен в прямую зависимость от суммы поступивших в ПФР страховых взносов за весь период трудовой деятельности работника, а не от продолжительности его трудового стажа и среднемесячного заработка как было ранее. Не существует никаких ограничений по учету заработной платы при исчислении пенсии. В ее размере отражается фактический размер заработной платы, с которого уплачивались страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Несомненно, что зависимость размера трудовой пенсии от поступивших страховых взносов с полной заработной платы мотивирует уплату страховых взносов и формирует увеличение доходной части бюджета ПФР. Новое пенсионное законодательство сохранило все пенсионные права граждан, приобретенные в старой пенсионной системе. В этих целях проводится так называемая оценка пенсионных прав. Без такой оценки граждане разного возраста находились бы в неравных условиях, поскольку не все из них могли бы за оставшееся до выхода на пенсию время сформировать достаточный расчетный пенсионный капитал, а установить общую сумму страховых взносов за период до 1 января 2002 г. фактически невозможно. Базой для оценки пенсионных прав фактически являются нормы действовавшего до начала пенсионной реформы пенсионного законодательства.

Пенсионной системе Российской Федерации произошли существенные изменения.

Для нынешних пенсионеров и застрахованных лиц, попадающих под действие дореформенной и новой пенсионной системы правительство предполагает довести средний размер трудовой пенсии до 2,5 размеров прожиточного минимума к 2020 году. Для застрахованных лиц, полностью попадающих под действие новой пенсионной системы, предполагается создать необходимые условия для получения трудовой пенсии по старости на уровне 40% утраченного заработка, на который начислялись страховые взносы, в реальном выражении. Основными механизмами достижения выдвинутых ориентиров являются:

1) Повышение уровня пенсионного обеспечения лиц старшего поколения и ликвидация бедности среди пенсионеров. Данный ориентир будет выполнен с помощью валоризации (повышение денежной оценки) пенсионных прав, приобретенных до 01.01.2002 года, с учетом советского стажа до 01.01.1991 года на 10% плюс 1% за каждый год вышеуказанного стажа, а также за счет введения минимального уровня материального обеспечения.

2) Усиление страховых принципов предоставления трудовых пенсий.

Перевод базовой части трудовой пенсии в состав страховой части, ее индексация по общему правилу – росту доходов пенсионного Фонда России на каждого пенсионера (а не по росту цен), при условии установления достаточных источников финансирования системы обязательного пенсионного страхования. Установление, начиная с 2015 года, зависимости размера базовой составляющей страховой части трудовой пенсии по старости от продолжительности трудового стажа в момент ее назначения.

3) Создание условий для формирования пенсионных прав застрахованных лиц в необходимом объеме. Повысится тариф взносов, учитываемых на индивидуальных лицевых счетах граждан, с 14% до 16%.

4) Совершенствование накопительной составляющей пенсионной системы. Стимулирование личных инициатив по повышению пенсии за счет формирования дополнительных накоплений и обращения за пенсией в более позднем возрасте. Расширение инвестиционного портфеля государственной управляющей компании в целях предоставления возможности повышения доходности инвестирования средств пенсионных накоплений

В 2009 году предстоит решать задачи по подготовке изменений пенсионного законодательства, которые должны вступить в силу с 1 января 2010 года, и которые направлены на дальнейший рост пенсионного обеспечения. В 2010 году произойдет переход на страховые принципы пенсионного обеспечения. Единый социальный налог будет заменен на страховые платежи. Это позволит сбалансировать пенсионную систему, повысить ее устойчивость, снизить зависимость от бюджетных вливаний. Процесс формирования пенсии будет более прозрачным и понятным

Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации