Фролов М.П., Шолох В.П. и др. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс - файл n1.doc

Фролов М.П., Шолох В.П. и др. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс
Скачать все файлы (4006.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc4007kb.14.01.2014 04:50скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Основы

безопасности

жизнедеятельности

б

класс

Учебник для общеобразовательных учреждений

Под редакцией Ю.Л. ВОРОБЬЁВА, заслуженного спасателя РФ, Героя России

Рекомендовано


Астрель Москва • 2013
Министерством образования и науки Российской Федерации







УДК 373:614 ББК 68.9я721 0-75

Авторы:

М.П. Фролов, В.П. Шолох, М.В. Юрьева, Б.И. Мишин

Рецензенты: Российская академия наук, Российская академия образования

Основы безопасности жизнедеятельности : б-й класс : учеб- 0-75 ник для общеобразовательных учреждений / М.П. Фролов, В.П. Шолох, М.В. Юрьева, Б.И. Мишин; под ред. Ю.Л. Во­робьёва. — Москва : Астрель, 2013. — 190, [2] с.: ил.

ISBN 978-5-271-41029-1 (ООО «Издательство Астрель»)

Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» для 6 класса создан на основе федерального государственного образовательного стандарта.

Данный учебник познакомит с правилами выживания в опасных и экс­тремальных природных условиях. Поможет приобрести самые необходимые навыки, которые будут полезны и в повседневной жизни. Разнообразный фактический материал, множество исторических примеров, занимательные вопросы и задания для закрепления полученных знаний научат школьни­ков избегать опасных ситуаций и успешно с ними справляться.

УДК 373:614 ББК 68.9я721

ISBN 978-5-271-41029-1 (ООО «Издательство Астрель»)

ISBN 978-985-18-0983-3 (ООО «Харвест»)

© ООО «Издательство Астрель»

СОДЕРЖАНИЕ

класс 2

БЕЗОПАСНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА В ОПАСНЫХ И ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЯХ 35

ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ В ПРИРОДЕ И ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕКА, ПОПАВШЕГО В НЕЁ 35

1.Опасные и экстремальные ситуации. Что к ним приводит? 35

2.Как подготовиться к путешествию, чтобы избежать опасных ситуаций 40

3.Причины, мешающие успешно справиться с экстремальной ситуацией 47

ПРЕБЫВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА В РАЗЛИЧНЫХ КЛИМАТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ 55

4.Влияние климата на человека 55

5.Общие правила успешной акклиматизации 38

СПОСОБЫ ВЫЖИВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА В УСЛОВИЯХ АВТОНОМНОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ 40

6.Если ты отстал от группы 41

7.Если ты заблудился в лесу 43

8.Авария транспортного средства в безлюдной местности 51

9.Способы подачи сигналов бедствия 55

Ориентирование по Солнцу 58

Определение местного времени и сторон света с помощью гномона 60

Ориентирование по звёздам 61

Р — — — — — — — — — — — Помни: 65

13.Как находить дорогу к жилью 66

14.Устройство временных укрытий 70

Выбор места 70

Постройка временных укрытий 74

Виды зимних укрытий 77

Временные укрытия в пустыне 82

15.Добывание огня, разведение костра 85

Место для костра 86

Разжигание костра 88

г — — — — — — — — — — п 90

Типы костров, очаги. Сохранение огня 90

16.Обеспечение бытовых потребностей 95

17.Обеспечение водой 99

г — — — — — — — — — — — 1 108

г — — — — — — — — — — — 1 113

L_-.______-.__J 126

ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ 138

ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ 1. Общие принципы оказания самопомощи 138

г — — — — — — — — — — — 1 145

Г “ “ 148

г — — — — — — — — — — — п 160

г — — — — — — — — — — — п 163

V J 195

Глава III

Способы выживания человека в условиях

класс 2

БЕЗОПАСНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА В ОПАСНЫХ И ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЯХ 35

ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ В ПРИРОДЕ И ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕКА, ПОПАВШЕГО В НЕЁ 35

1.Опасные и экстремальные ситуации. Что к ним приводит? 35

2.Как подготовиться к путешествию, чтобы избежать опасных ситуаций 40

3.Причины, мешающие успешно справиться с экстремальной ситуацией 47

ПРЕБЫВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА В РАЗЛИЧНЫХ КЛИМАТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ 55

4.Влияние климата на человека 55

5.Общие правила успешной акклиматизации 38

СПОСОБЫ ВЫЖИВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА В УСЛОВИЯХ АВТОНОМНОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ 40

6.Если ты отстал от группы 41

7.Если ты заблудился в лесу 43

8.Авария транспортного средства в безлюдной местности 51

9.Способы подачи сигналов бедствия 55

Ориентирование по Солнцу 58

Определение местного времени и сторон света с помощью гномона 60

Ориентирование по звёздам 61

Р — — — — — — — — — — — Помни: 65

13.Как находить дорогу к жилью 66

14.Устройство временных укрытий 70

Выбор места 70

Постройка временных укрытий 74

Виды зимних укрытий 77

Временные укрытия в пустыне 82

15.Добывание огня, разведение костра 85

Место для костра 86

Разжигание костра 88

г — — — — — — — — — — п 90

Типы костров, очаги. Сохранение огня 90

16.Обеспечение бытовых потребностей 95

17.Обеспечение водой 99

г — — — — — — — — — — — 1 108

г — — — — — — — — — — — 1 113

L_-.______-.__J 126

ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ 138

ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ 1. Общие принципы оказания самопомощи 138

г — — — — — — — — — — — 1 145

Г “ “ 148

г — — — — — — — — — — — п 160

г — — — — — — — — — — — п 163

V J 195

Раздел II

Основы медицинских знаний

Глава IV

Оказание первой помощи в экстремальных

класс 2

БЕЗОПАСНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА В ОПАСНЫХ И ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЯХ 35

ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ В ПРИРОДЕ И ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕКА, ПОПАВШЕГО В НЕЁ 35

1.Опасные и экстремальные ситуации. Что к ним приводит? 35

2.Как подготовиться к путешествию, чтобы избежать опасных ситуаций 40

3.Причины, мешающие успешно справиться с экстремальной ситуацией 47

ПРЕБЫВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА В РАЗЛИЧНЫХ КЛИМАТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ 55

4.Влияние климата на человека 55

5.Общие правила успешной акклиматизации 38

СПОСОБЫ ВЫЖИВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА В УСЛОВИЯХ АВТОНОМНОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ 40

6.Если ты отстал от группы 41

7.Если ты заблудился в лесу 43

8.Авария транспортного средства в безлюдной местности 51

9.Способы подачи сигналов бедствия 55

Ориентирование по Солнцу 58

Определение местного времени и сторон света с помощью гномона 60

Ориентирование по звёздам 61

Р — — — — — — — — — — — Помни: 65

13.Как находить дорогу к жилью 66

14.Устройство временных укрытий 70

Выбор места 70

Постройка временных укрытий 74

Виды зимних укрытий 77

Временные укрытия в пустыне 82

15.Добывание огня, разведение костра 85

Место для костра 86

Разжигание костра 88

г — — — — — — — — — — п 90

Типы костров, очаги. Сохранение огня 90

16.Обеспечение бытовых потребностей 95

17.Обеспечение водой 99

г — — — — — — — — — — — 1 108

г — — — — — — — — — — — 1 113

L_-.______-.__J 126

ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ 138

ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ 1. Общие принципы оказания самопомощи 138

г — — — — — — — — — — — 1 145

Г “ “ 148

г — — — — — — — — — — — п 160

г — — — — — — — — — — — п 163

V J 195

ВВЕДЕНИЕ

Каждый из нас может побывать в любой точке земного шара. Самолёт или морской лайнер, скоростной поезд или ав­томобиль быстро доставят нас до пункта назначения.

Человек изведал практически все уголки нашей плане­ты. Большая часть Земли освоена и продолжает осваиваться: строятся города, прокладываются дороги, создаются крупные промышленные центры. Жизнь почти что половины населе­ния Земли связана с городами.

Однако человек ещё не совсем утратил связь с природой. Когда мы хотим отдохнуть, мы отправляемся на прогулку в парк, или в поход по родному краю, или в дальнее путешест­вие в новые страны. Некоторые смелые люди отправляются в длительные путешествия пешком или на велосипедах, а кто-то пускается один в кругосветное плавание на небольших судах.

Во время путешествия, отдыха каждый из нас может по­пасть в сложную ситуацию. По различным причинам остать­ся один на один с дикой природой.

Современная цивилизация дала нам готовую пищу, жи­лище, средства передвижения и сообщения и многое другое. Если человек вдруг остался без готовых продуктов, медика­ментов, необходимой одежды и средств ориентирования в ди­кой природе, то многие люди в этой ситуации теряются, па­никуют и даже могут погибнуть.

Одна из задач курса «Основы безопасности жизнедея­тельности» познакомить с правилами выживания в опасных и экстремальных природных условиях и приобрести самые необходимые навыки и умения.

Работая с учебником, ты узнаешь о возможных опасных ситуациях, в которых может оказаться человек, находящий­ся в условиях автономного существования в дикой природе, и поймёшь, как следует себя вести в различных обстоятель­ствах. Надеемся, что новые знания помогут тебе научиться правильно оценивать обстановку, принимать разумные реше­ния, а главное — сохранить здоровье и жизнь!
Как работать с учебником

Внимательно прочитай содержание учебника. Оно познакомит тебя с темами, которые тебе предстоит изучить в новом учебном году, и всегда поможет быстро найти необходимый материал.

Читая параграф, обращай внимание на выделенные в тексте слова — это новые понятия и термины, которые надо запомнить.

Главные мысли каждой темы отмечены знаком 0.

Правила безопасности жизнедеятельности и советы, как дейст­вовать в той или иной ситуации, отмечены знаком 0, а те действия,

которые ни при каких условиях нельзя совершать, — Ж.

Для успешного усвоения материала в учебнике предлагается дополнительный материал.




-UtnM—

4п

НЕКОТОРЫЕ

ФАКТЫ
В рубрике «На заметку» приводятся наглядные примеры и даются пояснения, как вести себя в конкретной ситуа­ции.

В рубрике «Некоторые факты» ты узнаешь о многих лю­бопытных, действительно происходивших событиях.

После каждого параграфа даются «Вопросы» и «Задания». Они помогут проверить, как ты усвоил прочитанный материал. Закрепить свои знания и приобрести необходимые навыки и умения.

При подготовке к занятиям обращайся к «Приложению» и фор­зацам учебника, информация которых поможет тебе легче запомнить главные правила безопасности жизнедеятельности. В конце учебника даны темы проектной деятельности и рекомендации, как их выпол­нить.

Дополнительный материал по курсу ОБЖ ты можешь найти на сайте: http://www.window.edu.ru —* «Единое окно доступа к образо­вательным ресурсам» —*■ Раздел — Федеральные образовательные порталы —*■ Единое окно доступа к образовательным ресурсам —► Общее образование —* Основы безопасности жизнедеятельности.

Не забывай о своём словаре-азбуке, который ты начал создавать в 5-м классе. Продолжай записывать новые правила и понятия, и ты со­здашь свою книгу по ОБЖ, которая поможет тебе и другим людям в жизни.

Желаем тебе плодотворной работы с учебником!
Раздел I

БЕЗОПАСНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА В ОПАСНЫХ И ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЯХ

Глава I

ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ В ПРИРОДЕ И ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕКА, ПОПАВШЕГО В НЕЁ

  1. Опасные и экстремальные ситуации. Что к ним приводит?

С опасностями человек знаком с момента своего появления на Земле.

Нашим дальним предкам основную угрозу несли природные опасности, например, лес­ные пожары, засуха, мороз, ливневые дож­ди, встречи с дикими животными. Правда и сейчас природные катаклизмы часто ста­вят человека в затруднительное положение.

Уже тысячелетия жизнь человека полна неожиданностей, часто неприятных. Люди получают травмы и гибнут в результате по­жаров и отравлений в быту, транспортных аварий, криминогенных происшествий, и при встрече человека один на один с приро­дой. Деятельность человека в современных условиях техногенной и социальной среды несёт в себе потенциальную угрозу.

К сожалению, реальную опасность в своей деятельности представляет сам человек. Ведь известно, что травматизм в быту или на отдыхе является не следствием действия ка­ких-то неподвластных человеку сил, а есть результат его собственных ошибок, легкомыслия или незнания.

Как правило, жизнь и здоровье человека зависят от его своевременных и грамотных действий. Поэтому осознать это — значит сделать первый шаг в овладении основами выживания в природе и обществе.

Что же такое опасные и экстремальные (чрезвычайные) ситуации в условиях природной среды?

Это ситуации, которые могут возникнуть в результате взаимодействия человека с окружающей средой.

Опасные ситуации — это такие ситуации, которые мо­гут привести к развитию неблагоприятных событий для человека или окружающей среды.

Экстремальная ситуация — ситуация, представляющая угрозу для жизни человека.

Такие ситуации могут возникнуть при нахождении че­ловека или группы людей в природных условиях: в лесу, в пустыне, в горах, на реке, то есть там, где опасность рядом, а помощь — далеко.

Назовём условия возникновения некоторых видов опас­ных и экстремальных ситуаций в природе:

Приведём пример. Многие увлекаются горным туризмом. Поход в горы — это заведомо опасная ситуация. Сложно пе­

ремещаться по крутым каменистым склонам и узким тро­пам вдоль высоких обрывов. В горах бывают обвалы, схо­ды снежных лавин, оползни, после ливневых дождей могут появиться мощные грязе-каменные потоки — сели. Если же человек попадает в какую-либо из перечисленных опас­ных ситуаций, то она становится для него экстремальной.

В возникновении большинства экстремальных ситуаций пови­нен сам человек. Например, туристы пошли в горы во второй половине дня. Они были в касках, предохраняющих голову от падающих камней. При пересечении склона начался камнепад. Катящийся крупный камень перебил ногу человеку.

Кто в этом повинен? Природная стихия? Да. Но случившаяся си­туация была прогнозируема. Туристы знали, что на этом склоне бывают камнепады. Они пренебрегли известным фактом или не подумали о том, что камнепады обычно происходят во второй половине дня, когда солнце успевает прогреть поверхность и лёд, укрепляющий камни на склоне, тает. Туристам следовало пройти этот участок рано утром, когда за ночь лёд скрепил кам­ни, а утренние солнечные лучи его ещё не растопили. Туристы вышли на склон в послеобеденное время и тем самым увеличи­ли риск пострадать в экстремальной ситуации.

Следовательно, можно сделать вывод: экстремальные си­туации часто являются результатом неправильных дейст­вий самого человека из-за беспечности или отсутствия не­обходимых знаний.

Например:

Успех выживания человека при его автономном сущест­вовании в природе зависит от знаний местных природных условий, будь то тундра или высокогорье, тайга или влаж­ные тропические леса. Для каждого крупного природного района Земли характерны свои особенности климата и по­годы, типы растительного и животного мира. Если человек

знает об этих особенностях, то он сможет выбрать необхо­димый способ добыть пищу, воду, огонь, построить убежи­ще, защитить себя от различных заболеваний и возмож­ных опасностей в любое время года и в любой местности. Основа успеха выживания человека в условиях вынужден­ной автономии в природе — это умение выжить.

Люди гибнут от жары в пустыне, не зная, как найти во­ду, от холода зимой в лесу, не умея построить укрытие из снега. В тайге, где много съедобных растений, и в тропи­ческих лесах гибнут от голода, или умирают от укусов ядо­витых животных, не умея оказать себе первую помощь.

Выясним, что помогает человеку выжить в природе.

0 Психологическая подготовленность к возможным трудностям и их преодолению. Никогда не надо па­дать духом и поддаваться страху. Поддавшись страху, человек окончательно утрачивает способность контро­лировать действия и принимать правильные решения.

0 Знания о том, как действовать в различных условиях автономного существования, умения обеспечить себя необходимым минимумом того, что поможет сохра­нить жизнь.

0 Физическое состояние: здоровье, закалённость и вы­носливость.

0 Необходимое аварийное снаряжение: специальная одежда, нож, спички, аптечка, запас продуктов пита­ния. Например, даже если вы отправляетесь на одно­дневную автобусную экскурсию, стоит взять бинт и бак­терицидный пластырь, маленькую бутылочку с водой.

Специалисты дают такие советы:

0 Экстремальных ситуаций нужно по возможности из­бегать.

0 Экстремальных ситуаций нужно не допускать.

0 Никогда не падать духом и не поддаваться страху.

0 Чтобы не допускать экстремальных ситуаций, необхо­димо знание их причин.
0 Чтобы выйти из экстремальной ситуации, также не­обходимо знание правильных действий.

Знания всегда необходимы человеку, но важны и прак­тические навыки. Зная правила поведения в дикой природе и обладая необходимыми навыками: умением ориентиро­ваться на местности, развести костёр, соорудить укрытие, оказать первую помощь, ты не только выживешь сам, но и поможешь другим людям в экстремальной ситуации.

Вот для чего нужен курс «Основ безопасности жизнедея­тельности».

Вопросы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации