Шпаргалки - Вопросы и ответы на экзаменационные вопросы - файл n1.docx

Шпаргалки - Вопросы и ответы на экзаменационные вопросы
Скачать все файлы (166.2 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.docx167kb.16.02.2014 19:33скачать

n1.docx

  1   2   3   4   5   6   7   8
КПЗС

1. Понятие, предмет и система конституционного права зарубежных стран - Предметом конституционного права зарубежных стран является государственное право конкретных стран, их национальные правовые системы. Конституционное право в каждой стране является ведущей, основополагающей отраслью национальной системы права и представляет собой совокупность юридических норм, содержащихся в конституции, законах, других источниках права, регулирующих определённую категорию общественных правоотношений (правовое положение личности, устройство государства, форма правления и др.). В настоящее время в мире существует более 200 государств, каждое из которых имеет свою правовую систему: высокоразвитые страны Запада (и Япония), государства среднеразвитого капитализма (Португалия, Греция, Мальта), бывшие социалистические страны Европы (Албания, Польша, Румыния), развивающиеся страны, большинство из которых были колониями или зависимыми территориями (Алжир, Египет, Кения, Индия), государства, продолжающие считать себя социалистическими (Китайская народная республика, Лаос, Куба). Они чрезвычайно разнообразны, основным источником являются конституции – основной закон государства (за исключением некоторых мусульманских стран). В федеративных государства часто есть конституции частей федерации (штаты, республики, провинции). Объектом конституционно-правовых отношений выступают материальная или духовная реальность, по поводу которой стороны вступают в отношения (власть, суверенитет, свобода, достоинство личности). Участники конституционно-правовых отношений называются субъектами конституционного права. В их число обычно включаются: 1. Социальные и национальные общности (народ, являющийся источником власти, нации, иные этнические группы, имеющие право на самоопределение, классы в странах тоталитарного социализма). 2. Государство и его составные части (например, субъекты федерации в Германии – земли). 3. Основные органы государства (глава государства – император в Японии, президент в США, Парламент в Великобритании, Кабинет Министров в Индии). 4. Общественные объединения и коллективы граждан публичного характера, которые участвуют в политической жизни, а не занимаются только извлечением прибыли (например, партии). 5. Депутаты представительных органов. 7. Органы местного самоуправления и управления (Советы графств в Великобритании, мэры городов во Франции). 8. Индивиды (граждане, лица без гражданства, иностранные граждане). Каждая из этих категорий населения обладает своим объёмом конституционных прав. Особенностью конституционно-правовых отношений является то, что каждый их участник имеет прямой или опосредованный интерес относительно публичной власти. Наука конституционного права зарубежных стран является ответвлением от единой науки конституционного права и её составной частью. Она представляет собой не совокупность норм, а систему знаний о специфике конституционно-правового регулирования общественных отношений, складывающихся в сфере принадлежности, организации и осуществления публичной власти, правового положения личности. Её содержанием являются конституционные доктрины, гипотезы, идеи и рекомендации правоведов по совершенствованию законодательства, политических процессов и институтов конкретного государства. Предмет науки конституционного права базируется на конституции, но её не исчерпывается. Самостоятельность наука конституционного права приобрела в первой половине XIX века в Западной Европе и Северной Америке, выделившись из философии, социологии и ряда отраслей юриспруденции. К основным функциям данной науки относятся: 1. Познавательная функция - направленное на получение достоверной информации об иностранном конституционно праве и его институтах. Огромно значение этой функции в учебном процессе для получения качественного юридического образования. 2. Прогностическая – позволяющая оценивать и предвидеть тенденции государственно-правого развития. 3. Прикладная – позволяющая применять знания иностранного конституционного права для совершенствования практики функционирования национальной государственности. 4. Коммуникационная – способствующая юридически корректному поведения специалистов в условиях действия иностранного конституционного и международного права. Наука конституционного права позволяет повысить эффективность правотворческой и правоприменительной деятельности органов государственной власти, содействует укреплению законности и правопорядка. Наука конституционного права в советский период была чрезвычайно идеологизирована, нередко зарубежная политико-правовая действительность рассматривалась исключительно негативно и сверхкритично. На современном этапе наука зарубежного конституционного права характеризуется обновлением своей методологической базы, широким плюрализмом в методологии исследований. употреблении данного термина речь идет о сравнительном изучении конституционного права различных государств, а также об учебной дисциплине. Конституционное право конкретного государства - национальная отрасль права, т. е. упорядоченная совокупность правовых норм, содержащихся в конституции, законах, подзаконных актах и иных источниках права, регулирующих определенную категорию общественных отношений (правовое положение личности. устройство государства, организация системы органов государственной власти, отношения государства и гражданского общества). В некоторых странах наряду с термином «конституционное право» также используется термин «государственное право» (например, ФРГ). По сути, это одна и та же отрасль права, однако иногда они могут не совпадать по объему. Свое название конституционное право получило от особого юридического документа - конституции, которая является основным законом государства (в ФРГ это официальное наименование). Однако источниками конституционного права наряду с конституцией являются и иные нормативные правовые акты, правовые обычаи, судебные прецеденты и международные договоры. Конституционно-правовое регулирование распространяется на все главные сферы общественной жизни: экономику, социальные отношения, политику, идеологию. Традиционно в конституционном праве демократических государств акцент делается на права личности. В тоталитарных государствах, напротив, главное внимание уделяется роли государства. В настоящее время законодательство развитых демократических стран все более склоняется к комплексному решению этого вопроса. В подавляющем большинстве современных государств (а их около 200) наряду с иными отраслями права существует конституционное право Основы главных сфер общественной жизни в комплексе регулируются только конституционным правом. Нормы конституций являются исходными для других отраслей права, развиваются в этих отраслях. Таким образом, конституционное право играет ведущую роль в национальной правовой системе.

2. Источники конституционного права зарубежных стран - Источники конституционного права в зарубежных странах многообразны В первую очередь, это нормативные акты. регулирующие конституционно- . правовые отношения. Особое место среди источников занимает конституция - основной закон государства (исключение - ряд мусульманских государств). В федеративных государствах субъекты (штаты, земли и пр.) также часто имеют свои конституции. Законы можно классифицировать по различным основаниям. Например, по источнику происхождения законы могут быть приняты парламентом, надпарламентскими и подпарламентскими органами, на референдуме (референдные). Общая классификация законов выглядит следующим образом:- конституционные - вносят изменения в конституцию или дополняют ее;- органические - принимаются в усложненном порядке и обычно регулируют какой-либо институт конституционного права в целом); - обыкновенные - регулируют отдельные вопросы; - чрезвычайные - обычно согласно самой конституции такие законы могут отступать от ее положений, но принимаются только в особых условиях, на короткий срок (30-60 дней). Среди иных нормативных актов необходимо назвать: - внутригосударственные публично-правовые договоры (например, Соглашение о разделе Чехословакии на два государства с 1 января 1993 г);- регламенты парламентов и их палат;- акты главы государства и исполнительной власти;-акты органов конституционного контроля и др. В ряде государств существуют и иные источники - судебный прецедент - решения судов высших инстанций, становящихся основой для принятия решений по аналогичным делам; - конституционный обычай - сложившееся в практике деятельности государственных органов поведение, имеющее устный характер (оба эти источника характерны, прежде всего, для англо-саксонского права);- религиозные источники (в ряде мусульманских государств Коран заменяет конституцию или считается актом, имеющим высшую юридическую силу);- международно-правовые акты (Маастрихтский договор 1992 г. о Европейском союзе и пр.);- редко в качестве источника конституционного права выступает правовая доктрина. Помимо названных существуют и другие источники конституционного права, например, нормативные акты субъектов федераций, постановления военных властей и пр. 3. Конституция в зарубежных странах: понятие, содержание, форма, юридические свойства - Существует ряд классификаций конституций по различным основаниям. По времени происхождения конституции принято различать по поколениям: первого поколения, первые в истории государств, действующие до настоящего времени (США - 1787 г., Люксембург - 1868 г. и др.): второго поколения. Припятью до Второй мировой войны (Ирландия - 1937 г. и др.); третьего поколения. принятые в послевоенное время (Япония -1946 г., Франция - 1958 г. и др.): постсоциалистические конституции четвертого поколения (Чехия, Словакия - 1992 г.. Польша - 1997 г. и др.,). По порядку принятия октроированные, принятые представительным органом, одобренные на референдуме. В зависимости от формы различают писаные и неписаные конституции. В подавляющем большинстве современные конституции писаные, т. е. составленные в форме единого документа (редко - нескольких систематизированных документов, например в Швеции). Неписаные конституции представляют собой совокупность основополагающих законов, правовых обычаев и судебных прецедентов (Великобритания. Новая Зеландия). По способу изменения конституции делят на гибкие и жесткие. Гибкие конституции могут изменяться в том же порядке, что и обычный закон Для внесения поправок в жесткие конституции предусмотрен особый усложненный порядок. По юридическому содержанию - инструментальные и социальные конституции. Первые не содержат социальных положений, в настоящее время таковыми являются наиболее старые конституции (например, США). Современные конституции – социальные. В зависимости от происхождения различают оригинальные и заимствованные конституции. К числу первых относятся конституции США. Швейцарии. Франции и пр. Заимствование характерно для бывших колоний, чьи конституции представляли собой слепок с основного закона бывшей метрополии. Существует и ряд иных классификаций по сроку действия - временные и постоянные: с точки зрения целепопагания - программного характера и констатирующие: в зависимости от социальной сущности - полуфеодально-теократические, развитого капиталистического общества, тоталитарного социализма, постсоциалистические; по социальному содержанию - авторитарные, демократические и тоталитарные конституции. В литературе можно встретить и другие классификации Но надо помнить, что все они в определенной мере условны.

4. Способы и порядок принятия и изменения конституции в зарубежных странах - Существуют следующие способы принятия конституций Октроированные (дарованные) конституции - пожалованные единолично главой государства (обычно абсолютным монархом) своему народу. Сейчас такие конституции действуют в Омане, Непале и др. Разновидность октроирования имела место в эпоху приобретения колониями независимости, когда метрополия даровала им конституции, которые впоследствии были заменены. Принятие конституции представительным органом - способ широко распространенный. В качестве органа, принимающего конституцию, может выступать специально избранное для этой цели учредительное собрание), о может именоваться По-разному, например, конституционное собрание, учредительный конгресс и пр.) Обычно сразу после принятия конституции такой орган распускается. Учредительным собранием принимались конституции в Италии. Болгарии, Колумбии и др. Также конституции могут приниматься парламентом (Китай, Украина, Финляндия и др.) или надпарламентским органом (Афганистан, Монголия). Как правило, для принятия конституции парламентом требуется квалифицированное большинство голосов депутатов. Принятие конституции на референдуме - общегосударственное голосование избирательного корпуса за предложенный проект или против него. С одной стороны, подобный способ, безусловно, демократичен, так как народ непосредственно принимает основной закон государства. Но, с другой стороны, избиратели, одобряя конституцию в целом, лишены возможности предлагать какие-либо изменения и дополнения. На референдумах были приняты конституции Франции, Швейцарии, Беларуси и др. Существует также комбинированный способ: на референдум выносятся уже принятые представительным органом конституции (Испания, Польша) или принятые на референдуме конституции утверждаются парламентом (Эфиопия и др.). Помимо названных, истории известны и такие способы. как принятие конституции высшим партийным органом, военными властями при переходе к гражданскому правлению и ряд других. По способу изменения конституции принято делить на гибкие и жесткие Гибкие конституции могут изменяться в том же порядке, что и обычный закон (Великобритания, Саудовская Аравия) Для внесения поправок в жесткие конституции предусмотрен особый усложненный порядок, например принятие поправок на референдуме (Швейцария), квалифицированным большинством голосов в парламенте (Италия), утверждение поправок субъектами Федерации (США, Германия) В ряде стран некоторые нормы, а иногда и главы конституции не подлежат изменению (Греция, Португалия и др.).

5. Понятие, виды, органы конституционного надзора (контроля) в зарубежных странах - В юридической литературе применяется два термина - конституционный контроль и конституционный надзор. Конституционный контроль - особый вид правоохранительной деятельности, заключающийся в проверке соответствия законов и иных нормативных актов конституции данного государства. Органы конституционного контроля, обнаружив указанное несоответствие, правомочны своей властью отменить нормативный правовой акт. При осуществлении конституционного надзора соответствующий орган не правомочен, отменять акт, противоречащий конституции. По времени применения выделяют предварительный и последующий конституционный контроль (надзор). В первом случае проверке подвергаются нормативные правовые акты, уже Припятью и вступившие в силу (США, ФРГ и др.). Во втором случае - закон, находящийся на стадии рассмотрения в парламенте и еще не вступивший в силу (Франция, Швеция и др.). По содержанию конституционный контроль (надзор) может быть формальным (проверяется соблюдение процедурных правил, установленных для принятия соответствующего нормативного акта) или материальные (проверяется содержание нормативных актов с точки зрения их соответствия конституции), абстрактным (осуществляется по инициативе какого-либо из уполномоченных субъектов без конкретного повода) или конкретным (осуществляется только в связи с каким-либо определенным судебным делом). Конституционный контроль (надзор) может осуществляться различными государственными органами главой государства, парламентом, прокуратурой и пр. Однако, в настоящее время в подавляющем большинстве государств действуют специализированные судебные или квазисудебные органы. Таким образом, Конституционный контроль (надзор) осуществляют: суды общей юрисдикции, обычно в этом случае окончательное решение принимается высшей судебной инстанцией (США, Япония, Индия и др.); специальные конституционные суды, для которых конституционный контроль - единственная функция (Австрия, ФРГ, Испания и др.): специально создаваемый особый орган несудебного характера (например, Конституционный совет во Франции) В исламских государствах, помимо высших судебных инстанций, конституционный контроль (надзор) осуществляется такими органами, как суд шариата и исламский совет (Пакистан, Иран, Малайзия и др.).

6. Личные права и свободы граждан в конституциях зарубежных стран - Личные права и свободы обычно относят к естественным, неотъемлемым правам личности, самым важным гарантиям и проявлениям человеческой свободы. Поэтому их распространяют не только на граждан государства, но и на всех других людей, проживающих на его территории. Защита человека от произвола государства состоит в признании следующих прав и свобод. Достоинство личности – это качество человека, равнозначное праву на уважение и обязанности уважать других. Оно достигается развитием личности, осознающей свою свободу, равенство и защищенность, это запрет подвергать человека пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Право на жизнь – неотъемлемое право человека, означающее, что никто не может быть произвольно лишен жизни. Право на жизнь прежде всего предполагает проведение государством миролюбивой внешней политики, исключающей войны и конфликты. Ряд государств (Япония и др.) провозгласили в своих конституциях отказ от войны. Свобода и неприкосновенность личности – гарантия, которая вытекает из признания человека свободным. Никто не вправе силой или угрозами принуждать человека к каким то действиям, подвергать его истязанию, обыску или наносить вред здоровью. Наиболее сильные гарантии неприкосновенности и безопасности личности выступают в форме уголовно правового запрета любых обратных действий граждан и должностных лиц. Неприкосновенность частной жизни – гарантия защиты тех сторон личной жизни человека, которые он не желает делать достоянием других. Вмешательство возможно только на основе закона при наличии признанных законом оснований. Конституциями и законами закрепляется право человека на личную и семейную тайну, на защиту своей чести и доброго имени. Ни от кого нельзя требовать сведений, касающихся происхождения или деловой активности родственников, интимных связей, источников финансового состояния семьи и т. д. Неприкосновенность частной жизни включает также право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телефонных и иных сообщений. Составной частью права на частную жизнь, личной свободы и достоинства человека является неприкосновенность жилища. Проникновение в жилище против воли проживающих в нем лиц возможно только на основании закона или судебного решения. Свобода совести и вероисповедания предполагает право человека как верить в Бога в соответствии с учением той или иной свободно выбранной им религии, так и быть атеистом. Свобода мысли и слова относится к числу личных и одновременно политических свобод человека. Свобода слова позволяет каждому человеку выражать свои мысли, убеждения и мнения.

7. Политические права и свободы граждан по конституциям зарубежных стран. Порядок их осуществления - Эта группа конституционных прав и свобод предоставляет гражданам возможность участвовать в общественной и политической жизни. Эти права и свободы провозглашены во Всеобщей декларации прав человека, закреплены в Международном пакте о гражданских и политических правах. Свобода союзов и ассоциаций подразумевает право граждан на создание политических партий и других общественных организаций, которые обладают свободой деятельности. Право граждан на объединение в политические партии подкреплено достаточно серьезными гарантиями, кроме партий, преследующих незаконные цели. Суть свободы демонстраций и собраний состоит в том, что на проведение собраний, митингов, шествий, манифестаций, демонстраций не требуется предварительного разрешения властей и они не ограничиваются местом и временем. Составной частью политической свободы является свобода печати, радио и телевидения. Так, в ряде стран (США, Великобритания, Австралия и др.) предусмотрена высокая материальная ответственность и даже уголовные наказания за нарушения законов о печати. В число политических прав нередко включается право на участие в отправлении правосудия. Некоторые конституции фиксируют это в общем виде, используя формулу: «Народ участвует в отправлении правосудия» (Конституция Италии), другие – путем указания на формы участия представителей населения в судебном рассмотрении конкретных дел (Конституция США). Самая распространенная форма – институт присяжных заседателей (США, Великобритания): присяжные, также обычные граждане, образуют самостоятельную коллегию в составе, как правило, 12 человек (бывает и 6), которые призваны в итоге судебного разбирательства единогласно или большинством голосов ответить на вопрос: виновен обвиняемый или нет. В зависимости от этого вердикта профессиональный судья выносит приговор. Обязанности граждан в своей совокупности составляют правовой статус гражданина и человека. Обязанности далеко не всегда закрепляется в конституционном порядке, но все же вытекают из предписаний тех отраслей права (уголовного, административного и др.), которые указанные ограничения закрепляют Среди основных обязанностей – уважать конституцию, участвовать в голосовании на выборах в высшие органы государственной власти (там, где существует обязательное голосование), соблюдать законы, платить налоги, являться в суд по вызову, отбывать воинскую повинность (там, где она существует), подчиняться полицейским предписаниям и др. Нарушение этих обязанностей влечет за собой наказание. Новейшие конституции (Словакия и др.) подчеркивают, что обязанности граждан могут устанавливаться только законом. При этом различаются обязанности граждан и лиц, не имеющих гражданства данного государства (последние, например, не несут воинской повинности).
  1   2   3   4   5   6   7   8
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации