Билеты по русской литературе второй половины 19 века - файл n1.docx

Билеты по русской литературе второй половины 19 века
Скачать все файлы (222.2 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.docx223kb.03.02.2014 17:20скачать

n1.docx

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
1) Общая характеристика общественной ситуации 1870-1880-х

70-е - правление А2. Вообще 70-е - это с 1866 (выстрел Каракозова в А2) по 1 марта 1881г., т.е. до конца правления А2. С 81г. - правление А3, т.е. свёртывание реформ А2 (отм. к.п., реф. образования и т.д.). Напр., в 70-х возникли высшие женские курсы, проведена городская реформа, громкие судебные процессы ведут адвокаты, появ. присяжные. 1874 - военная реформа (всеобщая воинская повинность вместо рекрутской, 6 лет, а не 25, нет телесн. наказаний - выиграли р-турецкую войну).

Т.о., генетически связанные с предшествующим десятилетием 70-е годы проходили под знаком развертывающейся реформаторской деятельности императора Александра II, которая, однако, осуществлялась, как и прежде, нерешительно и непоследовательно. Постоянные оглядки монарха на старые, но еще сохраняющие силу феодально-крепостнические традиции, нервная боязнь оппозиции придавали его царствованию сбивчивый, противоречивый характер, передающий черты неустойчивости и общественному настроению. Правительство Александра II никак не могло, а зачастую и не хотело наладить диалог с обществом и обратить общественное мнение себе на пользу.

Все ключевые должности занимали закоренелые, убежденные крепостники. В 70-е годы Александр II вступил с первейшим противником прогрессивных преобразований шефом жандармов Петром Шуваловым. В 1874 г. П.А. Шувалова, которого побаивались даже при царском дворе, сменил А.Л. Потапов, главный организатор беззаконного осуждения Н.Г. Чернышевского. Два года спустя жандармское кресло занял Н.В. Мезенцев, шуваловец до мозга костей. Свои отношения с литературой он начал с установления полицейского надзора за Ф.М. Достоевским, совершенно не причастным к каким-либо антиправительственным акциям. Затем жандармский корпус возглавил А.Р. Дрентельн, соавтор почти всех реакционных постановлений правительства в 1879—1880 гг. Безграничным доверием монарха все эти годы пользовался Д.А. Толстой, министр просвещения и обер-прокурор Святейшего Синода. По поводу его отставки И.С. Тургенев писал из Москвы П.В. Анненкову в апреле 1680 г.: «Такого взрыва общей радости я еще не видывал». Но радость длилась недолго: пришедшего на его место обер-прокурора Синода К.П. Победоносцева тот же И.С. Тургенев назвал именем испанского инквизитора Торквемады. О министре внутренних дел А.Е. Тимашеве, благополучно прослужившем с 1868 г. десять лет, автор «Отцов и детей» писал: «С каким рвением он запрещал, стеснял».

А.Е. Тимашев и Л.С. Маков вместе с министром юстиции К.И. Паленом — еще одним шуваловцем, правившим своим министерством до 1878 г., — изрядно потрудились, чтобы ограничить самостоятельность и гласность ненавистного им земского движения.

Оппозицию усиливали конституционные требования, которые формулировались тем определеннее, что освобожденная Болгария уже получила конституцию, разработанную русскими авторами. Александр II неоднократно высказывался о несвоевременности введения конституции в России, но конец его царствования все же ознаменовался поручением сформировать подготовительные комиссии для выработки основных конституционных положений.

Несовершенства крестьянской реформы, в частности сохранение высоких оброков и увеличение выкупных платежей за землю, способствовали росту недовольства большинства крестьян, ожидавших от царя земельного передела в виде дополнительного наделения их землей.

В 70-е годы ускоряется процесс социального расслоения крестьянства, вызванный начавшейся капитализацией. Это привело к разорению большинства крестьянских хозяйств.

Репрессии порождали очередной всплеск общественных возмущений и растущую революционизацию молодежи. Стали возникать тайные организации, участились аресты, а вслед за ними и политические процессы. Первым из них в начавшемся десятилетии стал суд в июле—сентябре 1871 г. над участниками нечаевской организации «Народная расправа».

Процесс над «нечаевцами» не остановил революционного движения. Начало массового «хождения в народ» пришлось на весну—лето 1874 г., очень скоро в общественном сознании оно получило наименование «народничество».

Становление и развитие народнического движения оказало сильное влияние на всю культурно- историческую ситуацию в стране, в том числе на литературу.

Первый этап народничества окончился неудачей. Уже в 1874 г. под арестом оказались более четырех тысяч человек.

В конце 1876 г. создается нелегальная организация «Земля и воля», объединившая народников-пропагандистов и народников-террористов. В декабре 1876 землевольцами была организована политическая демонстрация на Казанской площади в Петербурге. Арест 21 человека положил начало особому следственному делу (январь 1877).

1881г. - убийство царя "Народной волей".
2) Общая характеристика литературной ситуации 1870-1880-х. Народничество в литературе

В 70-е годы почти вся литературная жизнь, как и в предыдущие годы, сосредоточивалась в журналах. Нередко по тому, в какую именно редакцию отдавал свое сочинение писатель, судили о его общественных и эстетических пристрастиях.

Ещё в 60-х журналы политизируются, уходят в разные лагеря.

К демократической группе изданий принято относить журналы Отечественные записки» и «Дело».

«Отечественные записки» (1820—1884) с 1839 г. принадлежали АЛ. Краевскому, а в 1868 г. были переданы им в аренду НА. Некрасову, который после закрытия властями «Современника» (1866) искал возможность восстановления демократического издания. В ближайшие сотрудники по редактированию Некрасов пригласил М.Е. Салтыкова-Щедрина и Г.З. Елисеева.

Работе редакторов в разное время помогали Г.И. Успенский, В.А. Слепцов. Согласие на сотрудничество дал Д.И. Писарев, который до своей гибели летом 1868 г. успел написать для журнала несколько статей. Редакции удалось заручиться постоянным сотрудничеством А.Н. Островского, его пьесы публиковались в журнале ежегодно (1868—1879). Читателям «Отечественных записок» адресовал свой новый роман «Подросток» (1875) Достоевский. У Некрасова печатались Ф.М. Решетников, М.А. Маркович, Н.Н. Златовратский, В.М. Гаршин. Из публицистики самыми заметными стали статьи А.Н. Энгельгардга «Из деревни» и талантливые обзоры Г.З. Елисеева.

Самое активное авторство в «Отечественных записках» закрепилось за М.Е. Салтыковым-Щедриным. Свидетельством зрелости его таланта стали опубликованные в журнале такие масштабные художественно-сатирические полотна, как «История одного города» (1869—1870), «Помпадуры и помпадурши» (1863—1868, 1871—1874), «Господа ташкентцы» (1869—1872), «Дневник провинциала в Петербурге» (1872), «Благонамеренные речи» (1872—1876).

Журнал «Дело» (1866—1888) явился непосредственным продолжением запрещенного в 1866 г. «Русского слова». Официальным его редактором до 1880 г. числился Н.И. Шульгин, но фактическим руководителем все это время был Г.Е. Благосветлов, которому по беллетристическому отделу помогал А.К. Шеллер-Михайлов. Вместе с Благосветловым в издание пришли бывший сотрудник «Русского слова» Д.И. Писарев, Н.В. Шелгунов, ставший ведущим критиком в журнале после смерти Д.И. Писарева, Г.И. Успенский, А.И. Левитов.

К либеральной периодике принято относить журнал «Вестник Европы», газеты «Неделя» и «Русские ведомости». Между тем в них заметно проявлялся демократический элемент, и правильнее было бы называть их либерально-демократическими изданиями.

Газета «Русские ведомости» (1863—1918) наибольший читательский интерес приобрела в 1870—90-е годы. Газета выступала в поддержку либеральных реформ во всех областях экономической, политической и общественной жизни России, последовательно осуждая отступления от этих реформ.

«Вестник Европы» (1866—1918) издавался профессором-историком М.М. Стасюлевичем. Политическая программа редакции ограничивалась конституционной монархией, в экономической и общественной сферах пропагандировались идеи либеральной буржуазии. Не разделяя революционных настроений, редакция в то же время часто выступала оппозиционно по отношению к власти, критикуя ее репрессивный курс. Не случайно именно в «Вестник Европы» после закрытия «Отечественных записок» пришел М.Е. Салтыков-Щедрин со своими «Пестрыми письмами», «Пошехонской стариной», «Мелочами жизни», «Сказками».

«Вестник Европы» собрал цвет русской научной интеллигенции — Н.И. Костомарова, К.Д. Кавелина, А.Н. Пыпина, А.Н. Веселовского, Н.А. Котляревского, А.Ф. Кони, И.М. Сеченова, И.И. Мечникова, В.В. Стасова. В нем печатались И.С. Тургенев, А.Н. Островский, Н.С. Лесков, Д.Н. Мамин-Сибиряк, А.К. Толстой, А.А. Фет, Я.П. Полонский, А.Н. Плещеев, А.Н. Апухтин. Через И.С. Тургенева в журнал был приглашен в качестве публициста-обозревателя Э. Золя, печатавший здесь «Парижские письма».

Особого разговора заслуживают сатирические издания. Самым заметным из них был «Будильник» (1865—1917), среди авторов которого А.И. Левитов, Г.Н. Жулев, Г.И. Успенский, Н.Н. Златовратский, Л.И. Пальмин, Л.Н. Трефолев, В.А. Гиляровский, А.П. Чехов. Другой сатирический журнал, «Стрекоза» (1875—1918), руководимый опытным журналистом И.Ф. Василевским, пользовался не меньшим успехом. В «Стрекозе» дебютировал А.П. Чехов.

Образчиком умеренных социальных настроений стала газета «Голос» (1863—1884, Петербург). Ее издатель А.А. Краевский не заботился о придании изданию определенного направления, подделываясь под требования публики, что обусловило смешение мнений и вкусов.

Защитником существующего общественного порядка стал «Русский вестник» (1856—1906). В 70-е годы его редактор М.Н. Катков (1818—1887) представлял основную публицистическую силу русского самодержавия, идейно обосновывая устои социальных отношений и осуществляемую правительством внутреннюю и внешнюю политику (хотя изнач. - либеральн.). В 70-х годах в «Русском вестнике» публиковались романы Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, Н.С. Лескова, П.И. Мельникова-Печерского.

Символом крайнего верноподданничества прослыл князь В.П. Мещерский, издатель еженедельной аристократической газеты «Гражданин» (1872—1914). За призыв поставить точку над всеми реформами в России либеральная печать дала ему прозвище Князь Точка. Не разделяя крайностей политической позиции издателя, многие писатели печатались в «Гражданине». В 1873—1874 гг. газету согласился редактировать Ф.М. Достоевский, публиковавший здесь свой «Дневник писателя за 1873 год».

Публикация в журнале - престижней: больше гонорар + больше шансов быть прочитанным, тогда плохо развита книготорговля, но хорошо - почта.

Лит-ра - многослойна. Осн. вопрос - крестьянский, главный он и в лит-ре. Писатели-народники: Глеб и Николай Успенские, Златовратский, Эрдель, Петропавловский, Наумов и др.

Они все разночинцы, почти одно поколение, все начинали в "Современнике" в 60-е, затем в "Отеч. зап.", начинали и жили в тяж. условиях. Лит-ра - осн. источник дохода, все радикалы, между собой знакомы, у всех опыт ссылки, тюрьмы. Все приняли народническую идеалогию. Одинаковая лит. судьба: быстрое признание и забвение. Тематика - расслоение общины, единства крестьян. Разорение подавляющего большинства крестьянских семей, разрушение сельской общины, выделение из крестьянской среды кулаков и богачей, которые наживались на бедах своих же сельчан, переход массы крестьян, ищущих заработка, в фабричные и заводские рабочие — таковы реалии народной жизни 70-х годов, определявшие содержание множества произведений писателей, озабоченных судьбой народа.

Типичное произведение - роман «Устои (История одной деревни)» Златовратского. Землевладельческая идиллия, сплочённость и взаимопомощь. Гг - Масей Волк, образец патриархального крестьянина, поработал в городе, хоть его и ненавидит, купил землю у разорившегосы помещика, отдаёт её миру, создаёт коммуну, всё идеально, но неправдоподобно. Интеллигенция изображена союзниками. Сюжет, как всегда в идиллии, о разрушителе. Внук Масея, Пётр Волк, послужил в городе, вернулся, требует раздела, разбогател, кулак. Раскол в деревне - часть за устои, часть за новое. Конец оптимистичен.

Здесь затронута важная проблема: проблема общины (мира).

- совместное владение землёй, нет и собственности;

- круговая порука;

- совместное решение вопросов на мирском сходе.

Эту коллективизацию, соборность идеализировали, в ней видели особый путь России, она, якобы, очень древняя. На деле, она искусственно создана, т.к. выгодна правительству из-за налогов, а также бедным крестьянам. Т.е. всё можно объяснить экономически, но всё идеализировали:

- Герцен: это ячейка социализма;

- Маркс: это точка опоры для создания социализма в России.

Писатели-народники ощущали себя продолжателями 60-х, отсюда очерковая традиция. Очерк 70-80-х - интерес к статистике, поездки в деревню как командировки за материалом.

Еще одно качество, отличающее очерки 70-х годов, — их циклизация. Объединение очерков в циклы сообщало им многоохватность изображаемых явлений жизни, глубину обобщений. Как о «философии и эпопее земледельческого труда» скажет В.Г. Короленко об очерковом цикле Г.И. Успенского «Власть земли».

Ещё одна линия - пропагандистская, причём среди интеллигенции. Разработка крестьянской темы сопровождалась у писателей- семидесятников» попытками изображения положительного героя — интеллигента, чаще всего разночинца, демократа, просветителя, — бесконечно преданного интересам низших классов. Очерк или рассказ оказывался малопригодным для развертывания этой темы. Сосредоточенность на психологии героя и результатах его деятельности требовала более объемного изображения событий и действующих лиц. Такую возможность мог предоставить только жанр повести или романа. В романах Д.К. Гирса «Старая и юная Россия» (1868, 1870), И.В. Омулевского (Федорова) «Шаг за шагом» (1870—1871), И.А. Кущевского «Николай Негорев, или Благополучный россиянин»

Сатирическая линия - от С-Щ.
3) Основные этапы жизни и творчества Ф. М. Достоевского

1821-1881. Род.в Мск. в семье главврача Мариинской больницы для бедных. К 40 годам отец получил потомственное дворянство, купит имение. Детство - светлое пятно. В семье 5 детей, мл. дети боялись отца, он оч. гневлив. Есть даже версия, что его убили ненавидевшие крестьяне. Семья жила замкнуто, мало гостей, редкие светские развлечения. В подростковые годы - увлечение театром, Шиллером, круг чтения широк - ром. лит-ра (Скотт), поэзия, рус. лит-ра (Загоскин, Милославский - попул. писатели), Евангелие, Пушкин, Гоголь.

Обучался в мск пансионах:

- пансион француза Сушара - невежда обучал только фр. грамматике, Д. там был несчастен.

- через полтора года одно из лучших частных учебных заведений Москвы, пансион Чермака, там известные профессора.

Учился в Гл. инж. училище, затем поступил на службу. Живёт замкнуто, необщительно, его увлекает христианское ис-во, Корнель, Гофман, нем. натурфилософия. Не дошедшие до нас ранние произведения, о которых мы знаем из переписки: драмы "Мария Стюард", "Борис Годунов", видит себя драматургом (но так и не напишет пьес).

1844-отставка,чтобы заняться лит-рой. Первое пр-ие-«Бедные люди»,1846. Тон его писем меняется, он как бы перевоплощается в Макара Девушкина. С восторгом принята в кругу «натуральной школы». Переводит роман Бальзака "Евгения Гранде" (хотя перевод не очень хорош), оттуда идут многие образы "Ун. и оск."

"Петербургские произведения в стихах и прозе" - фельетон (эссе) о том, как он стал писателем.

Потом отходит к романтическому психологизму.

Но следующая книга «Двойник» натолкнулась на непонимание.

1846 г. - становится социалистом, утопистом, последователем Шарля Фурье, чьи идеи в какой-то мере религиозны. В то же время - влияние Белинского, атеиста. Знакомится с Буташевичем-Петрашевским, посещает его кружок. В кружке не было никакого плана, их объединял протест против насильственных переворотов. В их собрания заслан шпион. 22-23 апреля 1849 г. - арест Петр. и Дост. Смертный приговор в последнюю минуту отменён. Сцену казни Д. описал: 1) в письме 2) в "Идиоте" 3) в "Дн. писателя". Отправлен в омский острог, 4 года. Наблюдения и размышления этого периода - в «Записках из Мертвого дома»(61-62).

После каторги 3 года ничего не пишет. Солдат в гарнизоне Семипалатинска. Набрасывается на книги. Бывает у губернатора, там встретил свою будущую жену.1857-женился на Исаевой. Брак длился 7 лет, он несчастливый.

Хочет блистательно вернуться в лит-ру, перебирает жанры. Его готовы напечатать в "Рус. слове" и "Рус. вестнике". Пишет 2 комич. повести: 1) "Дядюшкин сон". По сути - переделанный водевиль. Гг - карикатура на рус. барина, гротеск. Это человек-машина, весь из кусочков. И дружит с Байроном, и член масонской ложи...

2) для "Рус. Вестника" , но напечатал в "От. зап." - "Село Степанчиково и его обитатели". Переделал "Тартюфа": ханжа, поселившийся в богатом доме. Построено по всем правилам комедии.

Лишь в 1859-вернулся в Питер, хотя хочет туда уже давно. С братом издаёт журналы "Время" и "Эпоха".Первоначально настрой ближе в С-Щ и Некр., потом ситуация меняется, формулируются идею почвенничества:

- вера в свободу духа русских;

- вера в светлое будущее России;

- нужно прекращать учиться у Европы.

Т. е. это что-то среднее м/у западничеством и слав-ом, но его не принимают не в том, не в другом лагере. Это не единая доктрина, а процесс.

1861г. - "Ун. и оск." Стимул к написанию - желание вернуться в лит-ру. Гг - Иван Петрович. 2 истории типа "соблазнённая и покинутая", одна из них - элемент тайны, чтобы роман был завлекательным. Обе построены на принципе контраста, есть волки и овцы.

Было бы банально, если бы не психологич. проработка характеров. Соблазнитель Алёша - добрый, ласковый, бесхарактерный, любит и Наташу, и Катю. Добролюбов: "смрадная козявка". Наташа любит и его недостатки, ей нравится страдать. Алёша - петрошевец. Гл. злодей - кн. Волковский, первый из "сознательных злодеев". Зазывает Ив. Петр. в трактир, хочет дать ему денег, не выходит, срывает маску приличий, исповедуется. Новые хар-ры, новое построение.

Летом 1862г. первое заграничное путешествие, объездил всю Европу. Вылилось в "Зимние заметки о летних впечатлениях". Это первый философский трактат, хоть и написан в виде путевого дневника. Он ничего не пишет о пейзажах, пам-ках архитектуры, это скорее "Россия и Запад". Он признаёт, что мы зависимы от Европы. Программа почвенников.

Второй раз едет в 1863г., роман с Аполлинарией Сусловой.

1864-«Записки из подполья».

Через полгода после смерти брата издание «Эпохи» прекратилось (февраль 1865 года). В безвыходном материальном положении Достоевский написал главы «Преступления и наказания», посылая их М. Н. Каткову прямо в журнальный набор консервативного «Русского вестника», где они печатались из номера в номер. В это же время под угрозой потери прав на свои издания на 9 лет в пользу издателя Ф. Т. Стелловского он обязался написать ему роман, на что у него не хватило бы физических сил. По совету друзей Достоевский нанял молодую стенографистку Анну Сниткину, которая помогла ему справиться с этой задачей. В октябре 1866 года за двадцать один день был написан и 25 числа закончен роман «Игрок».

Роман «Преступление и наказание» был оплачен Катковым очень хорошо, но чтобы эти деньги не отобрали кредиторы, писатель уехал за границу со своей новой женой Анной Сниткиной.

Расцвет творчества

Сниткина обустроила жизнь писателя, взяла на себя все экономические вопросы его деятельности, а с 1871 года Достоевский навсегда бросил рулетку.

С 1872 по 1878 годы писатель прожил в городе Старая Русса Новгородской губернии. Эти годы жизни были очень плодотворными: 1872 — «Бесы», 1873 — начало «Дневника писателя» (серия фельетонов, очерков, полемических заметок и страстных публицистических заметок на злобу дня), 1875 — «Подросток», 1876 — «Кроткая».

В октябре 1878 года Достоевский возвращается в Петербург и проживает до дня своей смерти 28 января (9 февраля) 1881 года. Здесь же в 1880 году он заканчивает написание своего последнего романа «Братья Карамазовы». В настоящее время в квартире расположен Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского.

В последние несколько лет жизни 2 события стали особо значимыми для Достоевского. В 1878 году император Александр II пригласил к себе писателя, чтобы представить его своей семье, и в 1880 году, всего лишь за год до смерти, Достоевский произнёс знаменитую речь на открытии памятника Пушкину в Москве.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации