Подведомственность и подсудность дел, рассматриваемых мировыми судьями (по отдельным категориям дел: гражданским, административным, уголовным) - файл n1.docx

Подведомственность и подсудность дел, рассматриваемых мировыми судьями (по отдельным категориям дел: гражданским, административным, уголовным)
Скачать все файлы (46.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.docx47kb.03.02.2014 16:48скачать

n1.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОЛЖСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, ПЕДАГОГИКИ И ПРАВА»
Юридический факультет

Кафедра гражданско-правовых дисциплин


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
на тему: Подведомственность и подсудность дел, рассматриваемых мировыми судьями (по отдельным категориям дел: гражданским, административным, уголовным)


Работа выполнена студентом группы

3 ЗУЮ 1
Новиковой Натальей Сергеевной
Руководитель практики:
к.ю.н.,доц., заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин

Анна Вячеславовна Борисенко
Оценка:___________________________


Волжский, 2012

Оглавление


Введение 3

1 Подведомственность и подсудность гражданских дел, рассматриваемых мировыми судьями 5

2 Подведомственность и подсудность административных дел, рассматриваемых мировыми судьями 8

3 Подведомственность и подсудность уголовных дел, рассматриваемых мировыми судьями 12

Заключение 16

Список использованной литературы 18

1.Конституция РФ с изменением на 01.03.2012 года. – М.: Литера, 2012. – 64с. 18

2.Федеральный конституционный закон №1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации". Закон Российской Федерации №3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации". М.: Проспект, 2012. - 80с. 18

3.Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации. По состоянию на 15.03.2012. - M.: Омега-Л, 2012. – 143 с. 18

4.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. По состоянию на 20.01.2012. – M.: Омега-Л, 2012. – 364 с. 18

5.Уголовно-процессуальный кодекс РФ. По состоянию на 10 октября 2012 г. – М.: Проспект, 2012. – 256 с. 18


Введение


Право на судебную защиту является правом, гарантированным ст.46 Конституции РФ. И хотя по Конституции РФ судебная форма защиты является не единственной, но преимущественной, так как является наиболее эффективным, а порой единственным, средством восстановления нарушенных прав. Судебная форма защиты является самой распространенной. Она осуществляется судами общей юрисдикции и арбитражными судами. К судам общей юрисдикции относятся Верховый суд Российской Федерации, суды субъектов Российской Федерации, городские (районные) суды и мировые суды. Так как население России нуждается в суде «скором, правом, справедливом», наибольший интерес представляет деятельность мировых судей. Основными задачами мирового суда является обеспечение, охрана и защита прав, свобод и интересов физических и юридических лиц по делам и спорам, не представляющим большой общественной опасности.

В суд люди обращаются в силу разных причин. Так как ошибочный выбор судебного органа может привести к неудовлетворению иска или затягиванию процесса, необходимо установить подведомственность и подсудность.

Под подведомственностью следует понимать совокупность категорий дел, рассмотрение которых входит в компетенцию того или иного судебного органа.1

Гражданское процессуальное право подразделяет судебную подведомственность на четыре вида.

Исключительная подведомственность. К этому виду относят категории гражданских дел, которые подлежат рассмотрению только (исключительно) в судах (например, ограничение дееспособности, лишение родительских прав и др.). Эта категория дел самая большая.

Альтернативная подведомственность предоставляет право заявителю обратиться за защитой нарушенного права либо в суд, либо в иной орган. Например, обжалование неправомерных действий должностного лица помимо суда возможно вышестоящему должностному лицу (органу).

Условная подведомственность предполагает, что перед обращением в суд необходимо пройти внесудебную процедуру рассмотрения (например, по трудовым спорам).

Подведомственность по связи исковых требований - когда гражданское дело имеет несколько неразъединимых требований разной подведомственности, одно из которых подведомственно суду общей юрисдикции, а другое - арбитражному суду.

От понятия подведомственности следует отличать подсудность. Компетенция конкретных судов внутри одной системы определяется нормами о подсудности.

Подсудность можно подразделить на родовую и территориальную.

С помощью родовой (предметной) подсудности дела, подведомственные суду, разграничиваются по первой инстанции между звеньями судебной системы по вертикали, т.е. дело подсудно мировому судье, районному суду, суду субъекта Российской Федерации, Верховному Суду РФ.

Родовая подсудность определяется в зависимости от рода дела, его свойства, характера, значимости и т.д.

Определившись с вопросом, в суд какого уровня подавать заявление, необходимо определить, в какой именно из судебных органов единого звена следует обращаться.

Общее правило территориальной подсудности закреплено в ст. 28 ГПК. Согласно этому правилу иск предъявляется в суд по месту жительства ответчика. Иск к организации предъявляется по месту нахождения организации.

В работе будут рассмотрены подсудность и подведомственность дел, рассматриваемых мировыми судьями по категориям: гражданские, уголовные и административные дела.

1 Подведомственность и подсудность гражданских дел, рассматриваемых мировыми судьями


Гражданские дела у мировых судей рассматриваются по правилам подсудности установленной в Гражданско-процессуальном кодексе РФ (ГПК РФ)

Виды подсудности:  родовая подсудность (по категории дел), территориальная подсудность, исключительная подсудность, подсудность по выбору истца, подсудность связанных между собой дел, договорная подсудность.

Мировые судьи рассматривают по подсудности следующие категории гражданских дел:

Заявление, содержащее несколько исковых требований, одно из которых подсудно федеральному суду, рассматривается федеральным судом.

Если в ходе рассмотрения дела мировым судьей ответчик подает встречное требование, которое подсудно федеральному суду, то мировой судья своим определением передает дело на рассмотрение в федеральный суд.

Споры о подсудности между мировыми судьями и федеральным судом не допускаются.                                             

Законом установлена территориальная подсудность. По общему правилу  иски в суд предъявляются по месту жительства ответчика, а иск к юридическому лицу по месту нахождения юридического лица.

Право выбора территориальной подсудности истцу предоставляется законом для некоторых категорий дел:

  1. Иск к ответчику место жительство, которого неизвестно или он не имеет место жительства в России, может быть подан в суд по последнему известному месту жительства или по месту нахождения  его имущества.

  2. Иски к юридическому лицу могут быть предъявлены по месту нахождения его филиала или представительства.

  3. Иски о взыскании алиментов и об установлении отцовства могут быть подана по месту жительства истца.

  4. Иски о расторжении брака могут быть поданы по месту жительства истца, если с истцом проживают совместные несовершеннолетние дети или по состоянию здоровья выезд истца по месту жительства ответчика затруднителен.

  5. Иски о возмещении вреда  причиненного увечьем, иным повреждением здоровья или в результате смерти кормильца, могут предъявляться по месту жительства истца или месту причинения вреда.

  6. Иски по реабилитации незаконно осужденных, привлеченных к уголовной ответственности, незаконного применения меры пресечения могут подаваться по месту жительства истца.

  7. Иски о защите прав потребителей могут предъявляться по месту жительства истца или по месту исполнения договора.

  8. Иски о возмещении убытков причиненных столкновением судов, о взыскании заработной платы и иных платежей членам экипажа судов за работу на судне могут подаваться по месту нахождения судна или места его приписки.

  9. Если в договоре указано, где он должен исполняться может быть подан по месту исполнения договора.

Закон предусматривает по ряду дел исключительную подсудность:

  1. Иски по спорам на недвижимое имущество, об освобождении его от ареста подается по месту нахождения этого имущества.

  2. Иски о взыскании долгов  наследодателя, предъявляемые до принятия наследства наследниками, подсудны суду по месту открытия наследства.

  3. Иски по требованиям из договора перевозки предъявляются по месту нахождения перевозчика.

Подсудность связанных между собой дел:

  1. Если исковые требования предъявляются к нескольким, ответчика проживающим  в разных местах иск предъявляется по месту одного из ответчика по выбору истца.

  2. Встречный иск предъявляется по месту предъявления первоначального иска.

  3. Гражданский иск, вытекаемый из уголовного дела, если он не был, рассмотрен в ходе судебного разбирательства по уголовному делу или не заявлялся в уголовном процессе, предъявляется по общим правилам подсудности.

До принятия судом дела к своему производству стороны могут изменить территориальную подсудность своим соглашением. Как правило, стороны в заключаемом им договоре устанавливают подсудность в случае возникновения судебного спора.

Изменение исключительной  и родовой подсудности законом не допускается.


2 Подведомственность и подсудность административных дел, рассматриваемых мировыми судьями


Подведомственность, устанавливаемая КоАП РФ и законодательными актами субъектов РФ, представляет собой распределение (закрепление) всех дел об административных правонарушениях между органами административной юрисдикции, которые уполномочены рассматривать дела, отнесенные законом к их компетенции, и назначать физическим и юридическим лицам административные наказания.

Для определения конкретного органа или лица, уполномоченного рассматривать конкретное дело об административном правонарушении, необходимо решить очень широкий круг вопросов: какой орган компетентен в данной сфере, к полномочиям какого должностного лица отнесен данный вопрос, где территориально должно быть рассмотрено дело и т.п. Поэтому в научной литературе принято говорить о видах (уровнях) подведомственности. Так, например, Д.Н. Бахрах выделяет семь уровней подведомственности:

1) международная - определяет, дела о каких административных правонарушениях могут рассматриваться в РФ;

2) государственная - разграничивает полномочия Российской Федерации и субъектов в области рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности;

3) родовая - связана с распределением административно-юрисдикционных полномочий между органами различных ветвей и уровней власти (судьями, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав и государственными органами);

4) видовая - определена положениями главы 23 КоАП РФ, которая состоит из статей указывающих, дела о каких именно административных правонарушениях рассматривает определенный государственный орган. КоАП РФ нередко устанавливает альтернативную подведомственность, когда конкретное дело об административном правонарушении может быть рассмотрено несколькими органами и должностными лицами (например, дело по ст. 20.1 КоАП РФ "Мелкое хулиганство", может быть рассмотрено должностными лицами органов внутренних дел (ст. 23.3 КоАП РФ), а может быть передано ими для рассмотрения мировому судье (ст. 23.1 КоАП РФ);

5) иерархическая (инстанционная) - определяет, орган (структурное подразделение) какого уровня может рассмотреть конкретное дело;

6) должностная - указывает, к компетенции какого именно должностного лица данного органа отнесено решение данного вопроса;

7) территориальная - определяет место рассмотрения дела об административном правонарушении;

По общему правилу дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. В то же время КоАП РФ устанавливает несколько исключений из этого правила:

- во-первых, по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица;

- во-вторых, дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование;

- в-третьих, дела об административных правонарушениях несовершеннолетних, а также об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 5.35, 6.10, 20.22 КоАП РФ, рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении;

- в-четвертых, дело об административном правонарушении, влекущем лишение права управления транспортным средством, может быть рассмотрено по месту учета транспортного средства.

 Действующим законодательством рассмотрение дел об административных правонарушениях и назначение административных наказаний в границах установленной подведомственности возложено исключительно на судей. Дело в рамках этой подведомственности может быть рассмотрено судом в полном составе, но ведущая роль в рассмотрении дел об административных правонарушениях отводится судьям.

Судьи рассматривают самые серьезные и сложные дела об административных правонарушениях с повышенной общественно опасностью, влекущие возможность применения наиболее суровых административных наказаний — административного ареста, лишения специального права, предоставляемого гражданину, конфискации и возмездного изъятия предметов и орудий совершения административного правонарушения, административного выдворения за пределы РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, дисквалификации.

Рассмотрение административных дел судьей является существенной и надежной гарантией прав и законных интересов привлекаемых к административной ответственности лиц, а также потерпевших.

Исключительной компетенцией судей является рассмотрение дел о правонарушениях:

Действующим законодательством предусмотрена совместная подведомственность по некоторым делам об административных правонарушениях судей и других юрисдикционных органов (например, органов внутренних дел). К ним, например, относится мелкое хулиганство. Должностное лицо органа внутренних дел, уполномоченное рассматривать названные дела, вправе налагать на нарушителя штраф, а если применение данной меры административного наказания он признает недостаточным, то направляет дело на рассмотрение в суд. Рассматривая эти дела, судья может применить к нарушителю любое наказание, установленное конкретной статьей закона, включая штраф.

Ряд дел об административных правонарушениях отнесен к исключительному полномочию судьи в связи с их сложностью и особой значимостью (например, дела о нарушении различных правил установки и эксплуатации технических средств связи).

Полномочия судей по рассмотрению дел об административных правонарушениях характеризуются тем, что они вправе рассматривать все правонарушения и назначать все административные наказания, предусмотренные конкретной статьей КоАП или закона субъекта РФ, т.е. действовать в полном объеме своей подведомственности. В то же время другие юрисдикционные органы при рассмотрении аналогичных дел обладают ограниченными полномочиями либо по составу рассматриваемых правонарушений, либо по видам применяемых административных наказаний.

3 Подведомственность и подсудность уголовных дел, рассматриваемых мировыми судьями


Подсудность - это совокупность признаков уголовного дела, в соответствии с которыми уголовно-процессуальный закон определяет суд, правомочный рассматривать данное дело в качестве суда первой инстанции. При определении суда, который должен рассматривать дело, учитывается компетенция суда, т.е полномочия того или иного суда в судебной системе по рассмотрению уголовных дел. Для того чтобы установить, какому суду подсудно конкретное уголовное дело, сопоставляются свойства этого дела и компетенция судов.

В зависимости от характера преступления, места совершения преступления, субъекта преступления принято выделять родовой (предметный) признак подсудности, территориальный (местный) признак подсудности, персональный признак подсудности и признак подсудности по связи дел.

Родовой (предметный) признак подсудности определяется родом (видом) преступления, составляющего предмет производства по уголовному делу, т.е. квалификацией преступления по статье Уголовного кодекса. С помощью родового признака подсудности устанавливается, суд какого звена судебной системы компетентен рассматривать данное дело, и разграничивается компетенция между общими судами и военными судами. Родовой признак подсудности определяется путем прямых указаний закона об отнесении определенной категории уголовных дел к ведению тех или иных судов (ст. 35-38, 421 и 423 УПК).

По этому признаку мировому судье подсудны подсудности мировых судей отнесены уголовные дела двух видов:

1) уголовные дела частного обвинения (ч. 2 ст. 20 УПК РФ);

2) уголовные дела частно-публичного и публичного обвинения о преступлениях небольшой тяжести, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает трех лет лишения свободы, за исключением дел о преступлениях, прямо указанных в ч. 1 ст. 31 УПК РФ.

Территориальная подсудность мирового судьи ограничивается его судебным участком. Создавая судебные участки мировых судей, органы государственной власти субъекта Российской Федерации должны ориентироваться, с одной стороны, на административно-территориальное деление региона (создаются в границах районов), с другой — на численность населения муниципального образования.

Это связано с тем, что внутри района границы судебных участков определяются, как правило, численностью населения, проживающего на данной территории. Статья 4 Закона о мировых судьях предписывает создавать и упразднять судебные участки законами соответствующих субъектов Российской Федерации из расчета численности населения на одном судебном участке от 15 до 30 тысяч человек. Если в данном административно-территориальном образовании проживает менее 15 тысяч человек, в нем создается один судебный участок.

Рассмотрение дела в том суде, в районе деятельности которого совершено преступление, целесообразно потому, что в этом месте, как правило, проживают подсудимые, потерпевшие и свидетели, судьи знают местные условия и могут их учесть при принятии решения, обеспечивается наибольший предупредительный и воспитательный эффект судебного разбирательства.

При определении подсудности дела, когда действия исполнителя и других соучастников совершаются в разных местах, исходят из того, что местом совершения преступления считается место выполнения действий, определяющих квалификацию деяния (например, если в одном месте обвиняемый приобрел оружие, а убийство совершено в другом, - то дело по подсудности направляется по месту совершения убийства).

Если определить место совершения преступления невозможно, дело подсудно тому суду, в районе деятельности которого закончено предварительное следствие или дознание по делу.

Персональный признак подсудности действует в строго указанных в законе случаях. Так, например, уголовные дела в отношении судей и народных заседателей всех судов по их требованию должны быть рассмотрены Верховным Судом РФ (ст 16 Закона «О статусе судей»). Персональный признак подсудности в этом случае связан с особыми гарантиями неприкосновенности судей, позволяет учесть при осуществлении правосудия особенности профессиональной деятельности судьи, а также избежать предвзятого отношения к подсудимому, если бы дело рассматривалось по месту совершения преступления.

Признак подсудности по связи дел содержит правила, позволяющие определить, какой суд должен рассмотреть дело при объединении в одном производстве дел по обвинению одного лица или группы лиц в совершении одного или нескольких преступлений (ст 26, 42 УПК). Так, если дело о нескольких преступлениях, совершенных одним лицом, одновременно подсудно нескольким одноименным судам, оно должно рассматриваться тем судом, в районе деятельности которого закончено предварительное расследование (ч. 3 ст. 42 УПК).

Подсудность дел различным составам суда. Применительно к различным звеньям судебной системы и различным категориям уголовных дел действуют различные составы суда, рассматривающие дела по первой инстанции. В суде первой инстанции дела рассматриваются коллегиально и единолично. Мировые судьи единолично рассматривают дела, по которым может быть назначено максимальное наказание, не превышающее двух лет лишения свободы.

Вопрос о подсудности решается следователем и прокурором при направлении дела в суд (ст. 217 УПК). Судья, получивший дело от прокурора, должен решить, подсудно ли дело данному суду (п. 1 ст. 222 УПК). В случае неподсудности дела данному суду оно должно быть направлено по подсудности без производства каких-либо процессуальных действий Решение о направлении дела по подсудности должно быть выражено в постановлении судьи.

Суд вправе оставить дело, подсудное другому такому же суду, в своем производстве, если он уже приступил к его судебному разбирательству. Однако, если дело подсудно вышестоящему суду или военному суду, оно во всех случаях подлежит направлению по подсудности. Не допускается передача в нижестоящий суд дела, начатого рассмотрением в судебном заседании вышестоящего суда. Такая передача не допускается даже в случае переквалификации в вышестоящем суде действий обвиняемого на закон о менее тяжком преступлении, так как в этом случае вышестоящий суд уже принял одно решение по делу и он должен решить его по существу.

Споры между судами о подсудности не допускаются, т.е. дело, переданное по подсудности в соответствии с законом из одного суда в другой, подлежит безусловному принятию к производству тем судом, которому оно передано.

 

Заключение


Подводя итог вышесказанному, можно сказать лишь одно – в одних случаях выбор судебного органа, в чью юрисдикцию входит рассмотрение конкретного спора, дело очень простое в других – напротив, приходится учитывать все критерии рассматриваемого спора. В любом случае, определяя конкретный суд, следует учитывать как подведомственность дела, так и его подсудность.

В науке гражданского процессуального права различаются несколько видов подсудности: родовая (предметная) и территориальная (пространственная).

Родовая подсудность определяется в зависимости от рода дела, его свойства, характера, значимости и т.д. Родовая подсудность не только помогает правильно определить суд, который будет рассматривать дело по первой инстанции, но и служит критерием распределения нагрузки судов (какое количество дел будет разрешаться тем или иным судом). Кроме того, от уровня судебного звена зависит уровень квалификации судей. Следовательно, более значимые, сложные дела будут сразу разрешаться судом более высокой инстанции. Это также повышает степень независимости суда.

С помощью территориальной подсудности дела, подведомственные суду, разграничиваются между судами одного уровня внутри судебной системы по горизонтали, т.е. в пространстве, на которое распространяется их юрисдикционная деятельность.

Общим правилом территориальной подсудности является место жительство (место нахождения) ответчика.

Подсудность в уголовном и гражданском процессе имеют различную структуру, а так же различные основания.

Подсудность представляет собой процессуальный институт, нормы которого регулируют разграничение компетенции между конкретными судами судебной системы. В этом и есть отличие подсудности от подведомственности. Последняя регулирует отнесение юридических дел к различным правоохранительным органам, в компетенцию которых входит их разрешение.2 

Список использованной литературы


Нормативные правовые акты
  1. Конституция РФ с изменением на 01.03.2012 года. – М.: Литера, 2012. – 64с.

  2. Федеральный конституционный закон №1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации". Закон Российской Федерации №3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации". М.: Проспект, 2012. - 80с.

  3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации. По состоянию на 15.03.2012. - M.: Омега-Л, 2012. – 143 с.

  4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. По состоянию на 20.01.2012. – M.: Омега-Л, 2012. – 364 с.

  5. Уголовно-процессуальный кодекс РФ. По состоянию на 10 октября 2012 г. – М.: Проспект, 2012. – 256 с.



Монографии, учебная литература, комментарии

  1. Глузко В.Н., Волкова В.В., Хахалева Е.В. Административный процесс: учебное пособие . – М.: Издательство ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2010 . - 127с.

  2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации. Комментарии к последним изменениям. – М.:Абак, 2012. – 224 с.

  3. Гражданское процессуальное право России : учебник. – М. Издательство: ЮНИТИ-ДАНА, 2011 г. – 575 с. .

  4. Гражданский процесс : учеб.для студентов вуза / А.А. Власов. – 4-е изд.,перераб. - М.: Издательство Юрайт, 2011.

  5. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / отв. ред. А. Ф. Ноздрачев. - М.: Издательство Юрайт, 2010. - 1590 с.

  6. Панова И.В. Административно-процессуальное право России.- 3-е издание, пересмотренное. - М.: НОРМА, 2011. – 336 с

  7. Подведомтсвенность и подсудность // «Юридический консалтинг «СМФ», 2009: URL http://www.sudurist.ru/w2.html

  8. Рыжаков А.П.  Уголовный процесс: учебник для вузов / А.П. Рыжаков. — Изд. 5-е перераб. — М.: Издательство Дело и Сервис, 2011. — 512с.




1 Подведомтсвенность и подсудность // «Юридический консалтинг «СМФ», 2009: URL http://www.sudurist.ru/w2.html

2 Гражданское процессуальное право России : учебник. – М. Издательство: ЮНИТИ-ДАНА, 2011 г. – 575 с.


Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации