Чернышова Е.Б. Коммуникативное поведение старшего дошкольника (психолингвистическое исследование) - файл n1.doc

Чернышова Е.Б. Коммуникативное поведение старшего дошкольника (психолингвистическое исследование)
Скачать все файлы (125 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc125kb.03.02.2014 16:29скачать

n1.doc

  1   2   3



На правах рукописи

ЧЕРНЫШОВА Елена Борисовна


КОММУНИКАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА

(ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ)


Специальность 10.02.19 - общее языкознание, социолингвистика,

психолингвистика

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата филологических наук
Воронеж - 2001

Работа выполнена на кафедре общего языкознания и стилистики филологического факультета Воронежского государственного университета.
Научные руководители -

Официальные оппоненты -

Ведущая организация -


Защита состоится «__» ___________ 2001 г. в __ часов на заседании диссертационного совета Д 063.48.01 в Воронежском государственном университете по адресу: 394000, Воронеж, пл. Ленина, 10, ауд.__.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Воронежского государственного университета по адресу: 39400, Воронеж, Университетская пл., 1.
Автореферат разослан «__» ___________ 2001 г.
Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат филологических наук, доцент ____________ ВАХТЕЛЬ Н.М.

Развитие современной науки о языке идёт по пути своеобразного разделения лингвистики на две сферы, которые имеют разные объекты и предметы изучения. Описание и исследование языковой структуры является предметом изучения традиционного языкознания, языковая личность - предмет изучения антропоцентрической лингвистики.

Антропоцентрическая (или антропологическая) лингвистика - это область лингвистической науки, изучающая языковую личность и её коммуникативную деятельность.

Антропоцентрический подход к языку переместил исследовательский интерес с анализа внутренней структуры языка на анализ коммуникативного аспекта языка, его функционирования в процессе речевой деятельности. Коммуникативный и антропоцентрический подходы привели к развитию новых лингвистических направлений в сфере коммуникативного поведения. Сначала в рамках лингвострановедения исследовалось коммуникативное поведение народов, затем получили своё развитие такие самостоятельные направления, как гендерная, профессиональная, возрастная лингвистика.

Существует целый ряд фундаментальных исследований развития детской речи, посвященных лингвистическому описанию последовательности появления в речи ребенка тех или иных языковых фактов (А.Н. Гвоздев, С.Н. Цейтлин, Н.И. Лепская, Е.И. Исенина, А.М. Шахнарович).

Наряду с работами по онтолингвистике имеется обширная психологическая литература, посвященная функциональному развитию детской речи или развитию речевого общения (Д.Б. Годовикова, Е.Е. Кравцова, М.И. Лисина).

В последние годы появился ряд исследований, описывающих детское коммуникативное поведение в рамках возрастной лингвистики (Е.Б. Чернышова, Н.А. Лемяскина, Е.И. Грищук, Т.И. Полюкова).

Несмотря на разноаспектную тематику психолингвистических работ в области детской речи, следует отметить тот факт, что проблема описания основных черт коммуникативного поведения старших дошкольников не являлась до сих пор предметом специального исследования в лингвистической науке. Вместе с тем коммуникативное поведение старшего дошкольника является компонентом национального коммуникативного поведения и культуры русского народа. Комплексное описание коммуникативного поведения шестилетнего ребенка, представляющее собой коммуникативную деятельность старшего дошкольника как многоаспектный процесс коммуникативного взаимодействия с миром, взрослыми и сверстниками, представляет собой актуальную научную задачу.

Данное исследование посвящено описанию специфики коммуникативного поведения старшего дошкольника.

Предмет исследования: коммуникативное поведение шестилетнего ребенка как проявление возрастного коммуникативного мышления.

Цель исследования: комплексное описание коммуникативного поведения старшего дошкольника и выявление основных особенностей его коммуникативного мышления.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:


Методика изучения и описания коммуникативного поведения ребёнка
Изучение литературы показало, что лингвистика и психолингвистика обладают фрагментарными сведениями о коммуникативном поведении старшего дошкольника. Кроме того, имеющиеся знания об этом коммуникативном феномене в основном противоречивы. Зачастую теоретические сведения противоречат реальной коммуникативной практике, наблюдения родителей за коммуникативным поведением дошкольников отличаются от наблюдений воспитателей детских садов, реальная коммуникативная деятельность самих детей не соответствует их собственным представлениям о своём коммуникативном поведении.

В целях максимально объективного и системного описания коммуникативного поведения дошкольника нами был использован с некоторыми дополнениями комплекс методик, разработанный Н.А. Лемяскиной (Лемяскина, Стернин, 2000).

Данный комплекс включает в себя:

Фиксация результатов наблюдения за речевым общением производится посредством магнитофонной записи, невербальное поведение описывается наблюдателем механически.

Коммуникативное интервьюирование с дошкольниками проводится устно с магнитофонной записью ответов и последующей их расшифровкой и обработкой. Интервьюирование взрослых может иметь как устную, так и письменную форму.

Результаты наводящей беседы фиксируются на магнитофонную ленту и в последующем расшифровываются. Такие беседы можно проводить со взрослыми (родителями, воспитателями детских садов) и детьми, как в группе, так и индивидуально.

Взрослым заранее предлагалются опросные листы, содержащие вопросы по коммуникативному поведению детей, ответы на которые они должны были дать после завершения наблюдения.

Специальное создание экспериментатором различных условий для взаимодействия детей, моделирующих в общем виде деловые, познавательные и личностные компоненты общения дошкольников как со взрослыми, так и с ровесниками.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что впервые в отечественной лингвистике коммуникативное поведение шестилетнего ребенка получает целостное, комплексное описание по разработанной параметрической модели; выделены релевантные черты коммуникативного поведения шестилетних детей и проведён сопоставительный анализ доминантных признаков коммуникативного поведения старших дошкольников, первоклассников и взрослых как компонента национального поведения лингвокультурной общности.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования полученных результатов и выводов в учебных курсах по психолингвистике, при подготовке учебных пособий для студентов вузов, методических рекомендаций для учителей, воспитателей детских садов и родителей. Разработаны методика исследования коммуникативного поведения старшего дошкольника, методы и приёмы формирования и развития адекватных коммуникативных навыков шестилетнего ребёнка.

Материал исследования: магнитофонные записи речи старших дошкольников в детских дошкольных учреждениях г. Борисоглебска (в различных речевых ситуациях) с последующей расшифровкой записей (90 часов), письменные ответы родителей и воспитателей на вопросы анкет (675 анкет, из них 615 анкет родителей, 60 анкет воспитателей), уственные ответы детей на вопросы анкет (624 опросных листа, заполненных экспериментатором).

Положения выносимые на защиту.

  1. Результаты исследования в таких областях, как социолингвистика и психолингвистика, теория речевой коммуникации, гендерная и возрастная лингвистика позволяют приступить к разработке системного описания основных особенностей коммуникативного поведения человека как комплексного коммуникативного явления. Для этого необходима разработка модели описания коммуникативного поведения, системно отражающей наиболее релевантные его черты.

  2. Возрастная специфика коммуникативного поведения старшего дошкольника имеет многочисленные, ярко выраженные признаки, характерные данному возрасту.

  3. Разработанная параметрическая модель описания коммуникативного поведения, включающая факторов, параметров и признаков, даёт возможность системно описать не только коммуникативное поведение шестилетних детей, но и коммуникативное поведение других возрастных групп.

  4. Эффективными методами описания коммуникативного поведения ребенка являются включённое и скрытое наблюдение, интервьюирование, наводящая беседа, констатирующий эксперимент.

  5. Комплексное описание коммуникативного поведения старшего дошкольника позволяет выявить доминантные черты коммуникативного мышления ребенка, под которым понимается устойчивая совокупность мыслительных процессов, обусловливающих коммуникативное поведение личности.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались на региональной научной конференции "Язык и национальное сознание" (Воронеж, 1998, 1999), на всероссийской научно-методической конференции "Современная языковая ситуация и совершенствование подготовки учителей-словесников" (Воронеж, 1998), на V, VI, VII, VIII научно-методических конференциях "Культура общения и её формирование" (Воронеж, 1998, 1999, 2000, 2001).

По теме диссертации опубликовано 8 работ. Работа обсуждалась на заседании кафедры общего языкознания и стилистики филологического факультета Воронежского государственного университета.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложения, содержащего образцы опросных листов для интервьюирования взрослых и детей. Список научной литературы содержит __ названия.

Содержание работы

Комплексное описание особенностей общения того или иного народа представляет собой национальное коммуникативное поведение, которое в общем виде определяется как совокупность норм и традиций общения народа. Термин "коммуникативное поведение" впервые был использован в 1989 г. в работе: И.А. Стернин. О понятии коммуникативного поведения //Kommunihativ-funktionale Sprachbetrachtung. - Halle, 1989. - S. 279-282 и относится к национальному коммуникативному поведению.

Национальное коммуникативное поведение является одним из компонентов национальной коммуникативной культуры. Наличие коммуникативной культуры обеспечивает возможность формирования коммуникативной компетенции и определенного поведения членов данной социальной группы. Исходя из размеров социальной группы можно говорить о коммуникативном поведении лингвокультурной общности в целом, либо о коммуникативном поведении более мелкой группы, в рамках которой коммуниканты объединены по какому-либо признаку (составу общающихся, теме общения и т.п.). Можно также говорить и о коммуникативном поведении индивида (личности).

Таким образом, в теоретическом плане можно выделить три основных разновидности коммуникативного поведения - национальное, групповое и личностное.

Коммуникативное поведение обладает определенными социально-культурными нормами, которые позволяют охарактеризовать коммуникативное поведение как нормативное или ненормативное.

Существует четыре основных нормативных аспекта коммуникативного поведения: общекультурные, групповые, ситуативные и индивидуальные нормы.

Общекультурные нормы коммуникативного поведения характерны для всей лингвокультурной общности и в основном отражают принятые правила этикета, вежливого общения.

Ситуативные нормы обнаруживаются в тех случаях, когда общение определяется конкретной экстралингвистической ситуацией.

Групповые нормы отражают особенности общения, закрепленные культурой для определенных профессиональных, гендерных, социальных и возрастных групп.

Индивидуальные нормы коммуникативного поведения отражают индивидуальную культуру и коммуникативный опыт индивида и представляют собой личностное преломление общекультурных и ситуативных коммуникативных норм в языковой личности.

Возрастная лингвистика - отрасль языкознания, изучающая возрастную специфику понимания, владения и использования языка различными возрастными группами.

Исследования возрастной лингвистики проводятся в двух аспектах: изучение речи и коммуникативного поведения людей различных возрастных групп.

Анализ лингвистической, психологической, педагогической литературы показал, что наиболее исследованы проблемы формирования детской речи.

Что касается работ по коммуникативному поведению различных возрастных групп, то этот аспект возрастной лингвистики до 90-х г.г. XX века фактически не рассматривался.

Новые перспективы в лингвистике детской речи появились в связи с интенсивным развитием антропоцентрического направления в языкознании, сосредоточившего внимание не столько на языке, сколько на человеке говорящем (Е.С. Кубрякова, А.М. Шахнарович, К.Ф. Седов, В.К. Харченко, И.М. Чеботарёва, Е.Г. Озерова, Н.А. Лемяскина).

Системное описание коммуникативного поведения первоклассников, осуществленное Н.А. Лемяскиной, является первым комплексным исследованием в области возрастной лингвистики, изучающей проблемы коммуникативного поведения и мышления детей младшего школьного возраста.

Описание коммуникативного поведения шестилетних детей, граничащих по возрасту с первоклассниками, представляет особый интерес в плане системного описания детского коммуникативного поведения как комплексного коммуникативного феномена.

Для комплексного описания детского коммуникативного поведения представляется необходимым перечислить и уточнить некоторые общие понятия, отражающие отдельные теоретические аспекты описания коммуникативного поведения.

Теоретический аппарат описания коммуникативного поведения может быть представлен следующим образом.

Описание коммуникативного поведения старшего дошкольника осуществляется на основе разработанного теоретического аппарата и параметрической модели. В параметрической модели выделяются коммуникативные факторы, коммуникативные параметры и коммуникативные признаки. Основой описания являются коммуникативные признаки (действия, факты), выделенные на эмпирической основе. Эти признаки для удобства описания систематизируются, обобщаются в параметры, а параметры – в факторы. В параметрической модели вербальные и невербальные коммуникативные признаки рассматриваются в рамках одних и тех же параметров, поскольку выполняемые ими функции совпадают. Описание коммуникативного поведения старшего дошкольника по параметрической модели позволяет получить полную характеристику релевантных черт детского коммуникативного поведения.

В модель описания коммуникативного поведения старшего дошкольника вошли те факторы, параметры и признаки, которые выявились в ходе экспериментального исследования и оказались релевантными на фоне прежде всего коммуникативного поведения взрослого, а также коммуникативного поведения первоклассника.

Для описания коммуникативного поведения нами использовались предложенные И.А. Стерниным (Модели описания коммуникативного поведения. - Воронеж, 2000).

Принцип системности

Коммуникативное поведение той или иной нации, группы или лица должно быть описано целостно, комплексно, как система. Для этого должна быть разработана модель описания коммуникативного поведения, включающая совокупность факторов и параметров, структурирующих описываемое коммуникативное поведение.

Принцип контрастивности

Наилучшие результаты даёт не сопоставительный, а именно контрастивный подход, который позволяет наиболее надёжно выявить и описать как общие, так и несовпадающие признаки коммуникативного поведения народа, группы, личности.

Использование нежёсткого (ранжирующего) метаязыка

Описание коммуникативных параметров обычно не поддаётся жёсткому ранжированию. Контрастивный характер описания также побуждает использовать такие единицы метаязыка как больше, чаще, меньше, реже, интенсивней чем…

Разграничение и учет общественной нормы и общественной практики

Для многих лингвокультурных общностей характерно такое явление: их представители знают о существовании коммуникативной нормы, но часто (или всегда) её нарушают. Таким образом, описанию должны быть подвергнуты как норма, так и практика.
  1   2   3
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации