Контрольная работа - Теоретическая грамматика - файл n1.docx

Контрольная работа - Теоретическая грамматика
Скачать все файлы (48.6 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.docx49kb.16.02.2014 16:37скачать

n1.docx


Теоретическая часть
1. Укажите основные признаки аналитических конструкций в английском языке. Приведите примеры.


Согласно существующим концепциям, языки делят на те, которые характеризуются синтетизмом, и те, в которых доминирует аналитизм.

Аналитизм – это неспособность полнознаменательных слов к изменению и использование служебных и слов для передачи различных грамматических значений и связи между словами. Английский язык относится к языкам, в которых используются аналитические средства. Видовременные формы английского глагола (is going, has been writing) образуются аналитическим способом, поскольку состоят из служебной части, лишенной лексического значения и передающей требуемые грамматические категории, и знаменательной части, передающей смысловое значение.

Рассмотрим аналитическую форму глагола has lost. В ней служебное слово утратило лексическое значение «иметь», поскольку оно комбинируется с глаголом, обозначающим утрату чего-либо. Подобное сочетание было бы невозможным, если бы «have» сохранил лексическое значение, так как значение «иметь» и «терять» противоположны по смыслу и употребляться в одном значении не могут.

Таким образом, можно выделить следующие признаки аналитизма:

  1. Идиоматичность (лексическая неразложимость) – значение целого не выводится из значения составляющих компонентов (элементов): is being built – «строится», а не «есть быть строить».

  2. Грамматическая неразложимость компонентов формы. Компонент формы в отдельности не несет информации об общих значениях формы: is being built по компоненту is нельзя определить Continuous, также как и по being в отдельности.

  3. Общее грамматическое значение складывается из сочетания всех компонентов, составляющих данную форму. При этом вспомогательный компоненти передает лишь частные внутрипарадигматические значения, а общее видо-временное, залоговое, модальное значения складываются только из всех компонентов вместе: is being built грамматическое значение (Present Continuous Tense, Passive Voice, Indicative Mood) передает вся форма, а вспомогательный глагол is указывает на число и лицо. Вместе с тем, каждый компонент, взятый в отдельности, не несет информации об общем значении формы. Так, has и given не информируют о значении перфекта, так же как и had, been, sent.

  4. Отсутствие лексического значения у служебного слова: have lost, вспомогательный компонент have десемантизирован.

  5. Аналитические формы исторически сложились из синтаксических сочетаний, в основном из определённых типов составного сказуемого. Они превратились в аналитические формы только тогда, когда их грамматическое объединение стало настолько тесным, что синтаксические отношения между ними исчезли. Отсюда следует весьма важный вывод: между компонентами аналитической формы не может быть синтаксических отношений: is and being built, is or being built - недопустимо

  6. Синтаксические отношения с окружением в предложении или в тексте возможны только для всей формы в целом: I was driving a car. Прямое дополнение a car относится ко всей аналитической форме, а не к компонентам was или driving в отдельности. В сочетании had often remembered элемент often является обстоятельством к сказуемому, выраженному аналитической формой в целом.



2. Охарактеризуйте категорию числа в системе имени существительного в английском языке.
План:

1) Имя существительное в системе английского языка.

2) Категория числа.

3) Подклассы имен существительных по категории числа.

4) Соотношение форм единственного и множественного числа.
1) Имя существительное в системе английского языка
Существительное — знаменательная часть речи, обладающая значением предметности. Предметность — грамматическое значение, в силу которого словесные единицы — названия как собственно предметов, так и не-предметов (абстрактных понятий, действий, свойств и т. д.) — функционируют в языке сходным образом с названиями собственно предметов. Словообразовательные средства отглагольных, отадъективных существительных создают возможность для названий состояний, свойств, качеств и т. п. функционировать синтаксически наряду с названиями предметов: movement, strangeness, activity. Эти образования называются синтаксическими дериватами. Морфологическое их функционирование во многих случаях ограничено: не все синтаксические дериваты способны участвовать в морфологических категориях имени. Это — одна из важнейших черт полевой структуры имени существительного.


2) Категория числа
Основное значение категории числа — противопоставление одиночности и множественности предметов. Под множественностью имеется в виду количество свыше одного. Единственное число передается базисной формой, т. e. формой, не имеющей окончаний и совпадающей с основой. Множественное число обозначается на письме формантом -s, который реализуется как ряд алломорфов — /z/, /s/, /iz/ в зависимости от характера финального звука основы (dogs /z/, potatoes /z/; books, cats /s/; classes, bushes /iz/). Такова продуктивная словоизменительная модель формы множественного числа; её можно назвать «открытой моделью», так как новые слова, появляющиеся в языке, оформляются во множественном числе именно этим способом.

Авторы, стремящиеся максимально формализовать описание языка, в частности структуралисты, обычно рассматривают отсутствие окончания в единственном числе как наличие нулевого суффикса. Однако нулевой суффикс не является морфемой, т. e. линейно выделимым отрезком, имеющим звуковую форму. Представляется, однако, возможным говорить о нулевом экспоненте без записи его как морфемы.

Наряду с открытой моделью, существует ряд закрытых групп; входящие в них существительные образуют формы множественного числа с помощью непродуктивных средств, закрепленных только за данными существительными. Это суффиксы, функционирующие только в пределах данных групп: а) суффикс -еп, закрепленный за двумя существительными — oxen, children; б) суффиксы латинских форм множественного числа, заимствованные вместе с теми существительными, которые они оформляли в латыни: -i (nucleus nuclei); -a (stratum strata); -ae (antenna antennae). Список этих существительных невелик, и, что очень важно, у существительных, имеющих широкое употребление, появляются собственно-английские формы: наряду с termini — форма terminuses; наряду с antennae antennas. Дескриптивисты Хэррис, Хоккетт и другие рассматривают суффикс -еп как алломорф (вариант) морфемы s/z, основываясь на их одинаковой функции; очевидно, если принять эту точку зрения, сюда же следует причислить и приведённые выше окончания латинских заимствований. Такая точка зрения возможна только в том случае, если морфема определяется как элемент чисто функциональный, безотносительно к её звуковому оформлению. Между тем, алломорф устанавливается на основании звуковой и смысловой общности. С другой стороны, функциональную общность различных суффиксов множественного числа нельзя отрицать. Мы предлагаем термин «функциональные синонимы», которым будут обозначаться те или иные грамматические средства, сходные функционально, но не являющиеся алломорфами.

Наряду с суффигированными формами, в языке существует небольшая, но очень стойкая группа существительных, использующих чередование гласных для образования множественного числа: /u:/ — /i:/ — tooth teeth, foot feet; /au/ — /ai/ — mouse mice, louselice; /u/ — /i/ — woman women; /ae/ — /e/ — man men. Чередование /ai/ — /i/ существует также в основе child children, наряду с суффиксацией. Это чередование отражает древний способ образования грамматических форм и сохранилось, как видно из перечня слов, у очень немногих существительных.

Наконец, у некоторых существительных отсутствует формальный признак множественного числа: sheep, deer, swine. Так, в предложении The sheep fell into the ditch определить форму числа sheep невозможно, если оно не подсказано более широким контекстом.
3) Подклассы имен существительных по категории числа
Выше были перечислены формальные способы образования форм множественного числа существительных, способных противопоставляться по одиночности/множественности. Однако далеко не все существительные обладают этой способностью, и отсюда возникает наиболее важное подразделение на лексико-грамматические подклассы: на исчисляемыe и неисчисляемые («countables — uncountables»).

К исчисляемым относятся существительные, обозначающие дискретные (отдельные) предметы, существа, явления, ощущения или их проявления: bench, girl, storm, breakfast, departure, illness, joy, wish.

Подкласс неисчисляемых неоднороден. В него входят 1) названия веществ, материалов, не являющихся дискретными: air, brass, oxygen, sugar и т.д.; 2) имена абстрактные, называющие обобщенные понятия, не распадающиеся на дискретные единицы: greatness, validity, anger, gratitude. Граница между исчисляемыми и неисчисляемыми может проходить между лексико-семантическими вариантами существительных: если речь идет об отдельном проявлении ощущения, чувства и т.д., то форма множественного числа возможна. То же самое относится к существительным, обозначающим вещества; если речь идет о различных сортах, типах данного вещества или об указании на их большое количество, возможна форма множественного числа: the horrors of the war; his rages (= fits of rage) were terrible; the wines of Armenia; the snows of Kilimanjaro.

Значение исчисляемости/неисчисляемости является зависимым грамматическим значением (1.0.4). Оно не имеет собственной формы, но реагирует определённым образом на морфологическую форму числа. Образуемые им подклассы входят в полевую структуру существительного: исчисляемые обладают всеми признаками категории числа и входят в ядро поля, тогда как неисчисляемые находятся на его периферии.

Имена собирательные обозначают некое множество единиц как одно целое. В принципе они могут не отличаться от обычных существительных исчисляемых, т. e. имеют форму множественного числа. Они передают объединительную собирательность: a crowd crowds, an army armies. Однако собирательные могут обозначать множество отдельных индивидов; это — существительные раздельной собирательности: the peasantry, the cavalry, the gentry. Они употребляются только в форме единственного числа, с глаголом-сказуемым в форме множественного числа.

Наконец, существует ещё подтип собирательных, способных передавать как объединённость, так и дискретность единиц, составляющих данное множество; в зависимости от задания глагол-сказуемое имеет форму единственного или множественного числа: The group works well (вся группа в целом), но The group were assigned different tasks (отдельные члены группы); The jury consists of twelve members (коллектив присяжных заседателей), но The jury were divided concerning the verdict (речь идет о мнениях отдельных заседателей). Особую группу составляют так называемые «pluralia tantum», обозначающие предметы, состоящие не менее, чем из двух частей; pluralia tantum не имеют формы единственного числа: shorts, scissors, spectacles, trousers (ср. русск. ножницы, очки, сани).
4) Соотношение форм единственного и множественного числа

Определение категории числа, приведённое в начале этого раздела, как категории, передающей отношение одиночности/множественности, учитывает только основное формальное соотношение. Фактически это соотношение гораздо сложнее и, кроме того, оно асимметрично.

Из двух форм числа для всех существительных, кроме pluralia tantum, обязательна только форма единственного числа. Причина этой обязательности кроется в том, что форма единственного числа способна передавать не только наличие количества (один), но и отсутствие количественных измерений для неисчисляемых. Форма же множественного числа всегда передает некое количественное отношение; именно поэтому форма множественного числа способна передавать конкретизацию абстрактного понятия: существительное, обозначающее обобщенный признак (свойство, ощущение) способно также передавать отдельные его проявления (attentions, joys).

Но этим не исчерпывается асимметрия форм числа. Форма единственного числа способна называть и вполне конкретное единично-предметное понятие наиболее обобщенным образом, совершенно отрешенно от количества. Существительное в форме единственного числа может называть предмет, рассматриваемый как представитель данного класса: The badger, for example, builds the most complicated burrow. He случайно в энциклопедиях, справочниках, словарях предмет, подлежащий дефиниции, всегда представлен существительным в форме единственного числа. Таким образом, форма единственного числа может передавать как количественное, так и абстрагированное от количества значение; форма множественного числа всегда имеет количественное значение, хотя бы и весьма неопределённое: Badgers build complicated burrows.


3. Определите морфологические и грамматические особенности причастия I в английском языке.
Причастие первое — неличная глагольная форма, близкая по значению прилагательному и наречию. Она передает признак предмета или действия, возникающий в силу производимого или произведенного действия.

Причастие первое функционирует в двух синтаксических позициях — атрибутивной и адвербиальной; вторая соответствует русскому деепричастию.

Атрибутивное причастие действительного залога основного разряда может употребляться препозитивно, если оно не имеет зависящей от него группы (причастной конструкции). Совмещая в себе глагольные и именные (адъективные) черты, оно может в препозиции приближаться к прилагательному: They must have seen the retreating trio. A loving mother.

При наличии зависимой группы, причастная конструкция всегда стоит в постпозиции: There were stone steps leading to a terrace. He sat down self-assuredly with a party consisting entirely of J a go' s supporters.

Аналитические формы причастия всегда находятся в постпозиции, причем атрибутивная функция им мало свойственна; изредка в этой функции перфектная и пассивные формы встречаются в научной литературе. Именной чертой причастия первого является также его способность занимать позицию именного члена составного сказуемого: The realisation was rather disconcerting. He can be amиsing and he's a scholar.

Существует мнение, что причастие первое может полностью превращаться в прилагательное (a loving mother; it is surprising). Семантически, причастие в этих случаях действительно реализует свои адъективные черты; это не означает, однако, перехода в прилагательное, иначе мы должны признать семантический признак решающим в грамматической классификации. Раз существует однокорневой глагол (в данном случае — to love, to surprise), анализируемая форма является причастием. Прилагательными являются формы на -ing, не произведенные от глагола; так, heartbreaking — прилагательное, а не причастие, так как нет глагола to heartbreak.

Причастие первое может функционировать как обстоятельство. Все формы данной выше парадигмы свободно употребляются в этой функции. Причастие может обозначать одновременность обозначаемого им действия с действием глагола-сказуемого: Roy was standing at his upright desk, reading a manuscript. entered bearing the coffee-tray.

Перфектная форма выражает предшествование: Having ushered Battle into a small room, ... Miss Amphrey withdrew.

Следует заметить, что глаголы с семантикой мгновенного действия употребляются в форме основного разряда, если обозначаемое ими действие непосредственно предшествует действию глагола-сказуемого: Then, catching the other's quizzical eye, he said...

Адвербиальное причастие обычно соотносится с семантическим субъектом, обозначаемым подлежащим; однако существует так называемая абсолютная конструкция, в которой причастие имеет свой собственный семантический субъект; эти конструкции обозначают сопутствующее действие или причинное значение: Не went out of sight, Mrs. Thompson walking sedately beside him. Then, his temper boiling оver, he made a tactical mistake.

В составе сложного дополнения причастие соотнесено с первым компонентом дополнения как со своим семантическим субъектом: It harassed me to see this proud man humiliating himself.

Обладая свойствами глагола причастие имеет формы времени и залога.

Так, переходные глаголы имеют две формы причастия действительного залога и три формы причастия страдательного залога:




Active

Passive

Present

Past

Perfect

asking

--------

having asked

being asked

asked

having being asked


Непереходные глаголы имеют три формы причастия действительного залога:





Active

Present

Past

Perfect

coming

come

having come


4. Наречие в современном английском языке

Наречие поздно получило самостоятельный статус знаменательной части речи. Ранние грамматисты относили наречие к нерасчлененному разряду частиц. (Суит, Есперсен)

Датский лингвист Отто Есперсен относил наречие к частицам, указывая на то, что такие слова как, например, up, immediately, принадлежат к одной группе, так как они не принадлежат ни к существительным, ни к глаголам, ни к прилагательным, ни к глаголам, ни к местоимениям. Есперсен, с одной стороны, различает предлоги, союзы, наречия. С другой стороны, объединяет их. Данное противоречие видно в его системе трех рангов. С одной стороны, наречие занимает самостоятельную позицию члена словосочетания, с другой стороны, рассматривается наряду с классами, неспособными быть самостоятельными членами словосочетания. С позиции трех рангов, наречие занимает вторую ступень подчинения, изредка первую ступень, что исключено для союзов и предлогов.

Фриз относил их в 4-ый класс (в первые три входили слова типа: the good - 3, concert - 1, is/was –2, there - 4).

Отечественные англисты (Ильиш, Смирницкий, Бархударов) включали наречие в систему знаменательных частей речи.

Наречие – это часть речи, определяющая качество действия, свойство, состояние, и указывающая при каких обстоятельствах совершается действие и существует состояние. Наречие – это признак признака. Наречие выделяется в самостоятельную часть речи на основе трех критериев: значения, формы, функции.

Семантическая классификация наречий очень разветвлена и, как всякая семантическая разбивка, в известной мере допускает субъективизм. Мы принимаем основную классификацию, принятую в русской грамматике, — на качественные и обстоятельственные, и уже внутри этих групп укажем на возможные семантические подгруппы.



качественные

наречия способа и образа действия

Наречия меры, степени, количества признака

slowly, sadly,(признак - ly)

исключения: well, fast, low, hard

very, highly, scarecely, much, too, quite


Качественные наречия в большинстве случаев имеют формальный признак — они образованы от прилагательных путем прибавления суффикса -lу. Исключение составляют такие наречия, как well, супплетивное по отношению к good, и наречия типа fast, low, hard, совпадающие по форме с прилагательными (так называемые «flat adverbs»). Наречия, передающие меру, количество признака, обычно не имеют особых формантов; это — такие наречия, как much, quite, too, scarcely, largely, very, greatly, awfully, extremely, little.


обстоятельственные

наречия места

наречия времени

наречия со значением мгновенности действия

наречия со значением частотности

here, near, far, downstairs

now, today, tonight, then

suddenly, at once

often, seldom, twice



Обстоятельственные наречия могут передавать время (then, before, late, early), место (there, near, far, home, away), частотность (often, seldom, twice), мгновенность (suddenly, at once).
Степени сравнения наречий имеют морфологическое выражение только в ограниченной группе. Это — супплетивные формы better, best, more, most, а также формы сравнения от fast, near, hard. В остальных случаях обычно сравнение выражается словосочетанием с more, most, хотя в отдельных случаях возможны оба способа.

Существует проблема аналитичности степеней сравнения, признак признака образуется с помощью др наречия (you can do it more carefully).

Синтаксические функции наречия, как правило, являются обстоятельствен-ными, и только изредка наречия выступают в качестве определений: the then president.

В связи с наречиями упоминается Теория Валентности (т.е. сочетаемости). Бывает, что наречие места и времени является обязательным в структуре и поэтому говорят о постоянной валентности. Есть предложения, когда наречие определяет только предложение. Происходит деление на sentence, noun, verb, adjective, adverb modifiers. Теория Валентности была раскритикована за то, что многие слова наречия попали в разные классы: sentence modifiers и adjective и verb modifiers.

Для англистики характерно смешение классов слов: наречие + прил (drive slow/slowly, feel good).

Существует две проблемы с наречием как частью речи:

1). Некоторые наречия, такие как before, after, since совпадают по форме с предлогами и союзами, отличающимися только по синтаксической функции и позиции в предложении. Профессор Иванова И.П. предлагает считать их единицами, омонимичными наречиям. В противном случае одна и та же единица рассматривалась бы и как знаменательная часть речи и как служебная часть речи, способная функционировать и как член предложения и как служебный элемент.

2). Вторая проблема связана с определением статуса постглагольных десемантизированных единиц, совпадающих по звуковой форме с наречиями (up, off) , либо с предлогами (in, on). e.g Im off. – наречие The plane took off. – постпозитив, изменяющий значение глагола, является десемантизированным (лишенным значения ) элементом и составляет единый комплекс с глаголом. Амосова определяет эти элементы в качестве особых служебных элементов, называя их постпозитивами. Жлуктенко предлагает рассматривать их как образующие единое слово с глаголом, т.е. «аналитическое слово». Профессор Ильиш критикует эту теорию и считает, что такие сочетания как bring them up, put it up не могут рассматриваться в качестве аналитического слова, так как они четко демонстрируют самостоя тельность и подвижность участвующих в них единиц.

Практическая часть

5. Определите морфемный состав и охарактеризуйте каждую морфему следующих слов:
stories

  1. корневая морфема stori ( по правилу орфографии имена существительные в ед. ч. на с предшествующей согласной, образуют мн. ч. путём прибавления окончания -es, причём меняется на -i) и словоизменительный аффикс -s передаёт в данном слове значение множественного числа;

  2. storу – cвободная, открытая, сегментная, аддитивная, значимая, неразрывная морфема, -scвязанная, открытая, сегментная, аддитивная, значимая, неразрывная морфема;

keep

  1. корневая морфема keep, также выделяется нулевая морфема - в категории глагола участвует в противопоставлении слабых категориальных форм (настоящее время, неопределенный вид, действительный залог и др.) сильным категориальным формам (прошедшее время, длительный вид, страдательный залог и др.);

  2. keep - cвободная, скрытая, сегментная, аддитивная, значимая, неразрывная морфема;

newspaper

  1. состоит из двух корневых мофем: news- и -paper, участвующих в таком способе словообразования как словосложение;

  2. news- cвободная, открытая, сегментная, аддитивная, значимая, неразрывная морфема; -paper - cвободная, открытая, сегментная, аддитивная, значимая, неразрывная морфема;

will explore

  1. корневая морфема - explore, will - свободная грамматическая морфема, которая является вспомогательным (глагольным ) элементом аналитической формы The Future Simple Tense;

  2. explore - cвободная, скрытая, сегментная, аддитивная, значимая, неразрывная морфема; will ... - cвязанная, открытая, сегментная, аддитивная, значимая, разрывная морфема;

evolving

  1. корневая морфема evolvе-, словоизменительный аффикс ing передаёт значение причастия первого или герундия;

  2. evolvе- cвободная, открытая, сегментная, аддитивная, значимая, неразрывная морфема; ing - cвязанная, открытая, сегментная, аддитивная, значимая, неразрывная морфема;

have unpredicted

  1. рассмотрим слово unpredicted: корневая морфема –predict-, un- префикс, выполняющий словообразовательную функцию; словоизменительный аффикс ed указывает на прошедшее время (или причастие второе). В нашем случае have - это свободная грамматическая морфема, которая является вспомогательным (глагольным ) элементом аналитической формы have unpredicted и указывает на 1 л. ед. и мн. ч. The Present Perfect Tense;

  2. un- cвязянная, открытая, сегментная, аддитивная, значимая, неразрывная морфема; –predict- cвободная, открытая, сегментная, аддитивная, значимая, неразрывная морфема; have ...ed - cвязянная, открытая, сегментная, аддитивная, значимая, разрывная морфема;


6. Распределите нижеприведенные глаголы по их обобщенной семантике (отношения между субъектом и процессом): arrive, worry, smell, make, neglect, listen, walk, taste, be, support, hear
А. акциональные глаголы - arrive, make, listen, walk, taste;

В. статальные глаголы - worry, smell, neglect, be, support, hear ;

С. глаголы процессуальной семантики - listen, walk;

D. глаголы двойной (акциональной и неакциональной) семантики - make (в значениях совершать, составлять), taste (в значении иметь вкус, привкус)
7. Распределите следующие глаголы по аспектному значению: to sleep, to leave, to work, to build, to feel, to sell
А. предельные глаголы - to leave, to sell;

В. непредельные глаголы - to sleep, to work, to build, to feel;

С. глаголы с двойным (предельным и непредельным) аспектным значением - to build, to sell
8. В каком из приведенных ниже предложений «–ing» форма глагола является:
А. герундием - a), d) ;

В. причастием I - b), c);

С. отглагольным существительным - e)
a) That would mean telling him everything. b) She turned around, smiling. c) When speaking to me, she fumbled with the keys. d) Her fumbling with the keys irritated me. e) The happy ending was unexpected.



Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации