Судаков А.В. Подготовка учащихся по профессии Повар-кондитер к формированию профессиональной компетенции по технике безопасности на уроках предмета Основы безопасно - файл n1.doc

Судаков А.В. Подготовка учащихся по профессии Повар-кондитер к формированию профессиональной компетенции по технике безопасности на уроках предмета Основы безопасно
Скачать все файлы (33.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc34kb.12.01.2014 15:22скачать

n1.doc

Судаков А.В.

(ГОУ СПО «Волгоградский колледж ресторанного сервиса и торговли»)

ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ ПО ПРОФЕССИИ «ПОВАР-КОНДИТЕР» К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ НА УРОКАХ ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Задачи профильной подготовки учащихся по рабочим специальностям требуют формировать у них профессиональные компетенции. Одной из важнейших является умение соблюдать технику безопасности (ТБ) на производстве и навыки безопасной работы (БР) с учётом профессии. Профессия «повар-кондитер» является потенциально опасной, так как связана с работой с кипящими жидкостями, острыми предметами, вращающимися механизмами, электрическими и газовыми приборами и аппаратами. Формирование компетенции по ТБ и БР осуществляется средствами ряда специальных предметов. Вместе с тем можно и необходимо использовать потенциал общеобразовательных предметов, входящих в стандарт общего среднего образования, для подготовки учащихся к более осознанному и ценностно-ориентированному восприятию соответствующего учебного материала при изучении специальных предметов.

Большим потенциалом в этом плане обладает курс «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ), средствами которого формируются как ценностные ориентации на сохранение здоровья и работоспособности, так и начальные навыки соответствующего этой цели поведения на производстве. В результате изучения курса ОБЖ ученик, в частности, должен знать принципы обеспечения личной и общественной безопасности при различных формах деятельности, уметь прогнозировать чрезвычайные ситуации (ЧС) и их последствия, оказывать первую медицинскую помощь (ПМП). Данные знания и умения, повёрнутые в плоскость практической деятельности на производстве, являются основой профессиональной компетенции по ТБ и БР. Важнейшей задачей курса ОБЖ в этом направлении является усвоение общетеоретических знаний по обеспечению безопасности, начальных навыков безопасного поведения и ПМП и формирование на этой основе ценностной ориентации на сохранение жизни и здоровья путём выполнения требований по ТБ и БР.

Рабочая программа по ОБЖ [1], утверждённая в Волгоградском колледже ресторанного сервиса и торговли для всех специальностей построена вокруг двух ключевых понятий: «опасность» и «безопасность» и нацелена на формирование умений обеспечивать собственную безопасность в любых ситуациях, в том числе, на производстве. Под опасностью понимается негативное свойство материи, возможные или реальные явления и события, способные нанести вред, а под безопасностью – состояние защищённости от опасностей [2, с. 202, 204].

Основы компетентностного подхода к усвоению в будущем профильных предметов закладываются при изучении ряда тем первого раздела курса ОБЖ «Обеспечение общественной безопасности и защита от чрезвычайных ситуаций». В теме «Чрезвычайные ситуации техногенного характера» даются первоначальные сведения об эпидемических вспышках, связанных с нарушением санитарных требований и норм на предприятии общественного питания (ПОП), об опасности связанных с ними заболеваний и для самих работников, и для потребителей. При изучении темы «Основные формы деятельности и их характеристика» в качестве примера характеризуется трудовая деятельность повара-кондитера и её влияние на здоровье работника, даются первоначальные сведения о гигиене труда на ПОП. Тема «Обеспечение комфортных условий жизнедеятельности» даёт широкие возможности для формирования представлений о производственной гигиене и санитарии на примере ПОП, о способах создания комфортных и безопасных условий труда. В теме «Производственные системы безопасности» даётся классификация таких систем на примере производственных цехов предприятия общественного питания. При этом закладываются основы ценностной ориентации на способы БР, формирование которых продолжается при изучении второго раздела курса «Основы медицинских знаний».

Тематика этого раздела открывает широкие возможности для развития мотивационной сферы к безопасному и здоровьесберегающему поведению, что станет предпосылкой для изучения в будущем тем по ТБ и вопросов, связанных с БР в рамках профильных дисциплин. Общеизвестно, что эти вопросы сложны для понимания, часто воспринимаются учащимися как надуманные и маловажные. Поэтому при их изложении нередко возникают дидактические проблемы, связанные с недостаточной мотивацией учащихся к их изучению. Однако эти проблемы в значительной мере снимаются, если на уроках по ОБЖ будущие работники приучаются воспринимать производственную среду как постоянный источник потенциальной опасности для здоровья и жизни, и если при этом у них сформированы ценностные ориентации на самозащиту от факторов производственного травматизма и производственных вредностей.

Ведущую роль в решении этой задачи играет рассчитанная на восемь часов тема «Основы здорового образа жизни», при изучении которой учащиеся уясняют для себя, что такое здоровье, какие принципы положены в основу его сохранения. В частности, на этих уроках они получают первоначальные сведения о требованиях к состоянию здоровья повара и способах его формирования и сохранения. Учитывая, что большинство юношей и девушек хотят в будущем работать по избранной профессии, складываются благоприятные предпосылки для формирования мотивационной сферы учащихся на уроке ОБЖ.

Всё сказанное свидетельствует, что для формирования профессиональных компетенций у учащихся начального профессионального образования необходимо выявлять и широко использовать развивающий потенциал общеобразовательных предметов, осуществлять межпредметные связи между ними и профильными дисциплинами.

Литература

1. Судаков А.В. Рабочая программа учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся первого курса НПО на 2009-2010 учебный год. Волгоград, 2009.

2. Рыков Е.Г., Сажин А.Н., Судаков А.В. Обеспечение безопасной жизнедеятельности на региональном уровне (на примере Волгоградской области) // Наука – образование – практика кооперативного строительства. Волгоград, 2006.

Опубликовано: Профессиональная компетентность педагога как условие повышения качества образования. Материалы научно-практической конференции 21 января 2010 года. Ч. II. Волгоград 2010. С. 181 -183.
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации